Кто ставит диагноз дисграфия

Дисграфия: учить или лечить?

Кто ставит диагноз дисграфия

Проблема нарушений письменной речи у школьников очень актуальна, потому как именно письмо и чтение становятся базой и средством для дальнейшего обучения. Что же делать родителям, если письменная речь ребенка развивается с трудом? Советы дает опытный специалист.

Виктория Бунина

Ни один ребенок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них встречается большее или меньшее количество ошибок, которые являются закономерными. Но у одних детей эти ошибки исчезают на определенной стадии овладения письменной речью, а у других – нет.

Некоторые родители и учителя считают эти ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и т. д. На самом деле в основе этих ошибок могут лежать более серьезные причины.

Ученые выявили, что ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию.

Если ребенок делает ошибки

Если в конце первого – начале второго класса ребенок всё еще допускает массу ошибок на письме, то необходимо убедиться в том, что эти ошибки не являются проявлением дисграфии.

Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся специфических ошибках.

Как же разграничить дисграфические ошибки от ошибок «роста», закономерно встречающихся у детей при овладении письмом?

Ошибки при дисграфии по внешнему проявлению сходны с ошибками, встречающимися в процессе овладения письменной речью. Однако при дисграфии эти ошибки являются более многочисленными, повторяющимися и сохраняются длительное время. Дисграфические ошибки не регулируются применением орфографических правил.

Перечислим наиболее часто встречающиеся ошибки дисграфического характера.

Пропуск и перестановка букв или слогов (крова вместо корова, онко вместо окно). Вставка лишних букв или слогов (тарава вместо трава).

  • Смешение букв, обозначающих сходные по произношению звуки

Это гласные о – ё, о – у (рочей вместо ручей, лёбит вместо любит). Такие согласные, как д – т, з – с, ж – ш, б – п (медёт вместо метёт, собага вместо собака, черёмука вместо черемуха).

  • Смешение букв, сходных по написанию

Ребенок с дисграфией на письме часто путает буквы б – д, т – п, и – у и др. (белка – делка, стешил – спешил, паик – паук).

  • Несоблюдение границ слова

Ребенок пишет слова вместе либо делит слово на части, смещает границы слова (идетснег, вседети; на ступил, к ормит). Часто можно увидеть ошибки при написании слов с предлогами (Вдоме горел свет. Петя идет вшколу).

  • Несоблюдение границ предложения

Отсутствие знаков, обозначающих конец предложения (Наступила зима падет снег ребята вышли во двор). Начало предложения не знаменуется заглавной буквой (в этот день ярко светило солнце. было тепло).

(много карандашов, на ветков).

Почерк детей с нарушением письма часто бывает неровным, неразборчивым. Ребенок пишет медленно, проявляя при этом много усилий.

Письменная речь – это не только письмо, но и чтение. Именно поэтому дисграфия обычно является к ребенку не одна. Чаще всего ее спутница – дислексия (нарушение чтения).

Чтение у ребенка с дислексией протекает крайне медленно и часто носит угадывающий характер. При дислексии во время чтения наблюдаются своеобразные ошибки: перестановки и смешение букв, сходных по начертанию, пропуски строчек. Нередко ребенок плохо понимает смысл прочитанного.

Проблема нарушений письменной речи у школьников очень актуальна, потому как именно письмо и чтение становятся базой и средством для дальнейшего обучения. Ученик, хорошо читающий, умеющий воспринимать чужие мысли, выраженные в устной и письменной речи, умеющий достаточно быстро и правильно записать прочитанное или прослушанное, легче приобретает знания по всем предметам.

Легче предупредить

Устранение дисграфии и дислексии наиболее успешно при раннем их начале, а профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить их развитие.

Поэтому необходимость введения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в дошкольном возрасте очевидна. Зачатки нарушения письменной речи можно выявить уже в младшем дошкольном возрасте.

Особое внимание необходимо обратить на детей, чьи родные страдают дисграфией и дислексией, а также на детей с различными нарушениями устной речи.

Именно поэтому рекомендуется показывать ребенка логопеду каждый год, начиная с рождения.

Грамотный специалист будет внимательно наблюдать за тем, в каком возрасте ребенок начал гулить, лепетать, произносить первые слова и фразы, как формируется его звукопроизношение и соответствует ли возрастной норме его речевое развитие в целом.

Логопед обратит внимание на то, как у ребенка развиваются другие психические функции, которые принимают активное участие в речевом развитии, как формируется крупная и мелкая моторика.

Что же делать родителям, если письменная речь ребенка развивается с трудом?

Не ждите, что нарушение само по себе пройдет, ищите квалифицированного специалиста – логопеда, имеющего опыт работы с детьми с нарушением письменной речи. Грамотный логопед знает не только тонкости русского языка, но и понимает механизмы письма и чтения, понимает, что происходит в голове ученика, когда он пишет и читает.

Также следует обратиться к неврологу или психоневрологу, который порекомендует лекарственные препараты, улучшающие память и обмен веществ мозга.

Нарушение письменной речи – это не приговор. Если вовремя заметить эту проблему и своевременно принять меры, то дисграфию можно скорректировать. Процесс это не быстрый. Могут потребоваться месяцы, а то и годы систематических занятий со специалистами. Главное – помнить, что эффективность коррекционных занятий требует тесного сотрудничества врача, логопеда, учителя и родителей.

Виктория Станиславовна Бунина – логопед, нейрореабилитолог, магистр психологии

Иллюстрации М. Ивановой

Журнал «Виноград», № 5 (67), сентябрь-октябрь 2015

Источник: https://www.pravmir.ru/disgrafiya-uchit-ili-lechit/

Дисграфия у младших школьников: виды, признаки и что делать?

Кто ставит диагноз дисграфия

Дисграфия имеет определенно выраженную симптоматику, но точный диагноз может поставить только специалист, чаще всего, логопед. Дисграфия не проходит сама и препятствует дальнейшему обучению ребенка: без устранения проблемы овладение школьной программой даже на базовом уровне будет практически невозможным.

Что такое дисграфия? Как узнать, что у ребенка дисграфия?

Как правило, о том, что у ребенка есть проблемы с письмом (дисграфия), родители и учителя узнают только при обучении письму, то есть в начальной школе.

Дисграфия — это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками, ошибками записи звуков.

Вместо “п” пишет “б”, вместо “т” — “д”, неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет несколько слов слитно.

По ошибке дисграфию можно принять просто за незнание грамматических правил, однако проблема кроется глубже.

Сравните “предложение” — “бретлошение” и “предложение” — “придложение”. В этом примере отчетлива видна разница между простым незнанием правильного написания (правила) и дисграфией.

При этом почерк таких детей часто бывает неразборчивым, неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но пишет очень медленно.

Если такой ребенок обучается в классе с обычными детьми, то может испытывать серьезные переживания из-за своих ошибок, медлительности, недовольства учителя.

В речи ребенок с дисграфией часто не может строить длинные предложения и предпочитает отмалчиваться или говорить кратко. Из-за этого “дисграфик” не имеет полноценного общения со сверстниками, и ему кажется, что одноклассники настроены против него.

Дисграфия — это не психическое заболевание, но и не “пройдет само”. Это расстройство письменной речи, связанное с работой мозга.Обратитесь к профессионалам — центру психотерапии “Алвиан” в отделение детской психотерапии и нейропсихологии, которое работает со случаями дисграфии, дислексии, заикания и другими особенностями развития детей. Лицензия № ЛО-77-01-009904. Обращайтесь по тел.:+74999400734 или +79150066186 — WhatsAppНа правах рекламы

К сожалению, это достаточно серьезная проблема, которая “не ходит одна”: чаще всего дисграфия проявляется вместе с дислексией, проблемой чтения, также ребенок может иметь проблемы в речи и нарушения других физических функций.

Виды дисграфии

  • Артикуляторно-акустическая. Связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает. Для лечения этого вида дисграфии нужно работать и над правильным произношением звуков.
  • Акустическая. В этом случае ребенок правильно произносит звуки, но путает их со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с; шипящие: с-ш, з-ж; а также не различают мягкость отдельных звуков).
  • Оптическая. Ребенок с оптической дисграфией затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально в обратную сторону).
  • Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза. Ребенок с этой проблемой на письме может пропускать или повторять целые слова, перестанавливать слоги и буквы местами, писать слитно разные слова (путают приставки и предлоги у существительных — пишут слитно или раздельно, прикрепляют к одному слову часть следующего слова и т.п.)
  • Аграмматическая дисграфия. Как правило, выявляется после 1-2 класса, так как требует больших знаний правил написания слов (“хороший кошка”, “красивый солнце” и т.п.). То есть эта проблема связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. Такая проблема может наблюдаться в двуязычных (билингвальных) семьях, а также в когда ребенок обучается на неродном языке.

Причины дисграфии

Причины этого нарушения могут быть самыми разными: от родовых травм, инфекций и генетики до запущенности воспитания. При проблемах в работе головного мозга дисграфия чаще всего сопровождается сопутствующими заболеваниями, о которых уже может быть известно родителям.

По сути, ребенок, у которого выявлена дисграфия, не может писать без ошибок, потому что у него нарушена работа речевого, слухового и зрительного и двигательного анализаторов, ребенок не может обрабатывать информацию (синтез и анализ).

Как устранить дисграфию и возможно ли это?

К счастью, да, при определенных усилиях как со стороны родителей, специалистов, так и самого ребенка дисграфию можно скорректировать и вылечить.

Конечно, это не быстрый процесс: могут потребоваться месяцы и годы систематических занятий, чтобы полностью преодолеть дисграфию и сопутствующие нарушения письма, речи и чтения.

Но эти труды будут вознаграждены: ребенок сможет полноценно обучаться в обычной школе и стать полноценным членом общества, обычным ребенком.

Дисграфия — это не приговор, с этим можно жить, но задачей родителей и педагогов должно стать преодоление этого недуга. Благо разработано множество методик и упражнений для устранения дисграфии.

Это подтверждают и известные люди, страдающие от дислексии и дисграфии.

Вот лишь небольшой список имен: Ганс Христиан Андерсен, Альберт Энштейн, Том Круз, Сальма Хайек, Шер, Дастин Хоффман, Уолт Дисней, Федор Бондарчук, Владимир Маяковский, Мерлин Монро.

Какой врач лечит дисграфию?

Обычно о дисграфии сообщает учитель, обучающий ребенка. Он уже может иметь опыт работы с такими детьми. Далее стоит обратиться к логопеду и психоневрологу. Основная работа ведется логопедом: он развивает оба полушария мозга, учит различать, произносить и записывать звуки.

Психоневролог поможет выявить сопутствующие нарушения (если они есть), понять причины дисграфии и назначить медикаментозное лечение.

В отдельных случаях к решению проблемы подключаются другие специалисты, например, если ребенок имеет проблемы со слухом, он не может ни расслышать звуки, ни записать их.

Что делать учителю и родителям?

Устранение такой проблемы невозможно в одиночку: родители, учителя и врачи должны объединиться и договориться о своих действиях. Назначить лечение, выполнять определенные упражнения. Возможно, ребенка стоит перевести в другую школу (специализированную) или нанять репетитора, который сможет профессионально выполнять упражнения с ребенком дома.

Не нужно забывать, что “дисграфик” очень часто остро чувствует свою проблему и боится вновь проявить ее: пропускает уроки, теряет тетради по русскому языку, мало общается. Задача взрослых, кроме лечения, оказать психологическую поддержку ребенку: не ругать, показывать заинтересованность в успехах, помогать.

Итог

Дисграфия — нарушение, с которым можно и нужно работать: выполнять упражнения, исправлять сопутствующие проблемы (например, дислексию, проблемы коммуникации со сверстниками). Особенности этого нарушения и его значимость для дальнейшей жизни ребенка не может допустить непрофессионального вмешательства — необходимо обращение к специалистам, в первую очередь, к логопеду.

Фото дисграфии

Фото предоставлено пользователем Јеленко, Виталием Куприяновым.

Фото предоставлено пользователем Alla Max.

Фото предоставлено Михаилом Мединым.

Дорогие читатели! Если у вас есть фотографии примеров записей ребенка с дисграфией, пожалуйста, вышлите в редакцию для иллюстрации этой и других статей по теме. Заранее благодарны!

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: https://pedsovet.su/publ/156-1-0-5018

Все о дисграфии и дислексии

Кто ставит диагноз дисграфия

Эти речевые нарушения диагностируют в школьном возрасте, когда ребенка обучают навыкам чтения и письма. Дисграфию и дислексию лучше всего корректировать в младшем школьном возрасте, чтобы было проще усваивать школьную программу. Для успешной коррекционной работы важно определить причину появления данных нарушений, чтобы подобрать оптимальные методики исправления дефекта.

Что это такое

Дисграфия – это нарушение навыка письменной речи, когда возникают частичные затруднения в овладении письмом. Характерными признаками являются стойкие повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с усвоением орфографических норм.

Дислексия – это нарушение формирования навыка чтения. Оно связано с затруднениями в образовании компонентов речи и неправильной работой анализаторных систем.

Некоторые специалисты считают, что эти нарушения – это не просто патологии, а дар, которым нужно уметь пользоваться. Они не являются показателем низкого интеллекта – данные затруднения могут возникнуть у детей с нормальным умственным развитием. Во время диагностики важно определить − это дисграфия и дислексия, или физиологические ошибки, которые являются нормой при усвоении письменной речи.

Этиология появления дефектов

Затруднения в освоении навыков чтения и письма обусловлены рядом причин органического или социального характера:

  • Органическое повреждение и недоразвитие корковых зон головного мозга, задействованных в процессе чтения и письма.
  • Незрелость участков коры, принимающих участие в формировании письменной речи.
  • Соматическая ослабленность ребенка.
  • Неправильная речевая среда, в которой растет ребенок.
  • Речевые нарушения.
  • Билингвизм.
  • Неблагоприятная социальная обстановка в семье.

В зависимости от этиологии нарушения составляется план коррекционной работы. Устранив причину расстройства чтения и письма, вы сможете исправить сам дефект. Каждая форма данных нарушений имеет свои специфические причины, на основе которых строится коррекционная работа.

Клиническая симптоматика

Проявления дисграфии и дислексии разнообразны, поэтому очень важно отграничить эти расстройства от физиологических ошибок усвоения письменной речи. Эти нарушения могут являться частью более сложных нервно-психических заболеваний: умственной отсталости, задержки психического развития и др. Клиническая картина представлена неврологической и речевой симптоматикой:

  • Нарушения координации движений.
  • Трудности в запоминании правил и рифм, прочитанных слов.
  • Непонимание прочитанного и написанного. При этом интеллект может быть сохранен.
  • Проблемы с концентрацией и распределением внимания, его переключением.
  • Ребенок путает стороны.
  • Во время чтения и письма возникает дискомфорт в глазах (они могут слезиться, появляется резь; ребенок может подносить книжку слишком близко или слишком низко наклоняться к тетради).
  • В процессе чтения и письма школьник быстро утомляется, может заболеть голова.
  • Школьник старается читать и писать меньше, отказы могут проявляться в виде негативных реакций: агрессии, плача.
  • Ребенок путает похожие элементы.
  • Неправильное произношение и нарушение звуко-буквенного анализа.

Главные признаки – это ошибки на чтении и письме, отличающиеся специфичностью. Если у ребенка ошибки физиологического характера, которые появляются при освоении грамоты, то при запоминании правила, они проходят. А при дисграфии и дислексии они носят стойкий и повторяющийся характер.

Классификация дисграфии

Существует множество классификаций расстройства письма. Одна из распространенных, в основе которой находятся психофизиологические закономерности формирования навыка письма:

  • Если у ребенка нарушена работа речеслуховой анализаторной системы – это акустическая форма. Причиной ее появления является недостаточная сформированность фонематических процессов. Акустическая дисграфия проявляется в виде замены и смешения букв на письме. Школьник путает букву, фонемы которых имеют схожие акустические признаки.
  • Если нарушена работа речедвигательного звена, то может возникнуть артикуляторно-акустическая форма дисграфии. Школьник путает на письме буквы, фонемы которых имеют схожие артикуляционные характеристики. Если у ребенка неправильное звукопроизношение, то в начальной школе большинство учеников проговаривают про себя буквы, что может привести к такой форме дисграфии.
  • При нарушениях работы зрительного, пространственного и кинестетического анализаторов появляется оптико-пространственная форма. У школьника имеются затруднения в различении звуков на слух, нарушена пространственная ориентация буквы или ее элементов. Ребенок затрудняется в определении границ предложений и текста, видении строки и т. д.

Любая из этих форм может возникнуть как следствие речевого нарушения. Поэтому при построении коррекционной работы важно подобрать упражнения для исправления дефекта.

Какие бывают ошибки при нарушении процесса письма

Дисграфические ошибки обусловлены не только недоразвитием анализаторных систем, но и проблемами, связанными с особенностями структуры речевого дефекта.

  • Смешение букв по схожим признакам.
  • Пропуск буквы, потому что школьник «забыл» как ее писать.
  • «Зеркальное» написание буквы.
  • Пропуск элементов буквы.
  • Кинетические ошибки.

В зависимости от вида ошибок подбирают упражнения для исправления расстройства письменной речи.

Классификация дислексии

В современной логопедии имеется большое количество классификаций нарушений чтения. Одной из наиболее часто используемых является предложенная Р. И. Лалаевой. Она ее создала с учетом нарушений процесса чтения:

  • При недостаточной сформированности фонематических и фонетико-фонематических процессов появляется фонематическая форма дислексии. У школьника нет четкого звукового образа буквы. Это проявляется в замене и смешении букв во время чтения. Также может быть нарушение слоговой структуры слова.
  • Оптическая дислексия обусловлена недостаточной сформированностью зрительной анализаторной системы и оптико-пространственных представлений. Во время чтения школьник допускает ошибки в буквах, имеющих схожи оптические признаки. Он с трудом усваивает зрительный образ буквы и расположение элементов.
  • Мнестическая форма связана со сложностями работы процессов речевой памяти, проявляющаяся в соотнесении образов фонемы и буквы. Ребенок в течение длительного времени не может запомнить букву и ее составляющие.
  • Когда ребенок читает, но не понимает смысл прочитанного, то это проявление семантической дислексии, также известной как механическое чтение. У школьника может быть идеальная техника чтения, но он не может установить смысловые связи между словами. Или если он читает по слогам, то не может понять о каком слове идет речь, не может соотнести его с подходящей картинкой.
  • При недостаточной сформированности грамматического строя речи, морфологических и синтаксических категорий появляется аграмматическая форма. Ее характерные особенности − это неправильные окончания, нарушение норм согласования слов, трудности в словообразовании; неправильная постановка ударения.
  • Тактильная форма вызвана нарушением в работе пространственной анализаторной системы. Эта дислексия может быть только у слепых детей, пользующихся азбукой Брайля.

В чистом виде описанные формы встречаются редко. Обычно это сочетание нескольких видов. И подбирать упражнения нужно для устранения всех ошибок, возникающих во время чтения.

Особенности диагностики

Диагностику школьный логопед проводит в начале учебного года и в конце. Но диагноз дислексия, дисграфия специалист ставит только во втором классе. Потому что на первом году школьного обучения у детей могут быть физиологические ошибки, а цель логопедической помощи в первом классе − максимальная коррекция звукопроизносительной стороны речи.

Чтобы проверить освоение письменной речи, логопед использует обычную и разрезную азбуки. Он проверяет узнавание школьником зрительного образа буквы, умение ее делить на элементы. Логопед оценивает работу фонетико-фонематических процессов – это различение фонем на слух, владение звуко-буквенным анализом.

Обязательно специалист проверяет звукопроизносительную сторону речи и слоговую структуру. Логопед обращает внимание на состояние моторной сферы, особенно пространственной ориентации и координации движений; сформированы ли у ребенка тонкие дифференцированные движения пальцев. Проверяет как школьник ориентируется на листе бумаги, различает ли похожие фигуры и элементы букв.

Логопед предлагает ребенку прочитать печатные и прописные буквы. Дает диктант на слух, списывание. Также он смотрит на понимание школьником прочитанного. Кроме того, проводят диагностику сформированности высших психических функций. По результатам диагностики составляется план коррекционной работы.

Логопедическая помощь при дисграфии

Ребенок должен составить из букв слово

Упражнения для исправления расстройства письма нужно подбирать в зависимости от формы дефекта. Если имеется речевое нарушение (дизартрия, алалия и др.), необходимо исправить его. Иногда нужно комплексное воздействие с участием невролога и нейропсихолога.

  • Если это акустическая форма, на уроках ребенку предлагают задания на коррекцию фонематического слуха (различение звуков в речевом потоке, разбор акустических признаков фонем – сходства и различия, работа со словами-паронимами). Предлагают задания на определение количества звуков в слове и их места.
  • Если это артикуляторно-акустическая дисграфия, в занятия включают артикуляционные упражнения. С ребенком проводят более подробный разбор артикуляции. Если есть нарушения звукопроизношения – нужна обязательная коррекция.
  • Чтобы исправить оптико-пространственную дисграфию учат различать право и лево, вверх и низ. Дают задания располагать на листах разного формата буквы или фигуры по словесной инструкции. Подробный анализ буквы: из каких элементов она состоит, в каком порядке их писать. Также ведется работа по коррекции фонетико-фонематических процессов.

Также при любой форме расстройства письма на занятиях ребенку предлагают выкладывать буквы из подручных материалов, лепить из пластилина или соленого теста. Используют прием «воздушного письма»: рукой в воздухе прописывают буквы, на начальных этапах можно проговаривать написание элементов. Обязательны упражнения на улучшение координации движений и развитие пальчиковой моторики.

Логопедическая помощь при дислексии

Задания подбираются в соответствии с формой нарушения чтения. Коррекция проводится по следующим направлениям:

  • исправление звукопроизношения;
  • работа со слоговой структурой слова;
  • работа над развитием фонетико-фонематических процессов;
  • преодоление аграмматизмов.

Предлагают задания на узнавание образа буквы в «зашумленных» изображениях. Логопед вместе с ребенком составляет схемы предложений. Просит определить звук в слове, при этом показывая изображение. Затем произносит звуки с паузой и просит назвать произнесенное слово.

Кроме того, предлагают добавить пропущенный слог или букву. Или выполнить прочитанное действие, показать на подходящую картинку. На уроках школьнику предлагают работать с различными шрифтами, чтобы сформировать зрительный образ буквы.

В современной логопедии дисграфию и дислексию продолжают изучать и подбирают эффективные пути их коррекции. Некоторые специалисты считают, что это дар, людям просто нужно научиться им пользоваться.

Но это не означает, что не нужно заниматься коррекцией расстройств письменной речи.

Если коррекция была начата вовремя, родители и ребенок выполняют все рекомендации специалистов, школьник сможет без особых затруднений освоить письмо и чтение.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/narushenie-pisma-i-chteniya/disgrafiya-i-disleksiya/

Тупость или расстройство обучения? Что такое дислексия и дисграфия

Кто ставит диагноз дисграфия

Дислексией называют расстройство способности читать, дисграфией — писать (в справочниках вы найдете более пространные толкования, но, памятуя о теме нашей статьи, мы предпочтем им минималистичные, оставив главное). Эти проблемы затрагивают миллионы людей, и все они сталкиваются с трудностями в процессе обучения, поскольку существующая система образования им не подходит.

На постсоветском пространстве такие диагнозы ставят редко: здесь бытует миф, что дети с дислексией и дисграфией просто умственно отсталые. В лучшем случае родители и преподаватели приписывают им лень и плохую дисциплину.

Даже врачи позволяют себе некорректные заявления и могут, например, назвать ребенка с подозрением на расстройство обучения «дебилом» (автору этих строк доводилось слышать подобное в свой адрес).

Потому часто у людей с такими проблемами формируется неправильное представление о себе.

Когда-то я учился с мальчиком, который в свои 15 лет с трудом читал по слогам, — над ним смеялись все, включая преподавателей. И никто даже не подумал, что ему требуется помощь. Неудивительно, что он вырос каким-то гопником.

Обычному человеку, который легко усваивает школьную программу, трудно поверить в то, что такая проблема реально существует, и представить ее масштабы. Она кажется чем-то далеким и почти иллюзорным.

Но достаточно выйти на улицу и внимательнее взглянуть на тех, кого принято считать «асоциальными элементами», — и выяснится, что среди них немало людей с подобными расстройствами и неврологическими проблемами (например, СДВГ).

Такие нарушения диагностируются у нас плохо, поэтому, как правило, все, кому они присущи, не понимают, что с ними происходит, и часто терпят неудачи в жизни. Виновата здесь и система образования, ориентированная только на «стандартных» детей, не имеющих никаких «отклонений».

Школы равнодушно перемалывают тех, кто в эти стандарты не вписывается. Оказавшись неспособными получить даже базовое образование, некоторые люди попадают на дно социума.

Человек с расстройством обучения может иметь интеллект выше среднего и таланты, недоступные другим. Но если он не знает о своих особенностях и не понимает, как их можно корректировать и даже использовать себе на пользу, это чревато:

— ежедневными трудностями в учебе и работе;сложностями во взаимодействии с социумом (окружающие могут считать таких людей умственно отсталыми);

— психологическими проблемами (регулярные неудачи формируют низкую самооценку и часто приводят к депрессии).

Перспективы таких людей зачастую далеко не радужны: проблемы в карьере, низкий уровень дохода и т. д. Поэтому важно, чтобы они узнавали о своих особенностях как можно раньше. И учились с ними работать.

Как выглядит дислексия

Для дислексии (от греч. dis — «утрата чего-либо, разлад» и lexis — «речь») характерны трудности с чтением даже простых и давно знакомых слов.

На восприятие написанного текста таким людям требуется больше времени и усилий, чем другим. Они перемешивают буквы или читают их зеркально.

Наблюдаются и проблемы с запоминанием: иногда дислексики не могут удержать в голове последовательности слов и чисел, которые только что видели в тексте.

Это расстройство обучения проявляется по-разному, но обязательно — в виде комплекса из нескольких симптомов. В раннем возрасте дислексию можно диагностировать, если ребенок:

1) читает или пишет слова задом наперед;2) пропускает отдельные слова или места в тексте;3) поздно начинает говорить и с трудом учит новую лексику;4) делает повторяющиеся ошибки в произношении и на письме;5) меняет буквенный порядок при чтении;6) имеет проблемы с распознаванием букв и плохо сопоставляет их со звуками;

7) обладает слабо развитым для его возраста навыком чтения.

Со временем могут проявляться другие характерные особенности: человек с трудом формирует сложную речь, ему не даются новые языки, он плохо понимает шутки, основанные на игре слов. Взрослые дислексики часто избегают чтения и находят обходные пути, где злополучный навык не нужен. Многие при этом даже не догадываются, что у них есть какие-то проблемы.

Как выглядит дисграфия

Возможно, самый распространенный симптом дисграфии (от греч. dis — «утрата чего-либо, разлад» и grapho — «пишу») — плохой почерк. Также для людей с этим расстройством типичны ошибки, которые нельзя объяснить незнанием грамматики.

Другие распространенные симптомы (как и в случае с дислексией, ни один из них по отдельности не служит достаточным основанием для постановки диагноза):

1) непостоянство почерка (человек пишет то курсивом, то печатными буквами, то большими, то маленькими);2) некоторые слова могут обрываться, сливаться с соседними или и вовсе «исчезать»;

3) буквы нередко пропускаются или путаются (особенно если они похожи по форме, как Р и Ь);

4) необычные движения и позиция тела при письме;5) трудности с переписыванием текстов;

6) сложности с выражением собственных мыслей на бумаге.

Причины плохого почерка у дисграфиков точно не определены: возможно, виной всему слабо развитая мелкая моторика, возможно — нелюбовь к письму (как правило, людям не нравятся те занятия, в которых они слабы).

Проблемы с восприятием звуков и букв, характерные для дислексии, могут влиять и на письмо, из-за чего при разграничении двух диагнозов возникают сложности. Во-первых, нередко оба расстройства встречаются у одного и того же человека.

Во-вторых, многое зависит от медицинских определений этих терминов — а они могут разниться от страны к стране, от системы к системе, от врача к врачу.

Некоторые, например, называют дисграфией только проблемы, связанные с недостаточно развитой моторикой рук при письме.

О природе расстройств

Причины, приводящие к дислексии и дисграфии, пока окончательно не выявлены. Но большинство исследователей в числе двух главных называет особую структуру мозга и генетику.

«Расстройства обучения могут быть связаны с обстоятельствами появления ребенка на свет, генетическими факторами, а также с особенностями среды», — поясняет психолог Инна Пасечник.

Гипотезу о наследственной природе таких явлений подтверждает ряд фактов: братья и сестры в одной семье часто испытывают одинаковые проблемы с устной и письменной речью; около половины родителей дислексиков сами имеют аналогичные расстройства; у таких людей обнаружены специфические гены; найдены различия в структуре и активности мозга в зонах, ответственных за соотнесение звуков с буквами, а также распознавание написанных слов.

Дисграфия изучена хуже, но здесь тоже рассматриваются генетические факторы. Часто это расстройство связывают с проблемами в рабочей памяти.

Диагностика

В западных странах ребенка с подозрением на дислексию или дисграфию могут отправить к школьному психологу, неврологу или обычному педиатру. В России большинство специалистов не обучено работать с такими проблемами, но и у нас можно найти психологов, нейропсихологов и нейрофизиологов, которые занимаются этим вопросом.

«Лучше выявлять симптомы заранее. Хорошо, если еще перед школой ребенок пройдет диагностику у нейропсихолога. Расстройства обучения предсказуемы. Если мы в 6 лет обследуем человека, то сможем спрогнозировать его проблемы в школе», — считает Ирина Пасечник.

Сочетаемость

Как уже говорилось, дислексия и дисграфия нередко представляют собой комплексное расстройство, которому сопутствует и ряд других характерных проблем (на врачебном языке это называется «коморбидность»):

1) примерно 40 % людей с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности) — дислексики;

2) дискалькулия (трудности в изучении арифметики);

3) расстройства аутистического спектра.

Если говорить не о медицинских состояниях, то по каким-то причинам дисграфия и дислексия нередко сочетаются с амбидекстрией (когда человек одинаково хорошо владеет обеими руками) и гомосексуальностью. Согласно результатам исследования, 7,9 % мужчин-геев испытывают трудности с чтением (против 1–3 % в среднем по популяции).

Что поможет человеку с расстройствами обучения

В первую очередь необходимо научиться самоадвокации — способности отстаивать собственные интересы. Если вы оказались на новой работе или учебе, нужно уметь сообщать другим о своих особенностях и потребностях таким образом, чтобы достигать максимального взаимопонимания.

Например, на задания, для выполнения которых требуется применить навыки чтения и письма, человеку с дислексией и дисграфией должно выделяться больше времени. На учебе можно попросить у преподавателя его конспект. В образовательных учреждениях западных стран существуют специальные программы для людей с такими расстройствами.

При дисграфии может помочь развитие мелкой моторики. Также нужно тренироваться выражать свои мысли на бумаге и каждый раз проверять орфографию и синтаксис.

«Большинство людей, взрослея, адаптируется к тем дефицитам, которые у них есть. Если человек понимает, что у него что-то не получается, он учится делать это по-другому — например, использует только те слова, в написании которых уверен», — считает Ирина Пасечник.

С возрастом у нас снижается пластичность мозга. Поэтому, по словам Пасечник, коррекция расстройств обучения уже не будет такой эффективной, как в детстве, но всё же улучшения возможны.

Психолог рекомендует активности вроде единоборств и йоги: «Такие занятия требуют сложной координации, благодаря чему развивают взаимодействие различных зон мозга и очень помогают не только телу, но и, как ни странно, голове».

Физическая активность действительно может быть полезна. Дислексию часто связывают с мозжечком — областью мозга, как раз отвечающей за координацию движений.

В Великобритании в рамках исследования провели эксперимент, в ходе которого участники (дети) на протяжении месяцев выполняли простые физические упражнения.

В результате испытуемые улучшили не только моторные навыки, но и языковые способности и добились прогресса в чтении.

Некоторые ученые, например профессор Йельского университета Салли Шайвитц, считают, что физические упражнения не способны вылечить дислексию, но помогают людям с такой проблемой чувствовать себя увереннее и бороться с тревогой.

Самое главное при наличии расстройств обучения — сделать ставку на свои сильные стороны. В чем же нужно искать плюсы и как их использовать?

Преимущества дислексии

Для вида Homo sapiens чтение — относительно недавнее изобретение (появилось вместе с письменностью примерно в IV тысячелетии до н. э.). В ходе этого занятия наше мышление «переключается» в специальный режим работы.

Если взрослых, далеких от литературы, учить читать, их мозг меняется особым образом. Это показывает исследование Станислава Диана, известного французского нейробиолога.

В ходе эксперимента испытуемые теряли способность обрабатывать определенные виды визуальной информации — например, они стали хуже воспринимать лица и шахматные доски.

Навык чтения конкурирует с другими нашими умениями, то есть имеет свою цену: вы сильны либо в одном, либо в другом.

Знаменитый художник Мариц Эшер — автор многочисленных визуальных парадоксов. Он изображал «невозможные фигуры» — представляющие собой оптическую иллюзию трехмерные объекты, которые не могут существовать в реальности. Его известная литография «Водопад», например, имеет структуру треугольника Пенроуза.

Группа психологов изучала способность людей распознавать такие фигуры. Оказалось, что дислексики справлялись заметно лучше других. Исследователи предположили, что так происходит потому, что они склонны обрабатывать визуально-пространственную информацию не локально (часть за частью), а целиком и сразу (холистически).

Так что в мифах, выставляющих людей с расстройствами обучения в выгодном свете, есть изрядная доля правды. Например, в англоязычном интернете гуляет утка, что больше 50 % сотрудников NASA — дислексики. «Это не так, — отвечает NASA в твиттере, — но они [дислексики] суперумные».

Люди, испытывающие проблемы с чтением, в самом деле имеют некоторые «козыри» в таких науках, как астрофизика.

Исследователи обнаружили связь между этим расстройством и способностью работать с информацией, полезной в астрономии. Например, дислексики превзошли других в поиске черных дыр!

В другом исследовании его авторы сравнивали способность студентов запоминать размытые изображения, похожие на рентгеновские снимки, — и дислексики снова отличились. Так что их таланты могут пригодиться в медицине и во многих других областях.

Ричард Роджерс, знаменитый архитектор и один из создателей Центра Помпиду, — дислексик. По его собственному признанию, он не умел читать до 11 лет, был не в состоянии учить стихи и делать домашнюю работу. Его называли тупицей. Еще будучи ребенком, Роджерс хотел сброситься с крыши.

«Дислексия, однако, помогла мне осознать, что на слова людей, говоривших: „Ты не можешь сделать это!“ — не стоило обращать внимания. Я не воспринимаю „не“ слишком серьезно», — рассказал Ричард.

Он считает, что дислексия позволяет шире смотреть на вещи, забывать «нормальные» способы работы и переворачивать всё с ног на голову.

Внимание людей с расстройством чтения, действительно, распределено шире «нормы». Например, на коктейльной вечеринке «обычный» человек будет фокусироваться на «центральных» звуках, а дислексик — на тех, что находятся на периферии.

Хотя вопрос и недостаточно изучен, понятно, что это расстройство ассоциировано с особенностями в работе мозга: дислексия позволяет лучше видеть картину в целом, а не частности, обнаруживать нечто исключительное и нетривиальное, а не банальное и лежащее на поверхности.

Поэтому такие люди чаще склонны с нестандартному мышлению. Американский профессор Томас Уэст в своей книге объясняет, что «мышление вне коробки» (out-of-the-box thinking) всегда отличало дислексиков.

Когда мы называем какие-то особенности расстройством, то должны помнить, что это определение условно.

Одна и та же черта может быть и «нарушением», и преимуществом — всё зависит от контекста и конкретных задач.

Дислексия не помешала молекулярному биологу Кэрол Грейдер и биофизику Жаку Дюбоше стать лауреатами Нобелевской премии. Так что никто не должен чувствовать ограничений в учебе или карьере.

Многие «расстройства» — это нормальная составляющая нейроразнообразия. Наши особенности и отличия служат движущей силой прогресса, и, если бы у всех были одинаковые мозги, человечество остановилось бы в своем развитии.

Люди бывают разные — и общество нуждается в каждом из них.

Источник: https://knife.media/dyslexia-dysgraphia/

Дислексия и дисграфия у ребенка: Кто в зоне риска и что делать?

Кто ставит диагноз дисграфия

Малыш, быстро читает и пишет СМСки своим бабушкам и дедушкам, — вряд ли кого-то сейчас удивит. А ошибки, которые он при этом допускает, лишь вызывают умиление. «Не страшно. Вот немного вырастет и будет писать без ошибок!». Чаще всего так и происходит, но есть и исключения, например, когда наблюдается дислексия и дисграфия у ребенка.

Буквы — это знаки. Их различение — работа серьезная. И проводят ее анализаторы — структуры головного мозга, формирующие реакцию на информацию извне. Сначала «включается» зрение -зрительный анализатор: ребенок видит букву и узнает ее.

Потом – работа речедвигательного и речеслухового анализатора: ребенок пытается вспомнить верное соответствие звука определенной букве. Следующий этап – общедвигательные помощники-анализаторы, которые дают сигнал мышцам, участвующим в произнесении или писании буквы.

Такой масштаб и всего за доли секунды! Ну как тут не ошибиться?!

статьи:

  • Право на ошибку;
  • Разные ошибки;
  • Чтение с препятствиями;
  • Кто в группе риска;
  • Памятка родителям.

Право на ошибку

Специалисты считают, что до определенного момента ребенок просто обязан читать и писать с ошибками. И абсолютно нормально, когда в пять, шесть и даже в семь лет ребенок пишет что-то не так или путает буквы.

Пока не созреют все структуры мозга, а этот физиологический процесс происходит по индивидуальному плану до семи-восьми лет, малыш имеет полное право на любые отклонения.

И более того, у малышей, которые начали учить чтению с двухлетнего возраста, к шести годам, как правило, бывают такие же успехи, как и у тех, которые впервые открыли книгу в пять с половиной.

Если у ребенка трех-четырех лет нет проблем со слухом и зрением, но при этом он не может распознать на должном уровне звуки речи и/или у него не получается соединять слоги в слова, родные должны набраться терпения на год-полтора.

Итак, в случае когда у малыша наблюдаются сложности со слухом и недоразвита речь, необходимо без промедления приступить к разрешению данной проблемы.

Дисграфия у ребенка: Разные ошибки

Допустим, время пришло, и ребенок уже должен читать и писать без ошибок, но увы… Следует понимать, что воспроизводя текст — устно или на бумаге — ребенок допускает разные ошибки. Одни исчезнут в процессе обучения, другие — останутся. И родители должны уметь распознавать обе категории.

Допустим, малыш упорно пишет «веселЫЕ день» или всегда странным образом расставляет слова в предложении. Такой промах следует взять на заметку, предполагая аграмматическую дисграфию. Другая разновидность этого же явления — оптическая — выдает себя тем, что малыш путает буквы, схожие по написанию. — Н и И, А и Л и др.

А при акустической -неправильно использует глухие/звонкие и свистящие/шипящие согласные б — п, в – ф, д — т, ж – ш, ч – щ, а также неправильно обозначает мягкость -«пиСМо» вместо «письмо». И можно сколько угодно заставлять ребенка учить правила и писать диктанты, ошибка останется и обнаружит себя всякий раз, когда человек перестает контролировать то, что выводит на бумаге.

Причем, если прислушаться, то станет ясно, что говорит он, скорее всего, тоже с ошибками

Например, «лУбит» — вместо «лЮбит» и т.д.

Итак, диагноз «дисграфия» ставят и детям, и взрослым, имеющим специфические проблемы при письме.

Чтение с препятствиями

Дислексия — это тоже нарушение, но проявляется оно только в устной форме, при чтении.

https://www.youtube.com/watch?v=Lccu3F01R4Y

Симптомы такие:

  • Ребенок не понимает смысл прочитанного, хотя читает технически правильно;
  • Допускает много ошибок: читает букву Ц как С, букву С как Ш, Ж или Ш;
  • Часто неправильно произносит слова;
  • Имеет словарный запас существенно ниже возрастной нормы;
  • Путает значение слов;
  • Плохо ориентируется в пространстве.

Итак, дислексия и дисграфия у ребенка – не болезни, и с ними можно счастливо прожить всю жизнь. Не исключено, что во время школьного обучения будут некоторые проблемы с оценками, а дальше будет необходимо сделать осознанный выбор профессии, которая не будет ни коем образом связана с чтением и письмом.

Кто в группе риска

Вы можете заранее узнать, будет ли ваш ребенок испытывать сложности в этом вопросе. Для этого специалисты осуществляют особые тесты. Но мы можем с уверенностью сказать, что в группе риска находятся:

  • Дети, имеющие задержку развития устной речи;
  • Малыши, страдающие от синдрома дефицита внимания или же гиперактивные дети;
  • Левши и амбидекстры (обе руки — ведущие):
  • Если ребенок не может в достаточной мере различать и воспроизводить звуки;
  • Если у ребенка не получается заучивать даже простейшие стихотворения;
  • Если ребенок неспособен повторить серию ударов карандашом по поверхности (при использовании коротких и длинных интервалов);
  • Если малыш так и не научился застегивать пуговицы или завязывать шнурки;
  • Если не различает право и лево;
  • Если затрудняется составить связный рассказ по картинкам.

Итак, если у крохи несколько из перечисленных особенностей, то следует обратиться за консультацией к нейропсихологу, логопеду-дефектологу и детскому неврологу. Логопед проверяет общее речевое развитие, ней-ропсихолог исследует высшие психические функции (ВПФ). Затем разрабатывается программа коррекции.

Совет врача

Особенно отчетливо дисграфические ошибки видны в тех случаях, когда неправильно написанные буквы стоят в сильной позиции — в начале слова или под ударением, например, вместо «ложка» ребенок пишет «рожка». Больше всего дисграфических ошибок наблюдается в диктантах, и их делают даже те дети, которые списывают у соседа по парте.

«Коррекция дислексии и дисграфии»:

Дислексия и дисграфия у ребенка: Памятка родителям

Несмотря на то что дислексия и дисграфия у ребенка различаются по своим проявлениям, для их устранения используются очень похожие упражнения. Помогают совсем простые приемы:

  • Массаж кистей и пальцев рук, он же — пальчиковая гимнастика;
  • Любые упражнения на мелкую моторику;
  • Ритмико-речевые упражнения: ребенка просят повторить за взрослым один или несколько звуков;
  • Перебирание бисера или пуговиц;
  • Игры с застежками на кнопках или молнии;
    Нитяные узоры — выкладывание узоров из шнура, завязывание узелков;
  • Сенсорные тренинги: ощупывать и описывать предметы, разные по форме, объему, структуре и пр.;
  • Шнурование через одно отверстие или крест-накрест;
  • Театр теней: изображать пальцами рук какое-либо животное;
  • Описание картинок, пересказ истории,сочинение историй по картинкам, раскладывание картинок в нужном порядке — в соответствии с порядком событий, описанных в рассказе;
  • Рисование на ладони малыша букв, которые он должен отгадать;
  • Совместное чтение и обсуждение небольших рассказов, сказок, стихотворений с опорой на картинки и без таковой;
  • Заучивание наизусть песенок, потешек, стихов;
  • Выразительное прочтение похожих слогов «ам, ат, ак», «от, ок, ом», «ла, ра, ма», «су, му, жу» и т.д. с последующим распределением их по столбцам и чтение их по разным направлениям (начало-конец / конец-начало).;
  • Дописывание недостающей буквы/слова в заданиях с пунктирной линией;
  • Переделывание одной буквы в другую написанных или вылепленных из пластилина, например Ц в Щ, Г в П;
  • Запоминание и повторение 4 букв, лежащих в ряд;
  • Составление слов из карточек со слогами.

Источник. Ставьте лайки и Подписывайтесь на наш канал.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5aa58a0a48c85e483a3980c4/5ae484de2f578c0c7246703c

ВашПсихолог
Добавить комментарий