Негативное поведение дошкольников

Нарушение поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пути коррекции поведения

Негативное поведение дошкольников

Изучению влияния различных неблагоприятных факторов на развитие ребенка посвящены многие работы отечественных и зарубежных психологов и психиатров (Гуревич М.С., Исаев Д.Н., Коган В.Е., Ковалев В.В., Лебединская К.С., Лебединский В.В., Певзнер М.С., Рубинштейн С.Я. и др.).Медицинская консультация

Гарантированный ответ в течение часа

Причины нарушения поведения у детей  

Причины отклонений в поведении детей дошкольного возраста очень разнообразны, однако все они могут быть разделены на две основные группы: биологическую и социальную.

 

Биологическую группу факторов, по мнению многих российских ученых составляют внутриутробные нарушения (в связи с тяжелым токсикозом беременности, токсиплазмозом, различными интоксикациями и т.д.

), патология родов, инфекции, травмы, а также пороки развития мозга, связанные с поражением генетического материала (хромосомные аберрации, генные мутации, наследственно-обусловленные дефекта обмена и др.

).

  Социальные факторы нарушения поведения детей делятся на три группы: макрофакторы (космос, государство, планета, общество, мир, страна); мезофакторы (регион, город, поселок, село). Эти факторы влияют как прямо, так и опосредовано через микрофакторы: семью, группы сверстников, микросоциум.   Ковалев В.В. отмечает, что наибольшее значение в возникновении трудностей поведения принадлежит патохарактериологическому развитию, возникшему в связи с неблагоприятными условиями микросоциальной среды, неправильным воспитанием или психотравмирующими ситуациями.   Привязанность ребенка к взрослому человеку является биологической и врожденной острой необходимостью. Так же она является одним из главных психологическим условием успешного развития ребенка. В контексте изучения причин социально-эмоциональных нарушений, влияющих на поведение человека, в настоящее время появились многочисленные понятия, такие как «материнская депривация», «психическая депривация», «социальная депривация», «эмоциональная депривация».   Шипицина Л.М., Казакова Е.И. и др. в понятие «материнская депривация» включают целый ряд различных явлений:

  1. воспитание ребенка в детских учреждениях;
  2. недостаточная забота матери о ребенке;
  3. временный отрыв ребенка от матери, связанный с болезнью;
  4. потеря люби, привязанности ребенка к определенному человеку, выступающему для него в роли матери.

Отсутствие доверия ребенка к окружающему миру рассматривается российскими и зарубежными исследователями как очень тяжелое и трудно компенсируемое последствие материнской депривации. У ребенка возникает устойчивый страх, недоверие к другим людям и к самому себе, нежелание познать новое, агрессивность, учиться.   От качества получаемого общения ребенком во многом зависит его полноценное развитие, эмоциональное самочувствие малыша. Это оказывает прямое влияние на формирование взаимоотношения со сверстниками и окружающим миром.   В неблагоприятной среде воспитания у малыша возникают устойчивые негативные эмоциональные состояния. Развиваются негативные эмоциональные реакции и отношение к жизни и людям. Эти эмоциональные состояния, закрепившись, начинают регулировать психическую деятельность и поведение малыша негативным образом, а в более позднем возрасте приводит к формированию негативной жизненной позиции.  

Типы нарушений поведения у детей дошкольного возраста

Исследователи Кумарина Г.Ф., Вайнер М.Э., Вьюнкова Ю.Н. и др. выделяют следующие типичные нарушения поведения: гиперактивное поведение (обусловленное преимущественно нейродинамическими особенностями ребенка), демонстративное, протестное, инфантильное, агрессивное, конформное и симптоматическое (в возникновении которых определяющими факторами являются условия обучения и развития, стиль взаимоотношений со взрослыми, особенности семейного воспитания).

Гиперактивное поведение детей дошкольного возраста

. Дети с гиперактивным поведением имеют повышенную потребность в постоянном движении. У малышей блокировке данной потребности жесткими правилами поведения, нарастает мышечное напряжение и резко ухудшается внимание, очень сильно падает работоспособность, возникает сильное утомление.   Вслед за этими реакциями всегда возникает эмоциональная разрядка, которая выражается в неконтролируемом ребенком двигательном беспокойстве, сильной расторможенности.  

Демонстративное поведение

  При демонстративном поведении ребенок намеренно и осознанно нарушает принятые нормы, правила поведения. Данное поведение чаще всего адресовано взрослым.

Протестное поведение

  Существуют различные формы протестного поведения детей – негативизм, строптивость, упрямство.

  1. Негативизм – такое поведение ребенка, когда он не хочет что-нибудь сделать только потому, что его об этом попросили. Проявления детского негативизма: беспричинные слезы, дерзость, грубость или наоборот, замкнутость, обидчивость, отчужденность. Негативизм, возникающий у детей является результатом неправильного воспитания.
  2. Упрямство – это реакция ребенка, настаивающего на чем-либо не потому, что ему этого очень сильно хочется, а потому, что он этого потребовал от взрослого.
  3. Строптивость ребенка направлена не на руководящего им взрослого, а против норм воспитания и навязываемого ребенку образа жизни.

Агрессивное поведение Агрессивным поведением называют целенаправленные и разрушительные действия выполняемые ребенком. Ребенок противоречит нормам и правилам, принятым в обществе. Он наносит вред живым и не живым объектам, вызывает психологический дискомфорт окружающих людей, причиняет физический ущерб. Ениколопов С.Н. в своих работах отмечает следующее: агрессивные действия ребенка, чаще всего выступают в качестве средства для достижения цели. Может являться способом психологической разрядки. Замещать блокированную и неудовлетворенную потребность в любви, самоутверждении, самореализации. 

Инфантильное поведение

  У инфантильного ребенка в поведении сохраняются черты, которые присущи более раннему возрасту и более раннему этапу развития. Ребенок характеризуется незрелостью интегративных личностных образований, при нормальном развитии физических функций.

Конформное поведение

  Конформное поведение ребенка – это полное подчиненное внешним условиям и требованиям других людей. Основой конформного поведения являются непроизвольное подражание, высокая внушаемость, «легкое заражение идеей».

Симптоматическое поведение

  Симптомом называют признак болезни, болезненные проявления. Симптоматическое поведение ребенка – это сигнал тревоги, который предупреждает своеобразным образом, что сложившаяся ситуация больше невыносима для ребенка (пример: рвота или тошнота как отражение неприятной, болезненной ситуации в семье).  

Данное поведение у ребенка характеризуется следующими признаками:

  1. нарушения поведения ребенка возникают непроизвольно и не поддаются контролю;
  2. нарушения поведения малыша оказывают сильное негативное психологическое влияние на других людей.

Пути коррекции поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста  Коррекция изъянов в поведении малыша всегда происходит в совместной деятельности взрослых и детей. В ходе нее осуществляется образование, воспитание, развитие личности ребенка. В совместной деятельности ребенок усваивает не только элементарные знания, но и нормы и общепринятые правила поведения. В специальной психолого-педагогической литературе выделяют две основные группы методов: специфические и неспецифические методы коррекции поведения.  

К специфическим методам коррекции поведения относят упражнения и наказание. Подробнее остановимся на рассмотрении неспецифических методов коррекции поведения, которые широко используются психологами и родителями, а так же коррекционными педагогами.

  Неспецифические методы коррекции подразделяют на три группы:

  1. Методы изменения деятельности детей;
  2. Методы изменения отношений;
  3. Методы изменения компонентов образовательно-воспитательной работы.

Важным методом является введение новых дополнительных видов деятельности.

Использование искусства в коррекционной работе

  В лечебной практике очень часто применяется – арттерапия. Как отмечает Шацкий С.Т., искусство, гармонично формируя все компоненты личности, способно развить эмоции и чувства ребенка, мотивы, переориентировать не правильный идеал, ценностиизменить его поведение.   Карабанова О.А. отмечает, что интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества повышает самооценку ребенка, степень его самопринятия, самоценности. В творческой деятельности развиваютсятакие важные качества ребенка, как произвольность и саморегуляция.  

Использование музыки

Музыкотерапия является эффективным средством развития личности ребенка, его поведения. Целесообразно использовать в музыкотерапии запись звуков природы.   Бехтерев В.М. считал, что с помощью музыки можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, растормошить заторможенных и умерить слишком возбужденных, урегулировать их поведение.

Библиотерапия

  Специально подобранные литературные произведения (сказки, рассказы, былины, басни) воспринимаются малышом не как вымысел, а как особая существующая реальность. В процессе чтения или прослушивания литературного произведения дети невольно учатся понимать и распознавать поведение, чувства, поступки героев. Получают представление о различных возможных способах поведения, усиливается способность малыша анализировать и контролировать свое поведение.

Рисование

  Рисование помогает ребенку преодолеть свои недостатки, научиться управлять своими реакциями и поведением. Совместное творчество ребенка со взрослым дает ощущение дружеского участия и понимания. Полнота эмоционального общения вызывает ряд изменений во внутренней жизни малыша.

Игра

  Карабанова О.А. говорит о важности игры в коррекции поведения ребенка. В игре ребенок начинает исследовать систему социальных отношений, правил поведения, норм, так как они в игровых условиях представлены детям в близкой наглядно-действительной форме.   В игре малыш приобретает богатый и незаменимый опыт партнерских отношений, кооперации и сотрудничества. Ребенком усваиваются адекватные способы поведения в различных ситуациях.   У ребенка развивается способность к произвольной регуляции поведения, которая основана на подчинение определенной системе правил.   Не менее важными в исправлении поведения детей, являются методы изменения отношений. Сюда относят:

  1. Личный пример взрослого.
  2. Игнорирование нежелательного поведения ребенка (капризы).
  3. Изменение статуса малыша в коллективе.
  4. Взрослым следует отказаться от негативной и критической оценки поведения ребенка, его неуспешных действий. Следует активно поощрять инициативу, желание соблюдать правила и нормы поведения, сопереживают неудачам малыша.

Все перечисленные группы методов коррекционной работы могут быть использованы в работе как с нормально развивающимися детьми, так и с детьми, имеющими отклонения в своем психическом и интеллектуальном развитии. Если у Вас возникли вопросы, касающиеся поведения своего ребенка, то обратитесь за бесплатной консультацией на нашем сайте. Квалифицированные психологи смогут ответить на ваши вопросы и предложить пути исправления недостатков поведения ребенка.

Мишина Светлана Николаевна

28.04.2014 09:22

73537

Проголосуйте за статью
: 3.77, 39

Источник: https://puzkarapuz.ru/content/1864

PsychologiaGuide

Негативное поведение дошкольников

Большинство авторов [11], [23], [24, [29] к негативным формам поведения у детей относят только те проявления, которые представляют угрозу для психического здоровья ребенка на данном этапе развития или в перспективе, могут являться препятствием или существенно снизить уровень социальной адаптации индивида и, как следствие, нуждаются в коррекции.

Известно, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребенка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и, в конечном счете, особенности становления личности.

Особую тревогу вызывают проблемные формы межличностных отношений. К наиболее типичным для дошкольников вариантов негативных форм поведения дошкольников относятся повышенная агрессивность, упрямство, обидчивость, демонстративность, противоречивость, эмоциональная неуравновешенность и др. Остановимся на некоторых из них.

Повышенная агрессивностьдетей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и т. д.

Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место другим, более миролюбивым формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности.

В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие.

В психологических исследованиях выявляется и описывается уровень агрессивного поведения и влияющие на него факторы [23].

Среди этих факторов обычно выделяются особенности семейного воспитания, образцы агрессивного поведения, которые ребенок наблюдает на телеэкране или со стороны сверстников, уровень эмоционального напряжения и фрустрации и т. д.

Однако очевидно, что все эти факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех детей, а только у определенной части. В одной и той же семье в сходных условиях воспитания вырастают разные по степени агрессивности дети.

Исследования и многолетние наблюдения показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности [2; 3].

Агрессивное поведение дошкольников принимает разнообразные формы. Это может быть оскорбление сверстника, драка из-за привлекательной игрушки или ведущего места в игре.

В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому.

Физическая боль или унижение сверстника вызывает у таких детей удовлетворение, а агрессия выступает при этом как самоцель.

Те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства дошкольников.

В то же время некоторые дети проявляют значительно более выраженную склонность к агрессивности, которая проявляется в следующем: в высокой частоте агрессивных действий, преобладании прямой физической агрессии, наличии враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели (как у остальных дошкольников), а на физическую боль или страдание сверстников. В соответствии с этими признаками можно выделить группу дошкольников с повышенной агрессивностью. Исследования показали, что агрессивные дети практически не отличаются от своих миролюбивых сверстников по уровню развития интеллекта, произвольности или игровой деятельности. Главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребенок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить. Такое отношение нельзя свести к недостатку коммуникативных навыков (заметим, что многие агрессивные дети в ряде случаев демонстрируют вполне адекватные способы общения и при этом проявляют незаурядную изобретательность, придумывая разнообразные формы нанесения ущерба сверстникам) [29;46]. Можно полагать, что это отношение отражает особый склад личности, ее направленность, которая порождает специфическое восприятие другого как врага. Все это говорит о том, что главные проблемы агрессивных детей лежат в сфере отношений со сверстниками. Однако агрессивные дети существенно различаются как по формам проявления агрессии, так и по мотивации агрессивного поведения. У одних детей агрессия носит мимолетный, импульсивный характер, не отличается особой жестокостью и наиболее часто используется для привлечения внимания сверстников. У других агрессивные действия используются для достижения конкретной цели (чаще всего – получить желанный предмет) и имеют более жесткие и устойчивые формы. У третьих преобладающей мотивацией агрессии является “бескорыстное” причинение вреда сверстникам (агрессия как самоцель) и проявляется в наиболее жестоких формах насилия. Отметим нарастание частоты и жестокости агрессии от первой группы к третьей.

Понятие школьной адаптации
К проблемам или трудностям, связанным с самим фактом поступления в школу, обычно относят: 1) трудности, связанные с новым режимом дня. Наиболее значимы они для детей, не посещавших детские дошкольные учреждения. И дело не в том, что таким детям трудно вовремя вставать, а в том, что у них чаще наблюдается отставание в развитии уровня пр …

Структура и динамика ценностных ориентаций
Одной из важнейших проблем современной философии, социологических и психологических исследований является проблема структурного строения и регуляционных функций ценностных ориентаций. Анализ их структуры включает соотношение смыслообразующей и стимулирующей функций, содержательной и динамической сторон, текущих и перспективных смысловы …

Понятия феномена личности и характера.

Понятие и структура личности
Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью, субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя. Человек на свет рождается уже человеком. Это утверждение только на п …

Источник: http://www.psychologiaguide.ru/guides-846-1.html

Негативные формы поведения в дошкольном возрасте

Негативное поведение дошкольников

Большинство авторов [11], [23], [24, [29] к негативным формам поведения у детей относят только те проявления, которые представляют угрозу для психического здоровья ребенка на данном этапе развития или в перспективе, могут являться препятствием или существенно снизить уровень социальной адаптации индивида и, как следствие, нуждаются в коррекции.

Известно, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребенка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и, в конечном счете, особенности становления личности.

Особую тревогу вызывают проблемные формы межличностных отношений. К наиболее типичным для дошкольников вариантов негативных форм поведения дошкольников относятся повышенная агрессивность, упрямство, обидчивость, демонстративность, противоречивость, эмоциональная неуравновешенность и др. Остановимся на некоторых из них.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и т. д.

Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место другим, более миролюбивым формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности.

В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие.

В психологических исследованиях выявляется и описывается уровень агрессивного поведения и влияющие на него факторы [23].

Среди этих факторов обычно выделяются особенности семейного воспитания, образцы агрессивного поведения, которые ребенок наблюдает на телеэкране или со стороны сверстников, уровень эмоционального напряжения и фрустрации и т. д.

Однако очевидно, что все эти факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех детей, а только у определенной части. В одной и той же семье в сходных условиях воспитания вырастают разные по степени агрессивности дети.

Исследования и многолетние наблюдения показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности [2; 3].

Агрессивное поведение дошкольников принимает разнообразные формы. Это может быть оскорбление сверстника, драка из-за привлекательной игрушки или ведущего места в игре.

В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому.

Физическая боль или унижение сверстника вызывает у таких детей удовлетворение, а агрессия выступает при этом как самоцель.

Те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства дошкольников.

В то же время некоторые дети проявляют значительно более выраженную склонность к агрессивности, которая проявляется в следующем: в высокой частоте агрессивных действий, преобладании прямой физической агрессии, наличии враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели (как у остальных дошкольников), а на физическую боль или страдание сверстников. В соответствии с этими признаками можно выделить группу дошкольников с повышенной агрессивностью. Исследования показали, что агрессивные дети практически не отличаются от своих миролюбивых сверстников по уровню развития интеллекта, произвольности или игровой деятельности. Главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребенок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить. Такое отношение нельзя свести к недостатку коммуникативных навыков (заметим, что многие агрессивные дети в ряде случаев демонстрируют вполне адекватные способы общения и при этом проявляют незаурядную изобретательность, придумывая разнообразные формы нанесения ущерба сверстникам) [29;46]. Можно полагать, что это отношение отражает особый склад личности, ее направленность, которая порождает специфическое восприятие другого как врага. Все это говорит о том, что главные проблемы агрессивных детей лежат в сфере отношений со сверстниками. Однако агрессивные дети существенно различаются как по формам проявления агрессии, так и по мотивации агрессивного поведения. У одних детей агрессия носит мимолетный, импульсивный характер, не отличается особой жестокостью и наиболее часто используется для привлечения внимания сверстников. У других агрессивные действия используются для достижения конкретной цели (чаще всего – получить желанный предмет) и имеют более жесткие и устойчивые формы. У третьих преобладающей мотивацией агрессии является “бескорыстное” причинение вреда сверстникам (агрессия как самоцель) и проявляется в наиболее жестоких формах насилия. Отметим нарастание частоты и жестокости агрессии от первой группы к третьей.

Однако, несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.

Довольно часто нам приходится сталкиваться с упрямством детей, когда они отвергают все авторитеты и ни за какие блага не желают слушаться старших. Это периодически бывает с каждым ребенком и, хотя длится недолго, крайне нервирует окружающих взрослых.

Самое сложное в такой проблеме — реакция взрослого человека на упрямство детей, на этот своеобразный вызов. К сожалению, обычно мы пытаемся вновь утвердить свой авторитет таким сильным нажимом на ребенка, обрушивая на него столь мощный гнев, что теряем престиж окончательно, даже если вынуждаем ребенка подчиниться нам.

В иных случаях мы делаем вид, будто нас нисколько не волнует его упрямство, и начинаем пренебрегать ребенком, то есть попросту отвергаем его.

Вот две причины, по которым оба способа так вести себя обречены на провал. Во-первых, длительность и интенсивность упрямства ребенка внутренне связаны.

Во-вторых, взрослые, несмотря на всю твердость, с которой выражают свою волю, далеко не всегда могут убедить детей в своей правоте.

Чем сильнее окружающие пытаются повлиять на ребенка, тем больше он начинает игнорировать наш авторитет, выражая свое отношение неуважительными ответами, молчанием, пассивным сопротивлением.

Если упрямство — явление повседневное, то вряд ли можно надеяться чем-то тут помочь. Речь идет уже не просто о каком-то временном эпизоде. В данном случае основной причиной возникновения упрямства является нарушение взаимоотношения родителей с ребенком.

Так, например, как это бывает, когда малыша кормят насильно в первые месяцы его жизни или когда вынуждают к повиновению десятком различных способов. Хотя родители убеждены, что делают все ради блага ребенка, сам он этого не понимает, сердится, злится.

Очень упрямые дети обычно не сразу делаются такими, а постепенно, в силу многих причин [30;94].

Необходимо помнить, что решительность, с какой мы защищаем нашу позицию в общении с упрямыми детьми, более эффективна, чем принуждение.

При этом ребенку демонстрируется не только лучшая норма поведения, которой он может подражать с пользой для себя, но и исключается появление у него чувства вины, часто возникающего после вспышек гнева взрослого.

Другими словами, практика контроля над собой — лучший способ научить самоконтролю детей.

Дух противоречия — то же самое, что непослушание. Педагоги обычно предпочитают первый термин второму, но смысл их одинаков, разве что первое понятие более объективно.

В утверждении, что ребенок непослушен, обычно кроется еще кое-что помимо самого факта непослушания — невыполнения нашего распоряжения.

К тому же ребенок может не слушаться именно конкретного человека, но быть послушным с другими людьми.

Дух противоречия, напротив, понятие более общее. Оно означает, что враждебность ребенка дошла до предела и стала проявляться в постоянном желании делать все наоборот.

Мы говорим — белое, он — черное, мы заявляем, что уже поздно, а он — рано, мы отмечаем: сегодня хорошая погода, он возражает — нет, отвратительная. Но самое огорчительное, он не только убежден в том, что говорит, но и поступает согласно своему убеждению.

Иметь дело с таким ребенком — все равно что беспрестанно воевать с ним, потому что он все время находит, против чего возразить или восстать.

Хотя многие связывают дух противоречия с определенными периодами в развитии ребенка, не все так просто. Здесь нередко таится причина, которую предстоит обнаружить, потому что дух противоречия возникает на основе чувства враждебности, родившегося у ребенка.

Вот почему все усилия снять лишь внешние проявления непослушания не принесут никакого результата. Ведь они не ликвидируют истинные причины враждебности ребенка.

И пока взрослые не дадут ему убедительных поводов проявить себя с хорошей стороны, до тех пор наказывать его за непослушание – бесполезное дело.

Самое полезное в данном случае — просто улучшить наши взаимоотношения с ребенком.

Дети гораздо охотнее принимают наши указания, советы, подсказки и следуют им, когда совершенно уверены, что любимы взрослыми.

Практика показывает, что если окружающие ребенка взрослые всеми силами постараются вести себя так, чтобы он поверил в их доброе отношение к нему, дух противоречия исчезнет сам собой [30; 183].

Эмоциональная неуравновешенность. Дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем еще не знают себя и не умеют владеть собой.

Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который катается по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти в отчаяние, а минуту спустя, с еще не высохшими глазами, опять заразительно смеяться.

Подобное поведение детей совершенно нормально.

Факт тот, что никто не в силах полностью объяснить подобную эмоциональную неуравновешенность детей. Поэтому до тех пор, пока плохое настроение не затягивается надолго — к примеру, на несколько дней — и не переходит какие-то границы, нет нужды беспокоиться.

Но если ребенок очень долго находится в подавленном состоянии или с ним происходят резкие и неожиданные перемены, лучше обратиться за советом к психологу. Если что-то постоянно беспокоит ребенка, специалист сможет объяснить, как следует поступать в данной ситуации.

А вообще лучше не придавать слишком большого значения переменам его настроения и позволить ребенку самостоятельно обрести эмоциональную стабильность [11;173].

ВЫВОДЫ

1. Сущность концепции педагогической поддержки дошкольников заключается в гуманистически ориентированном взаимодействии педагога с детьми, направленном на развитие у них ценностно-смысловых ориентаций, познавательных процессов, способности к анализу и оценке собственной деятельности, совершенствованию навыков общения, взаимодействия с окружающими людьми.

2.

Многочисленные исследования психологов и физиологов позволяют считать дошкольный возраст сензитивным периодом в развитии способности к личностной саморегуляции, а следовательно, во многом определяют необходимость организации педагогической поддержки, способствующей развитию у детей навыков контроля собственной деятельности, формирования навыков социально приемлемого поведения и взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

3. Негативными личностными проявлениями можно считать те личностные образования, которые представляют угрозу для психического здоровья ребенка или в перспективе грозят снизить его уровень социальной адаптации.

4.

Появившиеся у ребенка негативные формы поведения в связи с особенностью дошкольного возраста могут определять все дальнейшее формирование личности, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми, формированию собственного мироощущения. Следовательно, возникает необходимость организации комплексного взаимодействия всех служб дошкольного учреждения и семьи по своевременному преодолению негативных поведенческих нарушений у дошкольников.

Источник: https://studbooks.net/1592848/psihologiya/negativnye_formy_povedeniya_doshkolnom_vozraste

«Причины негативного поведения детей и способы их устранения»

Негативное поведение дошкольников

«Причины негативного поведения детей

 и способы их устранения»

1 Причина № 1: ребенок чересчур любознателен

2 Причина № 2: проверяет реакцию родителя

3 Причина № 3: ребенок привлекает ваше внимание

4 Причина №4: у ребенка нет мотивации для выполнения ваших просьб

5 Причина № 5: вы запрещаете ребенку слишком многое

6 Причина № 6: вы требуете выполнения того, что не делаете сами

7 Причина № 7: ребенок потерял доверие к родителю 8 Построение диалога с ребенком

       Говорит ли наличие детских капризов и истерик о том, что ребенок воспитан неправильно? Не всегда.

  В либеральной семье, где отношения между членами основываются на принципах партнерства и равноправия, где родителями признается право ребенка на индивидуальность и собственное мнение, они вообще не считают проблемой периодические приступы непослушания своего чада.

Однако при этом чрезмерная независимость ребенка в дальнейшем может усложнить ему жизнь в тех случаях, когда обстановка будет требовать соблюдения дисциплины от малыша.

  Поэтому все-таки изначально необходимо определить ребенку степень его личной свободы, и при этом гораздо эффективнее все вопросы решаются путем переговоров, нежели при помощи давления и угроз. И в случае непослушания чада нужно для начала проанализировать, чем обусловлено это поведение. Причин может быть много и разных, и поведение родителей будет зависит от них.

  Причина № 1: ребенок чересчур любознателен. В основном, подобное поведение характерно для малышей до двух лет, но часто бывают и у ребят более старшего возраста.

Объясняется оно психологическими особенностями маленьких детей, которые находятся в той стадии психологического развития, когда происходит активное накопление жизненного опыта, но при этом не имеют внутреннего сдерживающего фактора от опасных поступков.  В этом периоде значение слова «нельзя» ребенок уже понимает, но реагирует на него редко.

Выходом из данной ситуации будет подождать пару месяцев. После двух лет, пройдя определенный этап развития, дети становятся более зрелыми социально.  Научившись говорить, малыш может лучше понять предъявляемые ему требования и запреты, и выполнять их, что помогает оказать влияние на воспитание характера ребенка.

Если же активность и непослушание проявляются у трехлетнего ребенка, то можно попытаться воздействовать на его чувство ответственности и рассказать о том, что вместо того, чтобы играть с ним, родители тратят время на устранения последствий его негативного поведения. Для малыша это может стать стимулом к тому, чтобы исправиться и вести себя лучше.

   Причина № 2: проверяет реакцию родителя. Находясь в постоянном изучении мира, малыши также ищут при этом оптимальные способы общения с родителями, используя различные методы воздействия, и непослушание-это один из них.

Когда ребенок находится в возрасте от года до трех лет, такое поведение не является признаком того, что имеется ненадлежащее воспитание детей, излишняя избалованность или плохие наклонности. Оно — как результат нормы и не требует принятия экстренных мер по перевоспитанию ребенка.

Выход в этом случае будет такой же, как и в предыдущей ситуации: нужно немного подождать, пока ребенок не подрастет. Не стоит бурно реагировать на поведение малыша и поддаваться на его провокации, лучше относиться ко всему спокойно.

Когда ребенок поймет, что провоцировать вас бесполезно и этим он ничего не достигнет, ему станет неинтересно.

   Причина № 3: ребенок привлекает ваше внимание.  Маленький человек нуждается в постоянном общении с родителями. Это естественно, обусловлено природой, и постоянная связь — это главное в воспитании ребенка.

Так как дети обучаются всему необходимому именно у родителей, которые помогают им в познании мира. И если малыш получает недостаточно внимания, то он будет стараться его привлечь любыми способами, в том числе и непослушанием.

Решением проблемы в этом случае будет уделять ребенку как можно больше сил и времени: играть с ним, гулять, читать. Давая жизнь ребенку, вы сознательно пошли на то, что его жизнь и благополучие впредь зависят от вас, поэтому не обращать внимания на потребность малыша в вас не имеете права.

Кроме того, наладить эмоциональный контакт и связь в два года гораздо легче, чем потом пытаться догнать тогда, когда ребенок будет уже более взрослый.

   Причина №4: у ребенка нет мотивации для выполнения ваших просьб. Ребенок не будет делать то, что вы от него хотите, если он четко не понимает, для чего ему нужно это делать.

Иногда бывает и так, что родители не могут внятно объяснить малышу смысл своей просьбы и потом очень удивляются тому, что психологическое воспитание ребенка не достигает цели. В решении данной проблемы вам поможет предварительное объяснение самому себе смысла тех требований, которые вы хотите предъявить ребенку и для чего нужно их выполнение.

Это поможет вам приводить понятные для ребенка аргументы (например: » не разбрасывай еду, потому что маме придется потратить время, ее убирая, а вместо этого можно было бы порисовать»).

   Причина № 5: вы запрещаете ребенку слишком многое. Каждому родителю, который имеет непослушного малыша, стоит задуматься над тем, не слишком ли многого он требует от своего ребенка. Некоторые взрослые видят самовыражение в максимальном ограничении своего чада, и подавлении его многоч

исленными запретами. И в данной ситуации имеет право капризничать даже самый спокойный и покладистый малыш, потому что в любых проявлениях его характера родители видят признаки непослушания.

    Проблема имеет решение в серьезном пересмотре вами своего отношения к воспитанию вашего ребенка, к причинам и способам наказания. Так как наличие постоянного родительного контроля мешает развитию вашего чада, формированию у него самостоятельности и положительных черт характера.

Хотя, в случае если вы ставите себе целью вырастить полностью подчиненное вам существо, то вы идете правильным путем.

  Причина № 6: вы требуете выполнения того, что не делаете сами. Самое мощное психологическое воздействие на ребенка оказывает личный пример родителя, так как дети в принципе склонны подражать им во всем, делая это абсолютно бессознательно.

Поэтому, если сами не делаете чего-то, но требуете этого от ребенка, не удивляйтесь затраченным впустую усилиям. Проблема решается просто: обычным анализом своего собственного поведения и тем, и имеют ли связь недостатки вашего ребенка с вашими отрицательными чертами характера и привычками.

И если вы найдете эту взаимосвязь, то это будет служить поводом либо изменить себя, либо пересмотреть свое отношение к ребенку и предъявляемым ему требованиям.

    Причина № 7: ребенок потерял доверие к родителю. Эта проблема может возникнуть по исполнению возраста четырех-пяти лет, так как до этого периода малыши хотят заслужить расположение и доверие родителей, обожают их и пытаются исправить свое поведение в ответ на замечания родителей, считая виноватыми себя.

 Но ребенок предпринимает эти попытки только до определенного момента.

  И, если родители ведут себя неправильно с педагогической точки зрения (придираются к ребенку, кричат на него беспричинно, напрасно упрекают), то однажды малыш понимает, что все его усилия по исправлению не приносят результата (например, когда мама регулярно срывает плохое настроение на ребенке и от его поведения это не зависит).

 С этого момента вашего чадо будет считать виноватым не себя, а вас. Так называемая, с психологической точки зрения, «травма несправедливости», которая связана с пониманием неправоты поведения родителей. К ребенку приходит осознание того, что потеряно доверие к самым близким людям, что может спровоцировать его на постоянное и целенаправленное плохое поведение.

Данная ситуация достаточна серьезна, поэтому с ее решением лучше обращаться к специалисту. Помощь может оказать детский психолог. В процессе решения проблемы и возврата доверия ребенка к родителям придется решить множество вопросов, которые будут касаться вашего отношения к малышу, вашего контроля над своим поведением, отношения ребенка с вами. Доверие малыша к вам, к тем, кто предал его, вернуть очень тяжело, но возможно.

Построение диалога с ребенком.

 Выдержать приступы непослушания ребенка и не сорваться очень тяжело. И прийти к консенсусу с собственным чадом помогут принципы науки конфликтологии, которыми могут руководствоваться родители.

  Данную науку обычно изучают те, кому в процессе работы приходиться много общаться с людьми и находить с ними общий язык: руководители, продавцы, менеджеры.

И родителям договориться с собственным ребенком (даже с самым непослушным) все же проще, чем с плохим клиентом.

   Итак, найти общий язык с ребенком мирным способом поможет соблюдение следующих принципов: Обязательно разговаривайте с малышом и проговаривайте ситуацию, стараясь выяснить причины негативного поведения. Если ваше чадо еще не овладело речью в достаточной степени для того, чтобы быть способным нормально изъясняться, то в этом случае помогут наводящие вопросы.

Также можно предлагать другие альтернативные варианты решения проблемы, которая привела к возникновению приступа непослушания, так как в его основе всегда лежит некая проблема (например, накормить ребенка). И целью родителей должно стать ее эффективное решение. Вопросы малышу нужно задавать, формулируя их максимально понятно, четко и конкретно, чтобы ребенок понимал, что от него требуется.

В процессе общения с вашим чадом старайтесь не использовать повелительные тона и не пытайтесь давить своим родительским авторитетом. Разговаривайте с ним как с равным или, в противном случае, ребенок может от вас психологически закрыться или включить хроническое непослушание.

В процессе общения переключить ребенка с негативной волны на позитивное общение, выйти из конфликта и начать воспринимать происходящее лояльно может помочь один риторический прием, который достаточно известный и эффективный. Суть его заключается в том, чтобы вынудить ребенка ответить согласием хотя бы на одно ваше предложение.

Например, в этом поможет вопрос типа:» Сейчас ты посмотришь мультик, а потом мы пойдем и почитаем книгу, хорошо?». Положительный ответ поможет вашему ребенку переключиться с негатива    по отношению к вам.

 статья с сайта  http://pediatriya.info/?p=3921
 

Источник: http://marinakuznetsov.ucoz.ru/load/rubrika_quot_pravo_rebenka_na_zashhitu_quot/prichiny_negativnogo_povedenija_detej_i_sposoby_ikh_ustranenija/3-1-0-45

ВашПсихолог
Добавить комментарий