Органический аутизм у детей

Органический аутизм. Симптомы дефицитарного аутизма

Органический аутизм у детей

Под органическим аутизмом большей частью понимается синдром Каннера, реже — последствия пре- и раннего постнатального повреждения мозга с симптомами аутизма. Некоторые авторы считают возможным говорить об эпилептическом аутизме, имея при этом в виду синдром Леннокса-Гасто.

Различают, наконец, психогенный аутизм или парааутизм, связывая его развитие с сепарацией детей. Считается, что первые прочные привязанности младенцев к значимым взрослым формируются в возрасте между 7 и 9 месяцами жизни.

Необходимым условием развития привязанности является, как полагают, теплое, заботливое и понимающее отношение к ребенку его матери, а не факт кормления грудью, как думают психоаналитики. Существует теория, согласно которой на основе ранних привязанностей дети формируют «внутриоперационные модели», т. е.

когнитивные репрезентации себя и других (Боулби, 1985, 1988). Например, это может быть негативная модель собственного Я, сочетающаяся с негативными моделями окружающих.

Такой ребенок будет испытывать страхи, станет сопротивляться влияниям извне и предпочитать избегающее поведение, что, собственно, и расценивается как приобретенный аутизм.

Нам кажется наиболее интересным здесь то, что неадекватная и складывающаяся в столь раннем возрасте модель самовосприятия является причиной отторжения внешних влияний, а тем самым замедленного и искаженного формирования структур Я пациента. Л.А.

Булахова (1982) описывает особый вариант дизонтогенеза детей, проявляющийся с первых месяцев жизни такими признаками, как ускоренное интеллектуальное и речевое развитие, высокие абстрактные возможности, а также недостаточное развитие моторики и эмоционально-волевых качеств.

В свою очередь это затрудняет адаптацию детей к существованию в обычной социальной среде. Автор высказывает мнение о том, что это расстройство отличается от синдромов Каннера, Аспергера, а также от олигофрении «с частичной одаренностью».

Узнайте, как лечат аутизм

Чаще аутизм встречается в более позднем возрасте, развиваясь в связи с расстройствами личности и болезненными процессами, включая шизофрению. Его проявления более дифференцированы и разнообразны, нежели в детстве.

Представляется возможным с достаточной четкостью разграничить как дефицитарные, так и продуктивные симптомы аутизма, которые в абсолютном большинстве случаев не только не исключают друг друга, но и обычно в разной пропорции бывают представлены одновременно.

И те и другие симптомы большей частью бывают таковы, что плавно переходят друг в друга так, что провести разграничительные линии между ними довольно трудно. Попытаемся тем не менее описать их по возможности детально исходя из предположения, что дефицитарные симптомы связаны с деперсонализацией, а продуктивные симптомы — с апперсонализацией.

Симптомами дефицитарного аутизма являются:

1. Интровертированность, или самопогруженность. Описывается самими пациентами и окружающими их людьми как «уход в себя», «задумчивость, рассеянность, замкнутость на себе», «неразговорчивость, отгороженность». Это обычные, хотя и достаточно расплывчатые характеристики. Сам К.

Юнг, автор термина и типичный интроверт, указывает, что интроверт погружен в мир своих мыслей, чувств и опытов, он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удаляться от объектов, его интерес сосредоточен на себе. К.

Юнг не употребляет термин «аутизм», для него оба эти понятия являются, видимо, равнозначными.

К.Ясперс, в свою очередь, не принимает термин К.Юнга и сам не дает определения интроверсии, отождествляя ее с шизотипическим темпераментом Э.Кречмера. Психологи, похоже, вообще термин «интроверсия» предпочитают «аутизму», поскольку последний обычно используется в психопатологии в совершенно определенном значении.

Думается все же, что интроверсия есть лишь один из аспектов аутизма. Классическая интроверсия состоит, во-первых, в том, что события внутреннего мира вызывают у индивида повышенный интерес и могут иметь для него большее значение, нежели внешние впечатления. К.

Юнг, например, много внимания уделял изучению всего того, что он  считал проявлением своего бессознательного.

Интроверты, во-вторых, нередко имеют смутное представление о том, что есть окружающая их живая, изменчивая и противоречивая действительность. Последняя в силу особенностей самовосприятия оттесняется как бы на периферию сознания и потому включается индивидами в собственное Я лишь в виде безжизненных, как бы обескровленных   и весьма отдаленных от реальности схем или формул.

Например, поступки какого-то конкретного человека важны для интровертов только в той мере, в какой тот следует неким законам, нормам, инструкциям, в первую очередь таким, какими их представляют себе сами интроверты. Нечто реальное может иметь значение для интровертов не более чем какая-то клеточка в табели о рангах или таблице, где упорядочены их умозрительные представления о происходящем.

Для интровертов, например, преступник есть нечто однобокое, лишь нарушитель уголовного кодекса и объект адекватного наказания, но не индивидуум, продукт сложного переплетения различных обстоятельств, которого прежде всего нужно понять, а уж потом оценивать в юридическом или каком-то ином контексте. Ф.

Ницше, напротив, всех преступивших закон считает прообразом сверхчеловека. На эту однобокую особенность ума интровертов указывает Г.Гегель, говоря о псевдоабстракции.

Точно так же,  по мнению интровертов, женщина с косметикой на лице и с сигаретой — это образец эмансипации либо заведомо деклассированное существо, а невзрачно одетый человек — подлинно свободная личность или обитатель социального дна. Иначе говоря, оценки интроверта могут быть и чаще всего являются полярными.

Богатство одним интровертам надо безжалостно искоренять, так как оно, по их представлениям, есть абсолютное зло. Другим интровертам богатство нужно всемерно поощрять, ибо, думают они, оно есть абсолютное добро.

Альтернативное мышление по формуле «или-или, третьего не дано» — третья типичная особенность интроверта.

Он как бы предписывает реальности собственные представления о ней, а не свои представления меняет в соответствии с ней.

Он в этом смысле идеалист, часто очень предвзят, нередко не в меру консервативен, даже ригиден, как, впрочем, все искренние и самоотверженные сторонники какой-то «идеи».

Интровертированные индивиды тем самым лишены вкуса конкретности, простые и реальные вещи не находят адекватного эмоционального отклика в их душе. Им важно не столько то, что происходит в жизни, а то, насколько это соответствует их весьма предвзятым ожиданиям. Таким образом, внутренняя мотивация поведения — это четвертая особенность личности интроверта.

Смена экстраверсии интроверсией, что нередко случается в связи с заболеванием, в части случаев детерминирована, вероятно, падением интереса к внешним событиям в силу отчуждения мысленных образов внешних впечатлений.

Может быть, именно поэтому пациентам оказываются ближе события внутренней жизни и они в первую очередь занимают их внимание.

Больная, например, несколько лет методично ведет дневник самонаблюдения, регулярно записывает в него и все свои сновидения: ей они кажутся особенно интересными, их содержание она как бы накладывает на действительность, иногда понимает происходящее в каком-то сновидном смысле.

Она, похоже, делает это именно потому, что реальность, точнее, представления о ней как бы отдалились от нее, потеряли былую привлекательность и прежнее значение.

Однако внутренние события могут привлекать пристальное внимание не только в относительном, но и в абсолютном смысле, то есть в силу возрастания яркости образов самовосприятия.

В этом случае именно последние будут казаться пациентам более значительными, важными, аффективно насыщенными.

Другими словами, существуют как бы два внешне одинаковых, но в сущности очень разных варианта интроверсии: один обусловлен деперсонализацией, другой — апперсонализацией. Болезненная степень интроверсии характеризуется помимо прочего и признаками патологической рефлексии.

Айзенк считает, что интровертами являются меланхолики и флегматики, а экстравертами — холерики и сангвиники. К.

Леонгард возражает Айзенку, указывая, что для экстраверта определяющее значение имеет мир ощущений, для интроверта — мир представлений, так что экстраверт мотивирован в своем поведении преимущественно внешними впечатлениями, а интроверт — внутренними.

2. Нарастающая самоизоляция. Наиболее заметна в отношении эмоционально значимых людей: близких родственников, друзей, коллег, соседей. Пациенты рассказывают об этом следующим образом:

«Одному мне легче, спокойнее… Мне стало все равно, что люди хотят для себя или хотят от меня… Мне кажется, что людей занимает что-то пустое, незначительное, глупое, какие-то пустяки, мелочи.

Мне лучше работать или что-нибудь делать одному, когда никто не стоит над душой, присутствие кого-то мне сильно мешает… Я давно не хожу в гости, никого не приглашаю к себе, в компаниях мне скучно и как бы некуда себя девать.

А если дома есть кто-нибудь из родственников и знакомых, я только  и жду, чтобы гости поскорее разошлись… Люди мне надоедают, докучают, раздражают меня, я устаю от них.

Общаюсь с ними по необходимости, без всякого желания и удовольствия, отвечаю на их вопросы только «да» и «нет», не распространяюсь, не хочу, чтобы они приставали ко мне… Один я отдыхаю от людей. Я предпочитаю книги, телевизор, природу, мне даже с животными интереснее, чем с людьми…

Люди мешают мне, я уклоняюсь от общения с ними, мне лучше бы жить где-нибудь в лесу или на необитаемом острове… Я редко хочу кого-то видеть или с кем-то говорить, мне это совершенно неинтересно, мне чуждо все, что кого-то радует, тревожит или заботит, у меня своя, пусть непонятная другим жизнь…

С детства сверстники, особенно девочки, издевались надо мной. Меня это сильно задевало, но ответить тем же, постоять за себя я не мог. Даже представляя себе, как я это делаю, я сильно боялся ответной агрессии. Я ни к кому и ни к чему сильно не привязан, внешне интересуюсь многим и радуюсь многому, но в любой момент, мне кажется, могу все забросить.

Внутри себя я постоянно ощущаю абсолютную пустоту, у меня нет ни цели, ни смысла, ничего, ради чего стоило бы жить.

Только один раз в школьные годы мне нравилась одна девочка, она была жизнерадостная и веселая, полная мне противоположность. Сейчас мне 30 лет, но я и не думаю о семье, близость с женщинами мне только снится, но и во сне я насилую их, а не люблю, и оргазм ощущаю лишь проснувшись». Пациенты обычно говорят, что прежде они такими не были.

Тем не менее отдаление от людей совершенно не тяготит их, не порождает ощущения одиночества, тягостного чувства отторжения, а также сознания болезненности своей отрешенности от социума.

Отличительной особенностью связанной с деперсонализацией самоизоляции является восприятие окружающих людей как чужих, посторонних, не вызывающих каких-либо позитивных эмоций или даже враждебных.

3. Утрата внешних интересов. То, что прежде волновало пациентов, к чему они стремились и с чем связывали свое будущее, постепенно теряет для них смысл и привлекательность, становится неинтересным, ненужным.

Студент, который так хотел стать инженером или врачом, бросает учебу в институте, ему кажется, что он разочаровался в профессии, о которой горячо когда-то мечтал. Одно за другим забрасываются важные дела, исчезают прежние увлечения, круг занятий неумолимо сужается.

Все больше становится свободного времени, которое нечем заполнить, тогда как ранее его постоянно не хватало. Времяпрепровождение делается все более бесцельным, праздным, не приносящим ни пациентам, ни окружающим какой-то ощутимой пользы.

Больные как бы не могут ни в чем найти себя, чем бы они ни занимались, пробуя одно, другое, третье и ни на чем долго не останавливаясь.

Равным образом пациентов отличает неспособность к чему-то глубоко привязываться. Иногда это осознается как некая неприкаянность, отсутствие определенности в отношениях с людьми и ценностями: «У меня всегда было ощущение разобщения с людьми и миром. Постоянно преследовали разные сомнения.

Я чувствовала себя как человек, который плывет по реке меж двух берегов и не может пристать ни к одному из них. Я ни к чему не привязана настолько, чтобы считать что-то своим, принадлежащим именно мне, чем бы я дорожила или что боялась потерять. Особенно трудно мне в том, что касается духовной ориентации. Я не могу, например, до конца принять христианство.

Одной ногой я стою будто бы в нем, а другой — в живой этике, не могу отказаться от того, в чем убеждают Рерих и учитель его жены Блаватская.

Я думаю о совершенстве души, но в то же время меня и это не захватывает, остается где-то в стороне от меня. Зачем оно, думаю, это совершенство. Для вечной жизни? А что в этой вечной жизни есть такого, чтобы к ней стремиться? У меня нет и никогда не было каких-то определенных целей.

С 18 лет меня преследуют мысли о бесцельности жизни. Зачем она? Если рассуждать логически, в ней нет никакого смысла, ведь все временно и условно. Мне было бы легче не рассуждая, а я так не могу.

 А логика способна развеять всякую иллюзию, в том числе иллюзию того, что жизнь имеет какой-то смысл.

Семья? Да что семья? Дети вырастут, выросли уже, теперь они сами по себе, они меня уже не понимают или считают, что я свое отжила и осталась где-то в прошлом. Занималась я когда-то наукой, написала диссертацию, но защищать ее не стала.

Не стала писать и книгу, хотя для этого собрала весь необходимый материал. Материал уговорили не выбрасывать, а отдать другому человеку, что я и сделала. Меня поставили, правда, как соавтора, но зачем мне это нужно? Если мне что-то интересно, то только до той поры, пока я этого не понимаю.

Как станет понятно, интерес сразу и навсегда пропадает.

Муж  у меня душевно болен, он скульптор, странный и тяжелый человек, но я с ним живу и никогда не думала что-то изменить в своей личной жизни. Никем особенно не увлекалась, не любила, мне вообще непонятно, что имеют в виду люди, когда говорят о любви. Я думаю, что ничего в ней нет, кроме физиологии. Я иногда думаю, что умереть сразу и без мучений было бы самое лучшее.

Я считаю, что эвтаназия нужна и полезна, если бы только не было людей, которые воспользуются ею в своих корыстных интересах». Сообщение последней больной вполне логично было бы представить в контексте депрессии. Не менее логично, полагаем, считать депрессию проявлением деперсонализации, когда все в этом мире кажется пациентам далеким, чужим, враждебным и лишенным смысла.

К содержанию

Источник: https://psyclinic-center.ru/biblioteka-kliniki/vvedenie-v-klinicheskuyu/organicheskiy-autizm-simptomy-deficitarnogo-autizma

Аутизм и аутистических проявления у детей. Лечение

Органический аутизм у детей

6дек 2011

Причины возникновения и механизмы развития детского аутизма пока неизвестны, но существуют методики направленные на лечение или коррекцию аутизма.

Для данного заболевания характерно:

  1. Отрешенность от окружающего мира, неспособность к формированию контактов, патологический симбиоз с родными (матерью).
  2. Аутистичекие формы контактов.
  3. Расстройство речи, ее коммуникативные функции, отказ от личных местоимений.
  4. Нарушение психического и речевого развития.
  5. Нарушение социальной адаптации.
  6. Расстройство моторики, стереотипная деятельность.

Ранее аутизм относили к психическим шизофреноподобным расстройствам. Однако к 70-м годам специалисты отказались от трактовки раннего детского аутизма как расстройства только шизофренического спектра.

Причины и механизмы развития РДА весьма разнообразны, о чем свидетельствует

Современная классификация АУТИЗМА в детстве:
(утвержденная в 1997 году НАУЧНЫМ ЦЕНТРОМ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК)

  1. Детский аутизм эндогенного генеза(возникший без внешней видимой причины)
    1. Синдром Каннера (классический вариант детского аутизма)
    2. Инфантильный аутизм (фактически это начальные проявления любой формы аутизма, «удобный ребенок» в возрасте от 0 до 12-18 месяцев)
    3. Детский аутизм (ранее относили к шизофрении, но в отличии от взрослых, на фоне лечения, состояние постепенно улучшается)
    4. Синдром Аспергера (интеллект сохранен, отмечается замкнутость, странная и витиеватая речь, чаще всего обучение в общеобразовательных школах)
  2. Органический аутизм(причина проявления аутизма – гидроцефалия, гипоксия, родовая травма и т.д., стойкое улучшение на фоне лечения неврологической патологии)
  3. Аутистически подобные синдромы при хромосомных, обменных и других нарушениях(при синдроме Дауна, фенилкетонурии, туберозном склерозе и т.д.)
  4. Синдром Ретта (неуточненного генеза).
  5. Аутистически подобные синдромы экзогенного генеза(аутистические проявления возникли под воздействием внешних факторов)
    1. Психогенный парааутизм (стресс причина аутистических проявлений – осиротелость, состояние после пребывания в стационаре и т.д.)
  6. Аутизм неясного генеза.

Суть любых аутистических проявлений сводится к следующему:

  1. Снижена активность лобных долей, которые отвечают за интеллект, сознание, инициативу. В результате у ребенка резко снижена познавательная активность, отсутствует интерес к окружающей действительности и людям, выражена отрешенность. В связи с непониманием происходящего, дети боятся перемен, отсюда боязнь новой обстановки, неприятие новых игр, отказ от новой пищи и т.д.
  2. Лобные доли перестают контролировать и направлять все остальные зоны головного мозга (речевые, моторные, зрительные и т.д.). В результате, большинство действий ребенка становятся не осознанным, стереотипным, то есть действия ни на что не направлены и многократно повторяются (постукивание молотком по столу, бегание по кругу и т.д.), так как лобные доли не направляют деятельность ребенка на познание окружающего мира.
  3. Без контроля лобных долей, все остальные зоны головного мозга в дальнейшем задерживаются в развитии и развиваются не равномерно. У ребенка одновременно присутствуют сложные и простые навыки: лепетная речь и одновременно фразы; самые примитивные стереотипные игры (пересыпание, постукивание предметом по столу) и сложные игровые навыки (укачивание куклы) и т.д.
  4. Речевые зоны так же, как и все прочие не развиваются без направляющего действия лобных долей. В результате ребенок не понимает обращенной речи; не осознает, что обращаются к нему; не использует имеющиеся в словарном запасе слова для общения, так как не осознает, что можно удовлетворять свои потребности с помощью речи.
  5. Самые распространенные причины аутоагресси следующие: Протест против «несправедливой» окружающей среды, которая не удовлетворяет его потребностям, например: завели в кабинет к врачу или уговаривают поесть и т.д. Поскольку ребенок не понимает, что можно высказывать протесты речью, он либо выплескивает агрессию на окружающих либо на себя (аутоагрессия).
    При ударах по голове следует заподозрить наличие головных болей, так как ребенок не осознает, что можно пожаловаться, и взрослые ему помогут. Стараются «заглушить боль»: бьют себя по голове, трутся ей и поверхность, прижимают к ней руки. При этом как правило хнычут, или капризничают.
  6. Эмоциональные нарушения чаще всего являются сочетанным нарушением работы лобных долей и срединно-стволовых структур. В результате у ребенка замедляется развитие сложных социальных эмоций – сопереживания, заботы, юмора и т.д., и могут отмечаться всплески примитивных эмоций – страха либо агрессии, эмоциональный фон может быть резко снижен.

Причины нарушения скоординированной работы различных зон головного мозга и задержки развития могут быть различны:

  • начиная от генетических заболеваний, таких как болезнь Дауна, фенилкетонурия (при несвоевременном исключении из пищи фенилаланина), туберозном склерозе и т.д.
  • конституциональных особенностей ребенка, когда у родителей малыша есть некоторая замкнутость, проявившаяся у ребенка более отчетливо под воздействием провоцирующих факторов.
  • грубого психоэмоционального стресса (например длительная госпитализация без родственников с болезненными психотравмирующими процедурами), потеря матери и осиротелость.
  • заканчивая органической патологией центральной нервной системы, как правило перинатальной патологией головного мозга, чаще всего обусловленной гидроцефалией.

При наличии у ребенка элементов аутизма необходимо:

  1. выявлять и своевременно лечить неврологическую патологию, так как распространенность перинатальной патологии и гипертензионно-гидроцефального синдрома очень высока (до 70 % детей страдают явными или скрытыми формами гидроцефалии).
  2. в том числе у обращающихся к нам пациентов с различными формами аутизма при обследовании выявляются различные нарушения работы ЦНС. У одних детей это заболевание лишь фон на котором развился аутизм, у других это основная причина аутистических проявлений. При лечении неврологической патологии в любом случае будет отмечаться улучшение самочувствия ребенка: снижается возбудимость, уходят страхи, прекращаются головные боли с элементами аутоагрессии.
  3. Независимо от причины, которая привела к асинхронному развитию головного мозга, необходимо стимулировать работу лобных долей и речевых зон, отвечающих за понимание обращенной речи и самостоятельное построение фраз и предложений.

РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ – РДА

При правильно организованной коррекционной работе возможно продвижение ребенка по данным стадиям социального взаимодействия и его адаптация к окружающей среде.

РДА (ранний дтский аутизм) группа 1: Полная отрешённость, отсутствие социальной активности, даже близким трудно добиться от ребёнка какой-либо ответной реакции: улыбки, взгляда. Дети данной группы РДА необращают никакого внимания даже на мокрые пелёнки и такие потребности как голод. Дети с РДА тяжело переносят взгляд глаза в глаза и избегают различных телесных контактов.

РДА (ранний дтский аутизм) группа 2: Активное отвержение окружающей среды. Характеризуется не как отрешённость, а как тщательная избирательность в контактах с внешним миром. Ребёнок с РДА общается с ограниченным кругом людей, зачастую это родители, близкие люди. Проявляет повышенную избирательность в еде, одежде. Любое нарушение привычного ритма жизни ведёт к сильной аффективной реакции.

Детям данной группы раннего детского аутизма более чем другим свойственно испытывать чувство страха, на который они реагируют агрессивно, бывает что агрессия принимает формы аутоагрессии. Наблюдается большое количество речевых и двигательных стереотипий. Несмотря на всю тяжесть различных проявлений эти дети с РДА гораздо более адаптированы для жизни, чем дети относящмеся к 1-ой группе.

РДА (ранний дтский аутизм) группа 3: Захваченность аутистическими интересами.

Дети этой группы РДА стараются укрыться от окружающего мира в своих интересах, при этом их занятия проявляются в стереотипичной форме и не носят познавательного характера.

Увлечения носят цикличный характер, ребёнок может годами разговаривать на одну и ту же тему, рисовать или воспроизводить один и тот же сюжет в играх. Интересы зачастую носят мрачный, устрашающий, агрессивный характер.

РДА (ранний дтский аутизм) группа 4: Чрезвычайная трудность во взаимодействии с окружающей средой. Наиболее легкий вариант проявления РДА или раннего детского аутизма. Основной чертой является у данной группы РДА повышенная ранимость, уязвимость таких детей. Избегание отношений, если ребёнок чувствует какую-либо преграду. Чувствительность к чужой оценке.

При правильно организованной коррекционной работе возможно продвижение ребенка по данным стадиям социального взаимодействия и его адаптация к окружающей среде.

МИКРОТОКОВАЯ РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ позволяет

  1. выборочно стимулировать зоны головного мозга находящиеся в неактивном состоянии:
    • Лобные доли: зону инициативы, активного мышления, социальных навыков
    • Речевые зоны: зону понимания речи (Вернике), словарного запаса (Брокка), описательной речи (Ассоциативной речи).
  2. стабилизировать работу срединно-стволовых структур, что позволяет снижать возбудимость и приводит к постепенному развитию сложных социальных эмоций.

Скорость восстановления речевых функций и познавательной активности в большой степени зависит от формы аутизма (органический аутизм, Каннера и т.д.)

Дополнительно к МИКРОТОКОВОЙ РЕФЛЕКСОТЕРАПИИ целесообразно подключать занятия с детским психологом, дефектологом, логопедом. В перерывах между курсами детям с органическим аутизмом назначаются лекарственные препараты стимулирующие развитие головного мозга, повышающие речевую активность и снижающие возбудимость.

27.03.2012 Алалия лечение.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Источник: http://izhreacenter.dsud.ru/articles/1163070/

Аутизм у детей

Органический аутизм у детей

Аутизм в настоящее время является малоизученным заболеванием. Не существует методов лечения болезни, ранней диагностики аутизма, не локализованы и неизвестны причины и механизм ее развития. Однако существуют методики, позволяющие корректировать и облегчать протекание аутизма.

Аутизм у детей симптомы

  • Ребенок-аутист проявляет отрешенность от окружающего мира, он неспособен формировать контакты с людьми и очень привязан к матери (родителям).
  • У детей-аутистов отмечают задержку или регресс психического и речевого развития, расстройства речи, в речи ребенок не употребляет личных местоимений.
  • Наблюдается нарушение социальной адаптации, избегает контактов с посторонними, избегает зрительных и тактильных контактов, предпочитает боковое зрение, предпочитает неодушевленные предметы для игр.
  • Среди признаков аутизма у детей отмечается расстройство моторики и приверженность к стереотипной деятельности.
  • Слабая способность к обучению, вялый интерес к происходящему вокруг, не копирует поведение других
  • Непредсказуемо реагирует на события, боязнь ярких внешних раздражителей.
  • Склонность к истерикам, агрессии, самоагрессии.

Причины и механизмы развития аутизма у детей

Причины и механизмы аутических проявлений не выявлены достоверно.  Существует современная классификация аутизма у детей, используемая специалистами (утверждена в 1997 году Научным Центром Психического Здоровья Российской Академии Наук): 

Детский аутизм внутреннего генеза. Возникает без внешней видимой причины. К этой категории относят:

  • Синдром Каннера
  • Инфантильный аутизм («удобный ребенок» в возрасте от 0 до 12-18 месяцев)
  • Детский аутизм (ранее относили к шизофрении, но, в отличие от взрослых, на фоне лечения состояние постепенно улучшается)
  • Синдром Аспергера (интеллект сохранен, отмечается замкнутость, странная и витиеватая речь, чаще всего обучение в общеобразовательных школах).


Органический аутизм.
Заболевание обусловлено наличием тех или иных повреждений нервной системы: гидроцефалия, гипоксия, родовая травма и др. При своевременном лечении выявленной патологии состояние больного улучшается.

Аутистически подобные синдромы при хромосомных, обменных и других нарушениях. Причиной считают заболевания центральной нервной системы (туберкулезный склероз, фенилкетонурия и др.), генетические и хромосомные заболевания (синдром Дауна).

Синдром Ретта (неуточненного генеза).

Аутистически подобные синдромы экзогенного генеза.  Психогенный парааутизм. Возникает под воздействием внешних причин: стресс, осиротелость, состояние после травм и т.д.

Аутизм неясного генеза.

Диагностика аутизма затруднена и проводится по выявленным поведенческим отклонениям. Для всех видов аутизма у детей и взрослым общим является следующее:

1. Снижается активность лобных долей головного мозга, отвечающих за интеллект, сознание, инициативу. Это, в свою очередь, влечет за собой проявление следующих признаков аутизма у детей: снижение познавательной активности, интерес к окружающему, отрешенность. Такие дети боятся перемен, новой обстановки. Они не принимают новых игр и т.д.

2. Лобные доли не подают импульсов остальным центрам головного мозга (речевым, моторным, зрительным и т.д.). В результате этого действия становятся стереотипными и неосознанными.

Действия ни на что не направлены, могут многократно повторяться: постукивание молотком по столу, бегание по кругу и т.д.

Это происходит от того, что лобные доли не направляют внимание на познание окружающего мира.

3. Так как контроль лобных долей отсутствует, то все остальные зоны головного мозга в дальнейшем задерживаются в развитии и развиваются не равномерно. Одновременно могут проявляться сложные и простые навыки: фразы и лепет в речи, примитивные игры и сложные навыки.

4. Речевые зоны так же, как и все прочие, не развиваются, поэтому ребенок не понимает обращенной речи. Он не осознает, что обращаются к нему, не использует свой словарный запас, не использует речь для общения и удовлетворения своих потребностей.

5. Возникает аутоагрессия, как протест против окружающей действительности. Ребенок не понимает, что можно протестовать речью. Он выплескивает агрессию на себя или окружающих. Если болит голова – бьет себя по ней, или трёт ее, или прижимает руки. При этом он капризничает и плачет.

6. Эмоциональное развитие тормозится, ребенок не может испытывать сложных эмоций – сопереживания, юмора, заботы. Только простые эмоции – страх, агрессия.

Все проявления связаны с отказом работы лобных долей головного мозга и скоординированной работы различных зон мозга. В ряде случаев аутизма у детей есть явно выраженная неврологическая патология.

Поэтому внимание направляют на лечение выявленной невротической патологии. К таким патологиям относят: гидроцефалию, проявления синдрома Дауна, ДЦП и пр.

Независимо от причины, приведшей к асинхронному развитию головного мозга, необходимо стимулировать активность лобных долей и речевых центров. 

Диагностика аутизма в Челябинске

К сожалению, внешние признаки аутизма у детей становятся очевидны только ближе к младшему школьному возрасту, когда в норме ребенок должен осваивать навыки общения. До тех пор родители придают мало значения тому, что их ребенок еле выговаривает несколько слов, в то время как сверстники вовсю строят длинные предложения.

Педиатры на плановых осмотрах также мало уделяют внимания признакам аутизма у детей. Молчаливость и замкнутость списывают на особенности характера, подпитывая ложную иллюзию, что со временем ребенок нагонит сверстников.

 Однако за внешними признаками аутизма у детей стоят органические поражения мозга, не позволяющие должным образом развиваться речевым навыкам и способности к обучению. Если не оказать профессиональную медицинскую помощь ребенку –аутисту, невозможно рассчитывать на его самостоятельную социальную адаптацию.

Крайне важно успеть научить аутиста элементарным навыкам общения в дошкольный период. Неудачи в школе только увеличат дистанцию между аутистом и одноклассниками, если обучение в общеобразовательной школе вообще останется возможным. 

Именно поэтому родителям стоит быть внимательнее к своему ребенку и первых признаках аутизма у детей обратиться за консультацией к неврологу.

Не нужно при этом создавать паники на пустом месте. Один только признак не может свидетельствовать о заболевании. Окончательно развеять сомнения поможет обследование мозга.

В НИИ Дети Индиго представлена уникальная диагностика аутизма с вызванными потенциалами. Метод предоставляет объективные данные, недоступные другим исследованиям.

Уже в первые месяцы жизни удается выявить возможные патологии и спрогнозировать дальнейшее интеллектуальное развитие.

Ранняя диагностика позволяет легче скорректировать проявления аутизма и быстрее адаптировать ребенка к самостоятельной жизни.

Ранний детский аутизм. Прогнозы

При правильной коррекционной работе возможна адаптация ребенка к окружающей среде. Различают несколько групп раннего детского аутизма.

Группа 1: Ребенок полностью отрешен, отсутствует социальная активность, нет реакции на улыбку, взгляд, мокрые пеленки, голод. Такие дети тяжело переносят взгляд в глаза и избегают телесных контактов.

Группа 2: Активное отвержение окружающей среды. Ребенок тщательно избирает виды контактов с внешним миром, общается с ограниченным кругом людей, избирателен в одежде, еде.

Нарушение привычного режима вызывает аффективные реакции: страх, агрессия, аутоагрессия. Большое количество речевых и моторных стереотипов.

Дети с аутизмом, относящиеся к этой группе, более адаптированы для жизни, чем дети из 1-ой группы.

Группа 3: Захваченность аутистическими интересами. Дети стараются укрыться от окружающего мира в своих интересах. Занятия стереотипичны не носят познавательного характера, цикличны. Разговоры годами на одну и ту же тему, рисовать или воспроизводить один и тот же сюжет в играх. Интересы зачастую носят мрачный, устрашающий, агрессивный характер..

Группа 4: Чрезвычайная трудность во взаимодействии с окружающей средой. Легкое проявление раннего детского аутизма. Дети обладают повышенной ранимостью, уязвимостью. Чувствительны к чужой оценке, избегают отношений, если чувствуют какую-то преграду.

Коррекционная работа с ребенком рассчитывается таким образом, чтобы последовательно провести ребенка по перечисленным группам социального взаимодействия.

Лечение детского аутизма назначается строго индивидуально.

В НИИ Дети Индиго уверены: аутизм – не приговор. Успех лечения аутизма здесь строится на освоении достижений современной медицины и слаженной работы многих детских специалистов. Это труд, требующий колоссального терпения и огромной любви к своему делу. Если начать его вовремя, ребенок сможет пойти учиться в обычную школу.

Высокоэффективный метод лечения широкого круга детской неврологической патологии…

Особое помещение, оборудованное звуковыми, визуальными и кинестетическими стимул…

(Носит название по фамилии изобретателя) – педагогическая программа для стимуляц…

Уникальный метод стимуляции головного мозга акустическим сигналом, согласованным…

Комплекс индивидуально подобранных упражнений для развития артикуляционного аппа…

Инновационная программа коррекции проблемного, нежелательного поведения и развит…

Источник: https://deti-indigo74.ru/chto-lechim/a/autizm-u-detey/

Аутизм как следствие органического поражения мозга

Органический аутизм у детей

Сегодня в статье разговор о том, как связан аутизм и органическое поражение мозга.

На многих форумах я наблюдаю, что многие мамочки пытаются различными путями установить наличие или отсутствие у ребёнка органического поражения мозга. Хочется пролить свет на это, основываясь на нашем обширном опыте.

Аутизм, как правило, как и другие подобные заболевания (РАС, УО, ЗПРР) всегда есть следствие какого-либо органического поражения головного мозга, либо спинного мозга, либо их комбинации.

Официальная версия гласит, что аутизм возникает либо при гипоксии, либо при вирусных поражениях головного и спинного мозга. Есть и другие теории, которые нам сейчас не очень важны.

Пересечение причин и симптоматики диагнозов.

На сегодняшний день есть заболевания, которые диагностируются по-разному, но они очень связанны. Это аутизм, умственная отсталость и детский церебральный паралич. Их очень сложно дифференцировать, т.к. черты и одного, и другого, и третьего заболевания могут присутствовать у одного ребёнка. Диагноз в этом случае выставляют в зависимости от того, какие черты преобладают.

Например, если у ребёнка повреждены лобные доли, то у него будут присутствовать аутичные черты, а также признаки умственной отсталости. И диагноз будет поставлен в зависимости от того, на что сделан акцент.

Лет 40 назад в СССР диагноза «аутизм» не существовало, поэтому всем таким детям ставили умственную отсталость. УО имела классификацию, при этом аутические черты были сопровождающими. Позднее аутические черты вынесли во главу угла, поэтому сменился диагноз.

Почему стало так много детей с аутизмом? Я искала различные статистики, изучала больше информации по данному вопросу. И получается, что

таких детей не стало больше, просто теперь этот диагноз ставят в тех случаях, при которых раньше диагностировали УО и другие подобные заболевания.

Поэтому вопрос о том, существует ли у этих детей органическое поражение мозга, в моём понимании некорректен – органическое поражение той или иной степени присутствует обязательно при любых отклонениях. Вопрос в том, насколько оно тяжёлое.

Как можно определить степень и локацию органического поражения у ребёнка из внешних симптомов? Как уже было сказано, ДЦП, аутизм и умственная отсталость могут комбинироваться. И поэтому можно отслеживать, насколько тяжела неврология у ребёнка.

Любая неврология будет говорить о том, что повреждён головной и спиной мозг, и где именно повреждение.

Как распознать, какие части головного или спинного мозга повреждены, в зависимости от наблюдаемых симптомов.

Будем говорить только о наиболее распространённых симптомах, которые относят к аутичным чертам.

1. Самый известный из них – ребёнок не смотрит в глаза.

из Яндекс.картинокЭто означает, что у ребёнка, как правило, есть повреждения в лобных долях головного мозга, эти же повреждения захватывают и глаза.

Поэтому такие дети неправильно видят: у них может либо просто плохое зрение, либо технически зрение хорошее, но мозг не умеет правильно обрабатывать картинку. Эту проблему очень сложно диагностировать современными методами, т.к. вся диагностика основана на том, что человек отвечает. И если ребёнок не говорящий, то очень сложно понять – видит он или нет.

Именно поэтому проблемы со зрением у таких детей выявляются в более позднем возрасте, когда ребёнок перерастает какие-то повреждения, начинает говорить или даже читать, и вдруг выясняется, что читать с листа он не может, буквы не складываются в слова. Из-за чего это может быть? Зрительный сигнал, который получают глаза, неправильно обрабатывается в головном мозге.

2. Очень распространённый симптом – так называемые «крылышки», когда ребёнок машет ручками, как будто он летит.

Этот симптом – чистая неврология, связан с повреждением спинного мозга ребёнка в районе от первого шейного позвонка и до середины грудной клетки. Чем ярче выражен стим «крылышки», тем сильнее повреждение.

Возможна ситуация, когда к органическому повреждению мозга добавляется повреждение в результате родовой травмы.

При тяжёлых родах происходит сдвиг 1-2 позвонков, вследствие чего пережимаются определённые нервные окончания. И тогда можно наблюдать дополнительные симптомы: слабость одной руки, недоразвитие мелкой моторики.

Как только вы видите у вашего ребёнка подобные проблемы с руками или наблюдаете «крылышки», то можно с большой долей вероятности говорить об органическом повреждении верхней части спинного мозга.

Некоторые проблемы подобного рода можно решить с помощью остеопатии, но некоторые другие требуют наличия определенных знаний и умений.

Например, очень напряжённые мышцы спины и плеч при сдвинутом позвонке просто не позволят остеопату поставить позвонки на место.

Попытки, предпринятые при повышенном тонусе мышц, могут привести к большей травме. Нужно очень аккуратно выбирать специалиста в данной области.

3. Ещё один очень распространённый симптом – хождение на цыпочках детей с диагнозом аутизм.

Это происходит из-за наличия гипертонуса ножных мышц, связанного с повреждением спинного мозга в поясничной области или с локальным повреждении в ногах при гипоксии или при беременности.

Различить эти причины очень просто.

Если при массаже тонус легко уходит, то это локальное повреждение, и массажем и физиотерапией можно добиться полного излечения. Массаж при признаках ДЦП для детей от доктора Аркадия на нашем канале может родителям очень пригодиться.

Также очень действенен Шведский массаж от доктора Аркадия, который можно найти здесь: часть 1, часть 2, часть 3 и часть 4.

Если же у ребёнка повреждён спинной мозг в поясничной части, то массажем и физиотерапией уже не справиться, требуются дополнительные меры.

4. С повреждение спинного мозга связан ещё один симптом, о котором родители часто умалчивают. Ребёнок в качестве стимуляции теребит свои половые органы, может при этом снимать одежду. Мамы очень переживают из-за такого поведения ребёнка, особенно если это происходит на людях.

Такое поведение связано с повреждением в области крестца, а также в области 1-2 шейных позвонков. Надо сказать, что если присутствует поведение подобного рода, то повреждение спинного мозга очень сильное.

Наш сайт: BEER DAVID ЦЕНТР ЕВРЕЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ

****************************************************************

Инстаграм – https://www.instagram.com/beer__david

Группа в

Группа в ОК

Группа ВК

Блог в Яндекс.Дзен

ЮТУБ-КАНАЛ BEER DAVID Центр Еврейской Медицины

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5da59d9d027a156bb686f623/5dc2e750f73d9d00af1ceb6f

ВашПсихолог
Добавить комментарий