Гиперусталость у грудничка почему и что делать

7 признаков гиперактивности – как распознать проблему

Гиперусталость у грудничка почему и что делать

Понятие детской гиперактивности до сих пор вызывает много споров и разногласий среди педиатров.

Тяжело определить, какой ребенок действительно имеет проблемы с поведением, которые могут негативно повлиять на его будущее, а какой просто обладает ярким темпераментом.

Нередко родители жалуются на своего ребенка, потому что не могут или не хотят найти к нему подход. Бывают и случаи, когда опасные симптомы остаются без внимания, и настоящая гиперактивность ребенка перерастает в более серьезные проблемы с его социальной адаптацией в детском саду, затем в школе и далее в общественной жизни.

В этой статье мы расскажем, как еще с младенчества распознать гиперактивного ребенка и как правильно найти к нему подход. Но для начала разберемся в основных понятиях.

Гиперактивность с медицинской точки зрения

Под данным термином понимается не только чрезмерная подвижность, невнимательность и капризность малыша, как думают многие матери. Это, главным образом, особое состояние нервной системы и коры головного мозга, когда его клетки слишком активно образуют нервные импульсы.

Эти процессы не дают малышу сидеть на месте, мешают сосредотачивать внимание, переключаться с истерик, успокаиваться, а также засыпать.

Истинную гиперактивность может увидеть или заподозрить только невропатолог, поэтому не пытайтесь самостоятельно ставить своему малышу такие диагнозы.

И еще немаловажно, что  гиперакивным малыш может быть не только в таком сложном возрасте, как 3-4 года, но и с самого младенчества.

Чем раньше вы распознаете у ребенка такие особенности нервной системы и начнете предпринимать меры, тем  меньше трудностей у вас возникнет в будущем.

7 признаков гиперактивного ребенка

Гиперактивность еще называют двигательной расторможенностью, но не стоит ее путать со здоровой активностью нормальных детей. Вполне здоровый малыш тоже может быть очень подвижным, громко кричать и разговаривать, выражая таким образом свои эмоции. Он даже может часто капризничать и настойчиво требовать своего.

Как же отличить индивидуальные особенности вашего ребенка от неврологической проблемы? Вот 7 признаков, которые должны вас насторожить в поведении грудного ребенка:

1Гиперактивные малыши хорошо развиты физически, быстрее своих сверстников начинают переворачиваться, садиться, ползать и ходить. Благодаря этому они вызывают множество восхищения у своих родителей и родственников.

Но нередко такие неожиданные и быстрые скачки развития приводят к падениям с диванов и прочим неприятностям, к которым даже самые бдительные родители оказываются просто не готовы.

Они не знают, радоваться им или плакать, когда ребенок уже вовсю ползает и шкодит, а его ровесники тем временем мирно лежат в кроватке.

Тут все же могут быть два варианта: либо ваш ребенок просто очень быстро развивается, либо это один из признаков гиперактивности. Во втором случае проблема еще даст о себе знать в будущем и проявит себя другими признаками.

2Дети часто капризничают тогда, когда их силы на исходе и им пора спать. Они как будто становятся еще более активными, у них повышается возбудимость, и только мамины руки или укачивание могут после долгих мучений помочь уложить его спать.

3Малыши с признаками гиперактивности удивительно мало спят, даже в первые месяцы жизни. В то время, как их сверстники спят больше, чем бодрствуют, эти дети могут играть и периодами плакать около 4-5 часов подряд.

Интересно!  Что подарить ребенку: копилка идей

4Ребенок долго не может уснуть, требует укачивания, а сон его очень чуткий. Малыш чувствителен к каждому шороху, может вдруг проснуться и тяжело засыпает снова.

5Малыш очень бурно реагирует на смену обстановки, новые лица и громкие звуки. Все это может приводить его в настоящий восторг, и, вместе с тем, заставляет его еще больше капризничать и привлекать ваше внимание.

Чем больше людей в помещении с ребенком, тем более капризным он становится.

6Дети не умеют подолгу сосредотачивать на чем-то свое внимание. Это видно даже в самом раннем возрасте: малыша легко завлечь новой игрушкой, но она быстро ему надоедает. Он словно еще быстрее начинает переключать свое внимание с одного предмета на другой.

7Характерным признаком гиперактивных детей, в сумме со всеми перечисленными, является их привязанность к матери и одновременно боязнь чужих людей. Они трудно ладят с гостями, неохотно идут к ним на руки и как бы прячутся за мамой. Они также могут ревновать маму к чужим детям, отбирать у них игрушки и любой конфликт превращать в истерику.

Мы перечислили не безусловные признаки гиперактивных детей, а лишь те отличительные особенности, которые могут вас насторожить и заставить отправиться на прием к детскому неврологу.

Но для того, чтобы не ошибиться и зря не переживать, опишем поведение здорового нормального ребенка, который может обладать некоторыми из вышеперечисленных признаков вследствие своего врожденного темперамента.

Темпераментные здоровые дети отличаются от своих гиперактивных сверстников следующим:

1Любят побегать или иным образом поактивничать, но после этого приходят полежать или спокойно посидеть, например, за просмотром мультиков. Таким образом, они способны самостоятельно успокаиваться. Но здесь мы говорим о детях постарше, ближе к годовалому возрасту.

2У них практически нет проблем со сном, они быстро засыпают и спят положенное их возрасту время.

3Ночной сон, как правило, долгий и спокойный. Если говорить о малышах 2-3 месяцев жизни, то они могут просыпаться на ночные кормления, но также легко засыпают и не плачут посреди ночи.

4Детки быстро понимают, где опасность и могут испытывать чувство страха. Впоследствии они не стремятся снова залезть в опасное место. 

5Легко осваивают слово «нельзя», что позволяет вам быстро объясняться с ребенком в будущем.

6Деток легко отвлечь от истерики новым предметом или рассказом, они способны переключаться и сразу перестают плакать.

7Они практически не бывают агрессивны по отношению к вам или к другим детям. Дают играть своими игрушками, иногда после маминых уговоров.

8Конечно же, характер родителей передается их ребенку. Возможно, что мама или папа активного ребенка обладают ярким темпераментом и были такими же непоседами в детстве. Но помните, что такие особенности могли передаться не только от родителей, но и от бабушки или дедушки, а также от других родственников, прабабушек и прадедушек.

Причины гиперактивности

Изменения клеток головного мозга, вызывающие гиперактивность, не остаются на всю жизнь, если родители выбирают правильную тактику поведения и воспитания своего малыша. Поэтому это состояние нельзя назвать болезнью и нельзя вылечить, а можно лишь способствовать скорейшему «перерастанию» детской гиперактивности.

А возникает данное состояние, как правило, в результате одной из следующих причин:

  • рождения малыша с помощью кесарева сечения,
  • сложных родов, с длительным безводным периодом, гипоксией ребенка, или с использованием щипцов,
  • рождения малыша раньше срока или с малым весом,
  • нервная система ребенка могла подвергнуться изменениям еще на стадии внутриутробного развития из-за вредных привычек, перенесенной болезни или других неблагоприятных факторов внешней среды.

Интересно!  Адаптация к детскому саду

Воспитание гиперактивного малыша

Воспитанию и режиму дня такого ребенка нужно уделять особое внимание, если вы не хотите, чтобы его состояние усугублялось. Оставление проблемы без внимания может повлечь немало проблем в будущем, когда ребенок вырастет и ему придется самостоятельно адаптироваться в обществе.

Так как нервная система малыша очень ранима, ее нельзя лишний раз подвергать испытаниям.

Это значит, что любой каприз и истерику нужно пресекать в самом начале, не пытаться наказывать ребенка качестве воспитательного момента.

 При этом старайтесь не потакать этим капризам и не идти на поводу у ребенка по каждому поводу, а незаметно отвлекать его и переключать внимание. Да, это может потребовать от родителей немало терпения и находчивости, но не даст слишком разбаловать маленького сорванца.

Ведь он уже в самом раннем возрасте достаточно смышлен чтобы понять, как добиться своего. Объясняйте малышу значение слова «нельзя», мягко и настойчиво.

Во всех этих начинаниях вам потребуется обуздать свой собственный характер и исключить из общения с ребенком все негативные эмоции.

В течение дня старайтесь не подвергать малыша излишне ярким впечатлениям и исключать неожиданные ситуации.

Шумные компании, нежданные и многочисленные гости, скопления людей на улице не должны беспокоить вашего малыша и расшатывать его нервную систему.

А вот самым лучшим способом отдыха для него будет выезд на природу в узком кругу семьи, где он сможет выплеснуть свою энергию. После такого отдыха ваш малыш мирно и без труда уснет крепким сном.

В комнате, где ребенок проводит больше всего времени, не должен быть постоянно включен телевизор или радио. Лучше играть с ним в спокойные игры, связанные с тренировкой мелкой моторики рук. Комната малыша не должна пестреть яркими предметами, развешанными по всем углам и стенам. Лучше выбирать спокойные света, а лишние игрушки убирать подальше с глаз.

У ребенка не должно быть беспорядка в комнате и множества разбросанных игрушек, рассеивающих его внимание. По мере того, как игрушки надоедают, можно прятать их и давать новые. А незадолго до сна все игры необходимо прекращать, можно искупать ребенка, затем спеть ему песенку.

Повторять выбранный вами и малышом ритуал нужно каждый день в одно и то же время. Вообще, неизменный режим дня – самый лучший помощник в воспитании гиперактивного ребенка.

Родителям гиперактивного малыша следует понять, что он ничем не отличается от своих сверстников, кроме своего характера. Малыш ничем не болен, а является личностью и требует к себе особенного подхода. Поняв необходимость принятия своего ребенка таким, какой он есть, вы уже наполовину исправите его гиперактивность.

Такой малыш нуждается в чуть большем проявлении любви и внимания, а также терпения, чем обычные дети. Вместе вы сможете быстро и легко пережить этот непростой период вашей жизни и в будущем увидите, какой прекрасный, здоровый и талантливый ребенок вырастет из вашего сорванца.

воспитание детей, здоровье ребенка, развитие ребенка

Источник: https://moe1.ru/psihologiya/vospitanie-detey/7-priznakov-giperaktivnosti-kak-raspoznat-problemu

Гиперусталость у грудничка почему и что делать

Гиперусталость у грудничка почему и что делать

В данной статье детский психотерапевт Могилева Вера Николаевна объясняет почему грудного ребенка важно кормить по требованию, и каковы последствия введения режима в питание младенца.

«Лишний» вес у грудничка

Ко мне на прием пришла мама с чудесным малышом 4-х месяцев с такой проблемой. Она уверена, что ребенка нужно кормить по требованию. И, собственно говоря, так и делала, пока они с мужем не сходили к участковому педиатру на очередное взвешивание.

Там эта «грамотная» женщина, увидев на руках у мамы пухлого малыша со щеками, как у хомяка, разразилась тирадами о том, что он перекормлен, щек быть не должно, у него лишний вес, надо контролировать питание и лишний раз его не кормить. Потребовала ввести четкий график и срочно снизить прибавку в весе.

Так как папа и мама молодые, ребенок первый и они не знают, как им правильно поступить, то папа предложил слушать врача, ввести четкий график и ограничить парня в его желаниях.

Мама вынуждена согласиться, но в душе она против и испытывает от этого сильнейший стресс, т. к. внутренне уверена, что врач не права.

Она же видит и чувствует ребенка, понимает, что что-то здесь не так, да и молока стало, действительно, меньше, т. к. процесс выработки молока сильно зависит о настроя мамы, а если все время твердят, что его много, то организм и реагирует соответствующим образом.

Что действительно важно для ребенка

Есть три важные сферы, которые взрослый не должен контролировать, они всегда принадлежат ребенку! Они отвечают за его тело и физиологию, и если мы эти границы нарушаем, то на всю жизнь посылаем ребенку сообщение от этого мира, что он себе не принадлежит, им легко можно управлять, он полностью зависим от взрослого.

Это сообщение транслирует маленькому человеку страх и неуверенность, способствуя тому, чтобы он вырос в неуверенного взрослого.

Что это за сферы? Конечно, это именно те сферы, которые стремятся взять под контроль многие родители в России: питание, туалет и сон. Более того, на родителей до сих пор идет давление не только со стороны бабушек и дедушек, но и врачей, которые, казалось бы, уже должны знать некие физиологические истины.

Щеки у грудничка

Теперь давайте разберемся в странных аргументах врача. Во-первых, про щеки, которых с точки зрения дамы, у младенца быть не должно.

Такие прекрасные щеки бывают только у грудничков, находящихся на естественном вскармливании, т. к. сосание груди требует от ребенка совершения достаточно больших усилий, чего не требуется при сосании бутылки.

Таким образом, разрабатываются и тренеруются мышцы в области рта и щек. Эти мышцы в скором времени будут участвовать в речевой деятельности ребенка.

Природа предусмотрела и этот момент. 

Режим кормления грудного ребенка

Во-вторых, про режим, который необходим младенцу. Дело в том, что развитие ребенка неравномерно, скачкообразно, как физическое, так и психическое.

В определенные моменты у ребенка наблюдаются т. н. ростовые скачки, например, в период от 2-х до 4-х месяцев, когда младенец может требовать есть через каждый час.

Мне, кстати, в свое время такая же чудо-врач предлагала бросить кормить, т. к. с ее точки зрения у меня мало молока. Но я каким-то чудом послушала и себя и ребенка, и продолжила кормить.

Примерно через три недели интервал между кормлениями увеличился снова до 3-х часов. 

Когда именно и у каждого конкретного ребенка начнется этот ростовой скачек и когда он закончится – сказать практически невозможно. Регулировать этот процесс может только сам ребенок.

В-третьих, если ввести кормление по режиму, то внутреннее биологическое чувство сытости будет убито.

Ребенок будет все время опасаться, что ему не достанется еды, т. о. можно сформировать достаточно устойчивую тенденцию к последующему ожирению.

Нормы прибавки в весе у ребенка

В-четвертых, врач все время указывала на некие нормы по прибавке в весе, на необходимость постоянного контроля за весом. С одной стороны – это гарантированный источник пищевой фобии у родителей, а потом и у малыша, с другой – нормы – вещь очень относительная.

Вот уже около 20 лет встречаются достаточно крупные младенцы. Вес многих в 6 месяцев равен примерно 9–10 кг. Норма ли это? По всем канонам – нет. Но таких младенцев сейчас значительное количество. Так как данная тенденция наблюдается уже около 20 лет, то можно сказать, что в последующем такой большой вес не сохраняется.

Мне известны молодые люди, которые весили 10 кг в 6 месяцев, а сейчас в свои 20 лет при росте 180 весят 75 кг и с большим трудом удерживают вес (т.е. не могут набрать больше), т. к. обмен веществ у них очень интенсивный. 

Изменился и вес новорожденных. 25 лет назад младенцы с весом 3500 гр были редкостью, сейчас 3900- 4000 гр – это обычное явление.

Взвешивание грудничка

Теперь о взвешивании, которому мама и папа подвергают ежедневно малыша. Кстати, в процесс включилась еще и бабушка, так что у мамы союзников совсем не оказалось.

Во всем мире контроль с помощью весов уже не используется. Применяется контроль по количеству мочи, т. е. взвешиваются мокрые пеленки, а не самого малыша. Но в случае с пришедшей ко мне мамой, я не вижу ни в том, ни в другом необходимости. Если довериться ребенку, то он сам будут регулировать этот процесс.

Уникальный состав грудного молока

Мамам и папам важно помнить об уникальном составе молока, подходящем у каждой матери только ее конкретному ребенку. Например, если количество вирусов в окружении возрастает, то в молоке появляются соответствующие антитела, ребенок может употреблять больше молока в защитных целях.

Масса факторов влияет на этот процесс. В холодное время года ребенок может интенсивно набирать вес. т. к. его терморегуляция еще недостаточна и прекрасные складочки на ручках и ножках служат ему защитой от холода.

Важно помнить, что жира в молоке содержится не так уж и много, и он находится в последних порциях молока, которые малыш получает, уже когда, практически, засыпает. Так природа дает ему сигнал о насыщении, т.е. Природа предусмотрела, чтобы ребенок съел все, что ему предназначено.

Но всегда есть какие-то тети-врачи, которые в этом понимают больше чем Природа!

кандидат психологических наук, детский психотерапевт, Монтессори-педагог AMI диплом 0–6, руководитель  Монтессори – центра «Алиса» Могилева В.Н.

Источник: https://detishki.ahuman.ru/giperustalost-u-grudnichka-pochemu-i-chto-delat/

Симптомы, признаки и лечение гиперактивности у грудничков

Гиперусталость у грудничка почему и что делать

Симптомы детской гиперактивности довольно сложно определить в младенческом возрасте. Нередко по этому поводу возникает множество споров.

Ведь в раннем возрасте малыш еще не способен демонстрировать какие-либо навыки, насколько легко он ими овладевает, какой при этом остается его поведенческая линия.

Достаточно трудно определить природу эмоционального состояния малыша, который пока еще не способен заявить о себе.

Если малыш очень активный, в младенческом возрасте достаточно трудно отличить норму от патологии. А ведь это весьма важно. Вовремя замеченные симптомы позволяют скорректировать ситуацию и помочь ребенку избежать проблем в его будущей жизни.

Почему важно своевременно диагностировать

Все дети с рождения разные по темпераменту. Но активный малыш и ребенок с синдромом гиперактивности – это не одно и то же.

Впервые синдром был описан в 60-х гг. ХХ века. С этого момента состояние гиперактивности стали считать отклонением от нормы. В 80-х гг. патологии дали название СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) и внесли в международный список болезней.

Гиперактивность считается неврологическим заболеванием. И, как при любом заболевании, в этой ситуации требуется своевременное и адекватное лечение.

Если проблеме не уделить должного внимания, это может привести к нежелательным последствиям. Гиперактивные дети с трудом уживаются с коллективом. Зачастую их поведение может выражаться приступами агрессии. Им трудно усидеть на месте.

Они пребывают в состоянии постоянного беспокойства, из-за чего страдает их внимание. Ребенку очень трудно сосредоточиться на предмете. Возникают сложности с обучением.

Все вышеперечисленное может порождать конфликты с преподавателями, сверстниками, родителями, а впоследствии привести к асоциальному поведению человека.

Гиперактивные дети плохо реагируют на запреты. У них не развито чувство страха и самосохранения, из-за чего они создают для себя и окружающих опасные ситуации.

При определении у ребенка синдрома гиперактивности важно вовремя сконцентрироваться на этой проблеме и оказать малышу адекватную помощь.

Факторы

Причины возникновения синдрома достоверно неизвестны. Выяснено лишь, что заболевание связано со структурными изменениями головного мозга, из-за чего нарушается регуляция нервной системы, провоцируется образование лишнего количества нервных импульсов.

Однако по результатам наблюдений установлены факторы, определяющие предрасположенность к гиперактивности.

Все факторы можно разделить на три группы:

  • Проблемы во время беременности.
  • Неблагоприятное течение родов.
  • Иные факторы.

Среди факторов, связанных с беременностью, выделяют:

  • Кислородное голодание плода.
  • Стрессовое состояние будущей мамы.
  • Курение.
  • Плохое питание.

Факторы, связанные с родами:

  • Стимуляция родов, применение щипцов, вакуума. Кесарево сечение.
  • Стремительные роды.
  • Затяжные роды с длительным безводным периодом.
  • Преждевременные роды.

Среди прочих факторов выделяют:

  • Наследственную предрасположенность.
  • Стрессовую обстановку в семье.
  • Отравление тяжелыми металлами.

Все эти факторы не обязательно провоцируют развитие гиперактивности, но играют немалую роль в ее проявлении.

Диагностика

Первые признаки заболевания можно заметить еще у грудничков. Однако в связи со сложностью диагностики в столь раннем возрасте заключение должен давать только опытный врач. Родителям при обнаружении соответствующих признаков необходимо обратиться за квалифицированной помощью, а не пытаться заниматься самолечением.

Что должно насторожить:

  • Частые беспокойства, громкий плач. Ребенок начинает плакать резко, сразу с криком. Беспокойство носит приступообразный характер. Плач может как внезапно начинаться, так и резко заканчиваться.
  • Нарушение сна. Ребенок трудно засыпает, часто просыпается, после чего его тяжело успокоить. Могут сбиваться биоритмы, путаться понятия дня и ночи. Сон ребенка чувствительный и беспокойный.
  • Проблемы с засыпанием. Ребенок становится активнее по мере утомления. Несмотря на усталость, ему трудно успокоиться и заснуть.
  • Раннее физическое развитие. Это связано с повышенным тонусом мышц. Малыш рано начинает переворачиваться на животик, садиться, вставать.
  • Постоянное движение. Ребенок уже с рождения начинает постоянно махать и дергать ручками и ножками.
  • Неуклюжие движения и плохое развитие мелкой моторики. Это станет более заметно, когда грудничок подрастет.
  • Возможны обильные срыгивания и рвоты, как следствие повышенного тонуса мышц.
  • Острая реакция на раздражители. Ребенок может пугаться или плакать от громкого звука, яркого света. Не любит неудобную одежду, сопротивляется пеленанию. Не терпит стесненных движений.
  • Боязнь незнакомых. Ребенок плохо ладит с гостями, не идет к кому-либо на ручки. Боится большого скопления людей или приближения к нему чужих людей.

Любые из этих признаков могут отмечаться и у вполне здорового ребенка. Однако, в отличие от ребенка с гиперактивностью, у здорового признаки возникают эпизодически, они не имеют регулярности. В то время как у малыша с проблемами со здоровьем встречается большинство из перечисленных симптомов, и они носят постоянный характер на протяжении длительного времени.

Терапия

Лечение сводится к двум методам: медикаментозным и немедикаментозным. Медикаментозные методы применяются реже и только, когда без них не обойтись.

Методика постановки диагноза на основе описания признаков используется после достижения ребенком 6 лет. До этого времени говорить о точном диагнозе рано. К тому же метод определения по встречающимся признакам носит субъективный характер. Существует доля вероятности постановки ошибочного диагноза. Точных методов определения на данный момент нет.

Исходя из этого, в лечении, прежде всего, должны применяться методы, способные нанести наименьший вред.

В раннем возрасте чаще применяется немедикаментозное лечение. Это:

  • Массаж.
  • Расслабляющие ванны.
  • Остеопатические техники.
  • Коррекция поведения родителей.

Поскольку нервная система ребенка еще формируется, чтобы не оказать на нее негативное влияние, лечение с помощью медикаментов рекомендуется в последнюю очередь. В России применяются ноотропные препараты, призванные наладить процессы в центральной нервной системе. Однако исследований, подтверждающих целесообразность и эффективность применения этих препаратов, нет.

Перед постановкой диагноза необходимо провести всестороннее обследование. Например, некоторые признаки синдрома у младенца могут быть вызваны заболеваниями щитовидной железы. То есть причины проблемы – совсем в другой области.

Важно понимать, что в младенческом возрасте нервная система ребенка неустойчива и продолжает формироваться.

При обнаружении у грудничка повышенной нервной возбудимости родителям необходимо создать для него комфортные условия, исключить как можно больше факторов, провоцирующих ребенка на излишне эмоциональное поведение. Самое эффективное лечение для малыша – это любовь и бережное отношение родителей.

СДВГ – это серьезный диагноз, который должен устанавливать опытный врач. Велика вероятность перепутать симптомы с повышенной эмоциональностью и активным темпераментом. Поэтому не стоит вешать ярлыки, а в спорной ситуации следует обратиться за квалифицированной помощью.

Источник: https://grudnichky.ru/razvitie/giperaktivnost-u-grudnichkov-simptomy.html

ВашПсихолог
Добавить комментарий