Рефлексия обеспечивает формирование

Формирование рефлексивных умений учащихся в процессе обучения в начальной школе

Рефлексия обеспечивает формирование

Загулина Татьяна Алексеевна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №10 Санкт-Петербурга

Актуальность проблемы

Существенным моментом современного урока становится рефлексия, причем не только рефлексия учителя, но и рефлексия учащихся.

Проблема, с которой приходится сталкиваться при введении элементов рефлексии в учебный процесс, состоит в том, что ученики часто не испытывают потребности в осознании своего развития, не обнаруживают причин своих проблем или результатов, затрудняются сказать, что именно происходит в их деятельности. Поэтому начинать обучение рефлексии необходимо уже с младшего школьного возраста, уделяя особое внимание обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит.

Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля.

Рефлексия, в упрощённом определении, – это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

физическую (успел – не успел);

сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);

интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Рефлексия бывает:

а) индивидуальная – формирование реальной самооценки, беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень;

б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»).

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

Коммуникативная – ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.

Личностная – объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.

Интеллектуальная – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация.

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

2. Рефлексия деятельности

3. Рефлексия содержания учебного материала

Приемы рефлексии.

Рефлексия эмоционального состояния:

1. Рисунок «Мое настроение» (образная рефлексия). Детям нужно сравнить своѐ настроение с образом какого-либо животного, растения, цветка и т.д.

2.

«Солнышко» (1-ый вариант) Нужно закончить предложение «Моѐ настроение похоже на»: солнышко; солнышко с тучкой; тучку; тучку с дождиком; тучку с молнией. Приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния

3. «Солнышко» (2-ой вариант) На доске вешается солнышко. Каждый ребенок прикрепляет лучик к солнышку. Количество лучиков соответствует количеству детей в группе. Лучик – косичка с бантом на конце. Цвет бантика соответствует настроению ребѐнка (выбор цвета на усмотрение педагога).

4. «Ёлочка настроения» Детям раздаются вырезанные из бумаги игрушки, на которых они рисуют своѐ настроение. А затем прикрепляют на елку.

5. «Состояние моей души» Рисуется лесенка с 5 ступенями. У каждой своѐ название: 1).Крайне скверно, 2).Плохо,3).Хорошо, 4).Уверен в своих силах, 5).Комфортно. Ребѐнок рисует изображение человечка и ставит его на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.

6. «Одним словом» Детям необходимо выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно предают их состояние на занятии: – Раздражение – Скука – Злость – Тревога – Радость – Покой – Равнодушие – Уверенность – Удовлетворение – Неуверенность – Вдохновение – Наслаждение

7. «Цветик-семицветик» Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок (выбор цвета лепестков на усмотрение педагога).

8. «Радуга»: ученикам необходимо ответить на вопрос, «С каким цветом радуги у тебя ассоциируется сегодняшний урок?».

Значение цветов радуги может быть следующим:   • оранжевый– радостное, восторженное настроение;   • красный – нервозное, возбуждённое состоянии, агрессия;   • синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;   • зелёный цвет – активность;   • жёлтый цвет – цвет радости;  

• фиолетовый цвет – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию.

9. «Гномики». Ребёнок отдаёт жетон тому нарисованному гномику, настроение которого разделяет в данный момент (изображения гномиков педагог выбирает на свое усмотрение). Приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния.

Рефлексия деятельности:

Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.

1.  «Благодарю…»: В конце урока предлагаю каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Себя из числа выбираемых людей для благодарности следует исключить.

Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом выбираю тех ребят, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
2.

«Комплимент»: Цель данного приема – оценить свою активность и качество работы. Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах) и учителя за проведенный урок.

Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

3.  «Оценочная лесенка»: использую для развития умений критериального оценивания. Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить солнышко или нарисовать человечка на той ступеньке, на которую он поставил бы себя при выполнении данных заданий.

4. «Лесенка успеха» – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.

5. «Наряди ёлку» – успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.

6. «Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.

7. «Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика

8.«Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

Рефлексия содержания учебного материала (используется для выявления уровня осознания содержания пройденного).

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

1. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

2.

«Телеграмма»: После завершения занятия каждый ученик  заполняет бланк телеграммы, учитель выдаёт при этом следующую инструкцию: «Что вы думаете о прошедшем занятии? Что было для вас важным? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? В каком направлении нам стоит продвигаться дальше? Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму ».
3. «Анкета»

В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

Условия успешной организации рефлексивной деятельности на уроке в начальной школе

При планировании занятий педагогу необходимо понимать, над какими умениями нужно работать тому или иному ребенку и соответственно через какие ситуации коммуникации он должен пройти, как в них действовать, чему научиться. Предметному содержанию отводится роль второго плана.

Это материал, на котором будет разворачиваться ситуация взаимодействия – опосредованного, через текст, или непосредственного общения с другим: учения, обучения, совместного изучения, обсуждения и т.д.

Таким образом, планируя учебный процесс, учитель должен видеть качество каждого ребенка с точки зрения рефлексивных умений и планировать для него соответствующие ситуации, а не предметное содержание, которое необходимо освоить.

Принципиально меняется и содержание деятельности учителя в учебном процессе. Педагог не столько объясняет предметный материал, сколько запускает определенные процессы в учебной группе, создаёт и отслеживает ситуации взаимодействия между учащимися, планирует с каждым учащимся его деятельность в учебном процессе, организует коммуникацию.

Заключение

Рефлексивные умения помогают ученикам понять свою уникальность, индивидуальность и предназначение, которые проявляются через анализ его предметной деятельности.

Овладение умением самоконтроля обеспечивает комфорт в обучении, снимает стресс и позволяет школьникам учиться с интересом и большим желанием, а также даёт учащимся реальный «инструмент», с помощью которого они могут управлять процессом своего учения на последующих этапах.

Источник: http://aneks.spb.ru/nachalnaia-shkola-drugoe/formirovanie-refleksivnykh-umenii-uchashchikhsia-v-protcesse-obucheniia-v-nachalnoi-shkole.html

Организация рефлексии на уроке и развитие навыков рефлексии в начальной школе

Рефлексия обеспечивает формирование

Организация рефлексии на уроке и развитие навыков рефлексии в начальной школе

Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, – это «разговор с самим собой».

Слово рефлексия происходит от латинского reflexioобращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Особенно актуальной является рефлексия для дистанционных форм обучения, когда ученик и учитель разделены пространством.

В этом случае в рефлексии ученик представляет механизм самопознания своей деятельности, который поможет не только ему, но и дистанционному педагогу наблюдать за ходом обучения. Рефлексия связана с очень важным действием – целеполаганием.

Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующее осмысление способов достижения поставленных целей. Рефлексия бывает:

а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (-за что ты можешь оценить свою работу, – беседа с ребенком по результатам самооценки –почему выбран тот или иной уровень)

б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»)

Алгоритм групповой рефлексии

  • делало её более эффективной
  • тормозило выполнение задания
  • не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе
  • недостаток информации
  • недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)
  • трудности в общении
  • ориентированный на человека
  • ориентированный на выполнение задания
  • в группе сохранилось единство и партнерские отношения
  • единство группы в ходе работы было нарушено
  1. Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?

  • лидер, выдвинувшийся в ходе работы
  • нежелание наладить контакт большинства участников группы
  • непонимание задачи, поставленной для совместной работы
  • сама задача оказалась неинтересной, трудной
  • Коммуникативная – ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
  • Личностная – объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
  • Интеллектуальная – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым.

Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация (см.

таблицу №2):

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

  2. Рефлексия деятельности

  3. Рефлексия содержания учебного материала

1 этап – анализ своего настроения

2 этап – ежедневный самоанализ (ведение рефлексивного дневника)

3 этап – анализ работы одноклассников

4 этап – анализ работы группы как своей, так и других.

Таблица №1. Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности

Этап учебной деятельности

Этап организационного момента и целеполагания

обеспечивает побуждение учащихся к деятельности

выражается в выборе индивидуальной цели учащихся в рамках формирования как общеучебных, так и специфических умении и навыков.

Прочитайте тему урока и попробуйте сформулировать свои задачи на урок.

этапе актуализации ЗУН учащихся

Это своего рода диагностический срез, позволяющий ученику увидеть свой уровень подготовленности

каждый ученик для себя определяет полноту знаний по теме и самостоятельно оценивает правильность выполнения задания

В начале работы по теме урока содержательная рефлексия

Помочь учащимся осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы.

самостоятельно выбрать форму организации познавательной деятельности

Как поможет вам работа в парах?

Подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой

Происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение.

– Что дала вам работа в парах?

– Помогла вам такая форма работы понять и запомнить степени сравнения прилагательных?

– Какие трудности вы встретили? Как с ними справиться?

«Что нового я узнал на уроке?», «Каким образом я получил новые знания?», «Каким образом я смогу полученное на уроке использовать в будущей жизни?».

Рефлексия осуществляется на протяжении всего учебного процесса, выполняя на разных его этапах различные функции. При этом, как уже отмечалось, важно, что в процесс рефлексии вовлечены и учащиеся, и учитель. Как показывает опыт, в случае неучастия кого-либо из субъектов процесса обучения в процессе рефлексии, весь механизм рефлексии оказывается неэффективным.

Рефлексия может быть осуществлена в устной или письменной форме. При этом она имеет разное смысловое назначение.

Устная рефлексия имеет своей целью обнародование собственной позиции, ее соотнесение с мнениями других людей. Часто студенты или школьники говорят о том, что выражение своих мыслей в форме повествования, диалога или вопросов помогает прояснить некоторые значимые проблемы.

Среди всего разнообразия приемов устной рефлексии (диалог, перекрестная дискуссия или дискуссия “Совместный поиск”) в данной статье представим описание одного из них, наиболее эффективно применяемого в рамках работы с педагогами и студентами в процессе педагогической практики.

Данный прием – “Двухрядный круглый стол” – имеет своей целью обмен мнениями по наиболее актуальной проблеме для участников.

Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=183542

Формирование рефлексии в учебном процессе: поведенческий аспект

Рефлексия обеспечивает формирование

В статье рассматриваются понятия: рефлексия, виды (типы) рефлексии, нарушения поведения, их взаимосвязь в учебном процессе; необходимость целенаправленного формирования рефлексии, начиная с первого класса.

Ключевые слова: рефлексия, поведение, саморегуляция.

Современная педагогическая наука сегодня все чаще обращается к понятию «рефлексия», большинство исследований сегодня происходят на стыке педагогики и психологии, при этом разные авторы вкладывают разные смыслы и предполагают построение различных классификаций.

Рассмотрим виды (типы) рефлексии. Степанов С. Ю. и Семенов И. Н. [3] выделяют следующие типы рефлексии и области ее научного исследования:

1.                  Кооперативная рефлексия имеет прямое отношение к психологии управления, педагогике, проектированию, спорту.

Рефлексия рассматривается как «высвобождение» субъекта из процесса деятельности, как его «выход» во внешнюю, новую позицию как по отношению к прежним, уже выполненным деятельностям, так и по отношению к будущей, проектируемой деятельности.

При таком подходе акцент ставится на результаты рефлексирования, а не на процессуальные моменты проявления этого механизма

2.                  Коммуникативная рефлексия рассматривается в исследованиях социально-психологического и инженерно-психологического плана в связи с проблемами социальной перцепции и эмпатии в общении. Она выступает как важнейшая составляющая развитого общения и межличностного восприятия, которая характеризуется Бодалевым А. А. как специфическое качество познания человека человеком.

Коммуникативный аспект рефлексии несет ряд функций: познавательную, регулятивную и развития. Эти функции выражаются в смене представлений о другом субъекте на более адекватные для данной ситуации, они актуализируются при противоречии между представлениями о другом субъекте общения и его вновь раскрывающимися индивидуальными психологическими чертами.

3.                  Личностная рефлексия исследует собственные поступки субъекта, образы собственного Я как индивидуальности.

Процесс переосмысления выражается, во-первых, в изменении отношения субъекта к самому себе, к собственному «я» и реализуется в виде соответствующих поступков, и, во-вторых, в изменении отношения субъекта к своим знаниям, умениям.

При этом переживание конфликтности не подавляется, а обостряется и приводит к мобилизации ресурсов «Я» для достижения решения задачи.

На взгляд Орлова Ю. М. [3], личностный тип рефлексии несет функцию самоопределения личности.

Процесс же самопознания, в виде постижения своей Я-концепции, включающей воспроизведение и осмысление того, что мы делаем, почему делаем, как делаем и как относились к другим, и как они относились к нам и почему, посредством рефлексии ведет к обоснованию личностного права на изменение заданной модели поведения, деятельности, с учетом особенностей ситуации.

4.                  Предметом интеллектуальной рефлексии являются знания об объекте и способы действия с ним.

В настоящее время работы в данном направлении явно преобладают в общем объеме публикаций, отражающих разработку проблематики рефлексии в психологии и педагогике в связи с проблемами организации когнитивных процессов переработки информации и разработки средств обучения решению типовых задач.

В последнее время, помимо этих четырех аспектов рефлексии, исследователи выделяют также экзистенциальную, культуральную и саногенную. Объектом исследования экзистенциальной рефлексии являются глубинные, экзистенциальные смыслы личности.

Рефлексия, возникающая в результате воздействия эмоциогенных ситуаций, ведущих к переживанию страха неудачи, чувства вины, стыда, обиды и т. п., приводящая к уменьшению страдания от негативных эмоций, определяется Орловым Ю. М. как саногенная.

Ее основная функция заключается в регуляции эмоциональных состояний человека.

Гуткина Н. И.

[3] при экспериментальном изучении выделяет следующие виды рефлексии: логическая (рефлексия в области мышления, предметом которой является содержание деятельности индивида), личностная (рефлексия в области аффективно-потребностной сферы, связана с процессами развития самосознания), межличностная (рефлексия по отношению к другому человеку, направлена на исследование межличностной коммуникации).

Отечественные ученые Кондратьева С. В., Ковалев Б. П. [3] предлагают виды рефлексии в процессах педагогического общения:

1.                  Социально-перцептивная рефлексия, предметом которой является переосмысление, перепроверка педагогом собственных представлений и мнений, которые у него сформировались об учащихся в процессе общения с ними.

2.                  Коммуникативная рефлексия заключается в осознании субъектом того, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие («Я — глазами других»).

3.                  Личностная рефлексия — осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание.

Лушпаева Е. В. описывает такой тип рефлексии, как «рефлексия в общении», который представляет собой «сложную систему рефлексивных отношений, возникающих и развивающихся в процессе межличностного взаимодействия».

Автор выделяет следующие компоненты в структуре «рефлексия в общении»: личностно-коммуникативная рефлексия (рефлексия «Я»); социально-перцептивная (рефлексия другого «Я»); рефлексия ситуации или рефлексия взаимодействия.

[3]

Наиболее общими способами рефлексирования являются выражение уверенности, предположения, сомнения, вопросы. При этом все виды рефлексии активизируются при условии создания установки наблюдать и анализировать собственное познание, поведение и понимание этого поведения другими.

В контексте нашей работы особый интерес представляют исследования личностной рефлексии. Мы согласны с мнением Степанова С. Ю., Семенова И. Н., а также Орлова Ю. М. о важной роли рефлексии в деятельности личности.

Напомним, чтоРефлексия (англ. reflection) — мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений с собой и окружающими, осознание своих задач, назначения и т. д.

Рефлексивные механизмы лежат в основе саморегуляции деятельности личности. Саморегуляция основана на самооценке школьника и обеспечивается формированием в ходе учебной деятельности рефлексивного отношения к себе, оцениванием ребенком своих поступков, своего поведения.

Роль оценивания в становлении рефлексии учащегося чрезвычайно велика, ведь все действия ребенка направляются, регулируются и оцениваются со стороны взрослых и со стороны сверстников, вместе с тем ребенок по мере приобретения опыта и развития рефлексии, учится самостоятельно оценивать свои действия.

Результаты рефлексии позволяют точнее оценивать свое поведение и принимать более правильные решения. Чем большее содержание деятельности личности охватывается рефлексией, тем выше эффект ее развития.

Многие педагоги школ отмечают, что нынешнее поколение школьников не способно подходить к своему поведению критически, школьники не готовы к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, не ориентированы на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, то есть можно сделать вывод, что у данных детей в достаточной степени не сформирована рефлексия.

Такие дети систематически нарушают правила, не подчиняются внутреннему распорядку и требованиям взрослых, грубы, мешают занятиям в классе или группе. И, как нам кажется, многие нарушения поведения у этих детей нередко ставят в тупик не только родителей, но и опытных педагогов. Не проходит и дня без сотни жалоб от них:

–        беспокойный класс

–        срывают уроки

–        привлекают внимание…и т. п.

Но кто привлекает внимание? Кто является «нарушителем»? Это ученик или ученица, или их поведение, или их отношение друг к другу? В чем причина плохого поведения? Ведь все зависит от ситуации…в разных ситуациях одно и то же поведение учащихся может рассматриваться как «нарушенное» или как соответствующее нормам. [7]

Мы считаем, что в большинстве случаев (исключая медицинский аспект) нарушение правил и норм поведения в школе происходят по причине нерефлексивного отношения к ним ребенка, то есть не в достаточной степени сформированности рефлексии, как механизма саморегуляции.

Таким образом, овладение рефлексивными механизмами поможет школьнику в дальнейшем соблюдать правила и нормы поведения в обществе, поможет в обучении, самообразовании, жизни в постоянно меняющемся обществе.

Психологи утверждают, что рефлексия появляется у человека примерно с 1,5 лет. Окончательно она бывает развита у человека к 20-ти годам.

Но самое главное, что если не воспитывать потребность в рефлексии, желание рефлексировать, то у человека потребность в рефлексии практически не возникает, т. е.

он так и не научится отслеживать, что с ним происходит, какая именно мысль или эмоция спровоцировала его на определенные поступки и каким образом он их совершает.

Для старшеклассников рефлексия рассматривается как необходимое условие самообразования и самосовершенствования, как индивидуальная способность человека, основа его сознательного поведения.

В этом смысле, очень важно в определенном возрасте сформировать эту потребность.

Продуктивная рефлексия возможна только в том случае, если человек уверен в себе, знает, что хочет добиться в жизни, комфортно ощущает себя в социальных ситуациях и разных социальных ролях. Для становления этой способности личности необходимо постоянно решать новые для нее задачи в неординарных ситуациях, условиях.

В качестве таких условий может выступать игровая деятельность, тем более что игра — неотъемлемая часть жизни любого человека. Она может выражаться в большей или меньшей степени в зависимости от особенностей личности, возраста, среды. Приведем примеры игр, направленных на развитие рефлексии: «Комиссионный магазин», «На какой я ступеньке?» и т. д. [3]

Еще одним способом, актуализирующим рефлексию учащихся, являются вопросы, которые задает учитель, например: «Что помогло тебе выполнить задание правильно? Что нового ты узнал на уроке? Что тебе понравилось / не понравилось на уроке?», также помогает в формировании рефлексии выполнение учащимися действий контроля и оценки.

Предлагайте учащимся самим оценивать свою работу на уроке, не только качественное выполнение заданий, но и свое поведение на уроке.

Выбор варианта «оценки» тоже предоставляется учащемуся, большинство, конечно же, выбирает уже привычный для них пятибалльный вариант оценивания, но есть и другие варианты, например, оценка с помощью цвета, «смайликов», замечание или похвала себе и др.

Также эффективным методом является объяснение ученику причин, по которым следует делать одно и не следует делать другого. Необходимо обосновывать требования, стараться рассуждать вместе с учеником, чтобы сделать его более понимающим, почему желательно одно и нежелательно другое поведение.

Важно помогать ученику выстраивать четкую и непротиворечивую систему понятий о мире и о месте человека в этом мире. Порой используются поведенческие техники. Создаются условия, в которых ученик предстает перед окружающими как хорошо соблюдающий правила и нормы поведения, что подкрепляется вниманием, одобрением, похвалами.

Противоположное поведение при этом игнорируется. Например, девочку-неряху, вместо того чтобы ругать и наказывать, красиво одевают, причесывают, приводят в порядок. Затем приглашают гостей, которые ее хвалят: какая она чистая, аккуратная, как приятно с ней общаться. Впоследствии девочка и дальше стремится быть аккуратной, чтобы еще раз получить похвалу.

У нее закрепляется соответствующая модель поведения. [2]

Ученик учится видеть свою позицию сквозь призму взаимодействия с взрослыми и сверстниками, поэтому необходимо создавать условия для более эффективного взаимодействия участников образовательного процесса, необходим целостный подход, создание определенной модели формирования рефлексивных способностей у учащихся в учебной деятельности.

Мы можем сказать, что формирование рефлексивной культуры школьника является одной из тенденций современного образования.

Поэтому, мы считаем, что участникам образовательного процесса необходимо признать активную роль учащегося в своем обучении, признать, что ответственность за свое поведение учащийся несет сам. Такое отношение приведет к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками.

Учение более не будет рассматриваться как простая трансляция знаний от учителя к ученику, а начнет выступать как сотрудничество — совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем.

[5] Именно принятие ответственности учащимися за себя, свое поведение, является основой для достижения целей современного обучения.

Поэтому, учащимся должны быть предоставлены условия для формирования рефлексивных способностей — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свои знания и незнание и др. так как способность к рефлексии — важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие.

Мы считаем, что формирование рефлексивных способностей способствует успешному усвоению знаний, личностному развитию, саморазвитию и самосовершенствованию учащихся, отсутствию трудностей школьной адаптации, высокой интеграции учащихся в современном обществе.

И, как нам кажется, на современном этапе развития образования и введения ФГОС формирование рефлексивных способностей необходимо начинать с самых первых шагов обучения, так как по отношению ко всем другим качествам рефлексивность выступает как координирующее, организующее и интегрирующее начало, поэтому учебный процесс должен быть организован так, чтобы уже с первого класса у учащихся рефлексия формировалась не стихийно, а целенаправленно.

Литература:

1.         Вартазян К. А. Способы формирования рефлексии. Педагогика и психология, теория и методика обучения.

2.         Интернет ресурс: http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0010.shtml — Дошкольник. Статьи по детской психологии.

3.         Интернет ресурс: http://vashpsixolog.ru — Ваш психолог. Работа психолога в школе.

4.         Интернет ресурс: http://translate.google.ru — переводчик Google

5.         Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.

6.         Электронный словарь «ABBYY Lingvo»

7.         Franz Sedlak. Verhalten verstehen, Verhalten verändern. Schulpsychologie Bildundsberatung. Juli 2008.

Источник: https://moluch.ru/archive/54/7340/

Организация рефлексии на уроке

Рефлексия обеспечивает формирование

Организация рефлексии на уроке и развитие навыков рефлексии

Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, – это «разговор с самим собой».

Слово рефлексия происходит от латинского reflexioобращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Особенно актуальной является рефлексия для дистанционных форм обучения, когда ученик и учитель разделены пространством.

В этом случае в рефлексии ученик представляет механизм самопознания своей деятельности, который поможет не только ему, но и дистанционному педагогу наблюдать за ходом обучения. Рефлексия связана с очень важным действием – целеполаганием.

Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующее осмысление способов достижения поставленных целей. Рефлексия бывает:

а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (-за что ты можешь оценить свою работу, – беседа с ребенком по результатам самооценки –почему выбран тот или иной уровень)

б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»)

Алгоритм групповой рефлексии

  1. Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?

  • делало её более эффективной

  • тормозило выполнение задания

  • не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе

  1. На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?

  • обмен информацией

  • взаимодействие

  • взаимопонимание

  • были равномерно задействованы все уровни

  1. Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?

  • недостаток информации

  • недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)

  • трудности в общении

  1. Какой стиль общения преобладал в работе?

  • ориентированный на человека

  • ориентированный на выполнение задания

  1. Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?

  • в группе сохранилось единство и партнерские отношения

  • единство группы в ходе работы было нарушено

  1. Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?

  • лидер, выдвинувшийся в ходе работы

  • нежелание наладить контакт большинства участников группы

  • непонимание задачи, поставленной для совместной работы

  • сама задача оказалась неинтересной, трудной

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

  • Коммуникативная – ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.

  • Личностная – объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.

  • Интеллектуальная – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым.

Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация (см.

таблицу №2):

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

  2. Рефлексия деятельности

  3. Рефлексия содержания учебного материала

Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:

1 этап – анализ своего настроения

– анализ своих успехов

2 этап – ежедневный самоанализ (ведение рефлексивного дневника)

3 этап – анализ работы одноклассников

4 этап – анализ работы группы как своей, так и других.

Таблица №1. Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности

Этап учебной деятельности

Цель

Варианты вопросов

Этап организационного момента и целеполагания

обеспечивает побуждение учащихся к деятельности

выражается в выборе индивидуальной цели учащихся в рамках формирования как общеучебных, так и специфических умении и навыков.

Прочитайте тему урока и попробуйте сформулировать свои задачи на урок.

С чего вы начнёте?

На этапе актуализации ЗУН учащихся

Это своего рода диагностический срез, позволяющий ученику увидеть свой уровень подготовленности

каждый ученик для себя определяет полноту знаний по теме и самостоятельно оценивает правильность выполнения задания

В начале работы по теме урока содержательная рефлексия

Помочь учащимся осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы.

самостоятельно выбрать форму организации познавательной деятельности

Как поможет вам работа в парах?

На завершающем этапе

Подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой

Происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение.

– Что дала вам работа в парах?

– Помогла вам такая форма работы понять и запомнить степени сравнения прилагательных?

– Какие трудности вы встретили? Как с ними справиться?

«Что нового я узнал на уроке?», «Каким образом я получил новые знания?», «Каким образом я смогу полученное на уроке использовать в будущей жизни?».

Классификация

Этап урока

Задачи

Приемы

Вопросы

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

в начале урока

установления эмоционального контакта с группой

Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

  • Я почувствовал, что…

  • Было интересно…

  • Меня удивило…

  • Своей работой на уроке я…

  • Материал урока мне был…

  • Мне захотелось…

  • Мне больше всего удалось…

  • Моё настроение…

  • Заставил задуматься…

  • Навел на размышления…

  • Могу похвалить своих одноклассников…

в конце деятельности.

Выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой группы

Рефлексия деятельности

на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ

осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных

прием «лестницы успеха». графического организатора «рыбья кость»

  • У меня получилось…

  • Я научился

  • Сегодня на уроке я смог…

  • Урок дал мне для жизни…

  • За урок я…

в конце урока

оценить активность каждого на разных этапах урока, Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации)

Рефлексия содержания учебного материала

Этап изучения учебного материала

выявления уровня осознания содержания пройденного, выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… – Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта, прием синквейна

  • Сегодня я узнал…

  • Было трудно…

  • Я выполнял задания…

  • Я понял что…

  • Теперь я могу…

  • Я приобрёл…

  • Я научился…

  • Урок для меня показался…

  • Для меня было открытием то, что…

  • Мне показалось важным…

  • Материал урока был мне…

Приёмы проведения рефлексии:

Рефлексия осуществляется на протяжении всего учебного процесса, выполняя на разных его этапах различные функции. При этом, как уже отмечалось, важно, что в процесс рефлексии вовлечены и учащиеся, и учитель. Как показывает опыт, в случае неучастия кого-либо из субъектов процесса обучения в процессе рефлексии, весь механизм рефлексии оказывается неэффективным.

Рефлексия может быть осуществлена в устной или письменной форме. При этом она имеет разное смысловое назначение.

Устная рефлексия:

Устная рефлексия имеет своей целью обнародование собственной позиции, ее соотнесение с мнениями других людей. Часто студенты или школьники говорят о том, что выражение своих мыслей в форме повествования, диалога или вопросов помогает прояснить некоторые значимые проблемы.

Среди всего разнообразия приемов устной рефлексии (диалог, перекрестная дискуссия или дискуссия “Совместный поиск”) в данной статье представим описание одного из них, наиболее эффективно применяемого в рамках работы с педагогами и студентами в процессе педагогической практики.

Данный прием – “Двухрядный круглый стол” – имеет своей целью обмен мнениями по наиболее актуальной проблеме для участников.

Двухрядный круглый стол

Источник: https://multiurok.ru/files/orghanizatsiia-rieflieksii-na-urokie.html

ВашПсихолог
Добавить комментарий