Оценка психического здоровья

Психическое здоровье, оценка и его критерии

Оценка психического здоровья
– Психогигиена ( Психолог)Комплексная оценка психического здоровья и его критерии.
Состояние психического здоровья – объект многочисленных наблюдений ученых. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) констатирует, что нарушения психического здоровья среди детей с каждым годом – чаще.

В связи с этим на сегодня наиболее перспективным является комплексный подход к оценке психического здоровья.
Психическое здоровье – состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности.

понятия не исчерпывается медицинскими и психологическими критериями, в нем всегда отражаются общественные и групповые нормы и ценности, регламентирующие духовную жизнь человека.

По мнению директора отдела охраны психического здоровья ВОЗ – психическому здоровью можно дать следующее определение: во-первых – это отсутствие явных психических нарушений, во-вторых – определенный резерв сил человека, благодаря которым она может преодолеть неожиданные стрессы, в-третьих состояние равновесия между человеком и окружающей средой, гармонии между ним и обществом.

По определению ученых “Психическое здоровье – это такое относительно устойчивое состояние организма и личности, что позволяет человеку осознанно, учитывая свои физические и психические возможности, а также окружающие природные и социальные условия, осуществлять и обеспечивать свои индивидуальные и общественные (коллективные) биологические и социальные нужды на основе нормального функционирования психофизических систем, здоровых психосоматических и соматопсихических отношений в организме “. Особого внимания среди этих признаков психического здоровья заслуги ус критерий психического равновесия. От степени взвешенности психического равновесия зависит уравновешенность человека с объективными условиями, ее приспособленность к ним (В. Н. Мясищев).

Уравновешенность человека и адекватность его реакций на внешнее воздействие имеют большое значение для разграничения нормы и патологии, ведь только у психически здорового человека, т.е.

уравновешенного, мы наблюдаем проявления:- Относительной устойчивости поведения и адекватности ее внешним условиям;- Высокую индивидуальную приспособляемость организма к привычным колебаний внешней среды;- Способность поддерживать привычное комфортное самочувствие, морфофункциональное сохранения органов и систем. Психическое здоровье человека тесно связано с наличием и сохранностью психологической устойчивости. Проблемы психологической устойчивости личности имеют большое практическое значение, поскольку устойчивость предохраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу для внутренней гармонии, обеспечивает реализацию физических и духовных потенций человека.

Состаляющие психологической устойчивости:

– Способность к личностному росту с адекватным решением внутренне личностных конфликтов (ценностных, мотивационных, ролевых)- Относительную (не абсолютно) стабильность эмоционального состояния и благоприятного настроения;

– Развитое волевое регулирование.

Устойчивость к преодолению трудностей, сохранение веры в себя, уверенности в себе, своих возможностях, совершенство психического саморегулирования, постоянный достаточно высокий уровень настроения – это неотъемлемые составляющие психического здоровья.

Аномалии в психике личности наиболее четко выражаются в проявлениях дисгармонии, потере равновесия с социальным окружением (т.е. с социумом), в нарушении процессов социальной адаптации.

Этот критерий органически связан с двумя другими: органичностью организации психики и ее адаптивными возможностями.

Для учащихся основной социальной функцией является выполнение всех требований школьной жизни, овладение знаниями и умениями, предусмотренные учебной программой, соблюдение норм поведения при взаимоотношениях с педагогами и сверстниками.

С медицинской точки зрения до психического здоровья относятся следующие признаки:

– Отсутствие психических болезней;- Нормальное психическое развитие;

– Благоприятныое функциональное состояние высших отделов центральной нервной системы.

В общеобразовательных школах клинически выраженные формы психических отклонений, как правило, не встречаются. Категория детей с психическими отклонениями посещает специализированные учебные заведения для умственно отсталых детей.

В общеобразовательных школах как правило встречаются так называемые донозологические состояния, неврозы и невротические реакции.Под нормальным развитием понимают психическое развитие, соответствующее возрасту и является гармоничным. Гармоничность развития заключается в примерно одинаковом уровне всех показателей интеллекта.

Для каждого возрастного периода характерны те или иные показатели, способствующие развитию. По мнению психологов, “гармоничное развитие предполагает прежде определенное соотношение между задачами, которые ставит перед собой субъект, и имеющимися у него внутренними ресурсами для их достижения”.

Под функциональным состоянием в физиологии понимают интегральный комплекс характеристик тех функций, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение определенного вида деятельности.

Одним из основных показателей функционального состояния психики является умственная работоспособность, интегрирующей основные свойства психики — восприятие, внимание, память и т.д..Показателем благоприятного функционального состояния нервной системы с высокая умственная работоспособность.

Умственная работоспособность школьников – это возможность овладеть различными учебными дисциплинами. В связи с этим уровень умственной работоспособности является одним из основных показателей психического здоровья детей и подростков. Обеспечение высокого уровня психического здоровья является одной из главных задач психогигиены.

Совокупность критериев основных проявлений здоровой психики, которые часто используют в научной литературе можно распределить в соответствии с видами проявления психического здоровья следующим образом: психические состояния, психические процессы, свойства личности, степень интегрированности, самореализация, социальное благополучие и т.д..

К критериям благоприятного состояния психики относится положительное эмоциональное состояние, наличие настроение, которое включает: эмоциональную устойчивость (самообладание) зрелость чувств, соответственно возрасту, управление негативными эмоциями (страхом, гневом, трауром, завистью и др..) Свободный естественное проявление чувств и эмоций, способность радоваться, сохранение привычного оптимального самочувствия.

Психические процессы включают: максимальное приближение субъективных образов к объектам действительности, отражающих адекватность психического отражения; адекватное восприятие самого себя, способность к логической обработке информации критичность мышления, креативность (способность к творчеству, умение использовать интеллект), знание себя; дисциплина ума (управление мыслями).

Особое значение придается степени интегрированности, его гармоничности, консолидированности, уравновешенности, а также таким составляющим ее направленности, как духовность (познание, стремление к истине), приоритет гуманистических ценностей (добра, справедливости, любви, красоты и др.).

, Ориентация на саморазвитие, обогащения своей личности.

Критерием психического здоровья и самореализации является здоровая личность, которая характеризуется выраженной целенаправленностью (получением смысла жизни), энергичностью, активностью, самоконтролем, волей, адекватной самооценкой.

Психическое здоровье тесно связано с социальным благополучием личности, что отражается в таких характеристиках: адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация к окружающему и социальное благополучие;направленность на общественное дело, культура потребления, альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими и т.п..

Медицинские критерии выделяют пять групп психического здоровья.

1 группа – психически здоровы и оптимально адаптированные дети. им свойственны следующие черты: активность, коллективизм, уверенность в себе, высокая коммуникабельность, решительность, уравновешенность. Эти дети упорны в достижении цели.2 группа – дети с функциональными нарушениями, преимущественно астено-невротическими реакциями. От своих здоровых сверстников они отличаются низкими показателями коммуникативности, стрессоустойчивости с ростом факторов ответственности.3 группа – дети с донозологическими отклонениями, преимущественно с наличием астено-невротического синдрома. Дети этой группы характеризуются следующими чертами: уменьшением активности, ростом эмоциональной возбудимости, повышением тревожности, ограничением коммуникативности.4 группа – дети с клиническими формами нервно-психических нарушений в стадии субкомпенсации (неврозы, Патохарактерологическое развитие личности). Для этих детей характерна высокая подверженность стрессу, нарастание эмоциональной возбудимости, апатия с высоким уровнем тревожности.5 группа – дети с клиническими формами нервно-психических нарушений в стадии декомпенсации, требующие госпитализации. Для них характерны эмоциональные и поведенческие нарушения, возможно развитие депрессий на фоне вегетативных нарушений (тахикардия, нестабильность артериального давления, повышение потливости и т.д.).Следует отметить, что изменения в состоянии психического здоровья детей и подростков находят свое отражение не только в соответствующих сдвигах показателей основных свойств нервных процессов, но и в динамике личных свойств и интеллектуальной деятельности.Связь между нервно-психическими заболеваниями, особенностями личности, факторами среды является несомненным. С одной стороны, клиницисты утверждают, что такие заболевания резко меняют личность больного ребенка, с другой – общеизвестна наличие безусловного воздействия неблагоприятного социальной среды на формирование дисгармоничной, часто асоциальной личности.Относительно учеников общеобразовательной школы, то педагога должны интересовать не явные клинические заболевания, а легкие, в основном функциональные отклонения, влияющие на формирование личности и учебную деятельность школьника, но подлежат коррекции через психолого-педагогические мероприятия.

Выявление связи между состоянием психического здоровья, особенностями личности ребенка и условиями, в которых проходит его развитие, является насущной потребностью сегодняшнего, важным научным задачам, объединяющим интересы психогигиены, психологии, педагогики.

Другие статьи о психологии

  • Взаимосвязь психогигиены с другими науками
  • Психологический комфорт
  • Психогигиена – предмет и задачи
  • Критерии оценки психического здоровья
  • Психическое здоровье личности
  • Источник: http://MyPsiholog.com/mental-hygiene/290-psihicheskoe-zdorove-ocenka-i-ego-kriterii.html

    Психическое здоровье

    Оценка психического здоровья

    Психическое здоровье является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья.

    В Уставе ВОЗ говорится: “Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов”.

    Важным следствием этого определения является то, что психическое здоровье — это не только отсутствие психических расстройств и форм инвалидности.

    Психическое здоровье — это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования сообщества.

    Психическое здоровье имеет важнейшее значение для нашей коллективной и индивидуальной способности в качестве разумных существ мыслить, проявлять эмоции, общаться друг с другом, зарабатывать себе на пропитание и получать удовольствие от жизни. Учитывая этот факт, укрепление, защита и восстановление психического здоровья могут восприниматься индивидуумами, сообществами и содружествами во всем мире как действия, имеющие жизненно важное значение.

    Детерминанты психического здоровья

    Уровень психического здоровья человека в каждый данный момент времени определяется многочисленными социальными, психологическими и биологическими факторами. Так, например, насилие и устойчивое социально-экономическое давление признается фактором риска для психического здоровья. Очевидные фактические данные связаны с сексуальным насилием.

    Плохое психическое здоровье связано также с быстрыми социальными изменениями, стрессовыми условиями на работе, гендерной дискриминацией, социальным отчуждением, нездоровым образом жизни, физическим нездоровьем, а также с нарушениями прав человека.

    Существуют также особые психологические и личностные факторы, из-за которых люди становятся уязвимыми перед проблемами с психическим здоровьем. Биологические риски включают генетические факторы.

    Укрепление и защита психического здоровья

    Укрепление психического здоровья включает действия, которые укрепляют психологическое здоровье. Они могут включать создание окружающей среды, поддерживающией психическое здоровье.

    Атмосфера, в которой обеспечены уважение и защита основных гражданских, политических, социально-экономических и культурных прав, является основой психического здоровья. При отсутствии безопасности и свободы, обеспечиваемых этими правами, поддерживать высокий уровень психического здоровья сложно.

    Национальная политика в области охраны психического здоровья должна быть ориентирована на психические расстройства и на более широкие аспекты, способствующие укреплению психического здоровья.

    Укрепление психического здоровья необходимо учитывать в стратегиях и программах.

    Помимо сектора здравоохранения к решению этих вопросов необходимо привлекать такие сектора, как образование, трудоустройство, правосудие, транспорт, окружающая среда, жилищное строительство и социальное обеспечение.

    Конкретные пути укрепления психического здоровья включают следующие:

    • мероприятия в раннем детстве (например, создание стабильной обстановки, отвечающей потребностям детей в плане здоровья и питания, обеспечивающей защиту от опасных факторов и возможности для раннего обучения и общения с другими на принципах отзывчивости, эмоциональной поддержки и стимулирующего воздействия на развитие);
    • поддержка детей (например, программы по приобретению навыков, программы по развитию детей и молодых людей);
    • предоставление социально-экономических возможностей женщинам (например, улучшение доступа к образованию и схемы микрокредитования);
    • социальная поддержка пожилых людей (например, инициатива по организации знакомств, местные дневные центры для престарелых людей);
    • программы, нацеленные на уязвимых людей, включая меньшинства, коренные народы, мигрантов и людей, пострадавших от конфликтов и стихийных бедствий (например, психосоциальные мероприятия после стихийных бедствий);
    • мероприятия по укреплению психического здоровья в школах (например, программы, поддерживающие экологические изменения в школах);
    • мероприятия по укреплению психического здоровья на рабочих местах (например, программы по профилактике стресса);
    • стратегии в области жилищных условий (например, улучшение жилищных условий);
    • программы по предотвращению насилия (например, ограничение доступа к алкоголю и оружию);
    • программы развития отдельных сообществ (например, инициативы “Сообщества, которые заботятся”, комплексное сельское развитие);
    • уменьшение масштабов нищеты и социальная защита неимущих;
    • антидискриминационные законы и кампании;
    • укрепление прав и возможностей лиц с психическими расстройствами и заботы о них.

    Уход и лечение в области психического здоровья

    В контексте национальных усилий по разработке и осуществлению политики в области психического здоровья крайне важно не только защищать и укреплять психическое благополучие граждан, но также решать проблемы, связанные с потребностями лиц с определенными психическими расстройствами.

    В течение минувшего десятилетия значительно улучшилось понимание того, что необходимо делать в отношении растущего бремени психических расстройств.

    Растет объем информации, свидетельствующей о результативности и эффективности с экономической точки зрения важнейших мероприятий по приоритетным психическим расстройствам в странах с различными уровнями экономического развития.

    К примерам таких действий, которые являются эффективными с экономической точки зрения, выполнимыми и доступными по стоимости, относятся:

    • лечение депрессии с помощью психотерапии и в случае депрессии средней или тяжелой степени антидепрессантами;
    • лечение психозов антипсихотическими средствами в сочетании с психосоциальной поддержкой;
    • налогообложение алкогольных напитков и ограничение их продажи и рекламы.

    Кроме того, существует ряд эффективных мер для предотвращения самоубийств, предотвращения и лечения психических расстройств у детей, предотвращения и лечения деменции, а также лечения расстройств, вызванных употреблением психоактивных веществ.

    В рамках Программы действий ВОЗ по ликвидации пробелов в области психического здоровья (mhGAP) разработаны основанные на фактических данных руководящие принципы для неспециалистов, с помощью которых они смогут выявлять и вести ряд приоритетных расстройств психического здоровья.

    Деятельность ВОЗ

    ВОЗ поддерживает правительства в их стремлениях укрепить психическое здоровье. ВОЗ анализирует фактические данные по укреплению психического здоровья и работает с правительствами с целью распространения этой информации и включения эффективных стратегий в политику и планы.

    В 2013 году Всемирная ассамблея здравоохранения утвердила Комплексный план действий в области психического здоровья на период 2013-2020 годов. План отражает решимость всех государств-членов ВОЗ принять конкретные меры, направленные на укрепление психического здоровья, и содействовать достижению глобальных целей.

    Важнейшая цель Плана действий состоит в том, чтобы укреплять психическое благополучие, предотвращать психические расстройства, обеспечивать медицинскую помощь, ускорять выздоровление, укреплять права человека и снижать смертность, заболеваемость и инвалидность лиц с психическими расстройствами. Этот план направлен на достижение 4 задач:

    • укреплять эффективное лидерство и руководство в области охраны психического здоровья;
    • обеспечивать на первичном уровне комплексную интегрированную и четко реагирующую на изменения медико-санитарную и социальную помощь;
    • осуществлять стратегии укрепления психического здоровья и профилактики в области психического здоровья; и
    • укреплять информационные системы, фактические данные и исследования в области психического здоровья.

    Особое внимание в этом плане действий уделяется защите и укреплению прав человека, укреплению гражданского общества и наделению его полномочиями, а также центральному месту медицинской помощи на первичном уровне.

    Для выполнения поставленных в плане задач План действий предлагает и требует неоднозначных действий со стороны правительств, международных партнеров и ВОЗ.

    Министерствам здравоохранения необходимо будет принять на себя руководящую роль, а ВОЗ будет проводить работу с ними и с международными и национальными партнерами, включая гражданское общество, по осуществлению плана.

    Поскольку нет таких действий, которые устраивали бы все страны, правительству каждой страны придется адаптировать План действий к своим конкретным национальным обстоятельствам.

    Источник: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/mental-health-strengthening-our-response

    Какие критерии психического здоровья личности являются главными: основные психологические понятия

    Оценка психического здоровья

    Каждый из нас стремится быть здоровым. И речь идет не только о физическом здоровье.

    Наличие каких-то отклонений в развитии психики человека тоже является болезнью, которую необходимо обследовать и лечить.

    Но как определить, что человек психически не здоров?

    Именно о таких критериях определения мы расскажем далее в статье.

    Показать содержание

    Что такое физическое и психологическое благополучие человека?

    В целом, под здоровьем принято понимать такое состояние человеческого организма, когда все его органы и системы нормально функционируют. Это создает его общее физическое и психическое благополучие. Когда индивид здоров, он может жить нормальной жизнью и беспрепятственно действовать (учиться, работать, развиваться и т.п.).

    Специалисты Всемирной организации здоровья (ВОЗ) определяют это понятие как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

    Исходя из приведенных определений, можно сделать вывод, что здоровье в совокупности – это одновременное нормальное функционирование:

    1. физического тела;
    2. психики.

    Что значит психическое здоровье личности?

    Определение его не ограничивается лишь отсутствием каких-то патологий в теле человека.

    Психическое здоровье – это такое состояние психики индивида, при котором он ощущает свое психологическое и социальное благополучие, может самостоятельно бороться со стрессами и реализует свои цели.

    Человек со здоровой психикой является полноценным членом общества, который способен трудиться, наряду со всеми остальными, и добиваться поставленных целей.

    Он может это все делать в силу того, что:

    • адекватно реагирует на происходящие с ним жизненные события, на свою реальность в целом;
    • способен к запоминанию, использованию внимания и мыслительному процессу.

    Специалисты в области изучения психического состояния людей анализируют и формируют заболевания, которые уже официально утверждены на сегодняшний день. Тем не менее, категория здоровья нефизического не всегда является однозначной.

    Причины того или иного неадекватного поведения человека могут трактоваться по-разному. А отсутствие у него каких-то устоявшихся симптомов ряда известных психических заболеваний еще не говорит о том, что гражданин полностью здоров.

    Тем не менее, существуют единые критерии психического здоровья, о которых будет подробно рассказано далее в статье.

    Основные критерии

    ВОЗ официально утвердила следующие критерии психического здоровья.

    1. Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».

      Другими словами человек должен понимать, что ему принадлежит его тело, и он может им управлять. То есть тело подчиняется разуму, но никак не наоборот.

      Если же у человека наблюдается разделение разума и тела, либо, что еще более опасно для общества, тело не управляется его мыслями, это означает, что он психически не здоров.

    2. Постоянство и идентичность переживаний в аналогичных друг другу ситуациях. Как правило, мы одинаково реагируем на похожие жизненные ситуации.

      И наша реакция вполне логична. Например, на вежливость мы отвечаем тем же, а на грубость стараемся, либо успокоить собеседника, либо тоже грубим в ответ, отстаивая свою позицию.

      А не наоборот: грубим в ответ на вежливость и любезничаем с грубиянами. В противном случае реакция будет считаться не адекватной происходящей ситуации, а это уже может указывать на некоторые психические отклонения.

    3. Критичность по отношению к себе и своей психической деятельности, а также ее результатам. Говоря по-другому, это способность к самоанализу.

      Когда человек совершает какое-либо, даже самое простое действие, он уверен в том результате, который он получит. Например, все мы знаем, что если солнце восходит, значит – это утро, а если заходит – вечер.

      Мы ни на долю секунды не сомневаемся в этом общеизвестном факте, когда наблюдаем эти явления. Тем не менее, если человек, увидев рассвет, сомневается, какое время суток в данный момент (при этом нет какие-либо объективных причин, по которым он «потерялся во времени»), значит, в его психике имеются какие-то проблемы.

      Способность к рефлексии таким индивидом, возможно, утрачена.

    4. Соответствие реакций психики силе и частоте воздействия среды и социума на человека. Это когда индивид реагирует на жизненные обстоятельства по-иному, нежели социум, в котором он живет.

      От такого несоответствия возможно развитие психических расстройств.

      К примеру, в разговоре двух собеседников наблюдается такая картина, когда один из них спокойно возражает на какие-то замечания, а второй агрессивно набрасывается на него, крича и размахивая кулаками.

    5. Способность самостоятельно управлять своим поведением согласно социальным нормам, правилам и законам.

      Данный критерий по смыслу связан с предыдущим, потому что, если социальной нормой будет оскорбление друг друга и отсутствие уважения, тогда воспитанный гражданин будет считаться ненормальным, и он будет верить в это.

      Но пока в нашем обществе такие нормы и правила имеют вполне адекватный вид и основная масса людей ведет себя согласно им, к психически нездоровым членам социума будут относиться как раз те, кто всяческим ими пренебрегает.

    6. Способность планировать свою деятельность на протяжении жизни и реализовывать эти планы. Когда у человека отсутствует способность к планированию, он не в состоянии управлять своей жизнью. Также, такие люди очень поддаются внушению, ими легко командовать.
    7. Способность подстраивать свое поведение под конкретные жизненные обстоятельства и ситуации. Иными словами, если у индивида мать ассоциируется с плохим образом женщины, и он привык грубо с ней обращаться, то он будет использовать такой «шаблон» поведения по отношению ко всем остальным женщинам, с которыми общается.

      Невзирая на то, что это совершенно другие люди, не имеющие ничего общего с его матерью.

    Таким образом, определяющее значение при формировании психики человека играют:

    • доминирующие негативные черты собственного характера, которые были заложены в человека при рождении еще на генетическом уровне (от родителей);
    • дефекты в нравственной сфере, проявившиеся во время взросления;
    • неверный выбор ценностей в жизни, которые могли бы служить верным ориентиром в настоящем и будущем.

    Смотрите видео по теме:

    , пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

          

    Источник: https://pravovoi.center/ugolovnoe-pravo/prestupleniya-protiv-lichnosti/protiv-zhizni-i-zdorovya/prichinenie-vreda/kriterii-psihicheskogo-zdoroviya.html

    3. Методы и приемы оценки психического здоровья

    Оценка психического здоровья

    Оценкапсихического здоровья — это преждевсего оценка функционирования всегоорганизма в целом и нервной системы вчастности и сопоставление полученныхрезультатов с нормой. Как отмечалосьранее, определение нормы здоровья —достаточно сложная задача.

    Дляинтеллектуально-психической сферы этисложности еще более выражены, так какв ней нет установленных норм исоответствующих количественныхпоказателей. Это обусловлено большойгибкостью функциональных характеристикнервной системы и сложной динамикойвзаимоотношений мозг — среда.

    Поэтомунередко значительные однонаправленныеизменения различных психофизиологическихфункций в ту или другую сторону могутговорить о положительной реакции мозга,психики, а в другой ситуации — оботрицательной.

    Зачастую проще оценить,нет ли какого-либо нарушения, чемсоответствует л и психическое здоровьеданного индивидуума норме, причемзначительно проще обнаружить нарушенияв сфере «низших» неврологическихфункций. Реально задача может бытьразрешена путем сложного медико-биологическогои психологического обследования.

    Окончательное заключение может вынеститолько специалист, а в сфере психическогоздоровья — сопоставление мненийнескольких специалистов-экспертов вобласти неврологии, психиатрии,психоневрологии, психологии, психоанализа.В некоторых случаях может потребоватьсязаключение и других профессионалов,например, педагогов. Тем не менее длятекущей оценки психического здоровья,самоконтроля каждый человек можетиспользовать некоторые простые приемы,не требующие специального оборудованияи специальных знаний.

    Признакомухудшения здоровья, в том числе психическойсферы, является снижение работоспособности.Это очень важный интегральный показатель.

    Если снижение умственной работоспособностисопровождается увеличением числа ошибок(снижение ' внимания), трудностямисосредоточения на задаче (падениеконцентрации внимания), вялостью,апатией, потерей интереса к работе,учебе — это тревожные сигналы, которыенаряду с вегетативными изменениями(учащение или урежение пульса, усилениепотоотделения, особенно на лбу и вподмышечных впадинах), головными болями,то это может говорить либо об утомленииили переутомлении, либо об ухудшенииздоровья. Утомление после отдыхаисчезает, признаки заболевания илипограничного состояния (неврозы) —обычно нет. Тревогу должно вызывать иувеличение времени, которое необходимодля полного восстановления работоспособности.

    Группапоказателей, которые могут указыватьна психосоматические нарушения, — этоболи и ощущения дискомфорта в

    4. Эмоции и эмоциональный стресс

    Эмоции— субъективно переживаемое отношениечеловека к различным раздражителям,фактам, событиям, проявляющееся в видеудовольствия, радости, неудовольствия,горя, страха, ужасай т.д.

    Эмоциональноесостояние часто сопровождаетсяизменениями в соматической (мимика,жесты) и висцеральной (изменение частотысердцебиения, дыхания и т.д.) сферах.

    Структурно-функциональной основойэмоций является так называемая лимбическаясистема, куда включают ряд корковых,подкорковых и стволовых структур.

    Формированиеэмоций подчиняется определеннымзакономерностям.

    Так, сила эмоции, еекачество и знак (положительный илиотрицательный) зависят от силы и качествапотребности и вероятности удовлетворенияэтой потребности.

    Кроме того, оченьважную роль в эмоциональной реакциииграет фактор времени, поэтому короткиеи, как правило, интенсивные реакцииназывают аффектами, а длительные и неочень выразительные — настроениями.

    Низкаявероятность удовлетворения потребностиобычно ведет к возникновению отрицательныхэмоций, увеличение вероятности —положительных. Из этого следует, чтоэмоции выполняют очень важную функциюоценки события, предмета, вообщераздражения.

    Кроме того, эмоции являютсярегуляторами поведения, так как ихмеханизмы направлены на усилениеактивного состояния мозга (в случаеположительных эмоций) или его ослабления(при отрицательных). И, наконец, эмоциивыполняют подкрепляющую роль приобразовании условных рефлексов, причемведущее значение в этом играютположительные эмоции.

    Негативная оценкакакого-либо воздействия на человека,его психику может вызвать общую системнуюреакцию организма — эмоциональныйстресс (напряжение).

    Эмоциональныйстресс запускается стресс-факторами.К ним относятся воздействия, ситуации,которые мозг оценивает как негативные,если нет возможности от них защищаться,избавляться. Таким образом, причинойэмоционального стресса являетсяотношение к соответствующему воздействию.

    Характер реакции поэтому зависит отличностного отношения человека кситуации, воздействию и, следовательно,от его типологических, индивидуальныхособенностей, особенностей осознаниясоциально-значимых сигналов иликомплексов сигналов (конфликтныеситуации, социальная или экономическаянеопределенность, ожидание чего-либонеприятного и т.п.).

    Всилу социальных мотивов поведения усовременного человека большоераспространение получили так называемыеэмоциональные стрессы напряжения,вызываемые психогенными факторами,такими, как конфликтные отношения междулюдьми (в коллективе, на улице, в семье).Достаточно сказать, что такое тяжелоезаболевание, как инфаркт миокарда, в 7случаях из 10 вызывается конфликтнойситуацией.

    Увеличениечисла стрессов — расплата человечестваза технический прогресс. С одной стороны,уменьшиласьдоля физического труда впроизводстве материальных благ и вбыту. И это, на первый взгляд, плюс, таккак облегчает жизнь человека.

    Но, сдругой стороны, резкое снижениедвигательной активности нарушилоестественные физиологические механизмыстресса, конечным звеном которого идолжно'быть как раз движение.

    Естественно,что это извратило и характер протеканияжизненных процессов в организме человека,ослабило запас его прочности.

    Приосуществлении стресса через системупосредников мозг (его промежуточныйотдел) активирует гипофиз, которыйвыбрасывает гормон АКТГ — активаторнадпочечников. Одновременно повышаетсяактивность симпатической нервнойсистемы, ведущая к усилению работысердца, повышению уровня артериальногодавления, увеличению свертываемостикрови и т.д.

    В конечном итоге и гормоны,и нервная система постепенно поднимаютработоспособность человека. Эту начальнуюстадию стресса называют «тревогой»,так как она мобилизует организм надействие против стрессора, — это стадияперестройки.

    Она характеризуетсяэмоциональным возбуждением, когдаразличные механизмы организма начинаютработать с большим напряжением, причемвзаимодействие между ними частонарушается, что может привести квременному снижению работоспособности.

    Кроме того, в случае патологии илифункциональных нарушений в какой-либосистеме органов соответствующая частьорганизма может не выдержать (например,при увеличении артериального давленияможет лопнуть кровеносный сосуд, еслиего стенки поражены склеротическимиизменениями).

    Навторой стадии — «устойчивости» —секреция гормонов стабилизируется,активация симпатической системысохраняется на высоком уровне. Этопозволяет справиться с неблагоприятнымвоздействием и поддерживать высокуюумственную и физическую работоспособность.

    Обепервые стадии стресса объединяют вединое целое — эустресс. Это адаптивная,физиологически нормальная часть стресса.Эустресс повышает возможности человека.

    Однакоесли стрессовая ситуация длится оченьдолго или стрессовый фактор оказалсяочень мощным, то адаптивные механизмыорганизма оказываются исчерпанными.Это третья стадия — «истощения», когдаснижается работоспособность, падаетиммунитет, образуются язвы желудка икишечника.

    Поэтому третья стадия стрессаявляется патологической и ее обозначаюткак дистресс. Это фактически дезаптацияорганизма. Чаще всего развитие негативныхпоследствий определяется возникающимив ответ на стрессовую ситуациюотрицательными эмоциональными реакциями.

    Негативные эмоции в свою очередьусиливают протекание стресса, поэтомудля этой стадии характерно состояниепсихической дезаптации.

    Длясовременного человека важнейшимистрессовыми факторами являютсяэмоциональные. Современная жизнь вовсех своих проявлениях очень частовызывает у человека отрицательныеэмоции. Мозг постоянно перевозбуждается,и напряжение накапливается.

    Если человеквыполняет тонкую работу или занимаетсяумственным трудом, стресс эмоциональный,особенно длительный, может дезорганизоватьего деятельность. Это означает, чтостресс, точнее эустресс, теряет своеадаптивное значение и становится в рядеслучаев даже вредным для человека, егодеятельности.

    Поэтому эмоции становятсяочень важным фактором здоровых условийжизни человека.

    Уменьшитьстресс или его нежелательные последствиямогла бы двигательная активность,которая оптимизирует взаимоотношениямежду различными вегетативными системами,является адекватным «приложением»стрессовых механизмов.

    Движение— это конечный этап любой мозговойдеятельности. В силу системной организациичеловеческого организма движение тесносопряжено с деятельностью внутреннихорганов. Это сопряжение в значительнойстепени опосредовано через мозг.

    Поэтомуисключение такого естественногобиологического компонента, как движение,заметно сказывается на состоянии нервнойсистемы — нарушается нормальное течениепроцессов возбуждения и торможения, ивозбуждение начинает преобладать.

    Поскольку во время эмоциональногонапряжения возбуждение в ЦНС достигаетбольшой силы и не находит «выхода» вдвижении, оно дезорганизует нормальнуюработу мозга и течение психическихпроцессов.

    Кроме того, появляетсяизбыточное количество гормонов, которыевызывают сдвиги обмена веществ,целесообразные только при высокомуровне двигательной активности.

    Какуже отмечалось, двигательная активностьсовременного человека недостаточнадля того, чтобы снять напряжение (стресс)или его последствия. В результатенапряжение накапливается, и достаточнонебольшого негативного воздействия,чтобы наступил срыв психики.

    При этомв кровь выбрасывается большое количествогормонов надпочечников, усиливающихобмен веществ и активизирующих работувисцеральных органов и систем.

    Посколькузапас функциональной прочности организма,а в особенности сердца и сосудов снижен(они мало тренированы), у части людейразвиваются тяжелые нарушениясердечно-сосудистой и других систем.

    Другимспособом защиты от негативных последствийстресса является изменение отношенияк ситуации. Главное здесь — понижениезначимости стрессового события в глазахчеловека («могло быть и хуже», «это неконец света» и т.д.). По сути дела этотспособ позволяет создать новый доминантныйочаг возбуждения в мозгу, которыйзатормозит стрессовый.

    Худшимвариантом поведения в стрессовойситуации является отказ от двигательнойактивности или изменения отношения кситуации («поисковой активности»).Проявлением такого отказа у человекаявляются депрессия, невротическаятревога, переживание апатии, беспомощностии безнадежности.

    Такие симптомы частопредшествуют развитию ряда психосоматическихи соматических заболеваний, особенноязв желудка и кишечника, аллергий,различных опухолей. Особенно резко этисимптомы проявляются у высокоактивныхлюдей, которые капитулируют передвозникшими трудностями в ситуаций,которая кажется им безнадежной (такназываемый тип А).

    По наблюдениямклиницистов, такие симптомы возникаюту них перед инфарктом миокарда.

    Особуюразновидность эмоционального стрессапредставляет информационный.Научно-технический прогресс, в условияхкоторого мы живем, вызывает массуизменений вокруг человека, оказываетна него мощное воздействие, котороепревосходит любое другое влияниеокружающей среды. Прогресс изменилинформационную среду, породилинформационный бум.

    Как уже отмечалось,количество информации, накопленнойчеловечеством, каждое десятилетиепримерно удваивается, что означаетнеобходимость усвоения каждому очередномупоколению значительно большего объемаинформации, чем предыдущему. Однако приэтом не меняется мозг, как не увеличиваетсяи количество клеток, из которых онсостоит.

    Вот почему для усвоениявозросшего объема информации, в частностив сфере образования, нужно либо увеличиватьпродолжительность обучения, либоинтенсифицировать этот процесс. Посколькуувеличивать продолжительность обучениядовольно сложно, в том числе поэкономическим причинам, остаетсяповысить его интенсивность.

    Однако вэтом случае возникает естественноеопасение информационных перегрузок.Сами по себе они не представляют угрозыдля психики, так как у мозга колоссальныевозможности по переработке большихобъемов информации и защиты от ееизбытка.

    Но если время, которое необходимодля ее переработки, ограничено, этовызывает сильное нервно-психическоенапряжение — информационный стресс.Иными словами, нежелательное напряжениевозникает при несоответствии скоростипоступления информации в мозг биологическими социальным возможностям человека.

    Самое неприятное, если к факторам объемаинформации и дефицита времениприсоединяется третий — мотивационный:если требования к ребенку со стороныродителей, общества, учителей высоки,то не срабатывают механизмы самозащитымозга (например, уклонение от учебы) икак результат, возникают информационныеперегрузки.

    При этом особые трудностииспытывают прилежные дети (так, упервоклассника при выполнении контрольнойработы психическое состояние соответствуетсостоянию космонавта при взлете корабля).Не меньшие информационные перегрузкисоздают и различные виды профессиональнойдеятельности (например, авиадиспетчерпорой одновременно должен контролироватьдо 17 самолетов, учитель — до 40 индивидуальноразличных учеников и т.д.).

    Такимобразом, многочисленные обстоятельствасовременной жизни приводят к чрезмерносильному психо-эмоциональ-ному напряжениючеловека, вызывающему отрицательныереакции и состояния, ведущие к неврозам– срывам нормальной психическойдеятельности.

    Источник: https://studfile.net/preview/7220912/page:2/

    ВашПсихолог
    Добавить комментарий