К психическим состояниям относятся

Психологические свойства и состояния личности

К психическим состояниям относятся

Психика представляет собой многогранную конструкцию, определяющую личность человека.В ней различают несколько звеньев:

  • Психические процессы. Это динамические показатели, которые являются критериями понимания мира, помогают брать и анализировать информацию из всего, что окружает человека, формируют его эмоции в конкретном эпизоде жизни, его поведение, цели и мотивы, а также регулируют общение, в зависимости от ситуации, изменяя жестикуляцию и позу, громкость и тональность голоса, мимику. В процессе развития личности они постоянно варьируются.
  • Психические свойства. К свойствам относят:
  1. темперамент, который закладывается при рождении;
  2. характер, который при исследовании личности оказался также во многом зависящим от наследственного фактора и лишь на 10 % от внешнего;
  3. способности, которые как заложены природой, так и формируются при развитии личности.

Свойства являются понятием статическим, однако подвержены относительной вариации при воздействии продолжительного раздражающего фактора.

  • Психические состояния. Определяет какие именно процессы и свойства человека проявятся в данной ситуации и какие из них будут преобладать над другими.

В истории развития психики существовало несколько теорий, объясняющих это понятие. Панпсихизм утверждал, что психика – это явление присущее всему природному, то есть душа есть у всего.

Биопсихизм приписывал это понятие всем организмам: животным, растениям, людям. Нейропсихизм предполагал наличие психики лишь у тех, кто обладал нервной системой.

И наконец антропопсихизм приписывал данное понятие лишь человеческому виду.

Психологические состояния, как основные критерии исследования личности

Личность человека в конкретной ситуации отображается с помощью психологического состояние, которое формирует ее ответ на раздражитель.

То есть одни эмоции превалируют над другими, меняются жесты, изменяется поведение, иногда даже мотивация и другие процессы.

Состояние является относительно статическим показателем, однако при длительно действующих одинаковых раздражителях меняющееся во времени состояние превращается в практически не вариативное свойство.

В процессе исследования личности выявили такие компоненты психического состояния:

  • Физиология (показатели физического плана, например, пульс);
  • Моторные функции (мимика, речь и т.д.);
  • Эмоции (в зависимости от ситуации как положительные, так и отрицательные);
  • Когнитивные процессы (возможность адекватного мышления, продумывания своих дальнейших действия, анализа ситуации);
  • Поведение (какие-либо действия, обусловленные конкретной ситуации);
  • Коммуникативность (возможность контакта и адекватного общения с человеком).

Все психологические состояния подразделяются на две группы: ситуативные и устойчивые (личностные). Каждая из групп имеет свою классификацию.

Ситуативные состояния характеризуются неустойчивостью и ответом личности на определенную нетипичную ситуацию. Они могут быть:

  • общефункциональными;
  • психического напряжения;
  • конфликтными.

Устойчивые, то есть те, которые сохраняются на длительное время, делятся на:

  • оптимальные либо кризисные;
  • различные пограничные состояния (малоумие, психопатии);
  • нарушения сознания.

Следует отдельно остановиться на кризисных состояниях, которые могут проявляться в виде:

  • негативизма (преобладание отрицательных эмоций даже в оптимальных условиях);
  • оппозиции (агрессивность в отдельных схожих ситуациях или к отдельным, но схожим по какому-то критерию личностям);
  • аутизм (полная социальная отчужденность).

Ю. В. Щербатых является основоположником другой классификации психических состояний. Классификация оформляется в виде таблицы и благодаря ей можно рассчитать формулу определенного состояния, например, страха или восхищения. В таблице рассматриваются 7 критериев, каждый из которых подразделяется на переходные и крайние варианты психического состояния.

Критерии сформировавшейся личности

Прежде чем проводить исследования личности, следует определиться с критериями, которым должна соответствовать сформировавшаяся целостная личность. Общего подхода к данному понятию нет, однако принято наиболее достоверными считать критерии В. В. Петухова, который утверждает, что личность:

  • должна быть способной к творчеству;
  • может быть множественной при одновременной целостности;
  • постоянно развивается.

Л. И. Божович подошел к вопросу проще, выделив для личности всего два критерия: умение расставлять приоритеты, жертвуя своим «хочу» ради «надо», а также умение руководить своими действиями, ставя перед собой цели и преодолевая препятствия.

Психологические исследования личности

Все методы исследования делятся на 4 категории, объединенные каким-то общим подходом к изучению личности.

  • Наблюдение. Основные способы оценки личности заключаются в осмотре, опросе как самого человека, так и его окружения, чтении истории болезни, если таковая имеется, чтении дневников или автобиографий. Последние два источника, как показывает практика, являются очень ценной информацией.
  • Эксперимент. Включает в себя различные исследования с помощью аппаратуры. Также возможны моделирования каких-то экстренных или имеющих значение для конкретного человека ситуаций для оценки его психического состояния.
  • Опросники и другие подобные методики. Позволяют оценивать множество критериев: мотивацию, целенаправленность, самооценку, силу воли и т.д.
  • Проектирование. С помощью методик данной области определяется личность в целом, без выделения ее отдельных критериев.

Однако в практике активно используются все 4 метода, которые к тому же могут перемешиваться, дополняя друг друга, поэтому их разделение является условным.

Экспериментальный метод подвержен массовой критике из соображений гуманности, однако его результаты всегда оказываются наиболее достоверными и интересными для науки.

Например, Стенли Шахтер провел очень любопытный эксперимент, в ходе которого было выяснено, что в экстренной, угрожающей жизни ситуации человек предпочитает находиться не один, несмотря на понимание совместной гибели.

Дальнейшее проведение исследования показало, что человек предпочитает находиться рядом с тем, кто переживает те же страхи или эмоции, что и он. То есть в угрожающей ситуации человеку нужен не просто друг, а «страдающий» друг.

Основываясь на проведенных исследованиях личности можно достоверно определить все критерии и показатели психики человека, чтобы составить целостный личностный портрет.

Источник: https://brainapps.ru/blog/2015/11/psikhologicheskie-svoystva-i-sostoyani/

Ответы к тесту по психологии Предмет, основные категории и структура п

К психическим состояниям относятся

Поиск задачи:

1.    Предметом психологической науки является:а) человекб) душа человекав) сознание г) черты характера

+д) психика

2.    Факты, закономерности и механизмы психики являются предметом изучения в а) когнитивной психологииб) гештальтпсихологиив) бихевиоризме

+г) отечественной психологии

3.    Предметом педагогики как науки является… +1) целенаправленно организуемый педагогический процесс2) развитие личности3) профессиональная педагогическая деятельность

4) образовательные системы

4.    Предметом педагогической науки является:1) закономерности развития ребенка и пути его воспитания2) процесс воздействия воспитателя на воспитанника с целью формирования его мировоззрения3) воспитание человека

+4) образования как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

5.    В буквальном смысле термин «педагогика» переводится:1) воспитание+2) детовождение3) сопровождение

4) обучение

6.    В буквальном смысле термин «психология» переводится:1) наука о психике+2) знание о душе3) душа

4) внутренний мир

7.    Дополните предложение:
Объектом психологии и  педагогики как наук является человек.

8.    Дополните предложение:
Предметом педагогики как науки является образование.

9.    Дополните предложение:
Предметом психологии как науки является психика.

10.    Дополните предложение:
Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики.

1.    Самым широким понятием в психологии являетсяа) сознание, +б) психикав) бессознательное

г) самосознание

2.    Свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном субъективном отражении мира, называется:а) душа+б) психикав) сознание

г) внутренний мир

3.    Дополните предложение:
Свойство, высокоорганизованной живой материи заключающееся в активном субъективном отражении человеком объективного мира, называется _____________.

4.    Свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном субъективном ____________ мира – это психика.а) анализеб) отражениив) восприятии

г) воззрении

5.    Наиболее существенные и устойчивые психические особенности человека называются:а) психическими образованиямиб) психическими процессами+в) психическими свойствами

г) психическими состояниями

6.    Определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени называется:а) эмоциональными процессамиб) психическими процессамив) психическими свойствамиг) психическими состояниями

д) жизненным опытом

7.    Психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений называются:а) психическими процессамиб) психическими свойствамив) психическими состояниями

+г) психическими образованиями

8.    Психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности (имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец), называются:+а) психическими процессамиб) психическими свойствамив) психическими состояниями

г) психическими образованиями

9.    К психическим процессам относятся: 1) темперамент, характер, способности, направленность2) усталость, сосредоточенность, бодрость, мобилизованность+3) ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, эмоции, воля

4) знания, умения, навыки

10.    К психическим свойствам относятся: +1) темперамент, характер, способности, направленность2) усталость, сосредоточенность, бодрость, мобилизованность3) ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, эмоции, воля

4) знания, умения, навыки

11.    К психическим состояниям относятся: 1) темперамент, характер, способности, направленность+2) усталость, сосредоточенность, бодрость, мобилизованность3) ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, эмоции, воля

4) знания, умения, навыки

12.    К психическим образованиям относятся: 1) темперамент, характер, способности, направленность2) усталость, сосредоточенность, бодрость, мобилизованность3) ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, эмоции, воля

+4) знания, умения, навыки

1.    Основной задачей психологической науки является:+а) изучение законов психической деятельностиб) разработка проблем истории психологиив) коррекция социальных норм поведения

г) совершенствование методов исследования

(выбрать несколько вариантов ответа)2.

    В задачи психологии как науки входят: а) изучение воспитания как фактора духовного развития людей б) оказание психологической помощи+в) изучение закономерностей развития психики и её особенностей в различные возрастные периодыг) получение знания об индивидуальности конкретного человека+д) выработка рекомендаций людям по повышению их стрессоустойчивости и психологической надёжностие) исследование человеческой природы+ж) изучение психологических особенностей различных видов человеческой деятельности

+з) изучение зависимости человеческого поведения от биологических, психологических и социальных факторов.

1.    Психология как особая научная дисциплина зародилась в рамках:а) естественных наукб) педагогикив) социологии

+г) философии

2.    Психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научного знания+1) в XIX в.2) в XX в3) в XVIII в.

4) в XVI в.

3.    Установите соответствие между этапами становления и развития психологии как самостоятельной науки:1. IV-V вв. до н.э. – 60-е гг. XIX в. Г2. середина XVII в. – середина XIX в. А3. 60-е гг. XIX – 10-е гг. XX в. Б4. 10–30-е гг. XX в. ВА) формирование психологического знания в рамках других научных дисциплин Б) формирование первых парадигм В) кризис психологии 

Г) учение о душе

4.    Установите соответствие между этапами исторического развития представлений о психологической науке:1. IV в. до н.э. –XVI в н.э. Б2. середина XVII в. – конец XIX в. А3. 10–30-е гг. XX в. Г4. c середины XX в. ВА) развитие психологии как науки о сознании Б) развитие психологии как науки о душе В) развитие психологической науки в рамках различных научных направлений

Г) кризис психологии 

5.    Основы рефлекторной теории психики заложили работы… +1) Р.Декарта, И.М. Сеченова2) Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна3) Аристотеля, Гиппократа, Платона

4) З.Фрейда, А. Маслоу¸ К. Юнга

6.    Одним из принципов отечественной психологии является принцип1) учёта возрастных особенностей человека2) единства мышления и интуиции+3) единства сознания и деятельности

4) научения

7.    Психологическое направление, которое считает, что предмет психологии – это поведение как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды: 1) психоанализ2) гуманистическая психология3) психология сознания 

+4) бихевиоризм

8.    Психологическая система анализа душевной жизни, предложенная З.Фрейдом1) гуманистическая психология+2) глубинная психология (психоанализ)3) ассоциативная психология

4) когнитивная психология

9.    Отечественный психолог Л.С. Выготский является автором:1) стратометрической концепции+2) культурно-исторической концепции психического развития3) деятельностной концепции

4) концепции поэтапного формирования умственных действий

10.    Психологией деятельности активно занимался1) Э. Кречмер2) З. Фрейд3) В.М. Бехтерев

+4) А.Н. Леонтьев

11.    Одним из основателей советской психологии является1) Р.С. Немов+2) Л.С. Выготский 3) А.В. Петровский

4) И.М. Сеченов

12.    В. Вунд является первым кто создал 1) психокоррекционный центр2) концепцию бессознательного+3) психологическую лабораторию 

4) теорию рефлекса

13.    Основоположником направления психологии, считающего источником активности личности неосознаваемые влечения и инстинкты, является:1) З. Фрейд2) К. Левин3) Дж. Уотсон

4) И.М. Сеченов

14.    Направление в психологии, отрицающее сознание и сводящее психику к различным формам поведения называется1) психоанализ2) гештальт-психология 3) структурализм

+4) бихевиоризм

15.    То содержание психики, которое ни при каких условиях не может выйти в сферу сознания, З.Фрейд назвал 1) вытесненным +2) бессознательным 3) сопротивляющимся 

4) предсознанием 

16.    Предметом изучения бихевиористов является:а) бессознательноеб) полноценная личность+в) поведение

г) познавательные процессы

17.    Дополните предложение: 
Предметом изучения бихевиористов является (поведение)

18.    Согласно теории бихевиористов, основной движущей силой развития и формирования психики человека является:а) стремление к самоактуализацииб) образование и разрушение «гештальтов»в) удовлетворение бессознательных мотивовг) развитие познавательных процессов

+д) внешние (средовые) стимулы, которые вызывают соответствующие поведенческие реакции (S→R) 

19.    Психологическое направление, исследовавшее психические функции человека как целостные структуры:а) психоанализб) когнитивная психологияв) гуманистическая психология

+г) гельштатпсихология

20.    Предметом изучения гельштатпсихологии является:1) бессознательное2) поведение3) познавательные процессы

4) целостные структуры психики

21.    Под понятием «гельштат» в психологии понимается+1) целостные образы психики2) структура сознания3) отдельные элементы сознания

4) целостная личность

22.    Дополните предложение
Целостный образ, свойства которого не являются суммой свойств его частей, называется (гештальт).

23.    Психологическое направление, придающее решающее значение в психическом развитии бессознательным инстинктам:+а) психоанализб) когнитивная психологияв) гуманистическая психология

г) гельштатпсихология

24.    Направление в психологии, считающее, что поведение человека определяется не только и не сколько сознанием, а скорее бессознательным:+а) психоанализб) когнитивная психологияв) гуманистическая психология

г) гельштатпсихология

25.    Предметом изучения сторонников психоаналитического подхода является:+а) бессознательноеб) полноценная личностьв) поведение

г) познавательные процессы

26.    Согласно концепции К.Юнга врожденным, наследственным приобретением личности является:+а) коллективное бессознательноеб) индивидуальное бессознательноев) душа человека

г) бессознательные примитивные инстинкты

27.    Согласно теории психоаналитического подхода (психоанализа) основной движущей силой развития и формирования психики человека является:а) стремление к самоактуализацииб) образование и разрушение «гештальтов»+в) удовлетворение бессознательных мотивов

г) внешние (средовые) стимулы, которые вызывают соответствующие поведенческие реакции (S→R) 

28.    Психологическое направление считающее, что в основе изучения психики должны рассматриваться люди – здоровые, изначально добрые, в крайнем случае нейтральные, которые стремятся самореализоваться:а) психоанализб) когнитивная психология+в) гуманистическая психология

г) гельштатпсихология

29.    Предметом изучения для сторонников гуманистического подхода в психологии является:а) бессознательное+б) полноценная личностьв) поведение

г) познавательные процессы

30.    Предметом изучения гуманистической психологии является:а) гуманистическая направленность личности+б) самоактуализация личностив) полноценная личность, стремящаяся к самоактуализации

г) иерархия потребностей личности

31.    Согласно теории гуманистической психологии основной движущей силой развития и формирования психики человека является:+а) стремление к самоактуализацииб) образование и разрушение «гештальтов»в) удовлетворение бессознательных мотивов

г) развитие познавательных процессов

32.    Психологическое направление, рассматривающее психику как систему, предназначенную для переработки информации+а) когнитивная психологияб) гуманистическая психологияв) гельштатпсихология

г) бихевиоризм

33.    Предмет изучения для сторонников когнитивной психологии – это:а) полноценная личностьб) поведение+в) познавательные процессы

г) целостные структуры психики

34.    Согласно теории когнитивного подхода в психологии основной движущей силой развития и формирования психики человека является:а) стремление к самоактуализацииб) образование и разрушение «гештальтов»в) удовлетворение бессознательных мотивов

+г) развитие познавательных процессов

35.    Установите соответствие:Направление психологии:    Предмет изучение::1) Бихевиоризм Г    А) познавательные процессы2) Гельштатпсихология В    Б) бессознательное3) Психоанализ Б    В) целостные структуры психики4) Гуманистическая психология Д    Г) поведение

5) Когнитивная психология А    Д) полноценная личность

36.    Установите соответствиеНаправление психологии:    Основатель:1) Психоанализ Д    А) М. Вертгеймер2) Гельштатпсихология А    Б) А. Маслоу3) Когнитивная психология Г    В) Д. Уотсон4) Бихевиоризм В    Г) У. Найссер5) Гуманистическая психология Б    Д) З. Фрейд

Категория: Психология | Добавил: 1 | : 0.0/0

Всего комментариев: 0

Источник: https://xn----8sbhepth3ca.xn--p1ai/publ/poleznye_materialy/psikhologija/otvety_k_testu_po_psikhologii_predmet_osnovnye_kategorii_i_struktura_psikhologii_i_pedagogiki/22-1-0-13787

Психологическое состояние человека или личности: это что такое и его виды

К психическим состояниям относятся

Психика человека — динамична, подвижна. Психологическое состояние не является стабильным. Оно постоянно меняется под воздействием разных факторов.

Для каждого состояния характерно проявление определенных эмоций, настроения.

Чтобы понять, как человек поведет себя в конкретной ситуации, нужно разбираться в изменчивости психики, знать какие факторы могут влиять на настроение и поступки индивида.

Понятие и структура

Психическое состояние — устойчивая характеристика в определенный промежуток времени, которая влияет на активность человека.

Он может бодрствовать, спать, чувствовать усталость, апатию, эйфорию, депрессию.

Психические состояния в психологии делятся на отдельные группы зависимо от различных факторов.

Для каждого из них характерны определенные характеристики, физические проявления, эмоции, чувства.

Классификация

За все время изучения возможных психологических состояний человека ученые создали множество классификаций. Зависимо от источника формирования:

  • резкие эмоциональные реакции — личностно-обусловленные;
  • проявления эмоций, обусловленные ситуацией.

Зависимо от эмоциональной окраски:

  • нейтральные;
  • отрицательные;
  • положительные.

Зависимо от степени внешней выраженности:

  • сильные, глубокие;
  • слабо выраженные, поверхностные.

Зависимо от степени осознанности:

  • сознательные — возникают в тех ситуациях, когда человек прикладывает усилия для достижения поставленной цели;
  • неосознанные — появляются, когда человек спит.

Зависимо от уровня проявления:

  • психофизиологические;
  • психологические;
  • физиологические.

Зависимо от длительности:

  1. Продолжительные. К ним относятся нервные срывы, депрессии, апатии.
  2. Средней продолжительности. Обуславливаются страхами.
  3. Кратковременные. Например, ярость, гнев, смех.

Типичные виды:

  1. Профессиональная заинтересованность. Это состояние необходимо для продуктивной работы. Характерные проявления — концентрация внимания на выбранном деле, производственном процессе, стремление развивать уже существующие навыки, набираться опыта.
  2. Напряженный труд. Возникает, если человек долго работал в экстремальных условиях. Наблюдается активная работа нервной системы, повышение психологического напряжения.
  3. Оптимальное рабочее состояние. Помогает достигать результата в течение длительного времени. Высокая концентрация внимания обуславливается наличием сознательной цели деятельности, активизацией мышления, обострением памяти.
  4. Стресс. Повышенное напряжение, которое возникает из-за невозможности приспособиться к сложившейся ситуации. Длится от одного дня до нескольких месяцев. Затяжные стрессы часто приводят к развитию психологических нарушений.
  5. Релаксация. Человек восстанавливает силы, которые были затрачены. Произвольной релаксации можно добиться при постоянных психологических тренировках, познании йоги, чтении молитв. Непроизвольная релаксация наступает после длительного труда.
  6. Утомление. Снижение работоспособности, которое может быть длительным или кратковременным. Возникает из-за долгой физической или моральной нагрузки. Временно нарушается концентрация внимания, память. Обуславливается истощением ресурсов организма.
  7. Монотония. Возникает при одинаковых нагрузках. Сопровождается равнодушием, скукой, быстрым снижением концентрации внимания.

К состояниям, которые имеют физиологическую основу, относится бодрствование, сон.

Также внимание нужно уделить реактивным состояниям. Они представляют собой острые аффективные реакции или шоковые расстройства, которые наблюдаются при психических травмах.

Уровни

Существует несколько уровней проявления психических состояний. Каждый из них обладает соответствующими параметрами, формами проявления. Уровни:

  1. Физиологический. Параметры проявления — сердечно-сосудистые, гормональные. Происходят изменения выброса адреналина, половых гормонов, тироксина. Изменяется пульс, артериальное давление.
  2. Эмоциональный. Параметры проявления — модальность, длительность, интенсивность. Изменяются эмоциональные переживания. Они могут быть положительными или отрицательными. Происходит резкое изменение эмоций.
  3. Моторный. Параметры проявления — ые характеристики, жесты, мимика, мышечный тонус. Изменяется тембр, громкость, голоса, темп речи, мимика, пантомимика, глубина дыхания, напряжение мышц. Может появиться тремор.
  4. Поведенческий. Параметры проявления — трудовые операции, связанные с личной потребностью. Изменяется адекватность действий, может появляться гиперреактивность или апатия. Снижается точность выполнения операций.
  5. Когнитивный. Параметры проявления — степень выраженности когнитивных процессов. Изменяется осознанность, логичность мышления. Человек не может управлять собой.
  6. Социальный. Параметры проявления — социально-адаптационные, коммуникативные. Изменяется способность ставить перед собой цели, достигать их. Меняется характер общения с людьми.

Факторы воздействия

На психологическое состояние человека влияют:

  • настроение, эмоции;
  • привычки, действия;
  • социальный статус;
  • окружение, общение с другими людьми;
  • время суток и года;
  • наличие психических отклонений, заболеваний;
  • генетические особенности.

Огромное влияние на психику оказывает физическое состояние. Объективную оценку можно дать учитывая все воздействующие факторы одновременно.

Диагностика и оценка

Для диагностики исследователи задействуют:

  1. Наблюдение. Может производиться без предупреждения человека или в специально созданных условиях. Для наблюдения может применяться диктофон, видеокамера, фотоаппарат.
  2. Эксперименты. Могут проводиться в специально созданных условиях или естественной среде. При первом варианте может задействоваться оборудование для наблюдения за физическим состоянием, его изменениями под воздействием раздражителей.
  3. Самоотчет, самонаблюдение. Пациент самостоятельно делает записи об изменения настроения на протяжении определенного периода. Наблюдение можно доверить близким родственникам.
  4. Беседу, тестовый опрос, интервью. Вопросы могут подготавливаться заранее или быть спонтанными зависимо от настроения, физического самочувствия пациента.

Проблематика

Возможные проблемы:

  • стресс, депрессия, апатия;
  • нервный срыв;
  • замкнутость, наличие внутренних страхов;
  • психическое отклонение;
  • нервозность, тремор, повышенная возбудимость.

Психологические проблемы может устранить опытный психолог. Затяжные стрессы, депрессии, нервные срывы без своевременной помощи могут привести к непоправимым психическим отклонениям.

Методы решения проблем

Если после проведения диагностических процедур психолог сможет выявить психологические нарушения и назначить лечение. Виды терапевтических методик:

  • прямой регуляции;
  • опосредованного влияния;
  • самоуправления.

К методам прямой регуляции относятся:

  1. Прием медицинских препаратов. Назначать их может только врач, заниматься самолечением запрещено. Психотропные препараты применяются для коррекции эмоционального состояния. Подобные медикаменты быстро вызывают привыкание, нарушают адекватные эмоциональные реакции. Если длительное время без перерыва принимать психотропные препараты, может измениться структура личности.
  2. Чтение литературы. Когда человек читает художественную литературу, он постепенно погружается в другой мир, наполняется переживаниями, чувствами главных героев. При этом он забывает о собственных проблемах, плохом настроении, тревожащих моментах.
  3. Прослушивание музыки. Информацией музыка не загружает, но оказывает влияние на эмоциональную сферу.

Методики опосредованного влияния:

  1. Ролевые, деловые игры. С их помощью можно сформировать черты характера, изменить структуру личности. Играть нужно в компании. Участники должны представить себя теми, кем бы им хотелось быть. Игру нужно растянуть на несколько дней. Каждый день нужно продлевать продолжительность игры, чтобы человек больше времени пребывал в роли.
  2. Трудотерапия. С помощью труда можно забыть про переживания, негативные мысли. Главное, чтобы работа не вызывала скуку.

Методы самоуправления:

  1. Полная рационализация негативных событий. Для этого нужно детально разобрать ситуацию, которая вызывает переживания, злость, страх. Многократное переосмысление поможет справиться с психологическим напряжением.
  2. Чувство юмора. Это мощнейшее средство для поддержания психики в стабильном состоянии. Если научиться видеть смешное в серьезных ситуациях, можно быстро преодолевать страхи, спорные моменты.
  3. Мысленное усиление негативного события. Когда индивид думает о том, что может произойти плохое негативно, старается усилить это чувство, постепенно негативные эмоции пропадают, а ситуация становится обыденной.
  4. Объективация стрессов. Человек должен отличать бытовые неудачи от глобальных катастроф, которые приводят к серьезным негативным последствиям, после которых жизнь изменяется безвозвратно.
  5. Переоценка результата, которого не получилось достичь. Индивид должен постараться снизить ценность цели. Чем меньше будет казаться потеря, тем проще будет побороть негативные переживания.

Нельзя забывать про естественные психологические механизмы защиты. Они оберегают психику от переживаний, стрессов, депрессий, нервных срывов.

Психологическое состояние не может быть стабильным постоянно. Оно изменяется под воздействием разных факторов, часть из которых он может контролировать, но большинство происходят бесконтрольно. Решением психологических проблем занимаются психологи.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/sostoyanie.html

Предмет общей психологии. Психические явления. Психические процессы, психические свойства, психические состояния

К психическим состояниям относятся

Общая психология — это область психологической науки, изучающая общие закономерности психики и поведения человека, разрабатывающая основные понятия и представляющая главные законы, на основе которых формируется, развивается и функционирует психика человека.

статьи:

  • Психические процессы
  • Психические свойства
  • Психические состояния

Этот раздел изучается с 1 курса психологического факультета, так как знания, полученные по данному предмету, являются основой для изучения дальнейшего материала по всем разделам психологии. Результаты исследований в области общей психологии также являются базой для развития всех отраслей и разделов психологической науки.

Общая психология изучает познавательные процессы, закономерности и свойства психики, проявления различных психических явлений, разнообразные теории и концепции выдающихся психологов, формирует понятия и термины.

Предметом общей психологии являются психические явления, т.е. психические процессы, психические свойства, психические состояния.

Психические явления – это общепсихологическая категория, которая включает в себя разнообразные проявления психики, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Психические процессы

Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.

Особенность психических процессов состоит в том, что они наиболее кратковременные, быстропротекающие, т.е. являются актуальным откликом на происходящее.

Например, пока на организм действует какой-либо раздражитель (допустим, человек слышит музыку), соответствующие анализаторы воспринимают информацию и передают ее в мозг.

Если раздражитель прекратит свое воздействие (музыку выключат), то и ощущения прекратятся, ведь воспринимать будет нечего.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. На их основе формируются определенные состояния, знания, умения, навыки.

Виды психических процессов:

  • Познавательные психические процессы:

— ощущение;

— восприятие;

— память;

— внимание;

— мышление;

— воображение;

— речь.

2) Эмоционально-волевые психические процессы:

— эмоции;

— воля.

Стоит отметить, что выделение конкретных психических процессов весьма условно. Большинство психологов считает, что эти процессы тесно взаимосвязаны, и даже сливаются в один единый целостный процесс – психику.

Психические свойства

Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Это психические явления, которые реализуются в определенном социуме.

К психическим свойствам относятся:

  1. Темперамент;
  2. Характер;
  3. Способности;
  4. Направленность.

Говоря о психических свойствах личности, мы говорим о существенных, более или менее устойчивых, постоянных ее особенностях. Это те особенности, которые отличают каждого человека. Их совокупность определяет индивидуальность человека, ведь нельзя встретить 2 людей с совершенно одинаковыми психическими свойствами.

Не стоит путать какие-то единичные случаи проявления каких-либо черт с психическими свойствами. Ведь каждому из нас случалось что-то забыть, но не для всех «забывчивость» является характерной чертой.

Всякий находился когда-нибудь в раздраженном состоянии, но «раздражительность» характерна лишь для некоторых.

Таким образом, психическим свойством может быть лишь устойчивая и постоянная особенность человека, которая вырабатывается и формируется в ходе жизни.

Психические состояния

Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качество функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени.

Классификация психических состояний

— желания;

— интересы;

— влечения и др.

2) Эмоциональные состояния:

— настроение;

— депрессия;

— эйфория;

— стресс и др.

3) Волевые состояния:

— решительность;

— инициативность и др.

4) Состояния разных уровней организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности):

— сон;

— дремота;

— гипноз и др.

Психические состояния являются относительно устойчивой совокупностью всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Они характеризуют состояние психики в целом. Психические состояния, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью.

Так, состояние депрессии обычно может длиться годами (продолжительное состояние), а гнев обычно проходит быстро (кратковременное состояние); бывают слабо выраженные состояния (легкая тоска), а бывают сильные, глубокие состояния (страстная любовь); психическое состояние сна направлено на расслабление организма и восстановления сил, а психическое состояние решительности направлено на достижение поставленной цели.

Разнообразные виды психологических состояний тесно связаны друг с другом, что порой очень сложно разъединить некоторые состояния. Например, состояние напряженности очень часто тесно связано с состояниями утомления, монотонности труда, агрессии и др. А состояние расслабленности связано с состояниями удовольствия, сна, усталости и т.д.

Психические состояния оказывают влияние на то, как протекают психические процессы, и регулярно повторяясь, могут стать частью личности, т.е. ее психическим свойством. Также они могут способствовать или тормозить деятельность.

Источник: https://impsi.ru/general-psychology/predmet-obshhej-psihologii-psihicheskie-yavleniya-protsessy-svojstva-sostoyaniya/

Психические процессы: виды и краткая характеристика

К психическим состояниям относятся

Психические процессы – это условное разделение психики на составные элементы, которые позволяют познавать внешний и внутренний мир. Это настолько сложный феномен и о нем так мало известно, что существует достаточно много определений и трактовок этого явления.

Развитие психических процессов происходит в конкретных условиях взаимодействия с окружающим миром: особенные свойства нашей планеты, переход от зимы к лету, изменение силы тяжести и многое другое – выдвигают человеку определенные требования. Поэтому психика выступает в качестве регулятора поведения организма.

Функции психических процессов целиком и полностью зависят от вида. Все психические процессы можно разделить на три вида:

Познавательные:

  • восприятие;
  • память;
  • мышление;
  • ощущение;
  • воображение;
  • представление;
  • речь;
  • внимание.

Эмоциональные:

  • чувства;
  • эмоции;
  • стресс;
  • аффекты.

Волевые:

  • воля;
  • постановка цели;
  • принятие решения.

Также существует неотделимая взаимосвязь психических процессов, которая выражается, например, в том, что память невозможна без внимания, восприятие невозможно без памяти и так далее.

Поэтому если вы хотите улучшать деятельность своих психических процессов, достаточно будет заниматься развитием нескольких из них. К примеру, памяти, воображения, эмоций и воли. Впрочем, ваш список может принципиально отличаться.

Во всяком случае вас не должно удивлять, что, развивая свое внимание, тут же «подтягиваются» и все остальные процессы.

Методы изучения

В области психиатрии и когнитивистики для изучения процессов памяти, восприятия, мышления, внимания и других функций используются следующие методы:

  • Опознание фигур на ощупь и манипуляция с ними тактильно (доска Сегена).
  • Зрительное опознавание реальных, зашумленных, контурных и расфокусированных изображений (проба Поппельрейтера).
  • Восприятие объектов, требующих зрительно-пространственной переработки (контурная географическая карта, схематические часы).
  • Узнавание знакомых портретов известных лиц.
  • Восприятие на слух и оценка ритмических структур.
  • Выявление нарушений памяти (методика «Пиктограмма»).

Следует сказать, что выявить нарушение психического процесса можно лишь с помощью нескольких методик, то есть диагностировать проблемы нужно в комплексе.

Наибольшее количество методик исследуют мышление. Самая известная – «Классификация предметов», где представляется возможность изучить различные аспекты мыслительного процесса. Также известны: понимание переносного смысла метафор и пословиц, решение арифметических задач разной степени сложности, сравнение и определение понятий.

Теперь поговорим отдельно о протекании психических процессов и состояний, их характеристике, свойствах и функциях.

Психические познавательные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

1

Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Оно протекает в тесной взаимосвязи с другими психическими процессами: в первую очередь с ощущениями, которые при помощи сенсоров собирают информацию из внешнего мира, во вторую – с памятью, волей и вниманием.

Восприятие – это интерпретация того, что собрали наши сенсоры.

К свойствам восприятия относятся:

  • Структурность: предмет воспринимается сознанием в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
  • Предметность: объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
  • Константность: постоянство восприятия одного и того же объекта.
  • Апперцептивность: на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
  • Избирательность: преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими (восприятие здесь тесно работает с вниманием).

2

Память – это комплекс познавательных способностей по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Память тесно связана с мышлением, восприятием и ощущениями.

функция памяти состоит в том, чтобы хранить информацию, которую затем человек может использовать для тех или иных целей. Без нее у нас бы не существовало личности.

К свойствам памяти относятся: объем, точность, скорость процессов запоминания и забывания.

Существуют различные типологии памяти:

  • По содержанию: пространственная, социальная, эмоциональная, эйдетическая, сенсорная, словесно-логическая, образная.
  • По сенсорной модальности: моторная, зрительная, вкусовая, слуховая, обонятельная, эйдетическая, болевая.
  • По времени хранения: долговременная, кратковременная, ультракратковременная.
  • По организации запоминания: декларативная и процедурная.
  • По наличию цели: произвольная и непроизвольная.

3

Мышление – это процесс моделирования закономерностей окружающего мира, высший этап обработки информации человеком. Можно сказать, что это окончательный психический процесс, который руководит личностью.

При помощи мышления человек может полностью менять свое восприятие, воображение, внимание, волю и даже ощущения. Высшая степень человеческого познания.

Основные характеристики мышления:

  1. Опосредованное познание объективной реальности: даже на основе непрямой информации мы можем судить о свойствах предметов и явлений.
  2. Обобщение отражения действительности: переход от отдельных предметов к общему.

4

Ощущение – это психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, субъектов внешних или внутренних стимулов при участии нервной системы.

Канонически, существует пять видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение, слух.

Свойства ощущений:

  • Интенсивность: количественная характеристика ощущений.
  • Модальность: качественная характеристика ощущений.
  • Длительность: временная характеристика ощущений.
  • Локализация: пространственная характеристика ощущений, информация о месте нахождения раздражителя в пространстве.

5

Воображение – умение человека создавать в сознании образы, идеи и представления, а также манипулировать ними. Функции воображения состоят в том, чтобы представить в голове образец будущего результата деятельности в планировании, поиске стратегии для решения задач.

Свойства воображения:

  • Мечта: эмоциональный образ желаемого будущего, который характеризуется слабым знанием того, как его воплотить в реальность.
  • Творчество: создание новых духовных и материальных ценностей.
  • Агглютинация: создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов.
  • Галлюцинация: нереальные образы, которые возникают у человека во время болезни.
  • Акцентирование: создание новых образов путем выделения и подчеркивания тех или иных черт.

6

Представление – это образ явления или предмета, которые здесь и сейчас человек не воспринимает. Отличается от воображения тем, что человек пытается просто вспомнить образ, а не придумать нечто новое.

Функции представления зависят от рода деятельности человека: художникам требуется вспомнить нужный образ, музыкантам – нужную мелодию или звук. Воображение помогает решать сложные и образные задачи, в том числе творческие.

Свойства представления:

  • Фрагментарность. Чем более привлекателен объект был для человека, тем с большим количеством деталей он может его представить.
  • Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме.
  • Обобщенность. Образ объекта обладает определенной информационной емкостью.
  • Неустойчивость. Образ можно удерживать лишь в течение некоторого количества времени.

7

Речь – форма общения людей посредством языковых конструкций. Неотъемлемо связана с мышлением и представлением.

Она помогает доносить нам важную информацию, а также передавать общественно-исторический опыт.

Свойства речи:

  • Понятность. Синтаксически правильное построение предложений, умение правильно поставить паузу или логическое ударение на нужное слово.
  • Содержательность. Процентное соотношение выраженных ценных слов по отношению к тем, что не представляют ценности (так называемая «вода»).
  • Действенность. Влияние речи на мысли, волю и чувства других людей.
  • Выразительность. Эмоциональная насыщенность, богатство и разнообразие языковых средств.

8

Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Очень тесно связана с памятью (некоторые когнитивисты считают, что это и вовсе одно и то же), а также волей.

При помощи воли человек может изменить свое отношение к предмету и обратить на него сознательное внимание, то есть выделить его из остальных. Внимание помогает человеку успешно ориентироваться в окружающем мире.

Под свойствами внимания следует иметь в виду: объем, направленность, сосредоточенность, распределенность, интенсивность, переключаемость и устойчивость.

Психические эмоциональные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

1

Чувство – это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к абстрактным или реальным объектам. Чувства проявляются у людей по-разному, потому что на них влияет собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств. Необходимы для общения, дружбы и понимания других людей.

Свойства чувств:

  • отражение различных аспектов, особенностей значения вызывающих их объектов.
  • Стеничность: стенические чувства мобилизуют силы человека, побуждают его к активной деятельности (ненависть, любовь). Астенические парализуют и расслабляют (презрение и страх).
  • Интенсивность: сила чувств.
  • Валентность: приятные, неприятные и амбивалентные чувства.

2

Эмоции отражают субъективное оценочное отношение к предметам, явлениям, ситуациям и людям. При помощи воли человек может вызвать любую эмоцию, которую сочтет нужной.

Свойства эмоций полностью совпадают со свойствами чувств.

3

Стресс – это совокупность адаптационных реакций психики на стрессоры.

Существует положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс) стресс. Разница в интенсивности: чем больше его в психике, тем хуже.

4

Аффекты – это эмоциональные процессы взрывного характера. Во многих случаях считаются негативным проявлением психики, но в угрожающей ситуации могут спасти жизнь.

Психические волевые процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

1

Постановка цели – процесс выбора одной или нескольких целей. Тесно связана с усилием воли и эмоциями.

2

Воля – умение человека принимать решение на основе мыслительного процесса и направлять свои действия и мысли в соответствии с принятым решением.

Как следует из определения, воля тесно связана с мышлением и принятием решений. Но, помимо этого, без нее невозможно осознанное внимание и развитая память.

3

Принятие решений – это психический процесс, который характеризуется применением силы воли для постановки цели и твердого намерения ее достичь.

Развитие психических процессов

Когда говорят о развитии психических процессов у детей, в первую очередь выделяют возрастную группу.

С 2 до 6 лет у ребенка происходит формирование психических процессов. На это могут повлиять родители, если будут их тренировать. Вот упражнения, которые можно давать своим детям:

  • Поставьте на стол несколько игрушек. Ребенок должен запомнить их расположение и наличие. Потом он закрывает глаза, а вы убираете или перемещаете одну из них. Он должен сказать, что изменилось.
  • Когда ребенок освоил это упражнение, усложните его. Уберите 2 или 3 игрушки.
  • Для развития мышления подойдет следующая игра: положите перед ребенком четыре картинки, где три из них относятся к определенной теме. Ребенок должен угадать, какая лишняя.
  • Во время похода в магазин дайте ребенку перечень продуктов (для начала 3-4) для запоминания. В магазине он должен их вспомнить (тренируется долговременная память).

Если вашему ребенку 7-8 лет, он должен уметь:

  • Находить 10 отличий между предметами.
  • Выполнять задание, не отвлекаясь около 15-20 минут.
  • Копировать в точности движение или узор.
  • Самостоятельно выполнять задания по предложенному образцу.
  • Уметь находить одинаковые предметы.
  • Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
  • Выстраивать логический ряд из определенной группы предметов.
  • Повторять дословно предложения, состоящие из 7-8 слов.

Психические процессы взрослого человека формируются в 16 лет. Но это не значит, что их нельзя тренировать и улучшать. По сути, мышление можно и даже нужно развивать всю жизнь. Поэтому в заключение статьи предлагаем вам пройти на выбор один из наших курсов (или все):

Также обязательно потренируйтесь, решая задачи из нашей рубрики «Игры, задачи и развлечения».

Желаем вам удачи!

Источник: https://4brain.ru/blog/mental-processes/

ВашПсихолог
Добавить комментарий