Инстинкт смерти это

Влечение к смерти – Психологос

Инстинкт смерти это

Влечение к смерти (инстинкт смерти)– понятие психоанализа, предложенное З.Фрейдом для обозначения наличия в живом организме стремления к восстановлению первичного (неживого, неорганического) состояния. Противопоставляется влечению к жизни. В некоторых случаях отождествляется с агрессивным влечением.

​​​​​​​

Понятие «влечения» в психоанализе

Впервые понятие «влечения» Фрейд использовал в «Трех очерках по теории сексуальности» (1905), при анализе сексуальных влечений и в дальнейшем обосновал его в работе «Влечения и их судьбы» (1915).

Фрейд определил данное понятие следующим образом: «„Влечение“ воспринимается нами как понятие, которое находится на границе между душевным и физическим, является физическим представителем раздражений, которое берет начало внутри тела и проникает в душу, становится своеобразным определителем работы, которую необходимо проделать психике благодаря ее связи с физическим».

Согласно теории психоанализа, каждое влечение имеет цель, объект, источник. Целью влечения является удовлетворение, которое достигается путем максимально возможного уменьшения его напряжения.

Объект влечения – такой объект, с помощью которого влечение достигает своей цели.

Источник влечения – это процесс возбуждения в любом органе или части тела, который на психическом уровне проявляется собственно влечением.

Классическая дуалистическая теория влечений З. Фрейда

Разработкой теории влечений Фрейд занимался на протяжении всей своей творческой жизни. Развитие его взглядов по данной проблеме отражено в ряде работ и позднее получило название первой и второй дуалистической теории влечений (драйвов). Влечение к смерти было сформулировано и включено в систему влечений только во второй дуальной теории.

  • Первая дуалистическая теория влечений законченную формулировку получила в работе «Влечения и их судьбы» (1915). Инстинкт самосохранения, направленный на сохранение индивида, противопоставлялся половому влечению, направленному на сохранение вида. Однако, в дальнейшем при исследовании проблем нарциссизма, мазохизма и агрессивности, возник ряд противоречий, обусловленный данным противопоставлением влечений. Неудовлетворенность первой дуалистической теорией и возникший после 1920г. интерес Фрейда к теме смерти, заставил его пересмотреть свои взгляды.
  • Вторая дуалистическая теория влечений. Тема деструктивности и влечения к смерти неоднократно поднималась и обсуждалась в психоаналитической среде. Предтечами концепции влечения к смерти З.Фрейда были Альфред Адлер, Сабина Шпильрейн, Вильгельм Штекель, Карл Густав Юнг. Однако заслугой Фрейда является то, что он сумел объединить эти разрозненные взгляды в одну связную теорию. Основные положения второй дуалистической теории были сформулированы в работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920). Согласно новой теории влечение к смерти (агрессивность) противопоставлялось влечению к жизни, которое включало сексуальные инстинкты и инстинкты самосохранения. «Если мы примем как не допускающий исключения факт, — писал Фрейд, — что всё живущее вследствие внутренних причин умирает, возвращается к неорганическому, то мы можем сказать: целью всякой жизни является смерть, и обратно — неживое было раньше, чем живое… Некогда какими-то совершенно неизвестными силами пробуждены были в неодушевлённой материи свойства живого… Возникшее тогда в неживой перед тем материи напряжение стремилось уравновеситься: это было первое стремление возвратиться к неживому»

Развитие теории влечения к смерти

Вторая дуалистическая теория не была признана большинством психоаналитиков при жизни Фрейда и не получила достаточного развития в трудах теоретиков психоанализа после смерти Фрейда.

Среди учеников Фрейда только только Александер, Эйтингтон и Ференци приняли идею влечения к смерти (Александер позднее изменил свое мнение). В последствие к ним присоединились П.Федерн, М.Кляйн, К.Меннингер, Г.Нюнберг и некоторые другие.

Пауль Федерн популяризировал термин «Танатос» (сам термин впервые использовал В. Штекель) и разработал концепцию энергии влечения к смерти (мортидо).

Карл Меннингер в работе «Война с самим собой» (1938) рассмотрел различные формы саморазрушающего поведения, которые он разделил на собственно самоубийство, хроническое самоубийство (аскетизм, мученичество, неврастения, алкоголизм, антисоциальное поведение, психозы), локальное самоубийство (членовредительство, симуляция, полихирургия, преднамеренные несчастные случаи, импотенция и фригидность) и органическое самоубийство (соматические заболевания). В каждом из этих случаев Меннингер усматривал факт наличия влечения к смерти.

Мелани Кляйн использовала идею влечения к смерти исследуя психическую динамику детского возраста. Согласно Кляйн, чувство тревоги обусловлено возникновению опасности, которой подвергает организм влечение к смерти. Действие влечения к смерти М.Кляин обнаруживала также в разнообразных детских конфликтах.

Любопытно, что идея влечения к смерти была хорошо воспринята в начале века русскими психоаналитиками (Н.Осиповым, Виноградовым, Гольцем). Достаточно положительно отнеслись к идее влечения к смерти Л.С. Выготский и А.Р.

Лурия, которые написали предисловие к русскому переводу работы Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия».

Однако, гонения на психоанализ, начавшийся в СССР после 1928 года, надолго лишили перспективы серьезного развития психоаналитических идей.

Современные концепции влечения к смерти

Среди современных глубинно-психологических концепций, которые не только опираются на теорию влечения З.

Фрейда, но и предпринимают попытки существенного пересмотра и развития основных ее идей, можно назвать «сводную формально-логическую модель психоаналитической теории влечений Либидо и Лета» Корделии Шмидт-Хеллерау и «монистическую тифоаналитическую концепцию влечения к смерти» к.м.н. Ю.Р.Вагина.

Либидо и Лета К.Шмидт-Хеллерау. В работе «Влечение к жизни и влечение к смерти. Либидо и Лета» (1995) Шмидт-Хеллерау проводит фундаментальную ревизию фрейдовской метапсихологии и создает на ее основе современную модель психики. С точки зрения автора влечение — векторная величина, которая определяет направление влечения лишь в одну сторону.

От этого направления оно может отклоняться, но никогда не может быть устремлено обратно, что исключает фрейдовское понимание влечения к смерти как «стремления к восстановлению прежнего состояния». Кроме того, нельзя определить наличие у влечения цели, т.к. это означает присутствие у него некой «памяти».

Но «память» имеется лишь на уровне структур, которые не являются влечениями. По мнению Шмидт-Хеллерау влечение к смерти не тождественно деструктивному влечению, которое представляет собой комплекс, включающий влечения и вытеснения, элементы влечения, восприятия и двигательной разрядки.

Также она предлагает отказаться от понятия “агрессивное влечение”, рассматривая агрессию как аффективный акт или аффект, связанный с самосохранением или сексуальностью.

Шмидт-Хеллерау приходит к выводу об интровертивном характере влечения к смерти, подразумевающем бездействие.

Влечение к смерти исподволь способствует вытеснению активного влечения к жизни и тем самым вносит свою лепту в процесс поддержания организменного баланса.

Исходя из пассивного характера влечения к смерти, энергию этого влечения Шмидт-Хеллерау предлагает назвать Летой, подчеркивая в этом мифологическом образе присутствие забвения (вытеснения) и обращенность влечения во вовнутрь, в сторону бессознательного.

  • Монистическая теория влечений (тифоанализ) Ю. Вагина. Тифоаналитическая концепция была сформулирована Ю.Р.Вагиным в 2003г. С точки зрения Ю.Вагина убежденность в наличии влечения к жизни у биологического организма – фундаментальная ошибка современной биологии, психологии и психоанализа. Главной особенностью тифоанализа является отказ от классической дуалистической концепции влечений психоанализа и опора на оригинальную монистическую концепцию влечений. Согласно положениям тифоанализа живой организм не обладает влечением к жизни, тенденцией (влечением) к жизни обладает неорганическая материя, которая при определенных условиях порождает жизнь, как одну из форм своего существования, жизнь имеет внутреннюю тенденцию к возвращению в свое изначальное неорганическое состояние, которую Фрейд обозначил как влечение к смерти, все психические процессы и поведение в норме и патологии мотивированы первичным влечением к смерти. Тифоанализ предлагает естественнонаучную и материалистическую ориентацию исследования проблемы влечения к смерти и кроме психоаналитической методологии, опирается на данные исследований по биологии, физиологии, биотермодинамике. Ю.Вагиным предложен ряд новых концептуальных решений проблем страха, агрессии, инстинтка самосохранения.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/vlechenie-k-smerti

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Инстинкт смерти это

страница

Источник: https://impsi.ru/general-psychology/psihoanaliz-zigmunda-frejda/

По следам инстинкта смерти,Или как мы ищем нирвану

Инстинкт смерти это

Эта статья представляет собой раздумывание о проявлениях инстинкта смерти в жизни. За основу взята теоретическая точка зрения финского психоаналитика Э.Рехардта. Мы коснемся не столько громкого и очевидного проявления инстинкта смерти, агрессии, сколько его беззвучного, упорядочивающего проявления, цель которого сводится к одному – устранению нарушения покоя.

Немного истории вопроса

В 1920 г. прошлого столетия вышла работа З.Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия», в которой основатель психоанализа ввел понятие «инстинкта смерти» — влечения, свойственного всем нам.

До этого психоаналитики говорили о либидо, Эросе как влечении к жизни. Самым ярким проявлением этого влечения является сексуальность. Однако эта теория не объясняет такие феномены человеческой психики, как желание разрушать, удовольствие от причинения физической и моральной боли себе (мазохизм), анаклитическую депрессию, кататонию и др.

Тайна «инстинкта смерти»

Само понятие «инстинкт смерти» звучит, на мой взгляд, интригующе и загадочно, именно поэтому долгое время было очень много споров вокруг этого понятия. Многие психоаналитики так и не признали его.

Эта тема также обсуждалась на 5-й интеграционной школе психоанализа, организованной Европейским институтом психоанализа под эгидой Международной психоаналитической Ассоциации в Париже в 2019 г.

Многие доклады пестрили противоречивыми точками зрения на понятие «инстинкта смерти». Иначе говоря, у концепции было столько , что сложно было разобрать мелодию.

Возможно, поэтому я покинула школу с хаосом в мыслях и непониманием того, как может пригодиться это загадочное понятие в клинической практике психолога.

Однако через неделю-две мне посчастливилось, прогуливаясь по улочкам уже другого города, заглянуть в книжный магазин. Оттуда я вышла с книгой Э.Рехардта о ключевых проблемах психоанализа. Финская психоаналитическая школа, к которой относится автор, почти не представлена в Центральной Азии.

Страницы сборника статей постепенно стали приводить внутренний хаос мыслей в порядок. Позже я поняла, что желание, гнавшее меня к устранению хаоса мыслей, и было одним из проявленией влечения к смерти по Э.Рехардту.

Упорядочивание – это одно из проявлений инстинкта смерти или Танатоса

Э. Рехардт подчеркивает метафорический смысл этого понятия и в целом необходимость описания психического через сравнения. З.Фрейд нашел такие сравнения в биологии и применил их к описанию психических процессов.

Поэтому не стоит понимать «инстинкт смерти» буквально, как стремление умереть физически (хотя такие его проявления нам также известны, к примеру, суициды).

В большей степени речь идет о психической смерти, о влечении, противоположному Эросу, либидо, возбуждающему, соединяющему, созидающему.

Все различные виды упорядоченности, приносящей покой тому, кто упорядочивает, являются проявлениями Танатоса.
/ Э.Рехардт «Ключевые проблемы психоанализа. Избранные труды». Москва. — с.38

Неслышимый Танатос

Чаще всего в психоаналитической литературе инстинкт смерти связывают с агрессией, которая обычно очень заметна. Однако мы делаем большую ошибку, сосредотачиваясь лишь на том, что звучно, громко и очевидно. Так мы рискуем не принять во внимание то, что может проявляться как неслышимое.

Когда я слушаю музыку, я не слышу звуков квартиры, и все же я знаю, что они есть… Желтый цвет является одним из трех основных цветов и присутствует в каждой картине, даже если его невозможно увидеть, он, тем не менее, существует, смешиваясь с другими оттенками, усиливая или смягчая их.
/ М. Айзенштайн «Влечение к смерти в ежедневной клинической практике». Доклад на 5-й Ежегодной Интеграционной Школе ЕПИ

Задача инстинкта смерти – устранять хаос, непредсказуемость, источником которых является или внешний мир, или внутренний

Наши глубинные убеждения – это попытка упорядочить нечто неконтролируемое.

Источник не спокойствия изнутри – наши влечения, комплексы, страхи, о которых мы имеем очень мало представления. Об иллюзии того, что мы знаем себя, в психоанализе и аналитической психологии Юнга пишут уже давно, но мы по-прежнему верим, что наше сознательное Я – единственный хозяин психического дома.

Мы не можем предугадать, как поведем себя в той или иной ситуации, наша психика может выделывать такие «па», которые мы даже не предполагали сделать.

Наши сознательные планы часто рушатся, когда приходят чувства, влечения, особенно те, которые мы старались держать подальше от сознания.

В психоанализе эти процессы становятся доступнее и более контролируемыми, потому что есть возможность за ними наблюдать вместе со специалистом. Психоанализ – это всегда столкновение с неведомым, открытие того, что мы не знали о себе ранее.

Источник не спокойствия извне – это события, на которые мы не можем повлиять, мнение и поступки других людей. Что касается мира внешней реальности, то мы не знаем, что будет с нами сегодня к вечеру, завтра, кого мы встретим, кого потеряем… Наши убеждения помогают переносить непереносимое.

К примеру, убеждение о том, что за счастьем должно прийти несчастье, или постоянная готовность расстаться с кем-то, развестись создают канву спланированных событий, некую нить, за которую мы можем держаться, пока пересекаем жизнь, это разноцветное, разношёрстное путешествие, в котором может случиться все, что угодно.

Стремление не сближаться с людьми, никого не подпускать близко к своему телу, или, как чаще бывает, к душе/сердцу – все это также попытки оседлать отношения, непредсказуемость другого человека.

Агрессия как попытка достижения покоя

За таким стремлением к упорядоченности стоит Тантос, работа которого состоит в поиске успокоения, когда ничто не происходит. Я полагаю, что философия буддизма использует это влечение, стремящееся к покою, как способ справляться с этой жизнью.

Концепт инстинкта смерти, представленный Э.Рехардтом, открывает нам возможности по-другому размышлять об агрессии и насилии как о попытках обрести покой через уничтожение того, кто его нарушает.

Э. Рехардт ставит чрезвычайно важный не только психологический, но и социальный, политический вопрос, на который нам важно получать ответы «…что именно в данном объекте агрессии нарушает покой?».

Такая постановка проблемы предполагает, что агрессия не является самоцелью, но служит решению вопроса, часто служит неэффективно.

Поскольку агрессия – один из способов достичь успокоения, но не единственный.

Существует другой источник того, что помогает выдерживать хаотичное, несвязанное либидо – это способность размышлять, связывать свои мысли, поступки и чувства.

Когда мы можем найти для себя сначала вовне с помощью психоаналитика, затем внутри пространство для раздумывания о происходящем, то импульсивное действие, агрессия могут отступить на второй план и стать не оружием, но, если необходимо, конструктивными мерами изменения ситуации.

В этом смысле психоанализ – это тренинг по строительству площадки для думания. «Keep thinking”, говорят англичане…

Использованная литература

З.Фрейд «По ту сторону принципа удовольствия»

Э.Рехардт «Ключевые проблемы психоанализа. Избранные труды»

М. Айзенштайн «Влечение к смерти в ежедневной клинической практике». Доклад на 5-й Ежегодной Интеграционной Школе ЕПИ

Источник

Источник: https://myhalphand.ru/po-sledam-instinkta-smerti-ili-kak-my-ishhem-nirvanu/

ВашПсихолог
Добавить комментарий