Химическая зависимость у подростков

Особенности химической зависимости у подростков

Химическая зависимость у подростков

Употребление ПАВ в наши дни характеризуется новыми и крайне опасными тенденциями. Прежде всего, это снижение возраста начала употребле­ ния наркотиков. Еще несколько лет назад в ряде отечественных и зарубеж­ных руководств можно было прочесть, что средний возраст начала употреб­ления наркотических препаратов составляет 17-18 лет [Пятницкая И. Н., 1994; Фридман Л. С. и др., 1998].

Теперь же этот возраст снизился до 14 лет; перестали быть казуистическими случаи начала употребления сильных нар­котиков в 12-, 10-летнем и еще более молодом возрасте [Шабанов П. Д., Шта-кельберг О. Ю., 2000]. Другой тенденцией является стирание половых раз­личий у подростков, употребляющих наркотики.

Ранее всегда абсолютно ли­дировали мальчики-подростки, девочки составляли от 10 до 15% наркома­нов [Личко А. Е., Битенский В. С, 1991]. В настоящее время соотношение мальчиков и девочек составляет 3 : 1 за счет резкого увеличения числа под­ ростков женского пола, употребляющих наркотические вещества.

Третьей тен­денцией является стремительный рост наиболее тяжелой формы наркомании — опиатной, а среди вариантов опиатной — наиболее злокачественной герои­новой наркомании.

Согласно данным официальной статистики, только за период с 1994 по 1999 г. число подростков, состоящих на учете по поводу наркозависимости, увеличилось почти в 4 раза и составило в Санкт-Петербурге 104 человека на 100 000 населения. В 2000 г.

эта цифра по России составила 125,1 на 100 000. По сравнению с 1991 г. она увеличилась почти в 17,5 раз.

Если сопос­тавить показатели заболеваемости подростков и всего населения в целом, то оказывается, что уровень заболеваемости наркоманиями и токсикоманиями среди подростков выше, чем среди всего населения.

В ряду различных форм зависимости на первое место вышла самая злокачественная — героиновая (до 90%). Еще пять лет назад опийная нарко­мания составляла 50-60% всех наркоманий [Шабанов П. Д., 1999], а герои­новая форма была представлена единичными случаями.

Удельный вес подростков среди всех наркоманов к концу века превы­сил 25%, что свидетельствует о значительном «омоложении» наркотической зависимости.

В настоящее время до 40% подростков имеют опыт употребле­ния наркотиков, причем первая проба у 41% происходила в возрасте от 11 до 14 лет, а у 51% — в возрасте 15-17 лет [Шабанов П. Д., Штакельберг О. Ю., 2000].

Среди выпускников петербургских школ с наркотиками уже «знако­мы» 20-25% учащихся.

Традиционно в наркологии принято выделять «группы риска», то есть тех подростков, которые в силу разных обстоятельств могут стать наркома­нами.

Одним из важных факторов, определяющих попадание подростка в группу риска, считается наличие наркоманов среди ближайшего окруже­ния (родственники, друзья, одноклассники и т. д.).

Исходя из приведенных выше данных, можно говорить, что сейчас все подрастающее поколение по­падает в группу риска по наркозависимости.

Таким образом, подростки оказались наиболее пораженной частью обще­ства, потребляющей ПАВ. За последнее десятилетие произошел не только количественный рост наркопотребления, но и качественное его изменение: произошло утяжеление контингента потребляющих наркотики и увеличилась доля подростков со сформировавшейся химической зависимостью.

Подростковый возраст как фактор риска развития аддиктивного поведения

Подростковый возраст (пубертатный период) с давних пор считается фак­тором, способствующим развитию алкоголизма и токсикомании [Личко А. Е., Битенский В. С, 1991].

Известно, что если аддиктивное поведение начинает­ся с подросткового периода, то риск формирования химической зависимости оказывается высоким.

Так, до 75% алкоголиков и наркоманов начинают упот­реблять психоактивные вещества, будучи подростками.

В подростковом возрасте, в период полового созревания, поведение в зна­чительной степени определяется характерными для этого периода жизни ре­акциями эмансипации, группирования со сверстниками, увлечениями (хоб­би), имитации и формирующимся сексуальным влечением [Личко А. Е., 1985]. Именно эти реакции могут оказаться факторами, как способствующими злоупотреблению психоактивными веществами, так и препятствующими аддиктивному поведению. Поэтому имеет смысл подробнее остановиться на по­веденческих реакциях пубертатного периода.

Реакция эмансипации проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, руководства, покровительства со стороны родных, воспита­телей, преподавателей, вообще всех старших по возрасту, от установленных ими порядков, правил и законов. Все, что уважается и ценится взрослыми, подростками отвергается.

Реакция эмансипации может быть направлена как на конкретных взрослых (родители, учителя и т. д.), так и на все взрослое поколение в целом.

В последнем случае, когда реакция эмансипации сочета­ется с реакцией группирования со сверстниками, поведение может становиться антисоциальным, достигать уровня молодежного бунта.

Одним из проявлений реакции эмансипации служит особая форма пове­дения, которая получила название «отравление свободой» [Личко А. Е., Би-тенский В. С, 1991].

Подобное поведение развивается, когда строго регла­ментированная жизнь подростка сменяется полной свободой, а повседневная опека — самостоятельностью.

Все это может случиться, когда подросток вы­рывается из-под подавляющей семейной опеки, при окончании учебного за­ведения, побеге из воспитательно-трудового учреждения, при выписке из больницы после длительной госпитализации и т. д.

При «отравлении свобо­дой» поведение подростка становится противоположным тому, что от него требовалось раньше. Привлекает именно то, что не дозволялось. Поэтому «отравление свободой» будет способствовать аддиктивному поведению с поисковой мотивацией, то есть стремлению попробовать все, испытать на себе действие тех дурманящих веществ, которые можно раздобыть.

особенности клинических форм химической зависимости (окончание) — предыдущая | следующая — особенности химической зависимости у подростков (продолжение)
. Э.Г.Эйдмиллер. Детская психиатрия

Источник: http://razvitie-rebenka.pro/biblioteka/himicheskaya-zavisimost-u-podrostkov/

Употребление психоактивных веществ и химическая зависимость у подростков

Химическая зависимость у подростков

Данная проблема становится все более актуальной и болезненной в последнее десятилетие. Ранняя алкоголизация и наркотизация берут свое начало именно в подростковом возрасте.

В последнее время появилось немало литературы по данной проблеме, однако большая часть публикаций подготовлена врачами, педагогами и специалистами по возрастной физиологии.

Необходимо сделать краткий обзор проблемы с точки зрения практического психолога, работающего с подростками.

Прежде всего употребление психоактивных веществ имеет свои социально-психологические и возрастные аспекты.

Например, токсикомания (наиболее типичный ее вид — «нюхание» изделий бытовой химии) наиболее широко распространена среди младших подростков из семей, где основной особенностью семейного воспитания является гипопротекция, т. е. безнадзорность и невнимание к детям.

Зачастую это семьи, где кто-то страдает алкоголизмом. Психопрофилактическая работа с родителями таких подростков бывает затруднена, поскольку в силу этой причины они крайне неохотно идут на контакт.

Употребление наркотических веществ чаще встречается у более старших подростков. Обычно подростки приобщаются к ним через «травку» (т. е. легкие наркотики типа анаши, марихуаны), привыкание к которой развивается довольно быстро.

Далее подростки начинают употреблять более сильнодействующие вещества, которые оказывают разрушающее воздействие на организм. Если это и происходит в подростковом возрасте, то скорее на рубеже отрочества и ранней юности.

Формирование химической зависимости происходит в подростковом возрасте гораздо быстрее, поскольку, как отмечают физиологи, организм подростка гораздо менее устойчив перед психоактивными веществами, нежели организм взрослого.

Для семей таких подростков характерны некоторые типичные особенности. Прежде всего это чрезмерная жесткость границы между родительской и детской семейными подсистемами, проявляющаяся в отсутствии подлинного интереса к жизни подростков со стороны родителей, стремлении «отвязаться» от детей при помощи подарков или денег, неумении оказать эмоциональную поддержку своим детям.

Чаще всего в родительском общении фрустрировано характерное для подростков «чувство взрослости», возможно, за счет того, что родители используют способы общения, которые изжили себя. Зарубежные исследования показали, что определенным фактором риска становится положение подростка в подсистеме детей.

Первенец, имеющий сводных братьев или сестер от второго брака родителей, становится зависимым от психоактивных веществ значительно чаще, чем дети с другим положением в семье. Данные психодиагостических обследований показывают, что для подростков, склонных к наркотизации, типично резко обостренное стремление утвердиться в мнении о себе как взрослом.

Такие особенности родительского отношения и общения толкают подростков в компании, где они получают возможность «попробовать взрослой жизни».

Часто родители и учителя обращаются с жалобами на подростков, замеченных в том, что они пробуют опьяняющие вещества на себе самих.

Мотивом употребления психоактивных веществ может быть любопытство, желание испытать новые «острые» ощущения и/или узнать возможности своего организма, что сочетается с неуверенностью в себе и отсутствием у подростка способов саморегуляции, позволяющих почувствовать себя свободно и комфортно.

Например, возможно, что подросток с выраженными трудностями в неформальном общении употребляет спиртное, чтобы почувствовать себя более раскованно перед тем, как идти в компанию сверстников или на свидание. Это лишь один из мотивов ранней алкоголизации подростков.

Другим мотивом может быть ощущение подростками своей жизни как серой, скучной и эмоционально дискомфортной. Наркологи отмечают, что подростки нередко прибегают к одурманивающим веществам как своего рода лекарствам от подростковых депрессий.

Еще одним мотивом бывает нежелание отстать от компании сверстников, если в ней принято употребление алкоголя, токсических или наркотических веществ.

Последнее становится формой алкогольного или токсикоманического поведения, если возникает так называемая групповая зависимость от дурманящего вещества, когда желание, например, выпить возникает всякий раз, когда собирается компания, а вне группы оно у подростков отсутствует (Личко А. Е., 1985). Особенно трудной оказывается ситуация, когда практически в любой компании из своего окружения знакомство с одурманивающими веществами является групповой нормой, и подросток, не имеющий такого опыта, становится изгоем, «белой вороной». Такая ситуация, по данным наркологов, характерна для некоторых регионов, где наркотизация и алкоголизация подростков в среднем выше, чем по стране.

В работе с такими подростками требуются большой такт и огромная осторожность. Разглашение проблем подростка категорически недопустимо.

Необходимо прежде всего установление доверительного контакта с психологом, при котором подросток чувствовал бы себя в полной безопасности.

Возможно использование техник невербального общения, направленных на формирование подсознательного доверия со стороны подростка (это могут быть техники присоединения к клиенту, разработанные в эриксоновском гипнозе или нейролингвистическом программировании).

Диагностика направлена прежде всего на выявление индивидуальной (групповой) зависимости. Одним из основных средств диагностики является беседа, которая должна быть хорошо продумана, чтобы не оттолкнуть подростка от контакта.

Если речь идет об алкогольной проблеме, можно использовать скрининг-анкету на определение уровня алкоголизации (Ковалев С. В., 1991).

Чтобы не использовать формализованные методы диагностики, в беседу можно включать вопросы из подобных анкет, задавая их в свободной форме.

В случае групповой зависимости усилия психолога должны быть направлены на то, чтобы помочь подростку выйти из своей компании и найти не менее привлекательную группу сверстников, не отмеченную таким пристрастием.

При индивидуальной зависимости (в случае, если у подростка есть потребность в употреблении наркотических веществ независимо от того, в компании он или нет) желательно порекомендовать родителям проконсультировать подростка у нарколога.

Обстоятельством, усложняющим ситуацию, может быть алкоголизация одного или обоих родителей и, как следствие, снижение их критичности к состоянию своего ребенка.

Собственно терапия наркотической или алкогольной зависимости не является задачей работы практического психолога, поскольку для этого необходимы знания и навыки врача-нарколога или опытного психотерапевта. Тем не менее знакомство с литературой по психотерапии наркотической или алкогольной зависимости (например, Ковалев С. В.

, 2000) полезно для любого практического психолога. В его работе с подростками основной задачей становится психопрофилактика наркотизации и алкоголизации, а также психологическая помощь тем, кто пытается выйти из наркотизированных или алкоголизирован- ных компаний.

Анализ мотивов ранней алкоголизации и наркотизации помогает понять направления психопрофилактической работы.

Одним из таких направлений становится развитие уверенности подростка в себе. Эта работа может быть построена в форме тренинга уверенности в себе и навыков самопознания (Прихожан А. М., 1997).

В рамках такого тренинга могут быть обыграны ситуации, когда надо сказать «нет» тому, кто втягивает подростка в наркотизированную компанию или предлагает попробовать психоактивное вещество.

Темой групповой дискуссии можно сделать такие проблемы, как значимость для подростка мнения о нем группы, зависимость от этого мнения, самодостаточность и способность ориентироваться на свою собственную систему ценностей.

Другим направлением психопрофилактики становится помощь подросткам в формировании психологических средств саморегуляции. Здесь полезно использовать техники аутогенной тренировки, мышечной релаксации. Эффективна также телесно-ориентированная психотерапия (Рудестам К., 1990, Лоуэн А.

, 1999), которая помогает принять свое «физическое Я», а также способствует получению нового и яркого телесного опыта, помогая тем самым решить многие типичные проблемы возраста.

Техники гештальттерапии способствуют преодолению таких проблем, как ощущение скуки и серости своей жизни, помогают снятию тревоги, которая так ярко выражена в подростковом возрасте, позволяют развить способность к концентрации внимания на настоящем.

Эта способность важна для того, чтобы подросток мог лучше ориентироваться в своих подлинных чувствах и ощущать свою настоящую жизнь как насыщенную, интересную и в силу этого обладающую ценностью.

Обычные формы и методы антинаркотической пропаганды в работе с подростками недостаточно эффективны. Хорошо известно, что обычно такая пропаганда имеет две составляющих — запугивание против наркотиков и рекламу дорогостоящего лечения химической зависимости.

Внутренним условием, снижающим эффективность антинаркотической пропаганды, является «подростковый миф» — типичное для возраста убеждение в собственной исключительности, неподвласт- ности законов природы над собой.

Применительно к данной проблеме он выглядит как убеждение в том, что «пристраститься к наркотикам может кто угодно, но именно мне это не грозит».

Важнейшая часть психопрофилактической работы по предотвращению наркотизации и алкоголизации подростков — консультирование родителей. Можно выделить несколько направлений в этой работе:

  • 1) формирование мотивации участия в консультировании;
  • 2) развитие навыков общения с подростками, удовлетворяющих «чувство взрослости» и другие типичные для возраста потребности;
  • 3) развитие чувства компетентности в общении и уверенности в себе как родителе.

Наиболее сложным оказывается первое направление. Многие родители склонны винить в происходящем окружение подростка, школу, социальную ситуацию в целом, прикрывая тем самым свое нежелание что-то менять в себе.

Страх изменений в этом случае понятен («Как бы не стало еще хуже»), и он может быть обсужден во время встречи.

Изменить отношение к консультированию помогает показ возможностей консультативной работы и совместных усилий по предотвращению или преодолению зависимости у подростка.

Последние два направления в консультировании родителей тесно связаны.

Чувство компетентности развивается, если психолог помогает родителю найти в своих взаимоотношениях с подростком опыт, который может оказаться полезным — доверительные отношения, общение с подростком как со взрослым, умение выслушать не перебивая и встать на точку зрения своего ребенка.

Эти навыки общения психолог помогает развить, используя разыгрывание сценок, обучая «Я-высказываниям» и другим необходимым способам коммуникации. В целом такая работа способствует преодолению преграды между поколениями и отчужденности подростка от родителей.

Источник: https://studme.org/250228/pedagogika/upotreblenie_psihoaktivnyh_veschestv_himicheskaya_zavisimost_podrostkov

Профилактика химической зависимости у подростков

Химическая зависимость у подростков

Филимонова, О. Н. Профилактика химической зависимости у подростков / О. Н. Филимонова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 463-465. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66174/ (дата обращения: 10.04.2020).



Подростковый возраст — особенно трудный период. Именно в этом возрасте возникают конфликты с родителями, учителями и даже друзьями, часто накатывают волны скуки и разочарования. Приходится делать трудный выбор.

В результате подросток склонен пробовать все, что может доставить удовольствие, развеять скуку, улучшить настроение, увести от проблем. У подростков в этом возрасте свойственно аддиктивное поведение.

В возникновении аддиктивного поведения имеют значение личностные особенности подростка и характер воздействия среды на него.

Установкой подростка-аддикта становится стремление к немедленному получению удовольствия ценой, вне зависимости от последствий, которые могут быть неблагоприятными и даже опасными. Образ жизни взрослого аддикта рассматривается как прямая противоположность тому, что принято называть «здоровым образом жизни» [1]

Суть аддиктивного поведения — это уход от реальности за счет изменения состояния психики. Окружающий мир оказывает воздействие на внутреннее психическое состояние аддикта и вызывает у него желание избавиться от дискомфорта.

Выделяют следующие виды аддиктивного поведения:

  1. Химическая зависимость (наркомания, токсикомания, курение, алкоголизм.)
  2. Нарушение пищевого поведения(анорексия, голодание, булимия)
  3. Нехимические типы зависимостей (игровая, компьютерная, сексуальная, навязчивые покупки, пристрастие к громкой музыке, и т. д.)
  4. Крайние степени увлечения каким-либо видом деятельности, приводящим к игнорированию имеющихся жизненных проблем и их усугубление(религиозный фанатизм, сектантство, и т. д.) [4]

В своей статье я хочу рассказать о профилактике химической зависимости у подростков.

В последние годы употребление несовершеннолетним и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ, превратилось для России в проблему, представляющую серьезную угрозы здоровью населения, экономике страну, социальной сфере и правопорядку.

Важным фактором наркотизации является снижение у большинства подростков превентивной психологической защиты и низкий ценностный барьер.

Каковы причины приобщения подростков к наркотическим средствам?

«За компания», берут на «слабо», конфликтные отношения в семье, «я никому не нужен», внутренний дискомфорт, «все нужно попробовать», «ради кайфа» и т. д.

(из анкет учащихся), то есть большую негативную роль в формировании наркозависимости у подростков играют психологические факторы риска — неадекватная самооценка, неспособность идентифицировать или выразить чувства, низкая стрессоустойчивость, высокая подверженность влиянию групповых норм, повышенная тревожность, импульсивность и т. д.

В связи со сложной ситуацией в стране, когда подросток подвержен различным негативным влиянием не только с внешней стороны, но порой даже и в семье, обществу нужны коренные перемены в области профилактической работы. В учебном заведении профилактическая работа должна опираться на лучшие качества учащихся, на их достижения, пусть и небольшие.

Теоретические основы педагогической профилактики.

Согласно Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, активные первичные профилактические мероприятия должны опираться, прежде всего, на методологию формирования у детей и молодёжи представлений об общечеловеческих ценностях, ЗДОРОВОМ образе жизни, препятствующих вовлечению в наркогенную ситуацию, и формирование у детей и молодежи умений и навыков активной и психологической защиты он вовлечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность.

Как гласит русская народная мудрость: «Учись доброму, так худое и на ум не пойдёт».

Целями первичной профилактической деятельности в учебном заведении являются:

− пропаганда здорового образа жизни;

− изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам и формирование личной ответственности за своё поведение.

Стратегическим приоритетом первичной профилактики следует рассматривать не запугивание обучающихся «страшилками» о наркозависимости.

Необходимо создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья — освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения, то есть на пропаганду здорового образа жизни.

Основные принципы профилактической деятельности вобразовательном учреждении.

КомплексностьСогласованное взаимодействие органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты системы профилактики, специалистов различных профессий, имеющих отношение к работе с детьми (педагогов, психологов, врачей, наркологов, социальных работников, инспекторов ПДН, работников комиссия по делам несовершеннолетних)
ДифференцированностьДифференцированность целей, задач, методов, форм работы с учетом возраста детей.
Аксиологичность (ценностная ориентация)Формирование у молодёжи мировоззренческих представлений об общечеловеческий ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважения к человеку, государству, окружающей среде и др., которые являются ориентирами и регуляторами их поведения. Формирование у подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих через воспитательные мероприятия, акции, кружки, секции, спортивные мероприятия.
МногоаспектностьСочетание различных направлений целевой профилактической деятельности. Ведущими аспектами профилактической деятельности в образовательной среде являются:Социальный аспект: формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению ПАВ).Психологический аспект: формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения и нести ответственность, прежде всего перед самим собой.Образовательный аспект: формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ.
ЛегитимностьПрофилактическая работа осуществляется в рамках правовой базы. К правовой базе указанной деятельности относятся все нормативные акты о правах и обязанностях лиц, которые пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой. К правовой базе относятся также права и обязанности детей и молодежи, которые затрагиваются в различной степени, когда по отношению к ним осуществляются активные профилактические мероприятия.
ПреемственностьСогласованность профилактических мероприятиях. Анализ, обобщения, использование уже существующих технологий профилактики наркомании.
НепрерывностьПрофилактическая работа не должна ограничиваться временем прибивания в школе, привлечение к работе системы дополнительного образования, учреждений культуры.
СистематичностьРабота ведется систематически, принимаемые меры согласуются, не противоречат друг другу, вытекают одна из другой.

Формы, методы, приемы воспитательной работы

Приоритет отдаётся диалоговым формам общения, методу проблемных ситуаций, побуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности:

− Дискуссии, диспуты, дебаты;

− Ролевые, деловые игры;

− Экскурсии, походы;

− Круглые столы;

− Соревнования;

− Викторины;

− Встречи со специалистами;

− Тренинги;

− Объяснительно-информационный рассказ;

− Акции;

− Презентации;

− Конкурсы, праздники.

«Болезнь легче предупредить, чем лечить» — это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о злоупотреблении психоактивными веществами (ПАВ) среди подростков.

Основная задача педагогической профилактики заключается не столько в предотвращении реального знакомства с психоактивными веществами, сколько в том, чтобы помочь учащимся овладеть определенными навыками поведения, которые помогут следовать ЗОЖ (здоровому образу жизни).

Молодые люди должны успешно строить отношения с окружающим миром — решать проблемы, реализовывать возникшие потребности за счёт собственных знаний и умений. И тут задачи профилактики полностью совпадают с задачами собственно воспитания: помогать юному человеку осознавать ответственность за выбор здорового образа жизни, приобретать умение решать личные и социальные проблемы.

Проведение мероприятий, в которых поощряется любое творческое самовыражение детей, подростков, педагогов и родителей:

− Тренинги, практические семинары;

− Родительские собрания и конференции;

− Диспуты и дискуссии;

− Игровые занятия, деловые и ролевые игры;

− Спортивные соревнования, праздники здоровья;

− Выпуск информационных листков и газет о здоровом образе жизни, плакатов, памяток, буклетов, роликов, презентаций;

− Проведение конференций и круглых столов, посвященных проблеме здорового образа жизни, создание научно-исследовательских и социальных проектов;

− проведение КВН, праздников, конкурсов;

− индивидуальные консультации среди подростков, педагогов и родителей и т. д.

Основные виды деятельности:

  1. Интеллектуальнаяуроки, интеллектуальные игры, олимпиады, конференции, творческие работы, создание презентаций, лекторская группа «подросток — подростку», конкурсы, викторины, интернет уроки и т. т.
  2. Спортивно-оздоровительная — спорт, физический труд, туризм, подвижные игры, праздники, акции, соревнования, дни здоровья, физкультминутки, день игры, акции, рекламные ролики, выставки рисунков, плакатов, фотогазет и т. т.
  3. Общественная — организаторская — социальное проектирование, организационно-деятельные игры, акции.
  4. Творческая — конкурсы, турниры, уроки, творческие объединения, кружки и т. д.
  5. Коммуникативнаясвободное общение, неформальные объединения, кружки по интересам, организации, тренинги и т. д.

Литература:

  1. Акопов, А. Ю. Безумие здоровых в больном обществе. А. Ю. Акопов/Невский врачебный вестник.- 2000.№ 5.-с 12–14
  2. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. Уч. Пособие/ Е. П. Ильин.-Спс.: Питер,2002.-512с. Библиграф.:с.487–496–1500 экз. ISBN 5–272–00028–5
  3. Махаткова, С. В. От здоровой школы — к здоровой семье в здоровом социуме. С. В. Махаткова, сборник антинаркотических программ- Калуга.:2012.-236с. -200экз.
  4. Короленко, Ц. П. Психосоциальная аддиктология / Н. В. Дмитриева Ц. П. Короленко. –Новосибирск.: Олсиб, 2001.-251с.- Библиграф.: с.107–113.- 3000 экз. ISBN 5–305–00089–0

Основные термины(генерируются автоматически): здоровый образ жизни, профилактическая работа, подросток, правовая база, педагогическая профилактика, окружающий мир, профилактическая деятельность, образовательная среда, учебное заведение, химическая зависимость.

Источник: https://moluch.ru/archive/293/66174/

Химическая зависимость в подростковом и юношеском возрасте: причины возникновения, пути профилактики

Химическая зависимость у подростков

химическая зависимость в подростковом и юношеском возрасте: причины возникновения, пути профилактики

ВВЕДЕНИЕ

    XXI век – век высоких технологий, которые создаю благоприятные условия жизни. Между тем, это век «бесконечной гонки» за всё: за ресурсами, за информацией, за информационными технологиями, активными межкультурными связями. Поэтому постоянное присутствие конкуренции, риска стало частью современного человека. «Рисковать – значит жить».

     Рискованное поведение – это любое поведение, или действие, которое повышает вероятность негативных последствий для здоровья в результате использования тех или иных поведенческих практик. К рискованному поведению можно отнести употребление наркотиков, алкоголя, случайные сексуальные связи и т.д.

     Такое поведение может привести к психологическим и физиологическим зависимостям, различным соматическим и психическим нарушениям.

 Одним из опаснейших для социума является поведение, связанное с риском приобщения к употреблению психотропных химических  веществ, возникновению зависимости от них.

     По мнению экспертов, любая зависимость – наркотическая, алкогольная или игровая – затрагивает все сферы жизни человека. Она негативно воздействует  не только на тело и личность, но и на интеграцию в обществе.

Какова первопричина зависимостей? По мнению специалистов, в 99% случаев на опрометчивые шаги человека толкают окружение, трудности в семье, чувство одиночества, желание казаться, по их мнению, старше и много других; для каждого причина индивидуальна.

В настоящее время в России проблема наркомании и токсикомании является одной из актуальных. По данным центральной прессы и компетентных органов, считается, что больных, зависимых от наркотических веществ, у нас около 20-24%, т.е. каждая четвертая семья знает на себе действие наркотиков.

   Предметом исследования является наркомания как социальный феномен.

Объектом исследования является предупреждение наркомании среди подростков.

  Цель  работы – выяснить  причины возникновения  зависимости от психотропных химических веществ в подростковом и юношеском возрасте, показать пути профилактики.

Задача – исследовать распространение наркомании в подростковой среде.

Глава I. Опасность употребления психотропных веществ.

  1. Причины приема наркотических средств.
  1. 1. Биологические особенности и наследственная предрасположенность (например, алкоголизм в роду). У человека с генетической предрасположенностью к химической зависимости частое употребление психоактивных веществ очень быстро ломает биохимические механизмы работы мозга. Конечно, он в этом не виноват, это досталось ему по наследству от родителей. Он об этом не знает, потому что проявится это как раз тогда, когда он заболеет.
  2. 2. Группа социальных факторов: нищета, неуважение к норам в обществе, неравенство.  Среда,  в которой живёт человек, его окружение. Это важный фактор, но не самый сильный.
  3. 3. Ряд личностных особенностей: плохое видение жизненных шансов, низкая самооценка,  склонность к риску (поиск острых ощущений). Если человек живет в ситуации, с которой он плохо психологически справляется, в его жизни существует постоянный стресс, напряжение. Ситуация выживания приносит усталость. Однажды человеку неудержимо хочется
  4. отдохнуть. Хочется сделать так, чтобы не надо было ни с чем бороться.  Очень важно то, что этому фактору риска подвержены люди, которые не научились справляться с жизнью. Они умеют только терпеть свои жизненные проблемы, а не разрешать их. Вероятно, их не научила семья. Но как могла семья научить этому, если сами родители не умеют решать свои проблемы? Похоже, что и их не научили в свое время. Психологическая незрелость воспроизводится все в новых поколениях, создавая почву для развития зависимости.
  5. 4. Актуальное поведение самого подростка : употребление алкоголя, плохая учеба и т.д. Очень важно – эмоциональное состояние. Если представить шкалу настроения, то нормальное состояние – 0. Есть полное счастье, это «+». А есть ужас, отчаяние, это «- ». Обычно мы живем где-то в средних пределах, ничего особенного не происходит. И вот, находясь в окрестностях 0, человек, предположим, в 14 лет, выпил. Ему сразу стало хорошо, особенно если он предрасположен к формированию зависимости, потому что на биохимические  механизмы в мозге такого человека алкоголь влияет очень ярко.
  6. 5. Особенности окружения, способствующие проявлению стремления к риску: наличие моделей девиантного поведения в ближайшем окружении, конфликт норм родителей и друзей. Пути взрослых оказываются не теми, которым дети хотели бы следовать.  И они начинают искать другую , непохожую на родительскую, жизнь . Они ищут некий  смысл жизни. Пути поиска могут быть разными, некоторые оказываются тупиковыми. Один из тупиковых путей – алкоголь или наркотики.  Человек, который пробовал наркотики, вступил в совершенно иной мир, который не употребляющий психоактивные вещества  человек никогда не поймет. Это настолько заманчивый, настолько притягательный мир, что, однажды побывав в нем, забыть его очень трудно. Заманчивый мир, в котором ждет смерть. Этот тупиковый путь начинает притягивать к себе человека. Наркотики или алкоголь – это тупиковый путь поиска.  Тупиковый, потому что человек так и не получает того, что манит его вдали. Тупик именно в том, что делает с человеком зависимость.»[pic 1]

 С формальной точки зрения  поведение зависимого человека противоречит принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам и рассматривается как предосудительное и недопустимое.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Молодежь выбирает не наркотики, а определенный стиль жизни. Он формируется на телевидении, в различных тусовках, в студенческой среде, на дискотеках, в ночных клубах. Сверстники – кумиры говорят детям, что употребление –  это не страшно.

 Распространение идей наркотиков, маргинальной  наркотической субкультуры идет все время. Сейчас в школах примерно 13 процентов детей имеют опыт употребления наркотиков.

В вузах эта цифра повышается до 30, и их них определенная часть станет наркоманами, а часть обязательно погибнет от передозировок, отравлений, психозов, в общем, погибнет в мучениях.  

Источник: https://ru.essays.club/%D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/%D0%A5%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%B2-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BC-36810.html

ВашПсихолог
Добавить комментарий