Олигофрения в степени имбецильности

Олигофрен – кто это, как развивается ребенок при разных стадиях олигофрении?

Олигофрения в степени имбецильности

В зависимости от форм и проявлений, врачи выделяют несколько видов умственной отсталости. Патология может иметь как врожденный, так и приобретенный характер. В отдельных случаях пациента с данным нарушением называют олигофрен: кто это, как внешне определить человека с таким диагнозом – известно не многим.

Кто такой олигофрен?

Данный термин врачи используют для обозначения пациентов с заболеванием олигофрения. Эта патология сопровождается выраженной умственной отсталостью, нарушением психического развития.

Связана она в большинстве случаев с врожденным развитием патологии.

Однако возможна и приобретенная форма слабоумия, которая развивается у детей до 3 лет и связана с органической патологией головного мозга.

При этом вместе с умственной недостаточностью наблюдается и слабое развитие эмоционально-волевой сферы, двигательной активности, речи и личности в целом. Однако, чтобы понять, что обозначает термин олигофрен, кто это необходимо детальнее рассмотреть нарушение и основные его диагностические критерии.

Олигофрения – что это за болезнь?

Увидев в заключении диагноз олигофрения, что это такое, чем вызвано – родители спешат выяснить у врача. Впервые термин был предположен Эмилем Крепелиным и с греческого переводится как «oligos» – малый + «phren» – душа, ум.

В качестве синонима врачи часто используют малоумие. При этом существует важное отличие: если слабоумие связано со снижением уровня интеллекта, то при олигофрении мышление в своем развитии не достигает уровня взрослого человека.

Заболевание диагностируется в раннем, детском возрасте. В зависимости от выраженности изменений и уровня IQ классификация олигофрении производится следующим образом:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотия.

Причины олигофрении

Узнав о диагнозе олигофрен и кто это, зачастую родители не могут понять, как такое произошло. Специалисты длительное время проводили наблюдения за пациентами с таким диагнозом. При этом не удалось точно установить, что провоцирует развитие олигофрении. Среди самых частых провоцирующих факторов выделяют следующие причины слабоумия:

  • генетические нарушения плода;
  • злоупотребление вредными привычками во время беременности (алкоголь, никотин);
  • перенесенные инфекции во время беременности;
  • недостаточное и неправильное питание беременной женщины;
  • недостаток йода;
  • родовые травмы у малыша, сопровождающиеся повреждением головного мозга;
  • недостаточное общение и слабая педагогическая работа с ребёнком в первые годы жизни.

Чем опасна олигофрения?

Олигофрения у детей редко сопровождается другими патологиями организма, которые могли бы угрожать жизни. При этом заболевание значительно ухудшает качество жизни ребенка. В зависимости от выраженности нарушения он может нуждаться в постоянной опеке (при тяжелых формах дети неспособны самостоятельно себя обслуживать).

Наличие умственной отсталости при отсутствии сопутствующих патологий не оказывает влияния на продолжительность жизни. Однако неполноценное психическое развитие связано с возникновением трудностей во всех сферах психики:

  • ребенок труднообучаемый;
  • медленно все воспринимает;
  • не нуждается в новых впечатлениях.

Олигофрения у детей – симптомы и признаки

Используя термин олигофрен кто это некоторые не имеют понятия. Первое, что обращает на себя внимание при олигофрении, это отставание в умственном развитии, которое может сопровождаться физическим недоразвитием. Речь ребенка развита плохо: словарный запас скудный, в некоторых случаях ребенок вовсе не разговаривает.

Абстрактное мышление нарушено или отсутствует: ребенок неспособен узнавать вещи, людей, его окружающих. Зачастую такие дети испытывают трудности при выполнении простых бытовых задач, эмоционально нестабильны (наблюдаются вспышки агрессии, злости, раздражительности). Во многом симптоматика зависит от стадии олигофрении.

Олигофрения в стадии дебильности

Это самая легкая форма олигофрении. Уровень IQ составляет 50-70. Олигофрения в степени дебильности характеризуется наглядно-образным мышлением. Прочитанный текст понимается пациентом с трудом.

Наблюдается слабость самообладания, отсутствие способности подавлять свои влечения, поэтому поступки зачастую необдуманны.

Среди других признаков, указывающих на дебильность, выделяют следующие симптомы малоумия:

  • импульсивное поведение;
  • повышенная внушаемость;
  • косноязычная речь;
  • определения воспринимаются медленно;
  • хорошее развитие механической памяти;
  • подражательность.

Данная форма является легкой степенью заболевания. Дети легко общаются с окружающими людьми, речь развита хорошо. Трудности могут возникнуть только при решении сложных математических и интеллектуальных задач. Установление причинно-следственной связи вызывает затруднения, логические обобщения такие дети сделать неспособны.

Диагноз имбецильность выставляется в тех случаях, когда уровень IQ составляет 20-50. Это средняя степень олигофрении. Речь у пациентов с такой патологией аграмматична, словарный запас составляет всего 200-300 слов.

В большинстве случаев имбецилы способны общаться только несложными фразами, испытывают трудности при построении сложных и длинных предложений. Дети в процессе обучения путаются в написании и произношении схожих букв.

В качестве основных признаков, которыми сопровождается олигофрения у детей, симптомы врачи называют следующие:

  • развитие преимущественно механической памяти;
  • пассивное внимание;
  • использование приобретенных знаний как штампов;
  • неспособность к отвлечению от ситуации;
  • способность усваивать только простые трудовые процессы (стирка, мытье посуды);
  • смена привычной обстановки сопровождается негативной реакцией;
  • сильная обидчивость.

Олигофрения в стадии идиотии

Самая тяжелая степень олигофрении, IQ меньше 20. Речь и мышление находятся в зачаточном состоянии, практически отсутствуют. Пациенты нуждаются в постоянной помощи близких, уходе со стороны. Внешние раздражители вызывают развитие неадекватной реакции. Внимание и сосредоточенность неустойчивы, осознание собственной личности смутное. Больные плохо отличают родных от посторонних.

Эмоции элементарны: пациенты способны выражать свое удовольствие и недовольство. При этом выражаются они примитивно в виде двигательного возбуждения или крика. Среди других симптомов выделяют следующие признаки олигофрении в стадии идиотии:

  • агрессивное поведение, направленное в том числе и на себя;
  • пациенты часто способы употреблять только жидкую пищу;
  • навыки самообслуживания сформировать невозможно.

Как выглядит олигофрен?

Дети-олигофрены в раннем возрасте не отличаются от своих сверстников. Первые признаки заболевания становятся заметны ближе к 3 годам. При этом ребенок не имеет никаких дефектов внешности, поэтому до определенного времени заболевание остается незамеченным. Подозрения на заболевание зачастую выявляются психологом при профилактическом осмотре ребенка.

Легкая степень олигофрении нередко выявляется только с началом учебной деятельности: ребенок испытывают трудности в процессе запоминания и восприятия материала. Для постановки диагноза необходимо в совокупности оценивать степень адаптации ребенка к общественной жизни, его способность к уходу за собой, уровень общения.

Перед тем как сделать заключение и выставить диагноз олигофрен, врачи проводят комплексное обследование пациента. Одним из первых этапов является анализ жалоб больного, семейный анамнез.

Врачебная практика показывает, что нарушение чаще фиксируется у детей, чьи родители также имеют нарушения психики.

Пациент проходит осмотр психиатра, проходит оценку интеллектуальных способностей, оценивается речевая функция.

Существуют специальные тесты, которые помогают определить, существует ли проблема, поставить диагноз олигофрен: кто это многие не понимают до момента беседы с врачом. Тесты предполагают опрос пациента и оценку его ответов. Нередко данные методики дополняют инструментальными обследованиями:

  • компьютерной томографией;
  • МРТ головы;
  • энцефалограммой.

Олигофрения у ребенка – что делать?

Заболевание олигофрения трудно поддается коррекции. Каждый случай уникален, поэтому не существует единого алгоритма лечения. Зачастую терапия направлена на облегчение самочувствия пациента, обучение его элементарным навыкам самообслуживания.

При этом стоит учитывать степень олигофрении. В стадии дебильности и имбецильности врачам удается добиться хороших результатов. Важное значение имеет своевременный и правильный подбор индивидуальной программы обучения, методики воспитания ребенка.

Можно ли вылечить олигофрению?

Олигофрения, лечение которой занимает длительное время, относится к необратимым изменениям психики. Это означает, что полностью излечить пациента с таким диагнозом нельзя.

Врачебные мероприятия направлены на активное обучение пациентов, разработку индивидуального плана их адаптации и социализации.

Таким образом специалистам удается улучшить качество жизни, обучить ребенка элементарным навыкам самообслуживания, что значительно снижает нагрузку на родителей. Однако большинство олигофренов на протяжении всей жизни нуждаются в опеке и помощи родных.

Обучение детей-олигофренов

Легкая степень олигофрении хорошо поддается коррекции. Обнаружение патологии на раннем этапе позволяет минимизировать последствия нарушения психики. Такие дети хорошо адаптируются в обществе, обучаются, поэтому нередко посещают обычную школу. Однако они нуждаются в постоянном наблюдении. Для комплексной помощи детям с олигофренией требуется наблюдение нескольких специалистов:

  • детского психиатра;
  • невролога;
  • психолога;
  • дефектолога;
  • логопеда.

Зачастую дети с олигофренией нуждаются в разработке индивидуальной программы обучения. Психологическое сопровождение и коррекция, непрерывная работа с дефектологом помогают скорректировать расстройства речи, снять психологическое напряжение путем преодоления внутренних конфликтов. Это способствует улучшению концентрации внимания.

Умственная отсталость начинает проявляться в раннем возрасте. Однако мамы длительное время не обращают на него внимание из-за незнания. Диагностика осуществляется в дошкольном и школьном периоде, когда возникают трудности с обучением. Монгольское пятно – причины и особенности большой родинки Монгольское пятно – образование на коже, представляющее собой скопления меланоцитов. По сути, это родинка, однако необычного цвета и формы. Ребенок рождается с такой отметиной в области крестца и ягодиц.
Дефектолог – кто это и как может помочь специалист ребенку? Вопрос о том, дефектолог – кто это, задают родители, дети которых имеют отклонения в физическом и психическом здоровье. Специалист занимается устранением видимых недостатков и помогает малышам адаптироваться в обществе. Ребенок разговаривает во сне – когда есть повод для беспокойства? Если ребенок разговаривает во сне, и это происходит редко, то поводов для беспокойства нет, а при частых появлениях эпизодов речевой активности по ночам рекомендуется обратиться за помощью к специалисту. Возможно, это признак заболевания.

Источник: https://womanadvice.ru/oligofren-kto-eto-kak-razvivaetsya-rebenok-pri-raznyh-stadiyah-oligofrenii

Олигофрения в степени дебильности, идиотии и имбецильности – Психологическая помощь

Олигофрения в степени имбецильности

Около 3% детей в настоящее время рождаются с отклонением в умственном развитии и, к сожалению, эта цифра имеет тенденцию к увеличению.

Что означает слово олигофрен и что такое олигофрения? Каковы ее симптомы и лечение?

Как определить и чем лечить шизофрению? Узнайте об этом из нашей статьи.

Определение основных понятий в психологии

Что значит олигофрения? Олигофрен — это кто такой?

В МКБ-10 олигофрения имеет код F70-79 и означает приобретенную до трех лет или врожденную умственную отсталость, вызванную патологией головного мозга, неполное развитие психики или его задержку, характеризующуюся нарушением интеллекта, ведущие к полной или частичной социальной дезадаптации.

Термин «олигофрения» произошел от древнегреческого слова «ὀλίγος» — маленький, и «φρήν» — ум.

Причины возникновения патологии

Каковы факторы развития и передаётся ли недуг по наследству? Причины возникновения олигофрении обусловлены множественными факторами.

Внешние причины:

  1. Тяжелые инфекционные заболевания матери ребенка, перенесенные ей во время беременности — например, грипп или краснуха.
  2. Интоксикация во время беременности, вызванная нарушением обмена веществ.
  3. Паразитарные заболевания матери при беременности.
  4. Травмы плода, в том числе, нанесенные при осложненных родах — ушибы, удары, сдавливание головы плода щипцами, а также длительное кислородное голодание при родах.

Внутренние причины:

  1. Наследственность, проявляющаяся в хромосомных заболеваниях.
  2. Нарушение углеводного и белкового обмена в организме.
  3. Воспалительные заболевания мозга в раннем детстве — менингиты, менингоэнцефалиты.

Около 75% случаев олигофрении вызваны врожденными факторами.

Классификация и виды

Олигофрению делят на две группы в зависимости от причин, которые привели к заболеванию:

  • первичная — при которой умственная отсталость была приобретена по наследству;
  • вторичная — когда олигофрения стала последствием перенесенных инфекционных заболеваний, нанесенных травм мозга, отравлениями и нарушением обмена веществ, интоксикацией.

Также разделяют следующие формы заболевания:

  1. I форма — наследственная умственная отсталость на фоне нарушения развития костной ткани, микроцефалией, болезнью Дауна и прочими.
  2. II форма — умственная отсталость ребенка, вызванная во внутриутробном периоде его развития инфекционными и паразитарными болезнями матери.

    Например, рубеолярная олигофрения, возникающая при перенесенной матерью во время беременности краснухой.

  3. III форма — олигофрения, спровоцированная родовыми травмами, кислородным голоданием, а также болезнями ребенка до достижения им трехлетнего возраста — менингитом, энцефалитом, а также нанесенной черепно-мозговой травмой.
  4. IV форма — заболевание, вызванное прогрессированием какого-либо врожденного заболевания ребенка — например, дефектного развития головного мозга.

Стадии и степени развития

Существует следующие стадии и степени умственной отсталости:

Олигофрения в степени дебильности (Легкая степень олигофрении):

  1. Легкая дебильность — при ней ребенок может обучаться со сверстниками в общеобразовательных школах лишь формально, а также справляться с материалом, преподаваемым во вспомогательных школах, достаточно успешно адаптироваться в социуме. Человек может освоить достаточный для выполнения простого труда объем знаний.
  2. Умеренная дебильность. При ней больной может усвоить программу обучения на уровне 8 классов во вспомогательной школе, а также приобрести навыки, необходимые для осуществления простой трудовой деятельности.

    Адекватно ведет себя в обычном быту, однако при нестандартных ситуациях теряется.

  3. Выраженная дебильность. Характеризуется выраженным недостатком развития интеллекта, человек может освоить начальные классы вспомогательной школы. Выполнение даже простой работы по дому может проходить только под присмотром. Часто наблюдаются дефекты речи, эмоции не выражены, человек социально дезадаптирован.

Олигофрения в степени имбецильности (Умеренная степень олигофрении):

  1. Нерезко выраженная имбецильность. Интеллект менее развит, чем при дебильности. Человек неспособен выполнять бытовые задачи простого уровня, нуждается в постоянном надзоре, может адаптироваться только к привычным условиям. Словарный запас ограничен несколькими десятками слов. Человек с трудом поддерживает личную гигиену, не способен полностью себя обслужить.
  2. Резко выраженная имбецильность. Характеризуется глубоко выраженным снижением интеллекта. Человек не способен к обучению в спецшколе, его интересы ограничиваются физиологическими потребностями, самообслуживание возможно лишь частично. Больным не всегда контролируется работа тазовых органов, также бывает нарушена моторика.

Олигофрения в стадии идиотии (Тяжелая степень олигофрении). У человека наблюдается полное отсутствие интеллектуального и речевого развития, полностью отсутствуют навыки самообслуживания.

Больной требует постоянного ухода за собой, не контролирует элементарные физиологические функции организма. Тело диспластично, моторные навыки сильно нарушены, эмоции простые полярные.

Также данные стадии олигофрении соответствуют следующим четырем степеням по функциональным нарушениям организма:

  • I степень. Включает в себя умственную отсталость в стадии легкой дебильности;
  • II степень. Соответствует умеренной стадии дебильности, а также осложненному типу легкой дебильности с эпилептическими припадками;
  • III степень. Умеренная дебильность осложненного типа с эпилептическими припадками и нарушениями в поведении — человек бродяжничает, его влечения расторможены. Также к данной степени относятся выраженная дебильность и не резко выраженная имбецильность;
  • IV степень. Соответствует олигофрении в стадии идиотии.

Симптомы и признаки у детей и взрослых

Олигофренический патопсихологический синдром характеризуется неспособностью обучаться, формировать понятия и абстрагироваться, а также примитивностью мышления.

Олигофренический симптомокомплекс выражен нарушением характеристик когнитивной сферы:

  1. Восприятие больного сужено. Человеку требуется достаточно много времени, чтобы узнать знакомое изображение. При выраженной дебильности больной с трудом различает цвета, может путать похожие друг на друга предметы на изображении. Также нарушено целостное восприятие зрительных объектов — на картинке опознаются лишь некоторые предметы, перечисляются только ли отдельные детали, тогда как содержание картики в целом не рассматривается.
  2. Память. Изучение нового материала сопряжено со значительными сложностями.

    Больной крайне тяжело запоминает новые полученные знания, медленно их осваивает на практике. Материал требует многократного повторения для запоминания.

    Не связанные между собой слова запоминаются очень долго, после чего быстро забываются и не могут быть воспроизведены. Больной плохо запоминает логические связи между объектами.

  3. Структура мышления характеризуется затруднениями в обобщении явлений, мысленные процессы протекают в замедленной форме, мотивация слабо выражена, абстрагирование от ситуации затруднено. Больной с трудом выявляет закономерности. Определение отличий предметов друг от друга также производится с трудом ввиду невозможности выявления их основных свойств и признаков.
  4. Анализ абстрактных понятий невозможен, так как больной не может выявить их основную суть, обращая внимание на второстепенных или же случайных их признаках.

    Способность к классификации сильно затруднена или отсутствует, потому как больной не может сгруппировать объекты по основным признакам.

    Речь олигофрена бедна, словарный запас, как активный, так и пассивный, уменьшается с повышением степени олигофрении. Слова могут быть употреблены в несоответствующем им значении или произносятся с искажениями.

    В лексиконе больше слов, являющихся названиями предметов, а не характеризующих какое-либо понятие. У больного могут присутствовать дефекты речи. Письменная речь может не сформироваться.

  5. Воображение дефектное, фантазия плохо развита. События из собственной жизни передаются с трудом, также больному тяжело составить из предложенных слов какое-либо предложение либо рассказ.
  6. Эмоциональная сфера больного скудная. Высшие чувства отсутствуют, наблюдаются лишь элементарные чувства удовлетворения естественных потребностей. Собственные эмоции осознаются редко. Больной может как переоценивать свои возможности, так и сознавать свою неполноценность и переживать обиду по причине отрицательного отношения к себе окружающих людей.
  7. Мотивация слабо выражена. Больные легко внушаемы, тогда как собственная волевая активность низкая.
  8. Внешний облик характеризуется слабым выражением эмоций. Часто наблюдается нарушение двигательных функций.

Перечисленные симптомы имеют место независимо от того, какая причина вызвала олигофренический синдром.

Диагностика

  • Формы заболевания, вызванные генетической предрасположенностью, в настоящее время могут диагностироваться еще при внутриутробном развитии ребенка.
  • При этом возможно искусственное прерывание беременности при обнаружении у плода олигофрении.
  • У ребенка на первом году жизни олигофрения диагностируется путем обнаружения комплекса соответствующих симптомов — например, ребенок не может держать голову до годовалого возраста, фиксировать взгляд на каком-либо одном предмете, а также определить направление исходящего звука, отсутствует улыбка и гуление в ответ на произносимую речь.

На втором году жизни умственная отсталость диагностируется по отсутствию попыток имитировать поведение взрослых, неразвитости моторики. Также ребенок не способен понять речь, с которой к нему обращаются.

На данном раннем этапе возможна диагностика тяжелых форм умственной отсталости.

У ребенка дошкольного возраста более легкие формы олигофрении проявляются в слабом развитии речи, низком словарном запасе для соответствующего возраста. Ребенок не может обслуживать себя, эмоционально беден.

Лечение, коррекция, адаптация

  1. Лечение умственной отсталости возможно в том случае, если ее причиной выступает нарушенный обмен веществ.
  2. В этом случае ребенку даются соответствующие препараты, а успех лечения зависит от того, насколько организм их усваивает.
  3. В остальных случаях можно лишь улучшать состояние больного ноотропными препаратами, средствами, улучшающими мозговое кровообращение, витаминными комплексами.
  4. Также разработана программа реабилитации для умственно отсталых детей.
  5. При этом в случае диагноза олигофрении легкой и средней тяжести их обучение происходит в специальных детских садах и школах-интернатах, в штат которых введена такая профессия, как олигофрен педагог — специалист по воспитанию и обучению умственно отсталых детей.

В данных заведениях детям прививаются необходимые навыки и знания в соответствии со степенью тяжести заболевания. Одновременно дети получают профессиональное образование. После окончания образовательного учреждения овладевшие необходимыми навыками люди могут трудоустроиться.

При всех формах диагностированной олигофрении больному назначается денежное пособие.

Источник: https://lugovskayashkola.ru/filosofiya/oligofreniya-v-stepeni-debilnosti-idiotii-i-imbetsilnosti.html

Олигофрения

Олигофрения в степени имбецильности

Олигофрения – это синдром врождённого психического дефекта, выражающегося в умственной отсталости по причине патологии головного мозга.

Олигофрения проявляется прежде всего в отношении разума, речи, эмоций, воли, моторики. Впервые термин олигофрения был предложен Эмилем Крепелином. Для олигофрении свойственен интеллект физически взрослого человека не достигший в своём развитии нормального уровня.

Характеристика олигофрении

Заболевание относят к обширной группе болезней, связанных с нарушением в развитии. Олигофрению считают аномалией недоразвития психики, личности, а также всего организма больного.

Показатель олигофрении в индустриально развитых странах достигает до 1 % от всего населения, из этого процента 85 % с легкой умственной отсталостью. Соотношение заболевших мужчин к женщинам составляет 2:1.

Более точная оценка распространения заболевания затрудняется по причине различных диагностических подходов, а также зависит от степени терпимости социума к психическим аномалиям и степени доступности оказания медицинской помощи.

Олигофрения не является прогрессирующим процессом, однако развивается как следствие перенесённой болезни. Саму степень умственной отсталости оценивают количественно интеллектуальным коэффициентом после применения стандартных психологических тестов. Редко олигофрена считают индивидом, неспособным к социальной независимой адаптации.

Классификация

Существует несколько классификаций олигофрении. Традиционно заболевание классифицируется по степени выраженности, однако существует классификация по М.С.Певзнер, а также альтернативная классификация.

Традиционная по степени выраженности подразделяется на следующие: дебильность (слабо выраженная), имбецильность (средне выраженная), идиотия (сильно выраженная).

Классификация по МКБ-10 содержит 4 степени тяжести: легкая, умеренная, тяжелая, глубокая.

Классификация олигофрении по М.С.Певзнер

Результаты работ М. С. Певзнер позволили понять, какова структура дефекта при олигофрении, на которую приходится 75 % от всех видов детских аномалий, и создать классификацию, учитывая этиопатогенез, а также своеобразие аномального развития.

В 1959 году М. С. Певзнер предложила классификацию – типологию состояний, в которой отметила три формы дефекта:

– олигофрения неосложненная;

– осложненная нарушениями нейродинамики, которые проявляются в трех вариантах дефекта: в превалировании возбуждения над торможением; в выраженной слабости основных нервных процессов; в превалировании торможения над возбуждением;

– дети-олигофрены с явной недостаточностью лобных долей.

С 1973 по 1979 года М.С.Певзнер усовершенствует свою классификацию. Она выделяет пять основных форм:

– неосложненная;

– осложненная нарушениями нейродинамики (тормозные и возбудимые);

– олигофрения в комплексе с нарушениями различных анализаторов;

– умственная отсталость с психопатоподобными формами в поведении;

– олигофрения с явной лобной недостаточностью.

Диагностика олигофрении

Выделяют диагностические критерии по МКБ-10, для которых характерны следующие проявления:

А. Умственная отсталость, проявляющаяся в состоянии задержанного, а также неполного развития психики, для которого характерно нарушение способностей, не развивающихся в период созревания и не дотягивающих до общего уровня интеллекта, включающих речевые, когнитивные, моторные, а также специальные способности.

В. Умственная отсталость, развивающаяся в комплексе с любыми другими психическими, а также соматическими расстройствами или возникающая самостоятельно.

С. Нарушенное адаптивное поведение, однако при благоприятных социальных условиях, когда обеспечивается поддержка, все эти нарушения при лёгкой степени умственной отсталости вовсе не имеют явного течения.

D. Измерение IQ осуществляется с учётом непосредственно кросс-культуральных особенностей.

E. Определение выраженности поведенческих нарушений при условии, если нет сопутствующих (психических) расстройств.

Классификация по Е. И. Богдановой

1 – снижение интеллекта

2 – общее системное недоразвитие речи

3 – нарушение внимания (трудность распределения, неустойчивость, переключаемость)

4 – нарушение восприятия (фрагментарность, замедленность, снижение объёма восприятия)

5 – некритичность мышления, конкретность

6 – малопродуктивность памяти

7 – недоразвитие познавательных интересов

8 – нарушения в эмоционально-волевой сфере (неустойчивость эмоций, малодифференцированность, их неадекватность)

Трудности в диагностике олигофрении возникают при необходимости отграничений от рано начавшихся проявлений шизофрении. Больные шизофренией, в отличие от олигофренов, имеют частичную задержку в развитии, поэтому в клинической картине фиксируются проявления, свойственные эндогенному процессу – аутизм, кататонические симптомы, патологическое фантазирование.

Степени олигофрении

Одна и та же причина может вызвать у людей различную степень олигофрении. В настоящее время по МКБ-10 отмечают 4 степени олигофрении.

Глубокая – идиотия. IQ < 20

Тяжёлая – имбецильность, тяжёлая умственная. IQ 20—34.

Умеренная – имбецильность. IQ 35—49.

Лёгкая – дебильность. IQ 50—69.

Формы олигофрении

Выделяют формы олигофрении по признаку этиологии.

Первая группа олигофрений, вызывается наследственными факторами, и включает истинную микроцефалию, синдром Крузона, синдром Апера, синдром Рада, фенилкетонурия, гаргоилизм, галактоземия, синдром Марфана, синдром Шерешевского – Тернера, болезнь Барде -Бидля, Лоуренса – Муна, болезнь Дауна, синдром Клайнфелтера.

Вторая группа олигофрений, вызывается внутриутробным поражением плода, вирусными инфекциями (краснуха беременных), врожденным сифилисом, токсоплазмозом, листериозом, а также токсическими факторами и гормональными нарушениями.

Третья группа олигофрений, вызывается факторами в период развития плода (конфликт по резус-фактору), послеродового периода (асфиксия плода, родовая травма), а также первых 3 лет жизни (перенесенные инфекции, черепно-мозговые травмы, недоразвитие систем головного мозга, врожденная гидроцефалия).

К отдельным формам олигофрении относятся истинная (первичная), а также ложная (вторичная).

Олигофрения у детей

Соматически дети относятся к практически здоровым, однако для олигофрении характерно стойкое недоразвитие психики.

Олигофрения у детей проявляется в познавательной, в эмоционально-волевой сфере, а также глубоком своеобразии. Детская олигофрения позволяет больным развиваться, однако существенно атипично, замедленно, зачастую с резкими отклонениями.

Олигофрения у детей после формирования речи встречается редко, однако её одной из разновидностей выступает деменция – слабоумие. При деменции, интеллектуальный дефект у детей необратим, поскольку идет прогрессирование заболевания, приводящее к распаду психики.

Исключения представляют те случаи, при которых у ребёнка имеется умственная отсталость, протекающая с психическим заболеванием (шизофренией, эпилепсией), усугубляющим основной дефект. Прогноз развития таких детей зачастую неблагоприятный.

Отечественная дефектология, олигофренов разделяет на такие группы: дебилы, имбецилы, идиоты.

Олигофрения в стадии дебильности характеризуется легкой степенью умственной отсталости. Эти дети представляют основной контингент для спецсадов и спецшкол для умственно отсталых учащихся.

Олигофрения в стадии имбецильности и идиотии проявляется в средней или глубоко выраженной отсталости. Такие дети живут в семьях или в интернатных учреждениях соцзащиты, где пребывают пожизненно.

Малыши-олигофрены с поражениями головного мозга растут нервными, ослабленными, раздражительными. Большинство из них страдают от энурезов. Для них свойственна инертность нервных процессов, а также нежелание общаться с окружающим миром.

Зачастую потребность общения у ребёнка дошкольника и не возникает вовсе, поэтому дети не способны общаться с ровесниками.

Признаки олигофрении у детей

Детская олигофрения проявляется в неумении действовать по образцу, по словесной инструкции, по подражанию, поскольку спонтанность усвоения общественного опыта резко снижена. Наличие ситуативного понимания речи наблюдается до поступления в школу. Больному ребенку требуется больше вариативных повторений, чем обычным детям.

Признаки олигофрении у детей отмечаются в недоразвитии видов деятельности – игры, конструирования, рисования, элементарного бытового труда. Детская олигофрения проявляется в недостаточном интересе ко всему окружающему. Малыши до года не тянутся к игрушкам, не стремятся ими манипулировать. Только достигая возраста 3-х – 4-х лет, умственно отсталые детишки проявляют интерес к игрушкам.

Дети-олигофрены, не посещающие специальные учреждения и не имеющие контактов со специалистами-дефектологами, имеют до конца дошкольного периода графическую деятельность на уровне кратковременного, бесцельного, хаотического чиркания.

Характеристика олигофрении у детей включает отставания в сенсорном развитии, отставания в произвольном внимании –  невозможности длительно концентрировать внимание, а также одновременно осуществлять разные виды деятельности.

Действия детей являются хаотическими, а восприятие характеризуется недифференцированностью, а также узостью. Все умственно отсталые дети, имеющие речевые отклонения, поддаются коррекции. Речевой слух развивается у детей с отклонениями и опозданиями.

По этой причине отсутствует или очень поздно появляется лепет.

Признаки олигофрении у детей проявляются в задержке становления речи, а у некоторых детей отсутствует речь и к 5-ти годам. Огромные трудности вызывают решения задач, от которых требуется наглядно-образное мышление. Память таких детей отмечается малым объёмом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного, а также наглядного материала.

У детей-олигофренов превалирует непроизвольное запоминание, для которого характерно запоминание чего-то необычного, яркого, привлекающего, а произвольное запоминание сформируется у детей в конце дошкольного или в начале школьного периода.

Признаки олигофрении у детей проявляются в слабости развития волевых процессов, в безынициативности, несамостоятельности, импульсивности, в трудностях противостоять воле другого человека.

Для таких детей свойственна недостаточная дифференцированность, ограниченность диапазона переживаний, эмоциональная незрелость, нестабильность чувств, крайний характер проявлений огорчения, радости, веселья.

Лечение олигофрении у детей

Разделение детей по степени отсталости и определение их в интернаты, специальные школы зачастую не имеет положительного результата. При условии если ребёнок живет дома, то домашняя атмосфера способствует к освоению разных навыков, поскольку он пытается играть со сверстниками, общаться, учиться. Помощь родных помогает малышам в развитии, а также адаптации в обществе.

Как показывает практика, даже очень тяжёлые дети после правильного обучения, желают общения и активности. Больные дети с интересом следят за детьми, а также за взрослыми и со временем начинают интересоваться игрушками. Через доступные игры идет взаимодействие с педагогом, далее следует обучение навыкам (пить из чашки, есть ложкой, одеваться).

Особенности межличностных взаимоотношений состоят в том, что ребенок пребывает в зависимости от коммуникативной помощи, а также поддержки. Ребенок испытывает трудности в осознании того, что его вокруг окружает, а люди часто затрудняются понять его.

Поскольку он выступает слабым партнёром по общению, то вероятно отдаление от любого контакта, или проявление коммуникативного негативизма – аутоагрессии, возникновения страха, беспокойства, агрессии.

Лечение олигофрении у детей включает следующие педагогические моменты: принятие олигофрена на равных условиях, как собеседника; создание доверительного общения, соблюдение взаимного сближения.

Отсутствие детской активности, общая слабость, отставание в развитии способны привести к чрезмерной заботе со стороны родителей, тем самым мешать самостоятельному становлению.

Кроме семьи очень важно вхождение в группу сверстников: детсадовскую группу, небольшую игровую группу, или школьный класс с обязательной воспитательной поддержкой. Овладение социальными навыками олигофренами в существенной мере зависит от воспитания.

Отличия в овладении навыками тянутся от беспомощности до независимости, а также свободы в общении; от агрессивного состояния до проявления доверия и любви.

Лечение олигофрении

Данное заболевание предполагает специфическую терапию, которая зависит от причины олигофрении. При врожденном сифилисе, токсоплазмозе лечение направлено на устранение симптоматики этих заболеваний.

При нарушении метаболизма (фенилкетонурия) рекомендуют диетотерапию, а при эндокринопатии, микседеме назначают гормональное лечение.

Лекарственные препараты (Феназепам, Неулептил, Сонапакс) назначают для подавления извращённых влечений и коррекции аффективной лабильности. В качестве компенсации большое значение оказывают лечебно-воспитательные мероприятия, а также профессиональное приспособление и трудовое обучение.

Для успешной реабилитации, а также социальной адаптации олигофренов имеют не последнюю роль школы-интернаты, вспомогательные школы, специализированные ПТУ.

Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник: https://psihomed.com/oligofreniya/

Степени и формы олигофрении

Олигофрения в степени имбецильности

Распространенность олигофрении в разных стра­нах равняется 0,7 — 3%. Из них: идиотия— 4 — 5%, имбецильность— 18—19%, дебильность— 76 — 78%.

1. Идиотия— наиболее тяжелая степень умственной отсталости. Коэффициент интеллекта — 0 — 35 баллов.

Диагностика возможна уже на первом году жизни. Речь и мышление полностью не развиты. Дети не владеют даже элементарными навыками самообслуживания, их не удается приучить к элементарной опрятности. Могут не различать вкусовых качеств и поэтому сосут и жуют несъедобные предметы.

Движения плохо координируются, поэтому с трудом овладевают ходьбой или ведут лежачий образ жизни; преобладают бесцельные двигательные стереотипии, например раскачивания. Недоступна осмыслению даже игровая деятельность.

Эмоции отражают удовлетворение или неудовлетворение органических потребностей, выражаясь нечленораздельными криками, визгами и хаотичным возбуждением. Прогресс в интеллектуальном развитии невозможен. Осмысление окружающего и собственной личности отсутствует или смутно.

Дети-идиоты обучению в условиях школы не подлежат. При меньшей тяжести идиотии дети могут ходить, обслуживать себя, говорить.

Дети-идиоты нуждаются в постоянной помощи и надзоре. Содержатся в учреждениях Министерства социальной защиты, по достижении 18 лет переводятся в интернаты для психохроников. Активность ограничивается инстинктивными действиями.

Однако дети с тяжелой умственной отсталостью, так же как и ос­тальные, способны развиваться.

Они могут научиться частично обслуживать себя, овладеть навыками общения (речевым или безречевыми), расширять свои пред­ставления об окружающем мире.

2. Имбецильность— средняя по глубине степень умственной отсталости. Коэффициент интеллекта — 35 — 49 баллов.

При этой форме поражены как кора больших полушарий головного мозга, так и нижележащие образования. Это нарушение выявляется в ранние периоды развития ребенка. В младенческом возрасте такие дети начинают позже держать голову (к 4 —6 месяцам и позже), самостоятельно переворачиваться, сидеть. Овладевают ходьбой после трех лет.

У них практически отсутствуют гуление, лепет, не формируется комплекс оживления. При умеренной имбецильности дети могут произносить короткие, простые фразы, понимают несложную по смыслу речь. Запас знаний крайне ограничен, дети не способны к самостоятельному понятийному мышлению. Имеющиеся понятия носят конкретный бытовой характер, диапазон которых очень узок.

Мышление осуществляется в представлениях.

https://www.youtube.com/watch?v=R4hA-KVTXxk

При правильном воспитании удается привить эле­ментарные навыки несложного труда и самообслуживания (мыть посуду, подметать пол и т. п.). Могут выполнять простую физическую работу при постоянном контроле и понуждении (чувство долга и ответственности не развито).

Способность самостоятельно ориентироваться в жизни ограничена, имбецилы нуждаются в постоянной опеке.

Обладают определенными возможностями в овладении речью, но наличие грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики, эмоционально-волевой сферы делает этих детей практически необучаемыми даже во вспомогательной школе. Словарный запас может достигать нескольких сотен слов.

При этом речь носит подражательный характер, ее содержание не осмысливается, самостоятельный рассказ отсутствует. Накапливаемый запас сведений является непрочным, неосмысленным. Дети-имбецилы могут овладеть элементами письма, чтения, счета в пределах 20, но абстрактный счет остается недоступным.

Являются недееспособными. До достижения 18 лет так же, как и идиоты, находятся в специальных детских домах для глубоко умственно отсталых. В последние годы установлено, что часть детей-имбецилов способна овладевать определенными знаниями, умениями и навыками в объеме специально разработанной для них программы.

Будучи взрослыми, они способны брать на дом работу, не требующую квалифицированного труда (склеивание коробок, конвертов). Практика показала, что лица с умеренной степенью умственной отсталости прекрасно справляются с сельскохозяйственным трудом, который доставляет им радость, давая возможность самореализоваться.

Эмоциональная жизнь: испытывают привязанность к близким, у них развито чувство стыда, обидчивость, злопамятность, они способны реагировать на похвалу и порицание.

3. Дебильность— легкая степень умственной отсталости. Коэффициент интеллекта — от 50 до 70 баллов. После 5 лет в достаточной степени овладевают речью. Большинство достигает полной независимости в уходе за собой. Овладевают несложной профессией и впоследствии ведут самостоятельную жизнь.

За 9 лет обучения во вспомогательной школе усваивают материал, приблизительно соответствующий программе начальной общеобразовательной школы (умение читать, писать, простой счет). Соматические нарушения, общая физическая ослабленность, нарушения моторики, особенности эмоционально-волевой сферы и т. п.

ограничивают круг их профессионально-трудовой деятельности. В зрелом возрасте многие работают на несложных работах, вступают в брак. Эти люди дееспособны, поэтому общество признает их способными отвечать за свои поступки перед законом, нести воинскую повинность, наследовать имущество, участвовать в выборах и т. д.

Характерны конкретность, шаблонность, стереотипность мышления и поведения, неумение выделять существенные признаки, слабость критики своих поступков.

Способность с 16 — 18 лет систематически работать на производстве служит критерием удовлетворительной социальной адаптации. Работа в коллективе, получение заработка служат для дебилов доказательством успешности их труда и стимулом для дальнейших усилий, позволяют им чувствовать себя такими, «как все».

В условиях чрезмерной опеки со стороны родителей, когда ребенку не прививаются навыки самообслуживания и труда, потенциальные возможности социальной адаптации ребенка в должной мере не используются.

Преодолению жизненной неопытности дебильного ребенка способствует воспитание родителями у него способности принимать самостоятельные решения.

Степень социальной адаптации определяется характером поведения: она снижается в случаях повышенной возбудимости, агрессивности.

Высокая внушаемость, неспособность оценить отношения между людьми делает их нередко жертвой злонамеренных элементов, вовлекающих их в преступные действия.

Низкий уровень моральных задержек ведет к расторможенности сексуальных влечений, а у женщин — к частым внебрачным связям и беременностям. Отмечается также склонность к злоупотреблению психоактивными веществами, бродяжничеству.

Классификация клинических форм олигофрении (по М.С. Певзнер):

1. Основная форма. Характеризуется диффузным, но относительно поверхностным поражением коры больших полушарий головного мозга при сохранности подкорковых структур и ликвообращения. Не нарушены грубо деятельность анализаторов, эмоционально-волевая сфера, двигательная сфера, речь. Характерно недоразвитие всей познавательной деятельности.

Дети с основной формой олигофрении часто не осознают поставленной перед ними задачи и заменяют ее решение другими видами деятельности. Они не понимают основного смысла сюжетной картины, не могут установить систему связей в серии последовательных картинок или понять рассказ со скрытым смыслом.

Им свойствен низкий уровень абстрактного мышления, инертность и тугоподвижность мышления, что является основным симптомом.

2. Олигофрения с выраженными нейродинамическими нарушениями.

Этот диагноз относится к быстро возбудимым, расторможенным, недисциплинированным детям с резко сниженной работоспособностью или к детям крайне вялым и заторможенным.

Причиной подобных состояний является нарушение равновесия между нервными процессами. Трудности в школьном обучении этих детей связаны с плохой фиксацией на задании.

3.Олигофрения в сочетании с нарушенной речью. Характерно сочетание диффузного поражения всей коры с более глубоким поражением в области речевых зон левого полушария.

Выражена апраксия губ и языка; в дальнейшем страдает и сенсорная сторона речи. Дети не различают фонемы, не могут выделить отдельные звуки из плавной речи, поскольку стойко нарушено фонематическое восприятие.

Нарушен звуко-буквенный анализ, что затрудняет овладение грамотой.

4. Олигофрения с нарушением пространственного восприятия. Диффузное поражение коры больших полушарий головного мозга сочетается с локальным поражением в теменно-затылочной области левого полушария. Нарушение пространственного восприятия затрудняет процесс овладения представлением о числе; трудности возникают даже при освоении про­стейших счетных операций.

5. Олигофрения с недоразвитием личности в целом.У детей резко изменена вся система потребностей и мотивов, имеются патологические наклонности. Диффузное поражение коры больших полушарий головного мозга сочетается с преимущественным недоразвитием лобных долей.

Характерно грубое нарушение моторики: движения неуклюжи, неловки, дети не могут себя обслужить. Резко изменена походка (апраксия ходьбы). Движения плохо автоматизированы; дети могут выполнять движения спонтанно, но не могут выполнять их по инструкции.

Изменения в поведении выражаются в некритичности, неадекватном оценивании ситуации, в отсутствии застенчивости, обидчивости, а также стойких мотивов. Сохранены моторная и сенсорная стороны речи, но значительно нарушена регулирующая ее функция.

Детям свойственна склонность к подражанию речи взрослых в форме резонерства.

6. Сочетание общего интеллектуального недоразвития с выраженными психопатическими формами поведения. Это грубые, недисциплинированные дети с патологическими влечениями. Они не умеют регулировать свое поведение общепринятыми морально-этическими нормами. Диффузное поражение коры головного мозга сочетается у них с наличием подкорковых очагов, что подтверждает ЭЭГ.

Отмечены и более резкие формы олигофрении: олигофрения, осложненная гидроцефалией, олигофрения при врожденном сифилисе, олигофрения при фенилкетонурии.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_176465_stepeni-i-formi-oligofrenii.html

ВашПсихолог
Добавить комментарий