Гештальт картинки

Гештальт-подход

Гештальт картинки
Энциклопедия восприятия (с сайта издательства)

Гештальт-психология, или – вернее – гештальт-подход, как мне кажется, должен интересовать людей, увлекающихся художественной фотографией.

Он имеет непосредственное отношение к теории восприятия, во многом основывается на изучении именно зрительного восприятия и, если и не дает ответов на вопросы, то указывает один из возможных путей поиска ответов. Многие видные культурологи и теоретики искусства XX века отталкивались от теории и практики гештальта, некоторые – стояли на его позициях.

В качестве примера можно упомянуть Рудольфа Арнхайма, известного, наверное, всем фотолюбителям, хоть раз задумывавшимся о месте и роли художественной фотографии.

Ниже размещен перевод статьи «Гештальт-подход» из «Энциклопедии Восприятия» Брюса Голдстайна (Bruce Goldstein “Encyclopedia of Perception”).  Перевод практически без правки. Копирайт – SAGE Publications Inc. Хочу отметить профессионализм и дружелюбие работников SAGE, без обычных проволочек давших право на перевод и размещение материала на сайте.

Перевод  размещен с разрешения правообладателя. Копирайт SAGE Publications Inc. (www.sagepub.com)

Оригинал статьи: E. Bruce Goldstein's Encyclopedia of Perception, Geshtalt-Approach. pp.. 469-472  Copyright 2010, SAGE Publications Inc

Кристиан фон Эренфельс

Гештальт-подход

Вы никогда не задумывались о том, как вы узнаете, что мелодия, сыгранная в одном ключе, это та же мелодия, что и сыгранная в другом, хотя все ноты различны? С начала XX века этот и смежные вопросы, такие, например, как механизм сегментации сцены на объект и фон, изучаются направлением в психологии, названным гештальт-школой. Гештальт подход к восприятию рассматривает, как разум организует бессмысленные разрозненные стимулы в значимые общие перцепции.

Датой возникновения Гештальта считают 1890 год, когда Кристиан фон Эренфельс (Christian von Ehrenfels, 1859-1932) опубликовал свой ключевой труд “Über Gestaltqualitäten” (“О Качествах формы”). В работе заявлено фундаментальное мнение о том, что “целое больше суммы его частей”.

То, что фон Эренфельс подразумевал под этой сейчас уже классической фразой, было развитием и продолжением точки зрения, высказанной ранее философом Иммануилом Кантом (1724-1804). Кант придерживался мнения о том, что представление реальности разумом требует активной обработки сенсорной информации.

Кант назвал человеческие представление о реальности феноменальным миром, а саму реальность – миром нуменальным (или физическим). Таким образом, мы воспринимаем феноменальный мир только путем преломления внешнего нуменального мира через наш разум.

Нуменальный Мир состоит из “вещей в себе” и не может восприниматься непосредственно, а феноменальный мир создается путем добавления интуиции и концепций к сенсорному восприятию. Поэтому «Качество формы» по фон Эренфельсу не может быть объяснено лишь через ассоциирование элементарных сенсорных ощущений, но требует ментального взаимодействия с ощущениями.

Прямого аналога немецкому термину «Gestalt» не существует, обычно используются термины «конфигурация»,  «форма», «структура» и «модель». Гештальт описывает цельные конфигурации или формы.

Постулируя то, что разум активно организует разобщенные стимулы из внешнего мира, гештальт вступил в противоречие с философией структурализма, выдвинутой Вильгельмом Вундтом (Wilhelm Wundt, 1832-1920) и активно развиваемой в США его учеником Эдвардом Титченером (Edward Titchener, 1867-1927).

Структурализм исходит из предпосылки, что все психологические факты состоят из не связанных между собой инертных частей, которые могут быть объединены только ассоциациями.

Структуралисты использовали интроспекцию в подтверждение теории о том, что сознание состоит из механистического объединения стимулирующих элементов без какого-либо скрытого смысла, связывающего их вместе.

Вундт и Титченер рассматривали психологию как науку, в которой предмет – сознание – является набором идентифицируемых частей, которые можно выделить и изучить как элементы периодической таблицы, по аналогии с физикой и химией.  Гештальт же сосредоточился на феноменологии, то есть изучении значимого, наполненного смыслом и цельного опыта, не анализируемого и не сводимого к разрозненным составляющим. Квадрат имеет единство и самобытность, которые не могут быть в полной мере определены его описанием как четырех прямых линий, соединенных под прямым углом.

Макс Вертгеймер

Феномен Видимого движения Вертгеймера

Макс Вертгеймер (Max Wertheimer, 1880-1943), ученик фон Эренфельса,  формально выделил гештальт-подход к восприятию в самостоятельное направление в психологии в 1912 году в работе Experimentelle Studien über das Sehen von Bewegungen («Экспериментальные исследования восприятия движения»), которая была посвящена кажущемуся в противовес реальному движению. Вертхаймер показал, что две дискретные вспышки света, сверкнувшие в двух разных местах в разное время, могут восприниматься как один источник света, переместившийся с одного на другое место, если расстояние и время между ними правильно подобраны. При интервале между вспышками в 200 мс или более наблюдатель воспринимает их как два отдельных источника света, последовательно загорающихся и гаснущих, как это и есть в реальности. Если интервал между вспышками составляет 30 мс или менее, оба источника воспринимаются как загорающиеся одновременно. Однако, если интервал между вспышками составляет около 60 миллисекунд, воспринимается, что вспыхивает один источник, но перемещающийся с одного места на другое. Так, например, создается эффект бегущих огней, когда источники света последовательно включаются и выключаются. Полученные Вертхаймером данные были исключительно важны, поскольку наблюдатель воспринимал не два отдельных элемента и не два локальных события, как посчитали бы структуралисты, которые полагали неизбежным однозначное соответствие между восприятием и сенсорной стимуляцией. Движение воспринимается там, где его нет. Цельная модель отличается от простой суммы частей. Похожим образом мелодия не сводится к элементам, составляющим ее, что доказал Эрнст Мах (Ernst Mach, 1838–1916) в своей работе “Анализ ощущений” (1885) и что позже стало известно как пространство-форма и время-форма. Изменение тональности мелодии меняет все отдельные ноты, но четкая идентификация мелодии сохраняется, она сохранится и если изменится темп. Школа Гештальт утверждает, что мы воспринимаем мир целостными структурами или значимыми модулями.

Фигура/Объект и Фон

Эдгар Рубин (Edgar Rubin, 1886-1951) рассматривал два компонента значимых перцептивных отношений как Фигуру (объект) и Фон. Фигура относится к “предметности” объекта, тогда как фон передает остальную часть сцены.

Чтобы показать, что фигура и фон являются взаимоисключающими, Рубин создал знаменитый стимул – обратимые лица/ваза. Когда объектом выступают лица, ваза становится фоном, но когда фигурой становится ваза, лица сразу и полностью отступают на задний план.

Рубин считал такой результат свидетельством интеграции и сегрегации значимых сущностей, существующих в мире.

Принципы  организации Келера и Коффки

Последователи Гештальт-школы выделили более 100 законов, объясняющих, как происходит организация перцептивной информации. Психологи Вольфганг Келер (Wolfgang Köhler, 1887-1967) и Курт Коффка (Kurt Koffka, 1886-1941) предложили ряд принципов организации, использующихся разумом, когда он сталкивается с разрозненными стимулами.

Первый и, возможно, самый простой для понимания – принцип близости.

Предметы, находящиеся рядом друг с другом во времени или пространстве, воспринимаются объединенными. Обратите внимание, что на рисунке «Принцип близости» мы видим квадраты, объединенные в четыре колонки, а не в строки. Такое объединение происходит исключительно в мозгу, ведь с точки зрения структурализма ни одна из конфигураций не будет необходимой.

Таким образом, близость приводит к двум эффектам. Во-первых, объединяет или интегрирует элементы, что называется принадлежностью, а во-вторых, она разделяет элементы, не объединенные близостью, например, отделяет колонки квадратов.

Считается, что эта интеграция / сегрегация лежит в основе отношений фигура/фон и отвечает за группировку отдельных элементов в процессе восприятия.

Второй принцип, схожести, утверждает, что похожие предметы стремятся сгруппироваться. Обратите внимание: несмотря на то, что строки и столбцы на рисунке «Принцип схожести» расположены на одинаковом расстоянии, мы группируем фигуры в столбцы аналогичных элементов: кругов и квадратов.

Современная психофизическая методология пытается выяснить, какой принцип гештальта первичен – близости или схожести. Увеличивая расстояние между рядами на рисунке «Принцип схожести» можно определить, когда принцип близости возобладает над принципом схожести.

Третий принцип, замкнутости, говорит о том, что мы стремимся завершить незаконченные фигуры – мы заполняем существующие пробелы.

Таким образом, на рисунке «Принцип замкнутости», только из-за активной обработки разумом мы склонны видеть треугольник, а не ряд разъединенных линий.

Принцип Симметрии – четвертый. Рисунок «Принцип симметрии» показывает, что на верхнем изображении мы воспринимаем ромб, хотя часть его закрыта кругом.

Обратите внимание, что ни один из трех других возможных путей завершения конструкции (показаны на рисунке ниже), не кажется предпочтительным.

Способность воспринимать конструкцию именно ромбом называют амодальным завершением; разум работает без использования сенсорного восприятия – зрения, завершая конструкцию амодально по принципу симметрии, ведь зрительно невозможно увидеть скрытую часть ромба.

Пятый принцип, принцип общей судьбы, говорит, что движущиеся в одном направлении объекты воспринимаются  сгруппированными вместе. Таким образом, если имеется множество точек, половина из которых движется вправо, а другая половина движется влево, массив будет казаться состоящим из двух групп – движущихся вправо и влево.

Шестой принцип называется принципом хорошего продолжения. На рисунке «Принцип хорошего продолжения» мы группируем находящиеся на одной линии элементы в наклонную линию, а другие элементы воспринимаются разрозненными и расположенными беспорядочно.

Этот принцип подводит нас к самому основному общему принципу группировки, относящемуся к сущности или конечному смыслу восприятия, который Вертхаймер назвал законом Prägnanz (Законом Прегнантности).

Согласно этому закону, перцептивная организация стремится быть настолько хороша, насколько позволяют существующие условия.

Мы видим наш мир упорядоченно, последовательно и экономно настолько, насколько это позволяют существующие условия.

Хороший гештальт симметричен, прост и стабилен, как, к примеру, мыльный пузырь, и не может быть упорядочен более или сведен к более простой форме.

Поэтому на рисунке «Пример закона прегнантности» мы склонны видеть квадрат и прямоугольник, а не сочетание более сложных форм. Изображение на рисунке дает интуитивное подтверждение этого закона.

Гештальт-подход подвергался критике за излишнюю расплывчатость и неопределенность терминологии. Например, что означает слово “хороший” в предыдущем определении? Как мы можем знать, что данная перцептивная организация является наилучшей возможной? Даже незначительное изменение структуры стимулов может не позволить точно определить понятия “хорошести”.

Исторические связи между открытиями гештальта и физиологией

Создание стимулов, непосредственно и убедительно подтверждающих принципы Гештальта, дало последователям школы возможность считать, что центром изучения перцептивных процессов должны стать качественные данные, а не более традиционный количественный анализ.

Такой подход поставил гештальт-психологию вне рамок основного направления психологических исследований. Гештальт-психологи исследовали, как принципы восприятия (например, принцип  хорошего продолжения) согласуются с известными на то время данными о физиологии мозга.

Считалось, что каждая линия на рисунке «Принцип хорошего продолжения» обращается к отдельному участку мозга, настроенному именно на соответствующий ей угол наклона; а цельная модель извлекается из разрозненных линий потому что количество одинаково ориентированных отрезков, которые формируют длинную линию, наклоненную под 45 градусов, больше и поэтому они вызывают сильный кортикальный отклик, который позволяет мозгу сгруппировать отрезки с одинаковым наклоном в значимую единицу.

Гештальт-психологи утверждали, что принципы организации восприятия отражают физиологическую организацию мозга, а не процессы разума, как предполагал Кант. Келер описал эту идею, названную психофизическим изоморфизмом, как соответствие распределения основных процессов головного мозга организации пространства, имеющего функциональную упорядоченность.

Он полагал, что мозг содержит функциональные эквивалентности, а не картинки внешнего мира. Гештальтпсихология и в этом отличается от структурализма, считающего, что мозг механистически организован для извлечения элементов сознательного опыта.

Теоретики Гештальта выдвинули гипотезу, что сенсорные стимулы обращаются к структурированным электрохимическим полям в головном мозге, изменяя их и будучи сами изменяемы ими. Наше восприятие является результатом такого взаимодействия.

Ключевым положением является то, что мозговая деятельность активно изменяет ощущения и наделяет их характеристиками, которыми в противном случае они бы не обладали. Поэтому целое (электрохимические силовые поля мозга) первично по отношению к частям (ощущениям), и именно целое наделяет части значением/смыслом.

Гештальт принципы и исследования восприятия

К 1920-ым годам гештальт-психология активно продвигалась через журнал Psychologische Forschung («Психологические исследования»). Но приход нацистов к власти в 1933 году разделил группу до создания докторской программы.

Эмиграция в США разбросала участников по разным университетам, что не позволило создать единую программу. Однако, сила их идей и убедительная простота стимулов заставила других ученых, изучавших перцепцию, включить Гештальт-теории в свои исследования.

Развитие компьютерного распознавания заставило вновь обратиться к Гештальт-принципам группировки для получения алгоритмов согласования разрозненных наборов стимулов, как, например, это происходит в нисходящей обработке (top-down processing).

Таким образом, гештальт-подходу к восприятию был дан новый импульс, через разработку новых принципов и включение уже существующих в современные перцептивные модели.

James A. Schirillo

Источник: https://www.vlador.com/main/%D0%B3%D0%B5%D1%88%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4/

5 принципов гештальт-психологии для создания запоминающихся изображений

Гештальт картинки

Гештальт-психология — это теория визуального восприятия, разработанная немецкими психологами в начале 1920-х годов. Она была призвана объяснить, как людям удается выносить осмысленные суждения о мире, пребывающем в постоянном хаосе. Слово «гештальт» означает «единое целое». Именно этот термин отражает процесс восприятия, обработки и синтеза разрозненных частей реальности.

Основное заблуждение о сущности гештальта связано с неверным переводом термина на английский язык: «Целое больше суммы своих частей».

На самом же деле, идея гештальта состоит в том, что «целое отличается от суммы его частей». Это значит, что наше восприятие целого существует независимо от восприятия его частей. Или, другими словами, при соединении частей образуется целое, которое имеет новое измерение существования.

Принципы гештальта: близость, сходство, завершенность, непрерывность и фигура-фон.

Маркетологи могут почерпнуть из гештальт-психологии много полезного. Ведь человеческий разум перестает пользоваться логикой, когда дело касается визуального восприятия. Оптические иллюзии — один из примеров, доказывающих это.

Люди не принимают решения самостоятельно. На их действия влияют предубеждения, внешние обстоятельства, а также множество других факторов. Это означает, что знание того, как они реагируют на зрительные стимулы, может быть крайне полезным. Гештальт-психология не только сделает ваше визуальное сообщение более эффективным, но и даст простор для творчества.

Посмотрим, как перечисленные выше принципы гештальт-психологии могут быть задействованы в визуальном маркетинге.

Закон близости

Закон близости утверждает, что расположенные недалеко друг от друга объекты мы подсознательно воспринимаем как объекты одной группы. Наш мозг стремится к непрерывности восприятия, и эта подсознательная группировка дает нам ясную интерпретацию взаимосвязи между объектами. 

Закон близости: расположенные рядом объекты группируются вместе. Круги слева нам кажутся вертикальными колонками, а круги справа кажутся сгруппированными в горизонтальные ряды.

Маркетологи и рекламодатели могут использовать закон близости, чтобы создать запоминающееся и привлекательное визуальное сообщение, как это сделала компания Prada в печатной рекламе ниже. Расположение различных элементов рядом друг с другом на равном расстоянии дает поразительный визуальный эффект.

Закон сходства

В соответствии с законом сходства мы воспринимаем объекты с общими элементами так, как будто они являются частью друг друга. «Общими элементами» здесь выступают форма, цвет, размер, текстура или любой другой визуальный элемент.

Закон сходства: схожие объекты группируются вместе.
Большинство людей видят вертикальные ряды квадратов и кругов.

В веб-дизайне закон сходства полезен, когда вам нужно сгруппировать разнородные объекты, такие как изображения и тексты разных размеров. Один из способов создать визуальное единство в данном случае — это придать им общее свойство. Например, цвет фона. 

На странице eBay выше,изображения и тексты различных размеров принадлежат одной группе за счет общего зеленого цвета. Такой подход помогает потребителям легче связывать детали и быстрее обрабатывать информацию.

Другой способ применения закона подобия – это его нарушение. Вы можете привлечь внимание к отдельному элементу, визуально отделив его от остальной части страницы. Кнопка призыва к действию на картинке ниже является прекрасным примером этого. Она выделяется на синем фоне, и ее невозможно не заметить.

Закон завершения образа

Этот закон говорит, мы обычно связываем реально не связанные элементы в знакомые нам формы. Мозг стремится добавить недостающие звенья, хотя у него нет на это оснований. Естественно, мы объединяем элементы только в те формы, которые нам уже знакомы.

Примером этого является изображение ниже. Быстро взглянув на картинку, вы увидите круги и треугольники, которых там нет.

Закон завершения образа: объект, сгруппированные вместе, выглядят как целое.
Мы игнорируем пробелы и заканчиваем проведение линий. На рисунке нет треугольников и кругов, но наш мозг вписывает недостающую информацию для создания знакомых форм и изображений.

Можно найти использование закона завершения образа на логотипах некоторых известных брендов, таких как WWF или Apple. Смотря на картинку WWF, мы автоматически заполняем пробелы и видим панду.

Маркетологи также могут использовать этот закон для создания более привлекательного и запоминающегося контента.

Закон непрерывности

Закон непрерывности утверждает, мы предпочитаем интерпретировать визуальную информацию как непрерывную. Ниже вы можете увидеть пример, на котором разрозненные точки кажутся нам гладкими линиями.

Закон непрерывности: Кажется, что линии очерчивают гладкую линию.
Верхняя ветк кружком на рисунке будто исходит из первого сегмента линии. Из-за этого нам кажется что перед нами цельная, непрерывная линия.

Из-за склонности нашего мозга видеть в линиях направленность, закон непрерывности иногда используется в логотипах, где ломаные линии образуют непрерывную форму. В приведенном ниже примере логотипа IBM мы можем легко прочесть надпись несмотря на пробелы. 

Закон фигуры и фона

Закон фигуры и фона показывает, как мы фокусируем зрительное внимание, отделяя фигуру от фона. Фигура является частью композиции, на которую мы обращаем внимание.

Этот закон объясняет, что фигура является визуальным элементом, который требует наименьшие усилия для распознавания. Другими словами, это та часть изображения, которая выделяется больше всего. Остальная часть визуального ряда является фоном.

Существует 3 типа отношений между фигурой и фоном. Все они имеют отличные возможности для построения эффективной визуальной коммуникации.

  • Фигура может быть четко отделена от фона (устойчивое отношение).
  • Часть изображения может быть воспринята и как фигура, и как фон (двусмысленное отношение).
  • И фигура, и фон имеют одинаковый визуальный вес. Глаз переключается с одного на другое (реверсивное отношение). Взгляните на «Вазу» Рубина:

Устойчивое отношение наиболее популярно у маркетологов. Пространство и контраст могут создать эффект, который легко привлечет внимание к нужному месту.

Домашняя страница iPhone 7 – очень яркий пример устойчивого отношения «фигура-фон».

На этой странице подчеркнут сильный контраст между текстом белого заголовка и черным фоном. Даже сам продукт почти сливается с новом, благодаря чему текст отчетливо виден.

Вывод

На протяжении многих лет гештальт-психология позволяла профессионалам из разных областей, включая маркетологов и рекламодателей, понять то, как их аудитория интерпретирует визуальную информацию и видит мир.

Гештальт-психология помогает создать визуальный контент, который стимулирует активность клиентов. Поэтому определенно стоит использовать ее принципы в дизайне лендингов..

Высоких вам конверсий!

neurosciencemarketing.com.

Источник: https://lpgenerator.ru/blog/2017/07/10/5-principov-geshtalt-psihologii-dlya-sozdaniya-zapominayushihsya-izobrazhenij/

Гештальт-терапия картинки

Гештальт картинки

1.Поиск психолога.

Человек чувствует, что ему нужна помощь психолога и начинает его искать разными способами.

И находит информацию о нем: это может быть анкета на сайте психологов, реклама в Интернете, сайт психолога в интернете, аккаунт в соц.

сетях, возможно клиент прочитал статью психолога в журнале и решил к нему обратиться за помощью или кто-то ему порекомендовал именно этого специалиста. Вариантов может быть много.

2. Первый звонок, запись на консультацию психолога.Как обычно происходит запись на первую встречу к психологу?Клиент либо звонит сам психологу, либо пишет ему сообщение и тогда психолог перезванивает ему сам.

При первом звонке психолог интересуется, что случилось у клиента, и почему он решил обратиться к нему. Дальше психолог смотрит свое расписание и предлагает разные варианты первой встречи по Skype или очную встречу в удобное время.

3. Первая встреча. На первой встрече клиент рассказывает о себе, о том, что привело его к психологу, интересуется самим психологом.

А психолог, постепенно знакомясь с трудностью клиента, в завершении встречи обычно сообщает, возьмет ли он его в терапию и если нет, то по каким причинам.

Клиент тоже присматривается к терапевту и по своим ощущениям решает, будет ли работать именно с этим психологом, подходит ли он ему.

На первой встрече обычно психолог, гештальт-терапевт озвучивает «терапевтический контракт», а если проще, то особенности и правила взаимодействия. По-возможности, на первой встрече определяется основной запрос на терапию. Это может быть не только решение какой-то конкретной сложившейся ситуации, а также формирование новых способов поведения или даже коррекция характера.

К первой консультации никак готовиться не нужно, а в дальнейшем, возможно, клиенту понадобится небольшой блокнот для записей. При долгосрочной работе, скорее всего, психолог будет давать небольшие домашние задания.

4. Вторая встреча. Начало терапии. Клиент приходит с актуальным запросом, с той темой, которая волнует. Каждая встреча длится от 50 до 55 минут. Обычно в самом начале клиент говорит о своей проблеме и что он хочет с ней что-то сделать и даже понимает какого примерно результата хочет. Это называется «запрос».

Психолог интересуется, что именно беспокоит клиента, интересуется его чувствами и как именно человек совершает то или иное действие, или не совершает вовсе.Пространство кабинета психолога можно использовать по-разному: от сидения «кучкой» до вольяжной полулежачей позы или «танцев с бубном» — если это эксперимент, например.

Работа с психологом может в какие-то моменты окрылять, вдохновлять, веселить, а в какие-то моменты может быть трудной и тяжелой.

5. Терапевтические встречи. Эксперименты.В своей работе гештальт-терапевт ориентирован на ценности, выборы и приоритеты клиента. Основная цель в работе с клиентом, чтобы он обрел счастье там, где его не хватает. При долгосрочной работе сеансы, как правило, проходят с частотой один раз в неделю. Если встречи будут реже, то снизится эффективность терапии.

В процессе терапии психолог предлагает различного рода эксперименты, и если по каким-то причинам клиент сочтёт их небезопасными, то он всегда может сказать психологу об этом и отказаться от выполнения упражнения.

Если клиенту вдруг не нравится совместная работа, то важно сообщать об этом психологу, а не умалчивать, чтобы психолог и клиент смогли найти решение, устраивающее клиента.

Гештальт-терапевт интересуется чувствами клиента и его потребностями, а также специалист может предлагать вам разные эксперименты, например, предложить «посадить» на пустой стул вашего знакомого, на которого вы сильно злитесь и пообщаться с ним. Это классический эксперимент в гештальт-подходе.

6. Терапевтические встречи. Отношения и реакции.

Гештальт-терапевт интересуется, как именно клиент рассказывает свою историю, в какой позе сидит, как двигается, как дышит и как меняется его мимика, как проявляет свои чувства или сдерживает их по отношению к внешнему миру, к себе, а также по отношению к психологу.

В ходе беседы обычно клиент начинает лучше себя понимать, свои потребности и желания и вместе с психологом вырабатывать новые возможные решения трудности.

Между гештальт-терапевтом и клиентом постепенно формируются отношения, в которых клиент может «расти», находясь в безопасной обстановке с гештальт-терапевтом, даже если у клиента возникла злость на психолога. Это важная составляющая клиент-терапевтических отношений. В дальнейшем такой опыт можно перенести на ту среду, в которой находится клиент без психолога.

7. Работа со сновидениями.Гештальт-терапевт может работать со снами клиента. Например, если у клиента есть неоднократно повторяющийся сон, который чем-то его «цепляет» или же клиенту приснился очень яркий сон и он не может его забыть и хочет понять о чем он, что он значит и как это его касается.

8. Безопасность и новый опыт.Кстати, на встречах с гештальт-терапевтом клиент может быть в разных чувствах и состояниях и это нормально. Например: смеяться, радоваться, грустить и плакать, злиться, возмущаться, топать ногами, шутить, ругаться матом, молчать…

А также психолог может попросить клиента сделать что-то, чего давно хочется клиенту и потренироваться в безопасной обстановке в кабинете психолога. Речь не о танцах в кабинете, а о новом опыте поведения.

9. Завершение терапии.Если клиент принял решение прекратить терапию, то важно сообщить психологу об этом заранее, чтобы клиент и специалист смогли плавно завершить занятия.

На последней встрече они вместе подведут итоги, обозначат незавершённые темы и обменяются впечатлениями о пройденном пути.

Источник: http://larisapopova.ru/geshtalt-terapiya-kartinki/

Фигура и фон в гештальтпсихологии

Гештальт картинки

Сегодня оно довольно распространено и широко применяется практическими психологами и теоретиками. С середины прошлого века нам известен гештальт-подход в психологии, который стал настоящим прорывом гуманистического направления в этой науке.

Немецкая лексема «гештальт» очень сложна для перевода научного термина. В буквальном смысле ее семантика – «фигура, форма», но вывести это понятие на язык научной терминологии и объяснить, в чем же заключается направление психологии, обозначенное этим понятием, непросто лишь на основе лингвистического подхода.

Прояснить эти аспекты поможет тезис, привнесенный психологами-гештальтистами: «Целое всегда больше его составляющих». Иными словами, воспринимая объект различными органами чувств, мы создаем комплек сное, единое представление о нем. К примеру, стул – это место для сидения на четырех ножках, желтое, прохладное, полукруглое, потертое.

Но такое детальное наблюдение за объектом возможно только тогда, когда произойдет полная концентрация именно на нем, когда он окажется вычлененным на общем фоне.

И тогда мы выходим на философский тезис о том, что каждый наблюдающий окружающую реальность словно воссоздает ее заново, исходя из собственных акцентов и особенностей восприятия (кто-то мог и не заметить потертости, кому-то важнее оказались цветовые характеристики, а кто-то вообще обратил внимание только на устойчивость и прочность стула).

Но основополагающим является единый принцип: чтобы воспринять именно данный предмет, его нужно вычленить из общего фона, так как в силу устройства мозга человек не в состоянии воспринимать сразу всю картину целиком, эклектично.

Так формируется соотношение фигуры и фона – оно всегда в динамике, обусловлено внутренним состоянием воспринимающего субъекта. В момент восприятия фигуры на фоне, когда она является предметом внимания, границы ее четко очерчены и отделены от фона. Все в комплексе это и составляет то, что психологи обозначают как «гештальт».

Что такое «фигура» и «фон»?

Строго говоря, это термины, применяемые для объяснения «перцептивной связи между объектом фокусирования (фигурой) и остальной частью перцептивного поля (фоном)» [1]. Фигура чаще всего структурирована, она постепенно выделяется на общем фоне, становясь основным объектом восприятия, а фон – нечто вторичное в процессе восприятия.

Эти взаимосвязи можно менять, концентрируя внимание, наоборот, вначале на фоне, а потом на фигуре. Главное, что остается константным, – это четкая линия границы между одним и вторым, эта линия отделяет фигуру от фона, при том что «физически принадлежит им обоим, но перцептивно принадлежит только фигуре.

Следовательно, фигура наделяется формой и очертаниями, а фон остается нечетким и бесформенным» [1]. Примеров рисуночных тестов на определение фигуры и фона множество, и интересно, что каждый субъект вычленяет разные объекты первичного восприятия. То, что для одного воспринимающего субъекта является фигурой, для другого в аналогичной ситуации будет фоном, и наоборот.

Но это буквальное зрительное восприятие, а данные понятия актуальны для комплексных внутренних процессов и связаны с представлениями о «поле» (речь о психической реальности, в которой сформирована общая картина взаимодействующих элементов, стимулом к чему является реальный мир), а также с понятием создания и деструктуризации гештальтов.

Нередко мы слышим: «гештальт завершен» – ситуация, когда для достижения равновесия человеку необходима была важная составляющая психического поля, ее отсутствие воспринималось весьма болезненно, но наконец все сложилось в сознании субъекта.

Как это работает в терапии?

Если вы окажетесь на консультации гештальт-психолога, он обязательно будет вас ориентировать на происходящее «здесь и сейчас», справедливо полагая, что актуальные процессы общения и взаимодействия иллюстрируют те стратегии поведения, которые используются и в других, «не кабинетных» условиях.

Значит, важный шаг в коррекции поведения – осмысление того, что происходит, смена фокуса внимания на иную фигуру. С сознанием можно экспериментировать, можно свободно его расширить, выйти на метапозицию, перестав быть только участником событий, а став еще и наблюдателем одновременно.

Такой прием не просто расширяет грани восприятия, но и помогает снизить интенсивность эмоционального накала, абстрагироваться от узкого, «тоннельного» видения ситуации, да и попросту обогащает личностный опыт. Нередко этого вполне достаточно для решения поведенческих проблем. К примеру, человек переживает по поводу отсутствия работы.

Он концентрирует внимание на нехватке материальных средств, невозможности что-то приобрести, а это стрессовые каждодневные переживания.

Можно попробовать сместить фокус внимания на иное – на возможности, которые дает данная ситуация: свободу в выборе вариантов, четкое определение своих целей, ряд собеседований с разными работодателями, чтобы понять значимые преимущества желаемой работы и т. п. Можно «фигурой» сделать ситуацию дефицитарности, а можно – свободу выбора, определение вектора в будущее. И в зависимости от этого будет существенным образом меняться внутреннее состояние человека при одних и тех же исходных данных.

Реструктуризация процесса восприятия

Реструктуризация процесса восприятия – это буквально то, что предлагает гештальтпсихология для изменения стратегий мышления и поведения. Что нужно для того, чтобы запустить процесс терапии?

Прежде всего, значимый другой, который может «отразить» процессы, происходящие в психике клиента «здесь и сейчас». Это психолог (в идеале) либо просто внимательный и сочувствующий собеседник.

Осознание неэффективности прежнего угла восприятия. Говоря научным языком, это смена фигуры на фоне восприятия, осознание взаимосвязей составляющих общей картины друг с другом и с фоном.

Благодаря расширению восприятия формируются новые соотношения между вещами и объектами, увеличивается возможность прогнозировать события, расширять диапазон собственных реакций и действий, т. е. меняются стратегии поведения: неэффективные уходят на задний план, пробуются и закрепляются новые.

Практические упражнения

Чтобы понять, «как это работает», можно поэкспериментировать: найти в комнате нечто объемное, сфокусировав на нем свое внимание. Это и есть главная фигура, которую вы вычленили на общем фоне.

А дальше надо постараться сконцентрировать внимание лишь на какой-то его части. А потом еще вычленить более мелкий фрагмент.

С каждым подходом фигура и фон в соотношении будут меняться, но вашей задачей является понаблюдать и за своими внутренними процессами: насколько легко вам было переключаться? Какой была скорость смены фиксации? Комфортно ли это ли это для вас? Как менялось ваше внутреннее состояние? Важно поэкспериментировать со скоростью переключения, убыстряя и замедляя его темп. Если пробовать этот навык периодически, он окажется полезным для ориентировки даже в экстремальных ситуациях.

Упражнения точно такого же рода можно выполнять не только в отношении визуального восприятия, но и слухового, кинестетического (прислушиваясь к ощущениям тела), эмоционального, даже в смысле философском, мировоззренческом.

Эти процессы помогают произвести саморефлексию, сделать себя не пассивным, но активным участником любых событий, влиять на многие не только внутренние, но и внешние процессы (более подробно с практическими упражнениями можно ознакомиться, к примеру, в монографии: [2]).

Становясь навыком, это умение оказывается терапевтичным в ряде ситуаций, и тогда можно будет обходиться и без сторонней психологической помощи.

Литература:

  • 1. Фигура – фон // Национальная психологическая энциклопедия. – Электронный ресурс. Дата доступа – 18.12.2017. Режим доступа – https://vocabulary.ru/termin/figura-fon.html
  • 2. Яро Старак, Тони Кей, Джеймс Олдхейм. Техники гештальт-терапии. – М.: «Психотерапия», 2009.

Павловская Гражина, психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Купить книгу на ОЗОН Купить книгу в Лабиринте

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник: https://PsychoSearch.ru/napravleniya/geshtaltpsikhologiya/484-figura-i-fon-v-geshtaltpsikhologii

ВашПсихолог
Добавить комментарий