Потребность в восхищении

10 невротических наклонностей, лишающих человека свободы

Потребность в восхищении

В предыдущей статье я выложила материал по книге Карен Хорни  «Невротическая личность нашего времени».

Давайте все же поймём, кого Хорни называла невротиками.

Вот что пишет она в своей книге:

Довольно часто в наше время мы пользуемся термином «невротик», не имея, однако, какого-либо ясного представления о том, что он обозначает. Нередко под ним понимается не более чем слегка высокомерный способ выражения неодобрения: тот, кто ранее довольствовался бы словами «ленивый», «ранимый», «чересчур требовательный» или «подозрительный», теперь, вероятно, скажет «невротичный».

Однако мы действительно имеем в виду нечто определенное, когда используем этот термин, и, не вполне осознавая это, опираемся на особые критерии при его выборе.

Во-первых, невротики отличаются от нормальных индивидов своими реакциями.

Например, мы будем склонны считать невротичной девушку, предпочитающую ничем не выделяться, отказывающуюся от получения более высокой оплаты и не стремящуюся к достижению более высокого положения, или художника, зарабатывающего всего 30 долларов в неделю и предпочитающего довольствоваться малым вместо того, чтобы трудиться и стремиться к большему.

Причина, по которой мы будем называть таких людей невротичными, заключается в том, что большинство из нас знакомо только с таким образцом поведения, который подразумевает стремление преуспеть в жизни, опередить других, заработать больше того минимума, который необходим для нормального существования.

Эти примеры показывают, что применяемый нами критерий при определении человека как невротичного заключается в том, совпадает ли его образ жизни с каким-либо из принятых в наше время образцов поведения.

Хорни пишет, что “сам термин «невротичный», хотя он и является медицинским по происхождению, не может теперь использоваться без учета культурных аспектов его значения.

Можно диагностировать перелом ноги, не зная культурную принадлежность пациента, но называть индейского мальчика психопатом, потому что он говорит, что имеет видения, в которые верит, – это огромный риск.

В своеобразной культуре этих индейцев способность к переживанию видений и галлюцинаций рассматривается как особый дар, благословение духов, и способность вызывать их умышленно стимулируется как дарующая особый престиж имеющему их лицу.

Понятие о том, что является нормальным, видоизменяется не только в различных культурах, но также, с течением времени, в пределах одной и той же культуры.

Например, в наше время, если зрелая и независимая женщина сочла бы себя «падшей», «недостойной любви со стороны порядочного человека» только потому, что ранее вступала в сексуальные отношения, окружающие заподозрили бы у нее невроз. Примерно сорок лет тому назад такое чувство вины считалось бы нормальным.

Каждый образованный человек понимает, что в границах того, что считается нормальным, имеются вариации.

Мы приходим к нашим представлениям о нормальности через одобрение определенных стандартов поведения и чувств внутри определенных групп, которые налагают эти стандарты на своих членов. Но стандарты видоизменяются в зависимости от культуры, эпохи, класса и пола…

Так что невроз предполагает отклонение от нормы.

Такой критерий является очень важным, хотя и недостаточным. Люди могут отклоняться от общего образца, и не страдая неврозом.

Хорни пишет, что причиной невроза может быть ригидность характера, то есть

отсутствие гибкости, которая позволяет человеку реагировать различным образом на разные ситуации.

Например, нормальный человек становится подозрительным, когда чувствует или видит причины для этого; невротик может быть подозрительным все время, независимо от ситуации, осознает он свое состояние или нет.

Нормальный человек способен видеть различие между искренними и неискренними комплиментами; невротик не проводит различия между ними или ни при каких условиях им не верит.

Нормальный человек будет ощущать злобу, если почувствует ничем не оправданный обман; невротику достаточно любого намека (доже если он осознает, что это делается в его интересах), чтобы разозлиться.

Нормальный человек может временами испытывать нерешительность, столкнувшись с важным и трудным вопросом, невротик постоянно находится в нерешительности.

Невроз, это когда женщина, обладая блестящей внешностью, не считает себя привлекательной.

Другими словами, невротик сам стоит у себя на пути.

Существенно важный фактор, общий для всех неврозов- это тревога и те защиты, которые выстраиваются против нее.

Какой бы запутанной ни была структура невроза, тревога является тем мотором, который запускает невротический процесс и поддерживает его течение.

Невротик,  всегда страдает больше, чем нормальный человек. Ему неизменно приходится платить за свои защиты чрезмерную плату, заключающуюся в ослаблении его жизненной энергии и дееспособности или, в особенности, в ослаблении его способности к достижениям и получению удовольствия в результате указанного мной различия.

В действительности невротик – постоянно страдающее лицо.

Хорни пишет , что невроз не всегда можно наблюдать извне. Даже сам невротик может не осознавать того, что он страдает. Если описывать какие-то признаки невроза, часто человек может узнать их в другом, но не признавать в себе.

ПРи неврозе человек испытывает серьезный внутренний конфликт. Невротические симптомы – это не сам вулкан, а скорее его извержения, в то время как патогенный конфликт, подобно вулкану, спрятан глубоко внутри человека и неведом ему.

Говоря более точно, сходство заключается не столько в тех переживаниях, в результате которых произошло данное расстройство, сколько в тех конфликтах, которые в действительности движут человеком.

Таке же Хорни пишет, что проблемы невротика отличаются от проблем, волнующих нормального человека в нашей культуре, лишь по степени выраженности.

Огромному большинству из нас приходится бороться с проблемами соперничества, эмоциональной изоляции, недоверия со стороны других и страхами перед неудачами. Это лишь некоторые из тех проблем, которые могут иметь место при неврозе.

Наблюдаемые отношения в общем плане можно классифицировать следующим образом: во-первых, отношения любви, привязанности и расположения человека (как к другим людям, так и с их стороны); во-вторых, отношения, связанные с оценкой «Я»; в-третьих, отношения, связанные с самоутверждением; в-четвертых, с агрессией; в-пятых, с сексуальностью.

Что касается первой группы, то одной из доминирующих черт невротиков в наше время является их чрезмерная зависимость от одобрения или расположения со стороны других людей.

Все мы хотим, чтобы нас любили и ценили, но у людей, страдающих неврозом, их зависимость от привязанности или одобрения несоразмерна тому значению, которое другие люди имеют в их жизни.

Хотя всем нам хочется хорошего отношения со стороны дорогих нам людей, у невротиков имеет место неразборчивый голод на благорасположение или высокую оценку, безотносительно к тому, любят ли они сами данного человека или имеет ли для них какое-либо значение суждение этого лица.

Чаще они не осознают это безграничное стремление, но выдают его наличие своей чувствительностью, когда не получают того внимания, какого хотят. Например, они могут чувствовать обиду, если кто-либо не принимает их приглашения, не звонит им некоторое время или если просто расходится с ними во мнении. Эта чувствительность может скрываться под маской безразличия.

Кроме того, имеется заметное противоречие между их желанием получать любовь от других и их собственной способностью питать это чувство.

Чрезмерные требования относительно заботливого отношения к их желаниям могут соседствовать с таким же полным отсутствием заботы о других. Данное противоречие не всегда проявляется внешне.

Невротик может, например, быть сверхзаботливым и готовым помогать каждому. Но в этом случае

можно заметить, что он действует под влиянием навязчивых побуждений, вместо того чтобы непроизвольно излучать теплоту.

Внутренняя незащищенность, выражаемая в этой зависимости от других, является второй чертой, которая поражает нас в невротиках при их внешнем наблюдении.

Постоянно присущими им характерными чертами являются их чувства неполноценности и несоответствия. Они могут проявляться множеством способов – такими, как убежденность в своей некомпетентности, глупости, непривлекательности, которые могут существовать без какой-либо основы в реальности.

Представления о себе как неумном человеке можно найти у людей с весьма высоким интеллектом, а представления о своей непривлекательности – у очень красивых женщин.

Эти чувства неполноценности могут открыто проявляться в форме жалоб или тревог, а приписываемые себе недостатки восприниматься как факт, не требующий доказательств.

С другой стороны, они могут быть скрыты за компенсаторными потребностями в самовозвеличивании, за навязчивой склонностью показывать себя в выгодном свете, производить впечатление на других и на самого себя, используя все возможные атрибуты, сопутствующие престижу в нашей культуре, такие, как деньги, коллекции картин старых мастеров, расположение женщин, знакомство со знаменитостями, путешествия или необычайные познания. Та или иная из этих тенденций может целиком выходить на передний план, но чаще отчетливо ощущается наличие обеих тенденций.

Третья группа характерных для неврозов отношений, касающихся самоутверждения, связана с определенными запретами.

Под самоутверждением я имею в виду акт утверждения собственного «Я» или своих притязаний и использую его без какого-либо сопутствующего ему значения чрезмерной напористости. В этой сфере невротики обнаруживают обширную группу запретов.

У них существуют внутренние запреты на то, чтобы выразить свои желания или просьбы о чем-либо, сделать что-либо в своих интересах, высказать мнение или обоснованную критику, приказать кому-либо, выбрать человека, с которым они хотят общаться, установить контакты с людьми и так далее.

Также имеют место внутренние запреты в связи с тем, что мы можем назвать утверждением своей позиции: невротики часто неспособны защитить себя от нападок, или сказать «нет», если они не хотят уступить желаниям других, например отказать продавщице, которая навязывает им ненужную вещь, или не принять от друга приглашение в гости, или пресечь любовные поползновения.

Наконец, внутренние запреты распространяются и на знание человеком того, что он хочет: трудности при принятии решений, формировании мнений, осознании собственных желаний, которые связаны лишь с их выгодой.

Такие желания подлежат утаиванию: моя подруга, например, в своих личных отношениях ставит «кино» ниже «образования» и «выпивку» ниже «здоровья».

Особенно важной в этой последней группе является неспособность что-либо планировать , будь то поездка за город или долгосрочные жизненные планы: невротики проявляют пассивность даже в таких важных решениях, как выбор профессии или спутника жизни.

Ими движут в первую очередь определенные невротические страхи. Например, мы видим это у людей, которые копят деньги, потому что боятся впасть в нищету, или увязают а бесконечных любовных историях…

К еще одной группе трудностей, связанных с агрессией, я отношу (в противовес отношениям, связанным с самоутверждением) действия, направленные против кого-либо, нападки, унижение других людей, посягательство на чужие права и вообще любую форму враждебного поведения.

Расстройства такого рода проявляются в двух абсолютно различных формах. Одна форма заключается в склонности быть агрессивным, властным, сверхтребовательным, распоряжаться, обманывать, критиковать или придираться.

Временами люди, склонные к таким отношениям, осознают, что являются агрессивными, но чаще они ни в малейшей степени не осознают этого и субъективно убеждены в своей искренности и правоте.

У других людей, однако, эти расстройства проявляются противоположным образом. На поверхности лежит без труда обнаруживаемое чувство, что их постоянно обманывают, ими управляют, их бранят или унижают.

Эти люди также часто не осознают того, что это лишь их собственное искаженное восприятие; напротив, они полагают, что весь мир ополчился против них и обманывает их.

Особенности следующей группы отношений, характерных для невротиков, касаются сексуальной сферы.

В первом приближении их можно разделить на два вида: это либо навязчивая потребность в сексуальной активности, либо запрет на нее. Запреты могут проявляться на каждом шагу, ведущем к сексуальному удовлетворению.

Они могут вступать в действие при приближении лиц другого пола, в процессе ухаживания, проявляться в самой сексуальной функции или в сфере чувственности.

Все особенности, описанные в предыдущих группах, будут также проявляться и в сексуальных отношениях

Итак Хорни пишет, что невротик-это условное понятие , что не существует «нормальной» психологии, справедливой для всех людей. Ровно как не существует определения «невротика», справедливого повсеместно. Однако культурная среда может помочь в понимании неврозов конкретного человека. Поэтому для понимания невроза нужна и биология, и социология.

Если же говорить обобщениями, то для любого невротика характерны 5 вещей:

1. У него мало стратегий реагирования (т.е., он подчинён системе правил, которая лишает его гибкости);

2. Он не использует свой потенциал на полную;

3. Он испытывает дополнительные и ненужные страхи;

4. Он пользуется неэффективными защитами от этих страхов, вынуждая себя страдать;

5. Его раздирают конфликты противоположных тенденций, которые он разрешает не эффективным образом.

Фундамент и первопричина всего этого — чувство тревоги, которое одолевает невротика. Стоит, однако, добавить, что по Хорни всё это можно называть неврозом, только если это суть отклонение от культурных норм в данном конкретном обществе.

И тем, кто заинтересовался темой, очень рекомендую книги Карен Хорни “Невротическая личность нашего времени”, “Самоанализ”, “Наши внутренние конфликты”.

Если интересно и неохота читать эти книги целиком, могу выкладывать свои краткие обобщенные конспекты . Выкладывать?

Источник: https://pikabu.ru/story/10_nevroticheskikh_naklonnostey_lishayushchikh_cheloveka_svobodyi_4870606

Невротические проявления в повседневной жизни

Потребность в восхищении

Сегодня слово «невроз» знакомо даже детям. Мы как-то незаметно пришли к состоянию общества, в котором причин для формирования неврозов бесконечно много, а вот способов профилактики – «кот наплакал». Поэтому нервничаем, живём «на пределе», а потом легко ставим диагноз «невроз» себе и окружающим. Правы ли мы? 

Фото из поиска Яндекс. Картинки

Невроз является следствием влияния негативных (и/или подавляемых) эмоций и нереализованных невротических потребностей. Невротическая потребность – это защитный механизм, позволяющий выжить во враждебном мире, но проявляющийся в искажённой (патологической) тяге к чему-то или кому-то.

Одна из самых известных теорий формирования неврозов создана Карен Хорни. Она же выделила несколько основных невротических потребностей, отнеся их к трём группам:

  • притягивающие к людям;
  • отталкивающие от людей;
  • настраивающие против людей.

Например: 

  • Невротическая потребность первой группы (притягивающая к людям) – потребность в любви, привязанности, одобрении. Страх остаться в одиночестве, быть вне группы, подвергнуться преследованиям или агрессии заставляет человека ориентироваться только на мнение других, во всём им подчиняясь, угождая или проявляя смирение. Малейшее критическое замечание или недобрый взгляд воспринимаются как отсутствие хорошего отношения, а спор или ссора – как катастрофа. Человек постоянно находится в напряжении, «сканируя» отношение к себе и волнуясь за результат своих действий.

Фото из поиска Яндекс. Картинки

Те же корни имеет и потребность в другом человеке, приводящая к слиянию с ним. В этом случае или:  Я не существую,  это Он всем управляет и всё решает, отвечая за свою и мою жизнь (Я – жена, Он – муж, например). Или: Он не существует, это Я всё решаю и за всё отвечаю (Я – мама, Он – ребёнок). И в том, и в другом случае базовым является страх отвержения. 

  • Невротическая потребность второй группы (отталкивающая от людей) – потребность в изоляции и в жестких границах. Если их нет, то, стремясь обезопасить и упорядочить свою жизнь, человек начинает избегать окружающих и во всём себя ограничивать (узкие границы ведь легче контролировать). Он живёт, как Акакий Акакиевич, отказывая себе даже в необходимом, боясь оказаться на виду или сделать решительный шаг. Парадоксально, но это не делает его жизнь спокойной и безопасной. Он уже боится себя и своих желаний. Любое проявление своего Я кажется вызовом обществу. 

Фото из поиска Яндекс. Картинки

Потребность во власти тоже отделяет человека от других, хотя проявляется совсем иначе. Доказывая миру, что он имеет право быть собой, человек безмерно раздвигает границы своей личности, урезая чужую территорию и вызывая у окружающих негативные эмоции.

Он слишком верит в себя, свой ум и свои способности, теряя критичность и объективность. Он боится проявить свои чувства и эмоции, так как расценивает это как слабость.

Постоянно сдерживаясь, подавляя естественную реакцию и «сохраняя лицо», он толкает себя в невроз.

  • Невротические потребности третьей группы (настраивающие против людей) связаны со страхом быть хуже других, поэтому строятся на постоянном оценивании и желании превосходства. Зависимость от мнения других, зависимость от престижа, потребность быть лучше других, а также в восхищении заставляет человека направлять все силы на достижение каких-то (порой ложных или мифических) ценностей или на то, чтобы завуалировать, спрятать от окружающих свои недостатки. Бесконечная гонка за материальными подтверждениями своей безупречности приводят к тому, что Я теряется среди иллюзий о себе. 

Фото из поиска Яндекс. Картинки

Итак, невроз – это нервно-психическое состояние, связанное с тем, что человек себя реального, по ряду причин, не принимает. У невротика всегда есть идеальный образ, которому он должен соответствовать. Возможно привитый еще родителями в детстве, когда ему внушали, что он должен стать кем-то.

Стремление к идеальному образу, в конечном счете, не улучшает отношения к себе, а, скорее, ведет к усилению ненависти к себе и дополнительным внутренним конфликтам. Чем сильнее желание воплотить этот образ в действительности, тем становится более тираническое отношение к себе реальному.

В результате человек теряет контакт с собой настоящим, застревая где-то на пути к идеальному образу.

Тщательная работа над собой под руководством психолога, психоаналитика или психотерапевта позволяет не только убрать симптомы невроза, но и найти безопасные и эффективные способы удовлетворить свои потребности. Ведь, как вы видите, все они есть у любого человека, а невротическими становятся лишь при чрезмерном их «разрастании».

Каждый хочет быть любимым, нуждается в признании, хочет хорошо выглядеть на фоне других, понимать свои границы и возможности.

Удовлетворение этих потребностей может быть естественным, безопасным и социально одобряемым, если человек ясно осознаёт, чего и как он хочет, принимает себя настоящего и занимается саморазвитием по мере своих возможностей, то есть без одержимости и навязчивых идей. 

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ca8d1d26b620c00b3e3901a/5e03471a9515ee00afc85c21

Невротические потребности по К.Хорни

Потребность в восхищении

Цит. по – Емельянова Е. В. Кризис в созависимых отношениях //СПб.: Речь. – 2008.

1. Невротическая потребность в любви, привязанности и одобрении:

  • неразборчивая потребность угождать, нравиться другим и по­лучать одобрение;
  • непроизвольное стремление оправдывать ожидания других;
  • перенесение центра тяжести с собственной личности на дру­гих, привычка принимать во внимание только их желания и мнения;
  • боязнь самоутверждения;
  • боязнь враждебности со стороны других или враждебных чувств внутри себя.

2. Невротическая потребность в «партнере», который примет руко­водство жизнью невротика в свои руки:

  • перенесение центра тяжести на «партнера», который должен осуществить все жизненные ожидания невротика и нести от­ветственность за все происходящее, как хорошее, так и пло­хое; успешное манипулирование «партнером» становится главной задачей;
  • завышенная оценка «любви», потому что предполагается, что «любовь» решает все проблемы;
  • боязнь оказаться покинутым;
  • боязнь одиночества.

3. Невротическая потребность ограничить жизнь тесными рамками:

  • необходимость быть нетребовательным, довольствоваться ма­лым и ограничить свои честолюбивые стремления и желания материальных благ;
  • необходимость оставаться неприметным и играть второсте­пенные роли;
  • умаление своих способностей и потенциальных возможнос­тей, признание скромности как высшей добродетели;
  • стремление скорее сохранять, нежели тратить;
  • боязнь предъявлять какие-либо требования;
  • боязнь иметь или отстаивать экспансивные желания.

Эти три наклонности, как и следовало ожидать, часто встречаются вместе, поскольку все они означают признание собственной слабости и представляют собой попытки устроить свою жизнь на этой основе.

Они противоположны стремлениям полагаться на собственные силы или брать ответственность на себя. Однако эти три наклонности не образуют синдрома.

Третья может иметь место в том случае, когда две Другие существенной роли не играют.

4. Невротическое стремление к власти:

  • стремление к господству над другими;
  • преданность делу, долгу, ответственность, хотя играют опре­деленную роль, но не являются движущей силой;
  • неуважение других людей (их индивидуальности, достоинства, чувств), стремление подчинить их себе;
  • наличие с разной степенью выраженных деструктивных эле­ментов;
  • неразборчивое преклонение перед силой и презрение к сла­бости;
  • боязнь неконтролируемых ситуаций; <
  • боязнь беспомощности.

4а. Невротическая потребность контролировать себя и других людей с помощью разума и предусмотрительности (разновидность пункта 4 у лиц, у которых слишком подавлены открытые проявления их власт­ного характера):

  • вера во всемогущество интеллекта и разума;
  • отрицание могущества эмоциональных сил и презрение к ним;
  • придание чрезвычайно большого значения предвидению, предсказанию;
  • чувство превосходства над другими, основанное на способ­ности такого предвидения;
  • презрение в себе самом ко всему, что не соответствует образу интеллектуального превосходства;
  • боязнь признать объективные границы силы разума;
  • боязнь показаться «глупым» и высказать неверное суждение.

4б. Невротическая потребность верить во всемогущество воли

(интровертированный вариант пункта 4 у крайне замкнутых, обособлен­ных людей, для которых прямое проявление власти означает слишком тесный контакт с другими):

  • ощущение силы духа, проистекающее от веры в магическую силу воли (подобно обладанию волшебной палочкой);
  • реакция безысходного отчаяния при любой фрустрации же­ланий;
  • тенденция отказываться от желаний или ограничивать жела­ния и терять к ним интерес из-за боязни «неудачи»;
  • боязнь признания каких-либо ограничений абсолютной воли.

5. Невротическая потребность в эксплуатации других и стремле­ние всеми правдами и неправдами добиваться от них для себя преиму­ществ:

  • оценка других людей прежде всего с точки зрения их полез­ности или возможности эксплуатации;
  • различны сферы эксплуатации — деньги (заключение сделок становится болезненной страстью), идеи, сексуальность, чув­ства;
  • гордость своим умением эксплуатировать других;
  • боязнь самому подвергнуться эксплуатации и, таким образом, оказаться в «дураках».

6. Невротическая потребность общественного признания или прести­жа

(в сочетании со стремлением к власти или без него):

  • оценка всех и всего (людей, неодушевленных предметов, де­нег, собственных качеств, поступков и чувств) только в соот­ветствии с их престижностью;
  • самооценка, целиком зависящая от характера публичного признания;
  • различные (традиционные или «бунтарские») способы воз­буждения зависти или восхищения;
  • боязнь утраты привилегированного положения в обществе («унижения») либо в силу внешних обстоятельств, либо вслед­ствие внутренних факторов.

7. Невротическая потребность в восхищении своей особой:

  • раздутое представление о себе (нарциссизм);
  • потребность в восхищении не тем, что человек представляет собой или чем он обладает в глазах окружающих, а вообража­емыми качествами;
  • самооценка, целиком зависящая от соответствия этому обра­зу и от восхищения этим образом другими людьми;
  • боязнь утратить восхищение (оказаться «униженным»).

8. Невротическое честолюбие в смысле личных достижений:

  • потребность превосходить других людей не тем, что ты собою представляешь или каков ты есть на самом деле, а посредством своей деятельности;
  • зависимость самооценки от того, насколько удается быть са­мым лучшим — спортсменом, любовником, писателем, рабо­чим — особенно в собственных глазах, хотя признание со сто­роны других также имеет значение, а его отсутствие вызывает обиду;
  • примесь разрушительных тенденций (имеющих целью взять над другими верх), всегда присутствующих, хотя и различаю­щихся по интенсивности;
  • неустанное подталкивание себя к еще большим достижени­ям, несмотря на всепроникающую тревогу;
  • страх неудачи («унижения»).

Наклонности 6, 7, 8 отражают в целом более или менее явно выра­женное стремление к соперничеству и достижению абсолютного пре­восходства над другими. Обычно эти наклонности накладываются друг на друга или сочетаются, но могут также существовать самостоятель­но. Например, потребность в восхищении собой вполне может соче­таться с безразличием к социальному престижу.

9. Невротическая потребность в самодостаточности и независимости:

  • потребность никогда ни в ком не нуждаться, или же не подда­ваться никакому влиянию, или быть абсолютно ничем не свя­занным, поскольку любая близость означает опасность пора­бощения;
  • наличие дистанции и обособленность — единственный источ­ник безопасности;
  • боязнь потребности в других людях, привязанности, близо­сти, любви.

10. Невротическая потребность в достижении совершенства и не­уязвимости:

  • постоянное стремление к совершенству;
  • навязчивые раздумья и самообвинения в связи с возможны­ми недостатками;
  • чувство превосходства над другими на основе собственного совершенства;
  • боязнь обнаружить в самом себе недостатки или совершить ошибки;
  • боязнь критики или упреков.

К. Хорни отмечает, что ни одна их этих наклонностей сама по себе не является чем-то болезненным, «ненормальным», и подчеркивает разницу между основополагающими стремлениями и их «невротичес­кими двойниками». Невротические стремления лишены свободы.

Они навязчиво проявляются даже тогда, когда их достижение очевидно вре­дит человеку. Они никогда не насыщаемы и, подобно зависимости, все время требуют «увеличения дозы».

В то же время, нормальная склон­ность характера лишь подчеркивает индивидуальность личности и ве­роятные предпочтения при разрешении проблем.

#Хорни #потребности

Источник: https://www.ju-lis.com/post/%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%BF%D0%BE-%D0%BA-%D1%85%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8

Карен Хорни: 10 невротических потребностей человека

Потребность в восхищении

Встречали ли вы когда-нибудь человека, который испытывал, казалось, патологическую потребность в том, чтобы нравиться другим? По мнению Карен Хорни, такое поведение связано с невротической потребностью в любви и одобрении. 

В своей книге «Самоанализ» (1942) Хорни изложила теорию, описывающую различные типы невротического поведения, являющегося результатом чрезмерного использования стратегий решения проблем, вызываемых базовой тревогой, и направленных на удовлетворение неадекватных потребностей. К ним относят потребности во власти, престиже и любви.

Теория Карен Хорни

Психоаналитик Карен Хорни разработала одну из самых известных теорий неврозов. Она считает, что невроз возникает в результате тревоги, вызванной проблемами в межличностных отношениях.

Её теория предполагает, что стратегии, обычно используемые для того, чтобы справиться с тревогой, могут использоваться так часто, что со временем начинают подменять потребности. Согласно Хорни, у детей базовая тревога (и, следовательно, невроз) может привести к целому ряду последствий, в том числе, «…

прямому или косвенному доминированию, безразличию, странному поведению, отсутствию уважения к индивидуальным потребностям ребёнка, отсутствию реального контроля, принижаю роли отношений, чрезмерному восхищению или его отсутствию, отсутствию тепла в отношениях, необходимости принять сторону одного из родителей в их разногласиях, слишком большой ответственности или её отсутствию, чрезмерной защите, изоляции от других детей, несправедливости, дискриминации, невыполнению обещаний, враждебной атмосфере и т.д.» (1945).

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

10 невротических потребностей можно распределить по трём основным категориям:

  • Потребности, которые приближают нас к другим. Эти невротические потребности заставляют людей искать одобрение и признание других; таких людей часто описывают как настойчивых или навязчивых из-за того, что они ищут одобрения и любви.
  • Потребности, которые отдаляют нас от других. Это невротические потребности порождают враждебность и антисоциальное поведение. Людей, у которых они преобладают, часто называют холодными, равнодушными, отстранёнными.
  • Потребности, которые настраивают нас против других. Эти невротические потребности приводят не только к враждебности, но и к желанию управлять другими людьми. Таких людей часто называют сложными, властными и недобрыми.

Так что же делает эти стратегии решения проблем невротическими? Как утверждает Хорни, именно чрезмерное использование одного или более из этих стилей межличностных отношений.

Невротическая потребность в привязанности и одобрении

Она включает в себя желание быть любимым, стремление угодить другим людям и соответствовать их ожиданиям. Люди с этим типом потербности чрезвычайно чувствительны к отказам и критике, а также боятся гнева или враждебного отношения со стороны других.

Невротическая потребность в руководящем партнёре

Она включает в себя необходимость сосредоточиться на партнёре. Люди с этим типом потребности испытывают крайне сильный страх быть брошенными своими партнёрами. Часто эти люди придают преувеличенное значение любви и считают, что наличие партнера решит все проблемы в их жизни.

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

Невротическая потребность в чётких ограничениях

Люди с этой потребностью предпочитают оставаться незаметными. Они неприхотливы и привыкли довольствоваться малым. Они не желают материальных вещей, часто принижая свои собственные потребности и недооценивая собственные таланты и способности.

Невротическая потребность во власти

Те, у кого преобладает эта потребность, стремятся к власти для своего собственного блага. Они, как правило, восхищаются силой и презирают слабость, при любом удобном случае они воспользуются другим человеком или начнут доминировать над ним. Эти люди боятся ограничений, беспомощности и неконтролируемых ситуаций.

Невротическая потребность в эксплуатировании других

Эти люди рассматривают других только с точки зрения того, чего можно с них получить. Такие люди гордятся своей способностью использовать других людей и часто сосредоточены на манипуляции другими с тем, чтобы добиться желаемых целей, в том числе власти, денег или секса.

Невротическая потребность в общественном признании

Лица с потребностью в престиже оценивают и себя, и других с точки зрения общественного признания. Материальные блага, личностные характеристики, профессиональные достижения и даже близкие отношения оцениваются на основе этого параметра. Такие люди часто боятся попасть в неловкую ситуацию или потерять социальный статус.

Невротическая потребность в восхищении собой

Лица с невротической потребностью в восхищении собой — в основном, самовлюбленные эгоисты, у которых сложилось преувеличенное представление о себе. Они хотят, чтобы ими восхищались, за основу принимая именно это мнение, а не то, что они на самом деле из себя представляют.

Невротическая потребность в честолюбии

Как считает Хорни, из-за базовой тревоги люди сами заставляют себя достигать всё большего и большего. Эти люди боятся неудач и чувствуют постоянную необходимость в свершению большего по сравнению с другими, и иногда даже по сравнению с собственными успехами.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Невротическая потребность в самодостаточности и независимости

Эти люди обладают менталитетом «одиночки». Они стремятся дистанцироваться от других, чтобы избежать возникновения привязанности или зависимости от других людей.

Невротическая потребность в безупречности и неопровержимости

Такие люди постоянно стремятся к полной непогрешимости. Общей чертой этой невротической потребности является поиск собственных недостатков для того, чтобы быстро их побороть или скрыть. опубликовано econet.ru

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/karen-horni-10-nevroticheskih-potrebnostey-cheloveka

Теория развития К. Хорни

Потребность в восхищении

К. Хорни соглашалась с мнением З. Фрейда о значении детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности у взрослого, но не принимала утверждения З.

Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что сексуальная анатомия ребенка диктует определенную направленность дальнейшего развития личности.

Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развития личности являются социальные отношения между ребенком и родителями.

Согласно К. Хорни, для детства характерны две потребности: потребность удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т. д.

Хотя Хоря придавала значение удовлетворению потребностей в обеспечении физически выживания, она не считала, что они играют основную роль в формировании личности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В данном случае основополагающий мотив — быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. К.

Хорни считала, что в удовлетворении этой потребности ребенок полностью зависит от своих родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности. Благодаря этому вероятнее всего сформируется здоровая личность.

И наоборот, если поведение родителей препятствует удовлетворению потребности в безопасности, весьма вероятно патологическое развитие личности.

Многие моменты в поведении родителей могут фрустрировать потребность ребенка в безопасности: неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, оказание явного предпочтения его братьям и сестрам. Основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базалъной враждебности.

В этом случае ребенок оказывается между двух огней: он зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такие защитные механизмы, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувством беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой – подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить.

Итак, все то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге. Соответственно, этиологию невротического поведения следует искать в нарушенных отношениях между ребенком и родителем.

Если ребенок ощущает любовь и принятие себя, он чувствует себя в безопасности и скорее всего будет развиваться нормально. С другой стороны, если он не ощущает себя в безопасности, у него развивается враждебность по отношению к родителям, и эта враждебность, в конце концов, трансформировавшись в базальную тревогу, будет направляться на каждого.

С точки зрения К. Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.

Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности, враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям, которые получили название невротических потребностей (табл. 6-4).

Таблица 6-4. Десять невротических потребностей, описанных К. Хорни

Избыточная потребность Проявления в поведении
1. В любви и одобрении Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отверганию или недружелюбию
2. В руководящем партнере Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви — убежденность в том, что любовь может решить все
3. В четких ограничениях Предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим
4. Во власти Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости  
5. В эксплуатировании других Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть «тупым» глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их
6. В общественном признании Желание быть объектом восхищения со стороны других; представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса
7. В восхищении собой Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих
8. В честолюбии Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи
9. В самодостаточности и не­зависимости Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств; дистанцирование от всех и вся
10. В безупречности и неопро­вержимости Попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели

К. Хорни утверждала, что эти потребности присутствуют у всех людей. Они по­могают справляться с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неиз6ежными в жизни.

Однако невротик, реагируя на различные ситуации, использует их негибко. Он принудительно полагается лишь на одну из всех возможных потребностей.

Здоровый человек, напротив, легко заменяет одну другой, если того требуют меняющиеся обстоятельства.

Все десять потребностей можно разделить на три основные категории. Каждая из категорий представляет собой стратегию оптимизации межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности в окружающем мире.

Иначе говоря, их действие заключается в снижении тревоги и достижении более или менее приемлемой жизни. Кроме того, каждой стратегии сопутствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми.

Ориентация на людей: уступчивый тип.Предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность и беспомощность. Человеком, которого К. Хорни относит к уступчивому ту, руководит иррациональное убеждение: «Если я уступлю, меня не тронут».

Уступчивому типу необходимо, чтобы в нем нуждались, любили его, защищали и руководили им. Такие люди завязывают отношения с единой целью – избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности. Однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно.

Хотя и кажется, что такой человек смущается в присутствии других, держится в тени, под этим бдением часто скрываются враждебность, злость и ярость.

Ориентация от людей: обособленный тип.Обнаруживается у тех индивидуумов, которые придерживаются защитной установки: «Мне все равно». Люди, которых К. Хорни относит к обособленному типу, руководствуются ошибочным убеждением: «Если я отстранюсь, со мной будет все в порядке».

Для обособленного типа характерна установка никоим образом не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. В результате они утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным наслаждениям они просто бесстрастно идут по жизни.

Для этой стратегии характерно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности.

Ориентация против людей: враждебный тип.Это такой стиль поведения, для которого характерно доминирование, враждеб­ность и эксплуатация. Человек, относящийся к враждебному типу, действует, ис­ходя из иллюзорного убеждения: «У меня есть власть, никто меня не тронет».

Враждебный тип придерживается мнения, что все другие люди агрессивны и что жизнь — это борьба против всех. Поэтому любую ситуацию или отношения он рассматривает с позиции: «Что я буду от этого иметь?», независимо от того, о чем идет речь — деньгах, престиже, контактах или идеях. К.

Хорни отмечала, что враж­дебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение в итоге всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими. Все направлено на повышение собственного престижа, статуса или удовлетворение личных амбиций.

Таким образом, в данной стратегии выражается потребность эксплуатировать дру­гих, получать общественное признание и восхищение.

Как и все 10 невротических потребностей, каждая из трех межличностных стратегий предназначена для уменьшения чувства тревоги, вызванного соци­альными влияниями в детстве. С точки зрения К. Хорни, эти основополагающие стратегии в межличностных отношениях когда-либо применяет каждый из нас. Более того, по К.

Хорни, все эти три стратегии находятся между собой в состоянии конфликта как у здоровой, так и у невротической личности. Однако у здоровых этот конфликт не несет в себе такого сильного эмоционального заряда, как у больных неврозами. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он спосо­бен менять стратегии сообразно обстоятельствам.

А невротик не в состоянии сде­лать правильный выбор между этими тремя стратегиями, когда он решает встаю­щие перед ним вопросы или строит отношения с другими. Он использует только одну из трех стратегий совладания, годится она в данном случае или нет.

Из этого следует, что невротик, по сравнению со здоровым человеком, ведет себя и менее гибко, и не так эффективно при решении жизненных проблем.

Выводы:

1. З. Фрейд считал движущей силой развитая либидо и выделял следующие стадии развития человека: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная.

2. А. Фрейд выделяла стадии развития либидозной потребности (оральная, анальная, фаллическая, латентная, предпубертатная и пубертатная) и агрессивности (кусание, плевание, цепляние; разрушение и жестокость; властолюбие, хвастовство, зазнайство; дисоциальные начала). Кроме того, развитие происходит с развитием защитных механизмов и интериоризацией родительского авторитета.

3. Э. Эриксон считает, что развитие продолжается всю жизнь, и выделяет восемь стадий развития.

4. К. Хорни считала, что не существует стадий психического развития, и что решающую роль в развитии играет удовлетворение родителями потребности ребенка в безопасности.

Если эта потребность не удовлетворяется, то возникает базальная тревога, которая компенсируется одной из 10 защитных стратегий.

Каждой стратегии также сопутствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/9_79976_pozdnyaya-zrelost-ot--let-do-smerti-ego-integratsiya---otchayanie.html

ВашПсихолог
Добавить комментарий