Дистимическая акцентуация

3.Гипертимический, дистимический, эмотивный, тревожный типы акцентуаций в типологической модели к. Леонгарда

Дистимическая акцентуация

Акцентуациихарактера—это крайние варианты нормы, при которыхотдельные черты характера чрезмерноусилены, вследствие чегообнаруживается избирательная уязвимостьв отношении определенногорода психогенных воздействий при хорошейи даже повышеннойустойчивости к другим.

Вклассификации К. Леонгарда, разработаннойна основе психологическогоанализа личности, предлагаются следующиетипы акцентуацийхарактера: гипертимный, дистимический,эмотивный,тревожный, интровертированный, возбудимый,демонстративный,неустойчивый, аффективно-лабильный,педантичный идр. (Леонгард, 1981).

Типы акцентуацийхарактера весьма сходны и частичносовпадают с типами психопатий. наибольшую   известность получил термин к. Leongard (1968)—“акцентуированная,  личность”.  Однако, правильнее говорить об“акцентуациях характера” [Личко а. Е.,1977].  Личность – понятие гораздо болeесложное, чем характер. Она включаетинтеллект, cпособности, наклонности,миpoвoззрение и т.д.

В опис­аниях к.Leonhard речь идет именно о типах характера. К тому же в странах с немецкимязыком термин  “акцентуированнаяличность” стали использовать какклинический диагноз вместо термина“психопатия”, что правомерно, еслирассматривать  акцентуации каккрайние варианты нормы  отличия междуакцентуациями характера и психопатиямиосновываются на диагностическихкритериях п. Б.

Ганнушкина (1933)

В целом, акцентуациихарактера — это крайние варианты нормы,при которых отдельные черты характерачрез­мерно усилены, вследствие чегообнаруживается изби­рательнаяуязвимость в отношении определенногорода психогенных воздействий при хорошейи даже повы­шенной устойчивости кдругим

Будучи крайнимивариантами нормы, акцентуации ха­рактерасами по себе не могут быть клиническимди­агнозом.

Они являются лишь почвой,преморбидным фо­ном, предрасполагающимфактором для развития пси­хогенныхрасстройств (острых аффективных реакций,неврозов, ситуативно обусловленныхпатологических нарушений поведения,психопатических развитий, ре­активныхи эндореактивных психозов).

В этихслучаях от типа акцентуации зависиткак избирательная чувст­вительностьк определенного рода психогеннымфакто­рам, Так и особенностям клиническойкартины. при эндогенных психозахнекоторые типы акценту­аций, видимо,также могут играть роль предраспола­гающегоили повышающего риск заболевания фактора

Типыакцентуаций, как уже было сказано весьмасходны и частично совпадают с типамипсихопатий. Различия между акцентуациямихарактераи психопатиями основываются надиагностических критериях, разработанныхв трудах П. Б. Ганнушкина (1998) и О. В.Кебрикова (1971).

Обычно акцентуацииразвиваются в период становленияхарактераи сглаживаются с повзрослением индивида.Особенности характерапри акцентуациях могут проявляться непостоянно, алишь в некоторых ситуациях, в определеннойобстановке, и почти необнаруживаются в обычных условиях.

Социальная дезадаптация приакцентуациях либо вовсе отсутствует,либо бывает непродолжительной.

Какмы уже рассматривали выше, К. Леонгардвыделяет 12 основных акцентуацийхарактера: гипертимический, дистимический,циклоидный, эмотивный, демонстративный,возбудимый, застревающий, педантичный,тревожный, экзальтированный,интровертированный, экстравертированный.Рассмотрим содержательные характеристикиотдельных типов акцентуацийхарактера, представленные в классификацииЛеонгарда(1981).

Гипертимическийтип

Основнымихарактеристиками этого типа акцентуациихарактера является оптимизм, усиленнаяжажда деятельности, высокая активностьу подростков.

При слабовыраженнойакцентуации уподростка наблюдаются такие особенности,как общительность, устойчивое,хорошее настроение, уверенность в себе,активное стремление к деятельности,организаторские способности.

При резковыраженной акцентуации характера погипертимическому типу уподростка могут проявляться такиедезадаптивные качества, как легкомыслие,неразвитость этических норм и правил,безответственность,склонность к азартным увлечениям,побегам, ранней алкоголизациии ранним сексуальным связям.

Подростки,относящиеся к гипертимическому типу,с детства отличаются большой шумли­востью,общительностью, чрезмернойсамостоятель­ностью, даже смелостью,склонностью к озорству. У них нет низастенчивости, ни робости переднезна­комцами, но зато недостаетчувства дистанции в отно­шении квзрослым. В играх любят командоватьсверст­никами.

Воспитатели жалуютсяна их неугомонность. В школе, несмотряна хорошие способности, живой ум, умениесхватывать все а лету, учатся неровноиз-за неусидчивости, Отвлекаемости,недисциплинированности. В подростковомвозрасте главная черта—почти всегдахорошее, даже несколько приподнятоенастрое­ние.

Оно сочетается с хорошимже самочувствием, не­редко цветущимвнешним видом, высоким жизненным тонусоми брызжущей энергией, всегда прекраснымаппетитом и крепким освежающим сном.Лишь изредка солнечное настроениеомрачается Вспыш­ками раздражения игнева, вызванными противодейст­виемокружающих, их стремлением подавитьслишком бурную энергию, Подчинить своейволе.

Реакция эмансипации сильносказывается на поведении: такие под­росткирано проявляют самостоятельность иНезависи­мость.

На гиперпротекциюсо стороны родителей и вос­питателейс ее мелочным контролем, повседневнойопе­кой, наставлениями.

И нравоучениями,“проработкой” за мелкие проступкидома и на собраниях реагируют крайнебурно; плохо переносят жесткую дисциплинуи строго регламентированный режим; внеобычных ситуа­циях не теряются,проявляют находчивость, умеют лов­читьи изворачиваться.

К Правилам и законампред­ставители этого типа относятсялегкомысленно, могут незаметно для себяпроглядеть грань между допускаемым изапрещенным.

  Они всегда тянутся вкомпанию, тяготятся и  плохо переносятодиночество, среди сверстников стремятсяк лидерству, при этом не к формальному,а к фактическому—роли вожака и заводилы;при общительности  в выборе знакомствнеразборчивы и легко могут ока­затьсяв сомнительной компании. Любят риск иаван­тюры.

Характерно хорошеечувство нового. Новые люди, места,предметы живо привлекают.

Легковоодушев­ляясь, такие подростки частоне доводят начатое до конца, непрестанноменяют “хобби”; плохо справляются сработой, требующей большой усидчивости,тщатель­ности, кропотливого труда;аккуратностью не отличают­ся ни ввыполнении обещаний, ни в денежныхделах, легко залезают в долги, любятшиковать, прихвастнуть; склонны видетьсвое будущее в радужных красках. Не­удачимогут вызвать бурную реакцию, нонеспособны надолго выбить из колеи:отходчивы, быстро мирятся и даже дружатс теми, с кем раньше ссорились.

Половое чувствонередко пробуждается рано и бы­ваетсильным. Поэтому возможна ранняясексуальная жизнь. Однако подростковаясексуальная девиантность бываетмимолетной, склонности к фиксации здесьне обнаруживается.

Своиспособности и возможности обычнопереоцени­ваются. Хотя большинствоособенностей своего харак­терагипертимные подростки хорошо знают ине скры­вают, однако обычно стараютсявыставить себя более конформными, чеместь на самом деле.

Гипертимическийтип встречается, как правило, в видеявной акцентуации.

На ее фоне могутвозникать острые  аффективные реакциии ситуативно обусловленные па­тологическиенарушения поведения (ранняя алкоголи­зация,токсикоманическое поведение,эмансипационные побеги и т.п.).

Гипертимичская акцентуация может бытьтакже почвой для психопатическихразвитий по гипертимно-неустойчивомуи гипертимно-истероидному типам. Подвлиянием повторных черепно-мозговыхтравм мо­жет сформироватьсягипертимно-эксплозивный тип пси­хопатии.

Дистимическийтип акцентуации характера.

Этот тип прямопротивоположен гипертимическому. Егопредставители смотрят на мир сквозь«темные очки», пессимистически.Преобладает серьезная настроенностьи ответственность к своим поступкам,радуются они мало. Жизненная активностьослаблена, мысль замедленна.

Не владеютумением контактировать с окружающими,в общении неразговорчивы, в беседеограничиваются отдельными замечаниями.

Наблюдается постоянно пониженноенастроение, грусть, замкнутость, Втрудовой деятельности взрослый сподобной акцентуацией – тяготитсяшумным, большим коллективом, предпочитаяработать в одиночестве, с сослуживцамиблизко не сходится.

Подростки этоготипа акцентуации комфортно себячувствуют лишь среди небольшого круга близких людей, которые их понимают,принимают и оказывают поддержку. Важнымдля них является наличие длительных,устойчивых привязанностей.

Пример: Вадим А.16 лет. Учится в 10 классе Староста класса.К своим обязанностям относится оченьответственно.. С учителями и одноклассниками тактичен, внимателен, не эгоист.Ребята к нему относятся хорошо, считаяумным и справедливым человеком. Но своюдолжность он не любит т. к. надо командовать.

Прожитый, в общем благополучный периоджизни считает цепью неприятностей инеудач, помнит лучше всего плохое.. Вбудущем не видит радостной личнойперспективы. Родители считают егонытиком, бирюком, стараются внушить емуоптимизм, втянуть в веселую компанию.

Но он всячески сопротивляется хождениюв гости, сидит там молча и отчужденно.В свободное время предпочитаетодиночество: читает книги, столярничает.Однако свою замкнутость болезненнопереживает, считая ее аномалией.

Любитсимфоническую музыку, художественнуюлитературу с трагическим сюжетом, приэтом оперетту и кинокомедию отвергает,считая их пустыми и неинтересными.

Тревожный тип.

Основной чертойэтого типа акцентуации является тревожнаямнительность, постоянный страх за себяи своих близких. В детстве у них частонаблюдается симбиотическая связь сматерью или другими родственниками.

Подростки испытывают страх перед новымилюдьми (учителя, соседи и др.) Они нуждаютсяв теплых, заботливых отношениях.

Уверенность подростка, что ему окажутподдержку, помощь в неожиданной,нестандартной ситуации, способствуетразвитию его инициативы, активности.

Такиедети боятся темноты, пустой квартиры,животных, грозы. Мальчики компаниисверстников избегают, считая ее грубой.Больше времени проводят среди девочеки младших детей. Тревожные дети опасаютсяпопадать в конфликтные ситуации, ноименно поэтому они часто в такие ситуациипопадают: окружающие дети, подмечая ихбоязливость, нередко их обижают и дажебьют.

Чтобы исправить это положение уних надо воспитывать волю и смелый,мужественный характер, умение постоятьза себя, дать отпор обидчикам. Учителю же, при появлениитакой тревожности у детей надо обращатьсяк ним не слишком категорично итребовательно. Нужно переключить ихвнимание на глубокое осмысление учебнойработы, подбадривать и вселять уверенностьв успехе.

Пример:Федя Н. 13 лет. В детстве отличалсябезмолвностью. Входя в комнату вечером,зажигал свет и осматривал пустое местопод кроватью, в шкафу с опасением ищавозможного злоумышленника. В общениипроявлял робость, покорность, неуверенность и в какой-то степени даже униженность.

Характерна также повышенная возбудимостьмальчика. Дружил в основном с девочками своего возраста. Мальчики относилиськ нему как к козлу отпущения, открытопотешались над его недостатками.Несколько раз переезжал с родителямииз города в город.

К новой школеприспосабливался с трудом, все времяожидая подвоха и издевательств состороны одноклассников. Так это ислучалось. Боялся строгих учителей.Чтобы избавиться от страха стал прыгатьс парашютом и закаливать волю другимиспособами. Однажды дал отпор обидчикам,после чего его не трогали.

В последствииполучил признание у ребят как хорошийрисовальщик.

В целом для тревожныхдетей характерен пониженный фоннастроения, Опасения за себя, близких,робость, неуверенность в себе, крайняянерешительность. Долго переживаетнеудачу, неуверен в собственныхдействиях.

Эмотивный типакцентуации.

Подростки этоготипа характеризуются изменчивостьюнастроения, глубиной переживаний,повышенной чувствительностью. Эмотивныелюди обладают развитой интуицией,чувствительны к оценке окружающих. Оникомфортно себя чувствуют в кругу семьи,понимающих и заботливых взрослых,постоянно стремятся к доверительномуобщению со значимыми для них взрослымии сверстниками.

С детства оничувствительны и мягкосердечны. Печальныесобытия вызывают у них весьма глубокие,неприятные переживания. Но значительносильны у них и радостные эмоции. Этимилюдьми владеют человеколюбивые чувства,они очень отзывчивы.

Эмотивные личностипохожи на экзальтированных, но отличаютсяот них меньшей крайностью своих эмоцийи не такой большой скоростью ихвозникновения. Они характеризуютсяпрежде всего как чувствительные ивпечатлительные.

Чувства этих людейнаходят заметное проявление во вне,особенно в мимике.

Пример:Юрий Г. 15 лет. С детства отличалсявпечатлительностью и жалостливостью.Так, в пятом классе он нашел больноговоробья и хотел вылечить, но это емуне удалось, поэтому он, обливаясь слезами,похоронил его в саду.

В подростковом возрасте дружил с ребятами, предпочитающимипрогулки на природе и чтение, грубымразвлечениям сверстников. Декламируетстихи на школьных вечерах, причем эточтение бывает нередко со слезами наглазах, хотя этих слез он очень стыдится.

Таким образом, эмотивный тип характеризуется чрезмернойчувствительностью, ранимостью, глубокимпереживанием малейших неприятностей,они излишне чувствительны к замечаниям,неудачам, поэтому у них часто печальноенастроение.

Источник: https://studfile.net/preview/1845154/page:8/

Дистимность

Дистимическая акцентуация

Понятие «дистимность» используется в профессиональной среде психологов и людей смежных профессий. В народе наиболее близкие к этому состоянию настроения называются подавленностью и депрессией. Однако в действительности дистимия в полной мере не является ни тем, ни другим.

В психиатрии диагноз «дистимия» утверждается, если индивид пребывает в подавленном и пессимистичном состоянии больше двух лет. При этом сохраняется работоспособность, умение вести себя в обществе и другие навыки, необходимые в социальном мире. Рассмотрим подробнее, что такое дистимность, когда она требует вмешательства специалиста и в каких случаях может считаться нормой.

Дистимность в психологии

Дистимность – это состояние, когда человек ощущает печаль и подавленность. Его настроение нарушено, он не чувствует радости от происходящего в жизни. Иные названия такого состояния – «малая депрессия» или «хроническая субдепрессия». Дистимность не далека от депрессии, но все же не является ею с точки зрения психологии.

Одна из характерных черт дистимии – депрессивное расстройство. Тем не менее, оно не настолько выраженное, как при тяжелой депрессии. При дистимии настроение может улучшаться (периоды «просвета» длятся до двух месяцев).

Дистимию легко спутать с затянувшейся хронической депрессией. Говорить о постановке диагноза можно, если подобное состояние периодически наблюдается в течение двух и более лет. Дистимическое настроение проявляется в виде пессимистичности и скептицизма.

Чаще всего дистимность встречается у женщин. Ей подвержено около 5 % населения. В России дистимия зафиксирована у 20 % людей совершеннолетнего возраста.

Состояние может перейти в позитивное настроение. Такое случается в 25 % случаев и называется в психологии маниакально-депрессивным психозом. Иногда происходит переход в рекуррентное депрессивное расстройство. Оно характеризуется периодической депрессивностью без моментов повышения настроения, когда появляется желание действовать.

В отличие от депрессии деятельность человека не парализуется. У него также проявляется умственная, физическая и психическая активность. Однако это состояние оказывает влияние на уровень жизни.
Длительная дистимия продолжается более трех лет. В этом случае специалисты говорят о таком диагнозе, как «двойные депрессии».

Симптомы дистимии

Основной симптом состояния – подавленное настроение. Он не единственный. Все существующие симптомы дистимии можно разделить на психологические и физиологические.

Психологические:

  • бессонница/сонливость;
  • повышение/снижение аппетита;
  • упадок сил и настроения;
  • сниженная концентрация;
  • комплекс неполноценности;
  • ощущение безнадежности и отсутствие жизненного смысла;
  • сложность в принятии значимых решений;
  • пессимистичность;
  • раздражительность;
  • чувство тоскливости, хандра;
  • отсутствие необходимости общаться с другими людьми;
  • негативная оценка событий.

Физиологические:

  • одышка;
  • патологии стула;
  • патологии сна;
  • нервная дрожь;
  • повышенное потоотделение;
  • слезливость;
  • тахикардия;
  • общее недомогание организма.

Обычно симптоматика развивается в молодости. Тем не менее, заметить зачатки можно и в детстве, но многие не признают наличие проблемы, считая, что это типовые особенности личности.

Подобное происходит и при низкой дистимности. При этом человек блокирует или отрицает собственную безынициативность и комплексы. Он даже может быть многословным и намеренно проявлять эмоциональную подвижность.

Дистимический тип личности

Характерные черты таких людей:

  • серьезность;
  • пессимистичность;
  • пониженное настроение;
  • грусть;
  • немногословность;
  • замкнутость;
  • пассивность в конфликтных ситуациях;
  • соблюдение дистанции с сослуживцами;
  • нелюбовь к шумным компаниям.

Люди, склонные к дистимии, ценят немногочисленны друзей. Они прекрасные исполнители, так как склонны к подчинению.

Окружающим нравятся в дистимических личностях их серьезность, высокая степень нравственности, добросовестность и чувство справедливости. Однако их пассивность, замедленность мыслительного процесса, частая подавленность и неучастие в коллективных развлечениях приводят к тому, что люди не стремятся завязывать знакомство и дружбу с дистимическими личностями.

При необходимости бурной деятельности наблюдаются конфликты. Для дистимической личности смена привычного образа жизни – катастрофа. Они замечательные работники в делах, где не требуется общаться с другими людьми. Когда условия становятся некомфортными, у таких людей проявляется склонность к неврозу и депрессивности. Особенно, если подобное происходит с меланхоликом.

Акцентуация дистимности

Акцентуации – это крайние показатели нормы. При них определенные черты характера гипертрофируются и находят проявление в виде «слабостей» личности.

Акцентуация дистимности проявляется уже у детей. Ребенок отличается задумчивостью, он медлителен и капризен, многого боится. Особенно остро это проявляется в кризисные этапы, преимущественно у подростков. У них появляется несвойственные возрасту пессимизм, тоскливость, грусть без причины и ощущение бессмысленности жизни. Чаще всего к дистимической акцентуации склонны меланхолики.

Если человек понимает проблему, он может бороться с проявлениями самостоятельно. Как правило, у него это получается – он кажется окружающим людям активным и жизнерадостным. Для подобных усилий требуется существенное напряжение. Рано или поздно «маска» спадает и дистимичный человек показывает свое настоящее лицо.

При благоприятных условиях такие личности вполне успешны в профессиях, не требующих регулярного общения, энергичности и высокой степени ответственности. Часто это творческие сферы – писательство, музыка, лингвистика, архитектура и т.п.

Если условия складываются неблагоприятно, индивиды с дистимичной акцентуацией могут страдать субдепрессивной психопатией. Это приводит к попыткам суицида.

Источник: https://psihologia.biz/articles/distimnost.html

Дистимический тип акцентуации

Дистимическая акцентуация

Застревающий тип акцентуации

У детей этот тип акцентуации возникает в силу “маятникового” воспитания, когда ребенок “колеблется” между преувеличенной строгостью родителей, с одной стороны и мягкостью – с другой. Ребенок мечется между возможностью исполнения желаний и наложением полных запретов на них.

Этот тип называют еще паранойяльным из-за стойкого аффекта, действие которого прекращается гораздо медленнее, чем возникает. Сильные эмоциональные переживания легко оживают только при одном воспоминании о неприятном событии. Эгоистические аффекты наблюдаются тогда, когда задеты личностные интересы, уязвлены гордость, самолюбие.

Застревающих личностей часто называют злопамятными, мстительными, болезненно обидчивыми, чувствительными. У них очень сильны жажда материальных благ и страсть к приобретательству. Когда они борются за гражданские права, справедливость, то они борются лишь в той мере, в какой это касается их интересов.

Натыкаясь на преграды по пути к цели, они испытывают враждебность, а в силу чередующихся удач и провалов может возникать состояние «шатания» из стороны в сторону, своеобразный эмоциональный «маятник».

Такие ситуации вызывают аффективные реакции, когда сила аффекта зависит от длительности чередования успехов и неудач.

Стойкие мощные аффекты приводят к застревающим тенденциям, к возникновению сверхценных, бредовых, параноических идей.

Особенно ярко проявляются аффекты на почве ревности. У эпилептоидных страдания от осознания измены легко достигают апогея и здесь же противопоставляются ощущениям счастья, связанного с надеждой на то, что измены не было.

Застревающие личности очень часто бывают вовлечены в различные судебные тяжбы. Они находятся в состоянии подъема и ликования, когда выигрывают процесс, и резко “падают” в состояние отчаяния, если проигрывают дело.

Застревающий тип акцентуации, в тяжелой его форме, может привести к паранойяльному психозу, а иногда – ипохондрическому симптомокомплексу.

Типичный пример акцентуации:

царь Эдип,

Отелло,

Жюльен Сорель (Стендаль «Красное и черное»),

Алеша Валковский («Униженные и оскорбленные»),

Парфен Рогожин («Идиот»),

Васисуалий Лоханкин («Золотой теленок»)

Дистимичность легко определяется уже в детстве. На нее указывают явная робость, нерешительность, застенчивость, подавленность, частые слезы, уход от инициативы в контактах, опрятность.

Дистимных подростков часто не принимают в группе сверстников, поэтому они проявляют искреннюю благодарность тем, кто оказывает им внимание.

Пассивность, медлительность мышления при нормальном интеллектуальном развитии заставляет дистимного подростка тратить много времени на подготовку уроков и, тем не менее, такие подростки часто не успевают в школе.

Дистимность – прямая противоположность гипертимности; проявляется в серьезности, обычной сосредоточенности на мрачных, печальных сторонах жизни. Радости у дистимных подростков редки и быстро проходящие. Глубоко потрясшее событие может довести до состояния реактивной депрессии.

Серьезная настроенность дистимных подростков приводит к серьезным этическим позициям. На переднем плане у них – тонкие возвышенные чувства, совершенно не совместимые с эгоизмом.

Субдепрессивное состояние, которое характерно для них, может переходить при определенных условиях в депрессивное психическое заболевание.

Дистимическим личностям свойственны критическое отношение к себе, чувство вины — во всех неудачах они склонны обвинять только себя.

Надеясь что-то изменить, они иногда пытаются попробовать что-то новое, например, поменять профессию, но это не приносит им ощущения равновесия и, как правило, это новое тоже окрашивается печальными красками.

С возрастом дистимичность снижается, а при умеренной выраженности она соответствует норме.

Типичный пример акцентуации:

Офелия,

Соня Мармеладова

Рисунок 4.

На рисунке 4 представлены для сравнения средние значения акцентуаций в двух группах:

девиантные подростки, состоящие на учете в милиции и контрольная группа нормальных школьников. Количество испытуемых – по 40 человек в каждой группе[4][24].

Вопросы для самопроверки:

1) Как понятие нормы используется в определении понятия «акцентуации характера»?

2) Как, по мнению А.Е. Личко, акцентуации характера соотносятся с вероятностью психической травматизации, и, как следствие, – с отклоняющимся поведением?

3) Каково мнение А.Е. Личко в отношении статичности или изменчивости акцентуаций во времени?

4) Попытайтесь, по примеру автора пособия, отнести тот или иной литературный персонаж к определенному типу акцентуации. Следует иметь в виду, что такая классификация может не быть однозначной.

5) Какие обобщающие выводы Вы могли бы сделать, рассмотрев график, приводимый к данной теме? Что объединяет, и что различает хулиганов и подростков контрольной группы?

[1][21] – из курса математических методов в психологии читатель легко вспомнит, что это признак интервальной измерительной шкалы.

[2][22] – примеры подобраны автором настоящего пособия, и не претендуют на непогрешимость.

[3][23] – Впрочем, многие женские персонажи Достоевского содержат признаки экзальтированной акцентуации, например, Соня Мармеладова, Настасья Филипповна, Дуня Раскольникова, Наташа Ихменева. Хотя та же Настасья Филиппована может быть прекрасным примером и истерической личности.

[4][24] – данные взяты из дипломной работы (ЮРГИ).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_90225_distimicheskiy-tip-aktsentuatsii.html

ВашПсихолог
Добавить комментарий