Речевая диспраксия

Диспраксия у детей: что это такое, симптомы и методы лечения нарушения

Речевая диспраксия

Проблема проявляется как нарушение двигательной функции и координации движений у детей с нормальным мышечным тонусом. Многие малыши в раннем детстве неуклюжи, но ребёнок с диспраксией сохраняет неловкость движений, даже становясь взрослым.

Диспраксия – это расстройство двигательной функции и координации движений у ребёнка с нормальным мышечным тонусом. Отклонение связано с нарушением тактильных ощущений и планирования движений.

Нередко патология проявляется с самого рождения, хотя родители не сразу это замечают.

О том, что у малыша имеются проблемы с артикуляционной моторикой, чаще всего сообщает логопед после обследования ребёнка.

Специалистам впервые стало известно о диспраксии в начале прошлого века. Первоначально её называли «синдром неуклюжего ребёнка», «сенсорная интеграция», «нарушение развития координации», «диспраксия развития». Важно не путать её с термином апраксия.

Основные проявления

Различные степени диспраксии диагностируются у 3–6% детей, чаще у мальчиков. Многие малыши в раннем детстве неуклюжи, но ребёнок с диспраксией сохраняет неловкость движений, даже становясь взрослым.

Малыши, у которых диагностировали это заболевание, затрудняются выполнять обыденные действия: у них возникают затруднения при разговоре, частые падения и спотыкания при ходьбе, им сложно поймать мяч в игре, держать равновесие при езде на велосипеде, написать или прочитать что-либо и т. д.

Виды деятельности, в которых ребёнок с диспраксией испытывает проблемы:

  • речь – работа мышц артикуляционного аппарата не координируется, нарушено речевое дыхание;
  • письмо, рисование – сложность при удерживании ручки, кисточки, карандаша, медленное письмо, длительное осваивание простых движений;
  • чтение – сложно контролировать движения глаз, удерживать взгляд, что мешает следовать взглядом по строке;
  • выполнение основных движений при беге, ходьбе, прыжках, удерживание равновесия;
  • сложно запомнить и воспроизвести последовательность движений;
  • игры высокой и средней подвижности – дети не могут поймать и бросить мяч, удержать атрибуты для игры, воспользоваться ими.

Хотя современная медицина, и в частности невропатология, постоянно осваивает инновационные методики предупреждения, лечения и профилактики нарушения, диспраксия у детей до сих пор являются недостаточно изученной проблемой.

Причины и симптомы детской диспраксии

Это заболевание может быть как первичным, так и вторичным. В первом случае причины диспраксии не связаны с невропатологическими нарушениями, однако, их непросто определить без применения специальных методик. Во втором случае диспраксия является следствием черепно-мозговой травмы, ДЦП, других патологий нервной системы или входит в симптоматику синдрома Дауна, аутизма, синдрома Вильямса.

Предположительные причины патологии:

  • Генетическая предрасположенность — мутации гена FOXP2.
  • Семейное наследование по прямой линии, от родителей.
  • Патологическое течение беременности – стрессовые ситуации, токсическое влияние лекарств, продуктов жизнедеятельности бактерий при вирусных инфекциях, окружающей среды, кислородное голодание плода.
  • Переношенная или недоношенная беременность.

В основе патологии, по данным медицинских исследований, лежит не повреждение, а недоразвитие связей между нейронами. Вследствие этого нервный импульс, возникающий в коре головного мозга, не находит пути к двигательному аппарату.

Симптомы патологии могут отличаться в зависимости от возраста ребёнка. В первый год жизни диспраксия проявляется в виде нарушений врождённых рефлексов:

  • нарушения сосательного рефлекса;
  • проблемы с фиксацией взгляда;
  • трудности с захватыванием ладонью предметов;
  • нарушения координации движений.

В дошкольном возрасте наблюдается повышенная двигательная активность, плохое внимание, трудности с приёмом пищи и с удерживанием равновесия.

Симптомы нарушения следующие:

  • замедленное формирование умения есть и одеваться;
  • неловкость в движениях;
  • затруднения с определением ведущей руки;
  • частые падения и спотыкания во время ходьбы;
  • неумение ловить и бросать мячик, подпрыгивать, стоять на одной ноге, ездить на велосипеде;
  • трудности с освоением чтения и письма;
  • затруднения с ходьбой по прямой линии;
  • сложности с поиском ответа на простой вопрос, хотя ребёнок его знает;
  • проблемы с долговременной памятью, когда ребёнок забывает изученный накануне учебный материал;
  • неспособность удержать в памяти и выполнить сложную инструкцию;
  • затруднения с определением правой и левой стороны;
  • нарушения сна;
  • чувствительность к прикосновениям.

Иногда патология проявляется лишь в старшем школьном возрасте. Обычно для этого необходим сильный эмоциональный раздражитель – чрезмерная учебная нагрузка, негативное отношение сверстников или учителей.

У детей школьного возраста патология чаще всего проявляется в неспособности к овладению материалом. Особенно тяжело даются диктанты и списывания. Дети страдают от дисграфии, дискалькулии.

Все эти симптомы накладывают отпечаток на психоэмоциональное состояние ребёнка. Он не в состоянии реализовать свой потенциал из-за того, что постоянно является мишенью для насмешек сверстников. Дети становятся тревожными, раздражительными, пассивными. Они отдаляются от сверстников, часто остаются в одиночестве.

Способы самостоятельной диагностики

Очень важно своевременно обратить внимание специалистов на эту проблему, потому что в дошкольном возрасте развитие движений и развитие психики тесно связаны друг с другом. Отставание в какой-то области влечёт за собой искажённое развитие других качеств личности. Важно прийти к порогу школьного обучения с максимальной компенсацией диспраксии.

Существует простой способ первоначальной диагностики диспраксии, который можно провести в домашних условиях — прыжковый тест. Прыгать нужно на двух ногах в сопровождении счёта «один-два-три-четыре», меняя движения ног в определённой последовательности:

  1. один – ноги в стороны;
  2. два – ноги перекрещены (левая нога впереди правой);
  3. три – ноги в стороны;
  4. четыре — ноги перекрещены (правая нога впереди левой).

Признаки неблагополучия:

  • ребёнок не может прыгать по предложенному взрослым образцу;
  • он не в состоянии соблюдать ритм, заданный счётом;
  • перекрещивая ноги, он разворачивает таз.

Этот метод диагностики достаточно точен, может применяться начиная с 4–5 лет.

Методы лечения

Для коррекции диспраксии применяются современные инновационные методики с использованием кинезиотерапии:

  • метод стабилометрии с биоактивной связью;
  • динамическая коррекция с рефлекторонагрузочными устройствами «Гравистат», «Адели», «Гравитон»;
  • пассивная вестибулярная тренировка с использованием компьютерного стенда;
  • электростимуляция мышц;
  • компьютерный видеоанализ движений;
  • транскраниальная поляризация головного мозга.

Одновременно с подобными методиками применяется фармакологическая терапия церебропротекторами ноотропного действия: Цитофлавин, Актовегин, Кортексин, Лецитин, Глицин, Семакс, Глиатилин.

Высокоэффективны общетерапевтические мероприятия – лечебная физкультура, психолого-логопедическая коррекция. Большое внимание уделяется восстановлению функции равновесия и основных движений, для чего применяются подвижные и пальчиковые игры и элементы спортивных игр.

При лечении вербальной диспраксии логопед выбирает для малыша специальную систему упражнений, одна часть которых направлена на развитие произношения звуков, а вторая — на восстановление артикуляции.

  • Первый вариант предполагает обучение ребёнка точной артикуляции фонем. Большое внимание уделяется звуковым схемам.
  • Суть второго варианта состоит в активной тренировке лицевых мышц, отвечающих за артикуляцию. В начале проведения терапии малыш подражает элементарным движениям губ, языка, описание которых облечено в сказочный сюжет («Сказка о весёлом язычке»). По окончании коррекции он должен самостоятельно воспроизводить последовательность нескольких движений.

Детям с диспраксией рекомендуется участвовать в групповых занятиях гимнастикой. Они прекрасно развивают вестибулярный аппарат, и ребёнок приобретает контроль над своими движениями. Очень полезны игры с музыкальным сопровождением. Играя в них, дети будут чувствовать ритм, что позволяет улучшить контроль над движениями тела и координацию.

Несколько упражнений от логопеда

Игра – ведущая деятельность дошкольников, для детей с диспраксией она особенно важна. Игровая мотивация поможет достичь целей, которые в обычной жизни сложно осуществить. Именно в процессе игры со сверстниками могут проявиться и совершенствоваться многие способности малыша.

Игры для развития координации движений:

  • «Чудесный мешочек» — сначала малыш знакомится с 5–7 предметами, потом достаёт их из небольшого мешочка, предварительно определив на ощупь предмет. Можно устроить соревнование на время между несколькими участниками.
  • «Верёвочка» — нарисовать при помощи скакалки или верёвочки предмет несложной формы (змею, ёлочку, домик, человечка).
  • «Гонки многоножек» — устроить соревнование по бегу между 2–3 участниками, где по столу бегают «двуногие или пятиногие многоножки» (кисти рук).
  • «Прижми палец» — играют 2 человека, сцепившиеся сомкнутыми пальцами правой или левой руки. Большой палец при этом поднят вверх. Задача – прижать палец соперника к кисти, за что присуждается 1 очко. Победителем становится тот, кто получит 10 очков.
  • «Самолётики» — бумажные самолётики соревнуются в дальности полёта.
  • «Ходим в шляпах» — дети соревнуются в продолжительности ходьбы с грузом, положенным на голову (мешочек с песком до 0,5 кг весом, книга, диск от пирамидки). После водружения «шляпы» на голову взрослый проверяет правильность осанки у ребёнка.
  • «Быстрые лошадки» — нужно намотать шнурок, к которому привязана игрушечная лошадка, на палочку. Чья лошадка быстрее «прискачет», тот и победитель гонки.
  • «Горячий мяч» — играют несколько человек, сидящих в кругу. Они передают друг другу мяч, при команде «стоп» тот, кто на этот момент окажется с мячом в руках, выходит из игры.

Очень полезны занятия лепкой, аппликацией, рисованием, моделированием, шитьём, черчением, трудотерапией, включающей в себя работу по дому. Выполнение бытовых дел совместно с родителями вызывает у ребёнка положительные эмоции и позволяет ему улучшать свои двигательные способности.

Если родители заняли правильную позицию по отношению к малышу с диспраксией, тесно взаимодействуют со специалистами и всячески способствуют его развитию, то спустя некоторое время наступит заметное улучшение. К сожалению, в большинстве случаев признаки заболевания окончательно устранить не удастся.

Правильная стратегия родительского поведения:

  • поощрять любые занятия детей, помогающие им освоить нужные навыки;
  • усложнять выполняемые задания;
  • ставить достижимые цели и предлагать пути их достижения;
  • на ранних этапах коррекции не навязывать задания, предложить выполнить то, что хочется ребёнку;
  • поддерживать тесный контакт с педагогами и другими специалистами, работающими с малышом;
  • отмечать любые попытки достижения целей, независимо от результата;
  • соблюдать режим дня и размеренный темп жизни;
  • не торопить малыша при выполнении заданий, запастись терпением.

Теперь, когда вы знаете, что такое диспраксия, запомните — для детей с этим нарушением очень важно организовать комфортный психологический климат. Ни в коем случае нельзя их ругать, особенно по пустякам. Даже если что-то не выходит, их все равно надо поощрять и хвалить за небольшие достижения и делать на этом акцент.

Что такое диспраксия, симптомы и методы коррекции

Источник: https://OurKids.ru/narushenija/rech/dispraksiya/

Особенности речи детей с вербальной диспраксией. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам – Маам.ру

Речевая диспраксия

Ольга Шестерикова
Особенности речи детей с вербальной диспраксией

В последние годы ряд ученых, в частности А. Н. Корнев, И. В. Королева и Б. Ж. Монделаерс, выделяют специфический комплекс симптомов языковых нарушений, который в научной литературе получил название синдрома вербальной диспраксии.

У детей с данным синдромом наблюдаются избирательные, но довольно стойкие нарушения звукопроизношения, которые сопровождаются легкими проявлениями иннервационной недостаточности артикуляционных органов. При этом нет грубых нарушений тонуса и сократительной способности артикуляционных мышц.

Исследователями были выделены три типа данного синдрома:

I тип (дисфонический) – с преобладанием искажений звуковых характеристик согласных,

II тип (дисфонологический) – с преобладанием в звуковом инвентаре ранних временных звуков-заменителей,

III тип (динамический) – с преобладанием нарушений слоговой структуры слова [3].

В речи этих детей могут отмечаться как фонологические, так и лексико-грамматические нарушения, поэтому одной из важнейших проблем для логопедов-практиков является разграничение вербальной диспраксии и сходных с ней по ряду симптомов нарушений.

Вербальная диспраксия отличается от дизартрии:

– поиском артикуляторной позы;

– зависимостью качества воспроизведения слова от степени знакомства с ним;

– нестабильностью искажений звука, зависимостью произношения звука от его фонетического окружения в речи, а так же от различных речевых ситуаций (самостоятельная фразовая речь, сопряженное или отраженное произнесение фразы).

Отличительными признаками вербальной диспраксии и моторной алалии являются:

– хорошо сформированный активный словарь, отсутствие «ножниц» между активным и пассивным словарями;

– относительно свободное программирование развернутого высказывания и его грамматического оформления;

– проявление способностей к словесному творчеству (например, подбор рифм).

Ученые отмечают, что для диагностики вербальной диспраксии грубые искажения слоговой структуры слова являются значимым симптомом. По нашим наблюдениям, данные искажения проявляются даже при отраженном воспроизведении, отличаются высоким уровнем устойчивости, и сохраняются в речи детей дольше, чем искажения в звукопроизношении.

А. М Корнев выделил три степени нарушения слоговой структуры слов: тяжелую, среднюю и легкую [4].

Тяжелая степень характеризуется нечетким и нестабильным звуко-слоговым оформлением речи. Дети неспособны воспроизвести слоговую структуру слов, их активная речь состоит из отдельных аморфных слов-корней или подражательных звукокомплексов. Флексии, как правило, отсутствуют. Часто в слове произносится только ударный слог или гласный звук из ударного слога.

При средней степени выявляются затруднения в воспроизведении слоговых структур. Детям доступно воспроизведение односложных и в редких случаях – двухсложных слов, состоящих из прямых слогов. Особенные трудности вызывает произношение слов со стечением согласных в слоге. Многосложные структуры часто редуцируются.

Для легкой степени характерно умение пользоваться словами со сложной слоговой структурой, однако этот процесс протекает трудно, о чем свидетельствуют перестановки слогов и звуков, в ряде случаев при точной передаче контура слова страдает его звуконаполнение. Наблюдается упрощение слогов, а также их многочисленные перестановки и пропуски.

Наблюдения за детьми с вербальной диспраксией в процессе учебной, предметно-практической, игровой и свободной деятельности позволили нам проиллюстрировать характерные особенности оформления их речи:

– диссоциация ошибок, которые допускает один и тот же ребенок при самостоятельном и отраженном произнесении одних и тех же слов. Примеры (первым приводится называние, вторым – повторение): дерево – девое, деево; воробей – вавадабей, вавабей; лиса – ись, лися; собака – бава, сябак; попугай – патай, патугай.

– увеличение искажений слоговой структуры слов при включении их в предложно–падежную конструкцию (по типу элизии, замены, уподобления, добавления гласного звука на стыке согласных). Например, в речи Павлика Ш.

: мыська (мышка) – юська-сюська (Мышка-Норушка); добот (робот) – ений дёдбить (железный робот); умеет правильно произносить слова какой и это локально, но во фразе эти слова искажаются – «Това тето тепа?» (Какого это цвета).

Замечено, что в речи детей с вербальной диспраксией одними из первых появляются предлоги, имеющие собственную развернутую слоговую структуру, так как их проще выделить в отдельные слова из потока речи (Например: я бгу мимо мамы (я бегу мимо мамы, ты патиись кокая мня? (ты постоишь около меня).

Далее в речи появляются предлоги, подобные первому слогу слова, с которым они используются (Например: хазю по пою (хожу по полу); муха пазёт па патаку (муха ползёт по потолку); пасёй за забой (пошел за забор).

Данное явление объясняется тем, что возникает повторение одинаковых слогов, не требующее переключения артикуляции.

Важно отметить, что у пациентов с данным синдромом предлоги, состоящие из одного согласного или закрытого слога, появляются одними из последних.

Наибольшую трудность вызывает переключение произвольных движений мышц артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики, а также осуществление динамического контроля над последовательностью артикуляторных действий.

Описанные особенности овладения слоговой структурой слова мешают нормальному развитию устной речи и затрудняют общение детей, а также могут вызывать трудности в овладении письменной речью при обучению грамоте.

Исходя из этого, мы отводим исправлению у детей недостатков звуко-слоговой структуры слова центральное место в системе коррекционной работы по преодолению вербальной диспраксии. В современной литературе широко представлены методические рекомендации по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи, предложенные Г. В. Бабиной, Н. Ю.

Сафонкиной, З. Е. Агранович, А. К. Марковой, Б. Ж. Монделаерсом и другими. Однако, в силу большого разнообразия проявлений вербальной диспраксии, выбор методик для каждого ребенка осуществляться логопедом индивидуально.

При составлении индивидуального плана работы мы исходим из уровня речевого и интеллектуального развития ребенка, его возрастных и психологических особенностей.

Полученные нами результаты исследования позволяют говорить о том, что дети с данным синдромом, как правило, имеют достаточный уровень речевого развития для параллельной коррекции нарушений слоговой структуры и звукопроизношения.

В своей работе с пациентами данной группы мы практикуем раннее обучение грамоте.

С помощью чтения детям значительно проще осваивать структуру слов и фраз, а включение зрительного анализатора в процессы самоконтроля и коррекции речи позволяет повысить эффективность коррекционного воздействия.

В своей практике мы максимально используем игровые приемы и формы работы на всех этапах формирования и закрепления слоговой структуры слова, а так же изготавливаем для занятий специальный инвентарь. Так, например, для детей испытывающих сложности в последовательной актуализации звуков была разработана и изготовлена кукла-перчатка «Гусь».

Данная игрушка предназначена для обозначения ведущей рукой жестовых символов звуков в процессе произнесения цепочек слогов, слов, включающих в себя звуки [г] и [д], что помогает ребенку осуществлять контроль за последовательностью артикуляторных действий, а так же обеспечивает положительный настрой и поддерживает интерес к занятию.

Игрушка снабжена массажным вкладышем, что позволяет совместить работу над слоговой структурой и мелкой моторикой рук.

Мы считаем, что работа по преодолению вербальной диспраксии не может проводиться лишь в стенах ЛПУ. Совместная работа родителей и педагогов является одним из важнейших компонентов всей коррекционной работы и во многом определяет ее успешность.

Задания на преодоление нарушений слоговой структуры слова, развитие неречевого ритма, переключаемости движений общей, мелкой и артикуляторной моторики включаются в рекомендации родителям для занятий с детьми дома.

Учителем-логопедом проводятся консультации и совместные с родителями занятия, с целью помочь овладеть основными приемами занятий с ребенком в домашних условиях.

Подобные мероприятия позволяют сформировать у родителей умение осознанной, адекватной и результативной помощи детям и расширить степень их включенности в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.

Преодоление вербальной диспраксии – длительный процесс, который требует от логопедов-практиков систематизированного подхода, построенного по принципу «от простого к сложному» с учетом ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста (игры, с применением наглядности и формированием активной позиции родителей. Мы убеждены, что от этого зависит успешность закрепления полученных речевых умений и навыков в повседневной жизни ребенка, а так же устойчивость эффекта коррекции и дальнейшая динамика развития речи.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Бабина Г. В. Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. – М., 2005.

2. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. – М. : ТЦ Сфера, 2008.

3. Вербальная диспраксия ув детей. /Информационное письмо ГУЗ Вологодской областной больницы №1 – Вологда, 2003.

4. Корнев А. М. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. – СПб: Речь, 2006.

5. Корнев А. Н. Артикуляционная и вербальная диспраксии у детей. // Расстройства речи. Мультидисциплинарный подход к изучению, диагностике и коррекции – Материалы конференции «Реабилитация пациентов с расстройствами речи» – СПб, 2000.

6. Монделаерс Б. Ж. Вербальная диспраксия у детей//Расстройства речи. Мультидисциплинарный подход к изучению, диагностике и коррекции – Материалы конференции «Реабилитация пациентов с расстройствами речи» – СПб, 2000.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-rechi-detei-s-verbalnoi-dispraksiei.html

Диспраксия – это… – АУТИЗМ и СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Речевая диспраксия
Просматривая кадры фильма, тяжело представить, что у этого человека есть какие-либо проблемы, однако, как утверждает сам Дэниел, что только благодаря этому неизлечимому заболеванию он стал актером. Что это такое? Диспраксия – это патология, которая проявляется в детском возрасте.

Ребенку достаточно сложно выполнять ежедневные действия, одеваться или даже разговаривать. Согласно МКБ-10 – заболевание отнесено к категории расстройств развития двигательной функции, а в справочнике DSM-IV патология занесена в отдел расстройств развития координации.

Проще говоря, ученые под термином «диспраксия» понимают расстройство в работе головного мозга, при котором пациенту тяжело запланировать свои движения. При этом ребенок все понимает, что происходит вокруг, что ему следует сделать, но спланировать и повторить движения ему достаточно сложно.

Несмотря на высокий уровень развития медицинской области, данный вид патологии вызывает множество споров, как в части причин ее появления, так и в части лечения. 

Основные проявления 

Патологию обнаруживают у 3-6 % всех детей. Она может проявляться в той или иной мере. Болезнь присуща больше мальчикам, чем девочкам. 

  1. Многие малыши бывают неуклюжими, но диспраксия – это то заболевание, которое остается на всю жизнь. Самые яркие и часто встречающиеся проблемы, с которыми сталкивается ребенок: 
  2. Нарушения артикуляционной функции, часто сопровождается дыхательной дисфункцией.

     

  3. Малышу тяжело скоординировать работу речевых мышц. 
  4. Проблемы при удержании ручки или карандаша. 
  5. Такие детки долго осваивают навыки письма, рисования. 
  6. Даже научившись писать, делают это очень медленно. 
  7. Проблемы с чтением.

     

  8. Ребенку тяжело концентрироваться на одной строке и следить взглядом по ней. 
  9. Проблемы с выполнением самых обычных задач: ходьба, бег, удержание равновесия.

     

  10. Также ребенку тяжело запомнить, а тем более позднее воспроизвести последовательные движения, тяжело поддаются игры высокой сложности. 

Симптомы в зависимости от возраста 

Несмотря на слабую изученность проблемы, все же заподозрить патологию можно даже на бытовом уровне. В раннем возрасте (от 0 до 1 года), патология может проявляться в виде нарушения сна и сосательной функции. Малыш может не уметь направить свой взгляд в одну точку, а тем более удержать его.

Могут наблюдаться расстройства захватной функции, раздражительность и частый плач.

В данном случае диспраксия – это нарушение в двигательном развитии, проявляющееся тем, что малыш с трудом сидит и ползает, практически не проявляет интерес к играм, не выражает свое настроение жестами и словесными сигналами. 

Дошкольный период 

Это возраст от 1 до 5 лет. В данном возрасте болезнь может характеризоваться следующей симптоматикой: пониженная концентрация внимания; 

повышенная физическая активность; 

проблемы с засыпанием; 

неумение самостоятельно питаться; 

нескоординированная походка. 

В этом возрасте уже явно наблюдается проблема с артикуляцией, у таких деток очень скудный запас слов, они могут знать не более 50 слов. 

Некоторые даже не умеют рисовать и использовать ножницы, танцевать в ритме с музыкой. 

Школьный возраст 

Диспраксия у детей от 6 лет вызывает проблемы с освоением школьной программы, тяжелее всего поддается математика. Ярко выраженная дисграфия и вообще сложности с обучением. 

Почему это происходит? 

Чаще всего заболевание диагностируется у детей с 5 до 11 лет. Есть огромные сложности с постановкой диагноза, так как симптоматика диспраксии пересекается со многими заболеваниями. Относительно реальных причин развития заболевания существует множество гипотез, но единого мнения среди медиков не существует.

Одной из определяющих причин развития патологии считается наследственность. Естественно, если хотя бы у одного родителя есть какое-либо заболевание, то ребенок однозначно находится в группе риска. По другой теории, болезнь является генетическим нарушением.

Предполагается, что это связано с мутацией гена FOXP2, который играет решающую роль в развитии вербальных навыков. К примеру, подобное нарушение свойственно лицам с диагностированным аутизмом, у которых также наблюдаются проблемы с вербальной функцией.

Другие ученые предполагают, что моторная диспраксия и другие виды заболевания могут быть следствием микротравм головного мозга, которые возникают на фоне аноксии плода, то есть появляются в период вынашивания. Тем более, что уже давно замечено, что детки, которые недоношенные или наоборот, переношены, чаще страдают данным видом патологии.

Помимо всех этих факторов, установлена взаимосвязь между диспраксией и синдромом Дауна, Аспергера и аутизмом. Болезнь часто возникает на фоне черепно-мозговой травмы и при наличии ряда неврологических проблем. 

Виды в зависимости от причин 

На сегодняшний день выделяют несколько видов диспраксии, в частности в зависимости от причин возникновения: Первичная. Четко установить в данном случае, почему появилась болезнь практически невозможно, так как она не является следствием какого-либо заболевания или травмы. Вторичная, то есть развитие заболевания связано напрямую с другой патологией. 

Виды в зависимости от типа действия 

По другой классификации, патологию разделяют по типам в зависимости от типа действия. Вербальная или артикуляционная диспраксия, то есть проблемы с правильным расставлением слов, построением фраз. Нередко ребенок не в состоянии четко выразить свою мысль. Часто данный тип сопровождается проблемами с выполнением движений и речевым аппаратом. 

Моторный тип патологии характеризуется нарушением двигательной функции. Проявляться может не только в виде шаткой походки, могут быть проблемы с хватанием предметов и с выполнением других ежедневных задач.

Офтальмологическая или глазодвигательная патология. В данном случае наблюдается проблема с контролем движения глаз.

Часто, чтобы прочесть предложение, ребенку необходимо двигать всей головой или он вообще не в состоянии сосредоточиться и быстро прочесть что-либо. 

Классификация патологии по конкретным двигательным нарушениям 

В данной классификации присутствует: 

Кинетическая диспраксия. Патология характеризуется замедленными движениями, то есть невозможность выполнять практически любые движения в быстром темпе. 

Идеативная. Больной имеет трудности с осмысливанием и дальнейшей реализацией действий. 

Деамбулаторная. Ребенок с таким видом диспраксии неспособен чередовать ходьбу и бег, либо другие предложенные движения. 

Выразительный тип характеризуется практически полным неумением выразить свои эмоции мимикой. Ребенок не соотносит мимику со своим эмоциональным состоянием. 

Конструктивная. Больной не воспринимает окружающий мир адекватно, ни в трехмерном, ни в двухмерном измерении. Одевательная дисфункция, как понятно из названия связана с процессом надевания. Ребенок может путать последовательность процесса надевания, к примеру, сначала обуться, а только потом надеть нижнее белье.

 Как определить? 

 Огромная роль диспраксии в возникновении моторной дисграфии, что в дальнейшем будет только усложнять во взрослом возрасте. В свете этого, очень важно, как можно раньше идентифицировать заболевание, ведь его достаточно просто спутать с другой патологией. Родители могут заподозрить, что появились проблемы дома. К примеру, наблюдая, как одевается и раздевается малыш.

Если правильный порядок постоянно нарушается, то лучше обратиться к врачу. Ребенка можно попросить поиграть с головоломкой, где требуется соединить пазы. Также можно заметить, что есть проблемы, если идущего ребенка попросить тут же побежать, но он не может сразу перестроиться. При малейшем подозрении следует обратиться к врачу.

Это может быть педиатр, офтальмолог или логопед. 

Лечение вербального типа патологии 

Именно этот тип встречается чаще всего у детей. Поэтому очень важно, чтобы ребенку было проще жить, обратиться вовремя к логопеду. Диспраксия – это в данном случае невозможность четко выразить свои мысли и правильно образовывать звуки.

В зависимости от оценки проблемы, выбирается одна из двух стратегий реабилитации: «Перевоспитание» фонетики. В данном случае врач помогает улучшить качество звуков и их количество. Корректировка двигательной функции лица с издаваемыми звуками.

В данном случае проводится тренировка мышц лица, чтобы в дальнейшем ребенок смог запомнить движения и использовать их в контексте собственной речи.

Диспраксия у взрослого населения 

На протяжении длительного времени медики всего мира были уверены, что ребенок «перерастает» диспраксию. Но сегодня уже четко понятно, что патология сохраняется на протяжении всей жизни и несет ряд проблем для пациента.

Взрослые люди с диспраксией могут характеризоваться как лица с неумением планировать, то есть постоянно опаздывают, с трудом выполняют домашние дела, либо делает все слишком долго. Им тяжело научиться даже управлять автомобилем и велосипедом.

Изучение взрослой патологии находится лишь на начальной стадии, поэтому речь о том, чем можно кардинально помочь таким людям, даже не идет. 

Профилактика 

Несмотря на стремительное развитие медицины, никто не придумал профилактические мероприятия и вакцины от диспраксии. Самое главное, при малейшем подозрении на то, что со здоровьем малыша что-то не так, – срочно обратиться к врачу, так как лечение данного вида патологии достаточно длительное. 

Наталья Калиниченко  http://.ru/

Источник: https://www.sites.google.com/site/avameidinru/Home/obsie-harakteristiki-autisticeskih-narusenij/autizm-i-shodnye-sostoania/issledovateli-izucaut-svaz-mezdu-autizmom-i-dispraksiej/dispraksia-eto---citajte-podrobnee-na-fb-ru-http-fb-ru-article-392410-dispraksiya-eto-opisanie-zabolevaniya-prichinyi-vozniknoveniya-simptomyi-metodyi-lecheniya-profilaktika

Диспраксия: симптомы, причины, виды. Коррекция речи детей с вербальной диспраксией

Речевая диспраксия

Все люди бывают иногда неуклюжи, неповоротливы. Трудности движения в детском возрасте могут быть обусловлены диспраксией. Это непросто неуклюжесть, а именно невозможность интеграции между движением и мыслительными функциями. Поговорим о том, что такое диспраксия, как ее диагностировать и лечить.

Что это

Dyspraxia переводится с латинского как бездействие или бездеятельность. Заболевание возникает на фоне поражений коры головного мозга. Чаще диагностируется у мальчиков.

Ребенок, болеющий диспраксией, крайне уязвим среди сверстников. Ему сложно ходить, говорить, читать, выполнять любые действия.

Необходимо понимать, что такой ребенок не является умственно отсталым. Если диспраксия не сочетается с другими заболеваниями ЦНС, аутизмом, синдромом Аспергера, параличами, педагогической запущенностью, то интеллект развивается на должном возрасту уровне.

Виды диспраксии

Классификация болезни зависит от типа действий, которые сложно выполнять ребенку. Чаще всего встречаются следующие виды диспраксии:

Вербальная или артикуляционная

Характеризуется затруднениями в звукопроизношении с точки зрения физиологии. Ребенку сложно воспроизводить фразы в правильном порядке, формировать предложение для выражения мысли.

Моторная

Основные симптомы – это сложность в выполнении движений. Ребенку тяжело самостоятельно одеваться, принимать пищу, ходить, писать, завязывать шнурки и т.д.

Офтальмологическая

Уменьшена способность следить за движениями глаз. Проявляется чаще в школьном возрасте, при подготовке к обучению. Дошкольнику тяжело следить за строчкой при чтении только глазами, он обязательно двигает при этом головой.

Проявляется при быстром движении. Например, ходьбе, прыжках, беге.

Выразительная

Ребенок не в состоянии выразить эмоции через мимику. Движения мышц лица часто не соответствуют психологической обстановке. Например, вместо улыбки возникает выражение гнева, страха и т.д.

Идеативная

Нарушается способность действовать в стандартных, ежедневных ситуациях. Ребенок не соотносит варианты решений сложившейся обстановке, не может применить их на практике.

Конструктивная

Характеризуется потерей в пространстве, больной воспринимает его неадекватно.

Деамбулаторная

Ребенок не может по команде перестроиться с бега на медленную ходьбу и наоборот. Возникают трудности при смене вида движения.

Кинестетическая

Связана с нарушениями артикуляционного уклада, выполнением мелких движений руками. Например, застегивание пуговиц.

Симптомы

Проявления заболевания зависят от индивидуальных особенностей развития ребенка. Есть лишь небольшой список наиболее часто встречающихся симптомов:

  • Нарушения осанки
  • Задержки физического развития (роста, размеров тела, пропорций, нарушения циклов у девочек и т.д.)
  • Нарушения в развитии до 2 лет. Ребенок не сидит, не ползает и т.д.
  • Проблемы с концентрацией взгляда на одном предмете
  • Изменения сна
  • Излишняя раздражительность
  • Трудности с равновесием
  • Сложности в обучении. Особенно при освоении математики, письма, чтения
  • Чрезмерная медлительность при списывании, копировании
  • Путаница сторон
  • Дисграфия
  • Симптоматика зависит от вида заболевания и возраста пациента.

Причины

Диспраксия возникает у детей по нескольким причинам, связанным с внутриутробным развитием и генетической предрасположенностью:

  • Микротравмы мозга в родах или послеродовом периоде
  • Мутации
  • Недоношенность
  • Наследственность.

Точных причин заболевания на сегодняшний день ученым выявить не удалось. Можно говорить о совокупности проблем при развитии плода, влиянии экологии, образе жизни родителей, генов.

Диагностика

Скрининг диспраксии проводят психиатры, неврологи, офтальмологи, логопеды. Тесты и задания для оценки степени развития болезни и уточнения ее вида избираются лечащим врачом, родителями.

Для начальной диагностики чаще используют следующие общие тесты:

  1. Ребенка просят раздеться – одеться.
  2. Нарисовать простой предмет, животное.
  3. Ходить попеременно быстро, медленно, на цыпочках и т.д.
  4. Дотронуться до уха слева-справа попеременно по команде.
  5. Проследить за предметов глазами.
  6. Собеседование с доктором для выявления сформированности речевых навыков, способности отвечать на вопросы, поддерживать беседу.
  7. Перекрещивание ног по образцу, команде.
  8. Собрать пазл, выполнить задания головоломки.
  9. Вырезание несложной фигуры ножницами.

Стабильные затруднения при выполнении нескольких диагностических тестов может стать причиной постановки диагноза “диспраксия”.

Далее собирается анамнез жизни, пациент направляется на подробную диагностику к узким специалистам.

Особенности речи детей с вербальной диспраксией

Поговорим подробнее об артикуляционной диспраксии. Это один из видов недоразвития речи. Состояние характеризуется нарушениями произносительной функции из-за паралича артикуляционного аппарата.

При диспраксии, связанной с вербальными нарушениями, обнаруживаются следующие отклонения в звуковой речи:

  • искажение фонетических характеристик звуков;
  • замены фонем;
  • отсутствие автоматизации звуков;
  • пропуски согласных и гласных звуков;
  • перестановки слогов;
  • смешение освоенных фонем;
  • лексико-грамматические нарушения;
  • сложность в построении фраз, предложений.

Вербальная диспраксия отличается от дизартрии и моторной алалии по многим показателям. Эти заболевания не стоит путать, поскольку подход к коррекции нарушений разный.

Отличия от дизартрии

Артикуляционная диспраксия отличается от дизартрии следующим:

  • Ребенок ищет артикуляционную позу
  • Если фонема, слово знакомы ребенку и автоматизированы, то он произнесет его правильно с большей вероятностью
  • Наличие ошибок в речи зависит от произносительных условий. Если малыш повторяет чужую фразу, фонему, то произнесет ее правильно. При условии эмоциональной возбужденности в речи ошибки встречаются намного чаще.

Отличия от моторной алалии

Оральная диспраксия имеет следующие отличительные признаки:

  • богатый словарный запас;
  • правильное грамматическое оформление предложений, фраз;
  • относительная свобода при составлении текстов для собственных высказываний;
  • способность играть со словами, например, составлять рифмы.

Лечение и коррекция

Включает в себя медикаментозное лечение и занятия со специалистами: неврологами, физиотерапевтами, логопедами, дефектологами. Немаловажную роль играют физические нагрузки, занятия спортом.

Коррекция двигательных функций

На практике применяются следующие методы коррекции сенсомоторных нарушений:

  1. Координация двигательных функций путем постоянно наблюдения за выполнением команд, упражнений. Например, утреннюю зарядку можно превратить в метод лечения. Просите ребенка ходить на пяточках, потом на носочках; бег сменяйте прыжками, остановками для передышки и т.д. Тренируйте ориентацию в пространстве: просите повернуться направо-налево
  2. Складывание пазлов, кубиков по образцу и фантазийно
  3. Копирование рисунков
  4. Плавание
  5. ЛФК
  6. Массаж
    С помощью него можно развивать оральный праксис, мелкую и крупную моторику
  7. Музыкальное сопровождение на физкультуре
  8. Шитье
  9. Дыхательная гимнастика Стрельниковой обучает контролировать движение мышц, дыхательного аппарата, руководить процессом
  10. Трудотерапия

Коррекция вербальной диспракции

Направлена на улучшение словесной и артикуляционной функции ребенка. Систему реабилитации подбирают логопеды, психиатры, дефектологи. Задача коррекционных упражнений состоит в том, чтобы ребенок мог научиться выражать мысли вслух, понимать чужую речь полностью, а не отрывочно, контролировал звукопроизношение, мимику во время речи.

Используются следующие упражнения и методы:

  • Перевоспитание фонетики.
    Направлено на автоматизация звуков. Обучение контроля над речью.
  • Увеличение запасов фонем, слов.
    Это практические занятия для составления предложений, небольших текстов, их артикуляции.
  • Контроль за мимикой.
    Во время речи малышу необходимо повторять за взрослым простые движения руками, головой, губами для улыбки и т.д. Жесты должны соответствовать высказыванию. Таким образом, тело будет участвовать в процессе общения с оппонентом.

Диагностируя вид диспраксии, узкие специалисты индивидуально подбирают систему реабилитации для ребенка школьного и дошкольного возраста. При систематических занятиях прогноз всегда остается положительным.

Советы логопеда

Занятия со специалистом приносят лишь небольшие улучшения в процессе говорения, социальной адаптации ребенка. Основная нагрузка лежит на родителях. Занимаясь дома, следуя советам логопедов, вы достигнете максимального эффекта при лечении диспраксии.

На что нужно обратить особое внимание:

  • Играйте, а не занимайтесь
    Для дошкольника важно понимать, что еще ребенок. Игра – ведущий вид его деятельности. Обучайте, тренируйте, корректируйте нарушения в процессе игры. Пусть вам и малышу будет весело и интересно.
  • Развивайте не только правильное говорение, но и другие способности ребенка
    Например, координация движения хорошо развивается во время ощупывания предметов, рисования, догонялок.
  • Развиваете мелкую моторику
  • Рисуйте, лепите, собирайте мозаику
  • Не забывайте об артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастиках
    Для занятий можно использовать методы Стрельниковой, Бутейко, Толкачевой

Советы родителям

Панацеи от диспраксии в детском возрасте не существует. Родителям стоит быть терпеливыми, выполнять советы педагогов и медиков. Научитесь сами и привейте ребенку следующие навыки:

  • радуйтесь каждому успеху, хвалите ребенка чаще
  • не торопите малыша при выполнении заданий
  • фиксируйте внимание на мелочах
  • не напоминайте дошкольнику о неудачах
  • ставьте перед ребенком понятные и доступные цели
  • требуйте выполнения задач
  • отбирайте материал для занятий на основе предпочтений малыша
  • усложняйте задачи постепенно, не торопитесь приступать к самому сложному в начале пути.

Диагноз диспраксия – это не приговор. Не стоит замыкаться в себе, понижать самооценку ребенку. Большинство симптомов и проявлений заболеваний можно устранить в детском возрасте. Ваша помощь необходима ребенку для успешной адаптации и к взрослой жизни.

Источник: https://orechi.ru/narusheniya-rechi/dispraksiya

ВашПсихолог
Добавить комментарий