Кинетическая апраксия

Апраксии – лекция. основные синдромы нарушения впф

Кинетическая апраксия

б) Пространственная апраксия Возникает при поражении теменно-затылочных отделов коры на границе 19-го и 39-го полей, особенно при поражении левого по¬лушария или двусторонних очагах.

Стык теменной, височной и затылочной долей часто определяют как зону статокинестетического анализатора, так как при локальных поражениях этой зоны возникают нарушения пространственных соотношений при выполнении сложных двигательных актов. В основе данной формы апраксии — расстройство зрительно-пространственных синтезов, нарушение пространственных представлений.

Таким образом, у больных первоочередно страдает зри¬тельно-пространственная афферентация движений. Пространственная апраксия может протекать на фоне сохранных зрительных гностических функций, но чаще наблюдается на фоне зрительной оптико-пространственной агнозии, тогда возникает комплексная картина апрактоагнозии.

Во всех случаях у больных наблюдается апраксия позы, трудности выполнения пространственно-ориентированных движений. Усиление зрительного контроля за движениями им не помогает. Нет четкой разницы при выполнении движений с открытыми и закрытыми глазами.

К этому типу расстройств относится и конструктивная апраксия — особые и наиболее часто встречающиеся формы нарушения праксиса, касающиеся, в основном, конструирования фигур из деталей и рисования. Больные затрудняются или не в состоянии изобразить по заданию, срисовывать непосредственно или по памяти простые геометрические фигуры, предметы, фигуры животных и человека.

Искажаются контуры объекта (вместо круга — овал), недорисовываются отдельные его детали и элементы (при срисовывании треугольника один угол оказывается недорисованным). Особенно трудным является копирование более сложных геометрических фигур — пятиконечной звезды, ромба (например, звезда рисуется в виде двух пересекающихся линий или в виде деформированного треугольника).

Особые трудности возникают при копировании неправильных геометрических фигур. Аналогичные трудности возникают при рисовании по заданию или срисовывании фигур животных и «человечка», лица человека. Контуры человека оказываются искаженными, неполными, с несоразмерными элементами.

Так, копируя лицо человека, больной может поместить в овале один глаз (иногда в виде прямоугольника) или расположить один глаз над другим, пропустить в рисунке некоторые части лица, уши часто оказываются расположенными внутри овала лица и т. д.

В наибольшей степени нарушается рисование по памяти, когда образец, предъявленный больному, убирается или вообще не предъявляется, если речь идет о хорошо знакомых фигурах. Боль¬шие трудности также вызывает рисование объемного, трехмерного изображения предмета (кубика, пирамиды, стола и т. д.), например, рисуя стол, больной располагает все 4 ножки на одной плоскости.

Затруднения имеют место не только при рисовании, но и при конструировании фигур из палочек (спичек) или кубиков по заданному образцу (сложение, например, простейших рисунков из кубиков Коса). Расстройства конструктивного праксиса особенно отчетливо выступают при копировании незнакомых фигур, не имеющих словесного обозначения («неоречевленные фигуры»).

Этот прием используется часто для выявления скрытых расстройств конструктивного праксиса. Характерным проявлением конструктивной апраксии являются также затруднения в выборе места для рисования объекта на листе бумаги — рисунок может быть расположен в правом верхнем углу бумаги или в левом нижнем и пр.

При срисовывании предметов может наблюдаться «симптом включения», когда больной чертит или рисует очень близко к образцу или накладывает свой рисунок на образец. Нередко при правополушарном поражении в рисунках игнорируется левое поле пространства.

Конструктивная апраксия по данным литературы возникает при поражении теменной доли (угловой извилины) как левого, так и правого полушария. Отмечено более частое возникновение этого дефекта ВПФ и более тяжелая степень выраженности при левосторонних поражениях у правшей. Существуют и иные точки зрения о зависимости тяжести дефектов конструирования и рисования от латерализации очагов поражения. И.М. Тонконогий (1973) указывает на большую общую тяжесть расстройств у больных с поражением правой теменной доли. В этих случаях отмечается более детализированный тип рисунка, наличие большего числа элементов («лишние линии»), деформация пространственных взаимосвязей деталей с элементами «игнорирования» левой части конструкции и др. Особые сложности вызывают операции по «ротации» рисунков (по отношению к образцу) на 90° или 180°.

При поражении левого полушария отмечено, что рисунки больных более примитивны, обеднены деталями, наблюдается стремление больных копировать образцы, а не рисование по заданию, трудности в выделении углов, стыков между элементами конструкции. Многие элементы этого расстройства выявляются при анализе письма (конструктирование букв и цифр).

в) Кинетическая апраксия Связана с поражением нижних отделов премоторной области коры больших полушарий и входит в премоторный синдром, т.е. протекает на фоне нарушения автоматизации (временной организации) различных психических функций. Проявляется в виде распада «кинетических мелодий», т.е. нарушения последовательности, временной организации двигательных актов.

При этом характерны простые двигательные персеверации (элементарные по Лурия), проявляющиеся в бесконтрольном продолжении раз начавшегося движения (особенно серийно выполняемого).

Кинетическая апраксия проявляется в нарушении различных двигательных актов — предметных действий, рисования, письма, в трудностях выполнения графических проб, особенно при серийно выполняемых движениях (динамическая апраксия).

г) Регуляторная апраксия

Очаг поражения локализуется в области конвекситальной пре-фронтальной коры кпереди от премоторных отделов. Протекает на фоне сохранности тонуса и мышечной силы. В основе дефекта лежит нарушение произвольного контроля за осуществлением движения, нарушение речевой регуляции двигательных актов. Проявляется в виде нарушений программирования движений, отключения сознательного контроля над их выполнением, замены нужных движений моторными шаблонами и стереотипами. Характерны системные персеверации (по Лурия) — персеверации целых двигательных программ. Наибольшие трудности для таких больных вызывает смена программ движений и действий. При грубом распаде произвольной регуляции движений у больных наблюдаются симптомы эхопраксии в виде подражательных повторений движений экспериментатора. Данная форма апраксии наиболее ярко проявляется при поражении левой префронтальной области мозга.

По Липманну, различают следующие виды апраксии: а) кинетическая апраксия конечностей; б) идеомоторная апраксия; в) иде-аторная апраксия; г) оральная апраксия; д) апраксия туловища; е) апраксия одевания.

В качестве относительно самостоятельной формы этих нарушений выделяется расстройство письма — аграфия.

а) Кинетическая апраксия конечностей.

Нарушается выполнение простых действий, в том числе и жестов (например, с нужным усилием пошевелить пальцами или кистью руки) при сохранении объема, мышечной силы и активности движений, а также возможности самообслуживания — больные могут самостоятельно есть, одеваться и т. д.

Общая схема выполнения отдельных жестов сохранена, но нарушается осуществление простых действий, которые включены в жесты, преимущественно связанные с определенной символикой — «помахать рукой и кистью руки на прощание», «поманить пальцем к себе».

Так, при задании «погрозить пальцем», больной производит движение указательным пальцем и назад в сагиттальной плоскости.

При кинетической апраксии движения становятся как бы деформированными: нечеткими, неловкими, более грубыми, часто неточно направленными, создается впечатление, что они теряют свою цель, но в отличие от атаксии координация мышц агонистов и антагонистов не нарушается. Кинетическая апраксия конечности односторонняя, она в значительной мере сходна с «афферентным парезом», при котором движения тоже становятся менее дифференцированными, но здесь явления атаксии нередко выступают на первый план, возникает диффузное сокращение мышц агонистов и антагонистов — движение «руки-лопаты».

б) Идеомоторная апраксия (моторная апраксия, или апраксия выполнения Дежерина). Нарушается выполнение различных намеренных действий — действий по команде, тогда как спонтанно они осуществляются правильно.

Больной может описать план заданных по команде действий, но не знает, как их реализовать, какие движения необходимы для их осуществления. Например, по заданию или по подражанию не может сжать кулак, показать рукой ухо, зажечь спичку и т. д.

Вместе с тем автоматически в реальной ситуа¬ции эти действия выполняются, например, закуривая, больной зажигает спичку. Особенно трудно выполнимым является осуществление действий в отсутствие объекта. Больные не могут показать, как пилят дрова, размешивают сахар в стакане ложечкой, забивают гвоздь молотком и т.п.

Движения становятся диффузными, смешиваются с движениями, используемыми в других действиях, деформируются, возникают синкинезии. В отличие от кинетической апраксии конечностей символические жесты выполняются легко.

По мнению многих авторов, изучавших апраксии, развитие двусторонней идеомоторной апраксии наиболее часто возникает при поражении надкраевои извилины левой теменной доли. Если поражение захватывает области, близкие к задней центральной извилине, возникает кинетическая апраксия конечностей.

Более диффузные поражения теменной доли, включающие и угловую извилину, приводят к сочетанию идеомоторной и идеаторной апраксии. Выделение каждой из описанных форм апраксии в «чистом» виде — относительно редкое событие в практике. Идеомоторная апраксия возникает и при поражении правого полушария (у правшей) и даже мозолистого тела в его средних отделах. В этих случаях она отмечается преимущественно в левой руке.

Идеомоторная апраксия, по мнению большинства авторов, возникает при поражении надкраевои извилины теменной доли левого полушария, и в этом случае она двусторонняя. Реже эта форма апраксий возникает при поражении теменной области правого полушария, в этом случае дефект ограничивается левыми конечностями.

в) Идеаторная апраксия. Встречается в изолированном виде довольно редко. Нарушается выполнение сложных действий, тре бующих для своей реализации определенной последовательности, при сохранности выполнения простых действий. Каждый фрагмент, входящий в состав сложного действия, выполняется правильно, особенно при копировании его.

Например, если больному дать го рящую спичку, он может зажечь свечу или размешать ложкой сахар в стакане чая, если он уже насыпан в стакан. Осуществить же весь комплекс и последовательность сложных действий — взять коробок, вытащить спичку, зажечь ее, затем зажечь свечу — боль ной не может.

В осуществлении сложных действий он становится совершенно беспомощным — при том же задании самостоятельно зажечь свечу больной долго вертит коробок, царапает спичкой дру гую сторону коробка, кладет незажженную спичку в рот, чиркает по коробку другим концом спички, в котором нет серы.

Упрощая, можно сказать, что при идеомоторной апраксий больной не знает, как осуществить действие, а при идеаторной — в какой последова тельности его осуществить. Идеаторная апраксия, по мнению большинства авторов, всегда двусторонняя и возникает при поражении угловой и частично над-краевой извилин доминантного полушария (у правшей левого).

Как специализированные виды идеомоторной апраксий выделяются: оральная апраксия, апраксия туловища, апраксия одевания.

г) Оральная апраксия. Нарушаются целенаправленные наме ренные движения, осуществляемые с помощью языка и губ.

Боль ные не могут выполнить по заданию простые артикуляторныв позы: оттопырить языком щеку, заложить язык за верхнюю или нижнюю губу, дотронуться кончиком языка до уголков губ или верхней губы и т.д.

Нарушается выполнение символических движений, также осуществляемых с помощью языка и губ, например посвистеть, по цокать или пощелкать языком, чмокнуть губами, показать, как сплевывают.

Очень редко встречается апраксия глотания, но ряд авторов относят чаще ее к лицевой, а не оральной апраксии Отнесение оральной апраксий к идеомоторной оправдано — движения, которые не выполняются по заданию, легко осуществляются во время еды, в процессе речи и т.д. Оральная и символическая оральная апраксии в той или иной степени, вместе или раздельно, практически всегда сопровождают моторные (афферентные) афазии.

Возникают при поражении нижних участков постцентральной извилины доминантного полушария, вероятно, с захватом прилежащих отделов теменной доли.

д) Апраксин туловища. Нарушается способность правильно расположить туловище и нижние конечности в пространстве, для того чтобы стоять, сидеть или ходить.

Это приводит к расстройствам, обозначенным в неврологической литературе как астазия-абазия. Вместе с тем при этих нарушениях движения в нижних конечнос тях сохраняются практически в полном объеме.

Локализация: те менная область, часто с нарушением связи с зрительным,бугром (оба полушария).

е) Апраксин одевания. Рассматривается рядом авторов в каче стве одной из форм идеаторной апраксии с нарушением сложной последовательности действий при одевании. У больных утрачивается способность последовательно вы¬полнить ряд действий, необходимых, чтобы одеться или раздеться.

Больные не в состоянии сориентировать части одежды в отношении своего тела. Например, пытаясь надеть рубашку, больной стремится натянуть ее на голову, просовывая в правый рукав левую руку и, наоборот, одевает застежкой назад.

Трудности возникают при надевании носков, ботинок, застегивании и расстегивании пуговиц, шнуровки ботинок и т. д.

Возникает апраксия одевания при поражении теменной доли (угловая извилина) левого полушария.

Источник: https://students-library.com/library/read/54301-apraksii

Апраксия: что это такое, причины, симптомы, лечение, прогноз

Кинетическая апраксия

Апраксия — это неврологическое расстройство, характеризующееся неспособностью выполнять заученные (знакомые) движения по команде, даже если команда понятна и существует желание выполнить это движение. Желание и способность двигаться существуют, однако человек просто не может выполнить действие.

Пациенты с апраксией не могут пользоваться предметами или выполнять такие действия, как завязывать шнурки, застегивать пуговицы на рубашке и т. д..

Больным сложно удовлетворить требования повседневной жизни.

Пациенты, у которых нарушена способность говорить (афазия), но не подвержены апраксии, могут жить относительно нормальной жизнью; те, у кого значительная апраксия, почти всегда от кого-то зависят.

Апраксия бывает в нескольких разных формах:

  • Кинетическая апраксия конечностей — это невозможность совершать точные движения пальцем, рукой или ногой. Примером является невозможность пользоваться ручкой, несмотря на то, что пострадавший понимает, что должно быть сделано, и делал это в прошлом.
  • Идеомоторная апраксия — неспособность выполнить действия по побуждениям извне или по подражанию кому либо.
  • Концептуальная апраксия во многом похожа на идеомоторную атаксию, но предполагает более глубокую неисправность, при которой функция инструментов больше не понимается.
  • Идеальная апраксия — это неспособность создавать план для конкретного движения.
  • Буккофациальная апраксия (иногда называемая лицево-оральной апраксией) — это неспособность координировать и выполнять движения лица и губ, такие как свист, подмигивание, кашель и т. д. по команде. Эта форма включает словесную или речевую апраксию, возможно, наиболее распространенную форму расстройства.
  • Конструкционная апраксия влияет на способность человека рисовать или копировать простые диаграммы или строить простые фигуры.
  • Окуломоторная апраксия — это состояние, при котором пациентам трудно двигать глазами.

Симптоматика

Признаки, по которым можно точно распознать апраксию, это нарушения в работе мышц лица, проблематичность в выполнении точных движений, неспособность повторить, проблемы в использовании определенных инструментов, неспособность одеться.

О нарушении ходьбы можно говорить, когда человек сильно сутулиться, появляется неправильная (шаркающая) походка, человек при ходьбе может неожиданно остановиться, ему тяжело перешагнуть через препятствие. Часто больной даже не замечает изменений в поведении или движениях, они его не беспокоят. Отклонение могут обнаружить врачи, проведя ряд неврологических исследований.

Симптомы данного заболевания проявляются когда:

  • человеку сложно повторить ряд манипуляций по четной команде, он просто не понимают этой последовательности;
  • пациенты теряются в пространстве, следовательно, не могут выполнить ориентировочные движения;
  • шаги небольшие, движения скованные;
  • пациенты не могут одеться;
  • наблюдается персеверация определенного движения;
  • сложно открыть глаза.

Признаки и симптомы

Основным симптомом апраксии является неспособность человека выполнять движения при отсутствии какого-либо физического паралича. Команды для перемещения понятны, но не могут быть выполнены.

Когда начинается движение, оно обычно очень неуклюже, неконтролируемо и неуместно. В некоторых случаях движение может произойти непреднамеренно.

Апраксия иногда сопровождается потерей человеком способности понимать или использовать слова (афазией).

Определенные типы апраксии характеризуются неспособностью выполнять определенные движения по команде. Например, при апраксии шейно-лицевой области больной человек не может кашлять, свистеть, облизать губы или подмигивать, когда его об этом просят. При конструкционном типе болезни человек не может воспроизвести простые узоры или скопировать простые рисунки.

Патогенез

Механизм формирования организованных во времени и пространстве сложных движений находится в стадии изучения. Известно, что нейрофизиологическую основу последовательных действий обеспечивает широкая сеть межнейрональных контактов различных анатомо-функциональных зон обоих полушарий.

Содружественная работа всех отделов системы необходима для выполнения давно отработанных и новых действий. Преимущественная роль доминантного полушария наблюдается при осуществлении сложно организованных движений, направленных на решение новой задачи, лежащей вне привычного поведения.

Апраксия возникает при нарушении функции отдельных участков системы под действием указанных выше этиологических факторов.

Сложная организация системы праксиса, вхождение в неё различных церебральных структур обеспечивает широкую вариативность клинической картины, существование многочисленных видов апраксии.

Причины

Апраксия возникает в результате дефекта мозговых путей, которые содержат память об изученных моделях движения.

Повреждение может быть результатом определенных метаболических, неврологических или других нарушений, которые затрагивают мозг, особенно лобную долю (нижняя теменная доля) левого полушария головного мозга.

В этом регионе сохраняются сложные трехмерные представления ранее изученных моделей и движений. Пациенты с апраксией не могут восстановить эти модели сохраненных квалифицированных движений.

Окуломоторная апраксия является доминирующей генетической особенностью. Ген этого состояния был обнаружен в хромосоме 2p13. Каждая хромосома имеет короткое плечо, обозначенное «p», и длинное плечо, обозначенное «q».

Хромосомы далее подразделяются на множество полос, которые пронумерованы. Например, «хромосома 2р13» относится к полосе 13 на коротком плече хромосомы 2.

Пронумерованные полосы указывают местоположение тысяч генов, присутствующих в каждой хромосоме.

Генетические заболевания определяются двумя генами, один из которых получен от отца, а другой — от матери.

Диагностика

Из-за отсутствия единой классификации, точного понимания патогенеза и морфологического субстрата выявление апраксии является непростой задачей для невролога. Диагностика осуществляется на фоне исключения прочих механизмов двигательных нарушений, определения характера церебрального поражения. Обследование пациента включает:

  • Неврологический осмотр . Направлен на оценку чувствительной, двигательной, когнитивной сферы. Помогает обнаружить сопутствующую очаговую симптоматику (парезы, расстройства чувствительности, экстрапирамидные гиперкинезы, мозжечковую атаксию, дисфункцию черепных нервов, нарушения памяти, мышления). Нарушения праксиса могут сочетаться с парезом, гипестезией. В таких случаях диагноз «апраксия» устанавливается, если существующие двигательные нарушения не укладываются в рамки указанных расстройств.
  • Нейропсихологические пробы . Проводится ряд тестов, в которых пациент совершает действия по инструкции, копирует позы и движения врача, составляет целое из частей, производит действия с одним/несколькими предметами и без них. Отдельные пробы осуществляются с закрытыми глазами. Анализ результатов включает оценку количества и характера ошибок выполнения тестов.
  • Нейровизуализацию . Производится при помощи КТ, МРТ, МСКТ головного мозга. Позволяет диагностировать очаг поражения: опухоль, зону инсульта, абсцесс, гематому, воспалительные фокусы, атрофические изменения.

Связанные расстройства

Следующее расстройство может быть связано с апраксией как вторичной характеристикой. Для дифференциальной диагностики она не обязательна:

Афазия — это нарушение способности понимать или использовать язык. Обычно происходит в результате повреждения языковых центров головного мозга (коры головного мозга).

Затронутые люди могут выбирать неправильные слова в разговоре и иметь проблемы с интерпретацией устных сообщений. Дети, рожденные с афазией, могут вообще не разговаривать.

Логопед может оценить качество и степень афазии и помочь обучить тех людей, которые чаще всего взаимодействуют с пострадавшим, способами общения.

Описание

Апраксия понимается как моторная неисправность, которая не может быть объяснена основной двигательной инвалидностью: нет паралича или нарушения координации. Тем не менее, пострадавшие не могут совершать произвольные, целенаправленные движения или обрабатывать предметы (например, столовые приборы или инструменты).

Апраксия обычно является следствием повреждения левой половины мозга (например, при инсульте). Обычно он поражает обе половины тела и, в большинстве случаев, сопровождается одновременным нарушением речи (афазия). Часто апраксия сопровождается параличом правой стороны тела, так что последствия дисфункции можно увидеть только на левой (все еще подвижной) стороне.

Стандартные методы лечения

Когда апраксия является симптомом основного расстройства, это заболевание или состояние необходимо лечить. Физическая и профессиональная терапия могут быть полезны для пациентов с инсультом и травмой головы.

Когда апраксия является симптомом другого неврологического расстройства, необходимо лечить основное состояние.

В некоторых случаях дети с апраксией могут научиться компенсировать дефицит по мере взросления с помощью программ специального образования и физиотерапии.

Логопедия и специальное образование могут быть особенно полезны при лечении пациентов с апраксией развития речи.

Как это выглядит?

Признаки апраксии:

  • отсутствие навыков контроля мимических мышц лица;
  • затруднения при одевании (проблемы с завязыванием шнурков и застегивания молнии);
  • отсутствие навыков координации пальцев рук и кисти (возникают проблемы при рисовании элементарных элементов);
  • затруднения при соотношении использования предметов и рода деятельности, где они должны задействоваться;
  • нарушения при ходьбе;
  • человек не может перешагнуть или обойти препятствие;
  • отмечается ранее отсутствовавшая сутулость.

Особенности речи детей с вербальной диспраксией

Поговорим подробнее об артикуляционной диспраксии. Это один из видов недоразвития речи. Состояние характеризуется нарушениями произносительной функции из-за паралича артикуляционного аппарата.

При диспраксии, связанной с вербальными нарушениями, обнаруживаются следующие отклонения в звуковой речи:

  • искажение фонетических характеристик звуков;
  • замены фонем;
  • отсутствие автоматизации звуков;
  • пропуски согласных и гласных звуков;
  • перестановки слогов;
  • смешение освоенных фонем;
  • лексико-грамматические нарушения;
  • сложность в построении фраз, предложений.

Вербальная диспраксия отличается от дизартрии и моторной алалии по многим показателям. Эти заболевания не стоит путать, поскольку подход к коррекции нарушений разный.

Отличия от дизартрии

Артикуляционная диспраксия отличается от дизартрии следующим:

  • Ребенок ищет артикуляционную позу
  • Если фонема, слово знакомы ребенку и автоматизированы, то он произнесет его правильно с большей вероятностью
  • Наличие ошибок в речи зависит от произносительных условий. Если малыш повторяет чужую фразу, фонему, то произнесет ее правильно. При условии эмоциональной возбужденности в речи ошибки встречаются намного чаще.

Отличия от моторной алалии

Оральная диспраксия имеет следующие отличительные признаки:

  • богатый словарный запас;
  • правильное грамматическое оформление предложений, фраз;
  • относительная свобода при составлении текстов для собственных высказываний;
  • способность играть со словами, например, составлять рифмы.

Источник: https://cosmeton.ru/deti/apraksiya-chto-eto.html

Апраксия и её виды

Кинетическая апраксия

Сегодня поговорим про произвольные движения и действия, которые при поражении коры больших полушарий головного мозга, нарушаются и называются апраксиями.

Что там нарушается-то?

Праксис – это комплекс процессов, который помогает человеку совершать двигательные акты. Это движения, которые выполняются на автомате. Для праксиса нужны и зрительные, и пространственные ориентиры, и контроль за выполняемыми действиями.

Когда движения человека нарушаются, то есть наблюдается расстройство праксиса, говорят про апраксии. Обратите внимание, что эти нарушения не связаны с параличом. 

Почему появляется апраксия?

Нарушения праксиса отмечаются при повреждении различных отделов головного мозга (коры, подкорковых структур, нервных путей). Поражения могут возникнуть по причине опухолей, инсультов, черепно-мозговых травм, инфекционных заболеваний и различных дегенеративных процессов.

Какие виды апраксии бывают и как их выявляют?

  • При кинестетической апраксии (поражение нижних постцентарльных отделов коры мозга) у человека возникают трудности в выполнении тонких, точных движений (например, застегнуть пуговицу на рубашке, взять в руку иглу, ручку, вилку, расчесать волосы, завязать шнурки, почистить зубы). Осуществление таких действий затруднено, движения плохо управляемы, такое явление называют «рука-лопата». 

Кроме того, нарушаются письмо и позы (больной не может показать, как налить чай в кружку, закурить сигарету). Если поражение находится в левом полушарии, то апраксия отмечается в обеих руках, если же повреждено правое полушарие, то апраксия наблюдается только в левой руке.

Как проверяют?

Для диагностики кинестетической апраксии используют нейропсихологическую пробу «праксис позы пальцев», которая заключается в том, что обследуемый должен в быстром темпе повторять движения рук за психологом (сомкнуть указательный и большой пальцы, положить средний палец на указательный, дотронуться большим пальцем до мизинца и проч.) При кинестетической апраксии человек долго (и зачастую безуспешно) подбирает пальцы и нужную позу для них.

Проба «Праксис позы пальцев»

Также для диагностики используют другую пробу, в которой необходимо установленную позу пальцев на одной руке с закрытыми глазами повторить на другой.

Кроме того, проверяют и тонкую моторику, просят человека показать простые движения, не используя при этом никаких предметов (вдеть воображаемую нитку в иголку).

  • При оральной апраксии наблюдаются нарушения артикуляции и сложных движений губ и языка. При повреждениях левого полушария нарушается вся речь, а при поражениях правого – только некоторые движения, речь становится нечёткой. 

Как проверяют?

Человека просят оттопырить языком щёку, дотронуться языком до уголков рта, посвистеть, надуть щёки.

  • При кинетической апраксии (поражение нижних премоторных отделов коры мозга) нарушаются последовательность и переключение с одного движения на другое (человек не может печатать на клавиатуре компьютера, играть на музыкальных инструментах, танцевать). Также могут возникать речевые кинестезии, при которых затруднено переключение с одного речевого элемента на другой (наблюдается скандированная речь). 

Как проверяют?

Просят произнести вслух, например, слово «строитель». Больной произносит его будто по слогам: с…, ст…, стро…, строит…, строитель.

Также используют методику «Забор», в которой человеку предлагается повторить по образцу прорисовку элементов, без отрыва ручки от листа бумаги. При кинетической апраксии наблюдаются элементарные персеверации, то есть застревание на предыдущем движении, бесконечное продолжение начавшегося действия.

Нейропсихологическая проба «Забор»

Кроме того, используют пробу на динамический праксис, в которой психолог показывает серию из трёх движений, которую необходимо повторить обследуемому. При кинетической апраксии движения становятся отрывистыми, не получается достичь автоматизированных действий. Речь не запускает движения, то есть даже проговаривание не помогает правильно выполнить последовательность.

Проба на динамический праксис

  • При регуляторной апраксии (поражение лобных отделов левого полушария) нарушается выполнение произвольных движений, страдает поведение в целом, движения превращаются в неосознаваемые акты. У человека полностью отсутствуют мотивация, программирование задуманных действий и контроль за их выполнением. Действия становятся привязанными к предмету. Могут отмечаться бесконтрольные подражательные повторения движений за психологом. При лёгкой степени регуляторной апраксии мотивация сохраняется, но человек не доводит до конца начатые движения. Также характерны системные персеверации (то есть персеверации не элементов двигательной программы, а всей программы в целом).

Как проверяют?

Используют всё ту же пробу «Забор», в которой отмечаются упрощение рисунка, увеличение почерка, дезорганизация движений.

Также применяются пробу на условно-рефлекторную реакцию, если психолог стучит по столку один раз, больной должен поднять правую ладонь, если два раза – левую. При регуляторной апраксии человек бездумно поднимает ладони попеременно, не может соотнести свои действия с меняющимся стуком.

Также используют пробу «реципрокная координация», когда одну кисть сжимают в кулак, а вторую располагают в закрытую ладонь. Обследуемого просят попеременно сменять положение рук. Обычно при регуляторной апраксии движения выполняются не одновременно, а по очереди или же начинают правильно, но быстро переходят на синхронное выполнение (то есть обе руки в кулак или обе руки в закрытую ладонь).

Проба на реципрокную координацию

  • При пространственной апраксии (поражении теменно-затылочных отделов коры) человек в своих движениях путает лево и право, горизонтально и вертикально, верх и низ. Ему становится крайне затруднительно одеться, застелить кровать.

Как проверяют?

Для диагностики пространственной апраксии используют пробу Хеда, в которой психолог показывает позу рук (например, правой рукой дотрагивается до левой мочки уха, а левой – до кончика носа). Обследуемый должен повторить эту позу, но не зеркально, а именно так, как и психолог. При поражении правого полушария наблюдаются промахи и неточности воспроизведения. 

Проба Хеда

  • При конструктивной апраксии (поражение зоны ТПО + теменные отделы) человек не может составить целый предмет из его частей. Больные не могут собрать пазл, перерисовать рисунок, находящийся к ним кверху ногами, путаются верх-низ, лево-право. Ошибки могут быть разнообразными (копирование рисунка без переворота, то есть кверху ногами, игнорирование элементов рисунка и проч.).

Источник: https://medpsy.world/2018/12/15/%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D0%B5%D1%91-%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B/

Апраксия

Кинетическая апраксия

Апраксия — расстройство способности выполнять последовательные действия при сохранении необходимого объёма сенсорных и двигательных функций. Возникает при поражении различных отделов коры, подкорковых узлов.

Диагностируется по данным неврологического обследования, включающего специфические нейропсихологические пробы. Причина выявленных нарушений определяется при помощи методов нейровизуализации (МРТ, КТ, МСКТ).

Лечение апраксии зависит от этиологии поражения, осуществляется с применением медикаментозных, нейрохирургических, реабилитационных методик.

Праксис — в переводе с греческого «действие», в медицинском понимании — высшая нервная функция, обеспечивающая способность совершать целенаправленные последовательные действия. Обучение умелому выполнению сложных двигательных актов происходит в детстве при участии различных зон коры и подкорковых ганглиев.

В последующем часто выполняемые повседневные действия доходят до уровня автоматизмов, обеспечиваются преимущественно подкорковыми структурами. Утрата приобретённых двигательных навыков при сохранности двигательной сферы, нормального мышечного тонуса получило название апраксия. Впервые термин был предложен в 1871 году.

Подробное описание нарушения сделано немецким врачом Липманном, создавшим в начале XX века первую классификацию патологии.

Апраксия

Нарушения праксиса возникают при повреждении различных участков головного мозга: коры, подкорковых образований, нервных путей, обеспечивающих их взаимодействие. Наиболее часто апраксия сопровождает поражение лобно-теменных корковых областей. Повреждающими этиофакторами выступают:

  • Опухоли головного мозга. Внутримозговые новообразования (глиома, астроцитома, ганглионейробластома), прорастающие в кору, подкорковые центры, оказывают повреждающее действие на участвующие в обеспечении праксиса зоны.
  • Инсульты. Геморрагический инсульт (кровоизлияние в головной мозг) возникает при разрыве в стенке церебрального сосуда, ишемический — при тромбоэмболии, спазме мозговых артерий.
  • Черепно-мозговые травмы. Апраксию вызывает непосредственное повреждение ответственных за праксис церебральных участков, их вторичное поражение вследствие образования посттравматической гематомы, отёка, ишемии, воспалительной реакции.
  • Инфекционные поражения. Энцефалиты, менингоэнцефалиты различной этиологии, абсцессы головного мозга с локализацией воспалительных очагов в коре, подкорковых ганглиях.
  • Дегенеративные процессы. Заболевания, сопровождающиеся прогрессирующей корковой атрофией: деменция, болезнь Пика, Альцгеймера, алкогольная энцефалопатия, кортикобазальная дегенерация. Обусловлены хронической церебральной ишемией, токсическим поражением (алкоголизм), дисметаболическими нарушениями (сахарный диабет), генетическими факторами.

К факторам риска, повышающим вероятность развития расстройств праксиса, относят возраст старше 60 лет, наследственную предрасположенность, гипертоническую болезнь, инсульт в анамнезе, сердечно-сосудистые заболевания, хронический алкоголизм.

Механизм формирования организованных во времени и пространстве сложных движений находится в стадии изучения. Известно, что нейрофизиологическую основу последовательных действий обеспечивает широкая сеть межнейрональных контактов различных анатомо-функциональных зон обоих полушарий.

Содружественная работа всех отделов системы необходима для выполнения давно отработанных и новых действий. Преимущественная роль доминантного полушария наблюдается при осуществлении сложно организованных движений, направленных на решение новой задачи, лежащей вне привычного поведения.

Апраксия возникает при нарушении функции отдельных участков системы под действием указанных выше этиологических факторов.

Сложная организация системы праксиса, вхождение в неё различных церебральных структур обеспечивает широкую вариативность клинической картины, существование многочисленных видов апраксии.

Предложенное Липманном разделение расстройств праксиса по уровню сбоя в цепочке формирования последовательного действия применяется в зарубежной неврологии и в настоящее время. В соответствии с данной классификацией апраксия разделяется на:

  • Идеомоторную. Проявляется сложностями при выполнении простых двигательных актов. Наблюдается при поражении теменной доли в области надкраевой и угловой извилины, премоторной зоны, путей сообщения между ними, межполушарных корковых и корково-подкорковых связей.
  • Идеаторную. Связана с трудностями последовательного совершения сложных действий при правильном выполнении их отдельных частей. Специфичные зоны церебрального повреждения не определены. Идеаторная апраксия встречается при поражении теменных, лобных долей, подкорковых структур.
  • Лимбико-кинетическую. Характеризуется отсутствием ловкости и быстроты тонких движений, видна преимущественно в пальцах кисти. Возникает контрлатерально очагу поражения. Ряд авторов связывает лимбико-кинетическую форму с повреждением премоторной коры лобной доли, нарушением её связей с базальными структурами. Другие исследователи указывают на отсутствие чётких отличий данной патологии от лёгких нарушений двигательной сферы (пирамидной недостаточности).

Отечественные неврологи пользуются классификацией основателя советской нейропсихологии А.Р. Лурия, предполагающей разделение нарушений праксиса по механизму их возникновения. Соответственно, апраксия делится на:

  • Кинетическую — расстройство динамики акта движения, нарушение переходов между отдельными простыми движениями, формирующими единое сложное действие. Апраксия носит двусторонний характер, менее выражена на стороне поражения.
  • Кинестетическую — нарушение тонких действий (застёгивание пуговиц, завязывание шнурков) вследствие утраты способности подбирать необходимые движения.
  • Пространственную — трудности выполнения пространственно-ориентированных действий (одевание, застилание постели). Отдельным подвидом выступает конструктивная апраксия — утрата способности создавать целое из отдельных частей.
  • Регуляторную — затруднения в планировании, контроле, усвоении выполнения новых сложных действий.

Поскольку сложный механизм праксиса точно не установлен, некоторые современные авторы подвергают указанные классификации критике, предлагают различать формы апраксии с учетом конкретных функциональных нарушений. Согласно этому принципу выделяется апраксия одевания, апраксия ходьбы, апраксия манипуляций с предметами и пр.

Единым клиническим симптомом выступает расстройство выполнения действий при сохранности необходимого объёма сенсомоторной функции. У больных отсутствуют нарушения чувствительности, парезы, выраженные изменения мышечного тонуса.

Их конечности способны выполнять движения на уровне здорового человека. Действие не реализуется из-за утраты последовательности движений.

Апраксия может протекать на фоне других расстройств высшей нервной деятельности (агнозии, амнезии), снижения когнитивной сферы.

Кинетическая апраксия характеризуется нарушением плавности перехода между последовательными элементами действия, «застреванием» пациента на выполнении отдельного двигательного элемента. Типичны грубые неловкие движения. Расстройство касается и новых, и привычных действий.

При кинестетической форме пациент неспособен выполнять тонкие движения пальцами (застёгивать/расстёгивать пуговицы, шить, завязывать узлы), придать рукам показанную врачом позу, в процессе действия не может подобрать необходимое положение пальцев. Отсутствие зрительного контроля усугубляет ситуацию.

Больной утрачивает способность демонстрировать действие без предмета (не имея чашки, показать движения, необходимые для наливания воды в чашку).

Пространственная апраксия проявляется расстройством представлений «право/лево», «верх/низ», сочетается с пространственной агнозией. Пациент не может самостоятельно одеться, собрать предмет из частей, при поражении доминантного полушария затрудняется написание букв.

Регуляторная апраксия отличается сохранностью простых, привычных действий на фоне нарушенного выполнения новых. Двигательные акты характеризуются шаблонностью.

Реализация новой программы действий (задания разжечь свечу при помощи спички) сопровождается соскальзыванием на простые автоматизированные операции (у курящих — попыткой раскурить свечу подобно сигарете), выполнением отдельного фрагмента (зажиганием и гашением спички).

Стойкая апраксия приводит к инвалидизации, степень которой зависит от формы патологии. Пациент оказывается профессионально несостоятельным, зачастую неспособным к самообслуживанию. Осознание собственного дефекта вызывает тяжёлый психологический дискомфорт, способствует социальной дезадаптации.

Из-за отсутствия единой классификации, точного понимания патогенеза и морфологического субстрата выявление апраксии является непростой задачей для невролога. Диагностика осуществляется на фоне исключения прочих механизмов двигательных нарушений, определения характера церебрального поражения. Обследование пациента включает:

  • Неврологический осмотр. Направлен на оценку чувствительной, двигательной, когнитивной сферы. Помогает обнаружить сопутствующую очаговую симптоматику (парезы, расстройства чувствительности, экстрапирамидные гиперкинезы, мозжечковую атаксию, дисфункцию черепных нервов, нарушения памяти, мышления). Нарушения праксиса могут сочетаться с парезом, гипестезией. В таких случаях диагноз «апраксия» устанавливается, если существующие двигательные нарушения не укладываются в рамки указанных расстройств.
  • Нейропсихологические пробы. Проводится ряд тестов, в которых пациент совершает действия по инструкции, копирует позы и движения врача, составляет целое из частей, производит действия с одним/несколькими предметами и без них. Отдельные пробы осуществляются с закрытыми глазами. Анализ результатов включает оценку количества и характера ошибок выполнения тестов.
  • Нейровизуализацию. Производится при помощи КТ, МРТ, МСКТ головного мозга. Позволяет диагностировать очаг поражения: опухоль, зону инсульта, абсцесс, гематому, воспалительные фокусы, атрофические изменения.

Необходимо дифференцировать апраксию от экстрапирамидных расстройств, пирамидной недостаточности, сенсорной атаксии, мозжечковых нарушений, агнозии. Формулировка диагноза должна содержать указание на основное заболевание (травму, инсульт, энцефалит, болезнь Альцгеймера и др.).

Терапия проводится в отношении причинного заболевания. По показаниям применяют фармакотерапию, нейрохирургическое лечение, восстановительные методики.

Медикаментозная терапия включает:

  • Улучшение церебральной гемодинамики. Сосудистая терапия при острых и хронических ишемических поражениях производится с применением сосудорасширяющих (винпоцетин), тромболитических (гепарин), улучшающих микроциркуляцию (пентоксифиллин) средств. При геморрагическом инсульте производится введение препаратов аминокапроновой кислоты, ангиопротекторов.
  • Нейропротекторную терапию. Направлена на повышение устойчивости нейронов к гипоксии, дисметаболическим сдвигам при острых нарушениях мозгового кровообращения, травмах, воспалительных процессах.
  • Ноотропную терапию. Ноотропы (пирацетам, гамма-аминомасляная кислота, гинкго билоба) повышают активность нейронов, улучшают межнейрональное взаимодействие, способствует восстановлению когнитивных функций.
  • Этиотропное лечение нейроинфекций. Соответственно этиологии проводится антибиотикотерапия, противовирусное, антимикотическое лечение.

Нейрохирургические вмешательства выполняются по показаниям с целью восстановления интракраниального кровоснабжения, удаления внутричерепной гематомы, абсцесса, опухоли. Операции осуществляются нейрохирургами экстренно или в плановом порядке.

Реабилитационная терапия базируется на специальных занятиях с врачом-реабилитологом, позволяющих улучшить когнитивные способности, частично компенсировать расстройство праксиса, адаптировать больного к возникшему неврологическому дефициту.

Апраксия имеет различный прогноз, напрямую зависящий от характера причинной патологии. После инсульта, ЧМТ, энцефалита степень восстановления зависит от тяжести поражения, возраста пациента, своевременности оказания квалифицированной медицинской помощи.

Неблагоприятный прогноз имеют неоперабельные опухолевые процессы, прогрессирующие дегенеративные заболевания.

Профилактические мероприятия состоят в предупреждении травм головы, инфекций, канцерогенных воздействий; своевременном лечении сердечно-сосудистых заболеваний, цереброваскулярной патологии.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/zabolevanija_neurology/apraxia

ВашПсихолог
Добавить комментарий