1600 Метров над уровнем моря

Грандиозные сооружения современности в проекте Discovery Channel

1600 Метров над уровнем моря

90 лет назад, 17 марта 1930 года, стартовали работы по возведению Эмпайр-стейт-билдинг.

Почти 40 лет небоскреб оставался самым высоким зданием мира, однако сегодня он не входит даже в десятку, поскольку резкий рост и развитие технологий за последние полвека позволили человечеству возвести гораздо более впечатляющие объекты — не только небоскребы, но и дамбы, тоннели и буровые установки, больше похожие на плавучие города.

«Сноб» рассказывает о крупнейших инженерных сооружениях мира вместе с Discovery Channel, где по вторникам в 22.00 (мск) выходит проект «БОЛЬШОЕ и Ричард Хаммонд» — в котором ведущий вместе с командой экспертов исследует грандиозные технические объекты и конструкции и показывает, как они устроены

Пресс-служба Discovery Channel

Плотина Кёльнбрейн на реке Мальта — самое крупное гидротехническое сооружение Австрии и один из крупнейших искусственных инженерных проектов мира. Плотина возводилась в период с 1971 по 1977 годы, хотя планы по строительству возникли еще в 30-х годах, но их реализации помешала Вторая мировая война.

Для подвоза материалов пришлось создавать дополнительную инфраструктуру — в Альпах была проложена сложная подъездная дорога с шестью тоннелями.

Однако практически сразу после запуска в эксплуатацию были обнаружены проблемы: несмотря на то что в плотину было залито 1,6 миллиона кубических метров бетона, уже в 1978 году вода начала просачиваться через трещины.

Ремонтные работы длились до 1992 года — трещины заделывались цементом, синтетической смолой и полиуретаном, что позволило добиться абсолютной устойчивости конструкции.

Сегодня поверхность водохранилища располагается на высоте 1902 метра над уровнем моря, водоизмещение плотины — 200 миллионов кубометров.

Ричарду Хаммонду предстоит проникнуть за массивную стену на секретном лифте, обнаружить целую сеть тоннелей, спрятанных внутри плотины, присоединиться к команде инженеров и провести с ними ежедневную проверку огромных клапанов, которые способны выпустить достаточно воды, чтобы заполнить долину. 

Бреннерский тоннель

К 2028 году должно завершиться строительство грандиозного Бреннерского тоннеля, который станет вторым по протяженности в мире после швейцарского Готардского — 55 километров железных дорог будут проходить через Восточные Альпы, под перевалом Бреннер.

Тоннель берет начало от центрального вокзала Инсбрука (Австрия) и идет до Фортецци (Италия): по проекту, он заменит часть нынешней железной дороги Brenner и станет частью «Линии 1» (маршрут Берлин — Палермо) Трансъевропейских транспортных сетей.

Строительство тоннеля именно под перевалом Бреннер продиктовано логистической необходимостью: этот участок — один из важнейших транспортных маршрутов между Северной и Южной Европой.

Кроме того, через Австрию проходят и ключевые грузоперевозки из Восточной в Западную Европу — преимущественно автомобильные, — что негативно сказывается на экологической обстановке региона. Снизить воздействие на окружающую среду и уменьшить пробки призван новый железнодорожный тоннель, строительство которого оценивается в 11 млрд долларов. 

Максимальный уклон новых железных дорог составит всего 1,2%, а уклон в тоннеле — и вовсе около 0,7%, поэтому допустимый вес для перевозок возрастет сразу в два раза. Время в пути, наоборот, сократится: расстояние между Инсбруком и Больцаном локомотивы будут проходить за неполный час вместо двух.

Тоннель проходит в Альпах на высоте около 840 метров над уровнем моря, а заглубление достигает 1600 метров от поверхности земли. В ходе строительства вынимается скальная порода, объем которой, по прогнозам, превысит 11 млн кубических метров.

Ричарду Хаммонду предоставили эксклюзивный доступ в огромный лабиринт строящихся пещер и туннелей между Австрией и Италией, чтобы он мог рассказать зрителям, как человечество научилось — в буквальном смысле слова — сдвигать горы.  

«Бурдж-Халифа»

«Бурдж-Халифа», или «Дубайская башня» — сооружение, про которое множество раз говорят «самое»: самое высокое и самое многоэтажное здание в мире, здание с самым быстрым лифтом, с самым высоко расположенным рестораном и смотровой площадкой.

Этот 130-этажный небоскреб — высочайшее наземное сооружение не только на данный момент, но и за всю историю человечества: он достигает 828 метров. Возведение такого гиганта длилось 6 лет — начало было положено в сентябре 2004 года, а торжественная церемония открытия состоялась 4 января 2010 года.

Строительство шло со скоростью 1–2 этажа в неделю, а каждый день на работах было задействовано около 12 000 человек. 

Пресс-служба Discovery Channel

На создание этого колосса потребовалось примерно 320 тыс. м³ бетона и свыше 60 тыс. тонн стальной арматуры, которые ушли на сборку 180-метрового шпиля.

При этом бетон для «Бурдж-Халифа» разрабатывался отдельно: нужна была такая смесь, которая бы выдерживала сверхвысокие температуры Дубая (до +50 °C).

Чтобы удерживать невероятный вес здания и стабилизировать всю конструкцию, в фундаменте расположили 200 висячих свай длиной 45 метров и диаметром полтора метра, а дополнительную устойчивость небоскребу придает асимметричная форма. 

Пресс-служба Discovery Channel

Поверхность «Бурдж-Халифа» примерно равна площади 17 футбольных полей, а внутри располагаются торговые центры, отель, офисные здания и квартиры. Здание отделано тонированными стеклянными термопанелями, которые уменьшают нагрев помещений внутри.

Стёкла небоскреба моют ежедневно, и Ричарду Хаммонду как раз предстоит попробовать себя в новой профессии — для этого ему понадобится перебороть свой страх высоты.

Кроме того, он побывает практически на каждом этаже «Бурдж-Халифа» и исследует здание вдоль и поперек, чтобы раскрыть уникальные инженерные секреты, позволяющие функционировать этому гигантскому вертикальному городу. 

Платформа Appomattox

Гигантская полупогружная буровая установка Appomattox — крупнейшая платформа компании Shell в Мексиканском заливе. Она была построена на верфи в Техасе для работ в заливе в 130 км от берегов Луизианы, где глубина моря составляет 2250 метров. Комплекс располагается на четырех опорах, весит платформа 125 тысяч тонн, в высоту достигает 45 метров, а в ширину — более 200 метров.

Создавалась эта огромная установка по принципу конструктора лего: корпус был построен в Южной Корее, а на досборку отправлен в Техас. Верхняя часть платформы также строилась модульно: частично ее собирали в Луизиане и Алабаме, а воедино сводили уже в Техасе.

Чтобы транспортировать отдельные составляющие этого грандиозного лего, компании пришлось привлечь супергиганта — специальное судно Guang Hua Kou.

С платформы Appomattox планируется пробурить 15 добывающих скважин и 5 нагнетательных, а ожидаемый объем добычи — эквивалент 175 тыс. баррелей нефти в сутки.

Ричард отправляется исследовать этот невероятный плавучий город, чтобы узнать, какие технологии позволяют платформе противостоять ураганам и штормам, как происходит снабжение всем необходимым, как доставляются грузы и как живут люди, работающие на платформе. 

Обо всех этих грандиозных сооружениях и других гигантских шедеврах инженерной мысли — смотрите в программе «БОЛЬШОЕ и Ричард Хаммонд» по вторникам в 22.00 (мск) на Discovery Channel.

Источник: https://snob.ru/entry/190151/

Гуниб — Согратль: путь в горы

1600 Метров над уровнем моря

От Махачкалы до Гуниба можно добраться на автомобиле по двум трассам: через город Буйнакск и через село Карабудахкент. Второй путь немного длиннее, но живописнее.

Если выбрать его, первое открытие ожидает уже на трассе у Карабудахкента, где расположился частный музей антиквариата «Старый двор».

Его основатель собирал коллекцию 55 лет: ковры, кувшины, посуда, старинные женские украшения. Приглянувшиеся предметы, кстати, можно купить.

Музей антиквариата «Старый двор»

Еще две достопримечательности на пути — Гергебильская и Гунибская ГЭС на реке Каракойсу, что в переводе с аварского означает черная река. Виды впечатляют. Если не останавливаться надолго, то путь до села от столицы Дагестана займет три часа.

Гуниб: головокружительные панорамы и дикие яки

Гуниб располагается на высоте 1600 метров над уровнем моря, на левом берегу Каракойсу. Его название можно образно перевести с аварского как «высота».

К центральной площади Гуниба ведет серпантин дороги. Недалеко от площади находится монумент «Белые журавли» в честь всех погибших в Великой Отечественной войне. Это образ из известного стихотворения Расула Гамзатова, песню на слова которого исполнил Марк Бернес. Со смотровой площадки у 27-метровой стелы открывается живописный вид на окрестности.

Вид на Гуниб со смотровой площадки у монумента «Белые журавли»

Стоит зайти в расположенный неподалеку краеведческий музей. Гостям тут всегда рады и с удовольствием расскажут, с каким кувшином ходила за водой замужняя женщина, а какой — полагался девушке на выданье, покажут «прадедушку» современного памперса и оружие старых воинов, а вдобавок предложат примерить бурку, папаху или красивый платок.

После можно выпить вкусного травяного чая в уютном арт-кафе «Гуниб» на центральной площади. Или попросить сваренный именно в турке кофе, он здесь особенно вкусный.

Далее маршрут ведет в природный парк Верхний Гуниб. Здесь была окончена Кавказская война. Камень, на котором сидел генерал-фельдмаршал Барятинский, когда предводитель горцев имам Шамиль спустился к нему, признав, что силы не равны, стоит до сих пор.

Неподалеку находятся остатки русского военного укрепления — Гунибской крепости. «Штурм» развалин потребует хорошей физической подготовки и сноровки. Наградой станет головокружительный панорамный вид на Гунибское водохранилище и его окрестности.

Некоторые смельчаки забираются наверх с вечера, чтобы переночевать там и встретить неповторимый по красоте рассвет.

Стоит ли упоминать, что впечатляют тут не только остатки старины, но и потрясающая природа. Сочетание альпийского и мягкого субальпийского климатов, живописные виды, чистый воздух, обилие солнца и отсутствие ветров порадуют любого туриста.

Здесь же располагается Горный ботанический сад Дагестанского научного центра РАН, но его экспозиция пока только формируется. На территории Верхнего Гуниба встречаются 16 видов растений, 15 видов насекомых, 10 видов птиц и один — млекопитающих, занесенных в Красную книгу России.

Можно увидеть и уникальный кавказский эндемик — березу Радде.

Высшая точка Гунибского плато — гора Маяк, высота 2 352 метра над уровнем моря. Под Маяком — пропасть в сотни метров, вдали — снежные вершины Богосского массива. Еще недавно на гору можно было добраться на машине за 15−20 минут. Сейчас дорогу автомобилям преграждает яма: ее выкопали местные жители, обеспокоенные обилием туристов — к сожалению, не всегда соблюдающих чистоту.

Тому, кто полон решимости подняться выше облаков, нужно готовиться к героическому пешему подъему длительностью не менее 3,5 часа. Пригодится одежда с длинными рукавами, головной убор и крем с защитой от ультрафиолета. Начало пути на гору пролегает через сосновый бор, но большая часть дороги идет по открытым безжалостному солнцу склонам.

В окрестностях Маяка можно встретить диких яков, к которым не стоит приближаться. Эти животные непредсказуемы, поэтому, если на пути попадется стадо беломордых красавцев, лучше прекратить движение и подождать, пока яки уйдут, или обойти их стороной.

Согратль: вкуснейшие пироги и покинутые хутора

Еще одно колоритное аварское село, Согратль, чье название происходит от слова сугур — сукно, расположено в 25 км к югу от Гуниба, среди гор хребта Нукатль над долиной реки Цамтичай.

В историю Дагестана труднодоступное село вошло благодаря Андалальской битве 1741 года. Армия иранского правителя Надир-шаха вторглась на территорию Горного Дагестана, но получила яростный отпор со стороны объединенных сил местных народов.

Сражение закончилось на Хицибском поле победой горцев. В честь этой битвы возведен мемориальный комплекс «Ватан», то есть «Родина». Он включает в себя стилизованную 11-метровую боевую башню и мечеть.

Здесь же размещается посвященный сражению музей.

Мемориальный комплекс «Ватан»

Внимания заслуживает и Согратлинский историко-краеведческий музей в самом селе. Там можно узнать, например, как выглядят древняя вилка для аварского хинкала и кувшин из тыквы и зачем газеты печатали на холсте.

В Согратле нужно быть готовым за один присест выпить не один стакан чая. Этот напиток — местный бренд, существует и свод многочисленных правил чайной церемонии. Здесь даже проводился чайный фестиваль.

Но для местных жителей это не столько напиток, сколько повод собрать людей за интересной беседой, обсудить проблемы и поделиться радостью. В селе обязательно нужно попробовать еще одно лакомство — беркал, тонкие пироги с тянущейся творожной начинкой.

И не забыть про местную брынзу — она традиционно славится своим вкусом.

А после обеда можно прогуляться по узким улочкам горного селения. Встретив прохожего, тут принято поздороваться и поговорить, если он не торопится. Местные жители очень приветливы, с удовольствием ответят на все вопросы и покажут интересные места.

В октябре 2017 года на центральной площади села открыли восстановленную после пожара 2012 года мечеть имени Шейха Абдурахман-Хаджи Ас-Сугури. Построить ее решили в 1879 году, чтобы вокруг выросло новое поселение, потому что после восстания дагестанцев и чеченцев против русских властей 1877 года Согратль был полностью сожжен.

Мечеть имени Шейха Абдурахман-Хаджи Ас-Сугури

Раньше в окрестностях Согратля было несколько десятков хуторов и мелких селений. Большинство из них сейчас развалины, но некоторые сохранились, и туда стоит отправиться.

Например, в Пидул Мархьи, последний житель которого покинул свой дом три года назад. Или в Нахагорох, что с аварского дословно как «за копной», а образно — «за горой».

Единственная семья, что живет тут круглый год, занимается выпасом коров и овец и делает молочные продукты.

В путешествии по окрестностям Согратля трудно не настроиться на философский лад и не задуматься о самом главном. Чем не еще одна причина отправиться в горы?

Марина Львова

Источник: https://etokavkaz.ru/turizm/gunib-sogratl-put-v-gory

ВашПсихолог
Добавить комментарий