Невозможность говорить

Комок в горле и невозможность говорить. Причины и следствия

Невозможность говорить
?

Categories:

  • Фантастика
  • Общество
  • Кино
  • Семья
  • Cancel

О некоторых людях говорят: «Это золотой человек!» Вот такой была и она. При ней всегда был порядок. Можно было спокойно уйти из аудитории и знать, что студенты в твое отсутствие не разнесут ее по кирпичам.

Как староста она всегда деликатно улаживала все конфликты внутри группы и с преподавателями. Высочайший интеллект, открытая и искренняя, одна из лучших студенток нашей кафедры. Она делала все это легко и свободно, с радостью и улыбкой.Но в один миг все изменилось. После долгого отсутствия она отказалась от поста старосты.

Отвечала только, когда ее спрашивали. В дискуссиях принимать участие перестала. Опущенные вниз уголки рта сменили ее солнечную улыбку. Добрая и уютная девушка стала вечно смурной. В общем, подменили нашу любимицу.Потом я, обратила внимание, что у нее изменился голос. Присмотрелась и увидела, что каждое слово дается ей с трудом.

Когда я подошла к ней после занятий и спросила напрямик, она вполне своим голосом поделилась, что и сама не понимает, что происходит. Она знает предмет, но говорить не может: «ком в горле стоит и разжать его не могу».

Я вспомнила, что она долго отсутствовала на занятиях: «Может это последствия ангины?» Она опустила глаза и как-то тихо и невнятно согласилась со мной. Мы еще немного поговорили о хороших ЛОР-врачах, чудо-сиропах для ых связок и разошлись.
Шло время, но ничего не изменилось. Я видела, что она носит с собой пузырек с настойкой для горла.

Часто пьет горячий чай. Но все публичные выступления проходили у нее все хуже и хуже. Она заметно волновалась, хотя раньше я этого за ней не замечала, говорила не своим голосом. Потом стала отказываться от участия в конференциях и семинарах. Объясняла тем, что устроилась на работу и теперь ей некогда.

Однажды в преподавательской я услышала: «Она отказалась отвечать. Сказала, что о семье говорить не будет. Потом вообще встала и ушла до конца занятия». Меня осенило. Я начала расспрашивать, но никто ничего не знал. Потом я все-таки выяснила, что моя студентка не ходила на занятия не потому, что была больна.У нее развелись родители.

Она говорила, что «не может выходить на улицу, что ей стыдно перед людьми». Когда с ней попытались провести воспитательную беседу, она ответила: «Конечно же, я все понимаю. Да и жили они так, что им обоим по отдельности будет только лучше. Они очень разные. Просто мне нужно время перестроиться. Ведь сейчас почти все так живут, и ничего».

Просто есть такие люди

Моя героиня права: действительно, все люди разные. Для кого-то развод в семье – это крайне неприятное событие в длинном жизненном ряду. Конечно, лучше бы этого не было. Но жить дальше можно и нужно. А для кого-то это настоящая катастрофа, подрывающая внутреннюю систему ценностей. Иногда даже несовместимая с жизнью.

Как ни странно, воспитание здесь играет далеко не основную роль. Эти врожденные особенности психики скрыты от нас в бессознательном. Поэтому человек даже не отдает себе отчет во взаимосвязи приведенных выше событий: развода и неспособности говорить на людях.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана вводит понятия восьми векторов, которые при рождении наделяют человека теми или иными свойствами.Так же как бывают блондины и брюнеты, высокие и коротышки, так и мы бываем того или иного векторного набора, тех или иных врожденных свойств.

Внутренние качества и состояния отражаются и во внешнем облике, и в поведении. Вот этот парень танцует так, что засмотришься и забудешь о времени. А другой– долговязый и неуклюжий, зато вечно всех смешит и балагурит. Вот этот мужчина надежен, как скала, на него всегда можно положиться.

А вот другой – не основательный, но гибкий, подвижный, быстрый. Природа одарила всех нас разными талантами, которые мы успешно или не очень успешно развиваем и реализуем.

Если быть, то быть лучшим

В случае с нашей героиней мы имеем дело с так называемым анальным вектором.

Эти люди от природы наделены удивительной памятью, они стремятся и умеют быть лучшими во всем: быть лучшими учениками, лучшими сыновьями, друзьями, отцами, мужьями, соседями, самыми лучшими специалистами в своем деле.

Основная ценность для этих людей – семья, уважение и почет в обществе. Они самые верные и преданные. Всегда и во всем идут прямым путем. Неподкупные. Ровно и одинаково справедливо относятся ко всем в группе. В общем, золото, а не люди.

Но есть и слабые стороны, которые проявляются, когда природные качества не реализуются. Еще в этом векторе есть свой страх – страх опозориться. В современном мире он часто принимает форму страха публичных выступлений. Именно с этим страхом, не вполне осознанным, и столкнулась моя студентка.

Причина и следствие

Не случайно она говорила про ком в горле, что оно «как бы сжимается». Все сфинктеры, начиная от горлового – слабое место обладателей анального вектора. В каком-то смысле вся их психика построена на сжатии и разжатии. Например, у них крепкое рукопожатие и обнимают они так, что можно задохнуться.

Угроза аритмии, инфаркта и других болезней сердечной мышцы, которая сжатием и разжатием перекачивает нашу кровь, тоже висит не над всеми людьми, а над обладателями анального вектора.Пережитый сверхстресс отразился на ых связках нашей лучшей из лучших старост.

Пережив крушение основополагающих систем ценностей, девочка замкнулась глубоко в себе, вся внутренне сжалась. Поэтому не помогали и не могли в принципе помочь сиропы и леденцы. Она уже бессознательно считала себя опозоренной на веки вечные из-за развода родителей. Она уже не лучшая, и эта высокая привычная для нее планка теперь недостижима.

Она по-прежнему оставалась самой лучшей студенткой, но где-то глубоко внутри, а внешне это уже никак не выражалось. Золотое солнышко в этой группе закатилось, и наступили сумерки.

Выход есть

А что же делать? Не нужно убеждать себя, что так живут и другие, и выстраивать систему ценностей, не согласующуюся с нашими внутренними природными качествами. Напряжение только усилится, а ложные установки заведут в полный тупик. От врожденного не избавишься, а новое, не свойственное себе, не выработаешь, как бы ни старался.

Нужно просто осознать свои природные свойства и желания, скрытые от нас в бессознательном. Тогда наше психическое не будет толкать нас в неправильные жизненные сценарии, создавать негативные состояния.Самое удивительное, что нет плохих векторов и свойств психики. Они все хорошие.

Просто по жизни случается так, что мы идем не тем путем, путаем свои убеждения и чужие, свои сильные стороны считаем слабостью. И не знаем, что при правильной реализации эта слабость станет нашей силой. Понять свои внутренние свойства и желания – вот наша дорога к избавлению от страхов, к началу нормальной жизни.

Узнать больше об этом и многом другом вы сможете уже на бесплатных онлайн-занятиях по Системно-векторной психологии. Регистрация по ссылке: http://www.yburlan.ru/training/

Ольга Крутчинская

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Читать также:

Ничего не хочу. Или как заставить себя двигаться?
Им бы понедельник взять и отменить… Причины неудач
Копейка рубль не бережет
анальный вектор, мир семьи, психология стресса

Источник: https://yurij-burlan.livejournal.com/90735.html

Мутизм: когда молчание — болезнь

Невозможность говорить

Мутизм: речевое расстройство или болезнь?Причины развития мутизмаВиды мутизма и его основные симптомыМетоды лечения мутизма у детей и взрослыхЕсли ребенок не поддерживает общения с окружающим миром…

«Потерять дар речи» — фраза, которую хотя бы раз в жизни произносил каждый из нас. Но далеко не всем известно, что такое действительно может произойти. И название данному явлению — мутизм.

Это состояние, когда функциональность речевого аппарата и восприятие речи у человека сохраняются, но по каким-либо психологическим или физиологическим причинам он перестает разговаривать.

MedAboutMe предлагает разобраться, когда молчание является болезнью и что нужно делать, чтобы вернуть себе способность к разговору.

Мутизм: речевое расстройство или болезнь?

«Онемел от ужаса», «От страха все слова из головы вылетели», «От робости язык проглотил» — все эти идиомы, как нельзя лучше описывают основной принцип развития мутизма.

Это тяжелое расстройство инициации речи получило свое название от латинского слова «mutus» — молчание.

Мутизм является болезнью, а точнее патологическим состоянием, при котором человек молчит, но функции речевого аппарата и слуха, а также способность понимать речь окружающих сохраняется.

Неврология рассматривает мутизм, как невротическое нарушение речи, психология — как утрату способности формирования социальных контактов, а психиатрия относится к данному состоянию, как к одной из основных составляющих различных психических отклонений, например, шизофрении, истерии или психозов.

Сегодня мутизм принято трактовать, как поведенческое и эмоциональное расстройство, свойственное чаще всего детям в возрасте от 3 до 9 лет.

Но и взрослые могут оказаться в группе риска и пополнить ряды мутистов (именно так называют пациентов с данным диагнозом). Гораздо чаще это женщины.

Однако и чрезмерно чувствительные, эмоциональные и ранимые мужчины могут при определенных обстоятельствах, как говорится, потерять дар речи.

Причины развития мутизма

Отличить мутизм от других заболеваний, имеющих примерную одинаковую клиническую картину, достаточно сложно. Но определение причины развития данного состояния является основополагающим, как для диагностики, так и для выбора адекватного лечения. Нарушение речи может возникать на фоне:

имеющихся психопатологических отклонений, например, аутизма у детей, депрессии, задержки развития и др. ; индивидуальных особенностей характера человека, его повышенной чувствительности, ранимости и т. д.

; стресса, сопровождающего пациента постоянно, или сильных эмоциональных потрясений; наличия определенных патологий строения органов речевого аппарата, например, короткой уздечки или так называемой «волчьей пасти»; неправильных методов воспитания и особенностей отношений в семье, наследственной предрасположенности, условий окружающей среды.

Определить причину мутизма у детей довольно сложно. Наиболее подвержены развитию такого состояния дети дошкольного и младшего школьного возраста, которые начинают значительную часть своего времени проводить вне семейного круга.

Можно также выделить ряд факторов, способных спровоцировать развитие мутизма у взрослых. В основном это:

черепно-мозговые травмы; стрессы и сильные потрясения; выход из комы; нарушенное кровообращение головного мозга; некоторые психические расстройства; соматические заболевания.

В зависимости от причин и особенностей проявления заболевания определяется тактика лечения и время, необходимое, чтобы вернуть человеку способность к разговору.

Виды мутизма и его основные симптомы

Согласно Международной классификации болезней 10-го пересмотра, мутизму присвоен свой идентификатор — F94.0. В частности, речь идет об элективном мутизме, которым в основном страдают дети. По статистике, такой диагноз ставят приблизительно 1 из 150 детей.

Интересно, что чаще всего развитию мутизма подвержены девочки. Элективный мутизм также называется избирательным.

При таком состоянии ребенок может быть активным и болтливым в привычной для него среде, то есть в семье, но полностью замолкать в детском саду и школе, или же терять дар речи в присутствии определенных людей.

Нередко такое поведение ребенка взрослые воспринимают, как социальный протест, и пытаются решить проблему с помощью радикальных воспитательных методов. Но это в корне не правильно, ведь своевременное определение и лечение мутизма позволит избежать проблем с психологическим состоянием ребенка по мере его взросления.

Наиболее распространенным среди детей и взрослых принято считать психогенный мутизм — состояние, при котором человек утрачивает способность разговаривать после сильной психической травмы. Выделяют несколько форм психогенного мутизма:

Истерический мутизм наступает после испытанного человеком сильного шока. Продолжительность такого состояния может быть разной, и составлять от пары-тройки секунд до нескольких недель, а то и месяцев. Логофобическая форма, как видно из ее названия — это молчание, вызванное страхом услышать собственный голос. Чаще всего такое состояние развивается у детей школьного возраста.

Существует и другая классификация мутизма, выделяющая следующие виды данного речевого расстройства:

Селективный (он же элективный или избирательный) — мутизм, при котором человек не может говорить при определенных обстоятельствах или в общении с конкретными людьми. В исследованиях описывается случай, когда девочка, проживающая постоянно только со своей матерью, замолкала, когда в доме появлялся отчим. При его отсутствии ребенок был активным и разговорчивым.

Когда первый отчим разошелся с ее матерью, состояние девочки сразу же нормализовалось. Но все повторилось, когда в доме опять появился мужчина. Акинетический мутизм представляет собой комплекс речевых и двигательных нарушений. Апалический синдром — это полное отсутствие какой-либо реакции на внешние раздражители, что по своей картине напоминает состояние комы.

Среди основных симптомов мутизма, указывающих на необходимость срочно обратиться к врачу, можно отметить:

полное отсутствие речевого общения, длящееся более месяца; сохранение способности слышать и понимать речь окружающих; отсутствие патологий речевого аппарата и сохранение интеллектуальных способностей; невозможность говорить в определенных ситуациях, при волнении или других эмоциональных колебаниях; общение человека письменной речью, жестами, мимикой и др.

Таким образом, единственным явным признаком возможного развития мутизма является отсутствие разговорной речи. Также в зависимости от вида расстройства возможны некоторые двигательные нарушения.

Методы лечения мутизма у детей и взрослых

Лечение мутизма должно представлять собой комплекс мероприятий. С учетом вида диагностированного расстройства это могут быть психотерапевтические и медикаментозные методы.

Также лечение может выполняться, как в амбулаторных, так и в стационарных условиях. Но стоит отметить, что универсальной терапии при мутизме не существует.

Из лекарств могут применять ноотропы, нейролептики, антидепрессанты, антипсихотические и другие виды препаратов. К общей психологической поддержке относят:

коррекцию тревожного состояния пациента; работу над преодолением стрессов и страхов; социальную адаптацию больного и др.

Что именно пациенту нужно прорабатывать с психологом, определяется в индивидуальном порядке.

При комплексном лечении пациенту могут назначаться дополнительные терапевтические процедуры, например массаж, дыхательная и лечебная гимнастика, фото— и арттерапия и т. д. Если причины развития мутизма физиологические, то есть опухоли головного мозга, гематомы и прочие последствия травм, пациенту потребуется и хирургическое лечение.

Если ребенок не поддерживает общения с окружающим миром…

Как известно, общение для ребенка — основной способ познавать окружающий мир.

Причины возникновения избирательного мутизма до сих пор не ясны, но к ним может относиться повышенное беспокойство малыша, его ранимость и чувствительность, гиперопека со стороны одного из родственников и многие другие факторы, присутствующие в основном в семье.

Совершенно ошибочно окружающие могут «приписывать» ребенку-мутисту диагноз аутизм. Но это два совершенно разных заболевания, как по природе, так и по своим клиническим проявлениям.

Лечение элективного мутизма у детей должно быть комплексным. Над ним должны работать и в семье, и в школе, и в больнице.

В противном случае избирательный мутизм, оставшийся без внимания родителей, может стать причиной изоляции, низкой самооценки и развития социальных тревожных расстройств.

Чтобы избежать печальных последствий, нужно с особым вниманием относиться к состоянию своего ребенка и при малейших тревожных его изменениях обращаться к специалистам.

Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Источник: https://woman.rambler.ru/children/39753037-mutizm-kogda-molchanie-bolezn/

Мутизм – не могу разговаривать, или не хочу?

Невозможность говорить

Мутизм представляет собой отсутствие вербальной речи у пациента при формальной сохранности способности говорить.

Состояние коренным образом отличается от афазии, при которой речевые функции утрачиваются в той или иной части в результате деструкции соответствующей области головного мозга.

Мутизм — не самостоятельное заболевание, а синдром (группа типичных симптомов) в рамках психиатрических или невропатологических проблем.

Встречается одинаково часто у мужчин и женщин. Дети также склонны к формированию аномального состояния под воздействием психотравмирующих факторов разной интенсивности. У взрослых диагностика проходит быстрее и эффективнее, поскольку при мутизме сохраняется способность к письму. У детей же она могла еще не сформироваться, потому определить, что к чему, гораздо труднее.

Возможны разные глубины нарушения речи и высшей нервной деятельности. В классических случаях — это отсутствие вербальной реакции на речь: нет ни ответной, ни спонтанной речи. Больной пишет, может изъясняться жестами.

В тяжелых случаях нет вообще никакой реакции, что говорит, вероятнее всего, о тяжелом психопатологическом диагнозе.

В любом случае, обследовать человека с таким синдромом нужно в стационаре, чтобы наблюдать за ним постоянно.

Почему развивается мутизм

Причины, как предполагает современная медицина, лежат в воздействии чрезмерно интенсивного раздражителя на нервную систему.

Отсутствие речи или же полный отказ реагировать на окружающий мир — своего рода защитный механизм.

Органы речи, головной мозг в порядке, формально нет никаких органических причин для развития столь сложного процесса. Но проблема есть. Почему? Причины психологические. Среди непосредственных:

Особенно тяжелая. Если человек стал свидетелем, что еще хуже — участником психотравмирующего случая. Например, террористического акта, военных действий, аварии с потерей близких и прочее. В такой ситуации мозг старается защититься от негативного влияния. В равной мере рискам подвержены все, независимо от сопротивляемости нервной системы стрессам. Мутизм может возникнуть у любого пациента.

Как правило, наблюдается в отношениях, неявно или явно построенных на принципе власти и подчинения. Авторитарный родитель — бесправный ребенок, тиран-супруг — жена, поставленная в зависимое положение и прочие варианты.

Две названных причины покрывают большую часть клинических ситуаций в практике врачей неврологов и психиатров. Прочие имеют под собой органическую подоплеку. Но доля их мала. Не более 15% от общего числа ситуаций. Причем среди этих 15% лидерство держит шизофрения и расстройства аутистического спектра у детей.

Мутизм может быть частью негативной симптоматики при параноидной или кататонической шизофрении. Патологическое отклонение успешно корректируется нейролептическими препаратами в правильной подобранной дозировке. Хотя и не всегда.

Задача не из простых. Отсутствие речи обычно соседствует с глубокими личностными изменениями, деградацией и расщеплением «Я» пациента.

Потому нормальная речь может отсутствовать по другим причинам, связанным с прогрессированием болезни.

Аутизма и его вариации — одна из ключевых причин у пациентов в возрасте до 12 лет. При этом встречается ундулирующее течение (волнообразное: интенсивность симптомов то снижается, то повышается), что типично, скорее, для детской шизофрении.

В качестве причины выделяют диссоциативные расстройства. Нарушения процессов высшей нервной деятельности. Особняком стоит истерическое расстройство. Мутизм выступает неосознанной реакцией на минимальный психический раздражитель. Пациент с таким диагнозом стремится находиться в центре постоянного внимания. Манипулятивные попытки неосознанные, по крайней мере, до определенного момента.

Еще реже развиваются органические патологии:

  • ВИЧ-энцефалопатия — поражение головного мозга вирусом СПИДа (характеризуется выраженными симптомами деменции, деструкций личности, полной утратой когнитивных функций, мутизм возникает одним из первых);
  • опухоли головного мозга (злокачественные или доброкачественные);
  • травмы головного мозга.

Некоторые практики и ученые относят к названной категории симптом поражения ых связок, речевого аппарата, церебральных структур. Но большая часть специалистов против столь необоснованного расширения перечня случаев, когда можно говорить о расстройстве. Здесь имеют место чисто органические причины невозможности говорить, а не психологические.

Виды нарушения

Классифицировать мутизм нужно по происхождению и превалирующей клинической картине.

Элективный

Он же избирательный (психогенный). Типичен для детей. Характеризуется немотой в определенных жизненных ситуациях. Обычно триггером выступает какая-либо форма социальной активности. Необходимость говорить с другими детьми, отвечать у доски, делать что-либо другое. В отличие от прочих форм расстройства, эта считается самостоятельным диагнозом.

Вероятность нарушения повышается при недостаточной социальной адаптированности ребенка в системе с резкой переменой окружения. Например, при переезде в другую страну.

При исключительно психологической составляющей, удается добиться качественной коррекции силами одного только логопеда-психолога.

Психогенный мутизм органического происхождения, например, при аутизме или шизофрении очень скоро развивается, прогрессирует вглубь, и состояние становится очевидным. До тех пор для отграничения требуется дифференциальная диагностика.

Акинетический

Наблюдается на фоне органических поражений головного мозга. Как было сказано ранее, относить или нет такие состояния к названному типу, вопрос спорный. Потому как отграничить мутизм от афазии трудно в такой ситуации. Тем более, если поражены зоны Брока или Вернике.

Кататонический

Часть симптоматического комплекса при шизофрении, возникает как результат прогрессирующего нарушения высшей нервной деятельности. Причины до конца не понятны.

Диагностируется при четком определении состояния как кататонической шизофрении. При смене фаз процесса возможно частичное восстановление способности общаться.

Мутизм при шизофрении корректируют атипичными нейролептиками. С переменным успехом.

Эмоциональный

Встречается наиболее часто. Это ответ на психотравмирующую ситуацию. С течением времени может пройти сам собой или же существует длительное время в результате психологического блока. Работа с психотерапевтом, неврологом и грамотным логопедом позволяет «разговорить» пациента намного быстрее.

Истерический

Встречается при одноименном расстройстве. В такой ситуации пациент предпринимает попытки манипуляции окружающими, обратить на себя внимание. Немота используется как инструмент. Встречается мутизм и при истероидной акцентуации характера.

Но тогда определить грани нормы и патологии с ходу невозможно. Такие люди манерны, артистичны, хорошо симулируют. Потому нужны наблюдение и диагностика.

Истерический мутизм требует проведения курса когнитивно-поведенческой терапии под контролем психотерапевта.

Гиперкинетический

Нарушение речи на фоне повышенного психомоторного возбуждения, физической активности, подвижности. Расстройство заканчивается само собой, речь возвращается. Отклонение встречается при синдроме гиперактивности, на фоне панической атаки, некоторых прочих диагнозов.

Возможен мутизм после комы. Если головной мозг в норме, постепенно речевая функция вернется. Это следствие длительного бессознательного состояния. Логопедическая и психологическая помощь позволяют ускорить процесс восстановления.

Принятая в логопедии классификация используются для точного описания состояния, дальнейшей диагностики и подбора метода эффективного лечения.

Симптомы состояния

Признаки непосредственно самого нарушения вариабельны. Зависят от причины дисфункции, возраста человека, характера и личностного склада, индивидуальные моменты играют ключевую роль. Если составить обобщенную клиническую картину:

  1. Нарушения речи. Основная черта патологического явления — отсутствие устной речи. Человек, как правило, контактен, охотно общается, отвечает на поставленные вопросы жестами или же пишет ответ на бумаге, печатает, сохраняет способность общаться в социальных сетях, чатах, по электронной почте. В более тяжелых случаях ответа на обращение нет вообще, человек будто погружен во внутренний мир, не реагирует ни на что. Это может быть результат перегрузки нервной системы. Как правило, с течением времени состояния регрессирует, остается только нарушение речи.
  2. Нарушения поведения. Пациент не общается с другими даже жестами, сидит, мало двигается. Возможны неадекватные поведенческие реакции, неуместные для данной ситуации. Встречается подобное сравнительно редко.
  3. Проблемы эмоциональной сферы. В зависимости от причины, пациент может стать более агрессивным, раздражительным. Типична апатичность, отсутствие желания что-либо делать, погруженность в собственные переживания. Эмоциональные и поведенческие нарушения редко приобретают столь критический размах, если нет органических причин или психических расстройств. Однако после пережитой психической травмы полная триада проявлений — явление естественное и, в некотором смысле, нормальное (говоря условно).

Нужно оценивать наличие сопутствующих симптомов. Нарушения высшей нервной деятельности неминуемо сопровождаются дефицитом, психические расстройства — прогрессирующими личностными расстройствами, стиранием характера человека, разрушением структуры мышления, что однозначно говорит в пользу шизофренического процесса.

Симптомы мутизма у детей очевидны в период, когда речь сформирована. Подавляющее большинство случаев манифестации приходится на поступление в школу. Новая ситуация вызывает сильный стрессовый ответ, но обычно выборочный.

В качестве защиты для психики. Возможно и позднее развитие мутизма, но редко. Восстановление представляет определенные сложности.

Требуется наблюдение за ребенком, желательно в условиях неврологического отделения или психиатрического диспансера.

Диагностика

Обследование проводится под контролем психиатра и невролога, в тандеме. Примерный перечень методик:

  1. Устный опрос. Нужно оценить способность адекватно реагировать на обращенную речь, понимание всех конструкций, лексических и грамматических особенностей, выразительности, экспрессивности. Это даст старт диагностике.
  2. Помимо, важно выявить сохранность письменной речи, способности изъясняться жестами или с помощью условных сигналов, о которых врач договаривается с пациентом.
  3. Электроэнцефалография. Исследование, направленное на выявление электрической активности головного мозга. Аномальные очаги учитываются в дальнейшей диагностике.
  4. МРТ церебральных структур с контрастным усилением. Золотой стандарт в деле диагностики структурных изменений в головном мозге любой степени тяжести. Контрастное усиление гадолинием позволяет обнаружить опухоли, области демиелинизации (рассеянный склероз).

Также проводится полное психопатологическое исследование, насколько это возможно в условиях ограниченного вербального контакта с пациентом. В большинстве случаев существенных проблем нет. Если же пациент не идет на контакт, при этом органических патологий не выявлено, выбирают выжидательную тактику, применяют мягкие методы психологического воздействия.

Таким образом, диагностика предполагает установление следующих моментов:

  • какие признаки мутизма есть, какие прочие симптомы присутствуют;
  • психиатрический статус человека;
  • состояние головного мозга, по необходимости оценивают и органы речи.

В системе этого достаточно. Вникнуть нужно и в социальную обстановку, особенности личности. В рамках сбора анамнеза. Не лишним будет, если пациента на приеме специалиста будет сопровождать кто-либо из близких, чтобы ответить на вопросы и дать больше информации.

Лечение расстройства

Коррекция мутизма проводится врачами неврологом, психиатром (психотерапевтом), нейрохирургом (реже).

В типичных случаях, если нет органического поражения церебральных структур, достаточно логопедических и психотерапевтических методик:

  1. Индивидуальные тренинги направленные на выработку устойчивости к стрессовым ситуациям, проработку пережитых психогенных проблем, освоение методов релаксации.
  2. При хорошем результате на предыдущем этапе, показаны коллективные тренинги. Социализация, активность в группе «друзей по несчастью» позволяет лучше справиться с проблемой, но при должной предварительной подготовке. Группы — от 3 до 5 человек.
  3. Больному обязательно требуется положительная, доброжелательная и спокойная обстановка дома, без конфликтов и избыточного нервного напряжения.
  4. Хорошо показала себя терапия с помощью творчества. Благоприятно сказывается и общение с животными — кошки, собаки, лошади помогают снять стресс.

Лечение мутизма на фоне психиатрических расстройств требует применения психотропных препаратов. В основном используются нейролептики последнего поколения, атипичные средства, которые способны бороться с негативной симптоматикой.

Это в основном касается шизофрении. Истерические расстройства, диссоциативные нарушения требуют использования антидепрессантов и/или транквилизаторов. Возможно нейролептиков в минимальной дозировке.

Депрессии — противопоказание для нейролептиков.

Органические поражения церебральных структур требуют хирургического вмешательства. Это справедливо при гематомах, опухолях, кистах. Но если расстройство бесполезно корректировать, мозг уже поврежден, единственный метод — системная реабилитация, с применением ноотропов, цереброваскулярных средств и психотерапии в разных вариациях.

Существует методика стрессового выведения пациента из состояния. Она применяется у взрослых больных. Заключается во введении кофеина и Амобарбитала в минимальных дозировках. Способ позволяет растормозить пациента. Но это грубая методика, к тому же подходит не всем и применима не всегда.

Прогноз и профилактика

Прогноз благоприятный в большинстве случаев. Мутизм без органических отклонений полностью обратим. Проблема устраняется быстрее при помощи врача. Неблагоприятный на фоне течения психических расстройств аутистического и шизофренического спектров. Диссоциативные и истерические расстройства протекают не столь агрессивно. Можно рассчитывать на положительный прогноз.

Что касается органического поражения церебральных структур — перспективы туманны. Зависит от «свежести» поражения, возможности коррекции и обширности поражения.

Профилактики как таковой нет. Необходимо избегать стрессов, повышать устойчивость к психопатогенным факторам, вести здоровый образ жизни.

Источник: https://ponervam.ru/mutizm.html

Мой Логопед – Что такое речевой мутизм – симптомы, диагноз и способы лечения

Невозможность говорить

Мутизм у детей — обратимое отсутствие речи (от «мutus» — молчание), причины которого разнообразны (стресс, травма, заболевание). В любом детском коллективе можно встретить «странного» ребёнка замкнутого, молчаливого, почти «немого».

Дома ребёнок ведёт себя уверенно, прекрасно общается, чувствует себя довольно комфортно, привязан к своим близким. Но стоит оказаться в иной обстановке, как поведение в корне меняется.

Малыш отказывается вступать в любые отношения с собеседником, уклоняется от разговоров, прикосновений, не желает играть с другими детьми.

Подобная патология поведения называется «мутизм», что означает «временная немота».

Селективный мутизм: что это

Селективный мутизм еще называют избирательной немотой.

Согласно медицинским справочникам, это расстройство, характеризующееся постоянной неспособностью говорить в определенных условиях, несмотря на сохраненную способность нормально говорить в прочих ситуациях.

Селективный мутизм в МКБ-10 (Международная классификация болезней) имеет название элективный мутизм и включен в раздел «эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте».

Симптомы избирательного мутизма

Основным признаком данной патологии является отказ от речевого общения в определенных, волнительных для больного ситуациях, или в обществе отдельных людей, в то время как при обычных обстоятельствах речевые навыки полностью сохраняются. О наличии расстройства свидетельствует сохранение состояния более одного месяца.

Патогенез

Патогенетической основой элективного мутизма у детей является пассивная агрессия – своеобразный молчаливый протест против социального давления, гиперопеки, контроля родителей, психотравмирующей ситуации. Робость, неуверенность, застенчивость ребенка не позволяют выразить агрессию иным способом.

Дефицит средств самовыражения препятствует устному изложению желаний, проблем, чувств. Стремление к одиночеству, молчанию усиливается непониманием со стороны взрослых.

В итоге ребенок отказывается от попыток установления контакта, занимает выжидающую позицию, надеется на естественное разрешение проблем без его участия.

Профилактика заболевания

Врачи рекомендуют для уменьшения вероятности патологии:

  • вести активный образ жизни;
  • заниматься спортом;
  • при каких-либо соматических и психических отклонениях своевременно обращаться к специалистам.

Склонность к появлению мутизма меньше всего отмечается у здоровых психически людей, которые контролируют уровень давления, состояние сердца и сосудов, отказываются от алкоголя и не нервничают.

Мы рассмотрели, что это — акинетический мутизм.

Поставить диагноз — как это сделать правильно и быстро?

Явление мутизма чрезвычайно трудно отделить от другой психопатологии именно ввиду детского возраста, когда затруднение вызывает вопрос: истинное ли это заболевание, каприз упёртого – упрямого ребёнка либо отставание его в умственном развитии?

Переходу синдрома в затяжное и хроническое течение часто способствуют сами родители чада, ждущие, что оно «перерастёт» свою немоту, а пока «просто стесняется говорить».

Для установления истины необходим сбор сведений обо всей предшествующей жизни ребёнка, включая:

  • особенности течения внутриутробного периода;
  • перенесённые беременной матерью потрясения и сотрясения (психические и физические травмы);
  • реакцию ребёнка на прививки;
  • особенности динамики его развития.

Особое внимание уделяется страхам и фобиям, которые присущи конкретному ребенку: боязнь темноты, пребывания в одиночестве, паническому страху наказания за совершённую провинность, ибо чувство вины у такого ребёнка часто бывает совершенно несоизмеримо с применённым методом наказания.

В случае же наличия другой, сопутствующей патологии психики и личности, задача врача-диагноста ещё более усложняется – ошибка в диагнозе чревата потерей драгоценного времени и отсрочиванием лечения истинной причины мутизма.

Помимо наблюдения за психикой пациента, необходимо ещё и исследование органа, определяющего её стратегию и тактику – головного мозга. Не менее важное внимание должно быть уделено и изучению общего физического развития организма.

Поскольку речь идёт о диагностике невроза (либо психического расстройства), на помощь врачу должны прийти лабораторные и инструментальные методы исследования:

  • краниограмма (рентгеновский снимок черепа), дающая представление об объёме мозга, особенностях его строения;
  • МРТ и , выполняющие ту же задачу более точно и послойно-прицельно;
  • ЭЭГ, рассказывающая об уровне протекающих в мозге электрофизиологических процессов;
  • анализы крови и мочи, позволяющие по уровню содержания гормонов в этих биологических жидкостях определить степень зрелости и развития организма.

Уместны и иные, приличествующие моменту методы «расследования», часто похожего на криминальную загадку случая и привлечение к нему других специалистов.

Особенности лечения мутизма

Современная практика позволяет избавиться или сгладить симптомы данной специфической немоты. Следует при этом помнить о том, что действовать необходимо во многих направлениях воздействия на больного: психологическом, неврологическом, психиатрическом и логопедическом.

Источник: https://cosmeton.ru/psihologiya/elektivnyj-mutizm.html

ВашПсихолог
Добавить комментарий