Какие бывают состояния человека

Свойства психических состояний

Какие бывают состояния человека

Человек способен осуществлять любую деятельность в различных режимах. И одним из них, как известно, являются психические состояния.

Психическое состояние – это такой режим жизнедеятельности человека, который отличается особыми энергетическим характеристиками на физиологическом уровне, и комплексом психологических фильтров на уровне психологическом. Эти фильтры, собственно, и обеспечивают субъективное восприятие человеком окружающей его реальности.

Вместе со свойствами личности и психическими процессами, психические состояния представляют собой основные классы психических явлений, изучением которых занимается психология.

Психические состояния оказывают влияние на то, как протекают психические процессы, и, регулярно повторяясь и становясь более устойчивыми, способны становиться частью структуры личности, играя роль её специфических свойств.

А если эта тема кажется вам интересной, и вы хотите развиваться в ней еще больше, рекомендуем наш курс «Психическая саморегуляция», где вы научитесь реальным практическим техникам самомотивации, борьбы со стрессом и социальной адаптации, чтобы всегда контролировать свое эмоциональное и психическое состояние.
Узнать больше о курсе

Какие бывают виды психических состояний?

Всевозможные психические состояния тесно взаимосвязаны между собой. И эта взаимосвязь является такой сильной, что разделить и вычленить отдельные психические состояния очень и очень сложно. Например, состояние расслабленности связано с состояниями удовольствия, сна, усталости и т.д.

Однако имеются определённые системы категоризации психических состояний. Чаще всего выделяются состояния интеллекта, состояния сознания и состояния личности. Конечно же, есть и другие классификации – они рассматривают гипнотические, кризисные и другие виды состояний. Одновременно с этим, используется и масса критериев для категоризации состояний.

Критерии категоризации психических состояний

В большинстве случаев, выделяют следующую группу критериев категоризации психических состояний:

  • Состояния, которые обусловлены ситуацией (реакция на наказание и т.п.)
  • Лично-обусловленные состояния (резкая эмоция и т.п.)
  1. Степень внешней выраженности:
  • Слабо выраженные, поверхностные состояния (лёгкая грусть и т.п.)
  • Сильные, глубокие состояния (страстная любовь и т.п.)
  • Отрицательные состояния (уныние и т.п.)
  • Положительные состояния (вдохновение и т.п.)
  • Нейтральные состояния (равнодушие и т.п.)
  • Продолжительные состояния, которые могут длиться годами (депрессия и т.п.)
  • Кратковременные состояния, которые длятся несколько секунд (гнев и т.п.)
  • Состояния средней продолжительности (страх и т.п.)
  • Сознательные состояния (мобилизация сил и т.п.)
  • Неосознанные состояния (сон и т.п.)
  • Психологические состояния (энтузиазм и т.п.)
  • Физиологические состояния (голод и т.п.)
  • Психофизиологические состояния

Руководствуясь указанными критериями, можно представить всестороннюю характеристику практически любого психического состояния.

Также важно упомянуть о том, что одновременно с психическими состояниями бывают и, так называемые, «массовидные» состояния – психические состояния, характерные для конкретных общностей: обществ, народов, групп людей. В основном, такими состояниями являются общественные настроения и общественные мнения.

Теперь же стоит поговорить об основных психических состояниях человека и их свойствах.

Основные психические состояния. Свойства психических состояний

Наиболее распространёнными и типичными психическими состояниями, присущими большей части людей в их повседневной и профессиональной жизнедеятельности, являются следующие состояния:

Оптимальное рабочее состояние – обеспечивает максимальную результативность деятельности, проходящей в среднем темпе и интенсивности.

https://www.youtube.com/watch?v=03j-08JU_gs

Свойства состояния: повышенная концентрация, активность мышления, обострение памяти и наличие цели.

Состояние напряжённой трудовой деятельности – возникает при труде в экстремальных условиях.

Свойства состояния: психическое напряжение, обусловленной наличием цели повышенной важности или повышенными требованиями, сильная мотивация к достижению необходимого результата, повышенная активность всей нервной системы.

Состояние профессиональной заинтересованности – играет важнейшую роль в результативности труда.

Свойства состояния: осознанная значимость профессиональной деятельности, желание и стремление узнать как можно больше информации о выполняемой работе, концентрация внимания на объектах, которые связаны с деятельностью. В ряде случаев отмечается активизация творческого потенциала, обострение восприятия, повышенная способность к повторению уже узнанного, возросшая сила воображения.

Монотония – состояние, которое развивается при долговременных и регулярно повторяющихся нагрузках, имеющих среднюю или малую интенсивность, а также при повторяющейся однообразной информации.

Свойства состояния: равнодушие, пониженная концентрация внимания, скука, ухудшенное восприятие получаемой информации.

Утомление – состояние временного снижения работоспособности, возникающее при длительных и высоких нагрузках. Сопряжено с истощением организма.

Свойства состояния: пониженная мотивация к труду, дисфункция памяти и внимания, усиленные процессы торможения ЦНС.

Стресс – состояние продолжительного и повышенного напряжения, которое связано с невозможностью человека приспособиться к требованиям окружающей среды. Здесь большую роль играют факторы среды, превышающие возможности организма человека к адаптации.

Свойства состояния: психическое напряжение, чувство тревоги, неблагополучия, нередко – апатия и равнодушие. Кроме того, происходит истощение запасов адреналина, в которых нуждается организм.

Состояние релаксации – состояние восстановления сил, расслабления и успокоения, возникающее при аутогенных тренировках или, например, молитвах или чтении мантр и т.п. Основной причиной данного состояния является прекращение человеком какой-либо напряжённой деятельности вообще.

Свойства состояния: ощущение тепла, распространяющегося по телу, чувство покоя и расслабление на физиологическом уровне.

Состояние сна – особое психическое состояние, характеризующееся отключением сознания человека от внешней реальности. Интересно то, что состояние сна имеет две ярко выраженные фазы, которые постоянно чередуются – это медленный сон и быстрый сон.

Оба они могут нередко рассматриваются как самостоятельные психические состояния.

А сам процесс сна связан с потребностью систематизации потоков информации, которые были получены в процессе бодрствования, а также необходимостью организма в восстановлении своих ресурсов.

Свойства состояния: отключение сознания, неподвижность, временная активность различных отделов нервной системы.

Состояние бодрствования – состояние, противопоставляющееся состоянию сна. В спокойной форме может проявляться в такой активности, как, к примеру, просмотр кинофильма, чтение книги, прослушивание музыки. В более активной форме проявляется в физических упражнениях, работе, прогулках и т.д.

Свойства состояния: средняя активность нервной системы, отсутствие ярко выраженных эмоций (в спокойном состоянии) или, наоборот, бурные эмоции (в активном состоянии).

Повторимся, что вышеприведённые психические состояния характерны для большинства людей. Какая-либо взаимосвязь между этими состояниями, а также динамика процесса их развития имеют важнейшее значение, как в обычной жизни человека, так и в его профессиональной деятельности.

Исходя из этого, психические состояния можно смело назвать одним из предметов изучения различными областями психологической науки, такими как общая психология, возрастная психология, психология личности, психология мотивации или психология труда.

На протяжении всех времён люди пытались понять суть психических состояний, и эти попытки не прекращаются даже в наше время. Причиной этому служит, пожалуй, то, что человек и особенности его личности являются великой загадкой и для обычных людей и для учёных умов.

И нельзя не сказать, что на сегодняшний день в изучении личности человека достигнут огромнейший прогресс, который смело продолжает свой путь вперёд.

Но вполне вероятно, загадка эта окончательно не будет разгадана никогда, ведь природа в любой её форме поистине непостижима.

Источник: https://4brain.ru/blog/%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B9/

Психологическое состояние человека или личности: это что такое и его виды

Какие бывают состояния человека

Психика человека — динамична, подвижна. Психологическое состояние не является стабильным. Оно постоянно меняется под воздействием разных факторов.

Для каждого состояния характерно проявление определенных эмоций, настроения.

Чтобы понять, как человек поведет себя в конкретной ситуации, нужно разбираться в изменчивости психики, знать какие факторы могут влиять на настроение и поступки индивида.

Понятие и структура

Психическое состояние — устойчивая характеристика в определенный промежуток времени, которая влияет на активность человека.

Он может бодрствовать, спать, чувствовать усталость, апатию, эйфорию, депрессию.

Психические состояния в психологии делятся на отдельные группы зависимо от различных факторов.

Для каждого из них характерны определенные характеристики, физические проявления, эмоции, чувства.

Классификация

За все время изучения возможных психологических состояний человека ученые создали множество классификаций. Зависимо от источника формирования:

  • резкие эмоциональные реакции — личностно-обусловленные;
  • проявления эмоций, обусловленные ситуацией.

Зависимо от эмоциональной окраски:

  • нейтральные;
  • отрицательные;
  • положительные.

Зависимо от степени внешней выраженности:

  • сильные, глубокие;
  • слабо выраженные, поверхностные.

Зависимо от степени осознанности:

  • сознательные — возникают в тех ситуациях, когда человек прикладывает усилия для достижения поставленной цели;
  • неосознанные — появляются, когда человек спит.

Зависимо от уровня проявления:

  • психофизиологические;
  • психологические;
  • физиологические.

Зависимо от длительности:

  1. Продолжительные. К ним относятся нервные срывы, депрессии, апатии.
  2. Средней продолжительности. Обуславливаются страхами.
  3. Кратковременные. Например, ярость, гнев, смех.

Типичные виды:

  1. Профессиональная заинтересованность. Это состояние необходимо для продуктивной работы. Характерные проявления — концентрация внимания на выбранном деле, производственном процессе, стремление развивать уже существующие навыки, набираться опыта.
  2. Напряженный труд. Возникает, если человек долго работал в экстремальных условиях. Наблюдается активная работа нервной системы, повышение психологического напряжения.
  3. Оптимальное рабочее состояние. Помогает достигать результата в течение длительного времени. Высокая концентрация внимания обуславливается наличием сознательной цели деятельности, активизацией мышления, обострением памяти.
  4. Стресс. Повышенное напряжение, которое возникает из-за невозможности приспособиться к сложившейся ситуации. Длится от одного дня до нескольких месяцев. Затяжные стрессы часто приводят к развитию психологических нарушений.
  5. Релаксация. Человек восстанавливает силы, которые были затрачены. Произвольной релаксации можно добиться при постоянных психологических тренировках, познании йоги, чтении молитв. Непроизвольная релаксация наступает после длительного труда.
  6. Утомление. Снижение работоспособности, которое может быть длительным или кратковременным. Возникает из-за долгой физической или моральной нагрузки. Временно нарушается концентрация внимания, память. Обуславливается истощением ресурсов организма.
  7. Монотония. Возникает при одинаковых нагрузках. Сопровождается равнодушием, скукой, быстрым снижением концентрации внимания.

К состояниям, которые имеют физиологическую основу, относится бодрствование, сон.

Также внимание нужно уделить реактивным состояниям. Они представляют собой острые аффективные реакции или шоковые расстройства, которые наблюдаются при психических травмах.

Уровни

Существует несколько уровней проявления психических состояний. Каждый из них обладает соответствующими параметрами, формами проявления. Уровни:

  1. Физиологический. Параметры проявления — сердечно-сосудистые, гормональные. Происходят изменения выброса адреналина, половых гормонов, тироксина. Изменяется пульс, артериальное давление.
  2. Эмоциональный. Параметры проявления — модальность, длительность, интенсивность. Изменяются эмоциональные переживания. Они могут быть положительными или отрицательными. Происходит резкое изменение эмоций.
  3. Моторный. Параметры проявления — ые характеристики, жесты, мимика, мышечный тонус. Изменяется тембр, громкость, голоса, темп речи, мимика, пантомимика, глубина дыхания, напряжение мышц. Может появиться тремор.
  4. Поведенческий. Параметры проявления — трудовые операции, связанные с личной потребностью. Изменяется адекватность действий, может появляться гиперреактивность или апатия. Снижается точность выполнения операций.
  5. Когнитивный. Параметры проявления — степень выраженности когнитивных процессов. Изменяется осознанность, логичность мышления. Человек не может управлять собой.
  6. Социальный. Параметры проявления — социально-адаптационные, коммуникативные. Изменяется способность ставить перед собой цели, достигать их. Меняется характер общения с людьми.

Факторы воздействия

На психологическое состояние человека влияют:

  • настроение, эмоции;
  • привычки, действия;
  • социальный статус;
  • окружение, общение с другими людьми;
  • время суток и года;
  • наличие психических отклонений, заболеваний;
  • генетические особенности.

Огромное влияние на психику оказывает физическое состояние. Объективную оценку можно дать учитывая все воздействующие факторы одновременно.

Диагностика и оценка

Для диагностики исследователи задействуют:

  1. Наблюдение. Может производиться без предупреждения человека или в специально созданных условиях. Для наблюдения может применяться диктофон, видеокамера, фотоаппарат.
  2. Эксперименты. Могут проводиться в специально созданных условиях или естественной среде. При первом варианте может задействоваться оборудование для наблюдения за физическим состоянием, его изменениями под воздействием раздражителей.
  3. Самоотчет, самонаблюдение. Пациент самостоятельно делает записи об изменения настроения на протяжении определенного периода. Наблюдение можно доверить близким родственникам.
  4. Беседу, тестовый опрос, интервью. Вопросы могут подготавливаться заранее или быть спонтанными зависимо от настроения, физического самочувствия пациента.

Проблематика

Возможные проблемы:

  • стресс, депрессия, апатия;
  • нервный срыв;
  • замкнутость, наличие внутренних страхов;
  • психическое отклонение;
  • нервозность, тремор, повышенная возбудимость.

Психологические проблемы может устранить опытный психолог. Затяжные стрессы, депрессии, нервные срывы без своевременной помощи могут привести к непоправимым психическим отклонениям.

Методы решения проблем

Если после проведения диагностических процедур психолог сможет выявить психологические нарушения и назначить лечение. Виды терапевтических методик:

  • прямой регуляции;
  • опосредованного влияния;
  • самоуправления.

К методам прямой регуляции относятся:

  1. Прием медицинских препаратов. Назначать их может только врач, заниматься самолечением запрещено. Психотропные препараты применяются для коррекции эмоционального состояния. Подобные медикаменты быстро вызывают привыкание, нарушают адекватные эмоциональные реакции. Если длительное время без перерыва принимать психотропные препараты, может измениться структура личности.
  2. Чтение литературы. Когда человек читает художественную литературу, он постепенно погружается в другой мир, наполняется переживаниями, чувствами главных героев. При этом он забывает о собственных проблемах, плохом настроении, тревожащих моментах.
  3. Прослушивание музыки. Информацией музыка не загружает, но оказывает влияние на эмоциональную сферу.

Методики опосредованного влияния:

  1. Ролевые, деловые игры. С их помощью можно сформировать черты характера, изменить структуру личности. Играть нужно в компании. Участники должны представить себя теми, кем бы им хотелось быть. Игру нужно растянуть на несколько дней. Каждый день нужно продлевать продолжительность игры, чтобы человек больше времени пребывал в роли.
  2. Трудотерапия. С помощью труда можно забыть про переживания, негативные мысли. Главное, чтобы работа не вызывала скуку.

Методы самоуправления:

  1. Полная рационализация негативных событий. Для этого нужно детально разобрать ситуацию, которая вызывает переживания, злость, страх. Многократное переосмысление поможет справиться с психологическим напряжением.
  2. Чувство юмора. Это мощнейшее средство для поддержания психики в стабильном состоянии. Если научиться видеть смешное в серьезных ситуациях, можно быстро преодолевать страхи, спорные моменты.
  3. Мысленное усиление негативного события. Когда индивид думает о том, что может произойти плохое негативно, старается усилить это чувство, постепенно негативные эмоции пропадают, а ситуация становится обыденной.
  4. Объективация стрессов. Человек должен отличать бытовые неудачи от глобальных катастроф, которые приводят к серьезным негативным последствиям, после которых жизнь изменяется безвозвратно.
  5. Переоценка результата, которого не получилось достичь. Индивид должен постараться снизить ценность цели. Чем меньше будет казаться потеря, тем проще будет побороть негативные переживания.

Нельзя забывать про естественные психологические механизмы защиты. Они оберегают психику от переживаний, стрессов, депрессий, нервных срывов.

Психологическое состояние не может быть стабильным постоянно. Оно изменяется под воздействием разных факторов, часть из которых он может контролировать, но большинство происходят бесконтрольно. Решением психологических проблем занимаются психологи.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/sostoyanie.html

9 эмоций человека, подробный разбор! Классика психологии

Какие бывают состояния человека

Эмоции что это такое? Классификация эмоций в психологии. Радость. Удивление. Печаль. Гнев. Отвращение. Презрение. Страх. Стыд. Зависть.

Всем привет, уважаемые читатели!

Сегодня мы продолжаем рассматривать психическую составляющую – эмоциональные переживания, а если конкретно, то одну из форм – собственно эмоции человека.

Первую часть про переживания Вы сможете прочитать здесь:

Статья «Эмоции в психологии это? Эмоции людей список.»

Что такое собственно эмоции человека?

Эмоции – это переживание субъектом событий с разной характерной окраской, возникает как реакция на угрозы или возможности с одной стороны, и при оценке последствий или перспектив, с другой стороны.

Эмоции проявляются более длительно, чем аффекты. И не носят локальный характер. Эмоции связаны в том числе с воспоминаниями, с прогнозируемыми событиями.

Так, например, в переговорах «тяжелая развязка» в прошлом может вызывать отрицательные эмоции при воспоминаниях, но в то же время человек испытывает облегчение, потому что это уже закончилось, а затем опять может возникнуть страх от того, что ожидает в будущем. Эмоции различаются в зависимости от оценки явления на разных участках персональной стрелы времени.

Различают четыре основных вектора направления эмоций.

  • Удовольствие – неудовольствие.
  • Напряжение – облегчение.
  • Возбуждение – успокоение.
  • Стеничность – астеничность.

Эмоциям также свойственна амбивалентность (двойственность), когда в отношении одного и того же объекта человек испытывает разнонаправленные эмоции.

Можно выделить «фундаментальные» эмоции, которые частично пересекаются с классификацией Пола Экмана.

Скачать книгу Пол Экман «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь».

Скачать книгу Пол Экман «Психология лжи. Обмани меня»

1. Эмоции. Радость.

Радость – это положительное эмоциональное переживание, возникающее в ситуациях с исчерпывающим удовлетворением актуальных потребностей.

Радость можно разделить на несколько вариантов:

  • Восторг – человек удовлетворен происходящим с избытком. «Чаша ожиданий» субъекта переполнена.
  • Собственно, радость – «чаша ожиданий» заполнена настолько, насколько планировалось.
  • Смех – человек оказывается внезапно удовлетворенным.
  • Удовлетворенность, «тихая радость» – человек находится в состоянии спокойного удовлетворения фактом наполненной «чаши ожиданий».

СМОТРИТЕ ВИДЕО “Возражения в продажах и ответы на них”.

2. Эмоции. Удивление.

Удивление – это эмоциональная реакция, возникающая в ситуации внезапности без выраженного оценочного окрашивания.

Удивление самая краткосрочная реакция, поскольку человек практически сразу начинает «трудиться» над событием и рационализировать его. Удивление можно разделить на ряд вариантов:

  • Изумление – человек оказывается в ситуации крайнего удивления. Нередко это сопровождается шоковым состоянием. Произошедшее событие никак не вписывается в когнитивную модель мира и противоречит основным принципам, схемам категоризации знаний индивида.
  • Собственно, удивление – человек сталкивается с неожиданным в условно объективной реальности.
  • Сомнение – человек полагает, что причинно-следственная связь явлений, или источник некого явления, или структура, или содержание не являются правдивыми, истинными.
  • Недоумение – состояние человека, возникающее при столкновении с искажениями информации, неадекватным поведением, сопоставляемыми с стандартными шаблонами, образцами, очевидным.

3. Эмоции. Печаль.

Печаль – это отрицательное эмоциональное состояние, возникающие в ситуации невозможности удовлетворить ключевые потребности жизнеобеспечения.

Печаль проявляет себя в настоящем относительно прошлых событий, когда была утрата доступа к целевым ресурсам или прогностически к будущему, когда ожидается отсутствие возможности получить доступ к ценным ресурсам. Также можно выделить несколько вариантов печали:

  • Скорбь/горе – данное переживание связано с потерей преимущественно живого существа, представлявшего большую ценность для человека.
  • Тоска – данное переживание характеризуется длительным периодом, когда человек не может удовлетворить собственные потребности и это стимулирует его поменять данную ситуацию.
  • Уныние – человек пребывает в состояние пассивного созерцания отсутствия доступа к субъективно значимым целевым ресурсам.
  • Собственно, печаль – человек страдает из-за неполучение желаемого.
  • Грусть – данное переживание представляет собой самую легкую степень печали. Обычно сопровождает потерю доступа к результату, ценность которого не значительна.

4. Эмоции. Гнев.

Гнев – это отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаше всего в форме аффекта, вызывается внезапными образовавшимися обстоятельствами, блокирующими удовлетворение категорически важной для человека потребности.

Совсем не обязательно, чтобы обстоятельства произошли в действительности, возможно возникновение гнева в результате собственных выводов.

Причины возникновения гнева весьма различны.

  • Это может быть «пробка» на дороге, из-за которой человек опаздывает по своим делам, т.е. возникают препятствия, блоки, мешающие получить доступ к целевым ресурсам.
  • В «пробке» на дороге соседний водитель может совершить опасный маневр и заблокировать автомобиль человека, после чего выскочить из салона собственного «четырехколесного друга» с намерением наказать «обидчика» и броситься к машине неприятеля. В результате, человек-мишень категоризует события как угрозу своей собственности или даже здоровью, жизни, и сам бросается с пистолетом на потенциального обидчика в гневе. Гнев порождается угрозой.
  • В той же самой пробке проезжающий мимо водитель может обозвать человека обидным плохим словом, что будет восприниматься как оскорбление и также вызовет гнев.
  • Автомобиль, находящийся впереди, вместо того, чтобы двигаться в прямом направлении, поскольку возник просвет в «пробке», продолжает «цепляться колесами» места. Водитель начинает испытывать гнев по отношению к «тормозному автомобилисту», потому что ситуация видится неадекватной и не соответствует ожиданиям.
  • В «пробке» водитель соседнего автомобиля может громко кричать, пребывая в состоянии гнева и «заражать» словно вирусом своим состоянием других водителей.
  • Автомобиль, проезжающий мимо на скорости может забрызгать грязью только что помытого «железного коня» человека, что вызовет опять же гнев, поскольку нарушено относительно комфортное состояние.
  • Проезжающий в попутном направлении по встречной полосе люксовый автомобиль с престижными номерами, объезжающий пробку, также способен вызвать гнев своим «несправедливым поведением» и претензией на исключительность.
  • Наконец, гнев может быть направлен против самого себя, когда человек оказался в «пробке», вместо того, чтобы заранее посмотреть в смартфоне электронную карту, отображающую текущую дорожную ситуацию и выбрать другой путь.

Гнев также может быть представлен в различных вариантах:

  • Ярость – это высшее проявление гнева. Человек почти теряет способность контролировать собственное поведение.
  • Злость/собственно гнев – это переживание человеком сильного напряжения, сопровождающееся желанием разрушить причину, породившую дискомфорт.
  • Возмущение – это переживание человеком несправедливости по отношению к себе и «СВОИМ».
  • Обида – мягкая форма гнева. Данное переживание возникает обычно как реакция человека на раздражитель, которая не реализуется «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС» в достойном ответе обидчику. Возникает затяжной характер. Это гнев, растянутый во времени.

5. Эмоции. Отвращение.

Отвращение – это отрицательное эмоциональное состояние, возникающие при контакте с предметами, субъектами, явлениями, характеризующееся антагонистическим неприятием из-за разницы в оценках и принципах с нравственной, этической, идеологической позиции.

Отвращение тесно связано с пищей, водой, т.е. с теми ресурсами, которые необходимо регулярно восполнять в течении жизни. Качество пищи, ее съедобность, полезность являются факторами высокой важности для благополучного существования.

Отвращение в процессе эволюции способствовало выживанию особей, видов. Данное эмоциональное переживание является сигналом, регулирующим пригодность продукта для последующего поедания, установления контакта или категорического отрицания.

На отвращение оказывают не меньшее влияние социокультурные факторы, разграничивающие приемлемые формы поведения и категорически не приемлемые, отвратительные.

Отвращение помогает человеку отвергнуть то, что может нанести ему вред, ущерб. При отвращении субъект стремиться прервать контакт с предметом и отказаться от будущих столкновений.

Люди различных религиозных вероисповеданий могут с отвращением относится к «ЧУЖИМ», например, «неверным». Субъект воспринимает коллегу на работе, совершившего аморальный поступок, как отвратительного человека. Пища отвратительного содержания вызывает тошноту и рвоту.

Отвращение усиливается по мере усиления внутреннего диалога, связанного с «плохим» объектом и ситуаций в целом.

Заказать тренинг “Переговоры – Партнерство”

6. Эмоции. Презрение.

Презрение – это отрицательное эмоциональное состояние, характерное для межличностных отношений, возникает при расхождении убеждений и верований относительно предмета или явления.

Так, надменный человек с презрением относится к людям, которые не соответствуют его формату представлений о том, каким надлежит быть. Проявление робости может вызвать презрение со стороны субъекта, придерживающегося взглядов, что робость – это удел слабых, а слабые – это низшая «каста».

Человек выделяет один – два ключевых критерия, которые являются лекалом для других людей. Это своеобразное «прокрустово ложе», когда все несущественное «отсекается». Человек может не уметь отстаивать свою позицию, может говорить интеллигентно и мягко, и за это быть презираемым.

7. Эмоции. Страх.

Страх – это отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ответ на реальную или воображаемую опасность.

При страхе человек боится. Страх возникает, когда субъект воспринимает предмет, как несущий угрозу здоровью, жизни, благополучию собственному и «СВОИМ». Страх можно разделить на три варианта:

  • Ужас – высшая степень страха. Проявляется в том, что человек в большей степени теряет способность к сознательному контролю собственного поведения. Все его психическое пространство заполнено причиной ужаса.
  • Собственно, страх – это реакция, при которой человек стремиться скорее убежать от источника, несущего угрозу.
  • Тревога/беспокойство – переживание, связанное с потенциальной опасностью, которая четко не локализована в пространстве и времени.

8. Эмоции. Стыд.

Стыд – это отрицательное эмоциональное состояние, характерное для ситуаций, когда человек осознает, что собственные мысли, действия не соответствуют своим представлениям – убеждениям – верованиям о нормативном поведении или ожиданиям значимых людей.

Различают варианты стыда:

  • Вина – это переживание человеком своего поведения или поведения «СВОИХ», как не соответствующее установившимся нормам, правилам, поставленным задачам.
  • Совесть – это сложное переживания человеком соотношения личных мыслей, поступков культурным, религиозным, социальным нормам, как они представлены в собственной когнитивной модели мира.
  • Непосредственно стыд – это острое переживание собственной негативной оценки своих поступков.

9. Эмоции. Зависть.

Зависть – это отрицательное эмоциональное состояние, характеризуется переживанием несправедливости по отношению к собственной личности при сравнении с успехами других людей.

Встречаются и формы зависти по отношению к предметам за пределами человеческого общества. Некоторые люди могут испытывать зависть к цветущему дереву, к довольному коту, развалившемуся на диване. Происходит в некотором смысле очеловечивание таких объектов.

Зависть часто маскируется под плохое настроение, раздражительность, презрение, гнев.

В основе зависти лежит острое переживание отсутствия доступа «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС» к ценным и важным результатам, которое зачастую тщательно скрывается от других людей и от самого себя, в то время как у другого человека такой доступ присутствует, как это представлено в модели мира завидующего субъекта.

Зависть к тому, кто улыбается, что означает наличие хорошего настроения у человека, связана с отсутствием доступа к хорошему настроению. Не высока вероятность того, что возникнет зависть одного индивида к хорошему настроению другого, если оба в прекрасном расположении духа.

В повседневной жизни субъект в больше степени завидует тем, кого он знает, кто как он полагает не лучше, чем он сам. При этом сравнение обычно происходит с людьми, находящимися в точно таком же культурно – социальном срезе.

Так, балерина завидует другой балерине, которой подарили больше цветов после концерта или дали главную роль. Балерина оценивает себя как более достойного человека вообще и в частности. Отсюда образ восприятия сложившегося положения дел оценивается как социально несправедливый.

Балерина при этом вряд ли будет завидовать министру культуры либо обслуживающему техническому персоналу театра.

Наличие доступа к результату у «счастливого» соседа при зависти со стороны субъекта равноценно проявлению «несправедливости», которую человек нередко стремиться исправить, что проявляет себя в сформированном намерении «усложнить жизнь» предмету зависти.

Субъект может проявлять агрессию прямо/косвенно или усложнять жизнь самому себя, возникает аутоагрессия.

В некоторых случаях индивид учиться каждый раз справляться с завистью, рационализируя ее, и смещает фокус с агрессии, независимо от формы/направления ее проявления, на формирование намерения обрести доступ к целевым результатам, либо происходит сознательное обесценивание предмета зависти.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c3b08d46d724700ab2e064f/5d1b7216b4a58500acbbef3a

ВашПсихолог
Добавить комментарий