Бихевиоризм кратко и понятно

Главные идеи и представители бихевиоризма

Бихевиоризм кратко и понятно

Бихевиоризм — это один из подходов к изучению поведенческих моделей людей и животных. Бихевиоральное направление начало развиваться в XX в. среди американских ученых, но быстро заинтересовало представителей науки других стран. Однако несмотря на наличие рационального зерна, бихевиоризм часто подвергается критике за то, что недооценивает сложность человеческого поведения.

Что такое бихевиоризм?

Бихевиоризм — особый подход в изучении поведения, который рассматривает стимулы наблюдаемой животной или человеческой деятельности.

Общая характеристика бихевиоризма

Классический бихевиоризм рассматривает действие как механическую реакцию на внешние раздражители. Бихевиористы утверждают, что то, что делают люди или животные, полностью определяется условиями окружающей среды. Это модель «стимул-реакция». Таким образом, бихевиористов интересуют только стимулы, а не психические процессы или намерения, ведущие к действию.

Бихевиоризм — позитивистский подход, он рассматривается как часть естествознания. Во внимание принимаются только научные измерения и экспериментальные данные. Т.е. отвергается идея о том, что люди обладают свободой воли, а окружающая среда определяет все поведение.

Основные положения бихевиоризма

Бихевиоризм — научное исследование наблюдаемого поведения, основанное на том, что поведение может быть сведено к изученным единицам.

Он отличается от большинства других подходов тем, что рассматривает людей и животных как контролируемых их окружающей средой существ. Т.е. люди и животные являются результатом того, что их окружает.

Этот подход связан с тем, как факторы окружающей среды (стимулы) влияют на наблюдаемое поведение (реакцию).

В бихевиоральном направлении разум не существует как отдельный фактор, влияющий на поведение. Т. е. все психические состояния, включая ценности, убеждения, мотивы и причины, могут быть объяснены только с точки зрения наблюдаемого поведения.

Бихевиоризм — основные идеи: этот подход предлагает 2 процесса, посредством которых люди учатся в своей среде: классическое обусловливание и оперантное обусловливание.

Классическое обусловливание включает в себя обучение по ассоциации, а оперантное обусловливание предполагает обучение на последствиях поведения.

Бихевиоризм также верит в научную методологию (например, контролируемые эксперименты), и что следует изучать только наблюдаемое поведение, потому что это может быть объективно измерено.

Бихевиоризм в психологии

Бихевиоризм — это направление в психологии, которое рассматривает подход как объективную экспериментальную ветвь естествознания. Ее теоретической целью является предсказание и контроль поведения. Самоанализ не является существенной частью его методов, а научная ценность данных не зависит от готовности интерпретации с точки зрения сознания.

Бихевиорист, пытаясь получить единую схему реакции животных, не признает разделительной линии между человеком и животным. Действие человека, со всей своей утонченностью и сложностью, формирует только часть одной схемы исследования бихевиоризма.

Влияние бихевиористского подхода с акцентом на манипулирование поведением с помощью моделей подкрепления и наказания можно увидеть во многих практических ситуациях.

Терапевтические методы, основанные на процессах кондиционирования, называют модификацией поведения или поведенческой терапией.

Методы, основанные на оперантном обусловливании, называют изменением поведения, а техники, основанные на принципах классического обусловливания, называют поведенческой терапией.

Модификация поведения — это метод, который используется для изменения или удаления нежелательного поведения. Его центральный принцип, взятый из оперантного обусловливания, заключается в том, что действие, которое имеет благоприятные последствия, т. е. которое положительно подкрепляется, будет повторяться, а действие, которое игнорируется, исчезнет.

Поведение разбито на последовательность небольших шагов. Каждый достигнутый шаг немедленно вознаграждается, но постепенно все больше и больше требуется, прежде чем выдается награда. Этот процесс в психотерапии является формированием поведения посредством последовательных приближений.

Поведенческая терапия — это термин, применяемый к методикам, основанным на классическом обусловливании, которые имеют дело с непроизвольным или рефлекторным поведением. Он направлен на устранение неадаптивного поведения и замену требуемым действием. Одним из примеров такой техники является систематическая десенсибилизация, которая чаще всего используется для устранения фобий.

Например, пациента, у которого был иррациональный страх, сначала научат отдыхать. Постепенно объект, которого боятся, будет вводиться пациенту в пошаговом процессе, пока пациент не сможет контактировать с объектом без беспокойства.

Достоинства и недостатки бихевиоризма

Бихевиористский подход оказал большое влияние на психологию и внес свой вклад в понимание психологического функционирования, предоставил ряд методов для изменения нежелательного поведения.

Его использование строгих эмпирических методов повысило авторитет психологии как науки.

Однако изучение методов исследования доказали наличие как достоинств этого научного подхода, так и его недостатки.

Достоинством является глубокое изучение поведенческих реакций и разработка практических методик контроля поведения человека или животного. Это помогает быстрее обучить испытуемого необходимым навыкам, а также скорректировать его поведение.

Критика подхода включает следующее:

  1. Механистический взгляд имеет тенденцию игнорировать сферу сознания и субъективных переживаний и не учитывает возможную роль биологических факторов в действиях человека.
  2. Люди рассматриваются как пассивные существа, которые находятся во власти своего окружения. Этот акцент на экологическом детерминизме не оставляет места для понятия свободы воли в человеке.
  3. Теории классического и оперантного обусловливания не могут объяснить возникновение спонтанного, нового или творческого поведения.
  4. Его основа в исследованиях на животных была поставлена ​​под сомнение.
  5. Клинические психологи, которые применяют поведенчески-ориентированную терапию, подвергаются критике за лечение возможных симптомов психических расстройств, при этом часто игнорируя основные причины.

Представители бихевиоризма

Бихевиористский подход к психологическому функционированию коренится в работе таких ученых, как: Иван Павлов, Беррес Скиннер и Эдвард Торндайк, а также ранних бихевиористов Джона Уотсона и Кларка Халла, которые изучали обучение в форме обусловливании.

Джон Бродус Уотсон являются основоположником американского бихевиоризма. Его работы оказали глубокое влияние на курс психологии в первой половине XX в.

Он утверждал, что внутренние переживания, которые были в центре психологии, не могли быть хорошо изучены, т. к. их нельзя было наблюдать. Вместо этого он обратился к лабораторным экспериментам. Результатом стало создание модели «стимул-ответ». В этом отношении среда рассматривается как обеспечивающая стимулы, на которые люди развивают реакции.

3 ключевых предположения лежат в основе этой точки зрения:

  • наблюдаемые действия, а не внутренние мыслительные процессы, являются предметом изучения;
  • окружающая действительность формирует поведение человека;
  • принципы смежности и подкрепление являются центральными для объяснения процесса обучения.

С точки зрения обучения, согласно Кларку Халлу, на передний план выходят 4 ключевых принципа:

  1. Активность. Обучение лучше, когда ученик активен, а не пассивен.
  2. Повторение и обобщение. Частая практика в различных контекстах необходима для обучения. Навыки не приобретаются без частой практики.
  3. Усиление является основным мотиватором. Позитивные подкрепления, такие как награды и успехи, предпочтительнее негативных событий.
  4. Обучение помогает, когда цели ясны. Те, кто обращает внимание на бихевиоризм в обучении, определяют свою деятельность в соответствии с поведенческими целями, например, «К концу этого занятия участники смогут…».

Павлов изучал обусловленность рефлекторных реакций или классическое обусловливание.

Хотя он изучал естественные рефлексы и нейтральные раздражители, он сумел заставить собак выделять слюну под звуки колокольчика. Его научные принципы были применены во многих методах лечения.

К ним относятся систематическая десенсибилизация к фобиям (поэтапное воздействие на вызываемого страхом раздражителя) и терапия отвращения.

Работа Торндайка была сосредоточена на обусловливании произвольного поведения, которая теперь называется оперантным обусловливанием, а затем исследована Б. Ф. Скиннером. Б. Ф.

Скиннер исследовал оперантное обусловливание добровольного и недобровольного поведения. Скиннер чувствовал, что какое-то действие можно объяснить мотивом человека.

Поэтому действие происходит по причине, и тремя основными методами формирования поведения являются положительное подкрепление, отрицательное подкрепление и наказание.

Скиннер изучил стимулы, которые вызывают поведенческие реакции, поощрения и наказания, влияющие на эти реакции, и изменения в поведении, вызванные манипулированием моделями вознаграждений и наказаний.

Скиннер экспериментировал с крысами, а затем с голубями. Например, он заставлял крыс нажимать на планку в «коробке Скиннера» в обмен на вознаграждение за еду.

Он мог точно измерить обучение в строго контролируемых условиях, варьируя частоту вознаграждения или подкрепления, а иногда применяя не относящиеся к делу стимулы.

Хотя он начал свои исследования с животными, позже разработал теорию кондиционирования, которая могла бы включать людей.

Уважаемые читатели! Мы настоятельно рекомендуем перед приёмом препаратов или самолечением обязательно обращаться за консультацией к врачу. Имеются противопоказания.

Источник: https://eustress.ru/nevroz/biheviorizm-jeto

Идеи и представители бихевиоризма

Бихевиоризм кратко и понятно

Бихевиоризм (англ. behavior – поведение) – ответвление в психологии, которое изучает поведение живых существ и способы влияния на него. В более узком понимании эта наука исследует внешнее поведение, не делая различия между людьми и животными.

Классический бихевиоризм Дж. Уотсона сводит психологические проявления к реагированию организма к двигательным. Мышление сводится к речевому акту, а эмоции к внутренним изменениям в организме. Сознание принципиально не включено в список изучения бихевиоризмом. Так как оно не изображает поведенческих показателей. Основная черта поведения принимается связь стимула и реакции (S – R).

Идея бихевиоризма

Важную нишу бихевиоризма занимает стимул. Он подразумевает данную ситуацию, которая выстраивает подкрепление реакции. В виде этих реакций выступают эмоциональное и устное реагирование окружающего общества. Но при этом личностные переживания не остаются незамеченными, а переносятся в зависимое положение от внешних факторов.

Научный исследователь Джон Уотсон вынес  основные пункты, на которых строится бихевиоризм:

Целью наблюдения психологии есть поведение и реакции всех живых существ. Именно такие проявления будут изучены.

Все физиологические и психологические проявления исходят от типа поведения.

Реагирование людей и животных нужно исследовать как единый двигательный показатель на внешние раздражители – стимулы.

Исследовав показатели стимула, можно предугадывать следующий ответ. Основная задача бихевиоризма – научится предсказывать действия личности. Так поведение индивида можно контролировать.

Все виды реакций человека состоят из  приобретенных форм (условные рефлексы) или переходят по наследству (безусловные рефлексы)

Повадки человека – это итог обучения. Т.е. многократное повторение ответного реагирования отпечатывается в памяти. Впоследствии этого могут быть воспроизведены. Так формирование навыков происходит через выработку условных рефлексов.

Мышление и речь также входят в список навыков.

Память служит хранением приобретенных умений.

Становление психических реакций происходит на протяжении всей жизни. Такое развитие зависит от условий проживания, социального общества и внешних раздражителей.

Систематизация возрастного развития не присутствует. Общих признаков в процессе формирования детской психики на разных этапах возраста отсутствуют.

Эмоции означают ответ организма на положительные и отрицательные стимуляторы окружающего пространства.

Уотсон предполагал, что человека можно обучить всему. По его мнению генетические, личностные и умственные факторы не помешают обучению.

Если углубится, то суть бихевиоризма в создании лаборатории социума.

Необихевиоризм

Эта наука принадлежит американской психологии, которая появилась в 1930-х годах ХХ в.

Необихевиоризм выступил в качестве свидетеля кризиса классического бихевиоризма, который не смог объяснить цель полноты поведения. Эта наука пользовалась идеями гештальт-психологии, фрейдизма (Э.Ч.

Толмен) и павловского о высшей нервной деятельности (К. Л. Халл). Цель необихевиоризма состоит в преодолении ограниченности изначальной теории бихевиоризма.

Но эта нео-отрасль пыталась сохранить основную установку на биологизацию человеческой психики.

Необихевиоризм не пытался уйти далеко от классического бихевиоризма. Американский психолог Э.Ч. Толмен поддерживал положение, что исследование должно проводится строго по объективному методу, а не опираться на недоступные этому способу мире подсознания.

Но ещё в 1960-тые годы Толмен усовершенствовал формулу бихевиоризма и назвал ее когнитивным бихевиоризмом. К стимулу и реакции он добавил «промежуточные переменные», без которых он не представлял метод исследования поведения. Так появилась когнитивное представление.Он ввел гипотезы, цели, намерения и познавательные карты.

В итоге получилась формула: S (стимул) – V (промежуточные переменные) – R (реакция).

Плюсы бихевиоризма:

  1. Объективный взгляд;
  2. Практика научных методов;
  3. Предметом изучения вошло поведение;
  4. Эффективные способы терапии нарушенного поведения.

Минусы бихевиоризма:

  1. Устаревшая методология и литература;
  2. Механический детерминизм;
  3. Нет отличия между человеком и животным.

Данная научная отрасль подходит для простых ситуаций психотерапии: избавления от популярных фобий (страхов), плохих привычек, моделирование плохого поведения. В сложных “личностных” случаях использование бихевиоральных способов дает не долгий эффект. Существуют исторические предпочтения: Америка пользуется бихевиоральными подходами всем другим, в России бихевиоризм не популярен.

Источник: https://onona.online/psihologiya/biheviorizm

Теория бихевиоризма: определение, что это за подход, основатель и представители

Бихевиоризм кратко и понятно

В истории психологии существует множество школ, предметом изучения которых являлись те или иные факты действительности и психологические проявления у людей. С давних времен исследователей интересуют вопросы, связанные с межличностным взаимодействием людей, объяснением причин поведенческих реакций.

Разные психологические школы по-своему трактовали поведенческие реакции, ставя во главу угла те или иные критерии и параметры. Так, например, бихевиористский подход предлагает все поступки человека трактовать с точки зрения его поведения, отрицая сознательный компонент личности.

Основатели бихевиоризма полагали, что основой мыслей и чувств людей могут считаться двигательные акты и стереотипы реагирования, накопленные в процессе жизни.

Желание изучать действительность и поведение

Определение бихевиоризма в психологии

Бихевиоризм это направление в психологии, которое занимается изучением особенностей поведения животных и человека. Этот научный подход изменил господствующие взгляды ученых на психику.

Бихевиоризм это американское направление психологии. Основоположником бихевиоризма стал Дж. Уотсон. Исследователь критиковал положения структурной, функциональной и ассоциативной психологий.

Интересно. До появления бихевиоризма исследователи предпринимали попытки объяснения особенностей реагирования людей через сознание.

Суть подхода, плюсы и минусы

Теория бихевиоризма важным определяющим фактором поведенческих реакций человека и животных считает стимул, в качестве которого может выступать любое внешнее воздействие.

Психоанализ З. Фрейда — кратко и понятно

Со временем сторонники поведенческого подхода осознали ограниченность разработанной ими теории. Однако это направление психологии нельзя считать неактуальным. Сегодня бихевиоризм кратко применяется в психотерапии и ряде других прикладных наук, связанных с изучением социального взаимодействия людей.

Внимание! Противопоставление бихевиоризму в психологии – это концепция когнитивного подхода, где основным объектом изучения являются интеллектуальные способности и мыслительная деятельность.

Как самостоятельное течение, бихевиоризм в психологии имеет следующие плюсы:

  • Предметом исследования данного направления являются поведенческие реакции. Для того чтобы их зафиксировать, в исследованиях применяются метод наблюдения и описательная статистика. На фоне альтернативных подходов к изучению человека бихевиоризм оперирует реальными фактами, которые исследователь видит.

Поведенческие реакции

  • Открытие нового в поведении, определение причин поведенческих реакций осуществлялись в ходе специально организованного эксперимента, где четко продумывались условия. Это давало возможность сравнения результатов у разных групп испытуемых.
  • Психологические особенности личности изучались в этой школе объективно. Наблюдение, в отличие от интроспекции, позволяло экспериментатору не вмешиваться в протекание исследования, а только констатировать и описывать увиденное.

Несмотря на ряд достоинств, данная научная концепция обладает некоторыми недостатками:

  • Исследователи не выделяли различий в поведении животных и человека. Определенные сходства между организацией психической жизни животных и людей есть, но это не дает права их уравнивать. Так, например, животным, как и людям, доступны некоторые эмоциональные переживания, но при этом способность к эмпатии является исключительно человеческим проявлением.
  • Авторы подхода полностью игнорировали сознание как рациональное звено социальной активности человека. Идея концепции состояла в изучении стимулов поведения. Однако без учета способности людей к рассуждению и анализу ситуации такая схема объяснения поведения выглядит однобокой.
  • Мотивационный блок личности и ее ценностные ориентации игнорировались. Поведение сводилось к совокупности действий человека. Его потребности, желания и эмоции не рассматривались в качестве причин тех или иных действий.
  • Социальные основания поведенческих реакций не принимались во внимание. При этом наблюдать своеобразие поведенческих проявлений можно только в условиях межличностного взаимодействия. Если человек находится в одиночестве, он не будет проявлять эмоциональность и свойственные ему типологические особенности деятельности.
  • Ученые полагали, что на одинаковые внешние воздействия реакции людей будут схожими. Индивидуальность личности и ее способность сознательно выбрать вариант реагирования не принимались в учет.

Мотивы возникновения бихевиоризма

Гуманистическая психология — кратко и понятно

Бихевиоризм в психологии зародился в последние годы 19 века в результате обнаружения несовершенства интроспекции как научного метода. Известные ученые усомнились в достоверности результатов, получаемых с помощью самонаблюдения.

Необъективность самонаблюдения

Можно выделить такие мотивы возникновения поведенческого подхода в психологии, как:

  • Достижения зоопсихологии, развитие концепций детской психологии (в этих науках метод самонаблюдения не может применяться в качестве основного диагностического инструментария).
  • Положения концепции Дж. Локка в философии о том, что человек от рождения не обладает понятиями. Мыслительный компонент структуры поведения отрицался. В философии Дж. Локка поведение и деятельность человека объяснялись средой его обитания.
  • Положения биологического подхода о том, что воздействие любого стимула вызывает определенную реакцию.
  • Реакции организма на воздействие стимула поддаются измерению, их можно зафиксировать. Это значит, что эти реакции могут считаться предметом изучения науки.
  • К моменту появления бихевиоризма науке уже были известны эксперименты и выводы Павлова, который изучал рефлексы у животных.

Теория бихевиоризма

Гештальтпсихология — что это в психологии кратко

Теория анализа поведения оформилась в самостоятельную школу и была названа «бихевиоризм». Представители этой школы в качестве методологии психологического бихевиоризма выделили:

  • Теоретическую базу: поведение человека обусловлено физиологическими рефлексами (одни формы поведения являются врожденными, другие – передаются по наследству);
  • Предмет изучения: поведение и различные поведенческие реакции;
  • Основной метод – наблюдение;
  • Гипотезу: зарождение поведения происходит в результате действия стимулов (если известен стимул, можно предугадать реакцию) и систематического обучения (понятными примерами этого являются овладение речью и формирование мышления);
  • Условие подтверждения гипотезы: развитие психических функций способствует закреплению приобретенных навыков;
  • Задачу направления: формировать и контролировать поведение людей.

Важно! Бихевиоризм – это систематический подход, имеющий четкую структуру. Согласно положениям этой научной школы, поведение человека – это совокупность внешних реакций, которые возникли в результате воздействия на организм внешних раздражителей.

Представители и основные идеи

Основатель бихевиоризма – Дж. Уотсон

Основателем бихевиористического подхода является Дж. Уотсон. Кроме этого ученого, были и другие представители данной психологической школы. Например:

  • У. Хантер, который в 1914 году разработал отсроченную схему для изучения поведения. Работы этого автора впоследствии были отнесены к необихевиоризму. Он занимался изучением поведения обезьян: животное видело, в какой ящик человек кладет банан, после чего между обезьяной и ящиком на 40 секунд устанавливали непрозрачную перегородку. Когда перегородку убирали, обезьяна безошибочно открывала тот ящик, куда экспериментатор положил банан. Его опыты с обезьянами доказали, что животное продолжает реагировать на стимул, даже если он уже прекратил действовать.
  • К. Лешли формировал у животных простые навыки методом дрессуры, затем удалял тот или иной отдел мозга, чтобы определить, участвовал ли он в выработке тренируемого навыка. Как выяснилось в ходе экспериментальной деятельности, несмотря на удаление того или иного отдела мозга, навык, сформированный в результате дрессуры, сохранялся. В случае исключения из комплексной мозговой деятельности одного структурного звена его функции компенсируются работой других отделов мозга. Исследователь пришел к выводу, что сложный поведенческий акт – это результат совокупной работы отделов мозга. Он доказал, что при необходимости отделы мозга могут быть взаимозаменяемыми.

Исследования Торндайка

Э. Торндайк на основе бихевиористских идей разработал теорию оперантного научения, в основе которой лежит метод проб и ошибок. Положительные формы поведения он предлагал закреплять похвалой и выражением одобрения, а отрицательные  – пресекать с помощью порицания, наказания, осуждения.

Кроме того, он доказал наличие связи между идеями в сознании человека и его движениями. Согласно его подходу, стимулом для реакции служит не просто раздражитель, а проблемная ситуация. Она вынуждает человека приспосабливаться к изменившимся условиям, вырабатывая новую форму реагирования.

Теория Павлова

Важно! Корни бихевиоризма находятся в биологии и зоологии. Разница между данными науками и психологическим течением, изучающим поведение, заключается в том, что специалисты в области фундаментальных наук проводили опыты только на животных, а бихевиористы стали привлекать к участию в экспериментах людей.

Биология и зоология

Идеи отечественного физиолога И.П. Павлова оказали существенное влияние на понимание того, что такое бихевиоризм. Исследователь доказал, что в основе поведенческих реакций лежит безусловная рефлекторная деятельность.

Если изменять условия проявления поведенческих особенностей, то изменится реакция животного на стимул. Так, И.П.

Павлов пришел к выводу о том, что у человека есть возможность формирования необходимой модели поведения животного.

Направления бихевиоризма

Внимание! Последователи бихевиоризма ощутили недоработанность данного подхода. Объяснение работы сознания человека не вписывалось в стандартную схему «стимул – реакция». Возникла необходимость введения в поведенческие схемы мотивационного звена.

В результате бихевиоризм распался на несколько направлений:

  • Когнитивный бихевиоризм, основанный Э. Толменом. Исследователь добавил в традиционную схему «стимул – реакция» промежуточное звено «познавательную деятельность».
  • Целевой бихевиоризм – это аргументирование поведения стоящей перед животным или человеком целью. Так, например, в ряде исследований наглядно проиллюстрировано, что крысы бегут по лабиринту, потому что они голодны, ими движет голод. Цель их поведения – найти пищу.
  • Социальный бихевиоризм предлагает в изучении реагирования человека на ту или иную ситуацию принимать в учет его социальный опыт.

Зарождение бихевиоризма произошло в 19 веке. Первоначальные методологические основы этого подхода нельзя брать для работы в неизменном виде. Однако сегодня достижения этой психологической школы находят применение в психоанализе, политологии и менеджменте.

Бихевиоризм в менеджменте

Источник: https://srazu.pro/teoriya/bixeviorizm-v-psixologii.html

Кратко и понятно об основных понятиях бихевиоризма

Бихевиоризм кратко и понятно

В психологии распространены совершенно разные и порой противоречащие друг другу подходы к изучению поведенческих особенностей.

Так среди самых любопытных и спорных направлений можно выделить бихевиоризм, вокруг которого не утихают споры.

Узнайте о предмете изучения гуманистического направления в психологии из нашей статьи.

Что это такое: кратко и понятно

Рассмотрим основные понятия.

Бихевиоризм — это ответвление психологии, которое изучает набор реакций, формирующихся в результате воздействия внешних стимулов.

Ключевая особенность направления состоит в том, что оно полностью исключает вероятность существования сознания у человека в качестве самостоятельного явления.

При этом сознание отождествлялось с поведенческими реакциями, возникающими в ответ на различные стимулы.

Поскольку бихевиористы ставили «во главу угла» поведение, считая именно его предметом изучения психологии, они как бы перечеркивали явление сознания как такового.

А так как до появления революционной теории сознание отождествляли с психикой, то непризнание первого влекло за собой исключение факта наличия второго.

Бихевиорист — кто это? Это приверженец бихевиоризма, разделяющий и принимающий позицию бихевиоризма в качестве справедливой позиции по отношению к изучаемому предмету.

Бихевиористика — это интерпретированный бихевиоризм, видоизменившийся в результате дополнительных исследований и внесенных корректив.

Необихевиоризм — направление психологии, являющееся логическим продолжением или ответом классическому бихевиоризму, неспособному объяснить целостность поведения разумных организмов.

Так в классическом варианте поведение рассматривалось как множество цепочек состоящих из стимула и реакции, сформировавшихся благодаря подкреплению.

А нео-направление вводит еще одну переменную под названием «промежуточные факторы». Эта переменная влияет на процесс подкрепления помогая или препятствуя ему.

История и представители

Кто является основоположником бихевиоризма? Джон Уотсон бихевиоризм вывел в отдельную категорию. Но еще до его знаменитой книги «Психология, какой ее видит бихевиорист» свет увидели труды других ученых, сформировавших мощную базу для дальнейшего развития направления.

Так в 1898 году Эдвард Торндайк впервые вложил новый смысл в понятия «интеллект» и «ассоциативный процесс». В результате он дал толчок для нового витка в истории психологии.

И пусть Торндайк бихевиоризм не популяризовал под известным нам названием, но этот ученый сыграл огромную роль в его развитии. Ведь именно он перевел взгляд психологии с бессознательных явлений на процесс взаимодействия между организмом и средой.

Первые упоминания о бихевиоризме появились в первой половине 20-го века в работе Д. Уотсона. Центральной идеей труда были размышления о том, что психолог должен заострять внимание на поведении, не привязывая его к мышлению и психической деятельности.

По мнению Уотсона оптимальным методов изучения являлось наблюдение за человеком в той же форма, в какой обычно проводятся наблюдения за предметами естественных наук.

При этом в книге четко прослеживается отрицание значимости изучения сознания, ощущений и эмоций индивида, так как они, по мнению Уотсона, являются лишь продуктом философского влияния.

Далее бихевиоризм как наука о поведении распространился в России. Понятие появилось в трудах Сеченова, Павлова и Бехтерева.

Русские исследователи отвергли теорию, в рамках которой организм подразделяется на душу и тело и предложили новаторский взгляд, под которым понималась целостность организма в процессе взаимоотношений со средой.

Эксперименты

Среди экспериментов, проведенных бихевиаристами или учеными, которые внесли свой вклад в развитие направления, есть несколько, достойных особенного внимания:

Маленький Альберт

В 1920 году Джон Уотсон поставил эксперимент над годовалым мальчиком. Впоследствии эксперимент назвали некорректным и даже жестоким.

Но для того, чтобы доказать истинность своей теории, Джон целенаправленно заставлял ребенка испытывать страх. На первом этапе эксперимента ученый предлагал малышу поиграть с белой крысой, которая не вызывала у ребенка негативных реакций.

Через некоторое время Уотсон стал сопровождать игру с крысой громкими звуками, которые пугали ребенка. У малыша Альберта развился страх по отношению к белой крысе, которая ассоциировалась с резким шумом непонятной природы.

Эту фобию ребенок перенес на другие предметы, напоминающие грызуна (маскарадная борода, обрез шерсти, мягкая игрушка и т.д.).

Собака Павлова

Павлов, провел довольно интересный эксперимент, который стал «оружием» бихевиористов.

Посредством наблюдений ученый установил, что при созерцании пищи у пса начинает выделяться слюна.

Затем визуальный образ был подкреплен звонком. Каждый раз, когда животному демонстрировали миску с едой, раздавался характерный звук.

На финальном этапе Павлов использовал только звук (звонок). Характерный звоночек даже при условии отсутствия еды провоцировал у подопытных собак выделение слюны.

Эксперимент с обезьяной

Известные последователи бихевиоризма Уильям Хантер и Карл Лешли изучали отсроченную реакцию.

Примером данного явления являлся эксперимент с обезьяной, которой демонстрировали два контейнера.

В одном из контейнеров находилось лакомство. После того, как примат замечал угощение, между подопытным и контейнерами ставили перегородку. Через определенный промежуток времени преграду убирали и ждали реакции.

Что является предметом изучения и исследования?

Предмет изучения бихевиоризма — поведение (сокращения мышц, изменение в работе желез).

Поведение рассматривается как реакция (R) стимул извне (S) врожденного или приобретенного характера.

В широком смысле предметом изучения являются любые слова и поступки, которые совершает человек.

Из анализа реакций на раздражитель исключаются любые ненаблюдаемые составляющие (физиологические и психические). Т.е. поведение рассматривается как механические процессы внешнего проявления.

Предметом изучения являются также мысли, но только при условии их передачи через «внешнюю речь».

Основные идеи и теория личности

Бихевористический подход подразумевает, что личность — это приобретенный человеком опыт за весь период жизни. Т.е. личность является набором изучаемых моделей поведения. А поведение в данной связи — это сформированный под внешним влиянием индивидуальный и предсказуемый шаблон.

Классическую схему можно упростить до формулы «стимул + реакция = бихевиоризм». Но Торндайк дополнил эту формулу понятием «подкрепление».

Подкрепление может быть со знаком «плюс», таким как похвала, поощрение, награда, достижение ожидаемого результата и т.д. Но оно также может быть со знаком «минус»: боль, разочарование, критика, наказание и т.д.

Поведение строится на том, что человек стремится к положительному подкреплению или хочет избежать отрицательного его варианта.

Личность в таком случае становится набором инструментов, которыми располагает человек в отношении реакции (сознательный контроль регулируемых инстинктов, навыки, пластичность и способность сохранять навыки).

Из этого вытекает что личность — это система организованных и устойчивых навыков.

Бихевиористский подход рассматривает человека как результат реакций, действий и научения.

Бихевиоральное направление: положения

В работе «Психология с точки зрения бихевиориста» Уотсон вывел положения, опровергающие постулаты, которые на момент появления труда господствовали в психологии.

  1. Традиционная психология ошибочно полагает объектом изучения сознание. Интроспекция не является прямым и единственным методом исследования.
  2. В бихевиористстской концепции психология является объективной и экспериментальной областью естественной науки, не нуждающейся в интроспекции (ровно как химия, физика и другие области).
  3. Отказ от выделения сознания в качестве самостоятельного объекта изучения стирает барьер, существующий между психическим и физическим.

Методы

Психология постоянно шла к тому, чтобы перенять методы, применяемые в области естественных наук.

Поэтому методология бихевиоризма тесно связана с физикой, которая является одной из самых старых и почитаемых наук.

Объективные методы бихевиоризма:

  • наблюдение;
  • тест;
  • метод условных рефлексов;
  • метод дословной записи.

Метод тестов, ранее использовавшийся в отношении психических качеств, был направлен на поведение. Т.е. тесты показывали не интеллектуальные параметры или личностные особенности психики, а реакцию человека на те, или иные раздражители (стимулы).

Вокруг метода дословной записи возникло множество споров. Казалось бы, данный метод слишком тесно связан с интроспекцией, которую так активно отрицает бихевиоризм. Но речевые реакции представлялись для Уотсона объективно наблюдаемым и оцениваемым явлением.

Терапия и психотерапия

Бихевиоральная терапия основана на трудах И.П Павлова и Б. Скиннера. Психотерапия направлена на отучение от «плохих» привычек и реакций и дальнейшее/замещающее научение правильным поведенческим моделям.

Теорию научения бихевиоризм выстраивает не на объяснении клиенту сути проблемы, а на прямом воздействии на «неправильную» модель поведения, которую необходимо скорректировать. Чаще всего для этого используется оператное научение и метод условных рефлексов.

Оператный бихевиоризм Скиннера — это теория о наличии трех типов реакций: безусловно-рефлекторных, условно-рефлекторных и оперантных.

Последний тип подразумевает реакции, которые организм производит самостоятельно, без внешнего стимула, чтобы осуществить «пробу» результатов на предмет их полезности/положительности.

Классическое обусловливание

На первом этапе выявляются способы подкрепления, которые являются для человека наиболее приятными. Затем клиента учат расслабляться.

После этого выявляются тревожные ситуации, которые ранжируются по степени переносимости.

В ходе терапии в момент расслабления клиенту напоминают о минимально тревожной ситуации, постепенно поднимаясь до максимально тревожной.

Аверсивное обуславливание

  1. Пример №1: Каждый раз, когда человек тянется к сигарете, прикрепленное к руке устройство выдает слабый разряд тока. Вырабатывается соответствующая реакция избегания.

  2. Пример №2: Кодирование от алкоголизма связано с приемом препаратов, которые вызывают приступы рвоты в ответ на употребление спиртных напитков.

    В результате человек связывает алкоголь и неприятные ощущения.

Оперантное научение

За каждый положительный поступок заключенный получает жетон. За плохие поступки жетоны отнимают. В дальнейшем жетоны можно обменять на привилегии (дополнительный обед, сигареты, гигиенические принадлежности).

Бихевиоризм в педагогике является одним из базовых методов работы с детьми (в т.ч. с дошкольниками), который применяется в синтезе с другими методами.

Примеры из жизни

В бихевиоризме все реакции делятся на приобретенные и наследственные, а также на внутренние и внешние.

Наружные приобретенные реакции: игра в футбол, умение пользоваться салфетками, умение рисовать фигуры.

Наружные наследственные реакции: чихание, частое дыхание, моргание.

Внутренние наследственные реакции: секреция желез.

Недостатки бихевиоризма и критика

Бихевиоризм — поведенческая психология, которая считается слишком упрощенным направлением психологии (и оттого особенно уязвимым к критике).

Основные «претензии» к бехивиоризму:

  • из-за специфической трактовки поведения (как набор реакций) человек низводится до уровня управляемой куклы;
  • из-за аргументации поведения ходом жизненной истории вопрос с врожденными наклонностями остается «открытым»;
  • бихевиоризм не объясняет выдающихся достижений в области науки и творчества;
  • из-за опытной базы в виде изучения животных, направление описывает поведение человека лишь по линии тех черт, которые «роднят» человека с животными;
  • неэтичность методов (использование болевого воздействия);
  • невнимание к категориям «мораль» и «нравственность»;
  • невнимание к индивидуальным особенностям психики человека.

Бихевиоризм (в том числе и такие его направления как радикальный бихевиоризм, логический бихевиоризм и т.д.) имеет ряд серьезных недостатков, из-за которых не может рассматриваться в качестве абсолютно жизнеспособного направления психологии.

Но бихевиоральные методы на данный момент активно применяется в современной психотерапии и приносят положительные результаты.

О бихевиоризме в этом видео:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/bez-rubriki/biheviorizm-kratko.html

ВашПсихолог
Добавить комментарий