Когнитивный интерес

Когнитивные способности

Когнитивный интерес

Размышляли ли вы над тем, что собой представляет интеллект, и как определяется уровень развития ума человека? Согласитесь, что большое количество знаний не дает права говорить о высоком интеллекте.

Это скорее начитанность и владение большим объемом информации. Как тут не вспомнить известную фразу Бейярда Тейлора: «Начитанный болван – самая докучливая разновидность дурака».

Следовательно, утверждая, что тот или иной человек действительно умен, под этим правильно подразумевать его развитые когнитивные способности.

Что такое когнитивные способности

Когнитивными способностями называют психические процессы в человеческом организме, которые направлены на прием и обработку информации, а также на решение задач и генерирование новых идей. Современная наука придает огромное значение усилению этих процессов.

Когнитивная психология (лат. cognitio «знание») – это раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческой психики.

Следует заметить, что до сих пор у ученых нет однозначного мнения о том, что же такое когнитивные способности.

Ведь, например, способность управлять своими эмоциями не относится к когнитивным способностям. Это умение можно назвать эмоциональным интеллектом, и развивать его необходимо отдельно.

К когнитивным способностям относятся:

  • Память
  • Внимание
  • Чувства
  • Воображение
  • Логическое мышление
  • Способность к принятию решений

Можно ли назвать человека умным, если у него хорошо развиты все когнитивные способности? Безусловно. Ведь такой человек способен принимать правильные решения.

При размышлении ему удается одновременно использовать логику и творческий подход к вещам. Он легко запоминает большие объемы информации и сопоставляет имеющиеся данные по степени значимости.

Он может с легкостью концентрироваться на вещах, а также мастерски воспринимать и считывать информацию из внешней среды или просто глядя на поведение человека.

Именно по этой причине когнитивные способности очень важны для людей. Они представляют собой базу, благодаря которой возможно развитие личности в целом.

Все перечисленные когнитивные способности может развить в себе практически любой человек. На данный момент времени существует множество техник и упражнений, помогающих улучшить любой из этих навыков.

Овладение хотя бы одним из них, оказывает положительное влияние на другие. Например, концентрация тесно взаимосвязана с улучшением памяти.

Улучшение памяти в свою очередь позитивно влияет на развитие творческого мышления, так как позволяет формировать в человеческом мозге множество ассоциаций относительно любой поступающей информации.

Если человек в полной мере разовьет когнитивные способности, он сможет с легкостью входить в так называемый поток.

Потоковое состояние (англ. flow, лат. influunt), – это психическое состояние, в котором человек полностью включён в то, чем он занимается, что характеризуется деятельным сосредоточением, полным вовлечением в процесс деятельности. Надо сказать, что это состояние хорошо знакомо большинству ученых, исследователей и изобретателей.

Существуют люди, которым удается пребывать в состоянии потока на протяжении 24 часов в сутки. Так, например, британский миллиардер Ричард Брэнсон имеет невероятно высокий уровень восприятия.

Конечно, знания и начитанность также имеют большое значение, когда мы определяем степень «умности» человека. Ведь они делают людей интересными собеседниками и часто неординарными мыслителями.

Поэтому важно понимать, что кроме развития когнитивных способностей и навыков, умному человеку необходимо постоянно получать новые знания. Благодаря этому, вы сможете использовать свои познания в самых разных областях, добиваясь чего-то нового и оригинального.

Книги для развития когнитивных способностей

Если вы хотите развить свои когнитивные способности, то вам будет полезно ознакомиться со следующей литературой.

  • Франс Йоханссон «Эффект Медичи»
  • Дмитрий Гусев «Краткий курс логики: искусство правильного мышления»
  • Гарри Лорейн «Развитие памяти и способности концентрироваться»
  • Питер Брегман «18 минут»
  • Эберхард Хойль «Искусство концентрации: как улучшить память за 10 дней»
  • Дмитрий Чернышев «Как люди думают»
  • Майкл Микалко «Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно»

Эти книги нужно не просто читать, а выполнять все описанные в них упражнения.

Рекомендуем также обратить внимание на 10 книг для развития интеллекта. Очень интересная подборка с описанием каждой книги.

Источник: https://interesnyefakty.org/kognitivnye-sposobnosti/

История зарождения и развития когнитивной психологии

Когнитивный интерес

Кто решился на проведение первых исследований в области человеческого познания, и какие результаты принесли смелые опыты новаторов? Бихевиоризм и психоанализ не были способны дать объяснение человеческого поведения без трактовки процессов в сознании. Постепенно интерес привел человечество к появлению нового направления, которое затронуло не только кибернетику, биологию, нейрофизиологию, но и лингвистику.

Путь становления новой науки

Когнитивная психология зародилась в середине 20-го века, в эпоху бурного развития технологий и вычислительных машин. Ученые столкнулись с необходимостью обоснования взаимодействия человека и современных технологий в психологическом ракурсе.

Основным интересом новой области было исследование когнитивных, то есть, познавательных способностей человека. Восприятие рассматривалось как фундаментальный акт, на котором строится основа психики человека.

Проводились всяческие эксперименты и исследования с целью изучения возможных границ человеческих способностей в отношении обработки и хранения информации в своей памяти.

Стоит отметить, что к числу основоположников науки относят психологов Фрица Хайдера (теория когнитивного баланса) и Леона Фестингера (теория когнитивного диссонанса).

Но заметному продвижению способствовала встреча в 1956 году в технологическом институте Массачусетса, где собрались представители института электрической и электронной инженерии, специалисты в области информационных теорий.

Эта встреча до сих пор считается настоящей революцией когнитивной психологии, там были подняты вопросы формирования языка и памяти в условиях влияния компьютерных технологий.

Когнитивная психология получила такое название благодаря исследователям Джерому Брунеру («Изучение когнитивного развития», 1967 г.) и Ульрику Найссеру («Познание и реальность», 1976 г.

), которые опубликовали свои труды, поведав обществу о предмете своих исследований.

Впоследствии был организован Центр когнитивной психологии, где изучались процессы познания, мышления, аспекты психологии развития и т.д.

Выбрав термин «когнитивная..», мы противопоставили себя бихевиоризму. Изначально мы размышляли над использованием понятия «ментальность».

Но «ментальная психология» звучало уж слишком нелепо, а «психология здравого смысла» отправляла бы нас к области антропологических исследований, «народная психология» похожа на вундтовскую социальную психологию. В итоге, мы остановились на термине «когнитивная психология».

Джордж Миллер, один из основателей Центра когнитивной психологии

Одним из известных психологов, работающих в этой области, был швейцарец Жан Пиаже. Доктор философии Университета Невшателя долгое время посвятил себя увлечению модным на тот момент психоанализом. Работая с детьми, Пиаже провел ряд интересных экспериментов. Посредством тестов он устанавливал цепь логических операций и целостность общей структуры мышления ребенка.

Пиаже говорил об изменениях человеческого интеллекта и его возможной адаптации к окружающей среде с каждым отрезком развития. Им были выведены четыре когнитивных стадии:

  • Сенсомоторная – внешняя манипуляция и зарождение работы с внутренними символами (0-2 года).
  • Дооперационная – построение ассоциативных связей и трансдуктивное рассуждение (переходная обработка информации от одного образа к другому), централизация сознания на броских предметах, внимание к внешнему состоянию (2-7 лет).
  • Стадия конкретных операций – образуется система интегрированных действий, устанавливаются логические операции с классами, строится их иерархия, операции происходят только с конкретными объектами изучения (7-11 лет).
  • Стадия формальных операций – преобразование сознания в гипотетично-дедуктивное, построение мысленных предложений и рассуждений, систематическое выделение переменных, их комбинирование (11-15 лет).

В 1925 году Пиаже после ряда значимых опытов пришел к открытию детского эгоцентризма. Его теория утверждает, что дети до определенного возраста сосредоточены только на себе и своих внутренних переживаниях.

Часто можно увидеть картину, как маленький ребенок или подросток, находясь рядом с родителем, другим ребенком или даже в одиночестве, ведет рассказ о своих переживаниях или просто озвучивает мысли, совершенно не нуждаясь в обратной связи.

Необычный эксперимент

С постепенным спадом доминирования бихевиористских концепций в 1971 году психолог Филипп Зимбардо из Стенфордского университета решается на смелый шаг. Цель исследования: изучить поведенческие особенности человека в жестоких условиях (ограниченной свободе действий и воли, давлении на моральные принципы).

Набор добровольцев проводился около месяца, не каждый был готов спокойно отправиться на пытки и подчиняться любым указаниям. В общей сложности отобрали двадцать четыре человека. Дабы соблюсти чистоту эксперимента, кандидатов разделили на две группы. В первую половину вошли охранники, а в другую – так называемые заключенные.

В роли главных надзирателей выступили лаборант и помощник психолога, сам Зимбардо стал управляющим этой исследовательской тюрьмы.

Подопытные были «арестованы» в их домах под вымышленными предлогами и под руководством полиции местечка Пало Альто. Заключенных перевезли на огражденную территорию, обработали, присвоили номер и заключили в отсеки. С первых минут ученый начал фиксировать психические реакции участников эксперимента и наблюдать за их поведением.

Изначально эксперимент был рассчитан на две недели, но завершился уже через шесть дней в связи с тем, что все быстро вышло из-под контроля. Над «заключенными» издевались, унижали и даже применяли физическое насилие.

«Охранники» быстро вжились в роль и стали проявлять садистские наклонности, лишая узников сна, заставляя подолгу держать руки на весу и т.п.

У многих «заключенных» уже на третий день эксперимента наблюдалось сильное эмоциональное расстройство и чувство подавленности.

Значительным итогом эксперимента можно считать книгу Ф. Зимбардо под названием «Эффект Люцифера» (2007 г.

), в которой он описал эффект когнитивного диссонанса (конфликт эмоциональных реакций в сознании человека) и свойственную для человека покорность перед явным личностным авторитетом.

Особое внимание уделялось влиянию общественного мнения и степени государственной поддержки, которые могут оправдывать или отвергать взгляды индивида.

Таким был самый яркий эксперимент в области когнитивной психологии. По этическим соображениям больше никто не принимал аналогичных попыток повторить опыт.

Дальнейшее развитие интереса

В последующие годы конца 20-го и начала 21-го веков исследователи все больше углублялись в сферу взаимодействия человека и компьютера.

Широкую популярность приобрела теория, отображающая психику в качестве некоего центра, который может воспринимать конечное число сигналов, исходящих из окружающей среды, и затем переработанных человеческим мозгом.

Когнитивная система человека рассматривалась наподобие системы компьютера, с устройствами ввода, вывода и местами хранения информации.

Психолог Джордж Миллер провел ряд интересных тестов по определению человеческих способностей к запоминанию. Так, в результате эксперимента Миллер выяснил, что мы можем единовременно запомнить не более 7-9 символов. Это могут быть девять цифр, восемь букв или пять-шесть простых слов.

Новый этап исследования

Американский нейрофизиолог, врач и психолог Карл Прибрам, сотрудничая с известным исследователем в поведенческой психологии Карлом Лешли, разработал голографическую модель функционирования психики человека, которая привела к уникальному открытию.

Память не сосредоточена в отдельных участках мозга, а распределена по всем отделам. Это открытие произвело переворот в когнитивной психологии, так как раньше считалось, что именно серединные доли мозга отвечают за восприятие и хранение информации.

Теория и результаты опытов Прибрама не признаны полностью, но косвенно подтверждаются большинством последующих экспериментов.

Взаимодействие с другими науками

В настоящее время считается, что когнитивная психология и нейробиология развиваются параллельно друг с другом. Это обусловлено тем, что обе науки изучают схожие области человеческого мозга.

Различие состоит в нацеленности психологии – на исследование реакций психики человека на внешние раздражители, а нейробиологии – на исследование реакций нейронов головного мозга. В то же время, многие психологи, такие как С. Гербер и А.

Ньюэл, не считают результаты исследований в области нейробиологии применимыми к психологии человека, потому как ответы на вопросы одной науки практически невозможно приспособить к другой.

Заключение

Со времен Стэнфордского тюремного эксперимента прошло почти пятьдесят лет, но сообщество психологов до сих пор обсуждает его результаты и приводит в качестве примера решительный поступок исследователя. В ходе опыта вскрылись действительно пугающие свойства человеческой психики.

Люди, выбранные случайно и не проявлявшие никаких признаков насилия, всего за сутки смогли стать изощренными садистами. Руководствуясь оправданностью собственных действий и поддаваясь своей внутренней природе, человек допускал крайнюю степень злости.

И это явно не защитные механизмы, которые описывал Зигмунд Фрейд.

Когнитивная психология привнесла свой вклад в науку и, несмотря на пугающие выводы, все еще продолжает вызывать интерес исследователей. Возможно, совсем скоро эта сравнительно новая область психологии подарит человечеству возможность глубже заглянуть в истоки человеческого поведения и познать его фундаментальные законы.

Источники литературы:

  • 1. Дружинин В.Н. Онтология психической реальности// Серия-14. Общая психология. – 1995. – №13. – С. 67-485.
  • 2. Когнитивная психология. Джон Андерсон. – СПб. Серия-2. – 2014. – С. 24-45.
  • 3. Когнитивная психология. Р. Солсо. – СПб. – Серия №4- 2014. – С. 234-342.
  • 4. Жан Пиаже. «Избранное». Под ред. Обухова С.В. // Издательство Московского университета.
  • 5. Введение в общую психологию. Абдурахманов Р.А. – Москва-Воронеж. С. 345-454.

Зонира Дженнифер, писатель, лингвист

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + EnterНе понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник: https://PsychoSearch.ru/napravleniya/cognitivepsy/433-istoriya-zarozhdeniya-i-razvitiya-kognitivnoj-psikhologii

Когнитивистика: больше, чем наука

Когнитивный интерес

Что мы знаем о человеческом разуме? Из каких элементов строится мыслительный процесс? Насколько безграничны возможности мозга? Поиском ответов на эти и другие вопросы занята когнитивистика.

Хотя официальное появление, как науки, датируется 1950 годом, попытки понять свой собственный разум человек предпринимал на заре времен, задолго до появления компьютеров.

Каких успехов удалось достичь, и почему это направление одинаково интересно философам, лингвистам, физикам и IT-специалистам – далее в материале.

Когнитивистика и развитие мышления: краткая история

Первые зафиксированные попытки понять, что такое разум и мышление, встречаются у Платона и Аристотеля, причем у последнего четко прослеживались попытки научно связать теории о психических процессах с наблюдениями, избегая абстрактных рассуждений. Французский философ и математик Рене Декарт в XVII веке популяризировал представление о том, что тело и разум следует рассматривать, как два отдельных объекта: «Res Extensa» и «Res Cogitans».

Философ Джон Локк, которого иногда называли «интеллектуальным вождем XVIII века», в своей работе «Опыт о человеческом разумении» рассматривал человеческую идентичность, социализацию и мышление как неотъемлемые составляющие. Именно Локк стал одним из первых выделять человека как личность, обладающую не только сознанием, но и самосознанием, что позволяет идентифицироваться в разное время и при различных обстоятельствах.

Но самые главные события для дисциплины произошли в ХХ веке.

Во-первых, появилась одна из самых распространенных теорий западной психологии о бихевиоризме (основной упор на то, что каждое наше действие есть не что иное, как рефлекс на «раздражитель»), которая была выдвинута Джоном Уотсоном. Но к 1950 годам становилось все более очевидным, что физическая структура мозга гораздо сложнее, чем цепочка «заложенных» реакций.

Бихевиористы к тому моменту так и не смогли объяснить, как крысам удается находить выход из лабиринтов, не говоря уже об объяснении того, как происходит человеческое обучение, например, при использовании языка. Кстати, несмотря на отсутствие развития этой теории, именно бихевиористы достигли существенных результатов в лечении фобий: подмена “страха” на положительные эмоцие.

Толчком к изменениям послужили и создание цифровых компьютеров, а также популярность идеи Ноама Хомского. Американский лингвист был убежден, что лингвистические способности подразумевают соблюдение бессознательных грамматических правил, и что часть из них являются врожденными. 

Исследователи Герберт Саймон, Аллен Ньюэлл, Марвин Мински и Джон Маккарти стали пионерами в новой области искусственного интеллекта, которая была основана на научной конференции в Дартмутском колледже в 1956 году с конечной целью создания компьютеров и роботов, способных выполнять задачи, аналогично интеллекту человека. 

Сам термин «когнитивная наука» был введен в обиход Кристофером Лонгует-Хиггинсом в 1973 году, когда он комментировал работу «Lighthill report», касающуюся состояния исследований об искусственном интеллекте. В том же году было основано Общество Когнитивистики (Cognitive Science Society), а после появился и журнал «Cognitive Science».

Что такое когнитивистика сегодня?

Когнитивистика (cognitive science) – междисциплинарная научная область, занимающаяся исследованиями мыслительного процесса, моделирует принципы, по которым работают естественные и искусственные системы.

Это общий термин, используемый науками, изучающими познание: философия, психология, лингвистика, физика, биология, математика.

Под интерес попадают все когнитивные способности: внимание (как и почему мы обращаем внимание на определенные вещи), память (изучение языков), восприятие (зрительное, слуховое, тактильное), построение планов на будущее. Каждая из отраслей ставит отличные друг от друга цели и использует собственные методы. 

Когнитивистика в образовании

В 2017 году американский журнал «Forbes», основываясь на данные рекрутингового сайта PayScale, создал рейтинг специальностей с самым быстро растущим окладом, когнитивистика также была в этом списке. 

Когнитивистика будет интересна для специалистов занимающихся: 

  • развитием ИИ;
  • изучением мозга и происходящих в нем психических процессов;
  • исследованием механизмов разумного поведения;
  • исследованиями нервной системы;
  • философией;
  • разработкой информационных технологий.

Интерес компаний разного масштаба к технологиям искусственного интеллекта в значительной степени повысил спрос на специалистов. Но это далеко не единственный вариант трудоустройства.

Когнитивисты понимают, как правильно выстраивать коммуникацию с людьми, поэтому специальность востребована в рекламе и средствах массовой информации, а также для активного развивающего направления – нейромаркетинг.

Нейромаркетологи занимаются исследованиями мозга для получения информации о поведении покупателя. 

Кроме того, когнитивистика предоставляет большие возможности для работы в исследовательских центрах по изучению сознания.

Когнитивистика: с чего начать и где учиться

В западноевропейских курсах есть отдельные программы для изучения когнитивистики: Brain and Cognitive Science (Амстердамский университет, Нидерланды), Cognitive Science (университет Умео, Швеция), Cognitive Science в Центрально-Европейском университете (Будапешт, Венгрия).

Прежде чем пробовать свои силы при поступлении в университет можно пройти онлайн-курсы на популярных платформах:

Кроме того, расширить знания по теме можно и при помощи книг

  1. Гибкое сознание, Кэрол Дуэк. Будет интересна для читателей, желающих более подробно разобраться в человеческой психологии.
  2. Ваша память, Алан Бэддели. Содержит не только актуальную информацию о памяти, но и практические советы, рекомендации, тесты.
  3. Когнитивная грамматика Рональд Лангаккер. О конструкторе человеческой речи.
  4. Как работает мозг, Рита Картер.«Путеводитель» по человеческому мозгу.
  5. Разум, машины и математика. Искусственный интеллект и его задачи, Игнаси Белда. О перспективах и возможностях технологий.
  6. Думай медленно… Решай быстро, Даниэль Канеман. О поступках, решениях, и конечно, результатах.

Почему это направление так интересно? 

Согласно ранним философским теориям, человеческий разум (не путать с мозгом) – нематериален, и как следствие, научный подход в его изучении использовать невозможно.

Когнитивная наука выступает с диаметрально противоположной точкой зрения: интеллект можно и необходимо изучать, а собранные эмпирические данные (о явлениях, процессах в человеческом поведении) позволят разрабатывать теории для разных дисциплин. 

В психологии когнитивная наука используется для сбора поведенческих данных социального взаимодействия и эмоционального опыта, а также математического моделирования мышления. Т.е. сам человек рассматривается как компьютер, который под воздействием «раздражителей» выбирает тот или иной путь реагирования.

Развитие технологий, и непосредственно создание аппаратов для проведения магнитно-резонансной томографии (МРТ), электроэнцефалографии (ЭЭГ), магнитной энцефалографии (МЭГ), позволило сделать большой шаг в развитии дисциплины. Процедуры дают возможность наблюдать за мозговой активностью во время выполнения экспериментальных задач.

Когнитивная наука особенно важна в медицине из-за важности изучения таких психических заболеваний, как депрессия и шизофрения, объяснение и лечение которых требует понимания когнитивных и нейронных процессов, лежащих в основе операций здорового ума. Нейробиологи используют сканирование мозга и другие методы для исследования нейронной активности, которая сопровождает различные виды мышления. 

Что касается лингвистики, то здесь следует сделать небольшое отступление.

Лингвистика часто воспринимается, как область, занимающаяся преподаванием иностранных языков, или направление, сосредотачивающее свое внимание на грамматике и правописании.

Но в широком понимании, лингвистика занимается изучением того, как люди владеют и пользуются языком, а когнитивная лингвистика использует язык, как ключ доступа к мыслительным процессам.

В антропологи когнитивистика необходима для изучения природы познания, в контексте разных культур.

Особый интерес сегодня вызывает взаимодействие когнитивистики и информационных технологий.

Во-первых, потому что именно появление компьютерных программ дало представление о том, что машина может самостоятельно решать задачи, используя символы и алгоритмы, т.е. имитируя мыслительные процессы.

Во-вторых, вычислительные машины стали использоваться для быстрой проверки научных гипотез о психической организации и функционировании.

Когнитивистика и искусственный интеллект

Целью когнитивной науки является понимание и моделирование человеческого интеллекта с использованием всего спектра результатов и методологий смежных дисциплин, что позволяет получать более обширные результаты.

Развитие когнитивистики может помочь в будущем приобрести новые знания о мышлении, и искусственно воссоздать эти процессы в машине. Искусственный интеллект, который сможет повторить алгоритм действий мышления человека, будет в состоянии осуществлять полноценное взаимодействие с людьми, а также развивать собственные способности, в том числе и творческие.

Если вдуматься, то цифровая среда, есть не что иное, как результат развития когнитивной науки, поэтому можно предположить (и надеяться), что дальнейшее развитие науки даст ответы на самые сокровенные вопросы психологии, биологии и математики.

Источник: https://mentamore.com/samorazvitie/kognitivistika.html

Когнитивная психология

Когнитивный интерес

Как только люди делают себя несчастными, они становятся склонны углублять свое страдание, делая себя несчастными из-за того, что они несчастны

Когнитивная терапия зародилась в недрах психоанализа — первого теоретического источника — и была реакцией на возвращение сознанию большей роли, чем это признается в психоанализе, да и поведенческой терапии. Когнитивисты считают, что у человека есть ключ к пониманию и устранению психического расстройства в рамках своего сознания.

Философские предпосылки когнитивной психологии восходят к школе стоиков, которые полагают, что за каждой эмоцией стоит мысль, точнее представления человека о событиях, а не сами события. И если представления о событии ложные, то и эмоция, которая возникает, не соответствует ситуации.

Также одним из отцов когнитивной психотерапии можно считать Сократа – мудреца, прославившегося своими диалогами, в которых он виртуозно выявлял заблуждения и искажения человеческого разума, тем самым, помогая людям избавиться от невыносимого страха смерти, безутешной печали или неверия в себя.

В каждом народе были такие мудрецы, владеющие навыками работы с ошибочными убеждениями, провалами логики и «идолами сознания» (Фрэнсис Бекон). Однако в когнитивной психотерапии это искусство трансформировано в продуманную и научнообоснованную систему помощи.

В фокусе внимания когнитивной терапии находится влияние познания на человеческие эмоции.

Ее теоретические корни переплетенысо здравым смыслом и натуралистическим интроспективным наблюдением человеческого ума в работе, как правило в психотерапевтической обстановке. Практичная в своих интересах, когнитивная терапия ставит своей целью модификацию и регуляцию негативного влияния некоторых когнитивных процессов на эмоциональное благополучие человека.

Являясь одним из основных подходов к сегодняшней психотерапии, когнитивная терапия обязана своей базовой теорией и терапевтическими приемами первопроходческой работе Аарона Бека.

«То, как человек следит за собой и наставляет себя, хвалит себя и критикует, интерпретирует события и делает прогнозы, не только высвечивает нормальное поведение, но и проливает свет на внутренние механизмы эмоциональных расстройств».Этот принцип лежит в основе когнитивного подхода Бека к терапии. Стержнем этого подхода является уважение к способностям человеческих существ исцелять себя и торжество здравого смысла, воплощающего в себе мудрость, посредством которой люди из поколения в поколение развивали эти способности. Бек привлекает внимание к повседневным «подвигам» наших когнитивных способностей.

Центральная категория когнитивной психотерапии – это мышление в широком смысле слова. Основной постулат заключается в том, что именно мышление человека (способ восприятия себя, мира и других людей) определяет его поведение, чувства и проблемы.

Только осознав это опосредующее звено, можно понять реакцию индивида, прежде всего ее эмоциональные и поведенческие аспекты.

Схема взаимодействия окружения и индивида представляется в виде S->O->R (стимул— реакция с промежуточной переменной О, включающей прежде всего когнитивную переработку воспринятого (убеждения)).

Только определив и исправив ошибки собственного мышления, человек может создать для себя жизнь с более высоким уровнем самоосуществления.

Представители когнитивного подхода исходят из представления, что само событие не имеет для личности никакого значения.

Важно то значение, которое придает человек данному событию. Так депрессивный пациент из информации, представляемой окружающей средой, выборочно синтезирует темы потери или поражения. Согласно когнитивной теории личности Дж.

Келли, каждый человек воспринимает внешний мир, других людей и себя сквозь призму созданной им познавательной системы – “персональных конструктов”. Важную роль играет введенное Л.

Фестингером понятие “когнитивный диссонанс” – расхождение имеющегося у субъекта опыта с восприятием актуальной ситуации.

Мысли и выводы, не соответствующие действительности, когнитивисты называют малоадаптивными.

Личность не может быть полностью осведомлена о своих малоадаптивных мыслях, которые в значительной степени влияют на то, как она действует, что чувствует и какой получает эффект от своих переживаний.

При определенной тренировке нарастает осведомленность об этих мыслях. Индивид может научиться фиксировать их с высокой степенью точности и выбирать ту, которая отражает внешнюю ситуацию или внешний стимул.

Малоадаптивные мысли в экстремальных ситуациях продуцируют чрезмерные эмоциональные реакции, которые носят болезненный характер и мешают человеку правильно действовать.

Если верхолаз, находясь на высоте, будет думать о том, что он свалится, а мать, ухаживающая за тяжело больным ребенком, думать о том, что он умрет, то верхолаз может упасть, а тревожная мать будет не в состоянии ухаживать за больным ребенком (при этом шанс выжить у него уменьшается).

Опытные люди в отличие от невротиков и новичков, находясь в опасной ситуации, научаются блокировать малоадаптивные мысли. Тогда верхолаз думает о том, как выполнить задание, а мать, ухаживающая за ребенком, — о том, как лучше ему помочь.Техника когнитивного подхода состоит в том, чтобы помочь человеку решить, не приводят ли его мысли к саморазрушению.

Короче говоря, подопечный должен на собственном опыте научиться понимать, что некоторые его жизненные концепции сделали его менее счастливым.Поскольку люди конструируют смысл своей жизни еще на самых ранних этапах индивидуального развития, позднее они часто не осознают, что существует множество способов изменить себя и свое отношение к миру.

Реальность оказывается не настолько неизменной, как нам свойственно полагать, если только мы найдем способы привнести в нее немного свободы. Люди могут реконструировать (переинтерпретировать, reconstrue) реальность. Мы вовсе не вынуждены принимать окраску того угла, в который загоняет их жизнь, и это открытие часто приносит ощущение свободы.

Келли предлагает взгляд на человека, как находящегося в процессе постоянного изменения, и согласно которому корнем всех проблем являются препятствия к изменению себя. Таким образом, Келли создал теорию действия, преследующую цель открыть для человека постоянно изменяющийся мир, преподносящий ему как трудности для преодоления, так и возможности для роста.

Эмоциональные нарушения вызываются иррациональными убеждениями. Эти убеждения иррациональны потому, что люди не принимают мир таким, каков он есть. Они обладают магическим мышлением: они настаивают на том, что если в мире нечто существует, то оно должно быть другим, отличным от того, что есть. Их мысли обычно принимают форму утверждений: если я хочу чего-то, то это не просто желание или предпочтение, чтобы так было, так ДОЛЖНО быть, и если это не так, то это ужасно!

Как только люди делают себя несчастными, они становятся склонны углублять свое страдание, делая себя несчастными из-за того, что они несчастны.Многие пытаются изменить поведение других людей в соответствии со своими правилами. Более того, они объясняют все, исходя из них. Но когда эти правила выражены в виде абсолютных, причем нереалистичных принципов или используются неподходящим образом, их применение не может привести к удовлетворению потребностей. Тогда они продуцируют психическое расстройство. При этом часто окончательный результат — тревога, депрессия, фобии, навязчивости. Для того чтобы правилами можно было пользоваться, их необходимо изменить таким образом, чтобы они стали более точными, гибкими и менее эгоцентричными. Когда правила вскрыты и установлена их ложность, саморазрушаемость и неработоспособность, они должны быть убраны из репертуара.Вот примеры нереальных желаний:1.Всегда быть пределом великодушия, рассудительности, мужества, достоинства и бескорыстия.2. Быть совершенным любовником, другом, отцом, учителем, студентом.3. Уметь переживать любые лишения хладнокровно.4. Быть способным быстро разрешать каждую проблему.5. Никогда не болеть, всегда быть счастливым и безмятежным.6. Знать, предвидеть и понимать все.7. Быть непринужденным, а также контролировать свои чувства.8. Уметь отстаивать свои права и никогда никому не повредить.9. Никогда не уставать.10. Всегда быть на пике продуктивности.Подобные правила ведут к несчастью. Невозможно, чтобы личность все любили во все времена. Степень любви и отношений постоянно колеблется. А при таких правилах любое уменьшение любви рассматривается как ее исчезновение.Ошибка в оценке любой информации приводит к тому, что психическая травма бывает тяжелее, чем физическое повреждение.Преимущество данного метода заключается в том, что он помогает человеку использовать его собственный опыт. Когнитивная психология изучает процессы приобретения, преобразования, представления, хранения и извлечения из памяти знания, а также то, как эти знания направляют наше внимание и управляют нашими реакциями.В когнитивной терапии между терапевтом и клиентом устанавливаются сотруднические, почти коллегиальные отношения. Терапевт не делает вид, что он знает мысли и чувства клиента, а предлагает ему самому исследовать и критически изучить их. В когнитивной терапии клиенты сами разрешают свои проблемы; они имеют непосредственный доступ к паттернам восприятия и мышления, которые интенсифицируют неадекватные чувства и модели поведения, и они способны изменить эти паттерны.Неудивительно, что когнитивная терапия способствовала появлению множества публикаций по самопомощи. Фактически большая часть популярной литературы о том, как можно самоутвердиться, повысить свою самооценку, унять свой гнев, избавиться от депрессии, сохранить брак или отношения и просто почувствовать себя хорошо, основана на работе когнитивных терапевтов

Логику когнитивного подхода можно выразить с помощью следующих четырех принципов:

1. Когда люди испытывают депрессию или тревогу, они мыслят в нелогичной, негативной манере и совершают непроизвольные действия себе же во вред2.

Приложив немного усилий, люди научаются тому, как можно избавиться от пагубных паттернов мышления3. Когда их болезненные симптомы исчезают, они снова становятся счастливыми и энергичными и начинают себя уважать

4.

Эти цели достигаются, как правило, в течение относительно короткого периода времени за счет использования несложных методов

Источник:И.Г.Малкина-Пых. Справочник практического психологаМ.Литвак. Профессия – психологСолсо Р. Когнитивная психология+разные статьи из сети

Источник: https://anchiktigra.livejournal.com/82310.html

Плюсы и минусы когнитивной психологии

Когнитивный интерес

Психология – наука, изучающая психические процессы, чувства, эмоции, психические состояния, и реакции человека в различных ситуациях.

Эта наука имеет множество отраслей, которые базируются на различных взглядах и точках зрения.

Одна из них – когнитивная психология, изучающая психику с помощью ее математического моделирования и создания алгоритмов, приближенных к реальным психическим процессам.

Немного о когнитивной психологии

Основоположниками этой отрасли была группа ученых, изначально занимающаяся информационными теориями в рамках электронной инженерии. В их числе – Дж.Миллер, Г.Саймон, Д.Грин и другие.

Когнитивисты занимаются метакогнитивными процессами, к которым относится память, мышление, язык, восприятие и другие. Целью отрасли является моделирование процессов взаимодействия психических процессов в простейшем виде. Большинство представителей науки.

Занимающихся когнитивной психологией, рассматривает головной мозг человека как обусловленный биологический компьютер, который можно запрограммировать или расшифровать. При этом, они не имеют какую-либо обобщенную модель, рассматривают лишь частные функции мозга, например – только запоминание или только чтение. В отличие от ученых.

Работающих с искусственным интеллектом, когнитивисты пытаются не просто создать алгоритм, но и максимально приблизить его к настоящей деятельности мозга у живых людей.

Среди отечественных ученых, занимающихся когнитивной психологией, можно выделить Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготский.

У них была своя линия развития когнитивной психологии, которую они рассматривали как науку о психике, закономерностях ее развития и проявлений.

  Эти ученые ввели такие понятия, как зона ближайшего развития, проблемное обучение, разработали наиболее полную возрастную периодизацию психического развития, в которой подробно отражены все особенности психики на каждом возрастном этапе.

Б.Г. Ананьев

Преимущества когнитивной психологии

  • Простота восприятия. Когнитивисты создают модели мышления, чтения, запоминания, которые достаточно легко понять. Благодаря этому существует возможность наглядно увидеть, как работает тот или иной процесс, а также поэкспериментировать в различных ситуациях.
  • В основе лежит опыт и эксперимент, на основе которых и создаются модели психических процессов. Это даёт некую уверенность в том, что предоставленные когнитивистами данные – достаточно верные и точные, в отличие от отраслей, в которых выводы делаются на основе, например, простого наблюдения.
  • Отечественная периодизация возрастов выглядит очень убедительно, включает в себя описание социальной ситуации развития, ведущей деятельности и качественных новообразований на каждом возрастном этапе.
  • Модели обучения, построенные на основе когнитивной психологии, предполагают активную позицию обучающихся в процессе получения информации. Благодаря решению когнитивных проблем, как практических, так и теоретических, ученики всесторонне развиваются и максимально быстро и прочно усваивают материал.
  • Когнитивисты отстаивают право ребенка на индивидаульное обучение или обучение в малых группах, скомплектованных по способности к усвоению материала. В результате качество обучение повышается за счет того, что учебная программа усваивается с удобной для ребенка скоростью и темпом.
  • Знания, умения и навыки, которые получают обучающиеся в процессе учебы в рамках когнитивной психологии, возможно применять не только в конкретных данных, но и в новых для детей ситуациях.
  • Проблемное обучение, основанное на когнитивной психологии, способствует формированию высокого уровня учебной мотивации за счет того, что получение знаний, умений и навыков становится для ребенка самоцелью.
  • Когнитивная психотерапия, основанная на когнитивной психологии, является наименее травматичной, так как не предполагает задевания глубоких чувств и прошлых событий.

Недостатки когнитивной психологии

  • Слишком кропотливый процесс разработки моделей, так как они должны максимально соответствовать реальным психическим процессам. При незначительной ошибке можно получить сильно искаженные данные.
  • Данные опытов и экспериментов, лежащих в основе когнитивной психологии, могут отличаться от данных, которые могли бы быть получены в более естественных условиях. В результате, получаются лабораторные данные, не всегда объективно отражающие реальную картину.
  • Модели обучения, созданные в рамках отрасли, не позволяют сделать его стандартизированным. В результате, для процесса необходимо задействовать слишком большое количество ресурсов: времени, учителей, финансов и пр.
  • Проблемное обучение, разработанное когнитивистами, предполагает безоценочное образование, поэтому результат может быть непредсказуемым: трудно оценить реальные результаты.
  • Когнитивному психотерапевту достаточно трудно работать, так как необходимо построить беседу таким образом, чтобы клиент сам понял, в чем он ошибается. И что он может сделать для разрешения ситуации. Кроме того, метод когнитивной психотерапии считается достаточно поверхностным, так как не определяет причины и не раскрывает динамику развития сложившейся ситуации.

Вывод

Когнитивная психология – отрасль психологии, которая занимается построением моделей мыслительных операций и психических процессов.

Основание на методах эксперимента и опытов позволят считать выводы достаточно достоверными, но они, возможно, отличаются от данных, которые были бы получены в более естественных условиях.  Обучение, построенное на ее основе, достаточно интересное и прочное, но требует больших ресурсных затрат.

Метод психотерапии, разработанный когнитвистами, не заставляет клиента глубоко погружаться в свои переживания, но является поверхностным и сложным для работы специалиста.

Источник: https://plusiminusi.ru/plyusy-i-minusy-kognitivnoj-psixologii/

ВашПсихолог
Добавить комментарий