Когда слова повторяются как называется

Что такое лексический повтор в русском языке: как называется когда повторяются слова?

Когда слова повторяются как называется

статьи Загрузка…

Что такое лексический повтор?

Какие есть примеры лексического повтора?

Лексический повтор — это средство связи в тексте между предложениями.Действ­ ительно, при этом повторяется одно и то же слово. Приведу для наглядности вот такой пример:

Но это еще не сказка. Сказка только начинается.

Лексический повтор

Это один из стилистических приёмов в литературе, который имеет говорящее название.

Суть лексического повтора заключается в намеренном повторении слова или речевой конструкции в тексте или стихотворении.

Выделяют 4 вида лексических повторов (все нижеперечисленные термины имеют древнегреческое происхождение):

1) Анадиплосис — последнее слово 1 речевого отрезка повторяется в начале 2 речевого отрезка.

2) Анафора — повторяются начальные части нескольких речевых отрезков.

Я хочу пирожное.

Я хочу мороженое.

3) Эпифора — повторяются конечные части нескольких речевых отрезков.

Сегодня я был на стадионе на футбольном матче.

На очень захватывающем матче.

4) Симплока — представляет собой сочетание анафоры и эпифоры (то есть повторы есть как в начале, так и в конце речевых отрезков).

Лексический повтор – это литературный приём, при котором в тексте намеренно повторяется какое-либо слово или фраза, речевая конструкция. Поэты и писатели используют этот приём для придания тексту большей экспрессивности.

Различают несколько видов лексического повтора:

• Анадиплозис. Когда в начале следующей фразы повторяется конец предыдущей.

• Лексическая анафора. Когда повторяется начальная часть двух или более отрезков текста (часто используется в стихах).

• Симплока. Повтор идёт как в начальной части отрезка речи, так и в конце.

• Эпифора. Повторение слов в конце смежных отрезков речи (в стихах).

Лексический повтор — это как бы такие действия при составлении текста, когда повторяются слова без их замены на синонимы и по большей части это делается специально. Классифицируются такие повторы на 4 группы:

  1. Анадиплозис, когда последнее слово в фразе или предложении является первым в следующей фразе или предложении. (Написал я письмо. Письмо длинное.)
  2. Анафора, когда одни и те же слова повторяются в начале фразы или предложения. (Письмо писал я целый час. Письмо получилось длинным.)
  3. Симплока, когда в первой фразе или предложении слово стоит первым, а во второй последним. (Письмо захотел я отправить. Взял, да написал письмо.)
  4. Эпифора, когда повторяются в конце фразы или предложения. (Написал я письмо. Совсем не длинное моё письмо.)

Что такое лексический повтор. Примеры предложений с лексическим повтором

Лексический повтор — это намеренное повторение одних и тех же слов, одной и той же речевой конструкции в обозримой части текста. Слово при этом повторяется в одинаковой форме.

С помощью этого стилистического приема автор выделяет ключевое слово, важнейшую мысль, на которую хочет обратить внимание. Лексический повтор повышает экспрессивность — эмоциональность текста.

Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Еду, еду в чистом поле; Колокольчик дин-дин-дин… Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!

Предложения с лексическими повторами — как исправить ошибку

Если повтор не выполняет никакой стилистической функции, то он не оправдан и становится ошибкой.

Повтора можно избежать, заменив часть слов в предложении с лексическим повтором синонимами или местоимениями. Вместо « Мы приехали домой, а скоро домой пришла мама » — « Мы приехали домой, а скоро туда же пришла мама ».

Иногда можно просто опустить повторяющиеся слова без потери смысла: « Мы приехали домой, а скоро пришла мама ».

Виды лексических повторов. Лексический повтор, анафора и эпифора

Рефрен — это повторение одной или нескольких строк на протяжении всего произведения. Припев в песне — это рефрен. Другой пример: в стихотворении Игоря Северянина рефреном повторяется строчка «Как хороши, как свежи были розы» — аллюзия к произведению Ивана Метлева.

В те времена, когда роились грезы В сердцах людей, прозрачны и ясны, Как хороши, как свежи были розы

Моей любви, и славы, и весны!

Прошли лета, и всюду льются слезы… Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране… Как хороши, как свежи ныне розы

Воспоминаний о минувшем дне!

Но дни идут — уже стихают грозы. Вернуться в дом Россия ищет троп… Как хороши, как свежи будут розы,

Моей страной мне брошенные в гроб!

Частным случаем лексического повтора является лексическая анафора — повторение определенных слов в начале нескольких предложений, стихотворных строк, строф и т.п.

Другой случай — лексическая эпифора , повторение слов в конце предложений, строк и т.п.

Анафора и эпифора не всегда относятся к лексическим повторам. Повторяться могут не только слова, но и звуки, грамматические конструкции, ритм.

Симплока — это сочетание анафоры и эпифоры, то есть лексический повтор в начале и в конце отрезков речи с вариацией середины. Например: Во поле березонька стояла, во поле кудрявая стояла .

Анадиплосис — прием, при котором конец первой части отрезка повторяется в начале следующей части.

Я на башню всходил, и дрожали ступени.
И дрожали ступени под ногой у меня.

Лексический повтор, тавтология и плеоназм

Лексический повтор не стоит путать с тавтологией (необоснованным повторением близких по смыслу слов — масло масляное ) и плеоназмом (намеренным или ошибочным дублированием смысла — поднялись вверх, путь-дороженька ).

При лексическом повторе автор сознательно дублирует одни и те же слова, привлекая к ним дополнительное внимание.

Примеры предложений с лексическим повтором из русской литературы

Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем , Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством. Клянусь паденья горькой мукой, Победы краткою мечтой; Клянусь свиданием с тобой И вновь грозящею разлукой.

М.Ю. Лермонтов

Лениво дышит полдень мглистый,Лениво катится река —И в тверди пламенной и чистойЛениво тают облака.

Ф.И. Тютчев

Да не робей за отчизну любезную… Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную — Вынесет все, что Господь ни пошлет!

Н.А. Некрасов

И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль… Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль…

И нет конца! Мелькают версты, кручи… Останови! Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови! Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь… Покоя нет! Степная кобылица Несется вскачь!

А.А. Блок

Не для меня придет весна, Не для меня Дон разольётся, Там сердце девичье забьется

С восторгом чувств — не для меня.

Не для меня цветут сады, В долине роща расцветает, Там соловей весну встречает, Он будет петь не для меня.

А. Молчанов

Вы слышите: грохочет барабан. Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней. Уходит взвод в туман, туман, туман А прошлое ясней, ясней, ясней.

Б.Ш. Окуджава

И увиделось впервые,Не забудется оно:Люди теплые, живыеШли на дно, на дно, на дно.

А.Т. Твардовский

Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет.

К.М. Симонов

Не волнуйся, Не плачь, Не трудись, Сил иссякших и сердца не мучай. Ты жива, Ты во мне, Ты в груди, Как опора, Как друг и как случай.

Б.Л. Пастернак

Лексический повтор

  1. Изобразительное средство или ошибка?
  2. Лексический повтор в литературе
  3. Виды лексического повтора
  4. Ошибка
  5. Что мы узнали?

Изобразительное средство или ошибка?

Лексический повтор – это повторение одного и того же или однокоренного слова, а то и нескольких слов. Это может быть специально примененным приемом. Но нередко бывает просто ошибкой и объясняется не стремлением подчеркнуть какую-то мысль особо, а невнимательностью, недостаточным словарным запасом и другими причинами, не имеющими отношения к выразительности текста.

Неоправданный, ошибочный лексический повтор называется «тавтология».

Чтобы различить ошибку и изобразительный прием, давайте определим, с какой целью лексический повтор может быть использован.

Лексический повтор в литературе

Примеры лексического повтора мы встретим во многих произведениях художественной литературы. Чаще всего, применяя его, автор преследует одну из двух целей.

Читать еще:  Пусть говорят анонс на неделю

Лексический повтор придает и стихам, и прозе дополнительный ритм, призванный передать движение или монотонность. Например, в первом стихотворении из цикла А. А.

Блока «На поле Куликовом» автор многократно использует лексический повтор: «Летит, летит степная кобылица», «Идут, идут испуганные тучи» и т.д.

В комплексе с рядами однородных сказуемых это создает ощущения долгого движения по степи.

Очень часто лексический прием призван подчеркнуть, выделить особо какую-то мысль. Например, в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин» мы во многих главах встречаем одни и те же строчки:

Страшный бой идет, кровавый, Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле.

В данном случае автор явно хотел подчеркнуть важную, на его взгляд, мысль.

Виды лексического повтора

Выделяют целый ряд видов лексического повтора в литературном произведении. Остановимся на наиболее важных из них.

Рефрен – это повторение одной или нескольких строк на протяжении всего произведения.

В песнях роль рефрена нередко выполняет припев.

В приведенном выше примере из «Василия Теркина» строки про «бой не ради славы» как раз являются рефреном.

Анафора – в переводе на русский язык означает «единоначатие». Иными словами, несколько стихотворных строк или предложений начинаются одним и тем же словом (или словами). Примером может служить знаменитая песня Б. Ш. Окуджавы:

Пока земля еще вертится,

Пока еще ярок свет, Господи, дай же ты каждому,

Чего у него нет…

Ошибка

Ели же повтор не выполняет никакой функции, то его следует избегать. Для этой цели слово надо заменять синонимами, контекстными синонимами или личными местоимениями.

Рассмотрим пример: «Смелый человек совершает смелые поступки. Но смелые поступки не всегда делают его героем.» В этом отрывке первый повтор можно было бы даже счесть изобразительным средством, но третье слово «смелый» нас убеждает: автор сочинения просто не умеет избегать тавтологии.

Давайте заменим одно из слов синонимом, а другое – местоимением (в данном случае – указательным): «Смелый человек совершает храбрые поступки. Но эти поступки не всегда делают его героем».

А еще лучше (так как позволит избежать и необоснованного повторения слова «поступки») употребить слово «они»: «Но они не всегда делают его героем».

Что мы узнали?

Лексический повтор – это повторение одного и того же слова или группы слов. Лексический повтор может использоваться в литературе для придания экспрессивности, иллюзии движения, для того, чтобы подчеркнуть важную мысль.

С этой целью авторы применяют рефрены, анафоры, эпифоры и т.д. Если повтор не является оправданным (не выполняет никакой функции), он становится ошибкой и его следует избегать, заменяя часть слов синонимами или местоимениями.

Источники:

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/230413-leksicheskij-povtor-chto-eto.html
http://www.anews.com/p/110415269-chto-takoe-leksicheskij-povtor-primery-predlozhenij-s-leksicheskim-povtorom/
http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/leksicheskiy-povtor-primery.html

Что такое лексический повтор в русском языке: как называется когда повторяются слова? Ссылка на основную публикацию Статьи c упоминанием слов: Дом Земля Отношения Россия Человек Язык

Источник: https://vsengin.ru/vse-stati/chto-takoe-leksicheskij-povtor-v-russkom-yazyke-kak-nazyvaetsya-kogda-povtoryayutsya-slova.html

Литературные приемы писателя, которые могут пригодиться каждому

Когда слова повторяются как называется

Писательская деятельность, как упоминалось в одной из наших прошлых статей, это интереснейший творческий процесс со своими особенностями, хитростями и тонкостями.

И одним из самых эффективных способов выделения текста из общей массы, придания ему уникальности, необычности и способности вызвать неподдельный интерес и желание прочесть полностью являются литературные писательские приёмы. Они применялись во все времена.

Сначала непосредственно поэтами, мыслителями, писателями, авторами романов, рассказов и других художественных произведений.

В наше время их активно используют маркетологи, журналисты, копирайтеры, да и вообще все те люди, у которых время от времени возникает необходимость в написании яркого и запоминающегося текста. Но с помощью литературных приёмов можно не только украсить текст, но и дать читателю возможность более точно прочувствовать, что именно хотел донести автор, посмотреть на вещи с его позиции.

Не важно, занимаетесь ли вы написанием текстов профессионально, делаете свои первые шаги в писательском мастерстве или создание хорошего текста просто время от времени появляется в списке ваших обязанностей, в любом случае знать о том, какие существуют литературные приёмы писателя, нужно и важно. Умение ими пользоваться — это очень полезный навык, который может пригодиться каждому, причём не только в написании текстов, но и в обычной речи.

Предлагаем вам ознакомиться с наиболее распространёнными и эффективными литературными приёмами. Каждый из них будет снабжён ярким примером для более точного понимания.

Афоризм

Афоризм — это ёмкая и обобщённая мысль автора, заключающая в себе глубокий философский смысл и выраженная в простой, лаконичной и зачастую яркой форме. Нередко отличительной особенностью афоризма является неожиданность вывода.

ПРИМЕРЫ:

  • «Льстить — значит говорить человеку именно то, что он о себе думает» (Дейл Карнеги)
  • «Бессмертие стоит нам жизни» (Рамон де Кампоамор)
  • «Оптимизм – религия революций» (Жан Банвий)

Ирония

Ирония – это насмешка, в которой истинный смысл ставится в противовес реальному смыслу. Благодаря этому создаётся впечатление, что предмет беседы не является таким, каким кажется на первый взгляд.

ПРИМЕРЫ:

  • Фраза, сказанная лодырю: «Да я смотрю, ты неустанно трудишься сегодня»
  • Фраза, сказанная про дождливую погоду: «Погодка-то шепчет»
  • Фраза, сказанная человеку в деловом костюме: «Привет, ты на пробежку?»

Эпитет

Эпитет – это слово, определяющее какой-либо предмет или действие и при этом подчёркивающее его особенность. При помощи эпитета можно придать выражению или фразе новый оттенок, сделать его более красочным и ярким.

ПРИМЕРЫ:

  • Гордый воин, будь стойким
  • Костюмчик фантастической расцветки
  • Девушка красоты невиданной

Метафора

Метафора – это выражение или слово, в основу которого положено сравнение одного предмета с другим на основании их общей черты, но употребляемое в переносном смысле.

ПРИМЕРЫ:

  • Стальные нервы
  • Дождь барабанит
  • Глаза на лоб полезли

Сравнение

Сравнение – это образное выражение, связывающее между собой различные предметы или явления при помощи каких-либо общих черт.

ПРИМЕРЫ:

  • От яркого света солнца Евгений на минуту ослеп словнокрот
  • Голос моего товарища напоминал скрипржавыхдверныхпетель
  • Кобыла была резвой какпылающийогонь костра

Аллюзия

Аллюзия – это особая фигура речи, в которой содержится указание или намёк на другой факт: политический, мифологический, исторический, литературный и т.д.

ПРИМЕРЫ:

  • Ты — прямо великий комбинатор (отсылка к роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» )
  • Они произвели на этих людей такое же впечатление, какое испанцы — на индейцев Южной Америки (отсылка к историческому факту завоевания Южной Америки конкистадорами)
  • Нашу поездку можно было бы назвать «Невероятные перемещения русских по Европе» (отсылка к кинофильму Э. Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России»)

Повтор

Повтор – это слово или фраза, несколько раз повторяющаяся в одном предложении, придающая дополнительную смысловую и эмоциональную выразительность.

ПРИМЕРЫ:

  • Бедный, бедный мальчуган!
  • Страшно, до чего же страшно ей было!
  • Иди, мой друг, вперёд ты смело! Иди ты смело, не робей!

Олицетворение

Олицетворение – это употреблённое в переносном смысле выражение или слово, посредством которого неодушевлённым предметам приписываются свойства одушевлённых.

ПРИМЕРЫ:

  • Вьюга воет
  • Финансы поют романсы
  • Мороз раскрасил окна узорами

Параллельные конструкции

Параллельные конструкции – это объёмные предложения, позволяющие читателю создать ассоциативную связь между двумя или тремя объектами.

ПРИМЕРЫ:

  • «В синем море волны плещут, в синем море звёзды блещут» (А.С. Пушкин)
  • «Алмаз шлифуется алмазом, строка диктуется строкой» (С.А. Поделков)
  • «Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?» (М.Ю. Лермонтов)

Каламбур

Каламбур – это специальный литературный приём, в котором в одном контексте применяются разные значения одного и того же слова (фраз, словосочетаний), схожих по своему звучанию.

ПРИМЕРЫ:

  • Говорит попугай попугаю: «Попугай, я тебя попугаю»
  • Шёл дождь и мы с отцом
  • «Ценят золото по весу, а по шалостям – повесу» (Д.Д. Минаев)

Контаминация

Контаминация – это появление одного нового слова посредством соединения двух других.

ПРИМЕРЫ:

  • Пиццабой – разносчик пиццы (Pizza (пицца) + Boy (мальчик))
  • Пивонер – любитель пива (Пиво + Пионер)
  • Бэтмобиль – автомобиль Бэтмена (Бэтмен + Автомобиль)

Обтекаемые выражения

Обтекаемые выражения – это фразы, которые не выражают ничего конкретного и скрывают личное отношение автора, вуалируют смысл или затрудняют его понимание.

ПРИМЕРЫ:

  • Мы изменим мир в лучшую сторону
  • Допустимые потери
  • Это не хорошо и не плохо

Градации

Градации – это способ построения предложений таким образом, чтобы однородные слова в них усиливали или понижали смысловое значение и эмоциональную окраску.

ПРИМЕРЫ:

  • «Выше, быстрее, сильнее» (Ю. Цезарь)
  • Капля, капля, дождик, ливень, вот и льёт, как из ведра
  • «Он тревожился, волновался, сходил с ума» (Ф.М. Достоевский)

Антитеза

Антитеза – это фигура речи, в которой используется риторическое противопоставление образов, состояний или понятий, связанных между собой общим смысловым значением.

ПРИМЕРЫ:

  • «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» (А.С. Пушкин)
  • «Кто был никем, тот станет всем» (И.А. Ахметьев)
  • «Где стол был яств, там гроб стоит» (Г.Р. Державин)

Оксюморон

Оксюморон – это стилистическая фигура, которая считается стилистической ошибкой — в ней сочетаются несочетаемые (противоположные по значению) слова.

ПРИМЕРЫ:

  • Живой мертвец
  • Горячий лёд
  • Начало конца

Итак, что же мы видим в итоге? Количество литературных приёмов поражает. Помимо перечисленных нами, можно назвать и такие как парцелляция, инверсия, эллипсис, эпифора, гипербола, литота, перифраз, синекдоха, метонимия и другие.

И именно это многообразие позволяет любому человеку применять эти приёмы повсеместно. Как уже было сказано, «сфера» применения литературных приёмов – это не только писательство, но и устная речь.

Дополненная эпитетами, афоризмами, антитезами, градациями и другими приёмами она станет гораздо ярче и выразительнее, что очень полезно в освоении и развитии навыка оратора.

Однако нельзя забывать и о том, что злоупотребление литературными приёмами может сделать ваш текст или речь напыщенной и отнюдь не такой красивой, как вам того хотелось бы. Поэтому следует быть сдержанным и аккуратным, применяя эти приёмы, чтобы изложение информации было лаконичным и плавным.

Для более полноценного усвоения материала мы рекомендуем вам, во-первых, ознакомиться с нашим уроком, посвящённым ораторским приёмам, а во-вторых, читать больше литературы и обращать внимание на манеру написания или речь выдающихся личностей. Примеров существует огромное количество: от древнегреческих философов и поэтов до великих писателей и риторов современности.

Источник: https://4brain.ru/blog/%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BC%D1%8B-%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F/

Речевые повторы: избавляемся, но без фанатизма

Когда слова повторяются как называется
sh: 1: –format=html: not found

Речевой повтор — самая распространённая стилистическая ошибка.

Неоправданное и навязчивое повторение одного и того же слова действительно портит текст, ведь неумение пользоваться лексическими средствами языка и подбирать синонимы свидетельствует о бедности вашего словарного запаса и делает речь менее выразительной.

Даже если в действительности это не так и слов в нашем распоряжении предостаточно, мозг всё равно ленится и предлагает в качестве универсального варианта одно и то же понятие или определение. «Ужели слово найдено?» Так зачем же искать дальше?!

Но не стоит в стремлении избавиться от чего-либо доходить до абсурда. Нас так запугали лексическими повторами, что на протяжении всего текста мы стараемся не употреблять дважды не то что одно слово, а даже однокоренные слова разных частей речи. К чему это приводит:

— восприятие текста затрудняется, читатель уже не понимает, об одном предмете или лице идёт речь или о разных;

— в качестве синонима подбирается слово, которое не соответствует общей стилистике текста;

— нам может казаться, что слова — синонимы, хотя на самом деле нет, из-за чего утрачивается фактическая точность речи.

Писатель Денис Драгунский, пародируя язык современных СМИ, показал, что может получиться, если механически убрать все речевые повторы:

Наверное, до факультета журналистики многие журналисты ходили в специальный журналистский детский сад. И там строгая воспитательница говорила: «Детки! Не смейте повторять одно и то же слово! А то будет вам а-та-та по попке». Вот с этого перепугу новостники не любят слово «он». Пишут так: «Иван Сидоров попал под автомобиль. Москвич получил травму ноги. Скорая помощь отвезла мужчину в больницу, где менеджеру «Росбанка» сделали операцию. З0-летний выпускник Вышки чувствует себя нормально. Жена отца двухлетней дочери благодарит врачей, которые сохранили здоровье сыну военного пенсионера».

Наверняка эти ребята после детского сада ходили еще и в обычную российскую школу.

От лексических повторов избавляться нужно, но обдуманно! Если одно и то же слово повторяется на протяжении текста иди даже одного абзаца несколько раз — это не всегда ошибка. Тем более если замена влечёт за собой неверное или двусмысленное толкование содержания, затрудняет восприятие текста.

РЕЧЕВЫЕ ПОВТОРЫ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТАХ

Совсем по-другому лексический повтор работает в художественных текстах.

Повтор ключевых слов усиливает смысловую и грамматическую связь частей текста.

Я заметил, что человека втрое больше мучает вид предмета, если он не знает его названия.

Давать имя окружающим вещам — быть может, это одно и отличает человека от другого существа.

Но у меня нет такого запаса слов, чтобы назвать миллионы существ, понятий, вещей, окружающих меня. Это мучит.

Но ещё большее мучение, вероятно, испытывает вещь, лишенная имени: её существование неполноценно. Сонмы неназванных предметовтерзаются вокруг меня и в свою очередь терзают меня самого страшным сознанием того, что я не бог (В. Катаев).

Намеренный лексический повтор может стать стилистической фигурой, придающей тексту экспрессию.

«…Повторенное слово всегда экспрессивно сильнее предыдущего, создает эффект градации, эмоционального нагнетения» (В.Е. Холшевников).

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.В. Гоголь)

Анафора (“единоначалие”) – ещё одна стилистическая фигура, основанная на повторении слов в начале предложения или строфы.

Изморось поливала улицы и проспекты, тротуары и крыши; низвергалась холодными струйками с жестяных желобов. Измороcь поливала прохожих: награждала их гриппами… (А. Белый)

Эпифорафигура, противоположная анафоре, повторение одних и тех же элементов в конце смежных отрезков речи.

Строгий гусь шатался по двору и безмятежно чистил перья. Я догнал его и пригнул к земле, гусиная голова треснула под моим сапогом, треснула и потекла. /…/ Я видел сны и женщин во сне, и только сердце моё, обагрённое убийством, скрипело и текло (И. Бабель).

Источник: https://zen.yandex.com/media/probel/rechevye-povtory-izbavliaemsia-no-bez-fanatizma-5d8cf6ae80879d00afe35091?feed_exp=ordinary_feed&from=channel&rid=2262941740.481.1573182717106.51647&integration=publishers_platform_yandex

Что такое лексический повтор. Примеры предложений с лексическим повтором

Когда слова повторяются как называется

Лексический повтор – это намеренное повторение одних и тех же слов, одной и той же речевой конструкции в обозримой части текста. Слово при этом повторяется в одинаковой форме.

С помощью этого стилистического приема автор выделяет ключевое слово, важнейшую мысль, на которую хочет обратить внимание. Лексический повтор повышает экспрессивность – эмоциональность текста.

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин…
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!

А.С. Пушкин

Предложения с лексическими повторами – как исправить ошибку

Если повтор не выполняет никакой стилистической функции, то он не оправдан и становится ошибкой.

Повтора можно избежать, заменив часть слов в предложении с лексическим повтором синонимами или местоимениями. Вместо «Мы приехали домой, а скоро домой пришла мама» – «Мы приехали домой, а скоро туда же пришла мама».

Иногда можно просто опустить повторяющиеся слова без потери смысла: «Мы приехали домой, а скоро пришла мама».

Средства выразительности речи: таблица

Когда слова повторяются как называется

Таблица, содержащая полный список средств выразительности с определениями и примерами.

Средства выразительности в русском языке можно разделить на:

  1. Лексические средства
  2. Синтаксические средства
  3. Фонетические средства

Лексические средства: тропы

Аллегория — Фемида (женщина с весами) – правосудие.Замена отвлеченного понятия конкретным образом.
Гипербола—Шаровары шириною с Чёрное море (Н. Гоголь)Художественное преувеличение.
Ирония —Откуда, умная, бредёшь ты голова. (Басня И. Крылова).Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому.
Лексический повтор — Озера кругом, озера глубокие.Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания
Литота — Мужичок с ноготок.Художественное преуменьшение описываемого предмета или явления.
Метафора — Сонное озеро города (А. Блок)Переносное значение слова, основанное на сходстве
Метонимия — Класс зашумелЗамена одного слова другим на основе смежности двух понятий
Окказионализмы — Плоды образования.Художественные средства, образованные автором.
Олицетворение —Дождь идёт. Природа радуется.Наделение неживых е предметов наделяют свойствами живых.
Перифраз—Лев = царь зверей.Подмена слова схожим по лексическому значению выражением.
Сарказм —Сарказма полны произведения Салтыкова-Щедрина.Язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии.
Сравнение —Молвит слово – соловей поёт.В сравнении есть и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Часто используются союзы: как, словно, будто.
Синекдоха —Каждую копейку в дом несет (деньги).Перенос значения по количественному признаку.
Эпитет—«румяная заря», «золотые руки», «серебряный голос».Красочное, выразительное определение, которое основывается на скрытом сравнении.
Синонимы— 1)бежать – мчаться. 2)Шум(шелест) листвы.1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению. 2) Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста
Антонимы —оригинал – подделка, чёрствый – отзывчивыйСлова, имеющие противоположенные значения
Архаизм—очи — глаза, ланиты — щёкиУстаревшее слово или оборот речи

Синтаксические средства

Анафора — Не напрасно шла гроза.Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк.
Антитеза — Волос длинный – ум короткий;​​​​​​.Противопоставление.
Градация — Пришёл, увидел, победил!Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости.
Инверсия — Жили-были дед да баба.Обратный порядок слов.
Композиционный стык (лексический повтор) — Это был прекрасный звук. Это был лучший голос, который я слышал за последние годы.Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.
Многосоюзие — Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал.Намеренное использование повторяющегося союза.
Оксюморон — Мёртвые души.Сочетание не сочетаемых по смыслу слов.
Парцелляция — Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал.Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки.
Риторический вопрос, восклицание, обращение — Какое лето, что за лето! Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным!Выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия.
Ряды, парное соединение однородных членов — Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей.Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста
Синтаксический параллелизм — Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв)Сходное, параллельное построение фраз, строк.
Умолчание — Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена.Автор намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог подумать, о чём хотел тот сказать.
Эллипсис — Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись»)Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста
Эпифора — Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя.Одинаковая концовка нескольких предложений.

Фонетические средства: звукопись

Аллитерация — Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши – стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышейПовтор согласных, создающий образ.
Ассонанс — Люблю березу русскую То светлую, то грустную – передает легкую грусть, нежность.Повтор гласных, создающий образ.
Градация — Пришёл, увидел, победил!Расположение слов, выражений по возрастающей (в

Решай 26 задание ЕГЭ по русскому языку с ответами.

Источник: https://bingoschool.ru/blog/94/

Лексический повтор

Когда слова повторяются как называется

Лексический повтор — это фигу­ра речи, сти­ли­сти­че­ский при­ем повто­ре­ния клю­че­во­го сло­ва в одном пред­ло­же­нии или в смеж­ных пред­ло­же­ни­ях.

Узнаем, что такое лек­си­че­ский повтор в лите­ра­ту­ре. Приведем при­ме­ры. Узнаем, с какой целью авто­ры исполь­зу­ют лек­си­че­ский повтор в сво­их про­из­ве­де­ни­ях.

Что такое повтор?

Повтор — это широ­кое поня­тие, кото­рое вклю­ча­ет раз­но­об­раз­ные повто­ры в тек­сте про­из­ве­де­ния.

Повтор — это сти­ли­сти­че­ская фигу­ра, кото­рая состо­ит в наме­рен­ном повто­ре­нии оди­на­ко­вых эле­мен­тов тек­ста.

Чтобы най­ти отклик у чита­те­ля, создать образ­ную кар­ти­ну мира, авто­ры при­бе­га­ют к повто­ру. Прием повто­ра очень вос­тре­бо­ван в арсе­на­ле худо­же­ствен­ных средств писа­те­ля.

Весь сад в дожде! Весь дождь в саду! Погибнут дождь и сад друг в дру­ге, Оставив мне решать судь­бу

Зимы, явив­шей­ся на юге.

Белла Ахмадулина

С помо­щью повто­ра зву­ков, эле­мен­тов сло­ва, отдель­ных слов, син­так­си­че­ских кон­струк­ций дости­га­ет­ся выра­зи­тель­ность, эмо­ци­о­наль­ность худо­же­ствен­но­го тек­ста.

Виды повтора

Этот сти­ли­сти­че­ский при­ем осу­ществ­ля­ет­ся на раз­ных уров­нях тек­ста и сло­ва как еди­ни­цы речи. В лите­ра­ту­ре раз­ли­ча­ют несколь­ко видов повто­ра:

  • фоне­ти­че­ский (повтор оди­на­ко­вых глас­ных и соглас­ных);
  • мор­фем­ный (повтор мор­фем и частей сло­ва);
  • лек­си­че­ский (повтор сло­ва);
  • син­так­си­че­ский (исполь­зо­ва­ние оди­на­ко­вых или одно­тип­ных син­так­си­че­ских кон­струк­ций).

Если в поэ­ти­че­ской стро­ке повто­ря­ют­ся одни и те же глас­ные зву­ки, то в нем исполь­зу­ют­ся ассо­нанс. Повторение соглас­ных зву­ков — это алли­те­ра­ция.

Наиболее часто исполь­зу­ют­ся повто­ры лек­си­че­ских средств язы­ка:

  • ана­фо­ра
  • эпи­фо­ра
  • сим­пло­ка
  • ана­ди­пло­сис

Все эти сти­ли­сти­че­ские при­е­мы объ­еди­ня­ют­ся одним тер­ми­ном — «лек­си­че­ский повтор».

1. Анафора, или еди­но­на­ча­лие, состо­ит в повто­ре началь­ных частей сло­ва, мор­фем, отдель­ных слов и групп слов. Вот как исполь­зу­ет ана­фо­ру поэт А. Фет в сти­хо­тво­ре­нии «Первый лан­дыш»:

О пер­вый лан­дыш! Из-под сне­га Ты про­сишь сол­неч­ных лучей, Какая неза­бвен­ная нега В души­стой чисто­те тво­ей!

Как пер­вый луч весен­ний ярок!

Какие в нем нис­хо­дят сны!
Как ты пле­ни­те­лен пода­рок
Воспламеняющей вес­ны.

Анафора может быть лек­си­че­ской, то есть выра­жа­ет­ся в повто­ре одно­го и того же сло­ва в нача­ле стро­ки:

Здесь лапы у елей дро­жат на весу,
Здесь пти­цы щебе­чут тре­вож­но — Живешь в закол­до­ван­ном диком лесу,

Откуда уйти невоз­мож­но.

В. С. Высоцкий

2. Эпифора воз­ни­ка­ет там, где автор повто­ря­ет конеч­ные сло­ва или выра­же­ния на гра­ни­це смеж­ных строк, пред­ло­же­ний

Я меч­тою ловил ухо­дя­щие тени,
Уходящие тени пога­сав­ше­го дня,
Я на баш­ню всхо­дил, и дро­жа­ли сту­пе­ни,
И дро­жа­ли сту­пе­ни под ногой у меня.

К. Бальмонт

3. Сочетанием ана­фо­ры и эпи­фо­ры явля­ет­ся сим­пло­ка. Симплока — это слож­ный сти­ли­сти­че­ский при­ем, кото­рый выра­жа­ет­ся в одно­вре­мен­ном исполь­зо­ва­нии ана­фо­ры и эпи­фо­ры в пре­де­лах одно­го и того же отрез­ка тек­ста. При сим­пло­ке повто­ря­ют­ся началь­ные и конеч­ные сло­ва в сосед­них фра­зах или смеж­ных сти­хо­твор­ных стро­ках:

В мире горы есть и доли­ны есть, В мире хоры есть и низи­ны есть, В мире море есть и лави­ны есть,

В мире боги есть и боги­ни есть.

М. Цветаева

4. Анадиплосис (греч. «удво­е­ние») — это сти­ли­сти­че­ская фигу­ра, заклю­ча­ю­ща­я­ся в повто­ре заклю­чи­тель­ной части сти­хо­твор­но­го тек­ста в нача­ле сле­ду­ю­ще­го.

Анадиплосис обра­зу­ет смыс­ло­вую цепоч­ку, свя­зан­ных и после­до­ва­тель­но раз­вер­ты­ва­ю­щих друг дру­га частей тек­ста.

Такой при­ем поз­во­ля­ет пока­зать внеш­нее тече­ние собы­тий, их замед­лен­ность и причинно-следственную обу­слов­лен­ность.

Придет оно, боль­шое, как гло­ток, —
Глоток воды во вре­мя зноя лет­не­го.

Р. Рождественский

Разные виды повто­ра широ­ко исполь­зу­ют­ся худож­ни­ка­ми сло­ва для при­да­ния тек­сту экс­прес­сив­ной выра­зи­тель­но­сти.

Лексический повтор как средство выразительности

Повтор слов в худо­же­ствен­ном тек­сте упо­треб­ля­ет­ся с раз­ной целью:

1. для обо­зна­че­ния боль­шо­го коли­че­ства пред­ме­тов

За тем лесом поля, поля, поля.

2. для уси­ле­ния при­зна­ка, сте­пе­ни каче­ства или дей­ствия

Туда ведет длин­ная, длин­ная доро­га…

3. для ука­за­ния на дли­тель­ность дей­ствия

В тот год осен­няя пого­да Стояла дол­го на дво­ре, Зимы жда­ла, жда­ла при­ро­да,

Снег выпал толь­ко в янва­ре

А. С. Пушкин

Автор при­бе­га­ют к лек­си­че­ско­му повто­ру, если хочет выде­лить важ­ное с его точ­ки зре­ния сло­во для более точ­но­го выра­же­ния мыс­ли или для при­да­ния ей боль­шей выра­зи­тель­но­сти и экс­прес­сив­ной окрас­ки.

Сельский букет сто­ял на круг­лом сто­ле. Лет десять назад такой букет не поста­ви­ли бы на стол (Ю. Тынянов).

Благодаря повто­ре­нию сло­ва фик­си­ру­ет­ся вни­ма­ние чита­те­ля имен­но на нём. Этот при­ем спо­соб­ству­ет уси­ле­нию его смыс­ло­вой и эмо­ци­о­наль­ной роли в тек­сте.

С помо­щью лек­си­че­ско­го повто­ра повест­во­ва­ние ста­но­вит­ся эмо­ци­о­наль­но напря­жен­ным.

На бата­рее Нету сна­ря­дов уже. Надо быст­рее На вира­же!

Парус! Порвали парус!

Каюсь! Каюсь! Каюсь!

В. С. Высоцкий

Поэт под­чер­ки­ва­ет зна­чи­мое для смыс­ла стро­ки сло­во, застав­ля­ет чита­те­ля заост­рить вни­ма­ние на его смыс­ло­вом напол­не­нии, созда­ет ритм, осо­бую пуль­са­цию стро­ки.

Итак, в тек­сте лек­си­че­ский повтор высту­па­ет как сред­ство

  • созда­ния выра­зи­тель­но­сти речи;
  • акту­аль­но­сти важ­но­го  с точ­ки зре­ния авто­ра смыс­ла, кото­рый выра­жа­ет­ся под­текст­но;
  • цеп­ной меж­фра­зо­вой свя­зи в тек­сте.

Есть урок, кото­рый идет не  сорок пять минут, а всю жизнь. Этот урок про­хо­дит и в клас­се, и в поле, и дома, и в лесу. Я назвал этот урок седь­мым пото­му, что в шко­ле обыч­но быва­ет не боль­ше шести уро­ков. Не удив­ляй­тесь, если я ска­жу, что учи­те­лем на этом уро­ке может быть и бере­за воз­ле ваше дома, и бабуш­ка. и вы сами (В. Песков)

Следует отли­чать лек­си­че­ский повтор как сти­ли­сти­че­скую фигу­ру от рече­вых оши­бок в виде тав­то­ло­гии и плео­назма. Тавтология высту­па­ет как необос­но­ван­ное упо­треб­ле­ние близ­ких по смыс­лу слов (сов­мест­ное сотруд­ни­че­ство). Плеоназм состо­ит в оши­боч­ном дуб­ли­ро­ва­нии смыс­ла слов в сло­во­со­че­та­нии (под­прыг­нуть вверх).

Примеры

В сне зем­ном мы тени, тени… Жизнь — игра теней, Ряд дале­ких отра­же­ний

Вечно свет­лых дней.

Владимир Соловьёв (1853 — 1900)

Ясно сего­дня на серд­це, на све­те! Песням при­ро­ды в соглас­ном при­ве­те

Внемлю я чут­кой душой.

Внемлю раз­ду­мью и шепо­ту бора, Речи без­молв­ной небес­но­го взо­ра,

Плеску реки голу­бой.

Вячеслав Иванов (1866-1949)

Белый празд­ник — рож­да­ет­ся пред­веч­ное Слово,
белый празд­ник идет, и сно­ва — вме­сто елоч­ной, вос­ко­вой све­чи, бро­дят белых про­жек­то­ров лучи, мер­ца­ют сизые сталь­ные мечи

вме­сто елоч­ной, вос­ко­вой све­чи.

Зинаида Гиппиус (1869 — 1945)

Красные зори,
Красный вос­ход,
Красные речи у Красных ворот
И крас­ный на пло­ща­ди Красной народ.

Николай Осеев ( 1889 — 1963)

Когда уми­ра­ют кони — дышат,
Когда уми­ра­ют тра­вы — сох­нут,
Когда уми­ра­ют солн­ца — они гас­нут,
Когда уми­ра­ют люди — поют пес­ни.

Велимир Хлебников ( 1885 — 1922).

урок

Средняя оценка: 5. Проало: 2

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/leksika/leksicheskiy-povtor.html

ВашПсихолог
Добавить комментарий