Феномен жестокости

Детская жестокость как результат страха, слабости и собственной несостоятельности: как помочь ребёнку?

Феномен жестокости

Всё чаще темой новостей в СМИ и роликов на становится детская жестокость. «Избиения в школе», «Осторожно! Злые дети!», «Насилие ради забавы», «Страшней ребёнка зверя нет», «Дети-мишени и дети-убийцы» — это тот самый случай, когда кричащие заголовки видеоматериалов отнюдь не приукрашены и лишь подчёркивают злободневность проблемы.

Далеко не все родители придают значение тому, что малыш таскает котёнка за хвост или подросток с увлечением рассказывает об однокласснице, которую затравили за отсутствие iPhone или аутизм.

«Характер такой», «наследственность», «возраст», «пройдёт» — взрослые находят множество оправданий своему бездействию.

Результатом становятся покалеченные жизни, постановка на учёт в ПДН (подразделение по делам несовершеннолетних), уголовная ответственность, и серьёзные психические отклонения.

Ни в каком возрасте жестокость детей не является закономерным явлением в развитии. Её нужно сразу же пресекать, проводить воспитательные беседы, отправляться на консультации к психологу или психотерапевту.

Суть проблемы

Каждый родитель должен быть немного психологом и разбираться в том, что происходит с ребёнком. В частности — понимать различия между такими понятиями, как злость, агрессия и жестокость.

Агрессия вызывается причинами естественного характера: стремлением добиться желаемого любой ценой, борьбой за выживание или жизненное пространство. Её активирует определённый фактор раздражения, стресса. Например, ребёнку нужна игрушка — чтобы её заполучить, он может ударить или укусить.

Злость — вспышка гнева, которая провоцируется каким-то внешним обстоятельством. Это реакция на несправедливость или оскорбление. Характеризуется сильным раздражением, которое быстро проходит. Например, школьнику незаслуженно поставили плохую оценку. В ответ он нагрубил учителю, швырнул тетрадь на пол, вышел из класса прямо во время урока, громко и демонстративно хлопнув дверью.

Жестокость — это уже черта характера, которая проявляется в осознанном грубом отношении и обращении с другими людьми или животными. Часто сопровождается причинением боли, нанесением повреждений (не только телесных, но и душевных).

При этом ребёнок испытывает удовлетворение от того, что он заставил кого-то страдать. Психотерапевты связывают данное качество с садистскими наклонностями.

Например, подростки избивают одноклассника за то, что он не дал им списать контрольную работу.

В последнее время проблема детской жестокости приобрела масштаб общественно-социальной катастрофы. На чуть ли не ежедневно публикуются видеоролики с драками, избиениями, преследованиями, издевательствами, в которых главными героями являются дети разного возраста.

Причём далеко не всегда они носят статус проблемных. Многие хорошо учатся, учителя отзываются о них положительно, дома они примерные сыновья и дочери. Объектами ненависти становятся животные, сверстники или кто помладше и даже взрослые.

Зверство, садизм, беспощадность, бесчеловечность, которые льются с экранов, поражают.

Из-за острой злободневности проблемы психологи и психотерапевты бьют тревогу, призывая родителей и учителей пристальнее вглядываться в детей и больше уделять времени их воспитанию.

Причины

Существуют разные причины детской жестокости, и в каждом отдельном случае они индивидуальны. Если взрослые не поймут, почему ребёнок вдруг стал бессердечным и беспощадным, решить проблему не удастся. Обзор самых распространённых факторов, способствующих развитию данного качества, сориентирует, в каком направлении двигаться.

Семейные:

  • дефицит родительской любви, нехватка внимания;
  • равнодушие;
  • неправильное воспитание, отсутствие нравственных и моральных ценностей;
  • несправедливость;
  • вседозволенность, избалованность, полная бесконтрольность;
  • физическое насилие, жестокие наказания;
  • слишком большое количество запретов и ограничений, чрезмерный контроль;
  • отрицательный пример со стороны взрослых;
  • агрессия родителей по отношению друг к другу, драки и ссоры между ними.

Социальные:

  • стремление самоутвердиться;
  • страх несостоятельности;
  • желание привлечь к себе внимание;
  • влияние толпы;
  • желание быть как все;
  • мода в соцсетях на видеоролики с драками, избиениями, издевательствами, погоня за лайками.

Техногенные:

  • мультфильмы со сценами жестокости;
  • компьютерные игры, где убийство — норма;
  • открытое обсуждение громких скандалов на тему детской жестокости в СМИ;
  • сцены насилия в фильмах, видеороликах;
  • увлечение боевиками и «ужастиками»;
  • отсутствие родительского контроля за контентом, который просматривают дети.

Педагогические:

  • педагогическая запущенность;
  • равнодушие учителей к буллингу, отсутствие ответных мер, а иногда и поощрение.

Психические:

  • конфликтный характер;
  • гиперактивность (выброс энергии);
  • низкая самооценка;
  • холерический темперамент;
  • возбудимый тип нервной системы;
  • садизм;
  • склонность к манипулированию.

В научной среде ведутся споры о том, может ли жестокость иметь наследственную, генетическую, врождённую природу. Одни категорически отрицают данный факт.

Другие приводят в пример исследования, проводившиеся над убийцами, которые выросли в благополучной семье и были достаточно успешны в школе и среди сверстников. У большинства из них были обнаружены аномалии головного мозга.

На основании этого сделали вывод, что в таких людях с рождения заложена определённая генетическая программа поведения.

У дошкольников причинами жестокости чаще всего выступают любопытство и протест. Они ещё только знакомятся с окружающим миром, им интересно, как он устроен. Но ради этого они неосознанно совершают бесчеловечные поступки.

Например, отрывают бабочкам крылья и наблюдают, смогут ли они без них летать. Нередко они делают больно другим из-за того, что возмущаются запретами или требованиями взрослых.

Например, могут специально наступить кошке на хвост, потому что их попросили убрать за ней лоток.

Если родители не могут самостоятельно определить причину жестокости (не хотят признаться в собственной некомпетентности или поведение ребёнка продиктовано чем-то очень личным), не стоит отказываться от помощи психотерапевта.

Проявления

Во-первых, есть целый ряд тревожных звоночков, которые могут сигнализировать о склонности ребёнка к жестокости. Если родители своевременно их заметят и предпримут соответствующие меры, она не станет устойчивой чертой характера. Что указывает на зарождающуюся проблему:

  • любит не просто командовать и руководить, но и манипулировать, устраивать интриги;
  • шутки полны желчи и ненависти, зло высмеивает всех подряд;
  • обзывается, вешает на людей ярлыки;
  • делит мир на белое и чёрное, людей — на своих и чужих;
  • чётко очерчивает круг общения, не подпуская к себе близко какую-то определённую категорию людей;
  • постоянно кого-то осуждает, недоволен поступками других, видит в окружающих только плохое;
  • редко выказывает сочувствие;
  • равнодушно относится даже к самым милым животным;
  • упрямство, своеволие, непреклонность, бескомпромиссность — основные черты характера.

Во-вторых, непосредственно сама детская жестокость может иметь разные формы проявления. Различают вербальную (обзывания, словесные издевательства, мат) и физическую (драки, толкания, кусания). Может быть направлена на разные объекты.

По отношению к другим детям

Чаще всего детская жестокость проявляется в школе и носит название буллинга. Большинство издевается над теми, кто младше и слабее. За счёт них они самоутверждаются в обществе, но при этом сами имеют низкую самооценку. Те же, кто воспитывался в семье как единственный избалованный и залюбленный ребёнок, которому всё разрешено, безжалостны даже к сверстникам.

По отношению к животным

Часто наблюдается у дошкольников и учеников начальных классов. Если ребёнка дома наказывают физически, он не может ответить и вымещает злобу на беззащитных животных.

Подростки нередко участвуют в групповых издевательствах над кошками или собаками из-за влияния толпы или для размещения шокирующего видео у себя на страничке в соцсети, чтобы получить как можно больше лайков.

Им кажется, что это «круто», что таким образом они приобретают авторитет в глазах других.

По отношению к взрослым

В последнее время участились случаи, когда дети демонстрируют неприкрытую жестокость по отношению к родителям. Факторов может быть множество. Если отец постоянно бил и унижал мать, повзрослевший подросток, накопив в себе негатив, способен избить и изувечить его в отместку.

Если родители не обращали внимания на ребёнка, устраивали дома пьянки, издевались над ним, в конце концов он станет поступать с ними так же и даже хуже. Не так давно в СМИ получило огласку преступление 14-летнего мальчика.

Он напоил мать и её сожителя (они много лет были алкоголиками и заставляли его бегать за водкой и закуской), жестоко избил их и поджёг квартиру.

Не только родители оказываются мишенями для детской жестокости. Бомжи, алкоголики, инвалиды, старики, немощные люди часто становятся объектами издевательств со стороны подростков. Так они вымещают свою злобу на мир взрослых, из-за которых им приходилось терпеть несправедливость.

Типичные проявления жестокости:

  • получение почти физического удовольствия от чужой боли и мучений;
  • немотивированная агрессия, конфликтность, бескомпромиссность;
  • предпочтение отдаётся играм и фильмам с насилием и убийствами;
  • ненависть по отношению к большинству окружающих людей и животным;
  • манипулирование близкими людьми;
  • отсутствие жалости и сочувствия;
  • в драке не могут остановиться;
  • непроизвольные гримасы злобы и ненависти;
  • отсутствие самоконтроля.

Обычно детская жестокость видна невооружённым глазом. Родителям и учителям нужно лишь быть внимательнее к поведению детей и не скрывать случаи её проявления.

Что делать

Шаг 1

Не делать вид, что всё в порядке, не игнорировать ситуацию. Детская жестокость — серьёзная проблема, которую необходимо срочно решать, чтобы не испортить жизнь ни своему ребёнку, ни его окружающим. Самим себе признаться в том, что упустили какие-то моменты в воспитании, которые теперь придётся исправлять.

Шаг 2

Постараться выяснить причину. Если получилось, начать методичную работу по её устранению.

Шаг 3

Пересмотреть стиль воспитания:

  • наблюдать за поведением ребёнка во время игр, пресекая любые проявления жестокости;
  • отслеживать публикации в соцсетях, чтобы своевременно увидеть первые тревожные звоночки: кровавые рисунки, сцены насилия и убийств, видеоролики с драками и издевательствами;
  • не наказывать, не бить, не кричать — только воспитательные беседы ровным, спокойным тоном;
  • больше времени проводить в семейном кругу, открыто разговаривать, доверять;
  • искренне интересоваться его увлечениями, друзьями;
  • направить энергию в мирное русло: записать в кружок, увлечь рыбалкой, спортом, путешествиями (хорошо помогает арт-терапия);
  • научить находить компромиссы, быть более толерантным;
  • завести домашнее животное, делегировать ребёнку уход за ним;
  • исключить проявления агрессии в семье.

А самое главное — надо прививать такие качества, как милосердие, доброта, сочувствие, жалость, сострадание. Для этого — тщательно подбирать книги и фильмы. После чтения и просмотра устраивать совместные обсуждения: какие герои отрицательные, а какие — положительные; что руководило их поступками; на кого стоит быть похожим, а кто из них плохой пример для подражания и т. д.

Шаг 4

Поговорить об этом с учителями, школьными психологами. Если ситуация слишком запущена (жестокость граничит с садизмом), необходимо психотерапевтическое лечение.

Детская жестокость — не только личная боль столкнувшихся с ней родителей, но и актуальная социальная проблема. И она требует повышенного внимания со стороны взрослых во избежание дальнейшей деградации личности и увеличения криминальных элементов современного общества.

Источник: https://ponervam.ru/detskaya-zhestokost.html

Феномен детской жестокости: причины и последствия

Феномен жестокости

Детская жестокость по отношению к животным не обязательно свидетельствует об отклонении в психике. Одно дело – разрезать дождевого червяка пополам, потому что интересно посмотреть, как будут извиваться отдельные половинки.

Совсем другое – потрошить соседского котенка, чтобы насладиться его агонией.

Издевательство над животными в детстве очень характерно для серийных убийц, потому оно рассматривается как один из основных симптомов будущего психопатологического поведения (наряду с затянувшимся ночным недержанием мочи и юношеской пироманией).

Тем не менее существует масса примеров, когда серийные убийцы в юном возрасте мучили животных. Застыв на примитивной стадии эмоционального развития, они так никогда и не утрачивают тягу к жестокости. Наоборот, со временем тяга к садизму разрастается, и когда животные перестают удовлетворять садистов, они переносят свою жестокость на людей.

Полезные советы

Как исправить проявления жестокости в ребенке по отношению к животным?

«Я бы рекомендовала почаще обращать внимание ребенка на жизнь животных, таких же живых существ, как и мы с вами, о том, что и мы, и они – дети единого, величественного царства Природы, – философствует психолог Марина Звягинцева. – Читайте и обсуждайте с детьми книги, посвященные описанию жизни животных и растений.

Всякий раз при удобном случае обращайте их внимание на хрупкое очарование природного мира. В качестве объекта созерцания совсем не обязательно выбирать только общепризнанных красавцев: белокрылого лебедя, гнедого жеребца, величавого оленя…

Это может быть обыкновенный паук, который так трудолюбиво плетет свою тончайшую, но необыкновенно крепкую паутину; это может быть обыкновенный муравей, который так усердно тащит в свой муравейник груз, превышающий его собственный вес в десятки раз! Рассказывайте им о мужестве, силе и смелости собак, например, о сенбернарах, которые спасли жизнь многим альпинистам.

Объясните, как растут цветы, как они поворачивают к свету свои головки и закрываются перед сном. Пусть дети ухаживают за комнатным растением или животным, тем самым вы разбудите в них чувство понимания природы. Объясняйте детям, что любить животное –  это не только ласкать и гладить его.

Любить животных по-настоящему это, прежде всего, уметь вставать на их защиту (или, по крайне мере, не нарушать их покоя и не вмешиваться в их жизнь), уметь за ними ухаживать. Учите детей правильному уходу за домашними животными: как их кормить, какие создать условия, как себя с ними вести. В общем, учите тому, как сделать жизнь домашних питомцев приятной и радостной.

Объясняйте, что те, кого мы приручили, нуждаются в нас». Недаром психологи считают, что дети, выросшие в одном доме с братьями «меньшими», становятся добрыми и отзывчивыми. Поэтому тем, у кого детки еще маленькие, специалисты советуют: чаще играйте с ребенком в игры, изображая тех или иных зверюшек.

Первое время лучше играть в зверей, которые вам знакомы, чтобы вы знали, что можно рассказать о них ребенку: где живут, что едят, каковы их особенности и повадки. Ну, а чем дальше в лес, тем диковиннее зверь. Вскоре вы убедитесь, что детям очень нравятся представлять себя то одним, то другим зверьком. Попробуйте, кстати, и вместе с ребенком побывать в чьей-нибудь шкуре. Удостоверьтесь, что быть мышкой или пингвином очень интересно!

Если агрессия направлена на других детей, а не на животных, и вы, к примеру, узнали, что ваш ребенок участвует в травле – не осуждайте, не морализируйте: «Как ты мог? Это ужасно!» Иначе ребенок просто замкнется в себе и никогда ничего больше не расскажет.

А ведь наша задача – не оттолкнуть его от себя, а выяснить, что он при этом испытывал. Как правило, ничего страшного. Это просто интерес: а что будет, если таким образом поковырять человека. Если ваш ребенок – агрессор, задумайтесь: ничто не берется ниоткуда.

Постарайтесь честно ответить себе: приняты ли в вашей семье ссоры в качестве способа разрешения конфликтов? А рукоприкладство? Равнодушие к вашим старикам? Обычно поведение ребенка зеркально отражает манеру общения, принятую в семье.

Еще один момент: родители, воспитывающие мальчиков, часто считают драку нормальным для них способом общения и специально поощряют: «Всегда давай сдачи!» Постарайтесь заменить эту разрушающую установку на мирное решение конфликтов и недопустимость провокаций.

По крайней мере, учите детей, что нельзя срывать злость на других людях, для этого можно выразить ее иначе – порвать бумагу, умыться, нарисовать злую картинку, порвать ее, глубоко подышать, посчитать до десяти.

«Кстати, говорить «Поставь себя на его место!» – просто бессмысленно, – объясняет психолог Марина Звягинцева. – Умение посмотреть на себя со стороны надо воспитывать, причем исподволь. Отличный способ – почитать книги соответствующего содержания.

Например, в моем детстве, помню, мы читали сказку про индийского мальчика, который стал таким же маленьким, как бабочка, которую он мучил. И ему пришлось худо! Такие поучительные произведения есть для каждого возраста. Если же издеваются над вашим ребенком, и учитель бессилен ему помочь, выход один – менять социальную среду, то есть класс.

Впрочем, этот совет справедлив и для тех детей, кто оказался вовлеченным в травлю – расти в коллективе, где такое оказалось возможным, не полезно никому».

Если «травля» ведется в направлении вашего отпрыска, объясните ему, как вести себя в случае провокации: не пускаться в слезы, не начинать заводиться, не опускать глаза (уверенная позиция – это то, что меньше всего ждет от нас обидчик).

И, кстати, один из самых эффективных способов выходить из конфликтных ситуаций – предварительно их проиграть. Пусть ребенок поочередно выступит в роли обидчика и жертвы и заранее поймет, как правильно поступить, если обозвали, дернули за косу, поставили подножку, ткнули в спину и так далее.

Практика скорее, чем разговоры и советы, приведет к нужному результату.

Даром преподаватели…

«Еще один интересный момент – реакция на происходящее со стороны педагогов, – грустит психолог Марина Звягинцева. – Для них любая драка (или выяснение отношений на повышенных тонах) считается их прямой недоработкой, а значит, и виной.

Не спорю, встречаются еще редкие экземпляры учителей, которые хоть как-то пытаются реально решать проблемы с психологическим здоровьем в вверенном им детском коллективе. Однако многие учителя все-таки предпочитают вести себя, как небезызвестные китайские обезьяны: не вижу, не слышу, не скажу. И пытаются спустить все «на тормоза».

Скажу даже больше: иногда учителя пытаются происшедшее скрыть – узнав о травле кого-либо из учеников, занимают в корне неверную позицию: дескать, дети сами разберутся, взрослым вмешиваться не следует.

Особенно печально, когда ребенок или подросток (подросткам, как правило, это дается крайне тяжело) решается открыться взрослому, рассказать о своей беде, а взрослого по тем или иным причинам такие откровения не интересуют. Искоренить школьное насилие можно, лишь публично признав факт его существования».

Общеизвестно: современные дети в большинстве своем крайне жестоки и агрессивны. Пожалуй, в этом можно обвинить кого и что угодно: и телевидение, пропагандирующее жестокость и насилие, и школьные/дошкольные учреждения, где жестокость поощряется, оставаясь безнаказанной.

Однако самые глубокие корни этого явления специалисты все же традиционно наблюдают в семье. Да, детская жестокость берет начало в отчем доме. Ведь не секрет, что большинство современных родителей с раздражением отмахивается от «назойливых» приставаний ребенка.

Его воспитали таким, он не знает другого способа взаимодействия с миром.

А, может быть, можно все еще исправить?..

Источник: https://74.ru/text/education/59019881/

Определение жестокости: в чем проявляется у человека, как стать таким по характеру

Феномен жестокости

Жестокостью называют психологическое свойство личности, проявляющееся в озлобленности, зависти и грубости. Жестокий человек способен причинить боль без сочувствия, жалости, сострадания. Он сосредоточен только на собственных чувствах и желаниях.

Ключевыми мотивами бесчувственного человека являются недовольство собой, преувеличенный инстинкт самосохранения (многие становятся агрессивными, чтобы выжить), утаивание внутренней слабости.

Мужчины чаще демонстрируют примеры жестокости как доказательство силы, бездушность женщин вызвана низкой самооценкой, отсутствием этических, морально-нравственных ценностей.

Родитель демонстрирует жестокое отношение к ребенку

Жестокость что такое

Жестокость это грубое или неумелое отношение к живым существам, сопровождается причинением боли и нанесением душевных, телесных повреждений.

В большинстве случаев рассматривается как деструктивная агрессия, направленная на осознанное причинение вреда живому существу. Однако жестокими также считаются бездействие или неумелая опека, патологические нарушения.

Например, если детей не учат плавать, зная заведомо о неизбежных условиях выживания в воде, подобное обращение квалифицируется на юридическом языке как «оставление в опасности».

Под определение жестокости подходят следующие факторы:

  1. Жертвами суровости являются люди близкого окружения.
  2. Многие поступки агрессоров выступают следствием возрастного кризиса.
  3. Жестокость обычно порождается в неблагополучных семьях, но многих преступников вырастили состоятельные и заботливые родители.
  4. Негатив может проявляться без реального повода.

Степень жесткости меняется в большую или меньшую сторону, зависит от ситуации, принимает устойчивую форму.

Как проявляется у человека

Подростковая жестокость — причины и профилактика такого поведения

Жестокость всегда ассоциируется с причинением боли, моральной или физической.

Безжалостное отношение проявляется:

  • причинением физического ущерба здоровью людей, насилием;
  • убийством людей, питомцев, растений;
  • разрушением памятников, архитектурных строений (вандализм);
  • словесной агрессией: сочинением сплетен и слухов, сарказмом и ругательством, унижением, оскорблением;
  • гневом, нетерпимостью, раздражением, ненавистью к окружающим;
  • умышленным разрушением материальных благ, поступками «назло»;
  • хладнокровным бездействием с целью причинения большего вреда.

Удовлетворение варварскими действиями обуславливает садизм, его причины лежат глубоко в психике.

Социальные

Психологическое насилие — что это такое

Весомым посылом к жестокости людей выступают наблюдатели и подстрекатели. Многие охотно соглашаются прилюдно наказывать людей, даже при получении команд от лиц, не обличенных властью. Сторонние наблюдатели влияют на агрессию в случае поиска исполнителем одобрения.

Проявление жестокости к подростку

Медиа

Согласно теории моральной паники, средства массовой информации выступают источником негативных впечатлений, вызывающих массовое беспокойство и напряжение в социуме. ТВ представляет человеческую жестокость как эффективное решение проблем. Просмотр сцен насилия побуждает к проявлениям жесткости в реальной жизни.

Внешние факторы

Высокая температура воздуха повышает вероятность возникновения раздражения и варварского поведения. Влияют на бесчеловечность шум и теснота. Озлобленность также возникает в загрязненной среде, чрезмерно задымленном пространстве.

Личные характеристики

К числу психологических характеристик, провоцирующих бездушное поведение, относят страх социального неодобрения, раздражительность, видение враждебности в окружающих, чувство стыда вместо вины. Жесткий человек также формирует образ мышления на крайностях, шаблонах, предрассудках (включая расовые).

Женская и мужская агрессия

Волевые качества личности — что это такое в психологии, их формирование

Признаки мужской и женской суровости отличаются. Женская половина посредством безжалостности выражает гнев, снимает стресс.

Мужчины используют агрессию в качестве определенной модели поведения, обеспечивающего социальное или материальное вознаграждение.

Также причинами приступов жесткости у обоих полов выступают гормональное изменение в организме, психологические проблемы, зависимости: алкогольная, наркотическая, никотиновая. Регулярный прием вредных веществ разрушающе действует на психику людей.

Как стать хладнокровным и жестоким человеком

Злость помогает быть смелее, позволяет мобилизировать силы в случае нападения, блокировать эмоции печали при расставании и пробиваться в бизнесе. Мягкие, добрые, трусливые люди редко достигают высоких должностей.

Отражение внутреннего состояния злого человека

Изменить характер и понять, что такое жестокость, помогут следующие рекомендации:

  1. Важно прекратить отвечать «да», реагировать с холодным равнодушием на чужие обиды, в первую очередь беспокоиться о собственных делах и проблемах.
  2. Стоит позаботиться о развитии самоуверенности. Отдельная личность является уникальной и неповторимой, жестокий человек это понимает и не позволяет снижать самооценку.
  3. Собственное мнение должно быть в приоритете. Глупо бояться высказывать свою точку зрения, мотивируя чужими обидами. Индивидуум не несет ответственности за чужие эмоции, вправе говорить, что думает.
  4. Занятия спортом помогут воспитать конкуренцию. Мужчинам рекомендуется посещать занятия по борьбе, боксу.
  5. Составление режима дня дисциплинирует – так легче перейти в новое состояние.
  6. Перед тем, как стать жестоким, нужно позаботиться о правильном питании. Растительная пища снижает уровень злости. Желательно употреблять красное мясо, рыбу. Рацион должен быть полноценным. Полезно включать молочные продукты, яйца. При недостатке витаминов потребуются специальные добавки.
  7. При достижении целей нужна настойчивость. Не следует пасовать в ответ на агрессию, нужно проявлять стойкость и решительность.
  8. Уверенных в себе людей выдают жесты и позы: прямые плечи и спина, приподнятая голова, прямой и продолжительный взгляд.
  9. Полезными будут тренировки мимики агрессивности перед зеркалом: хмурые брови, сжатые губы, напряженные мышцы лица.

Главное правило жесткого человека – это никто никому ничего не должен.

Можно ли оправдать жестокость

Жестокость люди осуждают, ищут оправдательные аргументы или проявляют равнодушие (если не испытали негативного влияния на себе). Реакция обычно определяется причиной отрицательных поступков.

Если варварское поведение – способ самоудовлетворения, запугивания, зависти и мести, оправдать его нельзя.

Мгновенный порыв агрессии, вынужденный серьезными обстоятельствами (защита человека, животного), подлежит объяснению.

Главный персонаж романа «Преступление и наказание»

Интересно. Обращаясь к классической литературе, стоит прочитать роман «Преступление и наказание», где Родион Раскольников сначала удивлялся бездушием окружающих, затем решил отомстить за обиды жертв.

Главный герой решается на убийство старушки-процентщицы. Если предаться рассуждению, добрый человек не посягнет на жизнь человека. Родион стал жестоким по стечению обстоятельств.

Читатели романа находят объяснение гневу Раскольникова как невозможность смириться с бедами его семьи.

Для аналогии можно обратиться к образу Платонова Андрея Платоновича из рассказа «Юшка». Мужчина ослаблен чахоткой, но добрый душой. Односельчане прозывают его Юшкой.

Платонов работает на кузне, помогает людям, но взамен доброты получает жестокость: дети оскорбляют Юшку, забрасывают песком, взрослые считают нормальным наносить физические удары.

Жестокость людей, обижающих Платонова, невозможно объяснить или оправдать, человек никому не делает зла.

Так, жестокость подлежит оправданию в случае серьезных причин. Это единичные моменты, чаще черствый характер заслуживает осуждения.

Понятие допустимой и осознанной жестокости

При оценке конкретных примеров жестокости важную роль играют обстоятельства проявления действий. Если жесткость вынуждена и обоснована, предупреждает заметно больший ущерб (например, защита Отечества, спасение утопающего), она признается допустимой.

Необоснованная жестокость может быть целенаправленной и враждебной. Первый механизм направлен на удовлетворение желаний, достижение цели и способность к адаптации.

Основаниями для злого и враждебного поведения выступают стремление к конкуренции, защите прав и интересов, развитие познания. Вторая форма может возникать при желании причинить вред и наслаждаться результатом.

Агрессор часто провоцирует конфликты, жестокость становится чертой индивида, адаптивные возможности снижаются.

Обоснованная жестокость врачей

Способы защиты

Сталкиваясь с проявлением агрессии со стороны окружающих, необходимо принять следующие меры:

  1. Выучить пару приемов самообороны и применять средства рукопашного боя при угрозе, исходящей от посторонних людей.
  2. Научиться игнорировать «энергетических вампиров», занимающихся порождением оскорблений и провокаций.
  3. Повысить самооценку. Слишком мягкие и скромные люди притягивают жестких людей как магнит.
  4. В отдельных ситуациях стоит попросить помощи у ближайшего окружения, обратиться в правоохранительные органы (например, если угрожает расправой сосед).

Если человек страдает от проявления собственной жестокости и хочет измениться, нужно поработать над самооценкой. Возможно, индивидуум стремится возвыситься, доказать себе и окружающим собственную значимость.

Также стоит периодически бывать на месте собеседника, прочувствовать страдания жертвы.

Хорошую помощь в данной ситуации окажет психолог: специалист даст понять, что могут значить проявления злости, подскажет эффективные способы управления агрессией.

Примеры жестокости в повседневной жизни

Среди характерных признаков жесткости выделяют:

  • агрессию, запугивание, злоупотребление властью;
  • вампиризм в форме «несчастного» и «остро нуждающегося во внимании»;
  • создание преград для реализации интеллектуально и профессионально;
  • стремление разлучить возлюбленных;
  • запрет вести половую жизнь (взрослым детям, одиноким родителям);
  • запрет иметь детей под предлогом отсутствия лишней квадратуры;
  • запреты на занятия творчеством;
  • возложение тяжелых обязательств.

Цитата. Жестокость – это порождение злого ума и часто трусливого сердца. Л. Ариосто.

Цитата Аристо Людовико

Злость препятствует реализации естественных нужд окружающих. Подсознание индивидуумов требует осуществления запрограммированной деятельности, оно напрягается, ищет возможности реализовать задумку, часто итоговым решением для удовлетворения потребностей выступает устранение агрессора.

Источник: https://srazu.pro/teoriya/zhestokost.html

Жестокость

Феномен жестокости

Жестокость – это характерологическая черта личности, непосредственно связанная с морально-психологическими аспектами самой личности. Жестокость – это отношение, выражающееся к окружающим людям или животным, которое подразумевает грубость, причинение боли, бесчеловечность, оскорбления и иные формы насилия.

Есть также другой аспект определения жестокости, включающий получение удовольствия от страданий другого в ходе действий, неприемлемых в конкретно взятой культуре.

Соответственно вопрос, как бороться с жестокостью, может решаться в ракурсе различий данных подходов, а также иметь свои особенности в различных культуральных общностях.

Ведь то, что для одних может посчитаться унизительным и недопустимым, представителям иных культур может приносить удовольствие и являться почитаемым или выражать уважение.

Общим для любых проявлений жестокости является сознательность деструктивных поступков. Это понятие стоит отдельно от аффективных вспышек агрессии или от причинения вреда под воздействием наркотических веществ или вследствие психического заболевания. При жестокости всегда имеется ввиду понимание человеком последствий своих действий для другого и осознание их деструктивного направления.

Жестокость, как привычка, присуща людям с теми или иными психическими нарушениями. Разнообразие отклонений и их глубина могут быть спровоцированы собственными психологическими травмами человека, критическим моментом жизненных обстоятельств или же в процессе длительного жестокого обращения с самим человеком, вследствие чего было нарушено адекватное восприятие мира.

Тенденция к жестокому поведению заложена в каждом человеке, являясь противоположностью жалости. Это значит, что те, кто жесток, способны на великодушные поступки сочувствия, а те, кто долго терпел и жалел, могут быть крайне жестоки к тем, кого ранее оберегали. Пока жестокость не проявляется в активном мире, человек не может утверждать, что полностью знает себя и контролирует свое поведение.

Чем сильнее и глубже человек прячет свою жестокость, тем с большей силой она может вырваться наружу. Так матери, не признающие в себе это качество, могут издеваться над детьми, дети доставать глазки живым котятам, а хирурги проводить операции без наркоза.

Что такое жестокость

Жестокость часто ставят синонимом агрессии, но эти понятия не могут заменить друг друга. Агрессия наполнена чувствами (страха, голода, самозащиты, собственничества), а жестокость пуста.

Она олицетворяет полное безразличие к чувствам и нуждам окружающих, непонимание, что другому может быть больно, грустно или обидно.

Жестокость присуща только человеку и не имеет отношения к животному миру, там существует чистая агрессия, которая всегда отражает потребности реальности, будь то добыча еды или защита своей территории. Ни одно животное не способно приносить страдания другим ради своего удовольствия.

Многие полагают, что жестокость направлена на поддержание уникальности собственного эго и исключительности, путем проявления силы и власти над другими. Иные полагают, что жестокость представляет собой способ защиты, предвосхищая возможные удары более сильного соперника или же постепенно обессиливая его постоянными выпадами.

Теория психотравмирующих событий представляет жестокость, как определенный панцирь бесчувственности, окружающий слишком ранимого человека, который, не сумев справиться с несправедливостью и полученной болью, выключил полностью свою чувствительность к миру.

При этом внутри сохраняется все то же ранимое ядро личности, и если пробраться к нему через все заграждения жестокости можно столкнуться с испуганным, нуждающимся в поддержке ребенком.

Жестокость всегда отражает неудовлетворенность собой или проявлениями своей жизни, привлекающую к ответу окружающих вместо изменений со своей стороны. Это черта, скрывающая глубокие внутренние проблемы, такие как чрезмерная ранимость, психологические травмы и комплексы, попытки продемонстрировать силу, которой нет.

Жестокий человек воспринимается сильным и практически всемогущим (в силу отсутствия чувствительности и снижения моральных принципов), но эта черта не является позитивной и сильной среди всех остальных.

Поскольку отсутствуют внутренние и внешние сдерживающие факторы (точнее чувствительность к ним), то проявления с каждым разом становятся все сильнее.

Так, вначале человек может оскорблять других, потом давать подзатыльники, потом избивать до переломов и сложных гематом, а если все не остановить на данном этапе принудительно, то жестокость обретает формы пыток, садизма и убийства. Таким образом, это самоускоряющаяся трагедия, часто заканчивающаяся преступлениями.

У жестоких людей обычно затруднены коммуникации, нет близких и родных, зато имеется огромный багаж внутренних болевых точек. Такие люди сами оставляют себя со своими проблемам, и их внутренний мир постоянно болит, возможно, именно поэтому чувствительность к чужой боли пропадает.

Единственным периодом проявления жестокости как нормы является непродолжительный период детства, когда ребенок учится контролировать собственную эмоциональную сферу, и занят активным познанием мира.

На определенных этапах существует необходимость причинения боли окружающим, чтобы на собственном опыте пришло понимание отказа от этого, были получены ответные отклики и осознаны последствия.

Проблемы начинаются, когда данный период заканчивается, а жестокость остается.

Причины жестокости

Жестокость многолика в своих проявлениях, но не существует ни одного человека, который бы с ней не столкнулся. Кому-то повезло больше, и он только слышит об этом в новостях, а кто-то живет в ней постоянно. Причин, вызывающих жестокое поведение столько же, сколько случаев, но все их можно разделить на несколько категорий.

Самая распространенная причина – неудовлетворенность своей жизнью, в которой накопление стресса и раздражения требует выхода.

Обычно подобным громоотводом становятся те, кто ближе всего и менее защищен (в семьях это дети, на работе это подчиненные, в безлюдных местах это животные и ветки деревьев). Это состояние смешанного гнева и бессилия нуждается в психологической корректировке, т.к.

со временем приводит к психосоматическим расстройствам (обычно сердечно-сосудистой системы) и нарушает социальное взаимодействие личности.

Вслед за этим идет непонимание или равнодушие к чувствам того, кому наносится ущерб. Нередко люди не могут понять, как наносят вред своими словами и поступками, особенно если им об этом не сообщают.

В ситуациях, когда у человека нет серьезных нарушений эмоциональной сферы, ответственность за жестокое обращение лежит на обоих.

Если вам неприятно, больно, обидно, но вы продолжаете делать вид, что все нормально, ни прямо, ни косвенно не давая понять, что вас ранит такое обращение, то другой человек не сможет узнать об этом телепатически, более того, он может считать, что именно такое обращение вам нравится.

Жестокость, как смещенная агрессия все чаще проявляется с появлением социума и его норм и правил. Когда человек не имеет возможности проявить недовольство и агрессию, отстаивая свою точку зрения перед авторитарным боссом, то велика вероятность, что он будет срываться в семье.

Если в семье воспитание построено на контролировании своих чувств и полном подчинении, то со временем такой человек будет проявлять жестокость во всех иных доступных местах.

Это поведение может выглядеть действительно как жестокость, беспричинные приступы ярости, но на самом деле она является смещенной агрессией и требует нахождения конструктивных путей реализации.

Если в детстве человек был лишен опыта боли, не приобрел понимание последствий своих действий, то жестокие проявления могут довольно часто встречаться в его поведении, без злого умысла, а исключительно от непонимания. Схоже подобное состояние с патологическими отклонениями в психике, нарушениями развития и снижением эмоционального интеллекта.

Самой страшной по своим последствиям причиной жестокости является желание отомстить за перенесенную боль.

Пагубность последствий данной категории обусловлена тем, что человек выбирает наиболее болезненные и страшные способы поквитаться с обидчиком – от эмоциональных до физических, нередко растягивая это на длительный временной промежуток и нанося удары в самые чувствительные места. Такое происходит, когда собственная боль внутри человека выжгла все оставшиеся чувства и ведет его к сумасшествию.

Последние причины возникновения жестокости являются самыми тяжелыми и долговременными по своей реабилитации, так же как и заложенное с детства восприятие мира. Человек, воспитывавшийся в жестоких условиях, считает, что это не только норма, но и проявление любви, и коррекция подобного мировоззрения требует огромных усилий, времени и не всегда заканчивается успешно.

Виды жестокости

Виды жестокости можно выделить по объекту, на который она направленна – к людям и животным (обычно данное разделение применяется в юридических аспектах для вынесения наказания по определенной статье). Еще одна система, выделяющая виды жестокости основана на ее проявлении и выраженности.

Так, бывает скрытая жестокость, когда человек не действует напрямую. Это может выражаться в колких замечаниях, выглядящих как похвала, но при этом принижающих достоинство или в случайно пролитом горячем кофе прямо на колени другого.

Открытая жестокость, как противоположность первой, обычно является более смелым проявлением и предвестником негативных последствий.

Тут большую роль играет ранее полученный опыт, который остался болезненным и тогда человек при малейших напоминающих ситуациях может реагировать с повышенной агрессивностью, даже когда ему что-то показалось.

Но кроме таких деликатных моментов, к открытой жестокости относят причинение физических страданий, эмоциональное насилие и издевательство, намеренное унижение и прочие проявления. В законодательной базе предусмотрены наказания именно за открытую жестокость, так как она является единственно доказуемой и самой опасной из всех видов.

Обоснованный негативизм также относится к проявлениям жестокости, когда человек все воспринимает через определенные фильтры, находит этому объяснения, но уперто не хочет взглянуть на действительность.

Представление всего в мрачных красках и смещение акцента в плохую сторону может портить жизнь, как самому человеку, так и окружающим, кроме этого формирует определенный тип восприятия мира, где все считаются врагами или что-то замышляющими, а значит, пощады они не заслуживают.

К еще одному проявлению незначительной жестокости относят постоянное издевательство, подтрунивание, называние обидными прозвищами и прочие мелкие, но разрушительные по своей силе ежедневные проявления.

Различные специалисты предлагают различные пути, как бороться с жестокостью: это может быть лишение свободы, принудительное или добровольное психиатрическое лечение, психотерапевтические консультации, смена деятельности, корректировка процесса воспитания, прямой разговор с обозначением неприемлемых отношений. Все зависит от формы и тяжести проявления данной личностной черты в жизни.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник: https://psihomed.com/zhestokost/

ВашПсихолог
Добавить комментарий