Ошибки социальной перцепции

Ошибки социальной перцепции

Ошибки социальной перцепции

Пытаясь понять поведение других людей, мы часто пренебрегаем сложными логическими построениями, и часто ошибаемся.

Существует несколько факторов совершения ошибок.

Эффект первичности

Аш (Asch, 1946) также писал о значимости первого впечатления: информация, пришедшая первой, определяет интерпретацию той, которая пришла второй. Эту закономерность он назвал эффектом первичности.

Аш (Asch, 1946) также проверил свое предположение об эффекте первичности. Одним испытуемым он представлял некую личность, которой были свойственны

Ø ум,

Ø трудолюбие,

Ø импульсивность,

Ø критичность,

Ø упрямство и

Ø завистливость;

иными словами, давал позитивную информацию в начале, а негативную — в конце. Другим испытуемым был дан этот же список, но в обратном порядке.

Эффект первичности проявился в полной мере. Те, кто первыми услышали положительные сведения о человеке, сформировали более благоприятное впечатление о нем, чем те, кто услышали первыми отрицательные сведения. Например, 90% участников из первой группы и всего 10% из второй назвали его щедрым.

Какие факторы обусловливают эффект первичности в формировании впечатления? Когда человек ощущает, что у него уже сложилось целостное впечатление о ком-то, он склонен придавать меньшее значение вновь поступающей информации.

Белмор(Belmore, 1987) обнаружил, что по мере того как участник эксперимента читал все новые утверждения, описывавшие некое лицо, он тратил на каждое все меньше и меньше времени. Однако степень влияния эффекта первичности на человека индивидуальна.

Но есть механизм, позволяющий фиксировать первое впечатление, хотя последующие контакты с человеком и вступают порой в «кричащее» противоречие с первоначальной оценкой его личности. Данный механизм хорошо иллюстрирует следующий эксперимент.

Внешность незнакомого аудитории лектора сильно исказили перед началом лекции. Его прическа имела крайне неприглядный вид, лицо было плохо выбрито, а мочку уха оттягивала довольно массивная серьга.

После лекции аудиторию попросили дать краткую письменную характеристику выступавшему перед ними человеку. Оценки личностных качеств лектора носили, в основном, негативный характер.

Сразу же после завершения эксперимента аудитории вновь представили «разукрашенного» лектора и рассказали о сути эксперимента, в том числе и об искусственности внешнего вида человека.

Аналогичная процедура была проведена и с другой группой студентов. Но им не рассказали о проведении эксперимента. Было замечено, что при последующих встречах уже вне аудитории участники второй группы явно негативно относились к человеку, игравшему роль лектора. Подобный эффект не наблюдался среди членов первой группы. Это вполне понятный и ожидаемый результат. Неожиданным оказалось другое.

Когда участникам второй группы подробно рассказали суть эксперимента и вновь представили «лектора», подчеркнув условность его внешнего вида в момент опыта, их негативное отношение к человеку вовсе не исчезло, а лишь несколько снизился его эмоциональный накал. Довольно длительные (больше года) наблюдения за контактами членов второй группы с бывшим «лектором» показали, что негативный фон восприятия человека сохранился.

Первое впечатление может быть, условно говоря, «зафиксировано», если ему дать как бы «отстояться». Через какое – то время отношение к человеку приобретает устойчивый характер. Механизм корректировки данного отношения словно отключается, и восприятие другого приобретает черты стереотипа.

Если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то и в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону.

В них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные как бы недооцениваются или не замечаются.

Если первое впечатление о каком – либо человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.

Задачей первого впечатления является быстрая ориентировка в межгрупповом общении. Но по мере развития отношений, если они развиваются как межличностные, стереотип должен уйти в тень. Однако если стереотип продолжает оказывать свое действие, это может стать серьезной помехой в дальнейших контактах. В таких случаях необходимо попытаться уменьшить действие стереотипа.

Гало-эффект

«гало – эффект» (эффект ореола). Ореол – это стойкое суждение об одном важном качестве или группе качеств, распространяющееся на всю личность. Эффект ореола – распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств.

Хало-эффект — тенденциозность нашего восприятия, которая проявляется в том, что при оценкекаких-либо черт личностимы попадаемпод влияние сложившегося у насобщего впечатления об этой личности истремимся сделать наши оценкисовместимыми, непротиворечивыми. Эта тенденция может превалировать как в позитивном, так и в негативном направлении.

Если какой-либо человек обладает, на наш взгляд, прежде всего некоторыми позитивными чертами, то мы склонны думать, что ему присущи также другие положительные свойства.

И наоборот, если мы отмечаем у какого-либо человека негативные черты, то скорее допускаем наличие у него и других отрицательных качеств (негативный хало-эффект).

Так, влюбленный человек преувеличивает все позитивные свойства объекта своей любви, а его негативные свойства преуменьшаются или не фиксируются вовсе.

Так, преподаватель вуза, просмотревший на экзамене зачетную книжку студента и обнаруживший в ней одни “пятерки”, часто склонен уделять лишь минимум времени опросу этого студента. Преподаватель логично, как ему кажется, полагает, что и на его вопросы студент, скорее всего, ответит на “отлично”.

Фактор превосходства. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому – то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем – то превосходим, то мы его недооцениваем.

Важно, что превосходство фиксируется по одному параметру (здоровье, сила, социальный статус, интеллектуальное превосходство), а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам.

Эта схема начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для воспринимающего неравенства.

Среди факторов, формирующих первое впечатление о человеке, следует отметить его социальный статус и связанный с ним престиж в обществе. Показателен в этом плане эксперимент, который провел П. Уилсон (Wilson, 1968) в одном из колледжей Австралии.

Пяти группам студентов был представлен в качестве приглашенного преподавателя незнакомый человек. При этом его академический статус назывался в каждой из групп по-разному.

Так, в одной группе он был представлен как профессор психологии Кембриджского университета, в другой группе — как главный лектор, затем просто лектор, лаборант и, наконец, студент. После этого студентов каждой группы просили оценить рост приглашенного преподавателя.

Было обнаружено, что чем выше статус, приписываемый данному незнакомцу, тем выше ростом он казался студентам. Получилось, что рост “профессора психологии” выше роста “студента” более чем на шесть сантиметров.

Социально-психологический показатель — статус человека оказался связанным с его физическим показателем — ростом. Иногда исследователи отмечают и противоположную тенденцию. Так, высокие массивные люди могут восприниматься как более значимые в социальном смысле по сравнению с теми, чьи габариты не так велики.

При формировании первого впечатления «эффект ореола» проявляется в том, что общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке, а негативное впечатление – к недооценке неизвестного нам человека.

Если в ситуации общения действует хотя бы один из рассмотренных факторов – привлекательность, отношение к нам или превосходство, то человек, скорее всего, применит одну из схем восприятия и может ошибочно оценить партнера.

При формировании впечатления почти постоянно присутствует психологический феномен проецирования. Проецированиеперенесение своих состояний на другую личность, приписывание ей черт, которые в действительности присущи самому воспринимающему, а у оцениваемой личности могут отсутствовать.

Психологи обнаружили, что испытуемые, в личности которых были ярко выражены желчность, упрямство, подозрительность, чаще замечали эти черты у людей, которых им предлагалось оценить, чем испытуемые, у которых эти черты отсутствовали.

Если у человека сильный эмоциональный стресс с высокой тревожностью, то от всех с кем он впервые имеет дело, он скорее всего будет ожидать недружественных действий, а к их предложениям будет относиться с недоверчивостью и подозрением.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s77351t1.html

Социальная перцепция

Ошибки социальной перцепции

Под влиянием социальной перцепции мы разделяем людей на хороших и плохих, умных и глупых, мудрых и невежественных. Это помогает выстраивать взаимоотношения, дружбу, создавать бизнес и, в конце концов, просто радоваться жизни. Однако в феномене социальной перцепции есть много подводных камней, о которых мы и поговорим в  этой статье.

Согласно Википедии, социальная перцепция (социальное восприятие) – это восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях. Также это наука о том, как люди формируют впечатление и делают выводы о других людях как о независимых личностях.

Мы узнаем о чувствах и эмоциях других людей, принимая во внимание информацию, которую собираем из:

  • физического (внешнего) вида других людей;
  • словесного общения;
  • невербального общения (мимика, тон голоса, жесты рук, положение и движение тела).

Реальным примером социального восприятия было бы понимание того, что люди не согласны с тем, какими они предстают в глазах других. Это говорит о подавляющей субъективности нашего образа в наших же глазах. Чтобы получше разобраться в феномене социальной перцепции, давайте посмотрим, как именно мы принимаем решение о том, что за человек перед нами.

Механизмы социальной перцепции

Существует шесть основных компонентов социального восприятия: наблюдение, атрибуция, интеграция, подтверждение, рефлексия и идентификация. Давайте рассмотрим каждый компонент отдельно.

1

Процессы социального восприятия начинаются с наблюдения людей, ситуаций и поведения, чтобы собрать доказательства в поддержку первоначального впечатления.

Лица – физическое влияние

Хотя общество учит нас не судить других по их физическим данным, мы не можем не составлять мнение о людях, исходя из цвета их волос и кожи, роста, веса, стиля одежды, тональности голоса и многого другого во время первой встречи.

Мы склонны судить других, связывая определенные черты лица с конкретными типами личности. Например, исследования показывают, что люди воспринимаются как более сильные, напористые и компетентные, если у них маленькие глаза, низкие брови, угловой подбородок, морщинистая кожа и небольшой лоб.

Ситуации – контекст предыдущих опытов

Люди могут легко предсказать последовательности или результаты события, исходя из степени и глубины их прошлого опыта с аналогичным событием. Способность предвосхищать результаты ситуации также сильно зависит от культурного фона человека, поскольку это неизбежно формирует типы переживаний.

Поведение – невербальная коммуникация

Невербальное общение помогает людям выражать свои эмоции, ощущения и отношение. Доминирующая форма невербальной коммуникации – микровыражения лица. Другие невербальные сигналы: язык тела, зрительный контакт, интонации. Мы пытаемся «считывать» подобные сигналы, чтобы понять для себя, что это за человек, как к нему относиться и как вести себя.

2

После того, как мы провели наблюдение за человеком, считав сигналы, наступает время выработать выводы для определения его внутренних диспозиций.

Теория атрибуции

Значительным компонентом социального восприятия является атрибуция. Атрибуция – это использование информации, собранной посредством наблюдения для того, чтобы понять и рационализировать причины своего поведения и поведения других. Люди создают атрибуты, чтобы понять окружающий мир.

С этим феноменом связана фундаментальная ошибка атрибуции – склонность людей объяснять действия или поведение других людей их внутренними чертами, а не внешними обстоятельствами.

Например, если человек беден, мы склонны считать, что он сам виноват в этом, хотя во многих случаях это не так. Но что более любопытно – происходящее с нами самими, мы объясняем внешними факторами.

Такое отношение к другим может препятствовать появлению эмпатии.

3

Если из наблюдений людей, ситуаций или поведения не было вынесено суровое суждение, люди интегрируют диспозиции для формирования впечатлений.

Теория информационной интеграции

Норман Х. Андерсон, американский социальный психолог, разработал теорию информационной интеграции в 1981 году. Он утверждает, что впечатления человека формируются при помощи личных диспозиций восприятия и взвешенного среднего по характеристикам целевого индивидуума.

Люди используют себя в качестве стандарта или системы отсчета при оценке других. Эти впечатления, сформированные о других, также могут зависеть от текущего, временного настроения воспринимающего.

Эту теорию еще называют праймингом. Прайминг – это тенденция менять свое мнение или впечатление о человеке в зависимости от того, какие слова и образы были недавно вами услышаны и восприняты.

Неявная теория личности

Неявная теория личности – это тип модели, которую люди используют для объединения различных личностных качеств. Люди обращают внимание на различные сигналы, в том числе визуальные, слуховые и вербальные, для прогнозирования и понимания личностей других людей, чтобы заполнить пробел неизвестной информации о человеке, который помогает в социальных взаимодействиях.

Определенные черты рассматриваются как особенно влиятельные в формировании общего впечатления человека; они называются центральными признаками. Другие черты менее влияют на формирование впечатлений и называются периферийными.

4

После создания и интеграции атрибутов люди формируют впечатления, которые подкрепляются подтверждениями и самоисполняющимися пророчествами.

Компетентность как социальное восприятие

Несмотря на то, что люди зачастую подвергаются когнитивным искажениям, они могут судить и правильно.

  1. Могут более точно воспринимать социальное воздействие, если имеют достаточный опыт. Чем больше общаетесь, тем больше разбираетесь.
  2. Знания в области социального восприятия могут быть улучшены путем изучения правил вероятности и логики.
  3. Люди могут делать более точные выводы о других, когда их мотивирует стремление быть непредвзятыми и точными.

5

Рефлексия – это обращение внимания человека на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

Кажется, что рефлексия имеет отношение исключительно к пониманию самого себя, однако это не так. При взаимодействии с другим человеком у нас в психике формируются предубеждения, убеждения, впечатления и когнитивные искажения. Чтобы избавиться от них и начать воспринимать информацию более объективно, нужно научиться рефлексировать.

Например, задавать себе такие вопросы:

  • Я отношусь к человеку хорошо? Почему? Что в моем опыте, суждениях и впечатлении может искривить мое восприятие?
  • Я отношусь к человеку плохо? Почему? Что внутри меня позволяет вынести именно такое суждение?

Благодаря рефлексии вы можете понять, к примеру, что относитесь плохо к человеку по причине того, что вам испортили настроение раньше. Или что слишком идеализируете собеседника, потому что только что узнали хорошую новость, а он вам первым встретился.

Помните, что на ваше восприятие могут влиять: мышление, механизмы восприятия, поведенческие шаблоны, эмоциональное реагирование, когнитивные искажения и многое другое.

6

Идентификация – это частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей. Проявляется как защитный механизм или адаптивный процесс, например, у родителей, когда они воспринимают детей как продолжение своего «я».

Адаптивный процесс формируется с самого детства. Мы хотим вобрать в себя поведение других людей, что абсолютно нормально: сначала принимаем примитивные структуры, затем – более сложные. Проблемы возникают, когда мы хотим перенять черты характера, ценности и нормы.

В нашем случае имеет значение вот что: когда мы имеем дело с человеком, на которого хотим быть похожими, то склонны идеализировать его, причем даже те черты, которые нам не нравятся.

Факторы, влияющие на социальное восприятие

Таких факторов существует два: точность и неточность.

Несмотря на то, что стремление к точности является похвальным, для нее нужны эксперименты. Разумеется, в повседневной жизни это невозможно. А на неточность целиком влияют эффекты социальной перцепции, о которых мы сейчас и поговорим.

Эффекты социальной перцепции

При контакте с другим человеком мы склонны подвергаться эффектам социальной перцепции, которые еще называются когнитивными искажениями. Это те эффекты, которые оказываются ошибками мышления, вследствие чего мы принимаем неточные решения и неправильно воспринимаем человека.

  • Эффект ореола (гало-эффект) – когда общее неблагоприятное или благоприятное мнение человека переносится на его неизвестные черты. Примером может служить заблуждение, когда красивый незнакомый человек считается и достойным.
  • Эффект новизны – феномен, проявляющийся в том, что мнение о знакомом человеке формируется, исходя из последней информации, а о незнакомом – под влиянием первого впечатления. Это может привести к эффекту ореола.
  • Эффект первичности – первая информация о незнакомом человеке является доминирующей: вся последующая оценивается под влиянием о первоначальной.
  • Эффект присутствия – чем лучше человек владеет каким-либо навыком, тем сильнее и эффективнее он проявляется в присутствии других людей.
  • Эффект роли – когда поведение, обусловленное ролевыми функциями, мы воспринимаем как черту личности. Например, если начальник устроил выговор, мы склонны считать, что у него дурной характер.
  • Эффект авансирования – разочарование от того, что мы приписали какие-либо черты характера человеку (к примеру, из-за эффекта ореола), а на самом деле оказалось, что ему они не свойственны.
  • Презумпция взаимности — человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».

Как видим, на наше восприятие людей влияет огромное количество факторов. Вывод можно сделать лишь один: не торопитесь выносить вердикт – и уж точно не убеждайте себя, что уж вы-то точно никогда не судите людей.

Все это делают в той или иной степени.

Поэтому будьте аккуратны и в первую очередь освойте навык рефлексии – так вы сможете задавать себе правильные вопросы относительно того, почему вы относитесь к человеку именно так, а не иначе.

Желаем вам удачи!

Источник: https://4brain.ru/blog/%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%86%D0%B8%D1%8F/

Механизмы перцепции и развитие социальных навыков

Ошибки социальной перцепции

Перцепция (это слово означает «восприятие» в переводе с латыни) — это когнитивный процесс активного прямого отображения человеком разнообразных объектов, явлений, событий и ситуаций.

Если же подобное познание направлено на социальные объекты и эффекты, то такое явление называется социальная перцепция.

Разнообразные механизмы социальной перцепции ежедневно можно наблюдать в повседневной жизни.

Описание

Упоминания о таком психологическом явлении, как перцепция, встречались ещё в античном мире. Большой вклад в развитие этого понятия внесли философы, физики, физиологи и даже деятели искусства. Но наибольшее значение этому понятию придаётся в психологии.

Перцепция — это важнейшая психическая функция познания, проявляющаяся в виде сложного процесса получения и преобразования чувственной информации.

Благодаря перцепции индивид составляет цельный образ объекта, который воздействует на анализаторы. Другими словами, перцепция — это форма сенсорного отображения.

Это явление включает в себя такие характеристики, как выявление отдельно взятых признаков, корректное выделение информации, формирование и точность сенсорного образа.

Перцепция всегда связана с вниманием, логическим мышлением, памятью. Она всегда зависит от мотивации и обладает определённой эмоциональной окраской. К свойствам любого вида перцепции причисляют структурность, предметность, апперцептивность, контекстность и осмысленность.

Изучение этого явления интенсивно ведут не только представители разных отраслей психологии, но и физиологи, кибернетики, а также другие учёные. В своих дифференциальных исследованиях они широко используют такие методы, как эксперимент, моделирование, наблюдение, эмпирический анализ.

Понимание того, что собой представляют функции, структура, а также механизмы социальной перцепции, имеет для психологии не только общее, но и практическое значение. Большую роль это явление играет при создании информационных систем, в художественном конструировании, в спорте, педагогической деятельности и многих других сферах деятельности человека.

Факторы

Перцептивные факторы бывают как внутренними, так и внешними. К внешним факторам относят интенсивность, размер, новизну, контрастность, повторяемость, движение, а также узнаваемость.

К внутренним факторам относят:

  • Мотивацию. Индивид видит то, в чём сильно нуждается либо то, что считает очень важным для себя;
  • Установку личностного восприятия. Обычно человек ожидает увидеть то, что уже видел в подобной ситуации ранее;
  • Опыт. Индивид воспринимает то, чему научен прошлым опытом;
  • Характерологические особенности личности. Скажем, на оптимиста какое-то событие производит позитивный эффект, а на пессимиста — неблагоприятный;
  • Я-концепцию. Восприятие ситуации всегда пропускается через личностную призму восприятия себя.

Взаимодействие с социумом посредством восприятия

Ещё одним понятием, широко применяющимся в психологии и смежных с ней науках, является такая разновидность нашего восприятия, как социальная перцепция. Так называют оценивание и понимание человеком других людей и самого себя, а также иных социальных объектов.

К таким объектам могут относиться разнообразные группы, социальные сообщества. Данный термин появился в 1947 г., а ввёл его психолог Д. Брунер. Появление этого понятия в психологии позволило учёным совсем иначе посмотреть на задачи и проблемы человеческого восприятия.

Люди — существа социальные. В течение жизни любой человек контактирует с другими людьми огромное количество раз, формируя разнообразные межличностные взаимоотношения. Отдельные группы людей также образуют тесные связи. Поэтому каждый человек оказывается субъектом огромного количества самых разных взаимоотношений.

Позитивное либо негативное отношение к окружающим людям напрямую зависит от нашего восприятия, а также от того, как мы оцениваем своих партнёров по общению.

Обычно во время коммуникации мы оцениваем сначала внешность, а затем уже поведение партнёра.

Вследствие этой оценки у нас формируется определённое отношение, делаются предварительные предположения о психологических качествах собеседника.

Социальная перцепция может проявляться в нескольких формах. Так, в большинстве случаев, социальной перцепцией называют восприятие самим человеком. Любой индивид воспринимает самого себя, а также свою либо чужую группировку. Также существует восприятие членами группы.

Сюда относят восприятие в границах своего сообщества либо членов чужой группировки. Третья разновидность социальной перцепции — групповое восприятие. Группа может воспринимать как своего человека, так и членов чужого сообщества.

Последний вид социальной перцепции рассматривает восприятие одной группой чужой группировки.

Сам процесс такой перцепции можно изобразить в виде оценочной деятельности. Мы оцениваем психологические особенности человека, его внешний облик, действия и поступки. В результате мы складываем о наблюдаемом определённое мнение, формируем чёткое представление о его возможных поведенческих реакциях.

Механизмы

Перцепция всегда является процессом прогнозирования чувств и поступков окружающих людей. Для полного понимания этого процесса требуется знание особенностей функционирования её механизмов.

Механизмы социальной перцепции показаны в следующей таблице:

НазваниеОпределениеПримеры
СтереотипизацияСтойкий образ либо же представление о людях, явлениях, который свойственен всем представителям одной социальной группыМногие считают, что немцы — страшные педанты, военные отличаются прямолинейностью, а красивые люди часто бывают самовлюблёнными
ИдентификацияИнтуитивное отождествление и познание личности либо группы в ситуациях непосредственной или опосредованной коммуникации. При этом возникает сравнение либо сопоставление внутренних состояний партнёровЛюди делают предположения о состоянии психики партнёра, пытаясь мысленно стать им самим
ЭмпатияЭмоциональное сопереживание другим, способность понимать другого человека посредством оказания эмоциональной поддержки и вживания в его переживанияЭтот механизм считается необходимым условием для успешной работы психотерапевтов, врачей и учителей
РефлексияСамопознание путём взаимодействия с другим человеком. Оно становится возможным благодаря способности индивида представлять  себе то, как его видит партнёр по коммуникацииПредставим себе диалог гипотетических Саши и Пети. В такой коммуникации участвуют не менее 6 “ролей”: Саша, какой он есть; Саша, каким он видит себя сам; Саша, каким его видит Петя. И эти же роли со стороны Пети
АттракцияПознание другого человека, основанное на стойком позитивном чувстве. Благодаря аттракции люди не только учатся понимать партнёра по коммуникации, но и формируют насыщенные эмоциональные взаимоотношенияПсихологи выделяют такие виды этого перцептивного механизма: любовь, симпатия и дружба
Каузальная атрибуцияЭто процесс прогнозирования поступков и чувств окружающих людейНе понимая чего-то, человек начинает приписывать своё поведение,Не понимая чего-то, человек начинает приписывать своё поведение, чувства, свойства личности, мотивы другим людям

Особенность межличностного познания состоит в том, что оно учитывает не только разнообразные физические особенности, но и особенности поведения. Если субъект такого восприятия участвует в коммуникации активно, то он устанавливает согласованное взаимодействие с партнёром. Поэтому социальная перцепция сильно зависит от мотивов, эмоций, мнений, предубеждений, установок и пристрастий обоих партнёров. В социальной перцепции обязательно также присутствует субъективное оценивание другого человека.

Зависит ли наше восприятие от социума?

В межличностной перцепции существуют разнообразные половые, классовые, возрастные, профессиональные, индивидуальные различия.

Известно, что маленькие дети воспринимают человека по внешности, обращая особенное внимание на его одежду, а также на наличие специальной атрибутики.

Ученики также сначала оценивают учителей по их внешнему виду, а вот педагоги воспринимают учеников по их внутренним качествам. Подобные различия встречаются у руководителей и подчинённых.

Важное значение для перцепции имеет также профессиональная принадлежность. К примеру, педагоги воспринимают людей по умению вести разговор, а вот, скажем, тренер обращает внимание на анатомию человека, а также на то, как он двигается.

Социальная перцепция сильно зависит от предыдущей оценки нашего объекта восприятия. В интересном эксперименте фиксировались преподавательские оценки 2 групп учеников. Первая группа состояла из «любимых», а вторая — из «нелюбимых» учеников.

Причём «любимые» дети специально делали ошибки при выполнении задачи, а «нелюбимые» решали её правильно. Однако учитель, невзирая на это, положительно оценивал «любимых» и отрицательно — «нелюбимых» детей.

Приписывание любых характеристик всегда осуществляется по такой модели: людям с отрицательной характеристикой приписываются негативные поступки, а положительным людям — хорошие.

Первое впечатление

Психологи выяснили, какие факторы вызывают наиболее сильное впечатление в процессе возникновения социальной перцепции. Оказалось, что обычно люди обращают внимание сначала на причёску, потом на глаза, а затем — на выражение лица незнакомца. Поэтому если вы будете радушно улыбаться своим собеседникам при знакомстве, то они воспримут вас дружелюбно и будут более позитивно настроены.

Есть 3 основных фактора, влияющих на то, как формируется первое мнение о каждом человеке: это отношение, привлекательность и превосходство.

«Превосходство» наблюдается тогда, когда личность, в чём-то превосходящая конкретного человека, оценивается намного выше и по остальным характеристикам.

Происходит глобальный пересмотр оцениваемой личности. Причём, сильнее всего на этот фактор влияет неуверенное поведение наблюдателя.

Поэтому в экстремальной
ситуации практически все люди способны доверять тем, к кому ранее и близко не подошли бы.

«Привлекательность» объясняет особенности перцепции для привлекательного по своим внешним данным партнёра. Ошибка перцепции здесь в том, что привлекательную внешне личность окружающие люди часто сильно переоценивают по её социальным и психологическим свойствам.

«Отношение» рассматривает восприятие партнёра в зависимости от нашего отношения к нему. Ошибка перцепции в этом случае заключается в том, что мы склонны переоценивать тех, кто хорошо относится к нам либо разделяет наше мнение.

Как развить перцептивные навыки

Д. Карнеги считает, что взаимная сильная симпатия и эффективное дружеское общение возникают благодаря обычной улыбке. Поэтому для развития перцептивных навыков он предлагает, прежде всего, научиться правильно улыбаться.

Для этого надо ежедневно выполнять перед зеркалом специально разработанные этим психологом упражнения.

Мимика даёт нам настоящую информацию о переживаниях человека, поэтому научившись управлять своей мимикой, мы совершенствуем навыки социальной перцепции.

Чтобы научиться различать эмоциональные проявления и развивать навыки социального восприятия, также можно использовать методику Экмана. Этот метод заключается в выделении на человеческом лице 3 зон (нос с областью вокруг него, лоб с глазами, рот с подбородком).

Проявление 6 ведущих эмоциональных состояний (к ним относятся радость, гнев, удивление, страх, отвращение и грусть) отмечается в этих зонах, что позволяет каждому человеку распознавать и расшифровывать мимические проявления другого человека.

Эта перцептивная методика получила широкое распространение не только в обычных ситуациях коммуникации, но и в психотерапевтической практике взаимодействия с патологическими личностями.

Итак, перцепция — это сложнейший механизм психологического взаимодействия человека и воспринимаемого им объекта. Это взаимодействие происходит под влиянием огромного количества факторов. Характеристиками перцепции выступают возрастные особенности, жизненный опыт человека, специфические эффекты, а также разнообразные личностные свойства.

Источник: https://ODepressii.ru/obschee/pertseptsiya.html

Психология социальной перцепции

Ошибки социальной перцепции

Человек не может жить обособленно. На протяжении всей своей жизни мы вступаем в контакт с окружающими нас людьми, формируем межличностные взаимоотношения, целые группы людей образовывают связи между собой и таким образом каждый из нас оказывается субъектом бесчисленных и многообразных отношений.

То, как мы относимся к собеседнику, какие отношения с ним формируем, чаще всего зависит от того, как мы воспринимаем и оцениваем партнера по общению. Человек, вступая в контакт, оценивает каждого собеседника, как по внешнему виду, так и по поведению.

В результате сделанной оценки формируется определенное отношение к собеседнику, и делаются отдельные выводы о его внутренних психологических свойствах. Данный механизм восприятия одним человеком другого является непременной составной частью общения и относится к социальной перцепции.

Понятие социальная перцепция было впервые введено Дж. Брунером в 1947 году, когда был разработан новый взгляд на восприятие человека человеком.

Социальная перцепция – процесс, который возникает при взаимоотношении людей друг с другом и включает восприятие, изучение, понимание и оценку людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп или социальных общностей.

Процесс социальной перцепции является сложной и разветвленной системой формирования в сознании человека образов общественных объектов в результате таких методов постижения людьми друг друга как восприятие, познание, понимание и изучение.

Термин «восприятие» не является наиболее точным при определении формирования представления наблюдателя о своем собеседнике, так как это более специфический процесс. В социальной психологии иногда применяется такая формулировка как «познание другого человека» (А.А.

Бодалев) в качестве более точного понятия для характеристики процесса восприятия человека человеком.

Специфика познания человеком другого человека заключается в том, что субъект и объект восприятия воспринимают не только физические характеристики друг друга, но и поведенческие, а также в процессе взаимодействия происходит формирование суждений о намерениях, способностях, эмоциях и мыслях собеседника.

Кроме того создается представление о тех отношениях, которые связывают субъекта и объекта восприятия. Это придает еще более значительный смысл последовательности дополнительных факторов, которые не играют столь важной роли при восприятии физических объектов. Если субъект восприятия активно участвует в общении, то это означает намерение лица установить согласованные действия с партнером с учетом его желаний намерений, ожиданий и прошлого опыта. Таким образом, социальная перцепция зависит от эмоций, намерений, мнений, установок, пристрастий и предубеждений.

Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, сопоставление их с его личностными характеристиками, толкование и прогнозирование на этом основании его действий и поступков.

Таким образом, в социальной перцепции непременно присутствует оценка другого человека, и вырабатывание в зависимости от этой оценки и произведенного объектом впечатления определенного отношения в эмоциональном и поведенческом аспекте.

Этот процесс познания одним человеком другого, оценивание его и формирование определенного отношения является неотъемлемой частью человеческого общения и может быть условно назван перцептивной стороной общения.

Существуют основные функции социальной перцепции, а именно: познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление определенных эмоциональных взаимоотношений.

Взаимопонимание это социально-психическое явление, центром которого является эмпатия.

Эмпатия — способность к сопереживанию, желание поставить себя на место другого человека и точно определить его эмоциональное состояние на основе поступков, мимических реакций, жестов.

Процесс социальной перцепции включает в себя взаимоотношения между субъектом восприятия и объектом восприятия. Субъектом восприятия называется индивид или группа, осуществляющие познание и преобразование действительности.

Когда субъектом восприятия выступает индивид, он может воспринимать и познавать свою собственную группу, постороннюю группу, другого индивида, который является членом или своей или иной группы.

Когда субъектом восприятия выступает группа, то тогда процесс социальной перцепции становится еще более запутанным и сложным, так как группа осуществляет познание, как самой себя, так и своих членов, а также может оценивать членов другой группы и саму иную группу в целом.

Существуют следующие социально – перцептивные механизмы, то есть способы, с помощью которых люди понимают, интерпретируют и оценивают других людей:

  1. Восприятие внешнего облика и поведенческих реакций объекта

  2. Восприятие внутреннего облика объекта, то есть набора его социально-психологических характеристик. Это осуществляется через механизмы эмпатии, рефлексии, атрибуции, идентификации и стереотипизации.

Познание других людей зависит также и от уровня развития представления человека о самом себе (Я – концепция), о партнере по общению (Ты – концепция) и о группе, к которой принадлежит или думает, что принадлежит индивид (Мы – концепция).

Познание себя через другого возможно через сравнение себя с другим индивидом или через рефлексию. Рефлексия это процесс осознания того, как собеседник понимает его самого.

В результате между участниками общения достигается определенный уровень взаимопонимания.

Социальная перцепция занимается изучением содержательного и процессуального компонентов процесса общения. В первом случае изучаются атрибуции (приписывания) различных характеристик субъекту и объекту восприятия. Во втором осуществляется анализ механизмов и эффектов восприятия (Эффект ореола, первичности, проекции и другие).

В целом процесс социальной перцепции представляет собой сложный механизм взаимодействия социальных объектов в межличностном контексте и находится под влиянием множества факторов и особенностей, таких как возрастные особенности, эффекты восприятия, прошлый опыт и личностные свойства.

Структура и механизмы социальной перцепции

«Идентификация» (от позднелатинского identifico – отождествлять), является процессом интуитивного отождествления, сравнения субъектом самого себя с другим человеком (группой людей), в процессе межличностной перцепции.

Термин “идентификация” является способом распознания объекта восприятия, в процессе уподобление ему.

Это, конечно, не единственный способ восприятия, но в реальных ситуациях общения и взаимодействия, люди часто используют данный прием, когда в процессе общения, предположение о внутреннем психологическом состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Существует множество результатов экспериментальных исследований идентификации – как механизма социальной перцепции, исходя из которых, выявлена взаимосвязь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением, – эмпатией.

«Эмпатия» – это понимание другого человека путем эмоционального чувствования его переживания. Это способ понимания другого человека, основанный не на реальном восприятии проблем другого человека, а на стремлении эмоциональной поддержки объекта восприятия. Эмпатия – это аффективное “понимание”, основанное на чувствах и эмоциях субъекта перцепции.

Процесс эмпатии в общих чертах сходен с механизмом идентификации, в обоих случаях присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на проблемы с его точки зрения. Известно, что эмпатия тем выше, чем больше человек способен представить себе одну и ту же ситуацию, с точки зрения разных людей, а следовательно и понять поведение каждого из этих людей.

«Аттракция» (от лат. attrahere – привлекать, притягивать), рассматривается как особая форма восприятия одного человека другим, основанная на устойчивом положительном отношении к человеку. В процессе аттракции люди не просто понимают друг друга, но формируют между собой определенные эмоциональные взаимоотношения.

На основе различных эмоциональных образуется разнообразная гамма чувств: начиная от неприятия, чувства отвращения, к тому или иному человеку, до симпатии, и даже любви к нему. Аттракция также представляется механизмом формирования симпатии между людьми в процессе общения.

Присутствие аттракции в процессе межличностной перцепции, указывает тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных), и в основном аттракция более проявляется в межличностных отношениях. Психологи выделили различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Дружба, представляется как вид устойчивых, межличностных отношений, характеризующийся устойчивой взаимной привязанностью их участников, в процессе дружбы усиливается аффилиация (стремление быть в обществе, вместе с другом, друзьями) и ожидание взаимной симпатии.

Симпатия (от греч. Sympatheia – влечение, внутреннее расположение) это устойчивое, положительное, эмоциональное отношение человека к другим людям или к группам людей, проявляющееся в доброжелательности, приветливости, оказанию внимания, восхищении.

Симпатия побуждает людей к упрощенному взаимопониманию, к стремлению познавать собеседника в процессе общения.

Любовь, наивысшая степень эмоционально-положительного отношения, воздействуя на субъект восприятия, любовь вытесняет все другие интересы субъекта, а на первый план выводятся отношение к объекту восприятия, объект становится центром внимания субъекта.

Социальная рефлексия — это понимание другого человека путем размышления за него. Это внутреннее представительство другого во внутреннем мире человека. Представление о том, что думают обо мне другие, — важный момент социального познания.

Это и познание другого через то, что он (как я думаю) думает обо мне, и познание себя гипотетическими глазами другого. Чем шире круг общения, чем больше разнообразных представлений о том, как он воспринимается другими, тем больше в конечном счете человек знает о себе и других.

Включение партнера в свой внутренний мир — самый эффективный источник самопознания в процессе общения.

Каузальная атрибуция – это интерпретация поведения партнера по взаимодействию через выдвижения гипотез о его эмоциях мотивах, намерениях, качествах личности, причинах поведения с дальнейшим их приписыванием этому партнеру.

Каузальная атрибуция тем больше обусловливает социальную перцепцию, чем больше недостаток информации о партнере по взаимодействию. Наиболее смелую и интересную теорию построения процесса каузальной атрибуции выдвинул психолог Г.

Келли, он выявил, каким образом человек осуществляет поиск причин для объяснения поведения другого человека. Результаты приписывание могут стать основой для создания социальных стереотипов.

«Стереотипизация». Стереотип – это устойчивый образ или психологическое восприятие, какого либо явления или человека, свойственное членам той или иной социальной группы. Стереотипизация — это восприятие и оценка другого человека путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы.

Это процесс формирования впечатления о воспринимаемом человеке на основе выработанных группой стереотипов. Наиболее распространены этнические стереотипы, иначе говоря, образы типичных представителей определенной нации, наделенных национальными чертами внешности и особенностями характера.

Например, существуют стереотипные представления о педантичности англичан, пунктуальности немцев, эксцентричности итальянцев, трудолюбие японцев. Стереотипы являются инструментами предварительного восприятия, позволяющие человеку облегчить процесс перцепции, и каждый стереотип имеет свою социальную сферу применения.

Стереотипы активно используются для оценки человека по социальным, национальным, или профессиональным характеристикам.

Стереотипное восприятие возникает на основе не достаточного опыта в распознавании человека, в результате чего выводы строятся на базе ограниченной информации.

Стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например, по его принадлежности к профессии, тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии ( все бухгалтеры педантичны, все политики харизматичны). В этих случаях проявляется предрасположенность извлекать информацию из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим опытом, не обращая внимания на его ограниченность. Стереотипизация в процессе социальной перцепции может привести к двум различным следствиям: к упрощению процесса познания одним человеком другого и к возникновению предубеждения.

Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/969-2010-11-19-13-06-42.html

ВашПсихолог
Добавить комментарий