Апперцепции вундта

Вундт о внимании как состоянии сознания и процессе апперцепции. – Шпаргалка – Ответы на экзаменационные вопросы по Общей психологии

Апперцепции вундта

Сознание и внимание в концепции В. Вундта: метафора «зрительного поля»

В. Вундт стал не только первым теоретиком, но и зачинателем систематических экспериментальных исследований сознания и внимания, которые были начаты им еще в 1861 г., за 18 лет до создания знаменитой психологической лаборатории в Лейпциге. Сознание В.

Вундт определил как «сумму сознаваемых нами состояний» и предложил описывать его через перечисление свойств, которые обрбщил в метафоре поля зрения (рис. 2.1).

Сама метафора восходит к идее немецкого философа и психолога Иоганна Фридриха Гербарта (1776 —1841)1, который предположил, что в человеческой душе можно выделить три слоя, или уровня, разделенных «порогами»:

– область ясного и отчетливого сознания,

– область смутного сознания,

– бессознательное.

По В.Вундту, бессознательное, которое никак не представлено в сознании, не может изучаться психологией. Но два оставшихся «слоя» вполне доступны изучению и могут быть метафорически сопоставлены с центром и периферией поля зрения — или, если обратиться к анатомии глазного дна, с центральной ямкой и периферией сетчатки глаза.

Согласно метафоре и наблюдениям В. Вундта , сознание обладает следующими свойствами • Определенная структура: данноенам в феноменальном опыте различение «фокуса», или «фиксационной точки сознания», которая окружена зоной «ясного и отчетливого видения» (зоной внимания), и «периферии» — собственно «поля сознания».

• Объем — количество впечатлений, которые одновременно могут быть представлены в сознании как целое, вне зависимости от того, смотрим ли мы на большое живописное полотно или слушаем музыкальный фрагмент.

Чтобы измерить объем сознания, достаточно попросить человека оценить тождественность двух наборов впечатлений: обнаружить различие между наборами возможно, только если каждый из них умещается в сознании целиком. Если в сознании нам дана только часть одного и часть другого набора впечатлений, мы просто не сможем сделать заключения об их тождественности или, напротив, различии.

Для решения задачи измерения объема сознания В. Вундт воспользовался инструментом, который в конце XIX в. можно было найти в любой психологической лаборатории, а теперь — разве что в музыкальных учебных заведениях. Это метроном — прибор, отсчитывающий такт (рис. 2.2).

Такой прибор позволяет предъявлять ритмичные удары с определенной частотой. Обычно человек субъективно организует удары в группы, например: если каждый первый удар субъективно воспринимается как более сильный, а каждый второй — как более слабый (рис. 2.

3), то образуются группы по два удара, что соответствует музыкальному размеру 2/8.

Производя измерения объема сознания, В. Вундт предъявлял испытуемым ряды равной или различающейся длины и просил сравнивать их. Оказалось, что пределы точной оценки длины ряда — от 16

отдельных ударов, организованных в группы по два, до 40 ударов, объединенных более сложной ритмической группировкой, соответствующей музыкальному размеру 4/4. Если частота ударов не будет слишком высокой или слишком низкой, этот объем не зависит от скорости их предъявления.

• Таким образом, помимо оценки объема сознания эксперименты с метрономом позволили В. Вундту увериться в предположении, что сознание человека ритмично. Ритмичен весь организм человека: его дыхание, сердцебиение, ходьба. Поэтому и любые впечатления, попадающие в сознание, организуются ритмически.

Но придание впечатлениям ритмической формы может осуществляться произвольно и не сводится к физиологическим процессам в организме.

Удары метронома, к примеру, мы властны организовать, делая акцент либо на каждом первом, либо на каждом втором, либо даже на каждом четвертом ударе: в этом случае первый и третий элементы ряда будут восприниматься как самые слабые, второй — несколько сильнее, а третий — как наиболее интенсивный.

• Наконец, со свойством ритмичности тесно связано свойство различительной способности сознания. Организуя элементы сознательного опыта в группы, наше сознание способно дифференцироватьне более четырех степеней интенсивности отдельных впечатлений. Это «максимум различения, который нельзя перейти».

Внимание В. Вундт понимал как «психический процесс, происходящий при более ясном восприятии ограниченной сравнительно со всем полем области содержаний». В метафоре поля зрения оно может быть представлено как некоторая ограниченная часть этого поля вокруг точки фиксации, а следовательно,

тоже имеет объем.

Объем внимания — это число простых, не связанных друг с другом впечатлений или идей, сознаваемых ясно и отчетливо в данный момент времени. Здесь уже роль ритмичности сознания незначительна: только несколько последовательных впечатлений могут осознаваться ясно и отчетливо.

Ясность — собственне свойство каждого отдельного впечатления, тогда как отчетливость — степень отличия впечатлений друг от друга. Например, ясно и отчетливо представлен нам только что прозвучавший удар метронома невозможно, несколько ударов перед ним, остальной ряд уже успевает уйти на периферию сознания.

Однако из этого не следует, что посредством внимания невозможно образование более крупных единиц опыта.

Внимание как процесс апперцепции

Выделенные В. Вундтом свойства сознания, за исключением ритмичности, характеризуют его как состояние, статичную структуру. Но сознание по природе своей динамично, одни элементы уходят из него, другие появляются. Внимание тоже не приковано всегда к одному и тому же объекту: в его фокуде постоянно оказываются новые элементы, вытесняя на периферию прежние содержания.

По мнению В. Вундта, чтобы попасть в сознание, воздействующий на нас стимул должен обладать достаточной физической интенсивностью.

Сам процесс «фактического вхождения какого-либо содержания в сознание», получивший название перцепции, пассивен.

Термин «перцепция» был введен немецким философом Готфридом Вильгельмом Лейбницем (1646—1716) для обозначения общей способности одушевленных существ и даже неодушевленных предметов к восприятию внешних воздействий.

Попадание же элемента в центральную зону сознания, в «поле внимания» — процесс активный. Зависит он уже не от характеристик стимула, а от познающего субъекта. Это элементарный акт воли1. В. Вундт называет процесс сосредоточения внимания на некотором содержании сознания, вновь прибегая к терминологии Г.В.Лейбница и его последователя И.Ф.Гербарта, апперцепцией.

Внимание в концепции В. Вундта и выступает как процесс апперцепции. Вследствие апперцепции элементы сознания, попавшие в «поле внимания», наделяются особыми качествами — большей ясностью и отчетливостью.

В то же время на периферии сознания процесс апперцепции сопровождается особым «чувством деятельности» — субъективным переживанием усилия или напряжения1. Вспомним, что в теории эмоций2, предложенной В.Вундтом, любой эмоциональный процесс может быть представлен как точка в пространстве, задаваемом тремя измерениями: «удовольствие

Источник: https://students-library.com/library/read/62596-vundt-o-vnimanii-kak-sostoanii-soznania-i-processe-appercepcii

Апперцепция – психология

Апперцепции вундта

Апперцепция — это. Восприятие в психологии. Апперцепция — тест

August 2, 2014

Наш прошлый опыт, цели и мотивы деятельности играют одну из главных ролей в восприятии окружающего мира, его предметов и явлений.

История понятия

Само понятие «апперцепция» ввел психолог Г.Лейбниц. Д.С. Брунер предложил термин «социальная апперцепция». Это восприятие социальных групп, народов, рас, отдельных людей.

Психолог обратил внимание на субъективность принятия окружающих людей, в отличие от предметов и явлений.

Философ Иммануил Кант поднял вопрос о трансцендентальном единстве апперцепции, суть которого состоит в том, что осознание своей личности не может быть отделено от осознания окружающей среды.

Альфред Адлер считал, что апперцепция — это жизненный стиль, выработанный человеком. На этом основании психолог разработал схему, представив этот термин как одно из основных звеньев в восприятии. И.Ф.

Гербарт апперцепцию перенес в педагогику, называя ее осознанием субъектами материала под влиянием предыдущих знаний и опыта.

Вильгелм Вундт представил данный термин как особую внутреннюю психическую силу, которая обуславливает поведение человека.

Перцепция и апперцепция

Апперцепция – это одно из важных психических свойств человека, действием которого является условное восприятие предметов и явлений в окружающем мире, в зависимости от его взглядов, интересов и опыта. Что касается перцепции, то это понятие включает в себя прием и преобразование сенсорной информации, с помощью которой формируется субъективный образ объекта.

Понятие объясняет понимание себя и другой личности, и на этой основе установление взаимодействия и взаимопонимания. Эти два термина разделил известный ученый Г.Лейбниц. Психолог показал, что апперцепция является основным условием самосознания. И добавил в понятие память и внимание. Таким образом, апперцепцией называется сочетание главных психических процессов.

Особенности

Восприятие обладает определенными свойствами. Их можно обозначить как осмысленность, константность и предметность. Первое свойство заключается в различном восприятии разными людьми одного и того же предмета. Причина такого феномена в том, что у каждой личности свой накопленный опыт, на который она опирается.

Второе — несмотря на меняющиеся условия, восприятие свойств предмета остается относительно независимым. Третье свойство говорит о том, что все впечатления окружающего мира люди относят к различным предметам и явлениям (синее небо, звук человеческого голоса и так далее). С предметностью связана осмысленность.

К полученным новым впечатлениям всегда примешиваются прошлый опыт, знания, на их основе человек узнает предмет.

Восприятие в психологии

Помимо объединения ощущений в некий цельный образ, который личность опознает, происходит его понимание и осмысление. Все действия осуществляются благодаря прошлым знаниям. Таким образом, можно выделить особые свойства сознания:

  1. Категоризация. Любой предмет воспринимается как член обобщенного класса. Специфические свойства группы переносятся на сам объект.
  2. Вербальное опосредование. За счет этого свойства происходит абстрагирование и обобщение индивидуальных свойств предметов.
  3. Влияние установок. Можно сказать, что это почти неосознаваемая способность чувствовать, реагировать и воспринимать так, как подсказывает опыт и мотивы.
  4. Субъективность. В зависимости от своих индивидуальных факторов, разные люди воспринимают один и тот же предмет по-разному.
  5. Апперцепция. Восприятия любых содержаний обуславливается прошлыми впечатлениями и знаниями.

Один из основателей гештальтпсихологии, М.Вертгеймер, вывел шесть законов восприятия. К ним относятся:

  1. Эффект близости (объединение близлежащих фигур).
  2. Эффект сходства (предметы, сходные по цвету, форме и так далее, группируются).
  3. Фактор «общей судьбы» (предметы объединяются по изменениям, которые в них происходят).
  4. Фактор замкнутости (лучшее восприятие фигур, которые замкнуты).
  5. Фактор группировки без остатка (ряд предметов стараются сгруппировать так, чтобы отдельных фигур не было).
  6. Фактор «хорошего продолжения» (выбор менее искривленной линии из двух пересекающихся или касающихся).

Психика личности

К понятию «психика» относится способность субъектов отражать объекты окружающего мира, выстраивать картину реальности и на ее основе регулировать свое поведение и деятельность. Основные свойства психики можно выделить в следующие заключения:

1. Психика – свойство живой, высокоорганизованной материи.

2. Психика способна воспринимать информацию об окружающем мире и рождать образ материальных объектов.

3. На основе полученной информации извне происходит регуляция внутренней среды личности и формируется ее поведение.

Самыми распространенными методами исследования восприятие в психологии являются тесты. В основном это представители двух видов – апперцепции символов и тематической апперцепции.

Первый тест состоит из 24 карточек с символами, взятыми из сказок и мифов. Испытуемый группирует карточки как ему удобно. Следующим этапом исследования является предложение дополнить символы еще одним недостающим.

Далее опять происходит группировка, но уже на известные категории: «любовь», «игра», «власть», «познание». Испытуемый должен объяснить принцип своей систематизации и значение символов.

Результатом будет выявление приоритетов и ценностной направленности человека.

Второй тест представлен в виде набора таблиц с черно-белыми фотографиями, которые выбираются с учетом возраста и пола испытуемых. Задача тестируемого — составить сюжетный рассказ, опираясь на каждую картинку. Используется данная методика в случаях психотерапевтической и дифференциальной диагностики при отборе кандидатов на важные посты.

Тест для исследования детей

Детской апперцепции тест был создан Л.Беллак и С.С.Беллак. Исследование по этой методике проводится с детьми в возрасте от 3 до 10 лет. Суть его в демонстрации различных картинок, на которых изображены животные, занятые разной деятельностью.

Ребенку предлагается рассказать историю, опираясь на картинки (чем заняты животные, что происходит на изображении и так далее). После описания психолог переходит к уточняющим вопросам.

Важно показывать картинки в определенной последовательности, в порядке их нумерации.

Данная методика дает возможность выявить следующие параметры:

  1. Ведущие мотивы и потребности.
  2. Отношения с родственниками (братьями, сестрами, родителями).
  3. Внутриличностные конфликты.
  4. Особенности защитных механизмов.
  5. Страхи, фобии, фантазии.
  6. Поведение среди сверстников.

Беря за основу понятие «апперцепция» (это осознанное, осмысленное, вдумчивое восприятие реальности исходя из прошлого опыта), важно вовремя подкорректировать влияние полученных знаний у ребенка, чтобы в дальнейшем у него сложились правильные понятия об объектах мира.

Источник:

Что такое апперцепция в психологии

Апперцепция (от лат. ad — к + perceptio — восприятие) — внимательное, осмысленное, осознанное, вдумчивое восприятие. Обратили внимание и поняли, что увидели. При этом разные люди, в зависимости от их способности осмыслять и прошлого опыта, увидят разное.

У них — разная апперцепция.

Другое определение апперцепции — это психические процессы, обеспечивающие зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта данного субъекта, от содержания и направленности (целей и мотивов) его текущей деятельности, от личностных особенностей (чувств, аттитюдов и т. д.).

Термин ввел в науку Г. Лейбниц. Он впервые разделил перцепцию и апперцепцию, понимая под первой ступень примитивной, смутной, бессознательной презентации какого-либо содержания («многого в едином»), а под апперцепцией — ступень ясного и отчетливого, осознанного (в современных терминах, категоризированного, осмысленного) восприятия.

Апперцепция, по Лейбницу, включает память и внимание и является необходимым условием высшего познания и самосознания. В дальнейшем понятие апперцепция развивалось в основном в немецкой философии и психологии (И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт и др.

), где, при всех различиях в понимании, рассматривалась как имманентно и спонтанно развивающаяся способность души и источник единого потока сознания. Кант, не ограничивая апперцепцию, подобно Лейбницу, высшей ступенью познания, считал, что она обусловливает сочетание представлений, и различал эмпирическую и трансцендентальную апперцепцию.

Гербарт ввел понятие апперцепции в педагогику, истолковывая ее как осознание воспринимаемого субъектами нового материала под влиянием запаса представлений — предыдущих знаний и опыта, названных им апперцептивной массой.

Вундт, превративший апперцепцию в универсальный объяснительный принцип, считал, что апперцепция — начало всей психической жизни человека, «особая психическая причинность, внутренняя психическя сила», детерминирующая поведение личности.

Представители гештальт-психологии сводили апперцепцию к структурной целостности восприятия, зависящей от первичных структур, возникающих и меняющихся по своим внутренним закономерностям.

Апперцепция — зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, от прошлого опыта субъекта. Восприятие — активный процесс, в котором принимаемая информация используется для выдвижения и проверки гипотез. Характер этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта.

При восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Поэтому один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми. Чем богаче опыт человека, тем богаче его восприятие, тем больше он видит в предмете.

восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности.

Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, складывающаяся под влиянием непосредственно предшествующих восприятий и представляющая собой своеобразную готовность воспринимать вновь предъявленный объект определенным образом. Это явление, изученное Д.

Узнадзе и его сотрудниками, характеризует зависимость восприятия от состояния воспринимающего субъекта, в свою очередь определяемого предшествующими воздействиями на него.

Влияние установки носит широкий характер, распространяясь на работу различных анализаторов.

В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия; при эмоциональном отношении к предмету он легко становится объектом восприятия.

Обучение на тренера, психолога-консультанта и коуча. Диплом о профессиональной переподготовке

Элитная программа саморазвития для лучших людей и выдающихся результатов

Апперцепция в психологии рассматривается как один из этапов познания объектов. Апперцепция включена в восприятие. В процессе восприятия участвуют высшие когнитивные механизмы, в результате работы которых происходит интерпретация сенсорной информации.

Сначала мы ощущаем стимул, затем с помощью восприятия интерпретируем ощущаемые явления, и создается целостный образ. Именно он трансформируется под воздействием прошлого опыта, что и называется апперцепцией.

После апперцепции объект имеет индивидуальную, личностную окрашенность. Вся жизнь человека, сознательно или бессознательно, – процесс апперцепции. Это не спонтанный акт, а постоянная оценка нового опыта через присутствующие в человеке знания, впечатления, идеи, желания.

Опыт накладывается на новые впечатления, и нам уже сложно определить, что из двух факторов вносит большую долю в наши суждения о предмете на данный момент – объективная реальность или наши индивидуальные особенности (желания, опыт, предубеждения). Подобное взаимоотношение объективного и субъективного приводит к тому, что невозможно с точностью определить, где вмешиваются в суждения, например, предрассудки.

Слово «апперцепция» состоит из двух частей на латинском языке: ad, которое переводится как «к», и perception – «восприятие». Сам термин апперцепция ввел Лейбниц.

Под ним он подразумевал сознательные акты восприятия, подчеркивая их отличие от несознательных, которые в свою очередь называл перцептивными. Термин апперцепция долгое время находился в ведении философии.

Вольф, Кант, Фихте, Гербарт, Гегель и Гуссерль подробно рассматривали его и анализировали:

Проблема в том, что новое с трудом может взбаламутить запас уже имеющихся у нас представлений и идей. К чему же это ведет? Благодаря апперцепции с годами люди становятся консервативнее. У них уже имеется устойчивая система идей, и все, что поступает извне и не вяжется с ней, игнорируется.

Но с другой стороны, благодаря апперцепции процесс обучения можно сделать в разы эффективнее. По мысли последователей Гербарта, каждый новый элемент знания должен быть сознательно включен в прошлый опыт и связан с той информацией, которой учащиеся уже хорошо овладели.

Таким образом, участие механической памяти может быть сведено к минимуму, не нужно никакой зубрежки. Организуется полноценное включение нового в систему знаний человека, а главное, при этом часто случается радость открытия, что в свою очередь ведет к желанию повторить подобный опыт. Главное – провести достаточное количество связей между старым и новым.

Предшествующее знание о мире и его объектах обнаруживается всегда. Это не так просто проиллюстрировать. Допустим, вы сидите в кресле, а рядом ребенок собирает какое-нибудь сооружение из кубиков «лего».

Если вы задремали, уже увидев, какой бастион возник под его рукой, и пока вы спали, он его разобрал на мелкие, но все же связанные части, то практически без труда, проснувшись, вы сможете вспомнить, к чему относилась та или иная часть.

Зашедший же человек, который не видел сооружения, вряд ли сможет указать на то, что на полу лежат части разобранного бастиона, – он может предположить, что это просто детальки, соединенные наспех, чтобы они не растерялись, или что это части любого здания – может быть, пожарной части или полиции.

Апперцепция – это прямое следствие научения. Если бы мы не обладали этим свойством, вряд ли мы смогли бы быстро проводить параллели и понимать, как работать с новым стимулом. Один раз с трудом прочитав предложение, мы бы каждый раз заново учились, что буквы складываются в слова, а каждое слово несет свой смысл. Нам вновь и вновь пришлось бы давать внешним и внутренним стимулам значение.

Источник: https://obu4ayka.ru/obshhenie/appertseptsiya-psihologiya.html

Внимание как интеграция содержаний сознания

Апперцепции вундта

Основатель экспериментальной психологии Вильгельм Вундт считал внимание суверенным психическим процессом, основная функция которого заключается в интеграции изолированных ощущений в целостные образы восприятия.

Для обозначения этого процесса Вундт использовал термин “апперцепция” – понятие, которое восходит к философскому учению И. Канта, рассматривавшего апперцепцию как “идущее от субъекта изменение данного извне содержания”, как своеобразную “волю” психики.

Апперцепция, по Вундту, носит активный и творческий характер.

Для разграничения явлений внимания и явлений сознания Вундт прибегнул к метафоре зрительного поля: наиболее отчетливо воспринимаемое содержание в зрительном поле лежит в его фиксационной точке, тогда как менее отчетливое содержание распределено в обычном поле зрения.

Таким образом, внимание выступает как “психический процесс, происходящий при более ясном восприятии ограниченной по сравнению со всем полем сознания области содержаний”.

Как видим, внимание, по Вундту, представляет собой одну из характеристик сознания, вернее, свойство части сознания (фокуса). Отметим, что световая стимуляция, попадающая в область центральной ямки (подробнее см. гл.

7), вызывает ощущения, которые не только количественно, но и качественно отличаются от ощущений периферических областей сетчатки.

Так, центральное зрение является цветным, а периферическое – черно-белым, центральное зрение различает детали объекта, а периферическое – только его грубые характеристики, например движение. Таким образом, в метафоре поля зрения фиксируются и качественные, и количественные различия между внимательным и невнимательным восприятием, а также и аспект селективности внимания.

Как же, по мысли Вундта, происходит процесс организации целостного сознания из разрозненных ощущений? Изолированные стимулы под действием апперцепции интегрируются в более крупные единицы, затем “луч” апперцепции переходит на следующую группу стимулов, и акт внимания повторяется: “Внимание схватывает не целое, состоящее из многих элементов, но в объем его (внимания) в каждый данный момент попадает лишь ограниченная часть этого целого, от которой психическое сцепление элементов переходит к тем частям, которые находятся в более отдаленных частях поля сознания”. Иными словами, ассоциативная связь фокуса (внимания) и периферии дает нам возможность осознать целое. Единство процессов апперцепции (вхождение содержаний в фокус сознания) и перцепции (вхождение содержаний в широкую область сознания) составляют, по Вундту, основной механизм психической жизни человека. Но какова же мера апперцепции, т.е. каков объем внимания? Для того чтобы измерить “объем” той узкой зоны поля сознания, который Вундт и называл вниманием, он предъявлял испытуемым матрицы со случайными наборами букв или последовательности изолированных звуков, которые испытуемым не удавалось объединить в такты. В этом случае они могли ясно различить только шесть элементов. Таким образом, В. Вундт пришел к заключению, что объем внимания состоит из шести изолированных элементов.

Способность человеческого внимания одновременно охватывать не более шести изолированных элементов, по мнению Вундта, была эмпирически обнаружена задолго до его исследований. Так, разработанный французским учителем XVIII в.

Луи Брайлем алфавит для слепых кодирует каждую букву при помощи комбинации из выпуклых точек (рис. 6.8).

Каждый из 63 символов в алфавите Брайля включает в себя не более шести точек, благодаря чему слепой может одномоментно распознать букву.

Рис. 6.8.Буквы алфавита Л. Брайля

Вундт поставил перед собой задачу измерить и объем сознания, т.е. совокупности внимательного и невнимательного восприятия. В результате опытов он установил, что объем сознания также составляет шесть, но не изолированных, а ассоциативно связанных объектов.

Количественной мерой объема сознания для него служил мелодический ряд, включающий различное количество тактов. Объем сознания определялся такой длиной ряда чистых звуков, что при последовательном прослушивании двух рядов испытуемый мог непосредственно установить их равенство.

Другими словами, Вундт давал испытуемым прослушивать ряд, состоящий из одного, двух, трех, четырех и т.д. тактов. Такты могли быть различной степени сложности: двухдольные (тик-так), трехдольные (ритм вальса: и – раз – два – три), четырехдольные и т.д., при этом испытуемым было запрещено специально пересчитывать количество тактов.

Сразу после завершения одного ряда предъявлялся второй. Испытуемые, которые должны были сказать, возникает ли у них ощущение равенства рядов или нет, давали верные ответы для восьми двухдольных, шести трехдольных и пяти четырехдольных тактов. Однако не все такты мелодии воспринимались ими одинаково ясно и отчетливо.

Такт, воспринимаемый в данный момент, был наиболее отчетлив, следующий – менее отчетлив, и так далее вплоть до полного исчезновения ощущения. Вундт пришел к выводу, что только такт, воспринимаемый в данный момент, находился в фокусе сознания, т.е. был “внимательным”, а все остальные такты удерживались за счет ассоциативной связи с фокусом.

Таким образом был сформулирован вывод о том, что постоянный объем сознания включает в себя около шести целостных сложных элементов, которые ассоциативно связаны между собой, а объем внимания составляет шесть изолированных элементов.

Процесс действия внимания Вундт наглядно продемонстрировал на примере восприятия многобуквенных слов. Бросьте взгляд на слово “достопримечательность”. Несмотря на то что в этом слове 21 буква, т.е. его длина в несколько раз превышает объем внимания, вы способны мгновенно его осознать.

По Вундту, внимание не схватывает все слово сразу. В его объем в каждую единицу времени попадает лишь ограниченная часть целого (в нашем случае шесть букв), от которой психическое сцепление элементов переходит к тем частям целого, которые находятся в более отдаленных областях сознания.

Поскольку главной функцией внимания является повышение емкости сознания за счет постоянного укрупнения воспринимаемых единиц (80 лет спустя эту мысль на новом витке развития психологии подхватит Дж. Миллер), логично предположить, что объем сознания больше объема внимания. В обычной ситуации это действительно так.

Когда стимуляция состоит из множества взаимосвязанных элементов, то апперципируемое (находящееся в фокусе) и перцепируемое (то, что выходит за пределы внимания) сливаются в одно целое. При этом сознание “расширяется” (Сознание > Внимание), а апперцепция осуществляет связующую функцию между элементами сознания.

Однако случается и так, что нам предъявляют набор не связанных друг с другом элементов, и тогда внимание становится функционально бессмысленным. Апперцепция просто не может совершиться, в результате чего объемы сознания и внимания совпадают, границей сознания становится граница внимания (Внимание = Сознание).

В качестве иллюстрации сравните свои переживания успешного схватывания слова (есть возможность для установления связей – апперцепция работает нормально) в примере со словом “достопримечательность” и переживание сбоя апперцепции. Для читателя, не владеющего немецким языком, таким словом может быть термин Wahlverwandtschaften (родство душ).

Длины первого и второго слов практически равны, но во втором буквы выступают для вас изолированными стимулами, и целостное восприятие становится невозможным и вы не сможете повторить его после однократного предъявления. Вундт пишет об этом так: “Каждый раз, когда апперципируется изолированное содержание, остальные – исчезают.

Напротив, когда апперципируемое содержание связано ассоциациями с перципируемыми содержаниями, оно сливается с ними в одно цельное восприятие, границею которого будет порог сознания”.

В последние годы идеи В. Вундта об активной преобразующей природе внимания получили отклик в работах А. Трейсман. В недавно предложенной ею модели внимания как интеграции признаков (2001) предполагается существование двух последовательных этапов в восприятии.

На первом этапе (без участия внимания) происходит извлечение отдельных признаков из пучка стимуляции. Система восприятия анализирует отдельные качества изображения, такие как цвета, пятна, контуры, расстояния и т.д.

На втором этапе в действие вступает внимание, которое интегрирует разрозненные ощущения в целостные объекты. В результате происходит идентификация объектов, т.е. полноценное предметное восприятие.

Внимание может быть направлено только на ограниченный участок воспринимаемого поля, поэтому предметно распознается лишь часть стимуляции, а остальные признаки остаются изолированными.

Свою гипотезу А. Трейсман подкрепляет данными об иллюзорном сочетании частей или качеств, “изъятых” из разных зон наблюдаемой

сцены. В одном из экспериментов автора и ее коллег испытуемому на короткое время (1/5 с) предъявляли три цветных знака: например, синий X, зеленый Т и красный О. Внимание испытуемых отвлекали, спрашивая сначала о том, какая цифра появляется с той или другой стороны экрана. Затем следовал вопрос о цвете знаков.

Примерно треть всех ответов была ошибочной – например, называли такую комбинацию: красный X, зеленый О и синий Т. Показательно, что испытуемые совершали ошибки соединения гораздо чаще, чем называли цвет или знак, не предъявлявшиеся на экране.

Следовательно, их погрешности действительно свидетельствовали о перестановке качеств, а не о простой ошибке восприятия отдельного объекта.

Источник: https://studme.org/38565/psihologiya/vnimanie_kak_integratsiya_soderzhaniy_soznaniya

ВашПсихолог
Добавить комментарий