Основные функции психики кратко

Основные функции психики человека и формы ее проявления

Основные функции психики кратко

Таким образом, психика возникла на определенном этапе развития живой природы в связи с формированием у живых существ способности к активному перемещению в пространстве. В процессе эволюции психика развивалась по биологическим законам от простейших до сложных форм, которые свойственны, например, обезьянам.

Необходимо отметить, что психика человека стоит на более высоком уровне развития, чем психика животных.

При этом психика является формой активного отображения субъектом объективной реальности, возникающей в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Рис. 7. Схема возникновения психического отражения

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором; в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, то есть психическое отражение − это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика − это «субъективный образ объективного мира», это совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта.

В сегодняшней психофизиологии также интенсивно обсуждается проблема субстрата психики.

Проблема может ставиться так: психика − это просто свойство нервной системы, специфическое отображение ее работы, или психика имеет также свой специфический субстрат? Единственное, что можно пока здесь сказать, это то, что психику нельзя свести просто к нервной системе. Действительно, нервная система является органом (по крайней мере, одним из органов) психики. При нарушении деятельности нервной системы страдает, нарушается психика человека.

Но как машину нельзя понять через исследование ее частей, органов, так и психику нельзя понять через исследование только нервной системы. Возможно, психика имеет и свой собственный субстрат? Хотя головной мозг − это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но содержание этой психики производится не самим мозгом, ее источником является внешний мир.

Характеристики психических процессов не выводятся только из закономерностей функционирования мозга, реализующего эти процессы.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, не с отдельными участками мозга, а с организованными совокупностями таких процессов.

То есть психика− это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Тут мы должны обратить внимание еще на одну важную особенность психики человека − человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе, не появляется сама по себе человеческая душа, если ребенок изолирован от людей.

Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у него формируется человеческая психика, в противном случае, при отсутствии общения с людьми, у ребенка ничего человеческого ни в поведении, ни в психике не появляется (феномен Маугли). Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.

), человеческая психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Психика выполняет ряд различных функций (рис.8).

Рис. 8. Основные функции психики человека (по Б.Ф. Ломову)

1. Когнитивная (познавательная) функция. Психика является свойством мозга, его специфической функцией. Эта функция носит характер отражения. Психическое отражение действительности имеет свои особенности.

Во-первых, это не мертвое, зеркальное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия.

Во-вторых, при психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека.

Поэтому одно и то же воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при различи условиях. В-третьих, психическое отражение − это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, копиями существующих предметов, явлений, событий.

2.Регуляторная функция.Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействие внешней среды, адаптируются к ней, а с другой − регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения.

Последние не могут не опосредоваться психикой, так как человек именно с ее помощью осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывая способы и приемы достижения ее результатов.

Поведение при этом выступает внешней формой проявления деятельности.

3. Коммуникативная функция. Психика обеспечивает процесс обмена информацией человека с окружающим миром с помощью сигналов и знаковых систем (речи). При помощи коммуникации человек способен объединять усилия с себе подобными и направлять их на достижение какой-либо цели.

Необходимость в организации совместной деятельности явилась одной из предпосылок появления сознания и подтолкнула первобытного человека к изобретению речевой коммуникации.

В процессе общения человек проявляет свои отношения к объектам окружающего мира и к другим людям, в процессе общения устанавливаются взаимоотношения между людьми.

Совокупность изучаемых психологией явлений и процессов, отражающих основное содержание психики человека, представляет собой мир психических явлений. Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно: 1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства (рис. 9).

Психические процессы.Психические процессы − динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Психический процесс − это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса.

Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Рис. 9. Формы проявления психики человека

Все психические процессы подразделяются на познавательные − к ним относятся ощущения, восприятие, память, мышление и воображение, эмоциональные −эмоции и чувства, регуляторные − внимание и воля.

Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности. Они обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В.П. Зинченко определяет внимание как процесс и состояние настройки субъекта на восприятие поставленных задач.

Часто в классификациях психических явлений внимание условно относят к познавательным процессам, так как само внимание никакой информации не несет, но «обслуживает» все познавательные процессы и делает их эффективными.

Внимание также может быть связано с волевыми процессами (произвольное внимание), а может, и не связано с ними (непроизвольное внимание). Поэтому отнесение внимания к какой-то категории психических явлений составляет определенную трудность.

Психические состояния. Под психическим состоянием следует понимать психологическую категорию, в состав которой входят разные виды интегрированного отражения воздействия на субъекта как внутренних, так и внешних стимулов без отчетливого осознания их предметного содержания.

Или другими словами это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в данный момент времени. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния.

При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом − трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т.п.).

Психические свойства являются высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_230737_osnovnie-funktsii-psihiki-cheloveka-i-formi-ee-proyavleniya.html

Функции психики

Основные функции психики кратко

Функции психики — это определенные свойства и качества психики, обеспечивающие адаптацию к меняющимся условиям окружающей среды. Это целостная система, в которой полноценное взаимодействие мира и человека возможно за счет взаимосвязи и взаимообусловленности всех функций.

Такое определение функций проистекает из понимания того, для чего служит психика и что обеспечивает для человеческой жизнедеятельности. Благодаря психике, человек создает собственную картину реальности на основе отражения окружающего мира и может координировать свою деятельность и поведение.

Формы такого отражения могут быть разными, и присущи они, конечно же, не только человеку. То, что отличает человека от собаки или кошки, это механизмы действия психики, которые возникли под влиянием социокультурного развития общества.

Функции психики лежат в основе таких сложных и многозначных психических процессов и явлений как память, речь, воображение, мышление, восприятие, которые, уже сами, образуют сознание.

При этом существует также низший уровень психики, уровень бессознательного, который появляется в результате неосознаваемых воздействий.

Мир психики — это внутренний душевный мир человека. Субъективная реальность, в которой существуют мысли и чувства, эмоции, интересы, мечты и планы о будущем, отношения с людьми и с самим собой. Всё, что делает человека ни на кого непохожим, уникальным. Психика подвижна и переменчива, никогда не стоит на месте, всегда развивается за счет полученного жизненного опыта.

Исследование психики даже на сегодняшний день не закончено, и поэтому не существует единого понимания всех функций. В конце XIX века было принято считать, что у психики есть только одна функция — адаптация, позволившая человеку выжить в неблагоприятных условиях среды.

Конечно же, этого объяснения было недостаточно, чтобы оправдать такие сложные явления как творчество или любовь. Сегодня в психологической литературе выделяют и описывают три функции психики, которые признаны самыми важными. Это в первую очередь, отражение окружающей действительности. Затем регуляция поведения.

И в общем смысле — осознание своего места в мире.

1. Отражение окружающей действительности

Основная способность психики, проявляющаяся в непосредственном отражении окружающей среды. Это активный свободный процесс постоянного и непрерывного познания действительности, который носит субъективный характер. Это значит, что отражение зависит от индивидуальных личностных особенностей человека и даже от конкретного психоэмоционального состояния.

Именно поэтому, так нередко люди кардинально не совпадают во мнении относительно схожих предметов или явлений. Отражение позволяет строить свою уникальную картину мира, и у каждого человека она своя. При этом, однако, субъективность восприятия не отрицает объективности реальности окружающего мира, являясь, скорее, слепком реальности.

Еще одной особенностью отражения стала способность предугадывать ход событий, а также результат своих действий на основе познания закономерностей мира и жизненного опыта.

2. Регуляция поведения

Эта функция дает возможность реагировать и отвечать на раздражители. Поведение человека, притом, является внешним проявлением внутреннего мира.

От этого зависит, какие мотивы и потребности руководят человеком, какими способами он добивается цели, какие принимает решения и планы на будущее.

Эмоции в этом случае являются каналом обратной связи, показывающим, насколько удовлетворяет человека то, что его окружает и то, что он делает.

Основная характеристика этой функции — её произвольность. Человек волевым усилием контролирует свое поведение. Это очень важно, ведь люди живут в обществе и являются социальными существами. Невозможно было бы строить взаимоотношения с людьми, без умения волевым усилием регулировать своё поведение.

3. Осознание себя и своего места в мире

Человек осознает себя личностью, со всем своеобразием черт характера и индивидуальными особенностями поведения. Понимая своё отличие от других, каждый человек считает себя частью общества, благодаря чему возможно строить межличностные отношения.

Эта функция психики во многом позволяет обеспечить приспособление человека к окружающей действительности и возможность ориентироваться в ней. Важным показателем, при этом, является адекватность в отношении к себе и к миру. Некритичное отношение искажает картину мира и мешает строить взаимоотношения.

Поведение человека, как существа социального, отличается особой сложностью. А процессы отражения и регуляции зависят от активной направленности. Поэтому выделяют активное и реактивное регулирование и отражение. Человек, за счет наличия сознания, способен не только пассивно реагировать на изменения условий среды, но строить свое собственное осознанное поведение.

Существует другие классификации, более полно или более кратко описывающие функции психики и их предназначение. Вот пример подробной классификации психических функций.

Имплицидные функции и эксплицитные функции психики

Имплицидные функции (аффективные, гностические, регуляторные). Эти функции координируют взаимодействие человека с окружающим миром. Основа имплицидных функций — нервная система и мозг, которые являются органами психической деятельности. Оттого эти функции считаются заданными изнутри.

Эксплицитные функции (коммуникативные, когнитивные, эмотивные, конативные, информационные). Они организовывают и управляют взаимодействием человека с другими людьми, с самим собой и с миром вещей. Их основой являются психика и органы чувств, и потому они считаются заданными извне.

Гностические функции

Обеспечивают получение и ассимиляцию информации о свойствах объектов в процессе взаимодействия человека и внешнего мира.

Информация, полученная извне, перерабатывается во внутренних процессах — памяти, восприятии, воображении, ощущениях, представлении и мышлении. Человек получает возможность сформировать свое представление о мире, планировать свои действия и предвидеть исход поступков.

Гностические функции лежат в основе познавательной деятельности. Результатом их работы становятся знания и интеллектуальный потенциал.

Аффективные функции

Это отношение на уровне «нужен»-«не нужен» к объектам взаимодействия, причем в конкретной ситуации, зависящей от внутреннего состояния.

Это субъективная оценка, которая влияет на отношение к объекту. Отрицательные эмоции, например, могут предупреждать об опасности определенных вещей или людей. Из этого вырастают более сложные формы — чувства, являющиеся важнейшими компонентами личности, индивидуальности, характера.

Регуляторные функции

Управляют взаимодействием с миром и налаживанием отношений с людьми.

Они преображаются в поведение человека, его действия, поступки. Отношения с людьми налаживаются благодаря соблюдению общественных ритуалов и правил, обычаев и законов. И поэтому всегда имеют нравственный компонент в своем проявлении.

Воля — основа регуляции психики в сфере предметных действий, и потому является внутренним стержнем организации личности.

Коммуникативные функции

Отвечают за связь человека и объектов взаимодействия, благодаря органам чувств, речи, мимике и прочему.

Общение с другими индивидуумами, например, возможно именно из-за наличия обратной связи, реакции одного человека на поведение другого. Общение бывает невербальное и вербальное.

В результате общения и взаимодействия с другими людьми, человек развивает в себе коммуникативность, общительность, обаяние и харизму.

Информационные функции

Обеспечивают процесс передачи сведений в знаковой и символьной форме.

Благодаря ощущению и восприятию происходит прием сведений окружающего мира. Это так же накладывает отпечаток субъективности на всю информацию. Только унификация в символах и знаках, понятных любому, делает возможность полноценного общения между людьми.

Когнитивные функции

Обеспечивают осмысленность познавательной деятельности человека.

Личностная направленность человека задает определенную установку на воображение и мышление. И потому является отправной точкой в развитии интеллекта.

Под влиянием взаимодействия с миром, формируются такие процессы, как мышление, представление, воображения. Таким образом создается внутренняя модель мира и человек может предвидеть результаты действий. Благодаря этому, например, возможно находить взаимопонимание в общении с людьми.

Эмотивные функции

Это переживание влияния окружающего мира на человека.

Контакт с любым объектом внешнего мира вызывает эмоцию – отрицательную или положительную — в зависимости от душевного состояния человека. Формами проявления эмотивных функций выступают чувства, настроения, эмоциональные состояния, аффекты и первичные эмоции.

Внутренняя оценка и переработка этих чувств позволяет строить социальные отношения.

Конативные функции

Определяют направленность деятельности человека и его поведение.

Потребности и установки, желания, интересы, склонности и увлечения — становятся мотивами предметной деятельности. Конативные функции обуславливают способность к психологической устойчивости, саморегуляции и координации действий.

Креативные функции

Это творческий потенциал деятельности человека.

При помощи механизмов экстериоризации и интериоризации происходит трансформация творческого потенциала.

Во внутренние — интериоризованные — психические состояния и свойства (память, эмоции, мышление) и во внешние — экстериоризованные — проявления возможностей человека в действиях и поведении.

Это обеспечивает такие явления в общении, как заражение, подражание, внушение, которые появляются под влиянием другого человека.

Результатом развития этих функций становится самоактуализация личности, стремление к самосовершенствованию. Человек становится творцом. И создает свою новую реальность, отвечающую его потребностям, вместо приспосабливания к окружающей действительности.

В заключение

Психическая реальность существует в 2 плоскостях: внешней, направленной на мир и координацию жизнедеятельности. И внутренней, обращенной в себя — самосознанием, рефлексией, явлением интроспекции.

Психика человека развивается всё время и процесс этот строго индивидуален, зависит от условий и образа жизни, от полученного образования, от социального окружения. Следовательно, осознанная целенаправленная деятельность оказывает влияние на развитие определенных способностей.

Всё это возможно за счет того, что функции психики тесно увязаны. Это обеспечивает целостность психики, её непрестанное развитие и саморегуляцию.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://moy-karapuzik.ru/funkcii-psixiki/

Функции психики: основные и неосновные

Основные функции психики кратко

Функции психики – уникальные качества, присущие определенному человеку, помогающие подстроиться к любым изменениям в жизни личности.

В ходе эволюционирования живой природы, происходило зарождение психических качеств, как только животные научились перемещаться в пространстве. Человек единственный, кто смог поднять наиболее высокую планку в развитии.

Каждый индивид имеет свою отличительную психику, а на душевное состояние личности влияет все происходящее. Это неврожденное качество, но и самостоятельно она не образовывается. Люди в разговоре совершенствуются, если личность с раннего возраста будет изолирована от социума, то у нее разовьется синдром «Маугли», в этом случае психика человека и поведение подобны дикому животному.

Психолог Борис Федорович Ломов выделил следующие функции психики, которые считаются основными.

Когнитивная

Эта функция закладывает основу другим, она присутствует в психике всех живых существ, живущих на планете.

Проходя через нервную систему, влияет на мозговую деятельность, отражая зеркальное копирование внешнего образа с поправкой на уникальные нетипичные личностные особенности индивида.

Когнитивная функция имеет ряд специфичных черт:

— Она динамична.

Психика никогда не останавливается в своем развитии, она меняется под действием отражающейся реальности, которая окружает человека.

— Имеет несколько образов.

Психика подвержена изменениям под влиянием психологических качеств отдельно взятой личности, ее самочувствия в эмоциональном и физическом плане в настоящий момент времени, и развития в целом ситуации. Если изучать одно и тоже влияние на разных людях, то оно будет заметно отличаться, так как оценка будет транслироваться через свою уже сформировавшуюся психику.

— Реальность отражается с психической стороны.

Вся жизнедеятельность человека наполнена картинками. Это снимки и копии происходящих событий, тех проявлений предметов, которые мы видим вокруг себя.

Отражающийся внешний мир связан с базовыми чувствами: обонятельными, тактильными, вкусовыми, зрительными, слуховыми. Они помогают человеку собрать пазл полного представления мира, почувствовать его со всех сторон.

Регуляторная

Сознание приспосабливается к влиянию и отвечает за регуляторную функцию психического процесса, формируя внутри человека побуждение к действию или к проявлению особого поведения.

Человек с ее помощью выстраивает иерархию движения в действительности:

  • определяет свои желания и мотивы в данное время;
  • определяет задачи;
  • разрабатывает способы достижения цели.

Регулятивная функция обеспечивает неосмысленное реагирование на внешние раздражающие элементы. Чуть позже, когда она зарекомендует себя и крепко осядет внутри личности, будет вырабатываться волевое качество, помогающее человеку принимать решения, отвечая за них.

Немаловажную роль играют эмоции, если организм бурно прореагировал на раздражитель извне и человек удовлетворен результатом, то он будет дальше формировать свои потребности и достигать желаемого.

Коммуникативная

Речь является для личности важнейшим и главным элементом взаимодействия с окружающими людьми. Сигналы, передающиеся в процессе общения, позволяют получить о собеседнике полную информацию о личностных качествах.

Коммуникация побуждает индивида к объединению с другими личностями для увеличения усилий по достижению поставленной цели.

Она подразделяется на:

  • вербальную (речь);
  • невербальную (мимика, жесты).

Индивид, будучи еще первобытным существом, изобрел коммуникацию, чтобы еще больше добить успехов в труде, неосознанно для себя, проходило становление его сознания.

Беря в руки палку, и взаимодействуя в общении, можно было быстрее добыть мамонта, разработав перед этим стратегию охоты, обменяться опытом с собратьями и передать знания подрастающему поколению.

Из животного мира нет подобных человеку, он с помощью невербального общения прошел путь становления от человекоподобного первобытного общества до интеллектуального высокоразвитого социума.

Аналогов речи не существует среди животных. Если только брать во внимание приматов, обменивающихся сообщениями при помощи звуковых сигналов. Но это только базовые эмоции, предупреждение об опасностях, которые не несут никакой смысловой нагрузки, отдаленно напоминая речь человека.

Существуют неосновные, но также, несомненно, нужные функции психики.

Информационная

Она неразрывно связанна с коммуникацией. Ведь только с помощью общения можно оповестить о надвигающейся опасности, описать ситуацию, предмет, рассказать о планируемых целях и задачах.

Вся информация знакова для психики. Она нагружается смыслом и передается по каналам связи прямо в мозговой центр.

На этой основе возникли различные языки для передачи информации в межличностном общении:

  • азбука Морзе;
  • пиктограммы;
  • иероглифы;
  • пантомимика;
  • мимика;
  • жестовая символика;
  • словесные языки.

Фантазия человека безгранична, а изобретательность поражает. Например, это можно проследить в детских играх, которые наполнены зашифрованным смыслом, оказывающее на неокрепшую еще психику детей положительное влияние.

Информация транслируется посредством сообщения «передача – прием», проходя обработку такими качествами, как восприятие и ощущение.

В процессе ощущения передаются только физические черты знаков, например, фонетика. А с помощью восприятия можно заметить отражение знака в целом виде, содержательно-важное сообщение для общества.

Эта наиболее необходимая функция психики из всех, которая рассчитана на долгосрочное хранение запоминающих деталей в памяти. Она преобразуется в знаковую форму, уменьшая размер поступающего материала, кажущийся объемным по размеру, до компактности хранения.

Психофизиологические качества, участвующие в информационной функции помогают личности выражать представление мира со своей точки зрения. Происходит это через уникальные черты, присущие каждому индивиду, преобразовывая их, он делать сообщение доступным для социума.

Во взаимодействии с другими, каждый человек рассматривается с предметно-личностной особенности, где предмет — это само сообщение, а личность – визуализация внешнего облика, преобразующаяся в знаковую систему.

С давних времен, люди акцентировали внимание на своем внешнем виде. Эталон красоты зависит от особенностей социума и этноса, в котором он развивается. Одни пытаются добиться длинной шеи и черных зубов, потому что в свойственном им национальном обществе это означает благосостояние семьи. Другие наоборот, красуются смуглой кожей и белозубой улыбкой.

Все индивидуально в психике, но цель у каждого одна – выделиться из толпы и заинтересовать общество, подать о себе информацию.

Эмотивная

Функция психики, отвечающая за эмоции и душевные колебания человека. Весь окружающий мир и исходящий от него посыл с подтекстом вызывает у нас ответный разнополярный всплеск эмоций, наглядным результатом такого преобразования выступает настроение.

Однако, чувства иногда сталкиваются с функцией психики, за которую отвечает мышление и первичная эмоция преобразовывается в субъективное отношение с жизненно – важной позиции.

Например, картофель, подгнивший и пророщенный в нескольких местах, выглядит неаппетитно и подлежит утилизации. Создает негативную эмоцию с чувством отвращения.

Но если взглянуть на проблему под другим углом, если дома нечего есть, а деньги на еду отсутствуют, то этот картофель очень даже неплох, из него может получиться отличное пюре.

В мозг поступает иной смысловой ряд, несущий информацию и психика откликается противоположными эмоциями.

Конативная

Русский ученый и психиатр В.Н. Мясищев конативную функцию называл «тенденцией овладения».

Психика изнутри задает нацеленность на поведенческие проявления. Благодаря ей, индивид свои знания и представления наделяет смысловой нагрузкой, задавая определенное активное направление.

Например, начальнику фирмы требуются новые кадры, компетентные в вопросах занимаемой должности. На собеседование приходят два человека, один – специалист высокого уровня, второй – только после института, с набором теоретических знаний, но располагающий в общении.

Начальник выбирает второго кандидата, аргументируя тем, что он отвечает всем заявленным требованиям.

Сам того не понимая, он бессознательно испытывает страх, что будет некомпетентен в вопросе профессиональной деятельности, поэтому удобные для него отношения с сотрудниками выступают на первый план.

Психическую сторону личности изучали длительное время, но и по сегодняшний день она остается интересной для науки. За время существования социума, функции психики практически не поменялись. Сам же индивид, не останавливается, развивается, приспосабливаясь к новым условиям.

Источник: https://psychologyc.ru/funkcii-psixiki/

Вопрос 4.Основные функции психики

Основные функции психики кратко

Вопрос 1.Предмет и задачи психологии как науки

Психология — наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы с целью объяснить поведение человека и животных, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов. Объединяет в себе гуманитарный и естественнонаучный подходы.

Включает в себя фундаментальную психологию, выявляющую факты, механизмы и законы психической деятельности, прикладную психологию, изучающую, с опорой на данные фундаментальной психологии, психические явления в естественных условиях, и практи?ческую психологию, занимающуюся применением психологических знаний на практике.

Предмет психологии

Предмет психологии понимается различно в течение истории и с позиции различных направлений психологии.

Душа (все исследователи до начала XVIII века)

Явления сознания (английская эмпирическая ассоцианистская психология — Д. Гартли, Джон Стюарт Милль, Александр Бэн, Герберт Спенсер)

Непосредственный опыт субъекта (структурализм — Вильгельм Вундт)

Приспособляемость (функционализм — Уильям Джеймс)

Происхождение психических деятельностей (психофизиология — Иван Михайлович Сеченов)

Поведение (бихевиоризм — Джон Уотсон)

Бессознательное (психоанализ — Зигмунд Фрейд)

Процессы переработки информации и результаты этих процессов (гештальт-психология — Макс Вертгеймер)

Личный опыт человека (гуманистическая психология — Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй)

Задачи психологии:

научиться понимать сущность психических явлений;

научиться управлять ими;

использовать полученные знания для повышения эффективности различных отраслей практики;

быть теоретической основой практики психологической службы.

Вопрос 2. основные этапы развития психологии

Отметим основные этапы развития психологии как науки.

I этап – психология как наука о душе (более 2 тысяч лет назад).

II этап – психология как наука о сознании (с XVII в. в связи с развитием естественных наук).

III этап – психология как наука о поведении возникает в XX в. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно за поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап – современность – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Психология изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или не осознаваемых самим человеком, а также его поведение. Таким образом, с течением времени и развитием науки изменялось понимание предмета психологии.

Вопрос 3.Методы исследования в психологии

Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни. Различают следующие виды наблюдения:

-внутреннее (применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании),

-внешнее (способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны),

-свободное,

 -включенное (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы),

-стандартизированное (выполняется по строго очерченной методической схеме и состоит в выполнении специально обученным наблюдателем определенной последовательности действий).

Эксперимент в психологии – это определённый опыт, который проводится в специальных условиях, с целью получения психологических данных путём вмешательства исследователя в процесс деятельности испытуемого. Различают следующие виды экспериментов:

-естественный

-лабораторный

-формирующийся (применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого)

-констатирующий (эксперимент, устанавливающий наличие како­ го-либо непреложного факта или явления. Эксперимент становится констатирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых)

-психолого-педагогический

Вопрос 4.Основные функции психики

Психика— форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении, деятельности регулятивную функцию.

Чаще всего выделяют 2 основные функции психики:

1)       отражение воздействий окружающего мира

2)       регуляция поведения и деятельности.

Отражение воздействий окружающей действительности.

Психическое отражение действительности имеет свои особенности.

Во-первых, это не мертвое, зеркальное, однонаправленное отражение, а сложный и постоянно изменяющийся процесс, которому присущи и противоречия.

Во-вторых, при психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие (т. е.

воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека.

Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.

В-третьих, психическое отражение — это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий.

Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого ни в коей мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира.

Регуляция поведения и деятельности.

Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения.

Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно с ее помощью человек осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения результатов.

Поведение же при этом выступает как внешняя форма проявления психики.

Помимо этих двух основных функций можно выделить еще одну:

Осознание человеком своего места в окружающем мире.

Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение.

С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.

Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 554;

Источник: https://studopedia.net/3_68108_vopros-osnovnie-funktsii-psihiki.html

Понятие, структура, функции психики

Основные функции психики кратко

ЛЕКЦИЯ 2. Развитие психики в филогенезе

Еще в глубокой древности было обнаружено, что наряду с миром вещественным, предметным, внешним, объектив­ным существуют явления невещественные, внутренние, субъективные — человеческие чувства, желания, воспоми­нания и т.д. Каждый человек наделен психической жизнью.

Психика – это свойство высокоорганизован­ной материи отражать объективную реальность, создавать психические образы и регулировать деятельность человека и его поведение.

Психика — это субъективное, сигнальное, социально обусловленное отражение действительности в системе иде­альных образов, на основе которых осуществляется актив­ное взаимодействие человека со средой.

Отражение выражает в себе способность материальных объектов в процессе взаимодействия воспроизводить в сво­их изменениях особенности и черты воздействующих на них объектов. Форма отражения зависит от формы суще­ствования материи.

В природе можно выделить три основ­ных формы отражения. Низшему уровню организации жизни соответствует физическая форма отражения, характерная для взаимодействия объектов неживой природы.

Более вы­сокому уровню соответствует физиологическая форма отра­жения.

Следующий уровень приобретает форму наиболее сложного и развитого психического отражения со специфи­ческой для человеческой психики наивысшей ступенью от­ражения — сознанием.

Психика человека формируется и проявляется в его деятельности. Человеческая деятельность служит и дви­жущей силой общественно-исторического прогресса, и средством психического развития человека.

В процессе формирования психики человека его внешние действия с материальными объектами преобразуются в умствен­ные действия.

Благодаря способности действовать в уме человек научился моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий.

Психика человека — социально обусловленный фено­мен, а не естественный продукт мозга. Однако реализуется она мозгом. Психику нельзя отрывать от работы мозга, но ее нельзя и сво­дить к нейрофизиологическим процессам.

Специфика работы человеческого мозга состоит в осо­бом способе кодирования поступающей извне информации. Психическое отражение действительности человеком – это отражение, опосредованное словесным знаком, челове­ческим понятием, сформированным в общественно-исто­рической практике.

Психика представляет собой весьма сложную систему, состоящую из отдельных подсистем, ее элементы иерархи­чески организованы и очень изменчивы.

Структура психики.Всё многообразие форм существования психического обычно объединяют в следующие группы:

1. Психические процессы — это элементарные психи­ческие явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей дейст­вительности (длятся от доли секунд до десятков минут и более). Как правило, имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.

Психические процессы подразделяются на:

а) познавательные (ощущение, восприятие, внимание, представление, воображение, память, мышление, речь);

б) эмоциональные (эмоции и чувства);

в) волевые (воля).

2. Психические состояния более продолжительны по сравнению с психическими процессами (могут продол­жаться в течение нескольких часов, дней или даже недель) и более сложны по структуре и образованию.

Они выражаются в определенном уровне, работоспособ­ности и качестве функционирования психики человека, свойственных для него в определенный момент времени. К ним относятся состояния активности или пассивности, бодрости или подавленности, работоспособности или уста­лости, раздражительности, рассеянности, хорошее или плохое настроение.

3. Психические свойства — наиболее устойчивые и посто­янно проявляющиеся особенности личности, обеспечиваю­щие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного челове­ка. К ним относятся направленность (что хочет человек?), темперамент и характер (как проявляется человек?), спо­собности (что может человек?).

4. Психические образования — это то, что становится результатом работы психики человека, ее развития и само­развития; это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и професси­онального опыта. К ним следует относить приобретенные знания, навыки и умения, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.

5. Социально-психологические явления — это психоло­гические феномены, обусловленные взаимодействием, общением, взаимовлиянием людей друг на друга и их при­надлежностью к определенным социальным общностям (классам, этносам, малым и большим группам, религиоз­ным конфессиям и т.д.).

Функции психики.Психика выполняет определенные функции: отраже­ния воздействий окружающей действительности; регу­ляции поведения и деятельности людей; осознания ими своего места в окружающем мире.

1. Отражение воздействий окружающей действительности. Психическое отражение действительности имеет свои особенности:

– это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенству­ющийся, создающий и преодолевающий свои противо­речия;

– внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики и конкрет­ные состояния человека (поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним человеком);

– это правильное, верное отражение действитель­ности (возникающие образы материального мира явля­ются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий).

2. Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с одной стороны, отра­жают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внутрен­нее содержание деятельности и поведения.

3. Осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильную адаптацию и ориентацию человека в объектив­ном мире, гарантируя ему осмысление этого мира и адекватное к нему отношение.

С другой стороны, с помощью психики человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как пред­ставителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находившегося с ними в своеобразных межличностных отношениях. Правильное осознание человеком своих личностных характеристик помогает приспосабливаться к другим людям, правильно строить общение и взаимодействие с ними, достигать общих целей совместной деятельности, поддерживать гар­монию в обществе в целом.

Источник: https://studopedia.su/11_105642_ponyatie-struktura-funktsii-psihiki.html

ВашПсихолог
Добавить комментарий