Речь какая бывает у человека

Речь в психологии: это, виды, функции, классификация

Речь какая бывает у человека

Любой человек общается с окружающими. Длительные перерывы во взаимодействии с социумом приводят к замкнутости, остановке развития, психическим нарушениям.

Чтобы человек продолжал совершенствовать свои навыки, узнавать что-то новое, делиться впечатлениями, он должен общаться с другими людьми.

Речь в психологии — один из способов коммуникации, с помощью которого происходит обмен, передача информации. Ученые выделяют несколько функций, видов речи.

Понятие и свойства

Психология речи изучается с самого рождения человека. Некоторые путают это понятие с языком, но это два разных термина.

Психологи выделяют несколько трактовок понятия речь:

  • способность, умение человека говорить;
  • действие, которое человек совершает с помощью звуков;
  • технология выражения мыслей через языковые навыки.

Язык — сложная, оригинальная система знаков, с помощью которых можно передавать информацию устно или письменно.

Свойства речи:

  1. Понятность — обуславливается совокупностью информации, знаний. Чтобы понимать другого человека, нужно разбираться в терминологии, знать особенности темы разговора.
  2. Содержательность — количество выраженных чувств, мыслей, стремлений в разговоре. Речь может быть содержательной или поверхностной. Для первого варианта актуален разговор между двумя специалистами относительно интересующей их тематики, для второго — обычный разговор двух знакомых на темы, которые не вызывают сильного интереса.
  3. Выразительность — свойство, связанное с эмоциональной насыщенностью. Речь может быть энергичной, яркой, насыщенной или пустой, бледной, вялой.

Еще одно свойство — воздействие. С помощью убеждений, просьб, команд, других способов можно побудить человека к действиям.

Функции

Когда исследователи начали изучать роль речи в обществе, они выделили две функции этой способности — интеллектуальную и коммуникативную.

Интеллектуальные

Речь выступает как средство образования, развития, выражения мыслей. Единицей мышления, речи является слово. Каждое из них имеет свое значение.

Коммуникативные

Речь — инструмент общения между людьми, позволяющий обмениваться информацией, побуждать к действиям. При формировании сообщений человек указывает в нем явление или объект. Чтобы вызвать у собеседника эмоции, нужно сформировать правильный смысл.

цель словесных значений — передача мыслей. На это влияет выбор слова, эмоциональное выражение, которое относится к проговариваемым звукам.

С помощью тона, мимики, интонации, образности выражений, отбора слов, выражения чувств можно выразить мысль. Эти приемы помогут сделать сообщение более выразительным, насыщенным или блеклым, пустым.

Этапы построения и воспроизведения

Существует несколько этапов построения речи:

  1. Формирование мысли высказывания.
  2. Построение внутренней речи. На этом этапе индивид думает, как ему довести до собеседника мысль.
  3. Выбор отдельных или связанных фраз, предположений, формирование убеждений.
  4. Подбор отдельных слов, морфем, составление полноценных предложений.

Последний этап — воспроизведение сформированного текста. Для этого используются разные звуковые сигналы. Речь дополняется мимикой, жестами, изменением темпа, тембра и тона голоса, выделением отдельных слов.

История изучения и исследователи

Считается, что первая членораздельная речь появилась около двух миллионов лет назад. Тогда у первых людей сформировался речевой аппарат.

Психолингвистика — направление психологической науки, которое сформировалось под воздействием лингвистики. Ее цель — изучение взаимосвязей между сознанием, мышлением, языком.

Термин «речь» был предложен известным американским психологом Дж. Р. Кантором. Широкое применение среди других исследователей он получил после того, как ученик Кантора Н. Г. Пронко использовал его в статье «Язык и психолингвистика».

Одна из главных гипотез, которая сыграла огромную роль в формировании, развитии психолингвистики — гипотеза лингвистической относительности. После ее издания в научном мире начал активно поднимать вопрос о взаимосвязи между мышлением, языком.

Следующим ученым, который внес огромный вклад в изучение речи, был Н. Хомский. В своих трудах он описывал работу языка при построении фраз, предложений.

Отечественный психолог, который внес большой вклад в развитие этого направление психологической науки, — Л. С. Выготский. Он сформировал последовательность действий перед воспроизведением слов. Она состоит из нескольких элементов:

  • мотивации;
  • формирования мысли;
  • внутреннего построения предложения;
  • подбор слов;
  • реализация.

Теории

За все время формирования, развития способности были выдвинуты различные теории, относительно этого коммуникативного инструмента. Современными учеными поддерживалась конструктивистская, релятивистская, преформистская теория.

Преформистская

Преформистскую теорию предложил Н. Хомский в 1968 году. Ученый утверждал, что у различных языков мира сходная структура. Мнение преформистов сходятся в том, что в мозгу человека заложена начальная структура, которая обуславливается наследственной.

Поэтому человек может изменять значение фраз, понимать их смысл, выстраивать осмысленные высказывания, число которых не ограничено.

Одновременно с этим преформисты не отрицают, что развитие потенциал ребенка зависит от его окружения, взаимодействий с близкими, применения методик воспитания, обучения (родители, садик, школа, различные учреждения образования).

Конструктивистская

Среди исследователей популярна конструктивистская теория. Согласно ей, формирование, развитие способности зависит от присущих с рождения ребенку способностей перерабатывать, воспринимать информацию.

Как подтверждающий пример этой теории — спонтанное словотворчество у детей в раннем возрасте. Считается, что первые слова детей связаны с фактами, которые они уже понимают. Помимо этого, они могут высказываться о том, что им интересно.

Огромное влияние на формирование способности оказывает мотивация.

Релятивистская

Еще одна популярная теория — релятивистская. Согласно ей, различные языки можно рассматривать со стороны культуры народа, нации.

Для каждой культуры свойственны разные способы языкового построения.

Многие ученые уверены, что общая картина мировосприятия зависит от языка, которым человек владеет, но при изучении языковых особенностей разных народностей мира, это утверждение было опровергнуто.

Виды

Способность бывает устной и письменной. Эти инструменты позволяют выразить мысль, которую сформировал индивид .

Устная

Инструмент общения, при задействовании которого человек произносит слова, воспринимает на слух словесные сообщения от окружающих.

Бывает двух видов:

  1. Монологическая — тип речи, для выражения которой не нужны собеседники. Один человек рассказывает что-либо, окружающие слушают. Чаще мысли, передаваемые с помощью монолога, более развернуты.
  2. Диалогическая — применяется при разговоре между разными людьми. Характеризуется ситуативностью, неполной развернутостью.

Огромная роль при диалоге отдается к мимике, жестам, интонации, эмоциональному фону, другим невербальным средствам общения.

Письменная

Реализуется с помощью различных форм, которые доступны для зрительного восприятия. Ее закрепляют на каком-либо материале (чаще листе бумаги).

Эту речь нельзя назвать живой или принадлежащей личности. Она обезличена, поскольку между ее формированием и подачей читателю существует разрыв.

Методы изучения

Для изучения способности психологи, лингвисты используются разные методики:

  1. Наблюдение. Во внимание берется общее время, затрачиваемое на разговоры с окружающими и монологи, жестикуляция, мимика, изменения тона, темпа, выразительности. При наблюдении сохраняется естественность мышления, что является огромным преимуществом.
  2. Беседа. Эффективная методика изучения способности. С ее помощью можно узнать отношение собеседника назначенной задаче, оценить мыслительные возможности, узнать языковые навыки. При проведении беседы могут задаваться прямые или косвенные вопросы.
  3. Эксперимент. Исследователи создают условия для испытуемого, изменяют их, чтобы получить информацию. Дополнительно могут считываться данные о работе мозга с помощью специализированного оборудования.
  4. Анкетирование. Применяется для исследования мышления. Анкеты составляются заранее, вопросы подбираются на одну или несколько интересующих тематик. Развернутый результат дают открытые анкеты, которые заставляют испытуемого активизировать мышление.
  5. Тестирование. Позволяет измерить уровень интеллектуального развития, узнать особенности мышления.

Исследователи анализируют полученные данные, делают выводы.

Нарушения и способы их устранения

Психологи выделяют большое количество речевых нарушений. Причины проявления:

  • врожденные — прием матерью лекарственных препаратов при беременности;
  • наследственные — нарушения наследуются от близких родственников;
  • перинатальные — осложнения, которые могут произойти во время родов;
  • постнатальные — нарушения, проявляющиеся после рождения ребенка.

Виды расстройств:

  1. Дизартрия — поражаются мышцы речевого аппарата, из-за чего нарушается произношение слов.
  2. Диглоссия — дефекты органов, которые задействуются в речи.
  3. Дислалия — искажение звуков, которое приводит к расстройствам звукопроизношения.
  4. Афазия — локальное поражение отделов головного мозга. Может возникнуть в любом возрасте.
  5. Дисфемия — отклонения, которые связаны с расстройствами артикуляции. Может проявляться в форме заикания.

Чтобы выявить нарушения, нужно обратиться к врачу. При их обнаружении у детей нужно:

  1. Ежедневно общаться с малышом.
  2. Читать с ребенком книги, объяснять ему значение выражений, картинок.
  3. Записать ребенка в спортивную секцию или образовательный кружок. Он должен чаще общаться со сверстниками.

Также нужно уделить внимание выбору учебного учреждения.

Речь — коммуникативный инструмент, используемый для передачи информации или воздействия на другого человека, с целью побуждения к действиям.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/rech.html

Какая бывает речь у человека?

Речь какая бывает у человека

Речь человека начинает формироваться с самого рождения, когда у младенца есть возможность только слушать и воспринимать отдельные звуки. Какая бывает речь? Нужно ли воспитывать у ребенка умение общаться, и на какие моменты важно обращать внимание?

Слушать порой сложнее, чем говорить

Красивая и правильная речь — признак социализации современного человека. Когда человек досконально владеет языком, это характеризует его как образованного индивидуума. Несмотря на то, что сегодня грамотное употребление слов — обязательный навык, необходимо определить, для чего нужно уметь правильно изъясняться:

  1. Устная речь дает возможность обмениться эмоциями, чувствами, важной информацией.
  2. Благодаря умению формулировать свои мысли и произносить слова, человечество накапливает и передает важнейшую информацию на протяжении сотен лет.
  3. Знание языка дает колоссальные возможности достичь своей цели в любой сфере.
  4. Умение правильно формулировать свои мысли в некоторых случаях может дать человеку уникальный шанс изменить мнение других людей, призвать их к определенным действиям, повлиять на их чувства и поступки.

Существует две формы речи — устная и письменная. Устную форму разделяют на слушание и говорение. В каждом из этих направлений нужно уметь общаться.

Слушание — тонкий процесс, когда человек видит, насколько искренний интерес в глазах его собеседника. Говорить также нелегко.

Порой у нас в мыслях речь льется связным потоком красивых и умных слов, но в результате мысль не сформулируется. Это говорит о том, что всему нужно учиться — и говорить, и слушать.

Лучший учитель — это желание и практика, а базу для общения и умения строить фразы нужно искать в книгах.

Умение говорить — важная ценность

Устная речь может быть представлена в форме диалога или монолога.

Диалог — это общение не только двух, но и более людей, а монолог — это высказывание одного лица.

Речь бывает:

  1. Верная, правильная, четко сформулированная, без ошибок.
  2. Некорректная — малограмотная, которая включает множество языковых ошибок, слов-паразитов.

Письменная речь не менее, а в некоторых случаях даже более важна, чем устная. Умение красиво и, главное, грамотно писать — это уже показатель образованности человека.

Однако учить правила и писать слова человек начинает значительно позже, чем говорить. Поэтому в первую очередь важно заложить в ребенке умение правильно говорить.

В будущем именно неумение может сыграть с человеком злую шутку и представить его не в лучшем свете.

Психологи отмечают, что ребенок до 3 лет, у которого наблюдаются сложности с работой речевых органов, в старшем возрасте столкнется с проблемами в обучении. В частности, он будет отставать от сверстников в письме, у него будет хуже формироваться почерк, он позже начнет читать.

Какой бывает речь, когда у ребенка есть проблемы в работе речевых органов:

  1. Речь характеризуется наличием шипящих звуков, малыш картавит, не может четко проговорить слово.
  2. Недоговаривает окончания в словах.
  3. Меняет звуки в слове местами.
  4. Скудный словарный запас, слова постоянно повторяются.
  5. Не может связывать слова в предложения.
  6. Нарушается темп речи — появляется заикание, замедленный темп.

Если у ребенка в 2-3 года обнаружены подобные симптомы, родители должны обратиться к логопеду.

Специалист познакомится с ребенком, послушает его и посоветует родителям, что делать дальше в домашних условиях.

О том, нужно ли лечить ребенка или приводить его на специальные занятия, можно говорить между третьим и четвертым годом жизни — этот период особенно хорошо подходит для формирования речевой нагрузки.

Читайте скороговорки нараспев

Чтобы малыш лучше развивался и больше говорил, родители могут применять такие рекомендации:

  1. Читать ребенку больше книг вслух.
  2. Взять за правило — учить по одному простому стихотворению в месяц.
  3. Вводить в словарный запас сложные слова, например, трактор экскаватор.
  4. Не заменять живое общение просмотром телевизора или мультфильмов.

Какая бывает речь у ребенка, во многом зависит от психологической обстановки в семье. Психологи утверждают, что в 50 % случаев отсталость в развитии, а также замедленное развитие речи — свидетельство насилия или травмы в возрасте 1-2 лет.

Еще одна причина — наследственный фактор. Бывает, что нормальная речь у ребенка формируется ближе к 5 годам, и это не зависит от внешних факторов. Но если заниматься с ребенком, у него обязательно останется эта информация на подсознании. Просто выложит он ее в сформированных предложениях позже.

Не нужно полагаться на волю случая. С ребенком нужно заниматься, и тогда он обязательно порадует родителей правильной яркой речью.

Нередко проблемы с общением могут преследовать и взрослых людей. Здесь может сказываться образ жизни, малообщительный характер, проблемы с речевым аппаратом. Иногда людям сложно сформулировать полноценную яркую фразу вслух. Для того чтобы научиться это делать, специалисты по развитию речи советуют попробовать выполнять следующие упражнения:

  1. Вспомните книгу, которую недавно прочитали, ее название. Сформулируйте сюжет книги в пяти предложениях. Запишите их. Постепенно уберите по одному ненужному предложению так, чтобы осталось одно основное. Его можно отредактировать. Это упражнение учит емко и коротко излагать свои мысли.
  2. Читайте стихи вслух и с выражением. Можно смотреть при этом на себя в зеркало. Это упражнение очень хорошо учит формулировать мысли.
  3. Когда читаете любимую книгу, старайтесь несколько абзацев прочитывать вслух.
  4. Читайте скороговорки, но только медленно и нараспев. Это даст умение общаться медленно и не глотать слова.
  5. Разгадывайте кроссворды. Это тренирует эрудицию и память.

Чтобы прослыть образованным человеком, необязательно знать иностранный язык, иногда следует сначала идеально разобраться с родной речью.

Источник: http://poznala.ru/iskusstvo-obshheniya/kakaya-byvaet-rech.html

Какая бывает речь. Какой должна быть речь человека. Какие бывают дефекты речи

Речь какая бывает у человека

Одним из условий формирования социально активной личности является овладение человеческой речью – способностью произносить отдельные звуки, слова, фразы. Ее практическое применение принято называть языком.

Какая бывает речь? Должен ли человек совершенствовать свое умение говорить? Как можно устранить дефекты речи? Далеко не полный перечень вопросов, которые становятся интересны родителям сразу, как только их ребенок произносит первые слова.

Для чего нужна речь

Ученые выделяют несколько основных функций речи, о которых должен знать каждый.

  1. Речь является своеобразным инструментом, при помощи которого люди обмениваются друг с другом чувствами, мыслями. Язык выступает в качестве средства общения.
  2. Благодаря речи происходят усвоение и передача коллективного опыта, накопленного человечеством. Посредством языка люди познают мир, в котором живут.
  3. Для достижения результатов деятельности человек обязан ее организовать и спланировать. Этот процесс возможен только тогда, когда он владеет языковыми навыками.
  4. При помощи речи человек способен воздействовать на чувства и мысли других людей.

Перечисленные функции в полной мере раскрывают значение языка в жизни человечества.

Какая бывает речь

Если рассматривать язык в плане существования его форм, то можно выделить устную и письменную. Во время письма или чтения работает письменная речь. Какая устная форма используется человеком? Слушание и говорение – это разновидности устной речи.

Если брать во внимание количество участников разговора, то речь может быть диалогической или монологической. Перевод с греческого позволяет понять, что диалог – это разговор двух или нескольких лиц, а монолог – это высказывание одного человека.

С точки зрения дефектологов, речь бывает правильная или неправильная. Подобную же оценку языку дают лингвисты. По их мнению, правильная – это грамотная речь, но она может иметь как положительную, так и отрицательную окраску. Неправильная же (безграмотная) содержит большое количество языковых ошибок.

Важно ли умение говорить грамотно

Спор о том, какая должна быть речь человека, в научной педагогической среде возникает довольно часто. Эта проблема волнует и молодое поколение, и старшее. Большинство людей все-таки склоняются к тому, что язык должен быть грамотным, то есть красивым.

Умение говорить правильно не рождается вместе с человеком. Этому навыку нужно обучаться. Процесс освоения языка начинается в дошкольном детстве и продолжается в течение всей жизни. Для достижения результата недостаточно одного лишь желания. Потребуется приложить определенные усилия и затратить немало времени.

Человек, освоивший искусство говорить, всегда производит хорошее впечатление, он выгодно выделяется на фоне окружающих. Употребляемые обороты речи указывают на уровень его культуры. Считается, что человек, умеющий контролировать поток слов, фраз, звуков, способен управлять и разумом.

Итак, владение правильным красивым языком с положительной его окраской – это огромное достоинство человека.

Какие бывают дефекты речи

Неполадки в работе артикуляционного аппарата являются показателями неправильной речи. Косноязычие доставляет массу неприятностей, которые могут касаться как личной жизни, так и продвижения по службе, отношения окружающих к человеку.

Ребенок, испытывающий сложности в работе речевых органов, обязательно будет иметь проблемы с обучением в школе. Они могут иметь отношение к общей успеваемости, формированию почерка, орфографической грамотности, овладению техникой чтения.

Какая может быть речь человека при неправильной работе соответствующих органов?

  1. Нечеткое проговаривание или искаженное произношение отдельных звуков – ребенок картавит, шепелявит.
  2. Непроговаривание окончаний в словах.
  3. Нарушение очередности звуков в слове – их взаимозамена.
  4. Бедный словарный запас.
  5. Неумение строить связные высказывания.
  6. Нарушение темпа произношения слов (замедленный или быстрый), заикание.

Причины нарушений

Разобравшись с тем, какая бывает речь при неправильной работе артикуляционного аппарата, стоит обратить внимание на причины, которые могли повлиять на возникшие проблемы. А истоки нарушений бывают самые разнообразные.

Одна из причин, вызывающих сбой в работе речевых органов, – это разного рода травмы, которые могли быть получены ребенком во время родов или в первые годы жизни. Эту причину можно отнести к категории наиболее тяжелых. Не менее серьезна и та, которая относится к наследственной предрасположенности.

Кроме того, речевые нарушения могут возникнуть при недостаточном развитии фонематического слуха, что приводит к неспособности ребенка воспринимать в полном объеме произносимые фразы. Пребывание малыша в определенной речевой среде тоже существенно влияет на уровень развития языка.

Большое значение на формирование способности малыша говорить, слушать, читать или писать могут оказывать его родители и близкое окружение. Например, замена живого общения просмотром телепередач непременно приведет к задержке. Если взрослые не обращают внимания на видимые дефекты, считая, что проблема устранится сама собой, это может вызвать существенное отставание в речевом развитии.

Где устраняют дефекты речи

Прежде чем заниматься исправлением недостатков, специалист, к которому обратился пациент, обязан установить причины возникших затруднений. Именно от них зависят методы и приемы, которые будут использованы в работе.

Если на развитие речи влияют отклонения неврологического характера или они связаны с неправильным строением артикуляционных органов, то, кроме логопеда, потребуется хирург или невролог. Комплексный подход к работе с людьми, имеющими отклонения в развитии речи, дает наибольший эффект.

Логопедические занятия с ребенком могут проводиться специалистами в школах, детских садах. Подобные кабинеты открываются при детских поликлиниках или в центрах развития ребенка.

Логопед ведет занятия, используя многочисленные методики, приемы и техники.

Упражнения направлены на разработку артикуляционного аппарата, моторики, умения ребенка наблюдать, сравнивать, анализировать, выражать свои эмоции.

Огромную помощь в преодолении речевых трудностей малыша оказывают родители, занимаясь с ним дома. Врачи и педагоги, объяснив взрослым, какая может быть речь ребенка при регулярных занятиях, дают конкретные задания. Все рекомендации в обязательном порядке должны выполняться. Только при таком подходе можно получить устойчивый положительный результат.

Где обучают правильной красивой речи

Если у человека появляется желание совершенствовать стиль языка, его выразительность, пополнять словарный запас, то для этого отлично подойдут специальные речевые курсы.

Многие люди считают, что подобные занятия нужны лишь для овладения иностранными языками, но это не так. Изучается на них также и речь родная. Какая она может стать после обучения? Это с удовольствием демонстрируют люди, прошедшие курс.

Для развития красивой грамотной речи у школьников ведутся специальные факультативные занятия, предусмотренные учебной программой.

На что направлены речевые упражнения

Задания, направленные на развитие языка, можно выполнять совместно с преподавателем, самостоятельно или группой. Упражнения, предложенные ниже, также дают понимание о правильной речи.

Итак, она должна быть какая? Хорошая речь отличается лаконичностью, богатым словарным запасом. Использование средств выразительности только украшает язык.

Примеры речевых упражнений

  1. Вспомните название недавно просмотренного фильма или прочитанной книги. Изложите содержание в четырех предложениях, которые можно записать или удерживать в памяти. Подумайте, какое из этих предложений является не таким важным, исключите его.

    Аналогично поступите с остальными предложениями, оставив лишь одно. Произнесите его несколько раз, отредактируйте, если вам кажется, что оно звучит неправильно. Такое упражнение, выполняемое регулярно, научит вас лаконично излагать мысли.

  2. Скороговорки любят многие – это весело и полезно.

    А вот что такое медленноговорки, известно не всем. Упражнение помогает избавиться от сбивчивой невнятной речи. Задача состоит в том, чтобы фраза была произнесена медленно, внятно, с соблюдением пауз. Но неоправданные остановки и затягивание звуков должны исключаться. Постарайтесь наслаждаться звучащей речью.

    Фразы для упражнения можно подбирать самостоятельно или использовать рекомендованные.

Короткие советы

  1. Всегда помните о том, какая бывает речь.
  2. Знайте, что по манере говорить можно узнать характер человека.
  3. Невнятная речь указывает на отсутствие культуры или знаний.
  4. Вместо слов-паразитов используйте короткие паузы.
  5. Слушайте, как говорят люди.

Источник: https://FB.ru/article/154578/kakaya-byivaet-rech-kakoy-doljna-byit-rech-cheloveka-kakie-byivayut-defektyi-rechi

Урок 40. какая бывает речь. что можно узнать о человеке по его речи? – Русский язык – 1 класс – Российская электронная школа

Речь какая бывает у человека

Русский язык. 1 класс.

№ 40

Тема: Какая бывает речь. Что можно узнать о человеке по его речи?

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Цель нашего урока – понять, что такое речь, какой она бывает и чем отличается речь разных людей.

Задачи:

  1. Познакомиться с учебником и научиться им пользоваться
  2. Изучить виды речи, научиться отличать устную, письменную и речь про себя
  3. Научиться выделять предложения из теста
  4. Порассуждать о значении языка и речи в жизни людей
  5. Научиться анализировать речь людей
  6. Познакомиться с правилами речевого этикета и научиться их соблюдать

Результаты:

  • Узнаем, какая бывает речь и что такое вежливая речь
  • Научимся различать письменную и устную речь.
  • Порассуждаем, зачем людям язык и речь
  • Научимся правильно писать изученные буквы
  • Понаблюдаем за собственной речью и речью других людей.

Проверьте, готовы ли вы к уроку. Прочитайте стихотворение:

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль у тебя в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверил? Ну тогда садись!

И с усердием трудись!

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

На всех наших уроках нам будет помогать учебник по русскому языку. Рассмотрите его внимательно и откройте на странице 3. Прочитайте обращение авторов. Ответьте на вопросы:

Как называется учебник?

С чем вас познакомит учебник?

Чему вас будет учить этот учебник?

Обратите внимание на странице 4, какие значки будут встречаться в учебнике и что они значат.

Задание 1. Разгадайте кроссворд.

  1. Моя подружка так живет:С утра она чернила пьет,Потом я ей даю тетрадь,

    Она по ней идет гулять.

  2. То я в клетку, то в линейку, Написать на мне сумей-ка. Можешь и нарисовать. 

    Что такое я? …

  3. Новый дом несу в руке,

Дверцы дома – на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные.

Без языка, а говорит.

Прочитайте ключевое слово. Как вы думаете, зачем людям нужна речь?

ЧАСТЬ 1. РЕЧЬ

Задание 2. Рассмотрите картинку на странице 6 учебника. Как общаются животные, а как человек? Скажите, можно ли назвать речью звуковые сигналы животных?

Прочитайте высказывание Льва Васильевича Успенского: «Землю населяет множество живых существ. Из них только человек обладает даром речи».

Как вы понимаете эти слова?

А можем ли мы общаться без речи? Рассмотрите картинки и скажите, что показывают люди.

Конечно! У нас есть жесты и мимика, часто мы можем обойтись и без слов. Но с помощью речи люди могут понимать чувства и мысли друг друга более точно.

Задание 3. Рассмотрите картинки. Что делают дети на них? Подпишите картинки, используя слова:

ГОВОРЕНИЕ

СЛУШАНИЕ

ЧТЕНИЕ

ПИСЬМО

        _______________________

          _______________________

          Говорение, слушание, чтение и письмо – это виды речи.

          Задание 4.

          Речь бывает письменная и устная.

          Речь, которую мы произносим и слушаем, называется устной. Слово «устный» образовалось от слова «уста»

          Посмотрите значение слова «уста» в толковом словаре: https://gufo.me/dict/ozhegov

          Инструкция: Перейдите по ссылке -> введите в поисковой строке слово -> прочитайте значение.

          Письменная речь – это речь, записанная буквами и другими знаками. С ее помощью мы пишем и читаем.

          По картинкам из задания 3 определите, какая речь устная, а какая письменная.

          Есть еще внутренняя речь, или речь про себя.

          Ее мы используем, когда думаем, но не произносим мысли вслух, или когда читаем про себя.

          ПРАКТИКА

          Задание 5. Рассмотрите рисунок задания 4 на странице 7 учебника. Из какой это сказки? К какой речи вы отнесете запись разговора персонажей: к устной или письменной?

          Какой речью вы воспользуетесь, чтобы передать содержание сказки?

          Задание 6. Расставьте события сказки в правильном порядке:

          • Колобок убежал от медведя
          • Лиса съела колобка
          • Старик попросил старуху испечь колобок
          • Колобок встретил волка
          • Колобок спел песенку зайцу

          Задание 7. Расставьте слова в предложениях в правильном порядке, не забудьте о знаках препинания:

          1. читаем стихи Мы .
          2. песни веселые Я люблю ..

          Спишите предложения в тетрадь.

          Не забудьте о правилах списывания:

          Каждое предложение пишется с заглавной буквы. При письме каждое слово пишется отдельно. В конце предложения ставим знак препинания

          Задание 8*. Составьте предложения по картинкам. Запишите их в тетрадь.

          1.
          2.
          3.
          4.

          Задание 9 (повторение). Скажите, какие виды речи изображены на картинках 1, 3 и 4 задания 8.

          Задание 10 (повторение). Расположите слова в алфавитном порядке:

          1. СЛУШАНИЕ
          2. ГОВОРЕНИЕ
          3. ЧТЕНИЕ
          4. ПИСЬМО

          Задание 11(повторение). Посмотрите на картинки и скажите, что делают дети.

          1. __________________2. __________________3. _________________
          4. __________________5. __________________

          Какие это виды речи?

          Подпишите картинки, используя слова из рамочки

          Чтение

          Письмо

          Речь про себя

          Говорение

          Слушание

          На какие две группы можно разделить виды речи?

          Задание 12 (повторение). К какой речи вы отнесете эти картинки: к устной или письменной?

            2.

            3.

            Когда в жизни вы пользуетесь устной речью, а когда письменной?

            ЧАСТЬ 2. ЯЗЫК

            Задание 13. Рассмотрите рисунок упражнения 5 на странице 8 учебника. Какие предложения вам удалось прочитать, а какие нет? Почему?

            Что нужно, чтобы понять эти записи?

            Что же такое язык?

            Один человек говорит, а другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету или журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов, устно или письменно, человек выражает свои мысли и передает их другим. Все это происходит благодаря языку.

            Родной язык – это язык, который человек знает с детства. В России живет много разных народов, и у всех есть свой родной язык

            Татары. Родной язык – татарский.Осетины. Родной язык – осетинский
            Буряты. Родной язык – бурятскийРусские. Родной язык – русский

            Задание 14. Запишите в тетрадь предложение:

            Русский язык – это родной язык русского народа

            Не забудьте о правилах списывания:

            Каждое предложение пишется с заглавной буквы. При письме каждое слово пишется отдельно. В конце предложения ставится знак препинания

            Русский язык – это государственный язык Российской Федерации.

            Как вы понимаете эти слова?

            Государственный язык – это язык, на котором говорят большинство людей в государстве.

            Российская федерация – государство, в котором мы живем.

            В других странах – другой государственный язык

            Китайский язык – государственный язык КитаяНемецкий язык – государственный язык ГерманииАнглийский язык – государственный язык США

            Какие еще страны вы знаете? Какой там государственный язык?

            Задание 15. Соотнесите страны и их государственные языки

            ИталияАрабский язык
            ФранцияЯпонский язык
            ЯпонияИтальянский язык
            Объединенные Арабские ЭмиратыФранцузский язык

            Задание 16. Слово «язык» имеет несколько значений. Посмотрите в толковом словаре, в каких ещё значения используется слово «язык»: https://gufo.me/dict/ozhegov

            Инструкция: Перейдите по ссылке -> введите в поисковой строке слово -> прочитайте значение.

            Задание 17. Как вы думаете, что можно узнать по речи человека?

            Кто мог это сказать? Соедините картинки и стихи.

            Дайте ножницы, расческу,Я вам сделаю прическу
            Дайте мне скорей продукты:Мясо, зелень, сухофрукты,Рис, картофель … И тогдаЖдет вас вкусная еда.
            Чтобы сбить температуруЯ вам выпишу микстуру

            Еще по речи можно понять:

            – сколько человеку лет;

            – мужчина это или женщина;

            – какое у человека настроение.

            Подумайте и скажите, какую речь вам приятно слушать?

            А как вы думаете, какую речь можно назвать вежливой?

            Вежливая речь произносится с уважением к собеседнику и с комфортной громкостью. А еще она содержит вежливые слова:

            Спасибо!

            Пожалуйста!

            Будьте добры!

            Здравствуйте!

            До свидания!

            Благодарю!

            Какие еще вежливые слова вы знаете?

            Вы не забываете употреблять в своей речи вежливые слова?

            А всегда уважительно разговариваете?

            *Задание 18. Напишите другие вежливые слова, которые вы используете.

            _____________________________________________

            ПРАКТИКА

            *Задание 19. Соедините вежливые слова, схожие по значению

            Здравствуйте!Всего доброго!
            Спасибо!Добрый день!
            До свидания!Благодарю!

            Задание 20. Разделите действия на вежливые и невежливые:

            1. Поздороваться при встрече.
            2. Толкнуть и не извиниться.
            3. Свистеть, кричать, шуметь в школе. 
            4. Уступить место старшим. 
            5. Не обращать внимание на обращение старших. 
            6. Помочь пожилому человеку подняться по лестнице. 
            7. Попрощаться выходя из помещения. 

            Задание 21. Прочитайте пословицы и высказывания. Как вы их понимаете?

            • Доброе слово и кошке приятно
            • Дурной человек в речах познается
            • Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится

            Запишите в тетрадь понравившееся предложение.

            Задание 22. Самостоятельно или с одноклассниками найдите в словаре пословицы о языке и речи: http://posloviz.ru/category/yazyk-rech/

            Инструкция: перейдите по ссылке -> прочитайте пословицу -> обдумайте (обсуди с товарищами) ее значение -> запишите в тетрадь, если значение понятно.

            Задание 23. Соедините части пословиц

            Слово – не воробейа беседа умом
            Красно поле пшеном,а длинный – наказание
            Без русского языкавылетит – не поймаешь
            Доброе молчаниене сколотишь и сапога
            Острый язык – дарование,лучше худого вранья

            ЗАПОМНИТЕ!

            Устная речь – это речь, которую мы произносим и слушаем: говорение, слушание.

            Письменную речь – это речь, записанная буквами и другими знаками: чтение, письмо.

            Внутренняя речь – это речь про себя.

            Родной язык – это язык, который человек знает с детства и не изучал специально.

            Государственный язык – это язык, на котором говорит большинство людей в государстве.

            ЛИТЕРАТУРА:

            Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 1 класс Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. М.: Просвещение, 2014. – С. 1-7

            ОТВЕТЫ:

            Задание 1. 1 – Ручка, 2 – Тетрадь, 3 – Учебники, 4 – Письмо

            Ключевое слово: Речь

            Задание 3. 1- чтение, 2 – говорение, 3 – письмо, 4 – слушание

            Задание 5. Сказка «Колобок». На рисунке письменная речь, пересказ сказки – устная речь.

            Задание 6. 4, 5, 1, 2, 3.

            Задание 7. 1) Мы читаем стихи. 2) Я люблю веселые песни.

            Задание 8. Примеры предложений: 1. Мальчик и девочка читают книгу. Дети читают книгу. 2. Мальчик рисует. Художник рисует картину. 3. Мальчик и девочка пишут. Дети слушают урок/учителя. 4. Мальчик и девочка разговаривают. Дети разговаривают.

            Задание 9. 1 – чтение, 3 – слушание, письмо, 4 – говорение

            Задание 10. 2, 4, 1, 3

            Задание 11. 1 – чтение, 2 – письмо, 3 – говорение, 4 – слушание, 5 – речь про себя.

            Задание 12. 1 – устная, 2 – письменная6 3 – письменная.

            Задание 13. Знать этот язык как родной или изучать как иностранный.

            Задание 15. 1 – 3, 2 – 4, 3 – 2, 4 – 1.

            Задание 17. 1 – 2, 2 – 3, 3 – 1.

            Задание 19. 1 – 2, 2 – 3, 3 – 1.

            Задание 20. Вежливые: 1, 4, 6, 7. Невежливые: 2, 3, 5.

            Задание 23. 1 – 3, 2 – 1, 3 – 4, 4 – 5, 5 – 2.

            Источник: https://vcs.resh.edu.ru/subject/lesson/3581/conspect/

            речь — Словарь эпитетов русского языка

            Речь какая бывает у человека

            1. Способность говорить, выражать свои мысли; разговор, беседа.

            О характере произношения или произнесения; о манере говорить, об эмоциональной окраске речи.

            Беспокойная, бесстрастная, благозвучная, благоуханная (устар. поэт.), бойкая, буйная, бурная, быстрая, вдохновенная, взволнованная, вкрадчивая, внятная, возбужденная, возбужденно-радостная, восторженная, восторженно-пылкая, вялая, гнусавая, гортанная, горячая, громкая, громкогласная (устар.

            ), громовая, грубая, живая, задористая(розг.), задорная, задумчивая, замедленная, запальчивая, звучная, картавая, кипучая, клокочущая, косноязычная, крикливая, лаистая (разг.

            ), лихорадочная, медленная, медлительная, медлительно-плавная, мерная, могучая, молодая, монотонная, мягкая, невнятная, неторопливая, нечленораздельная, обрывистая, отрывистая, патетическая, певучая, плавная, пламенная, покойная, полноголосая, полнозвучная, порывистая, проникновенная, прочувствованная, пулеметная, пылкая, равнодушная, размеренная, резвая, резкая, ритмическая, сиплая, скрипучая, сладкогласная (устар. поэт.), сладкозвучная (устар. поэт.), спокойная, степенная, страстная, стрекочущая, стремительная, сухая, сюсюкающая, темпераментная, тенористая, теноровая, тихая, торжественная, торопливая, трескучая, тягучая, холодная, хриплая, чеканная, членораздельная, шёлковая (шелковая, нар.), шепелявая, эмоциональная.

            О содержательности и значительности, доходчивости, ясности и лаконичности речи; о выражении какого-либо чувства, настроения; о форме, способе высказывания.

            Безапелляционная, беспорядочная, бессвязная, бессмысленная, бессодержательная, бесхитростная, бесцветная, благодушная, бледная, важная, вежливая, верная, веселая, веская, ветреная, витиеватая, властная, водянистая, ворчливая, враждебная, вразумительная, выразительная, высокопарная, выспренняя, вычурная, гордая, горькая, грамотная, грозная, двусмысленная, деловая, дерзкая, дерзновенная, длинная, досужая, дурманная, душещипательная, желчная, задушевная, закорючистая (простореч.), заманчивая, занозистая (разг.), запутанная, злая, игривая, изобличительная, искренняя, кабалистическая, коварная, корявая, краткая, крепкая, кудрявая, культурная, лаконическая (устар.), лаконичная, ласковая, лицемерная, логическая, льстивая, малословная, медовая (устар.), медоточивая, многословная, мудрая, мятежная (устар.), надутая (разг.), наносная (устар.), напыщенная, нарядная, наставительная, невнятная, невыразительная, негодная (разг.), непонятная, несвязная, нечестивая, неясная, нудная, обольстительная, образная, открытая, отчетливая, пестрая, печальная, подлая, подобострастная, покаянная, покорная, полуграмотная, понятная, популярная, поучительная, похвальная, почтительная, правдивая, правильная, приторная, приторно-ласковая, простая, прямая, пугающая, пустая, пышная, радостная, разумная, рассудительная, рельефная, сахарная (нар.-поэт.), самобытная, самокритическая, самоуверенная, самоуничижительная, сбивчивая, связанная, сердечная, скованная, скользкая, скомканная, скупая, скучная, сладкая, слащавая, смелая, снисходительная, соблазнительная, соленая, сочная, спутанная, страдальная (устар.), страшная, строгая, стройная, суконная, сумбурная, тоскливая, точная, трогательная, туманная, тусклая, убедительная, уверенная, увесистая (разг.), увещательная, уклончивая, укорительная (устар.), умная, упрямая, усмешливая (разг.), успокоительная, успокоительно-благоразумная, утешительная, хвалебная, хитрая, хитростная (устар.), худая (устар.), цветистая, цветисто-вычурная, честная, четкая, чувствительная, шальная (разг.), шероховатая, щегольская, экономная, ядовитая, ядреная (простореч), язвительная, яркая, ясная. Булькающая, воспаленная, кисельная, лучистая, нагая, немытая, пергаментная, полноводная, скорострельная, сладкошепчущая, тихоструйная, увертливая. Диалогическая, канцелярская, книжная, косвенная, монологическая, народная, обиходная, письменная, поэтическая, простонародная, просторечная, прямая, разговорная, родная, стиховая, стихотворная, сценическая, устная, чужая и т. п.

            2. Публичное выступление, высказывание на определенную тему, обращенное к слушателям.

            Авторитетная, благонамеренная (устар.), бледная, блестящая, важная, вдохновенная, великолепная, верноподданническая (устар.), впечатляющая, выдающаяся, выразительная, высокопарная, горячая, громовая, деловая, длинная, жгучая, живая, забористая (простореч.

            ), зажигательная, захватывающая, защитительная, изобличительная, интересная, короткая, крамольная, краткая, крепкая, критическая, логическая, многословная, мудрая, напутственная, наставительная, обвинительная, обличительная, огневая, огненная, остроумная, открытая, патетическая, пламенная, поджигательная (устар.), покаянная, поносная (устар.), потрясающая (разг.), правильная, практическая, продуманная, прозаическая, пространная, пустая, разгромная, разносная, самокритическая, сатирическая, сбивчивая, сильная, скучная, смелая, содержательная, сотрясательная (устар.), страстная, стройная, сумбурная, торжественная, туманная, тусклая, убедительная, удачная, умная, утешительная, утомительная, шумливая, эзоповская, ядовитая, яркая. Железная, зажигательно-казенная, непреложная, тараторливая. Вступительная, заключительная, застольная, надгробная, погребальная, поздравительная, политическая, предвыборная, приветственная, программная, траурная, тронная, юбилейная и т. п.

            Источник: Словарь эпитетов русского языка на Gufo.me

            Источник: https://gufo.me/dict/epithets/%D1%80%D0%B5%D1%87%D1%8C

            ВашПсихолог
            Добавить комментарий