Апраксия кинетическая и кинестетическая

Апраксия – утрата возможности совершать целенаправленные движения

Апраксия кинетическая и кинестетическая

Представьте себе человека, который не в состоянии собрать модель из конструктора, даже если перед ним лежит образец. Не следует думать, что у этого человека неразвитый интеллект: пресловутый «ай-кью» у него может быть намного выше среднего; однако он может при этом страдать расстройством, известном как апраксия. Что же это такое и можно ли его лечить или корректировать?

Что такое апраксия

Каждый день человеку приходится совершать огромное количество действий – простых, сложных, составных. Часть этих действий мы совершаем автоматически, абсолютно не задумываясь над ними. Другая часть действий требует чёткого и продуманного плана.

Древние греки назвали способность к целенаправленным движениям словом «праксис», которое дошло до наших дней. Следовательно, апраксия – это утрата способности к таким действиям.

Выполнение последовательных комплексов движений – это высшая психическая функция, приобретённая человеком в процессе долгой эволюции.

Эта функция приобретается человеком только в процессе жизнедеятельности – при обучении и накоплении некоторого индивидуального опыта. Определённые нарушения в работе головного мозга приводят к утрате этой функции.

Человек может выполнять простые действия, являющиеся составными элементами сложного комплекса, однако соединить их в этот самый комплекс для него становится проблематично.

Несмотря на то, что человеческий «праксис» изучался учёными и философами не одну тысячу лет, внимание специалистов к апраксии появилось только во второй половине девятнадцатого века, тогда же и появился данный термин.

В 1871 году понятие «апраксия» впервые употребил немецкий филолог Хейман Штейнталь; однако подробное описание симптомов этого заболевания было представлено значительно позднее – это сделал уже в двадцатом веке немецкий врач Г.

Лилманн.

Виды апраксий

Апраксий существует достаточно много разновидностей. Чаще всего выполнение произвольных действий нарушается в локальном порядке: расстройство может поражать только одну половину тела, конечность, лицо, а может отражаться только на действиях определённого характера.

Вот некоторые виды подобных расстройств:

  • Акинетическая – выражается в недостатке побуждений к произвольным движениям.
  • Амнестическая – нарушение произвольных движений при сохранении способности к подражательным.
  • Идеаторная – невозможность наметить сложный план действий, необходимый для выполнения двигательного комплекса.
  • Идеокинетическая – невозможность целенаправленно выполнять простые действия, составляющие сложный двигательный комплекс, при сохранении способности их случайного выполнения.
  • Кинестетическая – нарушение и произвольных, и подражательных движений, при котором человек не способен произвести даже символическое действие (например, показать, как зажигать спичку).
  • Конструктивная – описанное выше нарушение, при котором человек не может собрать предмет из его частей.
  • Апраксия одевания – расстройство, при котором человек не в состоянии одеться.
  • Оральная – моторная апраксия лица, при котором затрудняются движения языка и губ, что приводит к нарушению речи.
  • Пространственная – при этом нарушении больной не может ориентироваться в пространстве, в первую очередь затрудняется определение, где право и где лево.
  • Апраксия ходьбы – нарушение процесса хождения, не связанное с какими-то иными расстройствами.
  • Апрактоагнозия – комплексное расстройство, синдром, при котором нарушается пространственное восприятие и исчезает возможность целенаправленных пространственно-ориентированных действий; это одна из самых тяжёлых разновидностей болезни, при которой нормальная жизнедеятельность практически невозможна.

Существует и другая классификация апраксий. Так, моторная разновидность имеет место, когда человек испытывает желание произвести последовательность действий, но не может этого сделать. Лобная апраксия заключается в неспособности программировать произвольную последовательность действий.

Диагностика и симптомы недуга

Апраксия – это такое заболевание, внешние признаки которого довольно специфичны. Поэтому чаще всего правильный диагноз можно получить уже при первом посещении врача. Однако это только общий диагноз, а вот конкретный вид заболевания нуждается в дополнительном выявлении.

Здесь врач должен изучить историю болезни, расспросить пациента о его жизни, осуществить неврологический осмотр, провести тесты, которые покажут, как пациент осуществляет простейшие движения.

Также врач может назначить такие процедуры, как ультразвуковое исследование, компьютерную и магнитно-резонансную томографию.

Для окончательной постановки диагноза может потребоваться обследование других специалистов – логопеда, офтальмолога, нейрохирурга, психолога.

Кроме того, некоторые виды апраксии внешне сходны с совсем другими заболеваниями; к примеру, апраксия ходьбы имеет проявления, внешне похожие на расстройство вестибулярного аппарата, двигательные расстройства и атаксию (нарушение согласованности работы мышц).

Поэтому для правильной постановки диагноза порой необходимо исключить возможность похожих, но совершенно других заболеваний.

Как же внешне может проявляться апраксия? К примеру, больной может ходить мелкими шажками, его движения скованы, он может много раз подряд повторять один и тот же элемент движения. Также у него может быть невнятная речь, затруднения при управлении движением языка и губ.

Страдающему данным заболеванием бывает трудно открывать и закрывать глаза, концентрировать внимание на одном конкретном объекте, он испытывает трудности в пространственном ориентировании.

Также страдающий апраксией бывает не способен одеться, раздеться, собрать целую конструкцию из составных частей.

Но это всё специфические симптомы. Есть ещё и более общие признаки заболевания, такие как депрессивное состояние, эмоциональная неустойчивость, агрессия, раздражительность.

Часть этих признаков может иметь «приобретённый» характер: ведь заболевание затрудняет человеку полноценную жизнедеятельность, проявления недуга нередко вызывают насмешки у окружающих.

Как только обнаружились первые признаки заболевания у взрослого или ребёнка, его следует немедленно вести к неврологу; так можно уберечь пострадавшего от более серьёзных последствий.

Бывает, что наличие болезни удаётся установить лишь случайно. Недуг может долгое время практически никак не проявляться, либо его проявления игнорируются, поскольку не сильно мешают нормальной жизни.

Например, у ребёнка может быть плохой почерк, который родители и учителя списывают на лень, неудобные письменные принадлежности, леворукость и другие обстоятельства, хотя в действительности такой ребёнок может страдать апраксией.

Причины возникновения

Причины появления апраксии кроются в нарушениях работы мозга.

Если быть точным, то при различных видах этого заболевания поражаются определённые участки коры больших полушарий; кроме того, может быть нарушена работа мозолистого тела – органа, связывающего два полушария головного мозга.

В последнем случае апраксия чаще всего поражает левую половину тела. Причины поражения мозга могут быть самыми разными: это и неправильное лечение черепно-мозговых травм, и новообразования, появляющиеся в мозге естественным путём.

К появлению болезни могут привести и определённые заболевания головного мозга. Это может быть инсульт, деменция, злокачественные и доброкачественные опухоли в мозге, болезнь Альцгеймера, черепно-мозговая травма, болезнь Паркинсона, нарушение мозгового кровообращения и некоторые другие недуги.

Болезнь может возникнуть в любом возрасте – хоть во взрослом, хоть в детском.

Детей можно причислить к группе риска, поскольку они нередко подвергаются ударам по голове, черепно-мозговым травмам, имеют аутизм, ДЦП, энцефалит, опухоли головного мозга – все эти болезни могут спровоцировать развитие апраксии.

Ведь детский организм значительно хуже защищён, чем взрослый, кости черепа не окрепли в достаточной степени, а эмоциональные реакции не сформировались до необходимых норм. Данное заболевание никогда не появляется само по себе, а всегда является результатом каких-то иных болезней и травм.

Методы лечения

Разные виды данной болезни имеют неодинаковую возможность лечения. Однако во многих случаях от заболевания можно успешно избавиться или хотя бы купировать его.

Консервативное лечение апраксии предполагает приём определённых препаратов. Это ноотропные средства, препараты для улучшения мозгового кровообращения, лекарства, нормализующие кровяной тонус, антиагреганты, антихолинэстеразные вещества.

Большое значение имеют и специфические методы лечения: трудотерапия, лечебный массаж, физиотерапевтические процедуры, лечебная физкультура, занятия с логопедом, приём у психолога. В ряде случаев способность к сложным действиям можно скорректировать, внимательно наблюдая за своими движениями.

В некоторых случаях применяют хирургическое лечение апраксии, особенно если болезнь вызвана новообразованиями в головном мозге.

Замечено, что пациенты разного возраста излечиваются с разной степенью успешности. Наиболее быстро и легко происходит восстановление «праксиса» у детей, а во взрослом, пожилом и старческом возрасте излечение происходит медленнее и менее успешно.

Следует заметить, что если некоторые виды нарушений праксиса остаются незаметными для больного и окружающих, то другие существенно ограничивают жизнедеятельность пострадавшего, и за ним устанавливается тщательное наблюдение и уход.

Особенно тяжёлыми являются такие виды заболевания, как, например, нарушение пространственного восприятия; самостоятельное передвижение для таких людей может представлять серьёзную опасность. Кроме того, многие виды апраксии негативно сказываются на профессиональной деятельности и делают невозможной карьеру в ряде профессий.

Это может наносить пострадавшим психологическую травму, поскольку все остальные «составляющие» сознания у них сохраняются.

В целом человек, к примеру, способен водить автомобиль, хочет это делать и ранее мог быть нормальным водителем; нарушение «праксиса» лишило его этой возможности, что явилось для него психологическим ударом. Таким людям необходима консультация психолога. Нельзя допускать, чтобы человек был начисто «вычеркнут» из жизни.

Можно организовать подбор профессии и подходящего вида деятельности, где двигательные нарушения не будут играть существенной роли. К примеру, если болезнь выражается в нарушении ходьбы, то человек вполне способен работать за компьютером. Нарушение речи не препятствует писательской деятельности.

Известны актёры, политики и другие знаменитости, имеют ту или иную разновидность этой болезни.

Один из известных людей, страдающих расстройством «праксиса», – актёр Дэниел Рэдклифф, сыгравший Гарри Поттера в серии фильмов о нём.

Несмотря на своё заболевание (он, в частности, не может завязывать шнурки на обуви), он продолжает сниматься и ведёт полноценную творческую и общественную жизнь.

Рэдклифф нередко даёт советы тем, кто страдает той же болезнью, и старается всячески их поддержать. В 2019 году актёр сыграл главную роль в очередном фильме – сериале «Чудотворцы».

В целом можно сказать, что апраксия – не настолько тяжёлое заболевание, чтобы превращать человека в «овощ». Серьёзные двигательные нарушения, распространяющиеся на всё тело, происходят довольно редко.

Бывало, что люди с куда более серьёзными заболеваниями продолжали нормальную жизнь и даже не уходили из своих профессий.

Рок-музыкант Сэт Путнам продолжал быть вокалистом своей группы даже после того, как у него оказалась полностью парализована половина тела.

Смотреть видео

Источник: https://PsyLogik.ru/6-apraksija.html

Апраксия в практической логопедии

Апраксия кинетическая и кинестетическая

Апраксия в логопедии – это двигательное расстройство, которое подразумевает наличие проблем с произношением звуков, слогов и слов. К дефекту приводят не слабость мышц или паралич, а патологические нарушения функций головного мозга.

Ребенок хочет произнести фразу, но движения его артикуляционной мускулатуры не скоординированы.

Аpraxia распространена в больших масштабах по всему миру. Ежегодно процент детей, страдающих от такого диагноза, увеличивается вдвое. Приблизительно 10:1000, такое количество больных зарегистрировано с апраксией.

Этиология, факторы риска

Проявления апраксии связаны с поражением теменных, лобных долей коры головного мозга, мозолистого тела. Спровоцировать это состояние могут следующие патологии:

  • возникшее на фоне хронического недостатка кровообращения слабоумие;
  • черепно-мозговые травмы;
  • энцефалит;
  • болезнь Альцгеймера;
  • опухоли головного мозга;
  • болезнь Паркинсона.

При наличии одного из вышеописанных заболеваний необходимо регулярно следить за состоянием своего здоровья в динамике.

Клиническая картина

Заболевание характеризуется рядом признаков в разном возрасте, диагноз выставляется после комплексного обследования. Основные симптомы апраксии у малышей:

  • отсутствие лепетания;
  • ребенок поздно начинает говорить;
  • ограниченное воспроизведение звуков с затруднением их соединения;
  • замена фонем или пропуск сложных для произношения.

После периода формирования речи ошибки в последовательности могут случаться реже. Ребенку трудно дается подражание, но в таком случае его легче понять. Проще ему даются короткие фразы. Как и в случае с заиканием, волнение затрудняет общение.

В итоге комплекс отклонений приводит к задержке языкового развития, ухудшению памяти, трудностям с мелкой моторикой. К другим проблемам относится повышенная чувствительность ротовой полости, из-за которой ребенок может не любить чистить зубы или жевать хрустящие продукты.

Также апраксия приводит к сложностям с усвоением грамматики письма, плохому чтению.

Несмотря на изначальное отсутствие проблем с умственным развитием, впоследствии дети становятся агрессивными, отмечаются негативные изменения психики.

В логопедии этот термин применяют в отношении афазии, корковой дизартрии, моторной алалии. Отклонение может носить общий характер, касаться только оральных, артикуляционных или пространственных характеристик.

Для общей апраксии характерна невозможность координировать движения рук и, как следствие, неумение использовать предметы по функциональному назначению. При оральной форме патологии не двигаются мышцы, иннервирующие органы речи.

Апраксия речи проявляется неправильным воспроизведением звуков: присутствуют различные ошибки при их произношении и проблемы с фонематическим восприятием. В моновиде апраксия встречается нечасто, ей свойственна смешанность проявлений.

Различия течения патологии у взрослых и детей

Ребенок больше совершает ошибок при разговоре, но неврологическая симптоматика выражена неярко.

В то же время причиной апраксии у лиц старшего возраста являются травмы и опухоли головного мозга, нарушения кровообращения, что ставит под сомнение сам диагноз.

Если речь идет о врожденной патологии, врачи предполагают ее наследственный характер, разрабатывается теория об аномалии в хромосомах, нарушении метаболических процессов.

Апраксия речи считается моторным нарушением речи. На какие симптомы стоит еще обратить внимание? У больных с апраксией скованная и с мелкими шагами походка, им трудно выполнять обычные ежедневные действия: одеваться, заправлять постель, расчесываться и др. Это необязательно является чертой апраксии, но консультация специалистов необходима.

Классификация апраксий по типу реакции на внутренние и внешние раздражители (А. Р. Лурия):

  • кинестетическая форма – отсутствие связи между положением и движением тела; например, из-за того, что больной не чувствует расположения пальцев, он не может показать, как налить чай;
  • кинетическая заключается в отсутствии автоматизации действий, возникают паузы, движения человека угловаты;
  • пространственный вид связан с нарушением ориентации, его подвидом является конструктивный;
  • регуляторная форма заключается в неосознанных бесконтрольных действиях, человеку сложно их координировать.

Психоневролог Г. Липманн также выделял идеомоторную и идеаторную форму апраксии. При идеомоторном виде больной понимает, что необходимо сделать, но пропускает некоторые действия или не заканчивает процесс.

Идеаторный вид чаще встречается в сочетании с регуляторным и характеризуется тем, что человек не может запомнить, в чем смысл выполнения действия, и впоследствии не контролирует правильность своих действий.

Идеаторная апраксия отличается от идеомоторной тем, что у больного сохраняется способность к подражанию, что существенно облегчает общение.

Отдельно в логопедии рассматривается апраксия век, симптомами которой являются сложности с открыванием и закрыванием глаз. При этом нет инфекционной причины этого состояния, блефароспазма или поражения лицевого нерва.

Патология проявляется односторонним образом: трудно открывать или закрывать веки.

Как правило, осложнения связаны именно с открыванием глаз, поэтому больному приходится морщить лоб, запрокидывать голову или подтягивать часть века с помощью пальцев.

Диагностика патологического состояния

Кто занимается диагностикой заболевания? Для оценки речевого развития привлекают аудиолога, который должен оценить состояние органов слуха и исключить этот фактор, как причину нарушения. Логопед проверяет характеристики устной речи, моторику, мелодичность. Критерии устно-моторного оценивания:

  • проверка тонуса мускулатуры органов речевого аппарата;
  • развитость координации;
  • упорядоченность движений мышц.

Специалист наблюдает за пациентом во время выполнения логопедических заданий и в функциональных ситуациях. Проверка мелодики заключается в способности к изменению интонации, паузам. Важным критерием развития речи является возможность больного вести диалог, насколько то, что он говорит понятно окружающим.

Постановка диагноза начинается с изучения анамнеза, анализа жалоб пациента. Первично обращают внимание на артикуляцию век, возможность выполнения несложных бытовых действий (например, расстегивание и застегивание пуговиц). Уже визуально специалист может предположить, специфику расстройства. Инструментально апраксию подтверждают после аппаратной диагностики головного мозга.

Принципы лечения

Чтобы терапия была успешной, занятия должны проходить до 3-5 раз в неделю. Предпочтительнее индивидуальные уроки, чем групповые упражнения, особенно на начальном этапе.

Впоследствии, при условии положительной динамики, тактика может быть изменена. Родители ребенка с апраксией должны быть терпеливыми, принимать активное участие в программе развития.

Благоприятная обстановка в семье облегчает процесс лечения.

Терапия апраксии должна начинаться с устранения причины патологии, то есть лечения основного заболевания.

Кроме приема медикаментов по индивидуальной схеме для каждого пациента, улучшить качество жизни помогают физиотерапевтические методы. Если речь идет об оральной форме, необходимы занятия с логопедом.

Прогноз благоприятный, конечно, при условии систематического лечения и проведения занятий. Ближайшие родственники должны быть терпеливыми к проявлениям болезни и образу жизни больного, помогать ему в быту.

Специальных рекомендаций по профилактике заболевания не существует. Они являются общими. Это здоровый образ жизни, сбалансированное и рациональное питание, своевременное прохождение обследования у врача при наличии жалоб и хронических инфекций. В случае нарушения состояния здоровья из-за проблем сосудистого характера необходимо контролировать уровень кровяного давления.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/logopediya/apraksiya-v-prakticheskoj-logopedii/

АПРАКСИЯ

Апраксия кинетическая и кинестетическая

V Слуховая агнозия.

Субдоминантная слуховая агнозия проявляется в неспособности освоить значение неречевых шумов, а именно – природных, т.е. издаваемых объектами природы, и предметных, т.е. издаваемых звучащими предметами.

Она возникает при поражении правой височной доли. В этом случае дети не различают таких звуков, как скрипы, стуки, хлопки, шорохи и др., они не слышат животных и поэтому не подражают им.

Чаще у взрослых больных отмечаются дефекты импрессивного музыкального слуха (амузия). Она проявляется в неспособности запомнить мелодию или узнать ее.

Иногда у больных наблюдается повышенная чувствительность к шумам (гиперакузия).

Наблюдаются также случаи изменения мелодико-интонационной стороны речи, голоса, элементы дизартрии; страдают невербальные слуховые функции – различение длительности звуков, восприятие тембра звуков, способность локализовать звуки в пространстве; нарушается способность узнавания знакомых людей, особенно по телефону, по радио.

Доминантная слуховая агнозия возникает при очагах поражения, расположенных в левом полушарии мозга. Она является речевой и проявляется в трудностях понимания речи.

При этом частичное понимание речи иногда возможно, что достигается за счет опоры на длину фразы, интонацию, ситуацию общения, т.е. то, что по современным представлениям входит в «компетенцию» правого полушария.

Речевая слуховая агнозия является наиболее сложным проявлением слуховой агнозии. Восприятие речи осуществляется за счет совместной деятельности двух височных зон мозга (правой и левой). Односторонние поражения височной доли, как правило, не вызывают полной слуховой агнозии.

Апраксия –это неспособность к произвольной практической деятельности, упроченной ранее.

Поскольку параличи или парезы у больных с апраксией отсутствуют, несостоятельность в произвольной деятельности может быть обусловлена лишь нарушением в управлении ею со стороны центральных механизмов мозга.

ü Неречевая апраксия.

Неречевая апраксия подразделяется на:

Ø чувствительную – кинестетическую, афферентную;

Ø двигательную – кинетическую, эфферентную.

Кинестетическая апраксия состоит в потере способности распознавать предметы на ощупь, несмотря на то, что тактильное чувство у них имеется.

Кинетические апраксии проявляются в неспособности совершать предметные действия, особенно без предмета. И тот и другой вид апраксии может относиться к различным частям тела. Наиболее часто встречается кистевая апраксия или мануальная.

Причем симптомы апраксии только в правой руке свидетельствуют о поражении в левом полушарии или же в обоих одновременно, а симптомы апраксии только в левой руке свидетельствуют о поражении правого полушария.

Это, однако, можно установить лишь в том случае, когда обе руки не паретичны.

В рамках мануальной апраксии выделяют кистевую и пальцевую. Они характеризуются неспособностью выполнять по заданию позы кисти или пальцев, или их серии.

Основным проявлением оральной апраксии является неспособность произвольно управлять органами, расположенными в ротовой полости. При этом непроизвольно эти движения легко могут быть выполнены.

Выделяют также апраксию туловища, когда нарушается способность распределить конечности туловища в пространстве, а также апраксию одевания (больные путают одни части одежды с другими, не могут найти лицевую сторону, затрудняются застегнуть пуговицы или завязать шнурки).

ü Артикуляционная апраксия.

Этот вид апраксии является наиболее сложным и состоит в неспособности членораздельно говорить, несмотря на отсутствие параличей или парезов органов артикуляции.

Согласно учению А.Р. Лурии, артикуляционная апраксия является первичным дефектом при моторных афазиях.

Несостоятельность в воспроизведении единичных поз носит название афферентной кинестетической апраксии. Нарушение афферентного звена практического акта связано с поражением теменной (постцентральной) коры, а точнее с деятельностью вторичных полей данной области мозга, которые ответственны за реализацию отдельных поз (рис. 6 – поля 2, 1, 5, 7).

Характерными проявлениями кинестетической апраксии являются поиски позы, состоящие в хаотических движениях кистями или пальцами рук, замене их поз другими. В то же время в составе привычных непроизвольных действий, таких как еда, одевание и др., эти же позы, как правило, легко воспроизводятся.

Несостоятельность в воспроизведении серии движений обозначается как кинетическая эфферентная апраксия.

Ее возникновение связывается с поражением вторичных полей коры премоторной (прецентральной) области (рис. 6 – поля 6, 8).

Больные затрудняются в воспроизведении серии практических актов, сливающихся в единое действие или представляющих собой определенную двигательную программу («кулак – ребро – ладонь»).

А. Р. Лурия называет распад серийного двигательного акта распадом кинетической мелодии действия. Воспроизведению заданной серии поз препятствуют особого рода застревания – персеверации (персеверации по типу зубчатого колеса).

Этим данный вид персевераций отличается от тех, которые возникают при поражении «глубины» мозга, когда застревания являются отставленными во времени.

Глубинная персеверация может насильственно возникнуть через некоторый промежуток времени после предыдущего воспроизведения и воспрепятствовать выполнению текущего действия.

В некоторых видах деятельности нарушения гнозиса и праксиса выступают совместно, одновременно, и поэтому их трудно отделить друг от друга.

К ним относятся конструктивная, сомато-пространственная деятельность, рисование, пространственно-ориентировочные действия. Часто трудно определить, из-за чего человек неспособен нарисовать что-либо: отсутствует у него образ того, что нужно изобразить, или же он неспособен выполнить это рукой.

Аналогично этому неясно, из-за чего трудно выполнить сомато-пространственные пробы – из-за нарушения ориентировки в пространстве или же неуправления руками, которые должны воспроизвести заданную позу. Такие нарушения называют апрактоагнозиями.

НАРУШЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ И СОЗНАНИЯ

Мышление и сознание являются результатом интегративной деятельности всего мозга, поэтому их нарушения не принято связывать с поражением какой-то определенной зоны. Вместе с тем имеются приоритетные области, поражение которых приводит к первичным нарушениям разных видов мышления.

Нарушение наглядно-образного мышления связано преимущественно с поражением или функциональной недостаточностью:

теменно-затылочных отделов коры правого полушария, приводящих к обеднению чувственно-образных представлений;

передних отделов коры обоих полушарий, в результате чего возникает фрагментарность деятельности, соскальзывание на побочные ассоциации (потеря первоначального замысла деятельности); резонерство, неспособность к построению связного рассказа;

базальных лобных отделов, обуславливающих патологическую инертность, трудности включения в деятельность; соскальзывание на побочные ассоциации; уравнивание различных по значимости гипотез осмысления чего-либо.

Наглядно-действенное мышление нарушается также, как и наглядно-образное, при поражении передних лобных отделов коры обоих полушарий, а также базальных ганглий этих отделов, и проявляется в хаотичности конструктивной деятельности, различного рода пространственных ошибках – смешении координат, размера изображения и нарушении соразмерности деталей, их топологии (расположения); фрагментарности изображений, в восприятии и воспроизведении конструктивных фигур.

Нарушения вербально-логического мышления связаны преимущественно с поражением или функциональной недостаточностью:

лобной доли левого полушария (как передних , так и задних долей);

теменно-затылочных отделов коры обоих полушарий и зоны ТРО, при этом при поражении правой области преобладают пространственные ошибки, связанные с непосредственным восприятием пространства, а левой – его логического анализа;

субкортикальных (подкорковых) уровней, проявляющихся в трудностях включения в задание и переключения с одного фрагмента деятельности на другой, конкретизации, осмысление того или иного материала.

Все виды сознания и мышления находятся под контролем центрального механизма психической деятельности – лобных долей. Поэтому наиболее грубые его нарушения не только у детей, но и у взрослых больных связаны с поражением лба.

При массивных лобных очагах отмечается распад программ разных видов деятельности на ряд фрагментов, практически не связанных друг с другом (например, больной может подать руку, если она лежит поверх одеяла, и затрудняется это сделать, если рука накрыта одеялом, т. к.

он должен выполнить ряд недоступных ему программ).

При патологии лба деятельность с так называемыми конфликтными программами становится невозможной (например, на поднятый палец обследующего сжать кулак).

Лобные доли решают программу преодоления инертности, стереотипности действий. В том случае, когда имеется недостаточность в функционировании лобных долей мозга. Возникает патологическая инертность выполняемых действий, неспособность перейти к другому действию или ритму (вязкость процессов высшей псих. деятельности).

Лобная недостаточность проявляется и в обратном явлении, называемом полевым поведением, когда налицо невозможность сосредоточиться на чем-либо. Больные вдруг, без всяких на то оснований, называют находящиеся в комнате предметы, начинают не к месту манипулировать ими.

Подобная патология, но еще в более грубом виде, наблюдается у детей с задержками созревания лобных долей. Они становятся гипервозбудимыми: начинают хватать все, что «попадется под руку, не обращают внимания на инструкции взрослых, их бывает очень трудно сосредоточить на чем-либо, даже очень ярком, они не всегда реагируют на повышенные голоса.

Дифференциальная диагностика этих детей (от умственно-отсталых и детей-аутистов) сложна.

Так, ребенок с полевым поведением, в отличие от умственно отсталого, в редкие моменты, когда удается привлечь его внимание, способен к рещению достаточно трудных для его возраста задач.

Он дифференцированно относится к окружающим его людям, проявляет более «тонкие» знаки эмоционального реагирования, чем умственно отсталые дети.

Рисунок ребенка с полевым поведением почти не отличается от рисунков нормальных детей соответствующей возрастной группы. У них отсутствует настороженность, негативные реакции на предложенную деятельность.

Они не проявляют явной «затаенности», не прижимаются постоянно к родителям. Однако они могут просто не откликнуться на инструкцию, будучи отвлеченными на что-либо другое, находящееся рядом.

Важной особенностью таких детей и взрослых является то, что они не замечают (не контролируют) своих ошибок и не делают попыток корригировать их.

Наконец, самое важное, речь таких детей развивается диссоциировано. Одни функции осваиваются практически нормально, а другие нет.

Они накапливают словарь не по тем закономерностям, что нормальные дети, а соответственно включением – выключением их внимания и сознательного контроля над своей деятельностью. Связную речь такие дети начинают понимать поздно, т.к.

не удерживают внимание на речевых периодах, более длинных, чем слово. Фразовая речь у них также развивается позже, т.к. они не могут удерживать в памяти внутренние речевые программы.

Нарушения мышления, сопровождающиеся изменениями сознания, наиболее часто обусловлены опухолями или аневризмами соединительных артерий при поражении медиальных отделов лобных долей мозга. Однако оттого, какого локализация поражения, сознание расстраивается по-разному.

Обобщим это, перечислив основные виды нарушения сознания:

1. Неполноценность функционирования лобных долей мозга. Поскольку эта область принимает непосредственное участие в создании программ разных видов деятельности, ею обеспечивается подчинение линии поведения, доминантной длят данного момента, тормозятся побочные влияния, а также производится сопоставление результата действия с поставленной задачей.

2. Снижение общей активности в работе коры мозга из-за неполноценности связей между ней и стволовой ретикулярной формацией, обеспечивающей тонус коры, а следовательно, и сознательную деятельность (недостаточность восходящих энергетических импульсов или тормозных влияний на кору мозга). Это проявляется в известных феноменах аспонтанности и инактивности.

3. Снижение ясности сознания и памяти в результате неполноценности функционирования медиальных (глубинных) лобно-височных отделов, осуществляющих тесную связь с древней лимбической корой, диэнцефальными (срединными) отделами мозга.

Истинные нарушения мышления у детей обусловлены поражением или незрелостью лобных долей мозга. Они носят название «олигофрения», которая может иметь различную степень грубости (дебильность, имбицильность, идиотия).

Снижение уровня мыслительной деятельности у взрослых обозначается как деменция. Она чаще всего обусловлена не локальными, а диффузными повреждениями мозга, связанными с недостаточностью в работе значительной части мозговой площади (наследственная слабость нервных процессов, атеросклероз, корсаковский синдром, болезнь Пика-Альцгеймера идр.).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_35321_apraksiya.html

Кинестетическая апраксия: признаки, причины возникновения, методы лечения

Апраксия кинетическая и кинестетическая

Апраксией является расстройство способности осуществлять последовательные действия с сохранением необходимого объема двигательных и сенсорных функций. Кинестетическая апраксия наблюдается при поражении подкорковых узлов и разных отделов коры мозга.

Диагностируется заболевание с учетом данных неврологических обследований, включающих нейропсихологические специфические пробы. Причина диагностированных нарушений определяется с помощью методов нейровизуализации.

Терапия кинестетической апраксии зависит от локализации того или иного поражения, производится с применением нейрохирургических, медикаментозных и реабилитационных методов. Чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

Праксис

Праксис в переводе с греческого означает «действие», в понимании медицины – это высшая нервная функция, которая обеспечивает способность совершать последовательные целенаправленные действия.

Обучение выполнения сложных движений происходит в детстве с участием различных подкорковых ганглиев и зон коры головного мозга. В дальнейшем часто выполняемые ежедневные действия доходят до автоматизма и их обеспечивают преимущественно подкорковые структуры.

Утрата обретенных в детский период двигательных навыков с сохранением двигательной сферы и адекватного мышечного тонуса получило в медицине название апраксия.

В чем разница между кинестетической апраксии и кинетической апраксией? Первая возникает, если поражаются средне-нижние отделы больших полушарий. Вторая связана с поражением нижних отделов, которые ответственны за серийную организацию и автоматизацию движений.

О моторной апраксии

Моторная кинестетическая апраксия определяется как отсутствие способности выполнить намеренные, целенаправленные действия, в то время как в неизменном виде сохраняются элементарные движения. Либо они слегка нарушены.

Это не парез и не паралич, поскольку при этом сохраняются пассивные и активные движения, мускульная сила. Также не являются апраксией такие расстройства, как ригидность, нарушение тонуса, листания, брадикинезия, атетоз, хорея, атаксия.

При апраксии пациент становится неспособным осуществлять сложные и одиночные действия.

Нарушения движений во время взаимодействия с предметами и расстройства, обусловленные символическим использованием знаков, описаны наряду с нарушениями восприятия как асимболия и названы «отсутствием восприятия».

Разновидности

Кинестетическая апраксия подразделена на три основных разновидности:

  • кинетическая апраксия конечностей или мелокинетическая апраксия;
  • идеомоторная;
  • идеаторная.

Идеаторная кинестетическая апраксия понимается как нарушение экстракинетических энграмм памяти, в которой содержится пространственно-временной идеаторный план, определяющий путь, которому будут следовать двигательные функции, каким образом будут действовать конечности и их части, последовательность, ритм и скорость движений.

Данное расстройство провоцирует нарушения непривычных и сложных действий, в то время как обычные, самые простые действия сохраняются.

Формулы действий, которые хранятся в экстракинетической памяти, направляют такие комплексные движения, применяя кинетические, тактильные и первичные визуальные способности, чтобы осуществлять эти движения.

Повреждения экстракинетических энграмм либо препятствие, которое возникает в процессе их формирования, способствует разрыву и ошибкам в идеаторной концепции, а иногда и к абсолютной неспособности их реализации.

Полагается, что артикуляционная кинестетическая апраксия является следствием разрыва связи между экстракинетическим хранилищем и хранилищем кинетических энграмм, так же, как и разрыв связи с новыми тактильными, оптическими и акустическими стимулами, что способствует развитию апраксии одиночных простых моторных действий.

Мелокинетическая апраксия

Кинетическая апраксия конечностей или мелокинетическая апраксия определяется как повреждение либо утрата кинетических энграмм, что приводит к нарушению или ослаблению простых, хорошо знакомых моторных действий. Подобные нарушения в большинстве случаев ограничиваются малой группой мышц на одной конечности, противоположной поврежденной части мозга. Почему возникают различные виды кинестетической апраксии?

Причины возникновения заболевания

Нарушения праксиса могут развиваться при повреждении разных участков головного мозга: подкорковых образований, коры, нервных путей, которые обеспечивают их взаимодействие. Чаще всего кинестетическая апраксия сопровождает поражение лобных и теменных корковых зон. Повреждающими факторами при этом обычно выступают:

  1. Опухоли головного мозга. Это новообразования внутри мозга (астроцитома, глиома, ганглионейробластома), которые прорастают в кору и подкорковые центры, обладающие повреждающим действием на участвующие в обеспечении праксиса области.
  2. Инсульты. Например, геморрагический инсульт, который характеризуется кровоизлиянием в головной мозг. Эта патология возникает после разрыва стенки церебрального сосуда. Кроме того, бывает инсульт ишемического типа, развивающийся при спазме либо тромбоэмболии мозговых артерий.
  3. Черепно-мозговые травмы. Кинестетическую апраксию может спровоцировать непосредственное повреждение церебральных участков, ответственных за праксис, а также их вторичное поражение в результате образования посттравматических гематом, ишемии, отека, воспалительных реакций.
  4. Инфекционные поражения мозга. Это менингоэнцефалиты, энцефалиты различной этиологии, абсцесс головного мозга, с локализованными в коре либо подкорковых ганглиях воспалительными очагами.
  5. Дегенеративные процессы. Это патологические процессы, которые сопровождаются развивающейся корковой атрофией: болезнь Пика, деменция, болезнь Альцгеймера, кортикобазальная дегенерация, алкогольная энцефалопатия. Такие заболевания обусловлены церебральной ишемией хронического характера, токсическим поражением, дисметаболическими расстройствами (сахарный диабет), наследственными факторами.

Факторы риска

Существуют также определенные факторы риска, которые повышают вероятность развития нарушений праксиса. К ним следует отнести возраст более 60 лет, генетическую предрасположенность, инсульт в анамнезе, гипертоническую болезнь, хронический алкоголизм и сердечно-сосудистые патологии.

Чаще всего кинестетическая апраксия наблюдается при поражении теменной зоны головного мозга.

Симптомы заболевания

Кинестетическая апраксия часто определяется такими специфическими признаками: чрезмерная сутулость, шаркающая походка, внезапная остановка, невозможность перешагнуть препятствие. При этом пациенты зачастую не осознают собственное состояние. Иногда признаки данного отклонения совершенно не беспокоят больных, обнаруживаясь только при проведении особых неврологических исследований.

Симптомы данного заболевания проявляются в следующем:

  • сложности в воспроизведении движений по команде, когда пациенты зачастую не помнят последовательность определенных действий;
  • трудности при совершении движений, которые требуют пространственного ориентирования, у пациентов меняется соотношение пространства с действиями;
  • ходьба маленькими шагами, скованная поступь;
  • затруднение процесса одевания;
  • двигательные персеверации, выражающиеся в устойчивом воспроизведении некоторых элементов движения и заклиниванием на них;
  • затруднение при открытии глаз.

Лечение

Лечебные мероприятия при афферентной кинестетической апраксии в первую очередь направлены на устранение этиологического фактора. На сегодняшний день специальных терапевтических методик для эффективного избавления от этой патологии не существует. Среди наиболее эффективных лечебных мероприятий, которые способствуют достижению стойкого положительного результата, выделяют следующие:

  • назначение медикаментозных препаратов, которые способствуют нормализации кровоснабжения структур мозга, улучшению процессов доставки в мозг жизненно важных веществ;
  • постоянный контроль артериального давления, проведение мероприятий в целях его нормализации;
  • применение антихолинэстеразных медикаментов в целях повышения эффективности нейропсихологических функций;
  • восстановление пораженных зон мозга и прочих органов;
  • оперативное вмешательство (к примеру, удаление опухоли).

Лекарственные средства, воздействие которых направлено на замедление прогрессирования симптомов этой патологии, практически неэффективны в отношении рассматриваемой болезни. Терапевтические мероприятия зависят также от разновидности расстройства.

Современные медики отдают предпочтение индивидуальным методикам для каждого отдельного пациента. Они могут включать: физиотерапевтические мероприятия, трудотерапию, логопедию, восстановление когнитивных процессов, устранение этиологических факторов.

Профилактика

Результативных профилактических процедур, направленных на предупреждение развития кинестетической артикуляторной апраксии, на сегодняшний момент также не существует. Однако можно выделить некоторые действенные рекомендации, которые существенно снизят вероятность развития описываемого недуга:

  • регулярные занятия спортом и прогулки на воздухе;
  • отказ от употребления алкогольных напитков и курения;
  • нормализация режима питания;
  • сбалансирование питания;
  • регулярность медицинских осмотров;
  • контроль артериального давления.

Заключение

Итак, кинестетическая апраксия – это разновидность отклонения, которое характеризуется невозможностью воспроизведения пациентом последовательности необходимой ему двигательной операции.

Нужно понимать, что люди с подобным расстройством сильно зависят от посторонней помощи, поскольку самостоятельно осуществлять некоторые повседневные действия они не способны.

Лечение, как правило, малоэффективно, поэтому лучше всего избегать состояний, которые провоцируют данный недуг.

Источник: https://FB.ru/article/458796/kinesteticheskaya-apraksiya-priznaki-prichinyi-vozniknoveniya-metodyi-lecheniya

ВашПсихолог
Добавить комментарий