Первичные речевые расстройства

Классификация речевых расстройств первичного характера

Первичные речевые расстройства

Соотношение нозологического (клинико-педагогического) и симптомологического (психолого-педагогического) подхода выразилось в настоящее время в двух основных классификациях речевых расстройствпсихолого-педагогической (М.Е. Хватцев, Ф.А. Pay, О.В. Правдина, С.С. Ляпидевский, Б.В.

Гриншпун) и клинико-педагогической (Р.Е. Левина), которые рассматривают речевые расстройства в различных аспектах.

Обе классификации, дополняя друг друга, позволяют комплектовать группы детей с речевой патологией и обеспечивают системное дифференцированное воздействие с учетом симптоматики и механизмов нарушений речи.

Психолого-педагогическая классификация создавалась с учетом практических потребностей работы логопеда. В этой классификации характеристики расстройств речи сгруппированы от частного к общему.

Она ориентирована на выявление речевой симптоматики (симптомологический уровень) на основе психолого-лингвистических критериев.

Симптоматический уровень анализа речевых нарушений позволяет описать внешние проявления недоразвития речи, выявить нарушенные компоненты речи (общее недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие и т.д.).

Эта классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени. Выделяют следующие группы речевых нарушений:

1) фонетическое нарушение речи (ФНР) – нарушение произношения отдельных звуков;

2) фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР), наряду с нарушением фонетической стороны имеется и недоразвитие фонематических процессов;

3) общее недоразвитие речи (ОНР I, II, IIIуровней), нарушены все компоненты языковой системы (лексика, грамматика, фонетика и фонематика).

Клинико-педагогическая классификация строго не соотнесена с клиническими синдромами и ориентирована на нарушения, которые подлежат логопедической коррекции. При этом выделяют следующие расстройства: дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия, дисграфия и дислексия.

Патологические нарушения речи в зависимости от локализации подразделяются на центральные и периферические, а в зависимости от характера нарушения – на органические и функциональные.

1. Нарушения речи периферического характера

Дислалия (от греч. dis – приставка, означающая расстройство, и lalia – речь) – расстройство речи, проявляющееся в нарушении произношения звуков.

Различают механическую дислалию, связанную с анатомическими дефектами артикуляторного аппарата, и функциональную, обусловленную нарушениями функции артикулирования при сохранном строении органов артикуляции.

Причины дислалии лежат в неблагоприятных условиях развития речи или в нарушении фонематического восприятия.

Дисфония (или афония) – расстройство (или отсутствие) фонации вследствие патологических изменений ого аппарата. Отсутствует звучный голос при сохранении шепотной речи.

Ринофония – нарушение тембра голоса при нормальной артикуляции звуков речи.

Ринолалия –нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата в виде расщелин (незаращения) губы, альвеолярного отростка, десны, твердого и мягкого нёба.

Может быть открытой, когда воздушная струя при звукообразовании проходит не только через рот, но и через полость носа, и закрытой, которая проявляется в нарушениях нормальной проходимости носовой полости при аденоидах, опухолях, хронических процессах в носоглотке.

2. Нарушения речи центрального характера

Дизартрия (от греч. dis – приставка, означающая расстройство, arthron –сочленение) – нарушение звуковой системы языка (звукопроизношение, просодика, голос), обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Для дизартрии характерна ограниченная подвижность органов речи – мягкого нёба, языка, губ, вследствие чего артикулирование звуков оказывается затрудненным.

Дизартрия нередко приводит к отклонениям в овладении звуковым составом слова и к нарушениям чтения и письма, а иногда и к ОНР (неполноценность словаря, грамматики).

Алалия (от греч. а –отрицат. частица и lalia –говорю) – отсутствие или недоразвитие речи при нормальном слухе и достаточном уровне интеллекта.

Обусловлена повреждениями речевых зон коры головного мозга во время родов, заболеваниями или травмами мозга в доречевой период жизни.

Различают моторную алалию, когда ребенок вообще не может говорить, хотя понимание обращенной к нему речи не нарушено, и сенсорную алалию, когда нет понимания обращенной к нему речи при своевременно появившейся речевой активности.

Афазия (от греч. а – отрицат. частица и phasis –высказывание) – системные нарушения речи, вызванные локальными поражениями коры левого полушария (у правшей). Эти нарушения могут затрагивать фонематическую, морфологическую и синтаксическую структуры активной и пассивной речи.

По классификации А.Р. Лурия, основанной на концепции динамической локализации высших психических функций, выделяется семь форм. При поражении задней трети височной извилины левого полушария (у правшей) возникает сенсорная афазия, впервые описанная К. Вернике в 1874 г. В ее основе лежит нарушение фонематического восприятия, различение звукового состава слов.

При поражении средних отделов левой височной области (у правшей) возникает акустико-мнестическая афазия, в основе которой лежит нарушение слухоречевой памяти. При поражении задненижних отделов височной области левого полушария (у правшей) возникает оптикo-мнестическая афазия, в основе которой – нарушение зрительной памяти, слабость зрительных образов слов.

При поражении зоны третичной коры теменно-височно-затылочных отделов левого полушария (у правшей) возникает семантическая афазия, впервые описанная Г. Хэдом в 1926 г., в основе которой – дефекты симультанного анализа и синтеза. При поражении нижних отделов постцентральной коры левого полушария (у правшей) возникает афферентная моторная афазия, впервые описанная О.

Липманом в 1913 г. В ее основе – нарушение кинестезической афферентации, идущей при произнесении слов. При поражении средне- и заднелобных отделов коры левого полушария мозга (у правшей) возникает динамическая афазия, впервые описанная К. Кляйстом в 1934 г.

, в основе которой – нарушения сукцессивной организации речевого высказывания, дефекты внутренней речи, связанные с планированием речи.

Дислексия (от греч dis – приставка, означающая расстройство, и lego – читаю) – нарушение чтения, связанное с поражением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга, выражается в замедленном, часто угадывающем характере чтения. Нередко дислексия сопровождается фонетическими искажениями и неправильным пониманием простейшего текста. Тяжелая степень нарушения представляет собой алексию – отсутствие возможности чтения.

Дисграфия (от греч.

dis – приставка, означающая расстройство, grapho – пишу) – нарушение письма, при котором наблюдается характерная замена букв, напоминающая «косноязычие в письме», пропуски и перестановки букв и слогов, а также слияние слов. Письмо может нарушаться при поражении почти любого участка коры левого полушария мозга – заднелобных, нижнетеменных, височных и затылочных отделов.

Заикание –нарушение темпо-ритмической организации речи (в английской терминологии disfluens – нарушение плавности), обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Заикание имеет две формы: невротическую и неврозоподобную. Первая развивается по механизмам невроза речи и встречается чаще второй. Вторая –сопряжена с органическим поражением мозга.

К самостоятельным расстройствам относят нарушения темпа речи – брадилалию и тахилалию. Так, брадилалия –патологическое замедление темпа речи.

Проявляется в замедленной реализации артикуляционной речевой программы и имеет в своей основе усиление тормозного процесса. Тахилалия –патологическое ускорение темпа речи.

Проявляется в ускоренной ритмизации артикуляционной речевой программы и связана с преобладанием у человека процесса возбуждения.

В структуре любого речевого расстройства в той или иной пропорции сочетаются речевая симптоматика (фонетические, грамматические, лексические, фонематические, просодические нарушения) и неречевая симптоматика (нарушения моторики, познавательных, эмоционально-волевых процессов, типичные способы реагирования и личностные особенности в условиях дефекта). Задача логопсихологии выявить специфические психологические реакции, характерные для данного дефекта, и отграничить их от подобных проявлений, но обусловленных возрастными, физиологическими или индивидуальными особенностями.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Дата добавления: 2015-01-09; просмотров: 1952; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/2-1815.html

Логопедия. Ответы

Первичные речевые расстройства

 К психоневрологическим причинам он относил умственную отсталость, нарушения памяти, внимания и другие расстройства психических функций.

 Социально-психологическим причинам М. Е. Хватцев отводил важную роль, понимая под ними различные неблагоприятные влияния окружающей среды.

 Вопрос о роли внешних и внутренних факторов в этиологии речевых расстройств является одним из разделов общей проблемы причинности. Установлена тесная взаимосвязь между этими факторами в возникновении речевой патологии и в формировании ее клинической картины.

 Этиологические факторы, вызывающие нарушения речи, сложны и полиморфны. Наиболее часто встречается сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушения созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов

 Анализ этиологии речевых нарушений помогает разграничению «первичных» речевых расстройств, связанных с поражением или дисфункцией речевых механизмов, от «вторичных», наблюдаемых у детей с нарушениями интеллекта или сенсорными дефектами, а также при различных текущих заболеваниях центральной нервной системы.

 Основу для изучения этиологии речевых расстройств составляют эволюционно-динамический подход и принцип диалектического единства биологического и социального в развитии речи.

 Большую роль в нарушениях речевого развития и в возникновении невротических речевых расстройств играют социальные факторы (функциональные формы речевых расстройств). Окружающая ребенка социальная среда является не только условием, но и источником развития речи.

 Материальным субстратом речевой функции является нервная система. Поэтому при повреждении нервной системы и нарушениях ее созревания под влиянием различных факторов наиболее часто отмечаются различные нарушения речи (органические центральные формы речевых расстройств).

Многие виды речевых расстройств возникают под влиянием воздействия на развивающийся мозг ребенка различных неблагоприятных факторов.

Различные соматические заболевания и болезни обмена веществ могут быть как благоприятными условиями для возникновения речевых расстройств, так и в некоторых случаях их непосредственными причинами.    

 4 Понятие о структуре речевых дефектов. Первичные и вторичные нарушения.

 Под структурой речевого дефекта понимается совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей.

В структуре речевого дефекта выделяется первичное, ведущее нарушение (ядро) и вторичные дефекты, которые находятся в причинно-следственных отношениях с первыми, а также системные последствия.

Различная структура речевого дефекта находит свое отражение в определенном соотношении первичных и вторичных симптомов, что во многом определяет специфику целенаправленного логопедического воздействия.

 При устранении речевых нарушений используются понятия: «логопедическое воздействие», «коррекция», «компенсация», «развитие», «обучение», «воспитание», «перевоспитание», «коррекционно-восстановительное обучение» и др.

 Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением.

 Коррекция нарушений речи — это исправление речи или ослабление симптоматики нарушений речи (устранение, преодоление речевых нарушений).

 Компенсация представляет собой сложный, многоаспектный процесс перестройки психологических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма.

Компенсаторная перестройка включает восстановление или замещение утраченных или нарушенных функций, а также их изменение. Важнейшую роль в компенсации играет центральная нервная система.

Развитие и восстановление несформировавшихся и нарушенных речевых и неречевых функций осуществляются на основе специальной системы логопедического воздействия, в процессе которой формируются компенсации.

 Обучение — это двусторонний управляемый процесс, включающий активную познавательную деятельность детей по усвоению знаний, умений и навыков и педагогическое руководство этой деятельностью. Процесс обучения выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функцию в их органическом единстве.

 Воспитание — это целенаправленное, систематическое, организованное управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества.

 В процессе перевоспитания осуществляются коррекция и компенсация личностных особенностей лиц с нарушениями речевой деятельности.

 При локальных поражениях головного мозга в логопедической работе используется восстановительное обучение, которое направлено на восстановление нарушенных речевых и неречевых функций.

В основе этого обучения лежит опора на сохранное звено функции и перестройка всей функциональной системы.

Термин «восстановление речи» используется для обозначения обратного развития нарушенной речи при афазии.

 Логопедическое воздействие может быть направлено как на устранение нарушений речи (например, дислексии), на исправление (например, звукопроизношения), так и на преодоление отрицательных симптомов неречевых нарушений (например, психологических особенностей заикающихся).          

 5 Принципы анализа речевых нарушений (по Р.Е. Левиной). Принципы и методы логопедического обследования.

 Целью анализа речевых нарушений является выяснение структуры дефекта и научное обоснование направления и содержания исследований речевой патологии в детском возрасте. Принципы анализа речевых нарушений составляют основу их классификации и разработки научно обоснованных путей и методов предупреждения, преодоления и коррекции.

 Одним из первых исследователей, сформулировавших принципы анализа речевых нарушений, адекватных средствам логопедии как педагогической науки, была Р. Е. Левина.

Ею выделены три принципа: развития, системного подхода и рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития ребенка.

Эти принципы остаются ведущими в логопедии при анализе речевых нарушений.

 Принцип развития предполагает эволюционно-динамический анализ возникновения дефекта.

 Важно не только описание речевого дефекта, но и динамический анализ его возникновения. У детей, нервно-психические функции которых находятся в процессе непрерывного развития и созревания, необходимо оценить не только непосредственные результаты первичного дефекта, но и его отсроченное влияние на формирование речевых и познавательных функций.

 Анализ речевого дефекта в динамике возрастного развития ребенка, оценка истоков его возникновения и прогнозирование его последствий требуют знания особенностей и закономерностей речевого развития на каждом возрастном этапе, предпосылок и условий, обеспечивающих его развитие.

 Анализ речевых нарушений с позиций развития позволяет выделить ведущий дефект и связанные с ним вторичные нарушения. При анализе речевого нарушения важное значение имеет оценка деятельности ребенка.

 У ребенка первого года жизни ведущая форма деятельности эмоционально-положительное общение со взрослым, которая является основой для формирования предпосылок речевого общения.

У детей, у которых этот вид деятельности развивается слабо, например, длительная болезнь, требующая госпитализации, или недостаточное общение с окружающими, предпосылки речевого развития формируются недостаточно, и такой ребенок в первые годы жизни может отставать в развитии речи.

 У ребенка второго года жизни ведущей формой деятельности, стимулирующей его речевое развитие, является предметно-действенное общение со взрослым.

Если на этом возрастном этапе не происходит смены ведущей формы деятельности, продолжает преобладать эмоционально-положительное общение, то у ребенка возникает отставание речевого развития.

Подобное наблюдается у детей с церебральным параличом.

 С трех лет жизни ведущей формой деятельности становится игра, в процессе которой происходит интенсивное развитие речи. Ряд зарубежных авторов предлагает игру как способ оценки и прогнозирования речевого развития, а также в целях коррекции речевых расстройств

  И наконец, в школьном возрасте ведущая учебная деятельность составляет основу совершенствования устной и развития письменной речи ребенка.

 Принцип системного подхода основывается на системном строении и системном взаимодействии различных компонентов речи: звуковой стороны, фонематических процессов, лексико-грамматического строя.

 Нарушения речи могут в разной степени затрагивать те или иные компоненты ее деятельности.

В одних случаях больше нарушается ее звукопроизносительная сторона, страдает внятность речи — фонетические расстройства; при других — нарушения звукопроизношения сочетаются с недостаточным овладением звуковым составом слов — фонетико-фонематические нарушения. В этих случаях неизбежны трудности в усвоении чтения и письма.

 Когда нарушение охватывает фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую систему, проявляется так называемое общее недоразвитие речи, при котором лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения представляют собой единый взаимосвязанный комплекс.

 Взаимосвязь различных компонентов речи отчетливо выражена в процессе ее развития. Фонетическое развитие способствует накоплению словаря и расширению грамматических средств.

  Принцип системного подхода в анализе речевых нарушений обоснован как системным взаимодействием между различными компонентами языка, так и нейрофизиологическими данными о формировании функциональной речевой системы.

 Этот принцип составляет основу педагогической классификации речевых расстройств, комплектования специальных учреждений для детей с нарушениями речи, а также определяет пути и методы преодоления и предупреждения речевых расстройств.

 Третьим принципом анализа речевых нарушений, выдвинутым Р. Е. Левиной, является связь речи с другими сторонами психического развития ребенка.

 Все психические процессы у ребенка — воспитание, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение — развиваются с прямым участием речи (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец и др.).

 У ребенка с нарушениями речи при отсутствии соответствующих коррекционных мероприятий может замедляться темп его интеллектуального развития. В силу дефекта речи он мало общается с окружающими, круг представлений в связи с этим значительно ограничивается, темп развития мышления замедляется.

 Речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием мыслительных процессов. Ребенок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает возможность ее по-новому усваивать.

Речь перестраивает все основные психические процессы ребенка: с ее участием восприятие приобретает обобщенный характер, развиваются представления, совершенствуется мнестическая деятельность.

По мере развития лексико-грамматической стороны речи у ребенка становятся возможными также такие интеллектуальные операции, как сравнение, анализ и синтез.

 При анализе речевых нарушений важно учитывать возраст ребенка, его социальное и семейное окружение, возможные этиологические и патогенетические факторы возникновения речевых расстройств.

 Таким образом, для анализа речевых нарушений на основе взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития ребенка необходим комплексный подход в изучении детей.

Источник: https://www.freepapers.ru/16/logopediya-otvety/11966.114374.list2.html

Речевые нарушения артикуляции речи: виды, коррекция, профилактика

Первичные речевые расстройства

Нарушение речи — это распространенное на сегодняшний день явление среди детей и взрослых. В любых своих проявлениях оно осложняет жизнь человека, создавая трудности от психологического дискомфорта при общении до серьезных ограничений в социальной адаптации.

Какие речевые нарушения встречаются у детей и взрослых, причины и условия их возникновения, методы коррекции и предупреждение — об этом и поговорим.

Но сначала дадим определение этому явлению.

Что такое нарушение речи

Нарушение речи — это обобщенное понятие любого отклонения от нормы речевой деятельности человека.

Проявления его самые разные — неправильная артикуляция, неверное слуховое восприятие речи, искажение ее ритмичности, а также полное или частичное отсутствие вследствие тяжелых нарушений деятельности центральной нервной системы.

Отсутствие свободы в общении, помехи при адаптации в социуме и разного рода психологические проблемы — результат неполадок и проблем в речевой сфере.

Специальная наука, изучающая дефекты речи, способы их предупреждения и коррекции, — это логопедия.

Вот как она классифицирует нарушения речевой функции.

Современная классификация речевых нарушений

Различают две типологии речевых нарушений, построенных по разным признакам: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая.

Клинико-педагогическая классификация

Согласно клинико-педагогической классификации речевые нарушения группируются по характеру их проявления, по причине возникновения, а также подразделяются для устной речи и письменной.

Краткая характеристика их основных видов приведена в таблице:

Психолого-педагогическая классификация

Психолого-педагогическая классификация построена для организации действенной работы по коррекции дефектов речи.

Ее основными звеньями являются:

  • ОНР — так называется в специальной психологии общее недоразвитие речи — ее расстройство при полноценном слухе и интеллекте
  • ФФНР — фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушенное звукопроизношение при нормальном слухе и умственных способностях
  • нарушенная коммуникация — заикание

При патологиях речевой деятельности, слуха и нарушенном интеллекте имеет место «системное недоразвитие речи», сопровождающее такие заболевания как ДЦП, синдром Дауна и др.

Расстройства речи, как результат сбоя в работе организма в целом, являются предметом изучения и воздействия не только в логопедии, но и в психологии, неврологии, хирургии.

Каковы же причины, по которым нарушается слаженная деятельность организма и возникают речевые патологии?

Причины и виды расстройств речи

Причины первичных речевых отклонений у дошкольников достаточно разнообразны.

Среди них:

  • внутриутробные патологии, травмы и перенесенные инфекционные болезни во время беременности;
  • травмы во время родов, асфиксия, недоношенность;
  • генетическая предрасположенность, когда случаи нарушения речи есть в семье;
  • серьезные заболевания первых лет жизни, например, менингит, воспалительные процессы, приводящие к снижению или потере слуха, травмы;
  • неблагоприятная атмосфера в семье, когда ребенок лишен заботы и любви; отсутствие или ограниченность эмоционального и речевого общения; педагогическая запущенность;
  • врожденные или приобретенные дефекты органов артикуляции.

Причинами возникновения отклонений речи у взрослых являются тяжелые болезни, стрессы, а также речевые дефекты, оставшиеся с детских лет.

Речевые нарушения бывают двух видов:

  • органические, которые возникают вследствие поражения органов, например, при черепно-мозговых травмах;
  • функциональные, когда нарушается функция речи, например, при психоэмоциональных перегрузках.

Механизм расстройства речевой деятельности — это сложный процесс.

Поэтому при диагностике тщательно изучаются причины возникновения дефектов, определяется их вид и степень тяжести на основании существующих классификаций, проводится обследование всех сторон речи, чтобы поставить точный диагноз и назначить лечение. Одновременно выясняется необходимость в специальном обучении дошкольников с тяжелыми нарушениями речевой деятельности.

Лечение и коррекция речевых нарушений

Речевые патологии, кроме медикаментозного лечения, необходимого при тяжелых формах, эффективно корректируются логопедическими упражнениями, массажем, дыхательной гимнастикой, иглоукалыванием, физиопроцедурами, использованием методик для восстановления психоэмоционального состояния.

Значительная роль в реабилитации больных с нарушениями речи отведена логопедическим методам коррекции.

Это:

  • упражнения ые, дыхательные, артикуляционные, речевые, для развития крупной и мелкой моторики;
  • использование наглядных средств, таких как картинки, иллюстрации, рисунки, кинофильмы, аудиозаписи;
  • словесное воздействие — чтение, беседа;
  • логопедический массаж;
  • творческие занятия — песочная терапия, сказкотерапия, музыкотерапия, изотерапия, цветотерапия.

Расстройства речи не лучшим образом сказываются на состоянии других психических функций. Дети с речевой патологией, особенно в тяжелой ее форме, отличаются невнимательностью, неуклюжестью, неповоротливостью. Они обидчивы, не уверены в себе, избегают общения, агрессивны и остро нуждаются в помощи и заботе.

Как предупредить возникновение подобных нарушений в работе детского организма?

Профилактика речевых нарушений

Вот основные шаги, которые можно сделать для избежания нарушения речи у детей:

  1. Профилактические осмотры детей дошкольного возраста у психоневролога, окулиста, оториноларинголога, логопеда, стоматолога, дают возможность выявить дефекты речевого развития в самом зачатке, когда шанс успешной коррекционной работы значительно выше.
  2. Активное эмоциональное и речевое общение с первых дней жизни ребенка — необходимое условие его правильного развития. Проявляйте интерес, симпатию, нежность, дружелюбие, умиление, радость, любовь. И разговаривайте. А еще пойте колыбельные. Душевное общение — это наилучшая профилактика от любых болячек.
  3. С малышом постарше занимайтесь пальчиковой гимнастикой. Выполнение определенных действий пальцами рук внешне выглядит, как игра, но в это время в организме запускаются сложнейшие процессы, которые формируют будущую речь вашего крохи. Массаж пальчиков и ладошек под любимый стишок создает образы, прививает чувство ритма, тренирует память, поднимает настроение. По мере взросления детки с удовольствием закручивают крышки, лепят, конструируют, складывают мозаику, рисуют, пересыпают крупы, застегивают молнии и замочки. Эти занятия для мелкой моторики способствуют развитию речи.
  4. Занятия артикуляционной гимнастикой делают подвижными язычок, щечки, губки и помогают предотвратить нарушение речи у детей. Ее желательно выполнять регулярно, от простых упражнений к сложным. Для того, чтобы ребенку было понятно, где должен находиться язык при произношении того или иного звука, как открывать рот и надо ли вытягивать губы, лучше заниматься перед зеркалом.
  5. Дыхательная гимнастика, разумеется, в форме игры, тоже не менее полезна. Мыльные пузыри, игры на дудочке или губной гармошке, бульканье через соломку в стакане с водой, надувание шаров помогают сформировать навык регулировать поток воздуха, увеличивать продолжительность выдоха, дышать равномерно.
  6. Читайте сказки, стишки, потешки, скороговорки. Разыгрывайте сценки, спектакли. Сочиняйте сценарии. Учите наизусть стихи. Разгадывайте загадки. Играйте в словесные игры.
  7. Гуляйте, по возможности, на природе — в лесу, сквере, парке. Замечайте, как живут насекомые, обращайте внимание на краски вокруг, наблюдайте за облаками. Общение с природой раскрепощает, обогащает эмоции, снимает мышечные зажимы, убирает страхи, воспитывает открытость и доверие миру.
  8. Обеспечьте ребенку благоприятную и доброжелательную атмосферу дома. Помогайте ему правильно проходить стрессовые ситуации. Воспитывайте у него желание помогать, заботиться, сопереживать и обязательно верить в себя, отстаивать свою точку зрения, договариваться, идти на компромисс.

Давайте постараемся сделать все, что в наших силах, чтобы избежать проблем с речью у наших детей.

Ответы на вопросы

А вот несколько вопросов с ответами на них по теме нарушения речи у детей:

Обобщая сказанное

Нарушения речи существуют столько же, сколько и человеческое слово. И во времена Гиппократа лечили потерю голоса, заикание, косноязычие. Современная медицина, несомненно, ушла далеко вперед в лечении речевых расстройств. Но и статистика не радует: людей с речевыми патологиями с каждым годом становится все больше.

Очень уязвимы дети дошкольного возраста, чьей несформировавшейся психике трудно справиться с интенсивным потоком информации.

Но все поправимо! Эффективность коррекционной работы зависит от многих факторов. Прежде всего это дружный тандем родителей, педагогов и медиков. А еще — упорство и вера в успех.

Речевые нарушения артикуляции речи: виды, коррекция, профилактика Ссылка на основную публикацию

Источник: https://KakGovorit.ru/narushenie-rechi

«Виды речевых нарушений и причины их возникновения»

Первичные речевые расстройства

«Виды речевых нарушений и причины

их возникновения»

Подготовила:

Воспитатель Остапович А.Ю.

Нарушение речи определяется отклонением речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде.

Возникнув, речевые нарушения самостоятельно не исчезают, а закрепляются, не соответствуют возрасту говорящего, требуют того или иного логопедического вмешательства.

Неправильная речь ребенка может отражаться на его дальнейшем развитии, задерживая и искажая его, может затруднять обучение в школе.

Современные классификации речевых нарушений ориентированы, в первую очередь, на дифференциацию первичных нарушений.

Клинико-педагогическая классификация

Все виды нарушений, рассматриваемые в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная.

Нарушения устной речи могут быть разделены на два типа: 1) фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи, и 2) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными или полиморфными нарушениями речи.

Нарушения письменной речи подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен. При нарушении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нарушении рецептивной письменной деятельности – расстройства чтения.

1.Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.

2. Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений. В случае несформированности процессов чтения и письма (в ходе обучения) говорят об алексии и аграфии.

Познакомимся с различными видами речевых нарушений:

Дисфония (афония) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений ого аппарата. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония).

Брадилалия – патологически замедленный темп речи.

Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.

Заикание – нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка.

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Проявляется в неправильном звуковом оформлении речи: в искаженном произнесении звуков, в заменах звуков или в их смешении.

Дефект может быть обусловлен тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база (не усвоен весь набор артикуляционных позиций, необходимых для произнесения звуков) или неправильно сформировались артикуляторные позиции, вследствие чего продуцируются ненормированные звуки.

Особую группу составляют нарушения, обусловленные анатомическими дефектами артикуляционного аппарата.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннвервации речевого аппарата.

Дизартрия является следствием органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам. По локализации поражения ЦНС выделяют различные формы дизартрии. По тяжести нарушения различают степень проявления дизартрии.

Ринолалия – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосо-выдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс.

При ринолалии наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи (а не отдельных, как при дислалии).

Нарушения структурно – семантического (внутреннего) оформления высказывания представлены двумя видами: алалией и афазией.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Наблюдаются грубые семантические дефекты.

Нарушено управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слов.

Встречается несколько вариантов алалии в зависимости от того, какие речевые механизмы не сформированы и какой из их этапов (уровней) преимущественно страдает.

Афазия – полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь уже была сформирована.

Психолого-педагогическая классификация появилась с той целью, чтобы определить степень возможного влияния на исправления нарушений речи ребенка во время педагогического процесса (занятий с логопедом).

Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы.

Первая группа – нарушение средств общения:

1. Фонетическое недоразвитие речи – дети не произносят отдельные звуки, других отклонений у них не наблюдается.

2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

3. Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

В качестве общих признаков отмечаются: позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения, дефекты фонемообразования.

Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребенка общее недоразвитие подразделяется на три уровня.

Вторая группа – нарушения в применении средств общения

Сюда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.

Причины речевых нарушений. В специальной и справочной литературе описываются причины, предрасполагающие к возникновению речевых нарушений. Их принято делить на две группы:

органические (приводящие к нарушению механизмов в центральном или периферическом речевом аппарате);

функциональные (нарушающие нормальную работу речевого аппарата).

В группу органических причин включают следующие неблагоприятные обстоятельства:

1. Внутриутробная патология, приводящая к нарушению развития плода.

Влияние вредного фактора или их сочетания в этот период может приводить к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка, в том числе и речевых зон коры головного мозга. К таким факторам относятся:

  • Внутриутробная гипоксия плода (кислородное голодание), причины

которой могут быть разными – гестоз (токсикоз) первой и второй половины

беременности, нефропатия, угроза выкидыша, патология плаценты, повышение

артериального давления, соматические (общие) заболевания матери (сахарный

диабет, нефрит, заболевания сердечно-сосудистой системы).

  • Вирусные заболевания, перенесенные матерью в период беременности

(краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез,

полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция). К заболеваниям,

наносящим наибольший вред для плода, относится, в первую очередь, краснуха.

Заболевание краснухой в первые месяцы беременности может служить причиной

тяжелых пороков развития ребенка (глухоты, слепоты, умственной отсталости,

пороков сердечно-сосудистой системы). Опасным повреждающим действием на

плод обладает цитомегаловирус. Инфицирование этим вирусом на ранних стадиях беременности приводит к гибели эмбриона и самопроизвольному аборту.

  • Травмы, падения и ушибы матери. Особенно, если ушиб приходился на

область живота. Могут приводить к отслойке плаценты и преждевременным родам.

  • Несовместимость крови матери и плода. Проникая через плаценту,

антитела вызывают распад эритроцитов плода, выделение токсического вещества –непрямого билирубина. Его действие поражает отделы мозга, что приводит к

врожденной патологии слуха и речи.

  • Нарушения сроков вынашивания плода (гестации) – недоношенность

(менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель)

  • Курение, прием алкоголя и наркотических веществ.

  • Прием лекарственных препаратов. Существуют лекарственные средства, которые противопоказаны при беременности, или должны применяться с осторожностью.

  • Профессиональные вредности (повышенные физические нагрузки, работа с химически активными вредными веществами, воздействие различных видов излучения – ультрафиолетового, ионизирующей радиации).

  • Стрессовые состояния матери во время беременности могут приводить к гипоксии плода.

Наследственная предрасположенность, генетические аномалии.

По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата. Например, неправильная посадка и комплектация зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого неба (расщелины неба), а также особенности развития речевых зон головного мозга. Выявлена наследственная предрасположенность к возникновению заикания.

3. Вредности родового периода:

  • Родовые травмы, приводящие к внутричерепным кровоизлияниям.

Причины родовых травм могут быть разные – узкий таз матери, механическая

стимуляция, применяющаяся во время беременности (наложение щипцов на головку ребенка, выдавливание плода). Внутричерепные кровоизлияния, вызванные этими обстоятельствами, могут затрагивать речевые зоны головного мозга.

  • Асфиксия – недостаток снабжения головного мозга кислородом вследствие нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины. Вызывает минимальные органические повреждения головного мозга.

  • Малая масса тела новорожденного (менее 1500 г) и последующее

проведение интенсивных реанимационных мероприятий (например, искусственная вентиляция легких, длящаяся более 5 дней).

  • Низкий балл по шкале Апгар (общепринятый метод оценки состояния

новорожденного непосредственно после рождения).

4. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни. В раннем возрасте неблагоприятными для речевого развития являются следующие

обстоятельства:

  • Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит), приводящие к повреждению центральной нервной системы, снижению или потере слуха.

  • Травмы и ушибы головного мозга, в тяжелых случаях приводящие к

внутричерепным кровоизлияниям, нарушению речевого развития или утрате

имеющейся речи. Тип и тяжесть речевого нарушения будет зависеть от локализации (очага) повреждения головного мозга.

  • Травмы лицевого скелета, приводящие к повреждению периферического

отдела речевого аппарата (перфорация неба, выпадение зубов). Приводят к

нарушению произносительной стороны речи ребенка.

  • Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания

среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному

снижению слуха, нарушению речевого развития ребенка.

В группу функциональных нарушений включают факторы, которые приводят к нарушению речевого развития ребенка под влиянием:

1. Неблагоприятных социально-бытовых условий жизни ребенка,

приводящих к педагогической запущенности. Для того, чтобы научиться говорить, ребенку необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность видеть окружающие предметы, запоминать названия, произнесенные взрослыми. В сороковых годах прошлого столетия появился термин – синдром госпитализма.

Это понятие возникло в домах ребенка, где находились дети – сироты, родители которых погибли во второй мировой войне.

Несмотря на хорошие бытовые условия содержания, среди прочих проблем у этих детей отмечалась задержка речевого развития, связанная с недостатком речевого общения – обслуживающий персонал не мог уделить детям такое же внимание, как это делала бы мать.

2. Соматической ослабленности – длительно болеющие и часто госпитализируемые дети могут начать говорить позже своих сверстников.

3. Психологических травм, вызванных испугом или стрессом; психических заболеваний, которые могут стать причиной серьезных речевых нарушений –

заикания, задержки речевого развития, мутизма (прекращения речевого общения с окружающими под влиянием психической травмы).

4. Подражания речи окружающих людей. Общаясь с людьми, страдающими

нарушениями речи, ребенок может усвоить неправильные варианты произношения некоторых звуков, например, звуков р и л; ускоренный темп речи. Известны случаи появления заикания по подражанию. В дошкольном возрасте речь ребенка ранима и легко может подвергаться перечисленным неблагоприятным воздействиям.

Для правильного речевого развития и профилактики речевых нарушений у детей необходимо здоровое речевое окружение с самого рождения. Будьте другом и помощником ребёнку, вместе с ним совершенствуйте свою речь.

Источник: https://infourok.ru/vidi-rechevih-narusheniy-i-prichini-ih-vozniknoveniya-3392463.html

ВашПсихолог
Добавить комментарий