Какие бывают кризисы

9 основных кризисов в жизни человека

Какие бывают кризисы

С первым криком, когда у младенца раскрываются лёгкие, ему становится нелегко — у него наступает первый жизненный кризис, как говорят психологи. И до конца жизни, чтобы дышать свободно, нужно пройти череду других психологических кризисов. Их не стоит бояться, они помогают становиться мудрее и сильнее.

0 лет

Родился — и сразу за работу: добывай себе пищу, открывая рот, дыши и кричи громче. А в то тёплое и защищённое место, которое ты считал домом, обратной дороги нет. Так наступает самая большая перемена в жизни человека и первый кризис.

— Младенец ещё очень плохо видит и слышит, при этом самый большой его орган — кожа. Поэтому до шести недель очень важно, чтобы у матери и ребёнка был постоянный телесный контакт, — говорит семейный психолог Екатерина Долженко. — От того, насколько нежно мама прикасается, зависит дальнейшее благополучие малыша.

Нередко мать, устав от беременности и родов, не сразу включается в материнство. Если у неё послеродовая депрессия или зашкаливает усталость, близкие должны сменить её и позаботиться о ребёнке, советует гештальт-терапевт Радмила Мавлиева.

1 год

Ребёнок хочет больше, чем может. Он становится капризным: всё время недоволен, требует внимания, обижается. Он может попросить игрушку и тут же её отбросить. Он отказывается делать то, что ещё недавно доставляло ему очевидное удовольствие. Смысл его выступлений: заявить миру о своём “Я”, потому что он осознал свою “отдельность” от взрослого.

— Мир влечёт малыша и пугает одновременно, — говорит Радмила Мавлиева. — Поэтому важно, чтобы ему было куда вернуться после своих исследований — в родительский тыл, готовый принять и помочь.

Ограничьте запреты — разрешайте всё, что неопасно для здоровья и жизни. Увлекайте ребенка игрой. Если малыш капризничает, не ругайте, а пытайтесь отвлечь внимание. А если не получается, успокаивайте. Сохранить связь с родителями в такие моменты важнее, чем получить требуемое.

3 года

Кризис трёх лет по своим симптомам похож на кризис одного года, только проявляется ещё ярче.

Ребёнок бунтует против порядков, которые заведены в доме, устраивает истерики в людных местах, жаждет самостоятельности, причём не столько физической, как два года назад, сколько личностной.

Ещё одна характерная черта — обесценивание взрослых вплоть до того, что ребёнок может обозвать кого-то из родителей.

— Родителям не следует принимать близко к сердцу негативизм и резкость ребёнка, это просто неловко выраженная злость от беспомощности, — говорит Радмила Мавлиева. — Но нужно обратиться к специалисту, если родитель в ответ испытывает желание бить и обзывать ребёнка, а также если к четырём годам интенсивность истерик не стихает.

Поощряйте самостоятельность малыша, пусть он демонстрирует, что может справляться один. Хвалите, если у него что-то получается, а если не получается — хвалите за старание. Предлагайте что-то сделать самостоятельно, предупреждайте таким образом капризы.

— Если мама настаивает на своём режиме, то, вырастая, ребёнок теряет своё “хочу”, вместо этого знает “надо”, и в будущем у него будут проблемы, — поясняет Екатерина Долженко.

7 лет

Поступив в школу, ребёнок оставляет дома непосредственность. Прежде чем совершить поступок, он теперь думает о том, какое значение это будет для него иметь.

Это может выражаться в том, что ребёнок вдруг начинает манерничать и паясничать. В то же время он может скрывать свои истинные эмоции, терпеть какую-то ситуацию и не показывать, что ему плохо.

У школьника может появиться комплекс неполноценности или, напротив, ложное чувство превосходства над другими детьми.

— Надо иметь в виду, что ведущая деятельность с 3 до 7 лет — игровая, с 7 до 13 — познавательная, — говорит Екатерина Долженко. — Поэтому лучше сводить ребёнка к психологу, чтобы понять, совершил ли он этот переход от игр к познанию, готов ли он к школе.

11—15 лет

В этот период происходит мощная гормональная перестройка: в ребёнке просыпается мужчина или женщина.

— Сейчас половое созревание происходит раньше: в 9 лет начинается предпубертат, а в 11— уже кризис, — говорит Екатерина Долженко. — “Я уже не ребёнок!” — кричит ребёнок. Основная задача его — обесценить ценности родителей и на их руинах выстроить свои.

Авторитет взрослых в этом возрасте стремительно тает. Ребёнок может вам ещё подчиняться внешне, но втайне он думает, что вы старый башмак и ничего не понимаете.

— В глазах подростка родители — мастодонты, столько не живут. Объективно говоря, мир так быстро меняется, что родители и правда могут мало понимать в том, что интересно подросткам,— считает Радмила Мавлиева. — Так признайте это, не надо быть вторым подростком и обижаться. Знакомьтесь с новым человеком.

В этом возрасте особенно важно стать ребёнку другом. Он то и дело испытывает сомнения в себе, в своей привлекательности. Важно поддерживать его и формировать здоровую самооценку.

Хуже пубертата — его отсутствие. Если ребёнок не “попрощался” с родителями, он остаётся зависимым от них, и иногда — на всю жизнь. Современные дети рискуют упустить свой важный кризис.

— Дети перестали гулять на улице, вместо этого они проводят время в виртуальном пространстве,— объясняет Екатерина Долженко. — Получается, что с отцом и матерью связи ослабленные, общения очень мало. И подросток переживает “стёртый” пубертат.

Впоследствии он нередко так и остаётся подростком из виртуальной реальности — инфантильным и несамостоятельным.

17 лет

Школа закончена, и всё по-новому. Родители не имеют такого безусловного права, как раньше, ругать за “секс, драгз и рок-н-ролл”, и хочется попробовать всё и сразу. Ответственность тоже новая — другие требования к учёбе, первая подработка. Приходят размышления о смысле жизни и своём месте в ней.

— Нужно давать подросткам увидеть последствия своих поступков.

Обычно для родителей это очень тревожно, ожидания катастрофические, они рисуют в воображении чудовищные картины: что их ребёнок стал бомжом или проституткой, — говорит Радмила Мавлиева.

— Но, если усилите давление и контроль, это не подействует. Вера в то, что ребёнок справится и что он не хочет себе смерти, поможет преодолеть тревогу.

30 лет

Когда вам 20, вы думаете, что 30 — это чуть ли не старость, до наступления которой нужно достичь всевозможных вершин. И вот происходит первая оценка достижений, и с ней, разумеется, связаны разочарования и вопросы: “А туда ли я иду?”

И вот приходит неудовлетворённость профессией, семьёй или её отсутствием.

— Разочарование порой трудно пережить, и это может выражаться в желании показать себя с лучших сторон в виртуальной жизни, создавать образ “100% успех”,— говорит Радмила Мавлиева.

Попробуйте приближаться к тридцатилетнему рубежу с радостью, готовьтесь к нему как к важному событию, словно это Новый год и завтра первый день новой жизни. Решите, как вы теперь будете в ней жить.

Например, вспомните занятия, которые приносили вам удовольствие десять лет назад, и верните увлечения в свою жизнь: танцуйте, рисуйте, занимайтесь спортом. И перестаньте сравнивать себя с другими.

Поверьте в свой путь.

40 лет

Зачем живёшь, что оставишь после себя, что хотел, но не успел — эти вопросы мучают сорокалетних. Очевидно, годы активного созидания остались позади.

— Особенно остро протекает кризис у тех, у кого смысл жизни в достижениях, — считает Радмила Мавлиева. — Обнаруживается, что дом построен, дерево посажено, ребёнок почти вырос. И что теперь делать? Жизнь становится пустой. Симптомы на физиологическом уровне: депрессии, панические атаки, тревожность, гипертония, язва.

Среди 40-летних больше всего разводов. Смена семьи, профессии, образа жизни в этот период— это способ запрыгнуть в последний вагон поезда, который идёт в другом направлении.

Чаще всего в собственных неудачах люди винят своих партнёров: “Если бы он не был таким… Если бы она меня понимала… всё бы было иначе”. Вот за этим “иначе” и заводят новых партнёров.

 Мужчины нередко находят более молодых любовниц.

60—70 лет

Маркер этого кризиса — выход на пенсию. Человек ещё на многое способен, но слышит: “Спасибо за всё, заслуженно отдыхайте!”. Вместе с тем ухудшается здоровье и приходит осознание, что смерть не так уж далеко. В результате — уныние, ощущение никчёмности, страхи, мнительность.

Если пожилой человек чувствует себя нужным и полезным в семье, перестройка пройдёт мягко. Родные помогают выработать позитивное отношение к старости: наконец-то пришло время жить для себя. Можно читать книги, гулять, заниматься тем, на что никогда не хватало времени и наконец радовать себя мыслью, что все кризисы миновали и впереди ещё много лет спокойной жизни.

Источник: https://life.ru/p/400995

8 основных психологических кризисов человека

Какие бывают кризисы

Все эти кризисные периоды, которыми полна наша жизнь плавно переходят один в другой, как лестница, «длиною в жизнь».

Кризис № 1

Первый важный этап в череде кризисных периодов – от 3 до 7 лет. Его еще называют периодом «укрепления корней». В это время формируется глобальное отношение к миру: безопасен ли он или враждебен. И отношение это вырастает из того , что чувствует малыш в семье, любим он и принимаем или, в силу тех или иных причин, ему приходится «выживать».

Как вы понимаете, имеется в виду не физическое выживание (хотя семьи бывают разные, в том числе такие, где ребенку приходится бороться за выживание в буквальном смысле), а психологическое: насколько маленький человек чувствует себя защищенным среди самых близких людей, избавлен ли он от всякого рода стрессов.

Это очень важный период, так как от чувства, что мир вокруг доброжелателен, зависит и самооценка, отношение человека к самому себе. Отсюда нормально развивается и любознательность и желание быть лучше и еще многое другое. Такой ребенок взрослеет с чувством значимости собственных усилий: «Я буду стараться, а мир вокруг меня поддержит».

Такие дети получаются оптимистами, не боящимися самостоятельности и принятия решений. Недоверие же к миру взрослых (а значит к миру вообще) формирует человека вечно сомневающегося, безынициативного, апатичного.

Такие люди, вырастая, не способны принять не только себя, со всеми недостатками и достоинствами, им так же вовсе не знакомо чувство доверия к другому человеку.

Кризис № 2

Следующий кризис с наибольшей остротой проявляется в период с 10 до 16 лет.

Это переход от детства к взрослости, когда собственные силы оцениваются через призму достоинств других людей, идет постоянное сравнение: «лучше я или хуже, отличаюсь ли от других, если – да, то чем именно и как это для меня – хорошо или плохо?».

И самое главное: «Как я выгляжу в глазах других людей, как они меня оценивают, что значит быть индивидуальностью?» Задача, которая стоит в этот период перед человеком – определить меру собственной независимости, свой психологический статус, границы своего Я среди других .

Именно здесь приходит понимание того, что существует огромный взрослый мир со своими нормами и правилами, которые нужно принять. Поэтому так важен опыт, полученный вне дома, поэтому все наставления родителей становятся ненужными и только раздражают: главный опыт там, во взрослом мире, среди сверстников. И набивать шишки хочется только самому, без заботливых маминых рук.

Позитивное разрешение этого кризиса приводит к еще большему укреплению самооценки, окрепнувшей уверенности в собственных силах, что «я все могу сам».

Если же кризис не разрешился должным образом, то на смену зависимости от родителей приходит зависимость от более сильных и уверенных в себе сверстников, от любых, даже навязанных «норм» среды, от обстоятельств, наконец.

«Зачем стараться, добиваться чего – то, у меня все равно ничего не получится! Я хуже всех!».

Неуверенность в себе, зависть к чужим успехам, зависимость от мнения, от оценки окружающих – вот те качества, которые человек, не прошедший второй кризис, несет по всей своей дальнейшей жизни.

Кризис № 3

Третий кризисный период (от 18 до 22 лет) связан с поиском собственного места в этом сложном мире. Приходит понимание того, что черно – белые краски предыдущего периода уже не годятся для того, чтобы понимать всю палитру внешнего мира, который гораздо сложнее и не однозначнее, чем казался до сих пор.

На этом этапе опять может появиться неудовлетворенность собой, страх, что «я не соответствую, я не смогу…». А ведь речь идет о поиске собственного пути в этом нелегком мире, самоидентификации, как говорят психологи.

При неудачном прохождении данного кризиса есть опасность впасть в ловушку самообмана: вместо собственного пути, искать объект для подражания или «широкую спину», за которую можно прятаться всю оставшуюся жизнь, или , наоборот начать отрицать всяческие авторитеты, но при этом не предлагать ничего своего, ограничиться только протестом, без конструктивных решений и путей.

Именно в этот период формируется «привычка» поднимать собственную значимость путем унижения, принижения значимости других, которую мы так часто встречаем в жизни. Об удачном прохождении кризиса свидетельствует умение спокойно и с полной ответственностью принять самого себя таким, каким ты являешься, со всеми недостатками и достоинствами, зная, что собственная индивидуальность важнее.

Кризис № 4

Следующий кризис (22 – 27 лет), при условии его благополучного прохождения, приносит нам умение без страха что – то менять в своей жизни, в зависимости от того, как меняемся мы сами. Для этого надо преодолеть в себе некий «абсолютизм», заставляющий нас верить в то, что все, что сделано в жизни к этому моменту – это навсегда и ничего нового уже не будет.

Глобальный жизненный курс , по которому мы двигались до сих пор, почему – то перестает удовлетворять. Появляется непонятное чувство беспокойства, неудовлетворенности тем, что есть, смутное ощущение, что могло быть по – другому, что упущены какие – то возможности, и изменить уже ничего нельзя.

При успешном прохождении этого этапа кризиса исчезает страх перед переменами, человек понимает, что никакой жизненный курс не может претендовать на «абсолютный», глобальный, раз и навсегда данный, что его можно и нужно менять, в зависимости от того, как изменяешься ты сам, не бояться экспериментировать, начинать что – то заново. Только при условии такого подхода можно успешно миновать следующий кризис, который называют «коррекцией жизненных планов», «переоценкой установок».

Кризис № 5

Наступает этот кризис где – то в возрасте 32 – 37 лет, когда уже накоплен опыт во взаимоотношениях с окружающими, в карьере, в семье, когда уже получены многие серьезные жизненные результаты.

Результаты эти начинают оцениваться не с точки зрения достижений, как таковых, а с точки зрения личной удовлетворенности. «Зачем мне это? Стоило ли оно таких усилий?». Многим осознание собственных ошибок кажется очень болезненным, чем – то, чего нужно избегать, цепляясь за прошлый опыт, за иллюзорные идеалы.

Вместо того, чтобы спокойно скорректировать планы, человек говорит себе: «Я не изменю своим идеалам, буду придерживаться раз и навсегда выбранного курса, я должен доказать, что был прав, не смотря ни на что!».

Если у вас хватило мужества признать ошибки и скорректировать свою жизнь, свои планы, то выход из данного кризиса – новый приток свежих сил, открытием перспектив и возможностей.

Если же начать все с начала оказалось невозможным, период этот будет для вас скорее разрушительным, чем конструктивным.

Кризис № 6

Один из самых сложных этапов – 37-45 лет. Мы впервые отчетливо осознаем, что жизнь не бесконечна, что все тяжелее тащить на себе «лишний груз», что необходимо сконцентрироваться на главном.

Карьера, семья, связи – все это не только устоялось, но еще и обросло множеством ненужных, досадных условностей и обязанностей, которые приходится соблюдать, потому, что «так надо». На этой стадии происходит борьба между желанием расти, развиваться и состоянием «болота», застоя. Приходится принимать решение, что тащить на себе и дальше, а что можно сбросить, от чего избавиться.

Например, от части забот, научившись распределять время и силы; от обязанностей по отношению к близким, поделив из на первичные, действительно необходимые, и вторичные, те, что мы делаем по привычке; от ненужных социальных связей, поделив их на желательные и обременительные.

Кризис № 7

После 45 лет начинается период второй молодости, причем не только у женщин, которые становятся «ягодками опять», но и у мужчин. По словам одного из западных психологов, мы, наконец, перестаем измерять свой возраст числом прожитых лет и начинаем мыслить в категориях времени, которое еще предстоит прожить.

Вот как психолог А.Либина описывает этот кризисный период:

«Мужчин и женщин этого возраста можно сравнить с подростками. Во – первых, в их организме происходят бурные изменения, вызванные закономерными физиологическими процессами. Из-за гормональных изменений в период климакса они, подобно подросткам, становятся вспыльчивыми, обидчивыми, легко раздражаются по пустякам.

Во – вторых, у них вновь обостряется чувство самости, и они опять готовы бороться за свое Я, даже при малейшей угрозе независимости.

Бороться в семье – с детьми, которые уже покинули или вот-вот покинут родительское гнездо, на работе – чувствуя себя крайне неуютно и неустойчиво в роли пенсионеров, которым ” наступают на пятки ” более молодые.

Мужчины в возрасте 45 лет сталкиваются с давно позабытыми вопросами юности: ” Кто я есть? ” и ” Куда я иду? “. Это верно так же и в отношении женщин, хотя, у них этот кризис проходит гораздо сложнее.

Многие исследования показывают, что самыми незащищенными в течении этого кризиса оказываются женщины, считающие себя исключительно домохозяйками. Их приводит в отчаяние мысль о “пустом гнезде”, которым, по их мнению, становится дом, покинутый выросшими детьми. Тогда они затевают дома перестановку мебели и покупают новые шторы.

Многие воспринимают этот кризис как потерю смысла жизни, другие напротив, видят в таком неизбежном повороте событий возможность для дальнейшего роста. Во многом это зависит от того, как были пройдены предыдущие возрастные кризисы.

В этот период могут обнаружится скрытые ресурсы и не выявленные доселе таланты. Их реализация становится возможной благодаря открывшимся преимуществам возраста – возможности думать уже не только о собственной семье, но и о новых направлениях в работе и даже начале новой карьеры».

Кризис № 8

После пятидесяти лет начинается возраст «осмысленной зрелости». Мы начинаем действовать, руководствуясь собственными приоритетами и интересами больше, чем когда бы то ни было.

Однако, личностная свобода далеко не всегда кажется подарком судьбы, многие начинают с остротой ощущать собственное одиночество, отсутствие важных дел и интересов. Отсюда – горечь и разочарование в прожитой жизни, ее бесполезности и пустоты. Но страшнее всего – одиночество.

Это в случае негативного развития кризиса из – за того, что предыдущие были пройдены «с ошибками».

В позитивном варианте развития – человек начинает видеть для себя новые перспективы, не обесценивая прежних заслуг, ищет новые сферы приложения для своего жизненного опыта, мудрости, любви, творческих сил. Тогда понятие старость приобретает лишь биологический смысл, не ограничивая жизненных интересов, не несет пассивности и застоя.

Многочисленные исследования показывают, что понятия «старость» и «пассивность» абсолютно не зависят одно от другого, это просто распространенный стереотип! В возрастной группе после 60 отчетливо прослеживается различие между «молодыми» и «старыми» людьми . Все зависит от того, как человек воспринимает собственное состояние: как тормоз или как стимул для дальнейшего развития своей личности, для интересной полноценной жизни.

Все эти кризисные периоды, которыми полна наша жизнь плавно переходят один в другой, как лестница, «длиною в жизнь», где нельзя попасть на следующую ступеньку, не постояв на предыдущей и где, споткнувшись на одной ступеньке, уже не шагнешь плавно и правильно, ровно ставя ногу, на следующую. И уж тем более, не получится перепрыгнуть через несколько ступенек: все равно когда – нибудь придется вернуться и доделать «работу над ошибками».опубликовано econet.ru

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/91034-8-osnovnyh-psihologicheskih-krizisov-cheloveka

1.2 Виды и типы кризисов. Приемы антикризисного менеджмента

Какие бывают кризисы

Понятие кризиса.

При анализе различных литературных источников можно увидеть, что общепризнанного понятия о кризисах нет. Долгое время имело место убеждение, что кризисы являются неотъемлемой чертой капитализма и должны отсутствовать при социализме.

Существовала даже такая точка зрения, что при социалистическом способе производства кризисов нет вовсе, есть так называемые «трудности роста».

Это понятие существовало у нас в стране, но оно, скорее, имело идеологический характер, нежели реальный.

Некоторые авторы считают, что кризисы – лишь часть макроэкономических процессов развития, а на уровне организации или предприятия существуют только более или менее острые проблемы.

Такая позиция узка и одностороння, здесь не учтены все факторы, и принятие этой позиции может иметь негативные последствия.

С понятием «кризиса» тесно переплетается и другое понятие – «риск», которое в определенной степени оказывает влияние на методологию разработки управления. Если исключить из него ожидание кризиса, то исчезнет острота восприятия риска, а кризисные ситуации и вполне обычные ошибки могут стать очень тяжелыми.

Но на проблему кризиса можно взглянуть и с другой стороны. Любая социально-экономическая система имеет два основных направления своего существования – функционирование и развитие.

Функционирование – это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций фирмы, определяющих ее качественную определенность и важнейшие характеристики.

Развитие – это приобретение нового качества, дающего определенные выгоды и укрепляющего позиции фирмы.

Эти два направления тесным образом связаны между собой, причем эта связь имеет диалектический характер, что и иллюстрирует возможность и закономерность наступления и разрешения кризисов.

Функционирование сдерживает развитие и одновременно является его основополагающей средой; развитие, в свою очередь, разрушает некоторые процессы функционирования, но создает условия для упрочнения его осуществления.

Следствием является возникновение циклической тенденции развития, в которой можно увидеть периодическое проявление кризисов. Кризисы не обязательно являются разрушительными, они имеют разный уровень остроты, но они могут также оказывать и положительное воздействие при малых масштабах. Это, например, пробелы в управлении, в стратегии и т. д.

Таким образом, кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (предприятии, организации), являющееся угрозой для ее существования, нормального функционирования и конкурентоспособности; опасность банкротства и переломный момент в различных процессах.

Классификация кризисов.

Вообще, каждый кризис имеет индивидуальный характер в зависимости от условий и факторов возникновения, о чем речь пойдет дальше. Но несмотря на это, классификация кризисов необходима, так как с ее помощью можно будет определять тот или иной вид кризиса, а это в свою очередь облегчает установление причин.

При описании типологии кризисов приходится сталкиваться с разветвленной структурой. Это связано с тем, что кризисы разнообразны по своей сути, причинам возникновения и последствиям, а также по подходам к их классификации.

Классификации, основанные на выявлении характера протекания кризисов.

1. По масштабам проблематики:

1) микроэкономические – охватывают определенную группу вопросов или проблем;

2) макроэкономические – охватывают отдельные отрасли или сферы в целом.

Особенностью кризиса является то, что, будучи локальным или микроэкономическим, он может распространиться и принять больший масштаб. Но это является следствием неумелой политики по борьбе с кризисом.

Макроэкономические кризисы, в свою очередь, могут вызвать внезапные кризисы в различных отраслях. Они очень опасны, поскольку принимают большие масштабы и могут вызвать глубокие структурные изменения.

2. По регулярности появления:

1) периодические кризисы – повторяются регулярно и, как правило, характеризуются схожестью протекания; они предсказуемы и потому к ним можно подготовиться;

2) промежуточные кризисы – являются менее острыми и продолжительными, часто прерываются на каком-либо этапе.

3. По степени предсказуемости:

1) предсказуемые – часто наступают как этап развития, прогнозируемы и вызываются объективными причинами: накоплением факторов, таких как необходимость в изменении структуры, изменение направления;

2) непредсказуемые (неожиданные, случайные) – результат просчетов в управлении, ошибки в прогнозировании, кризиса в определенной государственной сфере, природных (катастрофических) явлений.

4. По степени открытости протекания:

1) явные – легко обнаруживаются и заметно протекают; «подводные камни» маловероятны;

2) латентные (скрытые) – наиболее опасные, так как в своих начальных стадиях практически незаметны, проявляются уже при выявлении больших противоречий.

5. По глубине процессов:

1) легкие – такие кризисы протекают достаточно мягко; непродолжительны, легко прогнозируемы и управляемы;

2) глубокие – имеют затяжной характер, протекают сложно; часто вызывают разрушение различных структур социально-экономической системы, могут привести к более масштабным и опасным формам кризиса.

Классификации, основанные на структурных характеристиках кризисов.

1. По масштабам проявления:

1) общие – охватывают всю социально-экономическую систему;

2) локальные – охватывают определенную часть или сферу системы.

Это деление носит условный характер, так как, анализируя конкретную кризисную ситуацию, нужно учитывать границы системы, ее среду и структуру.

Денежно-кредитный кризис – в первую очередь страдают банки, поскольку происходит резкое сокращение выдачи коммерческого и банковского кредитов, массовое изъятие вкладов населением и перевод их в наличные средства.

Также падают курсы акций и облигаций, что для фирм и компаний, конечно, является крайне негативным моментом. Норма банковского процента также имеет отрицательную тенденцию.

В принципе, сюда можно отнести и обесценивание денег, обвал цен, однако эти процессы имеют более глубокие причины и поэтому нецелесообразно относить их только к денежно-кредитному кризису.

Финансовый кризис – глубокие трудности государственных финансов. В основном это проявляется в дефицитах бюджетов, т. е. превышении в значительной степени расходов государства над его доходами.

Критическая точка в финансовом кризисе – неплатежеспособность государства по иностранным займам. Достаточно вспомнить финансовый кризис в России 1998 года. Еще один яркий пример – кризис 1929–1933 гг.

, когда выплаты по внешним займам прекратили такие европейские страны, как Великобритания, Франция, Германия, Италия, а США отсрочили в 1931 г. выплаты по внешним долгам.

Финансовый кризис может возникнуть из-за попыток преодоления каких-либо сложных ситуаций, например, из-за стихийного бедствия, после которого огромная часть населения осталась без средств к существованию. Однако если говорить о России, то внешний долг у нас практически погашен и сейчас идет накопление основных фондов и резервов, т. е. отмечается положительная динамика.

Валютный кризис — проявляется в обесценивании валюты на мировом рынке, падении валютных курсов, истощении валютных резервов в банках. Примером может служить ситуация с американским долларом в момент возникновения евро. Много раз можно было наблюдать критические отметки американской валюты, несмотря на прочное положение на валютных биржах столь продолжительное время.

Биржевой кризис – может иногда являться следствием денежно-кредитного кризиса. Выражается в резком снижении курсов ценных бумаг и сокращении их эмиссии. Деятельность фондовой биржи переживает в такие моменты глубокие спады.

Источник: https://ur-consul.ru/Bibli/Priyemy-antikrizisnogo-myenyedzhmyenta.3.html

ВашПсихолог
Добавить комментарий