Пропускаю буквы при письме взрослый

Дисграфия

Пропускаю буквы при письме взрослый

Дисграфия – это частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.

Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Диагностика дисграфии включает анализ письменных работ, обследование устной и письменной речи по специальной методике.

Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций.

Дисграфия – специфические недостатки письма, вызванные нарушением ВПФ, принимающих участие в процессе письменной речи.

Согласно исследованиям, дисграфия выявляется у 53 % учащихся вторых классов и 37-39% учащихся среднего звена, что говорит об устойчивости данной формы речевого нарушения.

Высокая распространенность дисграфии среди школьников связана с тем фактом, что около половины выпускников детских садов поступают в первый класс с ФФН или ОНР, при наличии которых невозможен процесс полноценного овладения грамотой.

По степени выраженности расстройств процесса письма в отечественной логопедии различают дисграфию и аграфию. При дисграфии письмо искажается, но продолжает функционировать как средство общения.

Аграфию характеризует первичная неспособность овладеть навыками письма, их полная утрата.

Поскольку письмо и чтение неразрывно связаны, нарушение письма (дисграфия, аграфия) обычно сопровождается нарушением чтения (дислексией, алексией).

Дисграфия

Овладение процессом письма находится в тесной взаимосвязи со степенью сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Поэтому в основе развития дисграфии могут лежать те же органические и функциональные причины, которые вызывают дислалию, алалию, дизартрию, афазию, задержку речевого развития (ЗРР).

  1. Органические причины. К последующему появлению дисграфии может приводить недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты и энцефалиты, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.
  2. Социально-психологические факторы. Включают двуязычие (билингвизм) в семье, нечеткую или неправильную речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической готовности.

Группу риска по возникновению дисграфии составляют дети с конституциональной предрасположенностью, различными речевыми нарушениями, ЗПР. К дисграфии или аграфии у взрослых чаще всего приводят черепно-мозговые травмы, инсульты, опухоли головного мозга, нейрохирургические вмешательства.

Письмо является сложным многоуровневым процессом, в реализации которого участвуют различные анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, двигательный, осуществляющие последовательный перевод артикулемы в фонему, фонемы в графему, графемы в кинему. Залогом успешного овладения письмом является достаточно высокий уровень развития устной речи. Однако, в отличие от устной речи, письменная речь может развиваться только при условии целенаправленного обучения.

В соответствии с современными представлениями, патогенез дисграфии у детей связан с несвоевременным становлением процесса латерализации функций головного мозга, в т. ч. установления доминантного по управлению речевыми функциями большого полушария. В норме эти процессы должны быть завершены к началу школьного обучения.

В случае задержки латерализации и наличия у ребенка скрытого левшества корковый контроль над процессом письма нарушается.

При дисграфии имеет место несформированность ВПФ (восприятия, памяти, мышления), эмоционально-волевой сферы, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, фонематических процессов, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи.

С точки зрения психолингвистики, механизмы дисгрфии рассматриваются как нарушение операций порождения письменного высказывания: замысла и внутреннего программирования, лексико-грамматического структурирования, деления предложения на слова, фонематического анализа, соотнесения фонемы с графемой, моторной реализации письма под зрительным и кинестетическим контролем.

В зависимости от несформированности или нарушения той или иной операции письма выделяют 5 форм дисграфии:

  • артикуляторно-акустическую дисграфию, связанную с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия;
  • акустическую дисграфию, связанную с нарушением фонемного распознавания;
  • дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
  • аграмматическую дисграфию, связанную с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи;
  • оптическую дисграфию, связанную с несформированностью зрительно-пространственных представлений.

Наряду с «чистыми» формами дисграфии, в логопедической практике встречаются смешанные формы. Современная классификация выделяет:

I. Специфические нарушения письма:

1. Дисграфии:

  • Дисфонологические дисграфии (паралалические, фонематические).
  • Метаязыковые дисграфии (диспраксические или моторные, дисграфии вследствие нарушения языковых операций).

2. Дизорфографии:

  • Морфологические дизорфографии.
  • Синтаксические дизорфографии.

II. Неспецифические нарушения письма, связанные с педагогической запущенностью, ЗПР, УО и т. д.

Признаки, характеризующие дисграфию, включают типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка. Типичные ошибки, встречающиеся при различных видах дисграфий, могут проявляться:

  • смешением и заменами графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков на письме (б–п, д–т, г–к, ш-ж);
  • искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов);
  • нарушением слитности и раздельности написания слов;
  • аграмматизмами на письме (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении).

Кроме этого, при дисграфии дети пишут медленно, их почерк обычно трудно различим. Могут иметь место колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот. О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма, т. е. не раньше 8–8,5 лет.

Довольно часто при дисграфии выявляется неречевая симптоматика: неврологические нарушения, снижение работоспособности, отвлекаемость, гиперактивность, снижение объема памяти и др.

Артикуляторно-акустическая дисграфия

В случае артикуляторно-акустической дисграфии специфические ошибки на письме связаны с неправильным звукопроизношением (как произносит, так и пишет).

В этом случае замены и пропуски букв на письме повторяют соответствующие звуковые ошибки в устной речи. Артикуляторно-акустическая дисграфия встречается при полиморфной дислалии, ринолалии, дизартрии (т. е.

у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи).

Акустическая дисграфия

При акустической дисграфии звукопроизношение не нарушено, однако фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Ошибки на письме носят характер замен букв, соответствующих фонетически сходным звукам (свистящих – шипящими, звонких – глухими и наоборот, аффрикат – их компонентами).

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Характеризуется нарушением деления слов на слоги, а предложений на слова.

При данной форме дисграфии ученик пропускает, повторяет или переставляет местами буквы и слоги; пишет лишние буквы в слове или не дописывает окончания слов; пишет слова с предлогами слитно, а с приставками раздельно. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза встречается среди школьников наиболее часто.

Аграмматическая дисграфия

Отличается множественными аграмматизмами на письме: неправильным изменением слов по падежам, родам и числам; нарушением согласования слов в предложении; нарушением предложных конструкций (неправильной последовательностью слов, пропусками членов предложения и т. п.). Аграмматическая дисграфия обычно сопутствует общему недоразвитию речи, обусловленному алалией, дизартрией.

Оптическая дисграфия

При оптической дисграфии на письме заменяются или смешиваются графически сходные буквы.

Если нарушается узнавание и воспроизведение изолированных букв, говорят о литеральной оптической дисграфии; если нарушается начертание букв в слове, – о вербальной оптической дисграфии.

К типичным ошибкам, встречающимся при оптической дисграфии, относится недописывание или добавление элементов букв (“л” вместо “м”; “х” вместо “ж” и наоборот), зеркальное написание букв.

Для выявления органических причин дисграфии, а также исключения дефектов зрения и слуха, которые могут привести к нарушениям письма, необходимы консультации невролога (детского невролога), офтальмолога (детского окулиста), отоларинголога (детского ЛОРа). Обследование уровня сформированности речевой функции проводится логопедом.

Задачами диагностики письменной речи служат разграничение дисграфии с элементарным незнанием правил правописания, а также определение ее формы. Обследование при дисграфии осуществляется в несколько этапов:

  • проводится изучение и анализ письменных работ;
  • внимательно изучается общее и речевое развитие ребенка для выяснения возможных причин дисграфии;
  • обращается внимание на состояние ЦНС, зрения, слуха;
  • исследуется строение артикуляционного аппарата, речевая и ручная моторика, определяется ведущая рука;
  • производится оценка состояния звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза; слуховой дифференциации звуков; слоговой структуры слова; особенностей словарного запаса и грамматического строя речи.

Только после всестороннего изучения сформированности устной речи переходят к обследованию письменной речи: ребенку или взрослому с дисграфией даются задания на списывание печатного и рукописного текста, письмо под диктовку, составление описания по картинке, чтение слогов, слов, текстов и т. п. На основании анализа типичных ошибок, отраженных в протоколе обследования речи, выносится логопедическое заключение.

Логопедическая работа по коррекции дисграфии выстраивается с учетом механизмов и формы нарушения письменной речи. Общие подходы к преодолению дисграфии предполагают восполнение пробелов в звукопроизношении и фонематических процессах; обогащение словаря и формирование грамматической стороны речи; развитие связной речи.

Важное значение в структуре логопедических занятий по коррекции дисграфии занимает развитие аналитико-синтетической деятельности, слухового и пространственного восприятия, памяти, мышления, двигательной сферы. Полученные навыки устной речи закрепляются с помощью письменных упражнений.

По основному заболеванию лицам с дисграфией и аграфией могут назначаться курсы медикаментозной терапии и реабилитационного лечения (физиотерапия, массаж, ЛФК, гидротерапия).

Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа логопеда, педагога, невролога, ребенка и его родителей (или взрослого пациента). Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения, дети с дисграфией должны получать логопедическую помощь на школьном логопункте.

Предупреждение дисграфии должно начинаться еще до начала обучения ребенка грамоте.

В профилактическую работу необходимо включать целенаправленное развитие ВПФ, способствующих нормальному овладению процессами письма и чтения, сенсорных функций, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомоторных навыков. Важное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи, преодоление фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.

Сложную проблему представляет вопрос оценки успеваемости по русскому языку детей с дисграфией. В период проведения коррекционной работы целесообразно осуществлять совместную проверку контрольных работ по русскому языку учителем и логопедом, выделение специфических дисграфических ошибок, которые не должны учитываться при выставлении оценки.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/speech-disorder/dysgraphia

Дисграфия – что это за расстройство, коррекция, симптомы и диагностика на МЕД Zoon

Пропускаю буквы при письме взрослый

Дисграфия – это частичное расстройство процесса письма, связанное с нарушением психических функций, участвующих в контроле письменной речи. Заболевание проявляется устойчивыми типичными ошибками, повторяющимися при письме, которые не исчезают самостоятельно (без целенаправленной коррекции).

Дисграфия редко встречается в чистом виде. У разных детей возникающие нарушения зависят от повреждения определенных зон коры головного мозга. В зависимости от проявления проблемы в медицине различают несколько типов заболевания.

Артикуляторно-акустическая

При артикуляторно-акустической дисграфии у детей появляются ошибки на смешивание, пропуски и замены букв, которые обозначают звуки, близкие по акустическим, артикуляционным признакам. Основные симптомы данного вида дисграфии:

  • неумение одновременно выговаривать звуки, правильно воспринимать их на слух;
  • замена букв на фонетически близкие по звучанию;
  • добавление лишних букв, слогов;
  • неправильное обозначение мягкости на письме;
  • изменение очертания букв.

Такие ошибки не поддаются корректировке, они возникают снова и снова, несмотря на замечания и объяснения преподавателей. Для преодоления данного вида необходимо работать над четкой слуховой дифференциацией звуков (особенно звонких-глухих и твердых-мягких согласных), правильным произношением.

Акустическая

Дисграфия на основе фонемного распознавания (акустическая) является следствием такого нарушения, когда ребенок неспособен точно различать слышимые звуки. Нарушение наиболее ярко проявляется, когда происходит обучение письменной речи. В чем выражается акустическая дисграфия:

  • замена на письме похожих по звучанию букв (парных твердых и мягких, шипящих и свистящих, некоторых гласных);
  • ошибки при письменном обозначении мягкости звуков;
  • пропуски букв, перестановка слогов местами;
  • объединение на письме нескольких слов в одно.

В качестве примера неправильного написания можно привести в пример такие ошибки как «мяшик» вместо «мячик», «телай» вместо «делай», пропуски мягкого знака «окун», «Васка», «лублу» вместо «люблю». При этом проблем с произношением и постановкой фонем у ребенка нет.

Аграмматическая

Аграмматическая дисграфия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи — морфологических, синтаксических обобщений. Проявления этого нарушения:

  • трудность в установлении логических связей между предложениями;
  • нарушение смысловых и грамматических связей в тексте;
  • пропуски значимых членов предложения;
  • нарушение логической последовательности слов;
  • неразличение единственной и множественной форм слов;
  • замена окончаний слов;
  • нарушения словообразования (замена приставок и суффиксов);
  • нарушение согласования слов между собой, некорректное употребление предлогов («за дома» вместо «за домом»).

Оптическая

Оптическая дисграфия развивается в результате нарушения зрительно-пространственных функций, их несформированности. Ребенок чаще всего заменяет между собой буквы, похожие по очертаниям. Письменная речь может быть нарушена разными способами:

  • недописывание или отзеркаливание букв, добавление лишних элементов;
  • смешение букв, которые отличаются одним элементом (п-т, л-м);
  • неразличение букв, состоящих из похожих письменных элементов (п-н, м-ш).

Дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза

Данный вид дисграфии является следствием нарушения различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Нарушение проявляется на письме разными способами:

  • пропуски согласных букв при их стечении («дожи» вместо «дожди»);
  • пропуски гласных букв («девчки» вместо «девочки»);
  • перестановки и добавление букв («кулка» вместо «кукла»);
  • пропуски, перестановки и добавление слогов («весная» вместо «весна»);
  • слитное написание слов и их разрывы («весипед» вместо «велосипед»).

Также различают специфическую дисграфию и неспецифическое нарушение письменной речи, связанное с педагогическими и социально-психологическими факторами.

При всех видах нарушений ребенку сложно установить последовательность деталей письма. Письменная речь – это сложный процесс с участием различных анализаторов, взаимодействие которых обеспечивает необходимые навыки.

Причины дисграфии у детей

Современная медицина продолжает изучать причины дисграфии у детей. Предполагается, что расстройство вызывается разными факторами:

  • родовые травмы;
  • перенесенные инфекции;
  • генетические причины;
  • запущенность воспитания;
  • расстройства неврологического характера;
  • нарушения работы памяти;
  • гиперактивность.
  • социально-психологические причины.

К социально-психологическим факторам относятся неправильное произношение у окружающих, двуязычие в семье, дефицит речевого общения во младшем школьном возрасте, отсутствие психологической готовности к обучению.

Обратите внимание. Развитие дисграфии может быть спровоцировано имеющимися отклонениями в работе головного мозга у ребенка (менингит, энцефалит, соматические болезни). В таком случае дисграфия сопровождается сопутствующими отклонениями и заболеваниями.

Ребенок, у которого диагностирована дисграфия, не способен писать без ошибок, так как у него нарушена работа речевого, слухового, двигательного, зрительного анализаторов.

Причины дисграфии у взрослых

Дисграфия чаще всего диагностируется у младших школьников. Однако до 10% нарушений возникает у взрослых людей в результате различных факторов, негативно воздействующих на психику человека. Среди основных причин, вызывающих проблемы с письменной речью у взрослых людей, специалисты называют:

  • травмы головы;
  • кровоизлияние в мозг;
  • неудачно проведенные операции на головном мозге;
  • формирование и разрастание опухолей в головном мозге;
  • менингококковые инфекции;
  • инсульты;
  • родовые травмы с отдаленными последствиями;
  • неблагополучные социальные условия;
  • удушье вследствие недостаточного поступления кислорода к тканям организма.

Дисграфия у взрослых имеет классические проявления в виде типичных устойчивых ошибок, сложно поддающихся исправлению.

Обратите внимание. Дисграфия не свидетельствует о снижении уровня интеллекта человека. Причина ее возникновения в зрелом возрасте чаще всего связана с нарушением взаимодействия между мозговыми отделами.

Дисграфия у взрослых (особенно развившаяся на почве кровоизлияний) чаще всего имеет необратимый характер, для детей же прогноз более благоприятный: чаще всего маленьких пациентов удается успешно реабилитировать и вернуть к полноценной жизни.

Диагностика

С дисграфией родители обычно сталкиваются в начальной школе. Сначала отклонение кажется весьма специфической проблемой, ведь ребенок обычно не отстает в развитии. Кажется, что ребенок понимает правила, но при этом продолжает допускать одни и те же ошибки.

Признаками болезни являются специфичные перестановки, замены, обрывы или дописывания букв, слогов, не зависящие от уровня грамотности. Пациенты с синдромом дисграфии пишут очень медленно, написанные буквы сложно различить визуально, почерк у них обычно неразборчивый.

В диагностике отклонения могут проявляться не связанные с речью симптомы: плохая память, забывчивость, легкая отвлекаемость, неспособность сосредоточиться, вялость при выполнении заданий или же, напротив, гиперактивность и возбудимость.

Для постановки правильного диагноза родителям рекомендуется обратиться к различным профильным специалистам: психологу, неврологу, окулисту (офтальмологу), отоларингологу (лор-врачу), логопеду. Только после консультации и заключения каждого из них можно говорить о сформировавшейся проблеме.

Обратите внимание. В случае подозрения на дисграфию не следует заниматься самодиагностикой и самолечением, так как может быть потеряно драгоценное время для коррекции. Вовремя начатое лечение во многом определяет успех всей терапии.

Специалисты смогут разграничить нарушения и обычное незнание правил письменной и устной речи при помощи особых тестов и опросов. Большое значение имеет определение вида дисграфии, так как именно от этого зависит специфика коррекции (на что следует обратить наибольшее внимание).

При диагностике нарушений письменной речи проводятся следующие мероприятия:

  • изучение и анализ письменных работ, поиск типичных ошибок;
  • анализ интеллектуального развития ребенка;
  • диагностика состояния центральной нервной системы, слухового и речевого аппаратов;
  • определение ведущей руки;
  • анализ умений определять звуки на слух;
  • оценка фонематического анализа и синтеза;
  • определение особенностей словарного запаса.

Ребенку или взрослому предлагают печатный и письменный тексты для списывания, письмо под диктовку, описание картинки. Одним из основных видов проверки остается диктант: он позволяет выявить и распознать типичные ошибки, характерные для дисграфии. На основании полученных данных выносится окончательное логопедическое заключение.

Коррекция

Дисграфия доступна к коррекции, для этого необходимы определенные старания со стороны родителей и специалистов. На это может уйти несколько месяцев или даже лет (в зависимости от возраста ребенка и запущенности проблемы). Если систематически заниматься с ребенком, то в результате он сможет обучаться по общеобразовательной программе в обычной школе.

В настоящее время разработано множество программ и методик для преодоления дисграфии. Лечением этого заболевания следует заниматься в комплексе: у логопеда, психолога, невролога и других специалистов. На время коррекции может понадобиться перевести ребенка в специализированную школу или нанять репетитора. Общие подходы к коррекции дисграфии предполагают использование следующих приемов:

  • обогащение лексического словаря;
  • развитие связной и грамотной устной речи;
  • формирование грамотности при написании;
  • развитие слухового и пространственного восприятий;
  • работа над укреплением памяти;
  • улучшение мыслительных способностей;
  • формирование умения воспринимать информацию на слух;
  • упражнения на развитие мелкой моторики и двигательных функций;
  • повышение аналитических способностей;
  • закрепление полученных навыков в письменной речи.

Если дисграфия является следствием основного заболевания, детям назначаются курсы препаратов, а также физиотерапевтическое лечение (массаж, лечебная физкультура, гидротерапия, магнитотерапия, иглоукалывание).

Систематическая и целенаправленная работа с логопедом, неврологом и психологом помогает дисграфику сформировать письменные навыки, развить память, устранить недочеты в письменной речи. Одновременно с этим постепенно повышается самооценка человека, улучшаются его коммуникативные навыки; восстанавливается психическое здоровье.

В процессе коррекции используются речевые игры, графическое выделение элементов слов, наглядные материалы с очертаниями букв и слов.

Многие известные люди страдали от этого заболевания, что не помешало им добиться значительных успехов в своей области: Альберт Эйнштейн, Том Круз, Уолт Дисней, Федор Бондарчук, Владимир Маяковский.

Последствия

Наличие дисграфии при отсутствии коррекции приводит к целому ряду печальных последствий у детей:

  • невозможность своевременного освоения программы по русскому языку, литературе и другим предметам;
  • затруднения при ответе на письменные опросы;
  • вторичное интеллектуальное отставание в результате невозможности получить информацию по школьной программе;
  • повышенная тревожность, мнительность и другие психологические отклонения;
  • высокая утомляемость;
  • занижение собственных способностей;
  • девиантное поведение.

Любая деятельность, связанная с написанием букв, будет вызывать у такого ребенка растерянность и отторжение. При дальнейшем освоении школьной программы возникнут сложности с пониманием математических терминов, правильного расположения элементов на странице тетради.

Профилактика

Большинство специалистов утверждают, что предупредить развитие дисграфии невозможно, так как неизвестны точные причины формирования нарушения. Однако внимательное наблюдение за ребенком в процессе освоения письменной речи поможет своевременно обнаружить проблему, облегчить борьбу с заболеванием.

В группу риска входит несколько категорий детей:

  • с задержкой психического развития;
  • переученные левши;
  • с проблемами правильного воспроизведения звуков;
  • дети из двуязычных семей;
  • дети, обучающиеся у некомпетентного и грубого учителя;
  • гиперактивные дети, имеющие сложности с концентрацией внимания;
  • дети, преждевременно начавшие посещать школу.

Для того, чтобы избежать появления психологических отклонений и асоциального поведения, родителям не следует ругать ребенка-дисграфика за допущенные ошибки. Таким образом можно привить неуверенность и чувство собственной неполноценности.

Обследуемый должен чувствовать заботу и внимание со стороны родителей. Вся работа должна проходить в комфортной обстановке.

Коррекцию следует доверить специалисту, так как самолечение может привести к потере времени и незначительным результатам.

Профилактика включает в себя развитие определенных навыков еще до начала обучения. К ним относятся внимательность, пространственное восприятие, слуховая, зрительная память, словарный запас и другие.

Если вы заметили, что малыш допускает типичные устойчивые ошибки на письме, незамедлительно обратитесь к логопеду и психоневрологу для полноценной диагностики и последующей коррекции.

Источник: https://zoon.ru/med/disgrafiya/

Ребенок пропускает буквы при письме что делать 8 лет – совет логопеда, упражнения

Пропускаю буквы при письме взрослый

статьи

  • Почему ребенок пропускает буквы?
  • Учимся не пропускать буквы

Учитель снова и снова делает замечание о том, что ребенок невнимательный, рекомендует дома больше писать под диктовку. Ответственные родители стараются помочь своему школьнику.

Но нелепые ошибки повторяются снова и снова, а вместо успехов в улучшении письменной речи получают слезы ребенка от неудач, отрицательное отношение к письму, проблемы с самооценкой у ребенка и потерю мотивации к процессу письма.

Чаще всего такая проблема в полной мере проявляется, когда ребенок идет во 2 класс. Хотя ошибки можно заметить уже в последней четверти первого класса. Когда дети, изучив азы письменной речи, переходят к упражнениям, которые требуют большей скорости письма.

К огромному сожалению, школьные логопеды зачастую не используют нейропсихологический подход к анализу трудностей обучения в школе. И не  ставят диагноз «дисграфия» при подобных трудностях. А значит ребенок не получает должную помощь и проблема перерастает в дизорфоргафи.

А подобные трудности в последние годы все чаще и чаще встречаются у детей, у которых в целом нет проблем с развитием психических функций, у детей с высоким уровнем интеллекта.  Например, родители сталкиваются с тем, что ребенок «не может сконцентрироваться на выполнении задания», «считает ворон на уроке», «додумывает слова при чтении».

И вместо того, чтобы помочь ребенку преодолеть такие трудности педагоги и логопеды  дают совет родителям больше писать, больше читать, лучше воспитывать и построже относиться к выполнению домашних заданий.

Почему ребенок пропускает буквы?

Важно провести правильную диагностику для установления причины нарушения письменной речи. Только так можно составить грамотную и эффективную программу коррекции.

Нейропсихологическая структура письма у младших школьников гораздо сложнее устроена, нежели у старших. При автоматизации функции письма структура упрощается, а в 6-8 лет она складывается из 7 составляющих:

  • Поддержание оптимального уровня энергии мозга. За это отвечает так называемый энергетический блок мозга (I блок по классификации А.Р.Лурия). Явным проявлением слабости этого блока мозга могут быть трудности с включением в задание. Как раз такое поведение ребенка, как «ловит ворон на уроке» может говорить о нейродинамических трудностях и низкой мотивации.

Важно: Родителям важно знать, что  для поддержания работоспособности, детям дошкольного и младшего школьного возраста очень важна мотивация.

Поскольку зоны мозга отвечающие за волу сформированы не окончательно, ребенку должна быть интересна деятельность, для поддержания должного уровня внимания.

Другими словами ребенку гораздо труднее, чем взрослому делать что-либо, тогда когда «надо», но не интересно.

  • Переработка кинестетической информации – переработка информации от двигающихся органов при письме (графических движений). Эти операции производятся в переднее-теменных отделах мозга. При нарушениях работы этого звена могут наблюдаться такие трудности при письме, как путаница в буквах, схожих по написанию (у-и, ш-щ, ж-х).
  • Переработка слуховой информации (при письме под диктовку). К ошибкам переработки слуховой информации относят путаницу в звуках, схожих по звучанию (ж-з, т-п, т-к, т-н), или смешение и замена глухих-звонких, твердых-мягких звуков (р-рь, з-с).
  • Переработка зрительной информации. Трудности этой функции могут проявляться в зеркальности букв (при условии, если ребенок четко помнит образ буквы), нарушении порядка букв. Дети с трудностями переработки зрительной информации могут испытывать сложность в ориентировке на листе бумаги, трудности в удержании размера букв, наклона.
  • переработка зрительно-пространственной информации. Дети с трудностями переработки зрительно-пространсвенной информации могут испытывать сложность в ориентировке на листе бумаги, трудности в удержании размера букв, наклона.
  • Серийная организация движений.
  • Программирование и контроль акта письма.

За выполнение двух последних операций отвечает III функциональный блок мозга (передние отделы полушарий мозга, моторные, премоторные, префронтальные отделы коры головного мозга, лобные доли).

При слабости этих функций может возникнуть так называемая регуляторная дисграфия, которую чаще всего логопеды не признают за диагноз, и вследствие этого ребенку не рекомендуют грамотные коррекционные упражнения.

Примерами проявления регуляторной дисграфии являются такие ошибки:

—       Ребенок пропускает буквы (слоги)  или их элементы, или наоборот вставляет лишние.

—       Дублирует предыдущие буквы, слоги или даже слова.

—       Допускает антипацию (предвосхищение букв), например, вместо «на реке» пишет «ра реке»

—       Пишет слитно слова.

—       Забывает поставить точку в конце предложения.

(*Источник «Нейропсихологический анализ ошибок на письме» Т.В. Ахутина)

Учимся не пропускать буквы

Помочь своему ребенку преодолеть трудности в овладении грамотной письменной речью вы можете самостоятельно. Для этого нужно играть, а не писать изнуряющие диктанты.

Представленные игры и задания, помогают настроить на работу, активизировать функции контроля, тренируют переключение внимания, и развивают функции III блока мозга (программирование, контроль, серийная организация движений).  ⠀

  1. «Крутые виражи». Перед ребенком (на полу или на столе) разложите любые объемные предметы (канцтовары, кубики и т.п.). Задача ребенка прокатить легкий теннисный шарик вокруг препятствий, направляя его потоком воздуха. И так дойти до финиша.⠀
  2. «Пальчиковые игры» под ритм. Взрослый произносит слова потешек, при этом и показывает движения руками, а ребенок повторяет движения.⠀
  3. «Скалолаз». Задача ребенка в этой игре пройти вдоль стены, касаясь тремя точками. То есть начальное положение — ребенок спиной к стене и прикасается к ней ладошками и пятками. Для перемещения вдоль стены можно оторвать от стены и переставить только одну опору. Начните с очень медленного темпа. А когда ребенок хорошенько усвоит правила игры – ускоряйте темп.
  4. «Дирижёр». Здесь потребуются карточки с изображением позы рук. Или команды можно описать словами. Например, «левая вверх», «правая вперед» и т.д. По команде, изображенной на карточке, ребенок выполняет движения руками и при этом произносит буквы в алфавитном порядке. ⠀
  5. «Корректор». В качестве пособия в этой игре используются напечатанные в случайном порядке буквы. Задача ребенка в быстром темпе (насколько возможно) найти и зачеркнуть определенную букву. Для дальнейшего усложнения попросите вашего школьника найти несколько букв и отметить их по-разному: например «К» – зачеркнуть крестиком, «Р» — обводим в кружок, «Ж» — волнистой линией.
  6. «Граммино». Эта игра строится на принципе домино. Карточки (размером 10 см*2см) делим на две части. На одной из которых напишите слово, пропустив одну букву, а на второй части напишите букву, но не ту, которая пропущена, а какая-то любая буква от другого слова. Ведущий раздает по 7 карточек. И один игрок кладет любое слово, а второй игрок подкладывает к ней подходящую букву. По мере расходования карточек, пополняем свои запасы из общей кучи слов. Играем до последней карточки. Для разнообразия с этими карточками можно поиграть в другую игру — на скорость – берете карточку со словом и быстро по очереди с ребенком называете пропущенную букву. ⠀
  7. «Ой и Ай». Тут вовсе не требуется подготовка. Нужно посчитать от 1 до 100. Только вместо цифр кратных 5 говорим «Ой», а вместо цифр кратных семи «Ай». Пятьдесят семь, например, будет звучать, как ОЙ-АЙ.
  8. «Сканер». Пишем на листочке слово из 5 или 7 букв. Допустим, слово «ложка». И просим назвать букву в середине слова (лоЖка). Потом назвать первую букву справа от «Ж», первую слева, вторую справа, вторую слева. ⠀
  9. «Ритмизированное чтение». Просим ребёнка прочитать текст. Читать нужно по слогам, так как слова написаны (со-ло-ма, во-ро-бей)  в это время взрослый отстукивает ритм, который соответствует слоговой структуре слов. На втором этапе ребёнок сам читает слова и сам и выстукивает ритм карандашом по столу или просто ладошками. После этого ребенок списывает (или пишет под диктовку), а взрослый отстукивает ритм. Такие упражнения очень эффективны в коррекции любых нарушений письменной речи. ⠀
  10. «Письмо по инструкции». В этом упражнении нужно нарисовать в тетрадке в косую частую линейку узор (на каждой строке свой) который будет состоять из петелек и палочек. Важно при выполнении задания проговаривать направление движения руки: палочка, крючочек, вверх, вниз, петелька.
  11. Таблицы Шульте. Для второклашек достаточно освоить таблицы до 25.  Кстати сейчас есть приложения для смартфонов с таблицами Шульте. Это очень удобно,  Приложение каждый  раз выдает новую композицию цифр и при прохождении задания сразу виден результат в виде времени выполнения.
  12. «Геометрические бусы». Из цветной бумаги подготовьте геометрические фигуры. Выложите перед ребенком любу. Последовательность фигур (5-7 элементов). Попросите запомнить (не более 1 минуты), затем «сломайте» ряд и попросите ребенка повторить узор.

Эти задания не обязательно выполнять каждый день. Но тренируя ребенка таким игровым способом, выполняя 4-5 упражнения ежедневно, вы обязательно получите заметный результат уже через две недели. И поможете вашему школьнику поверить в свои силы!

Источник: https://Razvivashka.online/razvitie-rechi/rebenok-propuskaet-bukvy-pri-pisme

ВашПсихолог
Добавить комментарий