Проявление депривации у детей

         СОЦИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (уровень соблюдения норм общества).

Социальный уровень является вершиной всей пирамиды развития ребенка. Ребенок из семьи, особенно благополучной, признает свою принадлежность своей семье, роду. Он четко знает кто он, чей сын (дочь). Он знает на кого похож и чье поведение повторяет. Ребенок из благополучной семьи на вопрос: “Ты кто?” отвечает: “Мальчик (девочка), сын (дочь) такого-то”.

Ребенок из детского дома на вопрос: “Ты кто?” отвечает: “Никто”, “Детдомовец”. Он НЕ ИМЕЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ ВЫСТРАИ-ВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ, КОЛЛЕКТИВЕ, хотя вся его жизнь проходит в группе. Нередко воспитанник детского дома выполняет роли, которые не позволяют ему успешно социализироваться: “прилипала”, “агрессор”, “негативный лидер” и т. д.

В группе детского дома дети живут по своим нормам и правилам. Например, прав тот, кто сильнее, обеспечить собственную безопасность нельзя (нормы и правила близкие к дедовщине). Найди сильного, выполняй все, что он прикажет, и тогда сможешь выжить. Все, кто не в группе – чужаки (враги), ни к кому не привязы-вайся, все равно бросят и т.д..

После выпуска из сиротского учреждения детям крайне сложно жить самостоятельно, иметь семью, воспитывать собственных детей, удерживаться на работе.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Выберите, пожалуйста, верные, на Ваш взгляд, ответы

1.Психическая депривация у ребенка формируется:

1        Когда не удовлетворяют физические потребности ребенка        

2        Когда не удовлетворяется его потребность в любви, принятии, са-моуважении, телесной близости, общении, поддержке и т.д.

Ключ:

Верный ответ – №2. Оценка – 5 баллов

2.Монотонное раскачивание, монотонные завывания, потребность “липнуть” ко всем без разбора является признаком нарушений на:

1        Эмоциональном уровне        

2        Телесном уровне        

3        Интеллектуальном уровне        

4        Социальном уровне        

Ключ:

Верный ответ – №2. Оценка – 5 баллов

3.”КАТАСТРОФИЧЕСКАЯ” МОДЕЛЬ МИРА” ВЫРАЖАЕТСЯ

1        В тревожном ожидании неприятностей        

2        В уверенности в завтрашнем дне        

3        В невозможности контролировать и управлять собственной жизнью

4        В понимании кто ты и чей ты        

5        В восприятии себя как беспомощного маленького неудачника        

6        В уверенности в себе и своих действиях        

Ключ:

Верные ответы: 1, 3, 5.

За каждый верный ответ – 5 баллов

Максимальное число баллов – 15.

4. ПЛОХОЕ ПОНИМАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ МИМИКИ ОКРУЖАЮЩИХ, СТРЕМЛЕНИЕ НИ В ЧЕМ НИКОГДА НЕ ПРИЗНАВАТЬСЯ, ДАЖЕ В ОЧЕВИДНОМ, ПРОВОЦИРОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ НА НАКАЗАНИЕ ИЛИ ОТВЕТНУЮ АГРЕССИЮ является признаком нарушений на:

1        Эмоциональном уровне        

2        Телесном уровне

3        Интеллектуальном уровне        

4        Социальном уровне        

Ключ: ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ – №1.

Оценка – 5 баллов

5.Что может дать ребенку семья, принимающая его на воспитание (усыновление, под опеку)

1        Дать модель близких, поддерживающих отношений        

2        Дать представление ребенку кто он и чей он        

3        Доказать, что людям можно доверять

4        Повысить уровень развития ребенка        

5        Раскрыть ребенку его возможности        

6        Научить жить в обществе        

Все ответы верные:

За каждый ответ – 5 баллов.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Все мы, к сожалению, время от времени теряем близких и переживаем горе и утрату.

Чем раньше это происходит, тем тяжелее это отражается на развитии и дальнейшей жизни.

Заполните, пожалуйста, таблицу Ваших потерь.

ПЕРЕЧЕНЬ ТРАВМАТИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ

Ранняя смерть отца_____________________________________

Ранняя смерть матери        _________________________

Смерть матери в течение последних двух лет_________________________

Смерть отца  в течение последних двух лет           ________________________________

Суицид матери           ________________________________

Суицид отца        ___________________________________

Алкоголизм одного из родителей_________________________

Алкоголизм обоих родителей_______________________

Пренебрежение основными нуждами в родительской семье______

Жестокое обращение        ___________________________

Сексуальное насилие_______________________________________

Пребывание в учреждении для детей-сирот

_________________________________________________

Эмиграция__________________________________________________

Пребывание в зоне боевых действий___________________________

Неудачное усыновление________________

Что-то еще, укажите что именно__________________________________

Источник: http://www.usynovite.ru/bz/16,17.html

Материнская депривация: что это, последствия

Проявление депривации у детей

По мнению специалистов из области медицины, первые несколько лет после рождения ребенка, являются определяющим периодом в умственном и физиологическом развитии.

Именно в этот временной отрезок потенциал развития ребенка имеет наивысшую степень, а само направление зависит от условий его обитания.

Пребывание ребенка в условиях депривации приводит к тому, что темп развития снижается и в определенный момент времени, ребенок значительно уступает в развитии своим сверстникам. В данной статье мы рассмотрим, что такое материнская депривация и её последствия.

При депривации у сирот интенсивно формируются принципиально иные, «неличностные» механизмы, позволяющие им приспособиться к жизни в детском доме

Как проявляется материнская депривация

Термин «депривация» переводится с латыни как «лишение» и используется для характеристики определенного состояния психики. Склонность ребенка к беспричинной агрессии, вымещение своих обид на сверстниках и депрессия, являются одним из проявлений недостатка материнской любви.

Само понятие депривации обозначает психическое состояние человека, которое проявляется при невозможности удовлетворить собственные нужды. Существует множество различных стимулов, в которых нуждаются маленькие дети.

К таким стимулам относятся потребность общения, познавание окружающего мира при помощи игры и множество других нужд.

Специалисты из области психологии говорят о том, что дефицит внимания со стороны родителей является основной причиной развития материнской депривации.

Если отойти от медицинских терминов, то можно сказать о том, что данное психическое расстройство вызывается недостатком близких контактов с родителями.

Чаще всего термин «материнская депривация» используется в отношении детей-сирот и воспитанников неполноценных семей.

Но важно обратить внимание на тот факт, что нередко подобные проблемы наблюдаются и в полноценных ячейках общества, которые полностью соответствуют нормам, установленных обществом.

По мнению специалистов из области психологии, синдром депривации у детей-сирот проявляется в виде различных отклонений в области психического развития.

Чаще всего расстройства наблюдаются именно в тех функциях, что развиваются у младенцев, благодаря близкому контакту с матерью.

Так как у младенца, лишенного образа матери, отсутствуют определенные акценты в восприятии окружающего мира, многие дети испытывают проблемы в общении с окружающими их людьми.

Специалисты говорят, что в полноценной семье младенец способен эмоционально идентифицировать родителей среди большого количества окружающих людей.

Данная способность объясняется тем, что в подсознании младенца образ материи ассоциируется с заботой и теплотой. У детей-сирот отсутствует данная способность из-за того, что их эмоциональному развитию уделяется недостаточное внимание.

Чаще всего такие дети предоставлены сами себе, что заставляет их самостоятельно познавать окружающий мир.

Если ребенок пробыл в сиротском учреждении достаточно долго, эти изменения необратимы

Даже при условии появления человека, который будет прикладывать усилия для налаживания контакта с малышом, лишённым родительской заботы, существует вероятность равнодушного отношения со стороны ребенка.

Более того, последствия разрыва превращаются в своеобразный шрам на психике, с которым человек вынужден жить всю свою жизнь.

По мнению ученых, ранний эмоциональный разрыв с матерью становится причиной глубоких психических изменений.

Депривация у детей-сирот проявляется в виде задержки интеллектуального развития и формирования неправильной модели поведения, а также видения окружающего мира. Многие воспитанники детских домов проявляют свою подозрительность и недоверчивость в отношении окружающих их людей. Обидчивость и мстительность вызваны недоверием и страхом предательства со стороны окружающих.

Проявление материнской депривации

Специалисты говорят о том, что первые признаки материнской депривации зарождаются на момент вынашивания плода. Отсутствие радости у будущей мамы негативно влияет на само развитие плода. По словам специалистов, многие «нежеланные» дети часто не соответствуют установленным нормам развития.

Также врачи отмечают тот факт, что наличие негативных эмоций во время беременности, отрицательно сказывается на здоровье ребенка. Важно обратить внимание на тот факт, что для новорожденных детей мать является единственным источником удаления эмоционального «голода».

Отсутствие физической и эмоциональной взаимосвязи между матерью и малышом может привести к катастрофическим последствиям для детской психики.

Следует обратить внимание на тот факт, что даже раннее прекращение депривации (прием сироты в новую семью) негативно отражается на состоянии ребенка. Несмотря на отсутствие отклонений в интеллектуальных функциях и поведенческой модели, многие дети, пережившие депривацию, страдают от проблем, связанных с развитием речевого аппарата.

Ученые говорят о том, что чем раньше осуществилось избавление от депривации, тем ниже риск возможных отклонений в восприятии окружающего мира у ребенка.

Согласно статистическим данным, у детей в возрасте до одного года наблюдаются нарушения работы речевого аппарата, интеллектуального развития и межличностных привязанностей.

Депривация – психическое состояние, возникшее в результате неудовлетворения основных психических потребностей

Возможные последствия

Взаимосвязь между матерью и младенцем, позволяет последнему быть уверенным в собственной безопасности.

Материнская депривация – это состояние, при котором ребенок утрачивает доверие к окружающим его людям.

В школьном возрасте наличие депривации приводит к появлению невротических симптомов, которые проявляются в виде зависимости от мнения окружающих, низкой самооценке и навязчивых страхов.

Дети, воспитанные в условиях интерната, не ощущают себя частью социума, что приводит к проблемам в дальнейшей интеграции в общество.

Помимо этого, у людей с подобной проблемой наблюдается неспособность любить и взаимодействовать с противоположным полом.

Наличие душевных травм компенсируется агрессией, которая направляется не только в отношении других людей, но и собственной личности.

Отсутствие поддержки, внимания и заботы заставляет детей создавать ложные программы, направленные на деструкцию собственной личной жизни.

В подобном состоянии человек находится в твердой уверенности собственной малозначительности для окружающего мира. Он не верит в любовь и в то, что способен сам кого-либо полюбить.

Давайте рассмотрим психологический портрет человека с синдромом психической депривации:

  1. Гиперактивность и проблемы с концентрацией внимания.
  2. Упрямство, низкая самооценка и агрессия к окружающему миру.
  3. Беспричинные фобии, нарушение психоэмоционального баланса.
  4. Замкнутость в собственном мире, отставание от сверстников в интеллектуальном развитии.
  5. Отсутствие умения взаимодействовать с окружающими людьми.
  6. Нарушения в развитии когнитивных навыков.
  7. Эмоциональная нестабильность, апатия, отсутствие желания изменить свою жизнь к лучшему.

Следует понимать, что факт наличия материнской депривации, напрямую отражается на будущем потомстве ребенка.

По словам психологов, дети-сироты редко обладают способностью построить крепкие отношения с противоположным полом, и не понимают в полной мере важность создания «ячейки общества».

Ощущение собственной малозначительности и внутренняя опустошённость приводит к тому, что у человека возникает беспокойная привязанность.

Лишаясь родителей, ребенок попадает в состояние «материнской депривации»

Подобные проблемы, перенесенные во взрослую модель поведения, выражаются в потребности ощущать поддержку от окружающих и получить их любовь.

Чаще всего подобные проявления характера выражаются в виде ипохондрии, частой смене половых партнеров и самоистязании.

Опасность материнской депривации заключается в том, что люди, страдающие от этого синдрома, перекладывают свой «психологический груз» на будущее потомство.

По мнению психологов, биологическая привязанность младенца к материи имеет особую важность в формировании сознания. Данный фактор является своеобразной базой для формирования личности и фундамента поведенческой модели.

Заключение

Многие психологи объясняют феномен массового распространения синдрома депривации тем, что многие люди безответственно подходят к вопросу деторождения. Беременность является одним из важных этапов человеческой жизни, к которому следует подойти осознанно.

Во время процесса вынашивания плода, очень важно испытывать положительные эмоции, так как ребенок подсознательно воспринимает чувства, которые испытывает мать.

Беременность должна являться сознательным выбором, поэтому женщина должна быть готова полностью посвятить младенцу несколько лет своей жизни.

Детям, столкнувшимся с материнской депривацией, сложно изменить свой взгляд на устройство мира. Для того чтобы заслужить доверие детей-сирот, следует оказывать им постоянную заботу и пытаться построить эмоциональную взаимосвязь. Чтобы преодолеть враждебность и недоверие, важно дать почувствовать ребенку его значимость в вашей жизни.

Источник: https://ktovdepressii.ru/psihicheskie-rasstrojstva/drugie/deprivatsiya-u-detej-sirot.html

6 признаков эмоциональной депривации у детей

Проявление депривации у детей

Представьте, что вы не получаете никаких проявлений любви от самых главных в вашей жизни людей. Именно так себя и чувствуют дети с эмоциональной депривацией. Будьте любящими родителями и заставьте своих детей почувствовать, насколько они важны для вас.

Поцелуи, объятия, ласка и добрые советы — это именно те признаки привязанности, которые родители должны демонстрировать своим детям. В противном случае, у них может возникнуть эмоциональная депривация. Это не пустая прихоть.

Доказано, что демонстрация любви и заботы способствует хорошему психосоциальному развитию детей. Каким бы самостоятельным ни был ребенок, он практически полностью зависит от своих родителей или окружающих его взрослых.

Причем, не только с экономической или образовательной точки зрения, но и в эмоциональном и психологическом плане.

Причины и последствия эмоциональной депривации у детей

Для нормального развития ребенка необходимо, чтобы родители демонстрировали ему свою любовь и понимание. Когда ребенок растет в здоровой эмоциональной среде, он перенимает хорошие привычки, которыми затем руководствуется в общении с другими людьми.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Тем не менее, многие дети испытывают недостаток любви. В этом виновата либо семья, либо их непосредственное окружение. Когда происходит такая эмоциональная депривация, ее последствия непосредственно влияют на поведение детей.

Эмоциональная депривация у детей и ее признаки

В детстве дети нуждаются в знаках любви и принятия со стороны близких. Без этого они не могут чувствовать себя любимыми и защищенными. К сожалению, по мере того как ребенок растет, родители, как правило, проявляют все меньше признаков привязанности.

Иногда усталость от работы и современный образ жизни, полный суеты, заставляют взрослых забывать некоторые из своих основных семейных обязанностей. Речь идет о том, чтобы демонстрировать детям любовь и заботу, напоминать им, насколько они важны.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Эмоциональная депривация приводит к тому, что дети постоянно чувствуют себя одинокими или покинутыми. Связь между родителями и детьми ослабевает, и это сказывается, в том числе, на самооценке.

Чтобы узнать, достаточно ли вашему ребенку проявлений любви и заботы, вам стоит проанализировать данные признаки:

  • Ребенок постоянно испытывает беспокойство и имеет проблемы при взаимодействии с другими людьми.
  • Они всегда занимает оборонную позицию и настороженно относится к тому, что происходит вокруг него.
  • Ребенок страдает от стресса.
  • Его иммунная система ослабевает из-за высокого уровня депрессии.

1. Неповиновение

У детей с эмоциональной депривацией возникает потребность привлечь внимание любой ценой. Для того, чтобы их наконец заметили, дети демонстративно перестают слушаться родителей и ведут себя неадекватно в общественных местах. Например, закатывают истерику или плачут.

Дети, которые хотят любви и внимания от своих родителей, часто устраивают сцены. Если они не достигают своей цели, то просто увеличивают интенсивность и частоту. Типичными признаками неповиновения у детей являются:

  • слезы без причины
  • агрессия
  • гнев
  • импульсивность
  • внезапные перепады настроения

2. Агрессия

В случае, когда дети проявляют агрессию, специалисты рекомендуют уделять им повышенное внимание и слушать, что они пытаются сказать. Таким образом, они будут чувствовать себя значимыми и обретут достаточную уверенность, чтобы рассказать о том, что их беспокоит.

3. Чувство незащищенности

Столкнувшись с эмоциональным вакуумом, дети чувствуют себя крайне уязвимыми. У них появляются страхи при общении с другими людьми. Поскольку они не чувствуют себя в безопасности, то постоянно держат оборону. По этой причине недоверие со стороны ребенка является ясным сигналом о том, что что-то идет не так.

4. Страх

Часто ребенок не способен самостоятельно справиться с эмоциональной депривацией. Из-за этого может возникнуть чувство пустоты и недоверия, которое будет усиливаться по мере взросления.

Страх быть брошенным существует у каждого ребенка. Однако когда дети не видят знаков любви со стороны родителей, он лишь усиливается. Для того, чтобы исправить ситуацию, может потребоваться несколько сеансов у семейного психолога. Он поможет малышу преодолеть свой страх и укрепить отношения между родителями и детьми.

5. Плохая успеваемость

Отсутствие внимания и любви может привести даже к проблемам с успеваемостью. Дети перестают уделять внимание учебе и делать домашние задания. По мнению психологов, у детей с эмоциональной депривацией часто появляются проблемы с речью и с учебой.

В семьях, где не принято открыто проявлять любовь, как правило, дети начинают говорить гораздо позже. Кроме того, они испытывают проблемы с социализацией. Дети подвергают свои эмоции строгой цензуре и стараются избегать привязанности к кому-либо.

6. Зависимость от гаджетов

Некоторые родители полностью передают воспитание цифровым устройствам. С практической точки зрения удобно, что дети тихо сидят, уткнувшись в планшет, телефон или телевизор. Однако, технологический пузырь, который их окружает, не оставляет места проявлению живых эмоций.

Родительская депривация

Проявление депривации у детей

Родительская депривация – психическое состояние ребенка, характеризующееся невозможностью удовлетворять основные жизненные потребности из-за отсутствия или отстраненности родителей. Возникает вследствие недостатка заботы, ласки, понимания, взглядов, прикосновений, общения.

Последствия – эмоциональные, личностные, поведенческие расстройства, трудности социализации. Диагностика включает клиническую беседу, применение опросников, рисуночных тестов.

Лечение основано на групповой и индивидуальной психотерапии, дополняется психокоррекцией, социальной реабилитацией, медикаментозной терапией.

Термин «депривация» происходит из латинского языка, означает «лишение», «потерю». Родительская депривация – лишение ребенка взаимодействия с родителями. Синонимичное название – синдром недолюбленности. В 60-70 годах прошлого столетия врачи начали признавать, активно изучать роль эмоциональной близости родителей в психическом развитии ребенка.

Установлено, что недостаток любви, заботы, привязанности, телесных контактов приводит к нарушениям психического здоровья детей.

Данные о распространенности родительской депривации отсутствуют – легкие проявления переживаются в рамках семьи, тяжелые случаи выявляются на поздних стадиях при выраженной задержке психического развития, эмоционально-поведенческих нарушениях.

Родительская депривация

Основная причина – отсутствие возможности удовлетворить психологические потребности в любви, привязанности, общении. Дополнительными факторами риска становятся особенности нервной системы, темперамент, адаптационные возможности ребенка. Рассматривая депривацию как двусторонний процесс – воздействие стимула и формирование ответной реакции – выделяют ряд причин:

  • Недостаточная привязанность родителей. Отец и мать не проявляют любви к малышу. Явление распространено в семьях с нежеланным ребенком, при психических расстройствах, алкоголизме, наркомании родителей.
  • Длительная разлука. Депривация развивается при продолжительном пребывании в стационаре, учебном учреждении закрытого типа. Проявляется эмоциональными расстройствами.
  • Отсутствие родителей. Ранняя смерть отца и матери, отказ от ребенка становятся ключевыми факторами депривации. В домах малютки, детских приютах эмоциональные потребности удовлетворяются недостаточно.
  • Конституционально-наследственные особенности. Дети с неустойчивым слабым типом ЦНС более восприимчивы к влиянию депривационного фактора. Они менее пластичны, хуже адаптируются к изменяющимся условиям. Непродолжительное отсутствие мамы с папой (госпитализация, вынужденный отъезд) отрицательно сказывается на психическом и физическом развитии.
  • Состояние здоровья. Негативное влияние депривации быстрее проявляется у детей с неврологическими, соматическими заболеваниями. Больной ребенок больше нуждается во внимании, заботе родителей, острее переживает невозможность удовлетворения данных потребностей.

Среди исследований патогенеза родительской деривации распространена теория Э. Эриксона: отсутствие материнской любви формирует базисное недоверие к миру. Данное чувство проявляется боязливостью, подозрительностью, пассивностью, стремлением к избеганию незнакомых ситуаций.

Недостаток телесных, слуховых, зрительных контактов с родителем создает ощущение психологического дискомфорта, способствует формированию эмоциональной неустойчивости, нарушений режима сна-бодрствования.

Ребенок становится чрезмерно беспокойным, импульсивным, плаксивым, отказывается устанавливать контакт, не проявляет познавательного интереса. В период раннего детства развивается первичное ощущение собственной неуспешности, переживание нестабильности, страха, обиды.

Родительская депривация негативно влияет на процесс развития в промежутке с рождения до старшего подросткового возраста. Компенсация происходит через формирование привязанности к другим объектам (людям, животным, игрушкам), увлеченность деятельностью (хобби, творчество, спорт).

По степени выраженности родительская депривация бывает полной и частичной. Полная (абсолютная) возникает при отказе матери и отца от прав, отрыве ребенка от семьи, смерти родителей. Частичный вариант – отношения обеднены эмоционально, но близость сохраняется, физически члены семьи находятся рядом. По содержанию выделяют следующие виды депривации:

  • Сенсорная. Характеризуется невозможностью удовлетворить потребность в ощущениях. Проявляется недостатком прикосновений, объятий, поглаживаний, взглядов.
  • Когнитивная. Представлена отсутствием возможности познавать родителя, через него – окружающий мир. Проявляется отставанием развития интеллектуальных функций.
  • Эмоциональная. Наиболее выраженный компонент материнской депривации. Формируется при невозможности почувствовать близость, принятие, любовь, одобрение, поддержку.
  • Социальная. Определяется лишением возможности выполнять социальную роль (сын, дочь). Отражается на поведении ребенка, отношениях с окружающими.

Изменения возникают в эмоциональной, поведенческой, когнитивной сфере. У младенцев снижена двигательная активность, позже формируется навык сидения, ходьбы. Интерес к игрушкам, ярким предметам, новым звукам снижен.

Выражены вегетативные нарушения – частые срыгивания, нарушения стула, беспокойный сон, плохая терморегуляция. Комплекс оживления развивается к 4-5 месяцам, слабый. Эмоциональная неустойчивость проявляется плачем, криками.

Гуление, лепет возникают на 1-2 месяца позже нормы.

Дети раннего возраста и дошкольники испытывают трудности социальной адаптации, с трудом устанавливают контакты, часто подозрительны, насторожены, боязливы. Редко проявляют инициативу, несамостоятельны.

В зависимости от темперамента становятся замкнутыми, молчаливыми либо агрессивными, импульсивными. Эмоции неустойчивы, часто отмечаются вспышки негодования, гнева, плач. Аффективные расстройства представлены детскими страхами, повышенной тревожностью.

Самооценка заниженная, чувство недоверия к обществу формирует искаженный образ Я как неудачника, неспособного контролировать происходящее, влиять на результат собственных действий.

Выраженность задержки умственного развития зависит от окружающей обстановки, наличия педагогов. Кроме ЗПР часто наблюдаются речевые нарушения, поведенческие и невротические расстройства.

В младшем школьном и подростковом возрасте проблемы идентичности провоцируют эмоционально-личностные расстройства. Ребенок, подросток испытывает трудности принятия социальных ролей – ученик, друг, знакомый.

Отсутствует опыт выстраивания отношений, поэтому дети в ситуациях межличностного взаимодействия часто ведут себя неадекватно: убегают, прячутся, отворачиваются, грубят, обзывают, проявляют физическую агрессию. Дружеские предложения воспринимают насторожено, отвечают отказом. В коллективе у них формируется позиция изгоя, агрессора.

К проблемам социального характера добавляется школьная неуспеваемость. Подростки прогуливают школьные занятия, приобщаются к «уличным» группировкам, бродяжничают.

Без своевременной психолого-педагогической коррекции родительская депривация способствует развитию психической патологии. Характер осложнений определяется возрастом ребенка и продолжительностью отсутствия родителей (опекунов).

В раннем детстве у пациентов преобладают расстройства эмоционально-волевой сферы, неравномерность отставания когнитивных функций с преимущественно речевыми нарушениями. Часто диагностируются нарушения невротического спектра: энурез, парасомнии, навязчивые движения, апатическая, маскированная депрессия.

У дошкольников и младших школьников определяются поведенческие отклонения, ЗПР. У подростков – психопатии, депрессивные расстройства.

Диагностика депривации – сложный длительный процесс, предполагающий сотрудничество врача-психиатра, невролога, психолога, педагогов, социальных работников и медицинских сестер, ухаживающих за ребенком.

Требуется долговременное наблюдение, регулярная оценка особенностей развития. Комплексные обследования показаны детям групп риска – воспитывающимся в неблагополучных семьях, подверженным частой госпитализации, сиротам.

Применяется ряд методов:

  • Беседа. Разговор с ребенком позволяет первично оценить эмоциональное состояние, реакции на похвалу/замечания, способность устанавливать, поддерживать продуктивный контакт. Специалист выявляет сферы, наиболее подверженные депривационному воздействию, определяет направленность дальнейшей диагностики.
  • Проективные тесты. Широко применяются рисуночные методики – «Человек», «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное», «Человек под дождем». Они универсальны относительно возраста, уровня интеллектуального развития, национальности. Позволяют выявить глубинные неосознаваемые переживания, скрываемые особенности поведения.
  • Опросники. Методики данной группы рекомендованы для обследования детей от 10 лет. Используются опросники, направленные на исследование детско-родительских отношений – «Анализ Семейного Воспитания» Э.Г. Эйдемиллера, «Детско-родительские отношения подростков» П. Трояновской. Дополнительно показаны тесты исследования личности – «Патохарактерологический личностный опросник» А. Е. Личко, опросник Леонгарда-Шмишека.

Родительская депривация рассматривается как этиологический фактор ЗПР, речевых нарушений, невротических и поведенческих расстройств, дезадаптации. При дифференциальной диагностике необходимо различение данного феномена с иными возможными причинами нарушений развития (резидуально-органическим поражением ЦНС, наследственными факторами).

Специфические методы лечения не разработаны. Помощь врачей, психологов, педагогов направлена на устранение причин и коррекцию последствий ранней психологической депривации. Терапия проводится на базе реабилитационных центров, психоневрологических диспансеров, частных клиник. Комплекс процедур определяется индивидуально с учетом тяжести симптомов, возраста ребенка. Применяются:

  • Групповая психотерапия. Тренинги с детьми, подростками оказываются наиболее эффективным способом коррекции системы ценностей, самооценки, восприятия роли. В процессе специально организованного общения, игр возникают ситуации апробирования положительных отношений. Члены группы учатся договариваться, дружить, сотрудничать. В тесном взаимодействии узнают (обнаруживают) качества личности. Происходит формирование системы «Я», общественных ролей.
  • Индивидуальная психотерапия. Встречи с психотерапевтом необходимы при эмоциональных расстройствах – депрессии, неврозе навязчивых состояний, повышенной тревожности, страхах. Наиболее распространены методы когнитивно-поведенческой терапии: на первом этапе проводится коррекция нелогичных, нецелесообразных мыслей, провоцирующих негативные эмоции, на втором вырабатываются новые эффективные формы поведения.
  • Психокоррекция. Занятия с психологом необходимы детям, имеющим отставание в когнитивном развитии. Упражнения, игры развивают мелкую моторику, активное внимание, память, мышление, интеллект. Работа проводится в индивидуальном и групповом режиме.
  • Медикаментозная терапия. Применение лекарств целесообразно при выраженных поведенческих и эмоциональных нарушениях. Лечение назначается психиатром, препараты подбираются индивидуально. Используются антидепрессанты, противотревожные средства, нейролептики, ноотропы.
  • Социальная реабилитация. Усилиями педагогов ребенок активно включается в занятия спортом, рисованием, конструированием, лепкой, полезным трудом. Создаются ситуации сотрудничества, на основе которы х легче налаживается общение, дружба. Компенсация агрессии происходит во время активных физических нагрузок. Последствия эмоциональной, сенсорной депривации редуцируются в процессе творческой деятельности.

Прогноз результатов депривации определяется состоянием здоровья, возрастом, психологическими особенностями ребенка, продолжительностью нахождения в условиях нехватки родительской любви. Наиболее благоприятный исход у малышей до 3 лет, при своевременной компенсации последствия полностью редуцируются.

Чем старше ребенок, тем продолжительнее период реабилитации. Профилактика сводится к сохранению полноценной семьи – предупреждению нежелательных беременностей, отказов от детей, разводов.

Вторичные методы – создание условий максимально приближенных к домашним в приютах, стационарах (организация палат совместного пребывания ребенка с матерью).

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/parental-deprivation

ВашПсихолог
Добавить комментарий