Реактивная тревожность в психологии это

Отличие личностной и ситуативной тревожности

Реактивная тревожность в психологии это

Все люди реагируют на ситуации, которые несут угрозу или имеют неизвестный исход. Кроме того, каждый человек имеет индивидуальный уровень нервной возбудимости. Указанные реакции в психологии обозначаются как ситуативная тревожность и личностная тревожность. Эти явления тесно взаимосвязаны друг с другом, но имеют существенные различия.

Понятие тревожности

Склонность переживать сильную напряжённость по незначительным поводам называют тревожностью. Это психологическое своеобразие темперамента личности имеет индивидуальные черты у каждого человека. Рассматриваемое явление также можно определить следующим образом — ситуативное состояние эмоциональной напряжённости, активно влияющее на поведение и самочувствие.

Психологи склоняются к мнению, что тревожность имеет частично приобретённую, частично врождённую природу. Такая особенность темперамента формируется благодаря сочетанию:

  • генетических характеристик;
  • внутренних конфликтов оценочного характера;
  • неправильных действий родителей, воспитателей, педагогов.

Ряд исследователей считает, что причина формирования психологической характеристики кроется в ранее пережитых отношениях, с неблагоприятным опытом.

Виды тревожных состояний

Существует 2 вида тревожности:

  1. Личностная (ЛТ) или активная (АТ).
  2. Ситуативная (СТ) или реактивная (РТ).

Выделяют также понятие нормальной тревожности (НТ). Это уровень напряжения конкретного человека, основанный на опыте. Механизм НТ направлен на своевременную мобилизацию систем организма на случай наступления неблагоприятных условий. НТ считается естественной чертой, которая свойственна всем психически здоровым людям.

Выходящая за рамки нормы реакция выражается в дезорганизационном воздействии на личность потенциальных неблагоприятных развитий. Человек становится беспомощным, неуверенным в своих силах, его поведение теряет смысловую целенаправленность, снижается активность.

Уровень тревожности зависит от следующих факторов:

  • индивидуальных психологических особенностей;
  • предрасположенность психики к переживаниям;
  • ранее пережитый опыт;
  • особенности культурной, социальной среды.

Термины активная и реактивная тревожность используются в психологии для определения степени вовлечённости личности в происходящие события. РТ даёт характеристику реактивности, т. е. позволяет оценить вовлечённость, погружённость черт личности в происходящие внутренние и внешние процессы.

АТ позволяет оценить активность личности в формировании свойств характера. Это один из признаков типа темперамента (сангвиники, меланхолики, флегматики, холерики).

Особенности ситуативной тревожности

Временное, типичное состояние напряжённости психики, выражающееся в реакции на конкретную угрозу, носит название ситуативной тревожности. Она сказывается на реакциях человека:

  1. Происходит «застревание» в негативных переживаниях.
  2. Присутствует постоянное чувство вины, невыполненного долга.
  3. Возникает преувеличенное переживание относительно мелких житейских проблем.
  4. Ярко проявляется нерешительность.
  5. Формируется заниженная самооценка.
  6. Возникает ощущение постоянного беспокойства, неуверенности в завтрашнем дне.

Особенности личностной тревожности

Такое явление служит устойчивой чертой характера человека. Личностная тревожность — обусловленная недействительной ситуацией, а представляемая личностью, эмоциональная реакция ожидания опасности от возможных последствий событий, предчувствие возможной неудачи, воображаемая угроза.

Конкретная ситуация для каждого человека вызывает различные эмоциональные реакции. Одни люди будут видеть смыслы и значения, достаточные для сильной ЛТ. Другие — в аналогичной ситуации будут абсолютно спокойны, для них событие не представляется выходящим за нормальные рамки.

Для ЛТ характерно восприятие объективно безопасного события в качестве угрожающего и опасного.

Причины ЛТ:

  1. Внутренняя травмирующая ситуация.
  2. Эмоциональный срыв.
  3. Психосоматическое заболевание.

Личностная тревожность проявляется в следующих негативных установках:

  • низкая эмоциональная устойчивость;
  • недостаточная степень адаптации к социуму;
  • низкий уровень активности;
  • отсутствие целеустремлённости в достижении успехов, неверие в собственные силы;
  • озабоченность последствиями своих действий;
  • ожидание неудач и провалов, выливающееся в излишнюю предосторожность.

ЛТ имеет и свои положительные признаки. Люди с такими особенностями темперамента обязательны и исполнительны. Они внимательно и ответственно подходят к выполнению своих обязанностей, постоянно сомневаются и перепроверяют сделанное, что снижает вероятность ошибок.

Взаимосвязи и различия

Главное различие СТ и ЛТ заключается в том, что:

  • первое проявление — объективная реакция на конкретное событие;
  • второе проявление — субъективное состояние, влияющее на принятие решений и стратегию поведения, которое может не соответствовать реальным масштабам угрозы.

Простым языком — ситуативная тревожность подразумевает общие закономерности развития реакции на различные события и ситуации, а ЛТ определяет индивидуальные особенности реакции людей на одни и те же события. Оба явления тесно взаимосвязаны и психологи рассматривают их во взаимосвязи.

Личностная тревожность развивается из ситуативной, при частом столкновении человека с последней. Она часто проявляется как ситуативная тревожность. По этой причине при устранении проявлений тревожности обязательно оценивается степень личностных и ситуативных проявлений.

Рекомендации по борьбе с тревожностью

Уровень СТ и ЛТ рассчитывается с помощью психологического теста Спилберга — Ханина. Человек отвечает на 40 вопросов (по 20 вопросов на определение шкалы ЛТ и РТ). На основе результатов теста определяется степень тревожности.

Тест активно применяют не только в психологии, он отлично подходит для самоанализа. Результаты позволяют оценить состояние. По результатам формируются рекомендации по личностному развитию.

При высокой степени СТ и ЛТ в конкретной ситуации необходимо снизить субъективную значимость события или задачи, т. е. значимость действия, его результата для человека.

Акцент переносится на формирование чувства уверенности в успехе, сосредоточенности на детальном продумывании действий для выполнения задачи.

При низкой степени СТ и ЛТ внимание нужно акцентировать на чувстве ответственности, возможных последствиях.

Источник: https://urazuma.ru/rasstrojstva/trevoga/situativnaya-i-lichnostnaya-trevozhnost.html

ISSN 1996-3955 ИФ РИНЦ = 0,570

Реактивная тревожность в психологии это
1 Искакова У.Б. 1 Абишева З.С. 1 Журунова М.С. 1 Жетписбаева Г.Д. 1 Исмагулова Т.М. 1 1 Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова В статье установлено, что на фоне эмоционального напряжения перед рубежным контролем возрастает ситуативная и личностная тревожность.

В результате отмечается снижение самочувствия, активности и настроения. 1. Соловьева С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика // Медицинская психология в России – СПб. – №6 (17). – 2012.
2. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с. (с. 36-38). 3. Сборник психологических тестов.

Часть I: Пособие / Сост. Е.Е. Миронова. – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 155 с. (c. 19-20). 4. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. – 1992. – №5. – С. 111-117.
5. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. – СПб., 2006.
6. Кузнецова О.В.

Взаимосвязь уровней тревожности и механизмов адаптации личности в период юности: автореф. дис. … к.п.н. – М., 2009.
7. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния / В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, М.П. Мирошников, В.Б. Шарай // Вопросы психологии. – 1973, – № 6. – С.141-145.

Особенности современных условий жизни, быстрые темпы развития интеллектуальных программ, переход на студенческую жизнь, рост значимости информации обуславливают повышенные требования к молодому организму. Однако многие аспекты умственного и психоэмоционального перенапряжения изучены еще недостаточно.

Одним из факторов риска возникновения отклонений в психическом состоянии студента являются сдвиги в уровнях личностной и ситуативной тревожности [1]. Это характеризуется наличием определенных затруднений в усвоении учебного материала.

У студентов при этом наблюдаются различной степени выраженность невротических расстройств (снижение памяти, внимания, повышенная утомляемость, вспыльчивость, раздражительность), которые чаще всего возникают в период экзаменационных сессий или рубежного контроля.

Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях.

Выделяют два вида тревожности – ситуативная, или реактивная (РТ) и личностная (ЛТ). Реактивная тревожность – показатель интенсивности переживаний, которая возникает по отношению к типичным событиям.

Реактивная, или ситуативная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью.

Личностная тревожность – готовность (установка) человека к переживанию страха и волнений по поводу широкого круга субъективно значимых явлений. Личностная тревожность – это устойчивое состояние.

Она характеризует склонность человека воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Сама по себе тревожность не является изначально негативной чертой личности.

Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный для каждого человека уровень «полезной тревоги» [2,3].

Студенческий возраст характеризуется большой дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а так же повышение самоконтроля и саморегуляции. Следует напомнить, что в качестве общих особенностей этого возраста отмечается изменчивость настроений с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно.

Материалы и методы исследования

Объектом исследования были учащиеся первого курса КазНМУ в количестве 70 человек, из них 22 юношей и 48 девушек. Общий возраст: от 17 лет до 19 года. Для исследования были выбраны периоды, характеризующиеся наиболее заметными изменениями в тревожности: в обычный учебный день, перед рубежным контролем и после.

Студенты определяли:

1) Степень выраженности тревожности по шкале оценки личностной тревожности Ч. Спилбергера и Ю.Л. Ханина. Шкала состояла из 20 вопросов.

Показатель ситуативной (реактивной) тревожности подсчитывался по формуле:

РТ = Е1 – Е2 + 3,

где Е1 – сумма зачеркнутых цифр по пунктам шкалы 3,4,6,7,9,12,13,14,17,18; Е2 – сумма зачеркнутых цифр по пунктам шкалы 1,2,5,8,10,11,15,16,19,20.

Если РТ не превышает 30, то, следовательно, испытуемый не испытывает особой тревоги, т.е. у него в данный момент низкая тревожность. Если сумма находится в интервале 31–45, то это означает умеренную тревожность. При 46 и более – тревожность высокая. [4-6].

2) Для оценки личностной тревожности использовался тест: Самооценка функционального состояния (САН – самочувствие, активность, настроение).

Тест САН разработан сотрудниками I Московского медицинского института им. И.М. Сеченова В.А. Доскиным, Н.А. Лаврентьевой, В.Б. Шараем и М.П. Мирошниковым в 1973 г. САН представляет собой карту (таблицу), состоящей 30 пар полярных признаков, отражающих особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, активность, настроение).

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4, оценки превышающие 4 балла, свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого, ниже 4 – о неблагоприятном состоянии. Нормальные оценки состояния располагаются в диапазоне 5,0-5,5 баллов.

Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных показателей, но и их соотношение [7].

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты исследования уровня ситуативной тревожности (далее СТ) студентов представлены в табл. 1.

Таблица 1

ПериодыЗначения СТ
Низкая тревожностьУмеренная тревожностьВысокая тревожность
В обычный учебный день85,7 % (60 студентов)14,3 % (10 студентов)0 %
Перед рубежным контролем14 % (10 студентов)33 % (23 студентов)53 % (37 студентов)
После рубежного контроля31,4 % (22 студентов)58,5 % (41 студентов)10 % (7 студентов)

Из приведенной выше таблицы можно сделать вывод, что в обычные учебные дни, по сравнению до и после рубежного контроля, у студентов не отмечается признаков высокой тревожности, только у 14 % испытуемых наблюдается умеренная тревожность, почти 85,7 % имело низкий уровень тревожности.

https://www.youtube.com/watch?v=KjPjFndQwVM

До рубежного контроля, непосредственно в день сдачи рубежного контроля чуть меньше половины студентов (33 %) испытывали умеренный уровень СТ. Чуть больше половины испытуемых (53 %) имело высокий уровень СТ, и всего 14 % не испытывали на момент обследования тревожности.

После рубежного контроля результаты уровня СТ студентов значительно отличаются от предыдущих данных. Балловая оценка СТ значительно снизилась, только у 7 студентов сохранилась высокая тревожность.

Данные показатели САН в обычный учебный день демонстрирует, что оценки активности, настроения и самочувствия примерно равны. По мере нарастания усталости соотношение между ними изменился за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.

Самочувствие, активность и настроение в обычный учебный день в среднем составила 5,4; 5,2; 5,3; при норме 5,5 – 5,6 т.е. функциональное состояние организма в пределах нормы. Однако показатели САН перед рубежным контролем изменились и у 76 % респондентов снизились до (3,8, 4,2, 4,4).

После рубежного контроля показатели САН несколько повышается и являются благоприятными.

Анализ функционального состояния представлен в табл. 2.

Таблица 2

ПериодыСАН (Самочувствие, активность и настроение)
СамочувствиеАктивностьНастроение
В обычный учебный день5,45,25,3
Перед рубежным контролем3,84,24,4
После рубежного контроля4,75,24,6

Заключение

По результатам проведенного анализа можно сделать вывод, что рубежный контроль влияет на функциональное состояние личности. Превышение показателей ситуативной тревожности перед рубежным контролем объясняется большими эмоциональными и психологическими нагрузками.

Следует отметить у 40 % студентов даже после рубежного контроля показатель уровня ситуативной тревожности (СТ) приблизилась к умеренным.

Ориентируясь на то, что подобные скачки СТ наблюдаются у студентов довольно часто (рубежный контроль, экзаменационная сессия), можно предположить, что состояние высокой тревожности закрепляется и становится личностной чертой.

Анализируя полученные данные, мы пришли к выводу о том, что подобные скачки уровня ситуативной тревожности будут наблюдаться перед каждым рубежным контролем или экзаменом, что может привести к закреплению тревожности как устойчивого личностного образования, восприятия ситуации обучения как фрустрирующей. Это может препятствовать успешному процессу обучения личности, ее адаптации к социальному окружению.

В отличие от высокой тревожности, низкая, наоборот, требует внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Им можно предложить участие в тренингах, связанных с созданием острой ситуации, принятия непростого решения. Все это позволит личности адаптироваться к острым ситуациям, в том числе и учебным и укреплять механизмом актуализации тревоги.

Библиографическая ссылка

Искакова У.Б., Абишева З.С., Журунова М.С., Жетписбаева Г.Д., Исмагулова Т.М. СИТУАТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ И ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 11-5. – С. 900-902;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10555 (дата обращения: 10.04.2020).

Источник: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10555

Причины тревожности: возникновение состояния, высокая тревога, определение

Реактивная тревожность в психологии это

Тревожность – это состояние, которое нелегко определить однозначно, так как отдельные люди испытывают беспокойство по-разному. Внутренняя тревога появляется как в результате различных жизненных ситуаций, так и в связи с психическими расстройствами.

Человек в состоянии тревоги

Определение в психологии

Тревожность в психологии – это эмоциональный отклик, возникающий у субъекта в ситуациях, которые он воспринимает или интерпретирует как угрожающие или опасные, хотя часто в действительности их нельзя оценить как таковые.

Важно! Основное различие между нормальной и патологической тревогой заключается в том, что последняя основана на нереальной или искаженной оценке угрозы. Когда беспокойство очень сильное и острое, оно может парализовать человека, превращаясь в панику.

Из определения патологической тревожности следует, что этот способ реагирования является неадаптивным и вредным для личности, поскольку беспокойство всегда проявляется чрезмерно.

Тревога это в психологии в настоящее время считается распространенным психическим расстройством, поскольку охватывает целый ряд клинических картин, имеющих в качестве общей черты патологический характер, проявляющийся в многочисленных дисфункциях и несоответствиях на когнитивном уровне, поведенческих и психофизиологических.

Патологическая тревожность

Причины появления тревожности

Целеустремленность — что это такое в психологии

Причины возникновения тревожности в каждом случае индивидуальны и, как правило, являются комбинацией внешних факторов и особенностей конкретного организма. Все возможные причины состояния тревожности можно подразделить на несколько групп:

  1. Генетические – тревога может передаваться по наследству через гены. Даже если генетически человек не унаследовал высокую тревожность, она может возникнуть в определенных условиях;
  2. Обстоятельства – травмирующие события, такие как дорожно-транспортное происшествие, нападение или пожар, могут вызвать беспокойство. В этих случаях чувство тревоги либо будет относительно кратким и исчезнет с окончанием события, либо остается на месяцы и годы. Это то, что известно, как посттравматическое стрессовое расстройство;
  3. Употребление алкоголя или наркотиков. Амфетамины, экстази и ЛСД – наркотические вещества, способные вызвать беспокойство. У некоторых людей кофеин и теин также могут его спровоцировать;
  4. Жизненные события. Изменения в жизни, такие как беременность, увольнение, продвижение по службе, способны стать причинами тревоги.

У отдельных людей беспокойство может быть связано со скрытой проблемой со здоровьем. Некоторые медицинские причины тревожности:

  • болезни сердца;
  • диабет;
  • проблемы со щитовидной железой;
  • нарушения дыхания (хроническая обструктивная болезнь легких или астма);
  • отказ от алкоголя, снотворных или других лекарств;
  • необычные опухоли, производящие гормоны.

Разновидности тревожности

В психологии тревога классифицируется по видам. Они определяются факторами, порождающими беспокойство.

Личностная тревожность

Виктимность — что это такое в психологии

Главным образом особенности характера и генетика человека определяют, что такое личностная тревожность. Она обусловлена индивидуальными эмоциями, которые порождаются ожиданием негативных последствий различных событий, боязнью неудач, иногда несуществующими в реальности угрозами.

Личностная тревожность не является обособленным свойством характера, она лишь оказывает влияние на формирование таких черт, как:

  • стремление не брать на себя ответственность;
  • боязнь конкуренции;
  • стремление обезопасить себя от неудач.

Важно! Личностная тревожность порождает целый комплекс негативных проявлений и отрицательно сказывается на развитии личности.

С понятием личностной тесно связана базальная тревожность. Ее формирование происходит в детском возрасте и связано, как с психологическими особенностями ребенка, так и условиями воспитания. Проявлениями такого типа расстройств являются чувства враждебного окружения, одиночества и беспомощности.

Ситуативная (реактивная) тревожность

Ситуативная тревожность – это переживания, возникающие в ответ на эмоциональный стресс. В свою очередь, стресс провоцируется различными событиями: экзаменами в школе или другом учебном заведении, у юношей – общением с девушками, некоторые люди чувствуют напряжение перед телефонными разговорами, страх перед полетами и т. д.

При реактивной тревожности беспокойство может возникать у индивидуумов только в случае конкретной ситуации, при других типичных событиях, способных спровоцировать эмоциональное напряжение, они абсолютно спокойны.

Важно! Ситуативная тревожность возникает как первоначальная реакция. Затем, если складываются соответствующие условия, она переходит в личностную.

К типам тревожности в психологии относятся:

  1. Генерализованное тревожное расстройство. Это хроническое напряжение, продолжающееся на протяжении недель и месяцев, даже в случае отсутствия провоцирующих факторов, либо причины беспокойства свободно меняются;
  2. Специфическая тревожность, связанная с одной из сфер возникновения: межличностная, школьная, самооценочная и т. д.

Школьная тревожность

Симптоматика тревожности

Развитие личности — что это такое в психологии

При диагностике расстройств определяется, какие признаки и симптомы характеризуют тревожное состояние человека:

  • ощущение нервозности, возбуждения или напряжения;
  • чувство неизбежной опасности, паники или катастрофы;
  • учащенное сердцебиение;
  • ускоренное дыхание (гипервентиляция);
  • потливость;
  • тремор;
  • чувство слабости или усталости;
  • проблемы с концентрацией внимания, невозможность думать ни о чем другом, кроме текущей проблемы;
  • нарушения сна;
  • желудочно-кишечные расстройства;
  • беспокойство не поддается контролю;
  • стремление избежать ситуаций, вызывающих тревогу.

Важно! Чтобы оценить, страдает ли конкретный пациент от высокой тревожности, желательно исключить наличие системного заболевания.

Для этого принимаются во внимание следующие аспекты:

  1. Физические симптомы;
  2. Предыдущая медицинская история пациента и его семьи;
  3. Возможное наличие болезни, вызывающей тревожное расстройство;
  4. Влияние кофеина, наркотиков, алкоголя.

Как избавиться от тревожности

Тяжелые тревожные расстройства лечатся только у специалиста. Если присутствуют признаки беспокойства, мешающие полноценной жизни, но не угрожающие психическому и физическому здоровью личности, то рекомендуется несколько возможных направлений для избавления от их проявлений.

Терапия медикаментами

Важно! Лекарственные средства для лечения тревожных расстройств не могут назначаться самостоятельно и не продаются без рецепта.

Доступными для безрецептурной покупки и применения остаются различные натуральные успокоительные препараты, такие как настойка пустырника или средства на основе валерианы (таблетки, капли, капсулы и т. д.).

Настойка валерианы

Самоанализ

Для этого необходимо воспользоваться аналитическими суждениями, которые возникнут при глубоком мысленном погружении в свои проблемы и их адекватном осознании.

Такой способ требует максимальной расслабленности.

Его широко используют психотерапевты, иногда самоанализ поможет и обычным людям добиться правильной оценки проявлений тревоги (является ли она избыточной?) и выработать установки на ее преодоление.

Перемена внешних обстоятельств

Тревожность возникает далеко не всегда в связи с психическими расстройствами. Это может произойти в ситуации, приводящей к временному напряжению человеческой психики. Тогда, чтобы освободиться от внутреннего беспокойства, могут помочь различные техники релаксации.

Здесь нет универсального рецепта – все расслабляются по-разному. Одному человеку помогают дыхательные упражнения, другому – физическая активность, третьему – проведение времени с друзьями. В каждом случае необходимо изменить жизненные условия: уделять больше внимания отдыху, общаться, заняться спортом и т. д.

Люди, испытывающие тревожность из-за психических заболеваний, должны обратиться к специалисту: психиатру, психологу или психотерапевту. Другим нужно просто больше прислушиваться к себе: если присутствует внутреннее беспокойство, и есть желание с ним бороться, надо посвятить себя действиям, которые снижают уровень стресса и позволяют расслабиться.

Источник: https://srazu.pro/teoriya/trevozhnost-v-psixologii.html

Цель: выявить уровень личностной и реактивной тревожности испытуемого

Реактивная тревожность в психологии это

Тревожность– индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам.

Личностная тревожность характеризует тревожность как личностную черту. Это устойчивая склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.

Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.
Реактивная тревожность представляет собой тревожность как состояние на данный момент.

Характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации.

Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

При интерпретации результат можно оценивать так:

до 30 – низкая тревожность;

31 – 45 – умеренная тревожность;

46 и более – высокая тревожность.

Инструкция:

«Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

Варианты ответов:

1 – нет, это не так

2 –пожалуй, так

3 –верно

4 – совершенно верно

Вопросы Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно
1. Я спокоен
2. Мне ничто не угрожает
3. Я нахожусь в напряжении
4. Я испытываю сожаление
5. Я чувствую себя свободно
6. Я расстроен
7. Меня волнуют возможные неудачи
8. Я чувствую себя отдохнувшим
9. Я встревожен
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
11. Я уверен в себе
12. Я нервничаю
13. Я не нахожу себе места
14. Я взвинчен
15. Я не чувствую скованности, напряжения
16. Я доволен
17. Я озабочен
18. Я слишком возбужден, и мне не по себе
19. Мне радостно
20. Мне приятно
21. Я испытываю удовольствие
22. Я очень легко устаю
23. Я легко могу заплакать
24. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие люди
25. Нередко я проигрываю из-за того что недостаточно быстро принимаю решения
26. Обычно я чувствую себя бодрым
27. Я спокоен, хладнокровен и собран
28. Ожидаемые трудности обычно очень беспокоят меня
29. Я слишком переживаю из-за пустяков
30. Я вполне счастлив
31. Я принимаю все близко к сердцу
32. Мне не хватает уверенности в себе
33. Обычно я чувствую себя в безопасности
34. Я стараюсь избегать критических ситуаций
35. У меня бывает хандра
36. Я доволен
37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
38. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу забыть о них
39. Я уравновешенный человек
40. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

Мои результаты:

Личностная тревожность – 48 (высокая)

Реактивная тревожность – 38 (умеренная)

Выводы по методике:

Реактивная тревожность: 38 (умеренная). Этот результат говорит о том, что на данный момент я не очень-то тревожусь обо всем происходящем. Вероятно, влияние на результат оказал тот факт, что в день прохождения тестирования, я получила последний зачет и это меня несколько успокоило. Так же я сделала вывод о своем типе темперамента: флегматик.

Личностная тревожность: 48 (высокая). Этот результат говорит о том, что я постоянно о чем-то переживаю, волнуюсь, беспокоюсь. Я полагаю, что это связано с должностью старосты, т.к.

я постоянно несу ответственность за всю группу и этот факт все время держит меня в напряжении.

Высокая активность личности соответствует сангвинии, то есть тип моего темперамента – флегматик с доминирующим сангвиником.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_31557_tsel-viyavit-uroven-lichnostnoy-i-reaktivnoy-trevozhnosti-ispituemogo.html

Тревожность: почему она возникает и как ее преодолеть?

Реактивная тревожность в психологии это

Практически каждый второй клиент, приходящий ко мне на консультацию, перечисляя причины прихода, говорит о тревоге. Иногда он сам идентифицирует ее, иногда называет другим словом или описывает свое состояние так ярко, что становится сразу понятно, что имеется ввиду.

Пожалуй, и правда, тревога, с которой сталкиваются абсолютно все люди в определенные моменты жизни, зачастую является одной из основных причин обращения к психологу. А конкретно, затянувшееся тревожное состояние или повышенный уровень тревожности.

Чем грозит данное состояние и каким образом можно с ним работать будем разбираться в этой статье.

Что такое тревожность

Тревогой в психологической науке называют эмоциональное состояние, имеющее негативный оттенок. Человеку, находящемуся в состоянии тревоги, свойственно ожидание чего-то нехорошего, например, неблагоприятного исхода событий или отрицательных последствий.

Тревогу часто путают со страхом, однако между ними есть одно яркое отличие: страх всегда имеет объект и носит конкретный характер (например, страх пауков или высоты), а тревога всегда беспредметна, зачастую ее природа не ясна даже самому человеку, она всегда имеет неопределенные причины.

Тревожность в психологии – это способность человека испытывать состояние тревоги, связанное с возникновением переживаний в различных ситуациях. Любому человеку присущ определенный, так называемый нормальный уровень тревожности, который носит временный характер и с которым человек при желании может легко справиться.

Однако, если состояние тревоги носит длительный характер, человек не может с ним справиться самостоятельно и оно оказывает дезорганизующее влияние на жизнь, то говорят о состоянии повышенной тревожности. Повышение уровня тревожности сопутствует возникновению различных заболеваний и существенному снижению качества жизни.

Тревожность имеет психологические и физиологические проявления, по которым ее легко можно идентифицировать. Среди психологических симптомов наиболее яркими являются следующие:

— неопределенные опасения

— обостренные переживания, не имеющие под собой оснований

— нехорошие предчувствия

— постоянное ожидание беды

— сниженное настроение

— депрессивные или тревожные мысли, имеющие негативный окрас

— страх за свою жизнь и жизнь близких людей

— постоянное состояние напряжение

— беспокойный сон, трудности с засыпанием

— повышенная требовательность к себе

Физические симптомы

Физические симптомы тревожности связаны с физиологическими изменениями, подготавливающими организм к активным действиям — происходит возбуждение вегетативной нервной системы, что влечет изменения в работе внутренних органов. Практически всегда тревожность сопровождают:

— учащение дыхания

— ускорение сердцебиения

— ощущение слабости

— ком в горле

— покраснение или побледнение кожи

— повышенное потоотделение

— сухость во рту и т.д.

Распознать повышенную тревожность также можно по ее внешним проявлениям и поведенческим реакциям:  

  • сжимание кулаков;
  • щелканье пальцами или стук ими по столу или другой поверхности;
  • постоянное теребление и перебирание одежды;
  • облизывание или покусывание губ;
  • потирание лица;
  • подергивание ногой и т.д.

Почему возникает тревожность

На возникновение тревожности влияет широкий спектр различных причин.

Большинство психологов и нейробиологов сошлись во мнении, что зачастую решающую роль здесь играет совокупность факторов, а именно сочетание врожденных особенностей функционирования нервной системы человека с воздействием социальных и психологических факторов. Перечислим лишь некоторые причины, влекущие за собой повышение уровня тревожности человека:

  • наследственность, особенности (слабость) нервной системы;
  • неправильное воспитание, неблагополучная семейная обстановка, окружающая человека в детстве;
  • отрицательный жизненный опыт, многочисленные стрессы, последствия полученных психологических и физических травм;
  • соматические заболевания, длительное время проявляющиеся у человека;
  • хроническая усталость;
  • заниженная самооценка;
  • различные проблемы и конфликтные ситуации в межличностных отношениях;
  • недостаточное количество (или полное отсутствие) физических нагрузок и полноценного отдыха;
  • злоупотребление алкогольными напитками и т.д.

Важно понимать, что если причины, вызвавшие повышенную тревожность, не связаны с наличием психического заболевания у человека, то целесообразно с данной проблемой обратиться к психологу!

Виды тревожности

В зависимости от причин, влияющих на ее развитии, бывает:

Ситуативная или реактивная тревожность

Тревожность, которая представляет собой реакцию на какое-либо событие или ситуацию в жизни человека.  Например, совершенно нормальным считается слегка тревожиться перед экзаменом в институте или собеседованием на работе. Данные переживания характерны для всех людей. Они имеют мобилизирующую функцию, стимулируя подготовку к предстоящему событию, снижая, таким образом, риск неудачи.

В зависимости от сферы возникновения тревожность может быть:

  • Учебная  – возникающая в процессе обучения;
  • Межличностная – обусловлена конфликтами и сложностями в общении;
  • Социальная – появляется из-за понимания необходимости взаимодействия с окружающими людьми: процесс знакомства, непосредственного общения и т.д.;
  • Тревожность, вызванная представлениями о самом себе – завышенные притязания (ожидания) и заниженная самооценка, несовпадение между «хочу» и «могу»;
  • Тревожность, обусловленная ситуацией выбора – неприятные чувства, возникающие в процессе принятия решения и связанные с необходимостью сделать выбор.

По воздействию на волевые процессы человека:

  • Мобилизирующая тревожность – побуждает человека к действиям, снижающим неблагоприятные последствия ситуации и риск неудачи посредством активизации мышления, волевых процессов и увеличения физической активности.
  • Тормозящая тревожность – парализует волю человека, осложняет принятие решений, тормозит мыслительные процессы и выполнение активных действий, которые могли бы помочь выйти из сложных ситуаций.

По степени адекватности ситуации:

  • Адекватная тревожность – естественная реакция на реально существующие трудности и проблемы в различных сферах жизни (семья, рабочий коллектив, учебная деятельность).
  • Неадекватная тревожность – возникает в ситуациях, не являющихся потенциально опасными, однако человек рассматривает их как несущие угрозу его жизни, здоровью, самооценке и т.д.

По степени выраженности:

  • Пониженная тревожность – характеризуется тем, что человеку не свойственно испытывать чувство тревоги даже в ситуациях, опасных для жизни. Как следствие, человек не может оценить степень угрозы адекватно, чересчур спокоен, не предполагает возможность возникновения трудностей и наличие рисков.
  • Оптимальная тревожность – имеет умеренное выражение, не препятствует  выполнению функций, а скорее мобилизует организм, улучшая мыслительную деятельность и волевые способности человека. Также выполняет защитную и предохранительную функцию в опасных ситуациях.
  • Повышенная тревожность – мешающая нормальному функционированию и жизнедеятельности человека, потому как является неадекватной реакцией на ситуации, не несущие угрозы или негативные последствия.

Итак, что же делать, если вы обнаружили у себя повышенную тревожность, которая мешает вам нормально жить? Ниже я приведу несколько рекомендаций, которые помогут вам несколько снизить уровень тревожности самостоятельно.

Медикаментозная терапия

Лекарственные препараты могут быть назначены только врачом! Чаще всего при высокой тревожности назначаются успокоительные препараты различной степени действия. Самым легким действием обладают настой валерианы или пустырника. Их можно принимать самостоятельно. В более сложных случаях лекарственные препараты назначает врач, и их можно купить в аптеке только по рецепту!

Смена жизненной ситуации

Если тревожные переживания связаны с какой-либо определенной сферой – работой, семейным положением, кругом общения, попробуйте что-то поменять именно в этой части вашей жизни.

Начните с малого, не обязательно сразу увольняться с работы или разводиться с супругом. Подумайте, какие доступные вам изменения привнесут комфорт и большее удовлетворение.

И попробуйте притворить их в жизнь.

Общение. Психологами подтвержден тот факт, что наличие у человека широкого круга общения и тесных социальных связей значительно снижает уровень тревожности.

Занятия спортом. О пользе физических упражнений написано много статей. Регулярные тренировки благотворно воздействуют на организм человека, помогают выплеснуть накопившееся напряжение, переключиться на позитивный лад. А красивая фигура является приятным бонусом, повышает самооценку, улучшает настроение и, как следствие, тревожность снижается.

Режим отдыха и сна. Переутомление является одной из причин повышенной тревожности, поэтому чрезвычайно важно устраивать себе выходные, высыпаться и полноценно отдыхать.

Снизить тревогу иногда удается самостоятельно. Однако, чаще всего, эффективно и на длительный срок скорректировать  высокий уровень тревожности может помочь только специалист.

Обратившись за помощью к психологу, вы сможете совместными усилиями разобраться в причинах, заставляющих вас тревожиться, и изменить свою жизненную ситуацию наиболее подходящим для вас образом, сделав ее максимально комфортной и безопасной.

С заботой о Вас, Мещерякова Ирина

Источник: https://careofsoul.ru/trevozhnosty-simptom-pritchin-vid-kak-preodolety-tot-nedug/

ВашПсихолог
Добавить комментарий