Когнитивное мышление

Как развить когнитивное мышление у ребенка

Когнитивное мышление

12.09.2018

1

4598

Когда в семье рождается ребёнок, любящие родители ставят перед собой задачу вырастить из него яркую образованную личность с необыкновенным интеллектом. Это вполне реально, только для начала нужно ответить, что такое когнитивное мышление. Ведь именно оно является основой для формирования высоких умственных способностей людей.

Что такое когнитивное мышление?

Впервые о когнитивном развитии заговорил швейцарец Жан Пиаже. Он был психологом и философом. Пиаже считал, что когнитивное мышление формируется уже у младенца и отличается от взрослого мышления. Только в молодости человек может мыслить абстрактно и системно, может придумывать гипотезы и предположения. По мере взросления эти функции мозга исчезают.

Когнитивное мышление – это познавательный процесс, направленный на развитие памяти, внимания, воображения, логики, восприятия. Благодаря этому типу мышления человек может решать самые сложные задачи. Из-за когнитивного мышления у людей возникает связь с внешним миром.

Когнитивное мышление делится на три вида:

  • Наглядно-действенное – решение задач при помощи манипуляций руками.
  • Наглядно-образное – решение задач при помощи мысленных образов.
  • Отвлечённое – использование абстрактных понятий, которые трудно вообразить.

Человек не может нормально жить социальной жизнью, обучаться и развиваться без когнитивного мышления. Оно крепко сотрудничает с визуальным мышлением. Визуальное мышление – это умственная деятельность, которая создает новые образы и формы и оперирует ими.

Сотрудничество этих двух типов мышления используется в учёбе, например, в точных науках. При этом активно применяются визуальные объекты, мультипликация. Это способствует развитию двух полушарий мозга: правого и левого. Визуальное мышление используется для мысленного эксперимента.

Семь чудес света, ракеты и самолёты появились не благодаря правилам математики и физики, а потому, что их когда-то представили.

Как развить когнитивное мышление?

Считалось, что невозможно повысить умственные способности, потому что их уровень заложен в человеке природой – генами. Однако учёные открыли мультимодальный метод обучения, и всё изменилось.

Данное обучение предполагает, что человеку, чей ум необходимо подтянуть, будут вводить информацию сразу несколькими способами (давление и на слух, и на зрение).

Обучение проходит в следующих сферах деятельности:

  • общение;
  • действия в социуме;
  • игра;
  • отдых.

Учёные Перринг, Джегги, Бушкул и Джонидс создали уникальную систему, которая улучшает интеллект с помощью тренировок кратковременной памяти. После специальных упражнений у человека отлично развиваются когнитивные способности. Эту систему можно использовать даже с детьми-аутистами.

Ребёнок, у которого не развито когнитивное мышление, хуже учится в школе, потому что ему сложнее запоминать материал. Поэтому развитие когнитивного мышления – важная часть обучения малыша.

Ведь тогда человек может запоминать большие объёмы информации, концентрироваться на важном, не отвлекаться на мелочи. Ему становится легче принимать ключевые решения и делать правильные выводы. Именно поэтому нужно развивать когнитивное мышление у детей.

Ведь до 12 лет мозг у ребёнка наиболее гибкий, ему легче воспринимать информацию и привыкать к новым навыкам.

Упражнения для развития когнитивного мышления

Есть множество упражнений, которые развивают когнитивное мышление. Вот некоторые из них:

  • Рисование двумя руками одновременно. Сначала можно начать с простых одинаковых фигур, а закончить сложными различными рисунками.
  • Слова наоборот. Попытайтесь произносить слова задом наперёд. Начните с коротких, постепенно переходя к более длинным словам.
  • Устный счёт. Забудьте, что такое калькулятор, и выполняйте арифметические действия у себя в голове.
  • Биография. Расскажите о себе в письменном виде. Сначала начните с детства и до настоящего времени, а потом наоборот.
  • Постоянная смена занятий. Чтобы держать мозг в тонусе, необходимо, как только изучишь один материал, переходить к другому, неизученному. Например, научили ребёнка играть в шашки, начинайте учить шахматам.
  • Творчество и рукоделие. Создавая своими руками новые поделки, ребёнок развивает воображение и фантазию, тренирует мелкую моторику рук. Он становится более сконцентрированным и внимательным. Свежие оригинальные идеи заставят его мозг работать с новой силой.

Однако самым эффективным занятием для тренировки головного мозга является ментальная арифметика. Это методика для вычислений с помощью абакуса – древних счётов. Ребёнок в уме воображает косточки абакуса, которые висят на спицах, и может считать многозначные числа на невероятной скорости.

Такие занятия проходят в «Академии развития интеллекта SMARTUM». Благодаря ментальной арифметике оба полушария головного мозга работают одновременно. После обучения в SMARTUM у вашего ребёнка будет отлично развито когнитивное мышление. Он сможет воспринимать огромные объёмы информации на высокой скорости и работать с ними.

Развив когнитивное мышление, ваш малыш разработает и логический, и творческий подход к решению задач. Но важно не забывать, что главное – это постоянные тренировки. Только регулярно выполняя упражнения, ребёнок достигнет успехов, и будет серьезно самосовершенствоваться.

Источник: https://smartum.by/about_us/blog/mentalnaya-arifmetika/razvivaem-kognitivnoe-myshlenie/

Стадии когнитивного развития личности в психологии детей и взрослых по Пиаже

Когнитивное мышление

Когнитивное развитие – это изменение умственных способностей с течением времени в процессе обучения. К нему относят познавательные процессы, такие как память, усвоение и формирование новых понятий, достижение целей, логическое мышление, воображение. Исследованием их занимается когнитивная психология.

Когнитивное развитие

Что такое когнитивное развитие

Изучение когнитивного развития позволило сделать шаг в познании психологического здоровья детей и подростков.

Мыслительные процессы необходимы для взаимодействия с окружающим миром. По мере взросления они совершенствуются, что позволяет ребенку, а затем подростку взаимодействовать с внешней средой. Такое изменение, происходящее постоянно, называется когнитивным развитием. Критериями его оценки служат:

  • память;
  • восприятие;
  • способность мыслить категориями, ставить цели и выполнять их;
  • логика;
  • воображение.

Особенности развития Жана Пиаже

Теория когнитивного развития разработана Жаном Пиаже, знаменитым швейцарским психологом и философом. Она касается совершенствующихся способностей детей от рождения до 15 лет.

Ученый считал, что мышление ребенка отличается от умственных возможностей взрослого. Дело не только в опыте и житейской мудрости. Отличается качество мыслительных процессов.

При этом он выделял характеристики интеллектуальных способностей детей:

  • Умение судить о предмете или явлении, опираясь исключительно на собственные мысли и опыт. Для ребенка не существует иной точки зрения;
  • Склонность воспринимать события, учитывая только результат. Дети не обращают внимания на намерения, влияние дополнительных факторов, учитывают конечные проявления, то, что видят;
  • Привычку одушевлять движущиеся предметы, например, облака, поезд;
  • Относиться к существующим предметам и явлениям, как к созданным людьми;
  • Отсутствие логической связи между умозаключениями.

Когнитивный интеллект ребенка развивается, проходя через несколько стадий, сменяющих друг друга. Одни способности сменяют другие, развиваются. При этом высшая степень совершенства достигается к 15 годам.

Как развить когнитивное мышление

Когнитивные способности детей можно развивать следующими способами:

  • Для самых младших подходят игры на мелкую моторику, включающие использование бусин, круп, пуговиц. Можно перебирать мелкие предметы или позволить малышу пересыпать из одной емкости в другую;
  • Детям постарше помогут пазлы, конструкторы, мозаики, сложность которых нужно повышать по мере взросления. Полезны рисование, раскрашивание, вырезание. Далее можно заучивать стихи, пересказывать, составлять истории по картинкам или, опираясь на предложенные фразы.

Дети собирают пазл

Стадии развития личности в психологии

Развитие мышления у взрослого человека и ребенка — рекомендации

Теория Пиаже подразумевает существование трех этапов развития личности. Без успехов на предыдущем этапе невозможно развитие следующего. Для каждого периода характерен свой способ мышления, то, как ребенок воспринимает окружающую действительность.

Сенсомоторный этап

Сенсомоторный этап длится от рождения до двух лет. Младенец начинает познавать мир, и основные впечатления зависят от его восприятия. Многое он делает интуитивно, накапливая опыт, развивая способности. Моторные навыки совершенствуются, и к концу периода малыш в состоянии поставить цель и двигаться к ее выполнению.

Предоперационный этап

Дооперационная стадия продолжается до шестилетнего возраста. На мнение ребенка в детстве трудно повлиять, его точка зрения воспринимается как единственно правильная.

Начинают формироваться точные образы объектов и действия, которые над ними можно совершать. Они начинают существовать не только в действительности, как окружающие предметы, но и в воображении, представляются во внутреннем плане. При рассмотрении предмета ребенок не обращает внимания на всего его стороны. Он концентрируется на единственной детали, не придавая значения остальным.

Стадия операций

Операционная стадия занимает период от 6 до 11 лет. Действия подчиняются логике, мысли связаны между собой. Воображение школьников уже не стоит на первом месте, появляется реальность, с которой они начинают считаться.

Решение логических задач в этом возрасте становится подвластно. Но обобщение пока не постигается. Одни и те же действия над разными объектами могут характеризоваться иначе. Дети младшего школьного возраста пытаются решить ту же проблему заново.

Стадия формальных операций

После 11 лет дети начинают мыслить абстрактно, появляется способность рассуждать, давать определения сложным понятиям, делать логические умозаключения. В юности имеется определенный жизненный опыт, позволяющий анализировать происходящее и делать выводы. Период продолжается до 15 лет.

Причины критики концепции Пиаже

Пиаже в своих исследованиях не уделял внимание такому компоненту, как социальный статус детей. Считал этот фактор незначительным и полагал, что переход от одной стадии развития к другой происходит автоматически. Между тем, дети, способности которых он исследовал, относились к довольно благополучным семьям, имеющим стабильный доход и уважение в обществе.

Обратите внимание! Пиаже мало внимания уделял социологии, не концентрируясь на взаимоотношениях детей и родителей. Поэтому обобщить результаты его исследований, применив на любого ребенка, невозможно. Многие психологи считают, что социальный статус в значительной мере влияет на умственное развитие.

Отмечают, что Пиаже затянул период до начала операций, выделив ему продолжительный временной промежуток. Дети в более раннем возрасте способны мыслить абстрактными категориями и делать выводы из накопленных знаний.

Пиаже считал формально-логическое мышление высшей степенью развития интеллекта. Пик его наступает в юношеском возрасте, к 15 годам.

Значит, подросток, учащийся в школе, способен найти решение определенной задачи не хуже и не медленнее мудрого руководителя крупной фирмы.

Но это касается только определенного круга вопросов, когда жизненный опыт и умения не подразумевают знание человеческой природы, а только наличие логики и способность производить действия с предметами, явлениями.

Мышление в действии

Несмотря на несовершенство теории Пиаже, она послужила фундаментом для многих профессиональных исследований, касающихся умственного развития детей, дала толчок к появлению новых взглядов на механизм когнитивного мышления.

В настоящее время разработано множество упражнений для детей и взрослых, направленных на улучшение интеллектуальных способностей. Также можно проверить умственный уровень развития и определить направления для работы. Постоянная тренировка и здоровый образ жизни помогут сохранить память и разум в тонусе на долгие годы.

Источник: https://srazu.pro/razvitie/kognitivnoe.html

Что такое когнитивное мышление?

Когнитивное мышление

Впервые создал теорию и дал определение когнитивного развития (лат. «Cognitio» -«познание») швейцарский психолог и философ Жан Пиарже.

Он утверждал, что мышление этого типа начинает появляться с самого рождения ребенка, и оно качественно отличается от мышления взрослого.

Возможность  абстрактного, системного мышления, способность формировать предположения и гипотезы появляются только в юности. К старости функции когнитивного мышления снижаются.

Когнитивное мышление для человека

Без когнитивного мышления невозможна социальная жизнь человека, его обучение и дальнейшее развитие. Оно находится в тесной взаимосвязи с визуальным мышлением.

Как процесс, визуальное мышление можно считать мыслительной деятельностью, итогом которой является создание новых образов, визуальных форм и оперирование ими в произвольном или заданном направлении. 

Эту взаимосвязь можно использовать для обучения, в том числе точным наукам – математике, физике или геометрии.

  Когнитивно – визуальный (зрительно-познавательный) подход к формированию знаний предполагает широкое использование в процессе обучения рисунков, графиков, мультипликации.

«Одна картинка стоит тысячи слов» – так гласит китайская поговорка и ее мудрость невозможно подвергнуть сомнению.

Все это способствует гармоничному  развитию правого и левого полушарий мозга, насыщает процесс обучения положительными эмоциями, принося радость и удовольствие.

Визуальное структурное мышление  дает возможность увидеть взаимосвязи между элементами изображения (рисунка или схемы) и свободно оперировать ими в уме по аналогии.

Оно необходимо в науке, где наиболее часто используется мысленный эксперимент. Египетские пирамиды, высотные здания и космические корабли существуют не благодаря математике, термодинамике или строительной механике, а потому, что они вначале были образом, картинкой в воображении тех, кто их построил.

Смотрите видео о видах мышления и некоторых способах их развития.

Как развить когнитивное мышление и возможно ли это?

Еще совсем недавно считалось, что уровень интеллекта человека заложен генетически при рождении и его невозможно улучшить. С открытием метода мультимодального обучения это мнение было опровергнуто.

При мультимодальном обучении используется максимально большое количество способов (слухового и визуального) ввода информации человеку или ребенку, чье IQ требуется повысить. Обучение происходит в областях:

  • коммуникация;
  • поведение в обществе;
  • игровые навыки;
  • отдых и развлечения.

В обучении используется метод, разработанный командой ученых: Перрингом, Джегги, Бушкулом и Джонидсом. Ими была создана уникальная система для улучшения интеллекта при помощи тренировки кратковременной памяти. После ее применения у испытуемых было зафиксировано значительное развитие когнитивных способностей.

Эта система помогает даже в случае, если у детей диагностирован аутизм. Если с когнитивным мышлением есть проблемы у обычного ребенка, он хуже учится в школе. Чтобы выяснить их наличие, нужно пройти специальные тесты у нейропсихолога.

Когнитивные искажения: 10 ошибок мышления мешающих нам жить счастливо

Когнитивное мышление
Интернет-маркетолог, редактор сайта “На доступном языке”
15.01.2018

Негативные мысли могут стать реальностью, но мы ведь этого не хотим, верно? Обращали ли вы внимание на свою речь? Между тем, язык, который мы используем в повседневном общении, напрямую влияет на наше собственное мироощущение, а также на то, как нас воспринимают окружающие. Это научный факт.

Если вам знаком термин «когнитивное искажение», то вы наверняка знаете, что иногда в виду разных причин наш разум способен убедить нас в чем-то, что не имеет никакого отношения к действительности.

Скажем, вы заранее убедили себя, что новый проект на работе выжмет из вас все соки, но в итоге с удивлением обнаружили, что работа идет легко, а у вас, наконец, появились реальные перспективы проявить себя.

Однако до этого вы почти месяц напрасно изводили себя неприятными мыслями.

Когнитивные искажения часто ведут к негативным эмоциям, которые отравляют быт и не дают реализовывать свой потенциал. Так или иначе, эта проблема касается почти любого из нас. Анализ когнитивных искажений дает ключ к пониманию предубеждений и стереотипов, определяющих наше отношение к друзьям, работе и миру в целом.

Мы собрали для вас 10 примеров крайне распространенных когнитивных искажений, которые испытывают очень многие люди. Проверьте себя – возможно, что-то из нижеперечисленного мешает и вашему счастью!

1. Мышление в рамках шаблона «все или ничего»

Склонность видеть все в черно-белом цвете, постоянное впадение в крайности. Условный девиз подобного шаблона звучит примерно так: «если я не добился совершенства, то я полное ничтожество». Примеры:

  • «Я не дописал доклад, поэтому я впустую потратил весь день».
  • «Нет смысла участвовать в этом турнире, если я не готов на 100%».
  • «Агент не пришел вовремя, поэтому вся их фирма – помойка!»

Проще говоря, при таком типе мышления все, что ниже 100%, равняется нулю. Если вы давно держите диету и вдруг позволили себе немного сладкого, это будет восприниматься как полный провал.

«Теперь ты можешь объедаться, сколько влезет, маленькое жирное существо», – уверенно заявит вам ваш мозг.
Лекарство заключается в умении осознать, что в жизни есть не только «право» и «лево».

Скажите себе: «Я приложил достаточно усилий и сбросил пару килограмм, почему бы не побаловать себя этим аппетитным гамбургером – я это заслужил».

2. Генерализация частных случаев

Ситуация, когда на основе отдельно взятого события или случая, человек делает вывод, что так происходит «всегда» или, наоборот, «никогда». Обычно это звучит так:

  • «Я не справился с отчетом вовремя. Мне никогда не получить повышение».
  • «Посмотри на нее, она все время так поступает…»

У этого отклонения может быть множество проявлений. К примеру, вы пошли на свидание с симпатичной девушкой, но после этого все прекратилось, и теперь она не хочет брать трубку. Стоит ли сразу делать вывод о том, что вы отвратительный романтик, и ни одна женщина больше никогда не согласится провести с вами больше одной встречи?

Поинтересовавшись мнением других людей, субъект обычно с удивлением обнаруживает, что его представление о совершенно ужасном положении дел часто никак не соответствует действительности (только если буквально все вокруг не ошибаются).

3. Чрезмерная драматизация

Стремление видеть вещи более или менее значимыми, чем они являются на самом деле, что постоянно порождает ощущение надвигающейся «катастрофы». Примеры подобного внутреннего диалога:

  • «Шеф публично похвалил мою коллегу, значит, повышение получит она, а не я (пускай я и добился звания «работник месяца» пятый раз подряд)».
  • «Я забыл про тот несчастный e-mail! Все! Мой шеф больше не сможет мне доверять, не видать мне прибавки, да и жена наверняка убежит к любовнику».

Одним из самых распространенных примеров подобного отклонения является ситуация, когда неопытный водитель (чаще девушка) садится за руль, попадает в небольшую аварию, после чего принимает решение навсегда отказаться от вождения. Дама уверена, что неприятные ситуации будут происходить с ней каждый раз, когда она будет выезжать на дорогу.

В качестве полезного совета: научитесь различать ситуации, когда вы просто «делаете из мухи слона». Обычно это несложно. Попробуйте вести т.н. «дневник страхов». Просто записывайте туда все подобные случаи, а затем отмечайте их положительные и отрицательные стороны. Со временем у вас выработается умение находить позитивные аспекты даже в самых неприятных ситуациях.

4. Использование слов «должен», «надо», «обязан» в качестве источника мотивации

Вы думаете, что эти слова придадут вам сил, но в итоге вы оказываетесь один на один с чувством вины, поскольку не успели сделать все, что запланировали (или злитесь, что кто-то другой этого не сделал). Часто это звучит так:

  • «Я ведь обязан был доделать этот договор к пятнице».
  • «Они должны были подумать о моих планах относительно данного проекта, они ведь обязаны понимать, что меня огорчает сложившаяся ситуация».

Важно понять, что «должен», «надо», «обязан» – это слова обязанности. Много ли вы знаете людей, которым нравится действовать из-под палки? Попробуйте заменить эти слова на «я хочу», «я могу» или «я выбираю». Это как раз та ситуация, когда магия слова способна творить чудеса.

5. Наклеивание ярлыков

Закрепление за собой или другим человеком устойчивого негативного образа в связи с отдельно взятым событием.

  • «Я не вступился за своего коллегу, какая же я свинья!»
  • «Как можно было не додуматься до этой мысли – он точно недалекий!»

Основная проблема «ярлыков» заключается в том, что они сильно искажают наше восприятие. Человек может надолго остаться в сознании надменным хамом, в то время как он просто сильно спешил по делам и не имел возможности поздороваться. Во-вторых, этот феномен может порождать сильные негативные эмоции. Ты провалил всего лишь один тест, но твой мозг делает вывод, что ты – законченный неудачник.

В этой ситуации есть одно простое решение: нужно научиться объективно описывать само поведение, как отдельно взятый факт. Ты опоздал, но это не значит, что ты недисциплинированный. Ты провалил тест номер два, и это не значит, что ты провалишь все восемь. Это позволит отделить эмоции от конкретных событий.

6. Необоснованные умозаключения

У этого когнитивного искажения два проявления. Первое заключается в том, что человек пытается читать чужие мысли и изначально делает вывод, будто люди настроены к нему негативно. Субъект настраивает себя соответствующим образом, и уже тогда люди действительно поворачиваются к нему спиной.

Второе проявление выражается в склонности безосновательно делать негативные предсказания относительно будущих событий, что, как правило, в итоге и происходит. Примеры такого мышления:

  • «Зачем я вчера выбрал эту тему? Наверняка ее кто-то уже взял. К черту этот доклад, ничего не буду делать, все равно смысла нет!».
  • «Никто не поймет мое выступление, и на следующий год меня точно не пригласят в качестве спикера (хотя я тут выступаю уже 15 лет подряд)».

Оба варианта явно «программируют» на негатив, так что это прямая дорога к поражению. Старайтесь опираться на реальные факты. Важно понять, что мы не в состоянии думать за других людей и уж точно не способны предсказывать будущее, особенно основываясь на «пустых» умозаключениях.

7. Отрицание позитива

Нежелание замечать положительные моменты, а также собственные достижения и успехи. К примеру:

  • «Да любой бы справился с эти проектом».
  • «Ну и что, что я теперь курю по 10 сигарет в день вместо 40? Я же полностью не бросил!»

Люди, страдающие от этого расстройства, живут по принципу «любой бы с этим справился, не стоит похвалы». Собственный успех они часто объясняют «внезапной удачей» или «банальным везением». В самых запущенных случаях человек игнорирует даже самые очевидные достижения.

В таких случаях очень важно понять, что гордость за собственные успехи – не есть заносчивость. Каждый из нас время от времени заслуживает признания за то, в чем он особенно хорош.

8. Перекладывание вины или восприятие всего на свой счет

Стремление винить во всем только себя или желание постоянно видеть причину провала в других, без учета своей роли. Примеры:

  • «Если бы я тогда не высказался, все бы было хорошо».
  • «Если бы она себя так не вела, я бы не разговаривал с ней так резко».

В основе обоих ошибок мышления лежит глубокое убеждение субъекта в том, что если что-то пошло не так, то в этом обязательно кто-то виноват. Ошибок нет, есть преступления, и виновный должен быть наказан.

Это очень характерно для молодых людей. С возрастом и опытом приходит понимание, что совершенных людей нет, и все мы время от времени допускаем ошибки.

9. Эмоциональная аргументация. «Я так чувствую, значит, так оно и есть. Точка»

Склонность думать, что та или иная эмоциональная реакция доказывает собственную правоту, несмотря на очевидные факты. Примеры:

  • «Я ревную, значит, мой муж мне точно изменяет. Надо разводиться».
  • «Я чувствую себя таким идиотом (значит, я точно идиот)».
  • «Я чувствую себя виноватым (значит, я точно провинился)».

Очень распространенное когнитивное искажение, часто ведущее к прокрастинации, неврастении или депрессии. «Зачем готовиться к тесту, если я знаю (чувствую), что провалю его?» В итоге тест действительно оказывается провален, поскольку субъект изначально настроил себя на подобный результат, несмотря на неплохую подготовку.

Очень удачный контраргумент на подобный пример: «Ок, ты все равно провалишь тест. Тогда расслабься, иди и спокойно сдай его – тебе все равно нечего терять!»

10. Ментальный фильтр

Сосредоточенность на отдельно взятом негативном аспекте, который в конечном итоге рушит весь приятный опыт и позитив. Пример:

Мы собрались с друзьями в превосходном ресторане, играла приятная музыка, у всех было чудное настроение. Но вот стейк был немного пережарен. Худший день в моей жизни!»

Такой фильтр усиливает негативный опыт, и отсеивает все хорошее. Часто это результат чересчур завышенных ожиданий. К примеру, школьница, всегда учившаяся на одни лишь пятерки, внезапно получает «тройку».

Очень вероятно, что шок от подобного события затмит все ее предыдущие достижения за четверть, в то время как для ее соседа по парте это будет вполне привычное дело.

Как говорится, все познается в сравнении – важно помнить об этом.

Источник: https://na-dostupnom.ru/cognitive_distortion/

Что такое мышление в когнитивной психологии и почему идея это не мысль?

Когнитивное мышление

Мышление это в психологии, определение? Мыслительные операции это? Мыслительная деятельность это? Идея, что это? Воздействие. Способы трансляции идеи?

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня будет продолжение цепочки статей, раскрывающих психические процессы человека.

Статья “Эмоции в психологии это? Эмоции людей список.”

Статья “Эмоции что это такое? Классификация эмоций в психологии.”

Мы поговорим с Вами о мышлении!

Блок 1. Мышление. Определение.

Мышление — это процесс познания внешней (окружающей) и внутренней (психической) реальностей путем установления причинных и следственных отношений между событиями в результате репрезентации объектов, переработки информации, и моделирования связей между предметами.

Давайте представим, что мы с Вами находимся на переговорах! Статья “Переговоры это в психологии. Чем переговоры отличаются от продаж?” Видим следующую картину: оппонент начинает доставать из портфеля какие – то бумаги. Что происходит у нас с Вами в голове, как мы перерабатываем наблюдаемое? Статья “Картина мира это? Виртуальная реальность, определение.”

Мы частично отстраняемся от предыдущей ситуации, выходим из одного мыслительного контекста и переходим в другой. Мы начинаем устанавливать причинные и следственные связи. Действия по извлечению документов оппонентом – это точка старта наших рассуждений.

Мы начинаем прогнозировать, формулируем для себя следствия, наделяем содержанием будущие действия оппонента. Возможно бумаги являются аналитической запиской, может быть это презентация или договор.

В это время мы с Вами не просто пассивные наблюдатели, но активно познаем мир, анализируем происходящее и действия противоположной стороны, перерабатываем информацию и строим прогнозы. Статья “Что такое сознание в психологии? Свойства сознания. Связь с мозгом.

”  Когнитивные процессы (познавательные) неразрывно друг с другом связаны и мышление занимает среди них крайне важную роль.

При установлении каузальных связей человек опирается на законы формальной логики, или по – другому аристотелевской логики. Статья “Логика Аристотеля, кратко. Законы формальной логики, примеры.

” Но не только! Чаще всего мы используем повседневную логику «здравого» смысла, представляющую собой эклектику! Человек наравне с правильными логическими суждениями, умозаключениями допускает ошибки, которые остаются незамеченными, и далее действует в полном убеждении, что он абсолютно логичен. Статья “Когнитивные ошибки мышления.

” Распространенность логики «народного» смысла повсеместная! Вопрос скорее не в том, кто из нас действительно логичен, а кто нет.

Вопрос в том, насколько каждый из нас правильно мыслит в разных ситуациях! Например, при выраженных эмоциональных переживаниях, переутомлении, стрессе у человека заметно повышается коэффициент использования «своей логики», в которой отсутствует правильная формальная логика. Статья “Законы логики Аристотеля. Критика логики. Ошибки в мышлении.”

Но даже логика Аристотеля не является полноценным качественным инструментом для познания окружающего мира. Нам требуется более мощный инструмент познания под названием математическая логика, в первую очередь, теория вероятности и математическая статистика. Статья “Теория вероятности в жизни.

Байесовский метод принятия решений.” Если формальная логика в той или иной степени нам присуща с рождения (запрограммирована эволюцией и передается генетически), то с математикой “мы категорически не дружим”.

Без специального образования, понимания теории и распространения ее на практику мы обречены на неправильные выводы в сложных ситуациях!

Блок 2. Мышление. Мыслительные операции.

Можно выделить 6 видов мыслительных операций.

1.Анализ. Это мыслительная операция, которая предполагает выделение отдельных признаков изучаемого предмета. Происходит определение последовательности событий и выявление  причинных – следственных связей. Устанавливается источник событий. Благодаря анализу человек способен понять структуру, форму и содержание предмета/события.

2.Синтез. Это мыслительная операция, при которой происходит объединение частей предмета в одно целое. Человек сопоставляет события между собой по конкретному признаку и их совокупности.

3.Сравнение. Это мыслительная операция, при которой устанавливаются сходства и различия между объектами, явлениями, субъектами. Данную операцию можно осуществлять опосредованным способом, когда сравниваемые предметы доступны только как внутренние образы. Либо непосредственным способом, когда сравниваемые предметы человек ощущает и воспринимает как факт.

4. Обобщение. Это мыслительная операция, при которой происходит соотнесение и выделение общих признаков в двух или нескольких различных явлениях, объектах с последующим объединением видов в род.

5. Абстрагирование. Это мыслительная операция, во время которой происходит выделение отдельных свойств предмета, которые сами становятся предметом. Человек отвлекается от целого и выходит за пределы существующих связей. Данная операция является одной из самых сложных и позволяет создавать новые понятия для явлений, выходящих за пределы чувственного познания.

6. Конкретизация. Это мыслительные процесс, при котором свойство предмета рассматривается как частное с наличием разнообразных связей внутри целого. Целое рассматривается как набор частного.

СМОТРИТЕ ВИДЕО “Возражение “Это дорого”, что сказать в ответ? Переговоры с покупателем. Тренинг по продажам?!”

Блок 3. Мышление. Мыслительная деятельность.

Разбор этого блока представлен в тезисах.

1. Мышление реализовывает себя через мыслительные операции. Мышление – это волевой акт. Мышление — это сознательный процесс. И это обуславливает осознание появления ошибки в мыслительном процессе. Что приводит к дальнейшей попытки исправить ошибку.

2. Любой мыслительный процесс является действием по структуре, направленным на разрешение определенной задачи. Проблемная ситуация, с которой сталкивается субъект, становится пусковым механизмом мыслительного акта.

3. Мыслительный процесс выражается во вне через понятия, суждения, умозаключения.

Статья “Понятие это в логике? Логика Аристотеля кратко и понятно!”

Статья “Суждения это в логике? Сложные суждения примеры. Классификация.”

Статья “Умозаключение в логике это? Дедуктивные умозаключения это?”

Статья “Индуктивные умозаключения это? Умозаключения по аналогии, примеры.”

В мыслительном процессе понятия не изолированы от представлений, которые имеют наглядный характер в виде схем, образов предметов и явлений. Понятие выражаются словом, которое является квинтэссенцией мысли и образа представления. Образ предмета имеет семантическое содержание. Также, как и слова – понятия.

4. Мысль – это элементарная составляющая процесса мышления. Это продукт мыслительной деятельности. Мысль не может существовать сама по себе во внешнем мире.

5. Слово – это форма мысли. Логическое абстрактное мышление вместе с чувственно- наглядно- образной основой создают единство. С одной стороны, мышление создается из чувственного созерцания с включением в себя наглядных элементов, с другой стороны наглядно – образное содержание включает в себя смысловое содержание.

6. Умозаключения позволяют раскрыть то, что непосредственно в восприятии не дано. Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях. Мышление отражает не только отношения и связи, но также свойства и сущность.

7. Проблемой логики является вопрос об истине, о познавательном отношении мышления к бытию. Личность передает свою мысль другому человеку с помощью слов. Слова в виде понятий, суждений, умозаключений представляют из себя идеи, когда сообщаются другому человеку. Человека мыслит концептами, на языке. Мышление — это взаимодействие с концептами.

Блок 4. Мышление. Идея это?

Идея – это семантическая конструкция, выраженная коммуникатором во внешней речи, с целью информирования, убеждения и регулирования поведения.

Данный блок также представлен в тезисах.

1. Идея – это оформленная мысль, «упакованная. Мысль нельзя высказать, это внутренняя составляющая мыслительного процесса, она присутствует в скрытом виде от стороннего наблюдателя.

2. Идея – это мысль, подготовленная для вербализации, поэтому она формируется в скрытом от стороннего наблюдателя виде, но в сформулированном варианте как правило становится доступной для восприятия сторонним наблюдателем.

3. Идея, как и мысль – продукт мыслительной деятельности, только другого уровня, более высокого. Соответственно идея также, как и мысль выражается в виде понятий, суждений, умозаключений.

Более высокий уровень идеи в том, что ее содержание и структура являются производными совокупности разнообразных мыслей, объединенных целевой направленностью.

Чаще всего вектор задается транслятором в целях воздействия на реципиента.

4. Идея распространяется в обществе посредством межличностной коммуникации и с помощью средств массовой информации по различным информационным каналам.

 Статья “Социальный обмен это? Причина эволюции человека?” Статья “Что такое социальный обмен? Торг что значит?” Идея в основе своей содержит посыл, направляющий внимание реципиента на заданный предмет.

Помимо этого, идея способна моментально создать целевое представление у субъекта и вызвать управляемое поведение.

5. Идея может быть квинтэссенцией процесса познания объекта. Идея как часть репрезентации мира может предлагать реципиенту «готовый продукт» в качестве потенциально его собственного моделируемого образа мира.

Идея в этом случае возможна к инкорпорированию в качестве паттерна, шаблона, стандарта, образца, правила, опираясь на которые реципиент запускает собственную интеллектуальную, мотивационно-эмоциональную деятельность.

6. Идеи фиксируют внимание субъекта, «схватывают человека». Наглядным примером является необычность посыла, заострение эмоциональных фрагментов реальности. Пример:

  • Давайте сделаем носорога символом мира!
  • Вы знаете, что война перестала быть средством увеличения власти и денег тех, кто порождает войну?

7. Человек свой внутренний монолог не контролирует в обычном состоянии «мыслительного дрейфа». Волевой контроль осуществляется при целенаправленном фокусировании внимания на каком-либо предмете.

В позиции «НАБЛЮДАТЕЛЯ» мы сможем увидеть себя, как «УЧАСТНИКА», заточенного в раздумьях под конкретный образ, если идея была «упакована».  Статья “Как изменить убеждение? Метауровни. Наблюдать за наблюдающим.”  Это значит идея была правильно транслирована в КОНТЕЙНЕРЕ.

Существовал фон, контекст и была характерная трансляция. Вероятность того, что «упакованная идея» запустит целенаправленную интеллектуальную деятельность достаточно высока.

Блок 5. Мышление. Факторы восприятия идеи.

Существуют три фактора, которые непосредственно влияют на то, каким образом идея будет воспринята реципиентом.

1. Фон.

Имеет существенное значение фон, на котором подается идея.

Фон включает в себя текущее состояние условной объективной реальности, в которой пребывают переговорщики, их собственные эмоциональные переживания, наличие мотивов, желаний, ценностных установок, намерений, состояние когнитивных процессов, уровень осознанности и т.п. Фон оказывает значительное влияние на восприятие идеи реципиентом, точно также, как и на процесс трансляции идеи.

2. Контекст.

Помимо фона важен контекст, в котором разместилась идея. Идея в контексте семантически связана с другими информационными пластами. Поэтому, чаще всего идеи, выдернутые из контекста теряют прежний смысл и начинают представлять из себя самостоятельные смыслопорождающие конструкции, образуется иной смысл, иногда диаметрально противоположный контекстуальному.

3. Характер трансляции.

Третьим фактором является характер трансляции идей. Субъект озвучивает идею индивидуально каждый раз. Особенности вербализации вместе с невербальными проявлениями создают неповторимый рисунок процесса трансляции. Статья “Как воздействовать на людей психологически? Теорема Ауманна.”

Какой – либо из вышеперечисленных факторов может отсутствовать. Так при чтении материала идея лишается характера трансляции. Контекст также не всегда присутствует, идея может быть самостоятельным образованием, обладающая изолированным смыслом. Фон существует всегда.

 В переговорах присутствуют все три фактора.

Все три агента: фон, контекст, характер трансляции включены в КОНТЕЙНЕР идеи (КОК – концептуальный образный контейнер). Идея в контейнере, как человек в автомобиле, преодолевает расстояние в пространстве, от одного коммуникатора к другому. Идея без контейнера не существует. Контейнер наполнен как минимум фоном.

Заказать тренинг “Переговоры – Схватка”

Блок 6. Мышление. Способы трансляции идеи.

Идея может быть донесена до субъекта различными способами:

1. Информационное сообщение.

Это способ подачи информации, при котором отсутствует целенаправленное воздействие источника (транслятора) на характер восприятия реципиентом.

2. Убеждение.

Это способ подачи информации с использованием логической аргументации, направленный на формирование определенных представлений или убеждений у объекта воздействия путем его согласия с предложением. Статья “Убеждение в психологии это? Как переубедить человека, психология?”

3. Внушение.

Это такой способ подачи информации, при котором субъект воздействия – суггестор вызывает определенные психические состояния «безволия» у объекта воздействия – суггеренда, при которых восприятие информации происходит без критического осмысления. Статья “Верования это, определение. Ценностная установка это?”

Пожалуй, на этом месте мы остановимся!

УМНЫЕ КНИГИ по современной поведенческой психологии, теории принятия решений, когнитивным иллюзиям, мотивации, лидерству, саморазвитию, ошибкам в мышлении Вы можете БЕСПЛАТНО скачать с моего сайта здесь: https://yakimovvlad.ru/knigi-psixologiya

Друзья! Спасибо за то, что прочитали статью! Пишите комментарии, делитесь своими впечатлениями, если хотите, критикуйте написанное, говорите свое мнение и Вас услышат сотни, даже тысячи людей!

Ставьте лайки, Вам же не сложно, добавьте позитива, потому что Вы можете это сделать!

Пожалуйста делитесь в социальных сетях этой статьей, помогите мне распространять БЕСПЛАТНЫЕ знания БЕСПЛАТНО, ведь кому-то это может помочь в жизни справиться со сложной ситуацией! Спасибо, Вам!

С Вами был Ядро Владислав, тренер по переговорам! До свиданья, до новых встреч!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c3b08d46d724700ab2e064f/5d385aacc0dcf200ad8e3375

Когнитивное мышление: что это, как развить (методы и упражнения для тренировки)

Когнитивное мышление

Когнитивное мышление – это развитие всех видов мыслительных процессов. К ним относят восприятие, память, решение задач, создание понятий. Такие процессы содействуют взаимосвязи с внешним миром. Такие процессы действуют различно на разных этапах созревания человека. Изменение наблюдается по мере роста ребенка.

Когнитивное мышление: что это такое

Когнитивное мышление – это эмоциональный интеллект. Он зависит от когнитивных умений ввиду индивидуальностей организма человека. К когнитивным умениям можно отнести:

  • деяние;
  • уяснение;
  • память;
  • сосредоточенность;
  • концентрацию;
  • фантазию;
  • принятие решений;
  • логическое мышление.

Индивид, который освоил все способности сразу, несомненно считается талантливым. Такой индивид может сразу запоминать очень много полезной информации, может концентрировать свое внимание на том, что ему действительно нужно, а не тратить время на пустяки. Он может делать верные умозаключения и принимать нужные решения.

Также благодаря таким способностям человек одновременно может мыслить как творчески, так и логично. Индивид всегда принимает твердые решения. Именно поэтому когнитивное мышление важнее любого другого.

Такие способности может начать развивать в себе каждый индивид. Известно множество заданий и тренингов, которые помогут усовершенствовать любой из навыков.

Развитие когнитивного мышления

Мыслительный процесс и процесс восприятия представляют собой важную составляющую жизни человека. Существует множество довольно необычных методов развития своего когнитивного мышления:

  1. Следить за своим питанием. Первым делом необходимо посмотреть на продукты, которые человек употребляет в пищу. Мало просто употреблять в пищу те продукты, которые принято называть лучшими. Мозг человека должен получать достаточное количество витаминов и микроэлементов. Особое внимание следует уделить сахару, жирным кислотам, антиоксидантам и аминокислотам. Наиболее полезными продуктами для мозга являются яйца, орехи, зеленые овощи, шоколад.
  2. Задание «Слон». Необходимо просто стоять с ослабленными коленками. Левым ухом дотронуться до плеча. Ухо нужно преподнести всемерно тесно к плечу. Руку протянуть вперед и мысленно вырисовать указательным пальцем цифру восемь. В процессе должно участвовать только туловище. Не сводить взгляда с пальца. Действия воссоздать несколько раз.
  3. Преодоление тяжести. Нужно комфортно устроиться на стуле и поставить перед собой нижние конечности. Ступни должны касаться пола. Далее перекрестить ноги в голеностопном суставе, и немного изогнуть колени. На медленном выдохе нужно немного прогибаться вперед. Руки протянуть параллельно перед собой. На вдохе необходимо принять первичное положение. Такое упражнение повторять не менее трех раз. После скрестить ноги другим образом, и снова повторить сеанс. Налаживается чувство равновесия, и приходит в норму способность понимания.
  4. Синхронное рисование. Для выполнения тренинга понадобится огромный листок бумаги и две ручки в каждую руку. Нужно начать единовременно рисовать обеими руками зеркальные рисунки. Это могут быть бублики, круги, квадраты. При помощи такого упражнения налаживается координация глаз. Улучшаются моторные навыки.
  5. Тренинг «Алфавит – Восемь». Взять листок бумаги и начать чертить лежачие друг на друге цифры восемь. При этом руку от листка не отрывать. Начертить по три восьмерки левой рукой, правой и синхронно двумя кистями. После написать маленькую букву «а» и снова три восьмерки. Затем букву «б» и опять три восьмерки. Задание воспроизводить до буквы «д».
  6. Задание «Скрещивающееся движение». Этот тренинг является крайне легким. Необходимо принять горизонтальное положение. Свести ногу в колене и дотронуться им локтя. Правое колено с левым локтем и наоборот. Все действия совершать плавно. Упражнение положительно влияет не только на ум. Но и на организм в целом.
  7. Заниматься спортом. При больших физических нагрузках мозг индивида совершенствует намного быстрее.
  8. Совершенствовать память. Необходимо взять старый фотоальбом и провести время со своими воспоминаниями.
  9. Разгадать загадку. Для активизации мозга можно разгадывать кроссворды, мозаики и различные логические загадки. Таким образом можно поддерживать активность мозга.

Важно! Развить когнитивное мышление можно только лишь благодаря регулярным тренировкам. Мало будет выделить один день для выполнения того или же иного упражнения. Необходимо постоянно работать над собой, развивать себя и познавать.

Источник: https://www.PamyatiNet.ru/pamyat-i-zapominanie/kognitivnoe-myshlenie.html

ВашПсихолог
Добавить комментарий