Синдром эмоциональной лабильности у детей

Эмоциональная лабильность

Синдром эмоциональной лабильности у детей

Повышенная эмоциональная лабильность – это психопатологический симптом, характеризующийся легкостью развития аффективной реакции в ответ на слабые и умеренные раздражители. Пациентам свойственна плаксивость, пугливость, вспышки раздражения и гнева, смущение, открытая демонстрация радости.

Настроение переменчивое, эмоции выраженные, на пике переживаний снижается самоконтроль и способность объективно оценивать ситуацию. Основной диагностикой занимается психиатр, используется метод беседы, наблюдения и психологическое тестирование.

Лечение включает индивидуальную и групповую психотерапию, семейное консультирование, медикаментозную коррекцию.

Понятие «лабильность» переводится как «нестабильность, подвижность». Термин широко употребляется в физиологии для обозначения скорости реакции клеток и тканей на воздействие раздражителя.

В психологии и психиатрии повышенная эмоциональная лабильность понимается как патологическое свойство психики давать неадекватно выраженный аффект на внешнее событие.

Она может быть центральным проявлением болезни (при расстройстве личности) или одним из симптомов церебрастенического синдрома, сосудистых болезней мозга, эндокринных патологий. Эпидемиологические показатели составляют от 2 до 5%. Лабильность эмоций наиболее характерна для детей и пожилых людей.

Причины

Расстройство выраженности эмоций возникает на фоне нарушений работы центральной нервной системы. Провоцирующими факторами становятся социально-психологические негативные воздействия и соматические заболевания, косвенно либо напрямую влияющие на функции ЦНС. К наиболее распространенным причинам неустойчивости эмоциональной сферы относятся:

  • Продолжительный стресс. Длительное психоэмоциональное напряжение истощает способность организма к саморегуляции. Аффективная лабильность формируется при периодическом недосыпе, интенсивных физических и умственных нагрузках, межличностных конфликтах.
  • Психотравмирующая ситуация. Эмоциональная неустойчивость развивается как реакция на неожиданное неблагоприятное событие. Причиной может стать смерть близкого человека, развод, акт насилия.
  • Эндокринный дисбаланс. Гормоны оказывают влияние на работу отделов мозга, отвечающих за эмоции и контроль поведения. Эмоциональная нестабильность нередко наблюдается у подростков в период полового созревания, беременных женщин, людей с патологиями щитовидной железы, надпочечников.
  • Сосудистые заболевания. Факторами риска являются гипотония, гипертония, атеросклероз сосудов головного мозга, церебральная форма болезни Бюргера. В основе аффективных нарушений лежит изменение кровоснабжения нервной ткани
  • Неврологические заболевания. Эмоциональная лабильность выступает симптомом органических поражений мозга. Обнаруживается при черепно-мозговых травмах, опухолях, нейроинфекциях, тяжелых интоксикациях.
  • Психические расстройства. Неустойчивость эмоций сопровождает большинство неврозов, психопатий, деменций. Является центральным симптомом при эмоционально-лабильном расстройстве.

Эмоции отражают непосредственное отношение человека к объектам и ситуациям. Их выраженность и направленность является важным компонентом процесса познания окружающего мира и собственного состояния. Повышенная эмоциональная лабильность – нарушение интенсивности аффективных переживаний.

Она возникает при дисбалансе процессов возбуждения и торможения в нервной системе с преобладающим сдвигом в сторону гиперактивации. Ускоряется нейронная передача сигнала, целенаправленность снижается. Выраженность эмоционального отклика становится неадекватной силе раздражителя. При этом содержание, направленность переживаний соответствуют ситуации.

Например, недолгое расставание с близким человеком вызывает приступ рыданий и плача, не поддающийся контролю.

Симптомы эмоциональной лабильности

Основные проявления – чрезмерная эмоциональность, частые перепады настроения. Наиболее заметна повышенная слезливость. Плач провоцируется печальными и приятными событиями – просмотром мелодрамы, наблюдением за детской игрой, душевным разговором.

Реакции такого типа характерны для сосудистых патологий, органических заболеваний мозга, астенического синдрома. Вспышки гнева и ярости неконтролируемы, но быстро угасают. Возникают в повседневных бытовых ситуациях, сопровождающихся фрустрацией, неудовлетворенностью.

Нередко становятся причиной импульсивных агрессивных и аутоагрессивных действий – в приступе гнева пациенты кричат на детей, стучат кулаками по столу, наносят себе ушибы, провоцируют скандалы.

Другой распространенный симптом – чувствительность к возражениям, критике, грубости, нетерпимость к мнению других. Возникает неконтролируемое стремление доказывать собственную правоту, устанавливать справедливость, спорить. На высоте аффекта гневливость может внезапно смениться смехом или плачем.

Больным свойственна повышенная утомляемость, слабость, сниженная работоспособность. Сон после переживаний поверхностный, неспокойный, с частыми пробуждениями. Трудности концентрации внимания, быстрая смена настроения влияют на способность увлекаться каким-либо делом, достигать целей.

Пациенты часто находятся в поиске своего призвания, пробуют разные виды деятельности. Им недостает упорства и целенаправленности.

При отсутствии лечения эмоционально лабильные больные испытывают постоянное психическое напряжение и усталость, провоцируют конфликты с окружающими. Зачастую такое состояние приводит к депрессии, суицидальным мыслям, изоляции от общества.

Нервное истощение проявляется хронической усталостью, развитием или обострением соматических заболеваний. Снижение мотивации, целенаправленности препятствует самостоятельному обращению пациентов за медико-психологической помощью.

При развитии осложнений они нуждаются в организующей и стимулирующей помощи родственников.

Диагностика

При обследовании больных с эмоциональной лабильностью основное внимание уделяется причинам этого симптома, определению базового заболевания.

Наличие аффективной нестабильности выявляет психиатр, для проведения дифференциальной диагностики назначаются консультации специалистов соматического профиля: терапевта, невролога, эндокринолога, кардиолога. Специфическими методами исследования являются:

  • Клиническая беседа. Больные часто говорят о повышенной плаксивости, вспышках гнева, раздражительности, невозможности контролировать аффективные реакции, несмотря на понимание их утрированности, необоснованности. Нередко эти симптомы сопровождаются ссорами на работе и дома, общей подавленностью, депрессией.
  • Наблюдение. Беседа с врачом является стрессовой ситуацией для пациентов, поэтому вызывает повышенную напряженность. Пациенты чересчур эмоционально реагируют на вопросы специалиста: не могут подобрать слов от волнения, плачут, легко поддаются на конфликтную провокацию. В поведении неусидчивы, совершают навязчивые действия для снятия напряжения (покачивают ногой, постукивают карандашом об стол, перебирают пальцами край одежды).
  • Психодиагностика. Специалист выполняет исследование эмоционально-личностной сферы, используя комплексные опросники (СМИЛ, 16-факторный опросник Кеттелла, опросник Айзенка), а также проективные методики (рисунок человека, метод цветовых выборов). По результатам психолог оценивает наличие эмоциональной лабильности, депрессии, выявляет вероятность личностных расстройств, неврозов. При подозрении на астенический синдром проводит пробы на оценку работоспособности (корректурная проба, таблицы Шульте).

Лечение эмоциональной лабильности

Для восстановления стабильности эмоционально-волевой сферы необходимо определить основное заболевание и провести его комплексное лечение.

Таким образом, этиотропная терапия может осуществляться психиатром, неврологом, эндокринологом, терапевтом, кардиологом и врачами других специальностей, включать в себя консервативные и хирургические процедуры. К методам специфического лечения относятся:

  • Индивидуальная психотерапия. Сеансы направлены на выявление внутренних конфликтов, страхов, коррекцию самовосприятия, восстановление контроля над собственным телом и его реакциями. Используются методы когнитивно-поведенческой терапии, аутотренинг с релаксацией, арт-терапия.
  • Групповая психотерапия. Посещение тренингов дает возможность улучшить социальную адаптацию пациентов, повысить уверенность в себе, восстановить целенаправленность и мотивацию к деятельности. В группе больной осваивает навыки эффективной коммуникации, разрешения конфликтов, имеет возможность наблюдать и анализировать реакции окружающих.
  • Консультирование. Психотерапевт рассказывает членам семьи о причинах эмоциональной лабильности, особенностях проявлений, прогнозе. Дает рекомендации о том, как реагировать на колебания настроения пациента, как скорректировать отношения и режим дня для ускорения выздоровления.
  • Медикаментозная коррекция. Показано применение препаратов, позволяющих снизить тревожность, напряженность, депрессию, восстановить эмоциональное спокойствие. Врач-психиатр назначает транквилизаторы, седативные средства, антидепрессанты, а при выраженных поведенческих нарушениях – нейролептики в минимальной дозировке.

Прогноз и профилактика

Прогноз зависит от течения основного заболевания, но грамотный подход к лечению всегда позволяет значительно улучшить качество жизни пациентов, компенсировать симптомы эмоционального нарушения навыками релаксации и саморегуляции.

Наиболее эффективный способ профилактики заключается в рациональной организации режима работы и отдыха. Периоды интенсивной умственной работы должны сменяться физическими нагрузками (лучше на свежем воздухе). При признаках утомления необходимо сделать перерыв, переключиться на другой вид деятельности.

Обязателен полноценный сон с темное время суток и правильное питание.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/symptom/psycho-emotional/emotional-lability

Определение эмоциональной лабильности в психологии

Синдром эмоциональной лабильности у детей

17.05.2018

Здравствуйте, дорогие читатели. В этой статье вы узнаете о том, что собой представляет эмоциональная лабильность у детей, а также взрослых. Вам станут известны характерные проявления данного состояния. Вы узнаете, по каким причинам оно развивается. Вам станут известны способы методы борьбы, в том числе и способы народной медицины.

Общая информация

Лабильность в общем понятии обозначает подвижность, в частности психического состояния.

Эмоциональная лабильность – не является простым отклонением в поведении человека, это нарушение, влияющее на нервную систему, характеризующееся разнообразием эмоций.

Существует две формы такой лабильности.

  1. Пограничный тип. Для личности характерна нестабильность интересов, повышенная тревожность, отсутствие возможности концентрироваться на одном деле. Характерны яркие разнонаправленные эмоции. Такие особы часто зацикливаются на собственных неудачах, склоняются перед сложностями, ощущают усталость.
  2. Импульсивный тип. Такие особы имеют негативное настроение, преобладание отрицательных эмоций, нередко развивается депрессия и вредные привычки. Они оправдывают курение тем, что это способствует успокоению нервов. Также им характерны склонности к суициду. Они могут направлять агрессию, как в сторону самих себя, так и по отношению к другим людям или предметам. Вспыльчивость может приводить к насилию в семье или же вандализму. Такие люди, как правило, злопамятные и мстительные, их раздражают трудности в быту, необходимость подчиняться руководству.

Возможные причины

Частые стрессы, психологическая напряженность могут приводить к развитию эмоциональной лабильности

К основным факторам относят:

  • частые стрессы;
  • психическое напряжение длительного воздействия;
  • нехватка внимания, так и его переизбыток;
  • травмирующие события, например, смерть родного человека;
  • конфликтные ситуации дома или на работе;
  • ошибки воспитания.

Кроме этих причин, также стоит рассматривать и наличие таких расстройств:

  • авитаминоз;
  • анемия (железодефицитная);
  • отклонения в секреции гормонов (возрастные);
  • изменение уровня гормонов, в частности, при беременности и у подростков;
  • гипонатриемия, а также другие дефициты минералов в организме.

Отдельно можно рассмотреть причины у детей.

  1. Дефицит внимания.
  2. Гиперопека родителей приводит к взрослению отпрыска, который не знает, чего хочет, ведь все уже есть. Взрослые потакают каждому желанию такого малыша, тем самым провоцируют развитие новых истерик.
  3. Смерть близкого родственника. Малыш может замкнуться в себе или же он станет плаксивым, нервным, начнет требовать повышенное внимание к своей персоне. Как переизбыток, так и нехватка эмоций окажет негативное влияние на нервную систему.

Характерные проявления

Агрессивное поведение может быть проявлением эмоциональной лабильности

К общим признакам относят три варианта.

  1. Перепады настроения. Человек может то радоваться, то впадать в апатию или оказываться даже на границе нервного срыва. Это непосредственно влияет на взаимоотношения с близкими.
  2. Чрезмерная увлеченность. Появляется какой-то объект, на котором концентрируется все внимание.
  3. Агрессивность. В попытках справиться с решением какой-то проблемы такой человек начинает срываться на окружающих.

Заметить эмоциональную неустойчивость у ребенка достаточно просто по его поведению, у подростка это сделать сложнее. Дело в том, что в подростковом возрасте на характер влияет перестройка в гормональном фоне, характерны процессы негативизма.

Эмоциональная лабильность подростков проявляется тем, что они не могут найти понимание с близкими людьми, остаются со своими проблемами наедине, становятся заметными эмоциональные всплески. Истерики войдут в норму, будут ослаблять их нервную систему.

Подобная модель поведения может перейти и во взрослую жизнь.

Если рассматривать такую лабильность у взрослых, то она будет несколько отличаться от характерного поведения у капризного ребенка.

  1. Человек будет, как прежде привлекать к себе внимание, но делать это не посредством истерик. Например, он попытается доказать свое превосходство над другими людьми, не учитывая собственные качества, попытается навязать другим свою точку зрения, решится на риск, не задумываясь о возможных последствиях.
  2. Высокая эмоциональная лабильность повлияет на сложные взаимоотношения с коллегами. Такие особы плохо реагируют на критику, идут на поступки, вызывающие непонимание у большинства.
  3. В семье такие люди могут быть авторитарными, требующими беспрекословного подчинения. Они могут провоцировать постоянные скандалы, швырять вещи.

Психотерапия и медикаменты

  1. Основу терапии будет составлять возможность выявить причины развития внутренних конфликтов. Коррекция будет направлена на проработку проблем, избавление от тревожности, совершенствование самовосприятия. Большое значение будет уделяться контролю агрессивности.
  2. Если имеет место социальная дезадаптация, понадобятся групповые тренинги.
  3. Семейная терапия. Необходимо, чтоб личность не только самостоятельно научилась контролировать свое поведение, но также и родственники смогли подобрать правильный подход к такому человеку.

Медицинские препараты, которые могут назначаться пациенту, будут подобраны с учетом его проявлений.

  1. Седативные препараты, в частности, настойка пустырника, экстракт валерианы, Новопассит или Персен.
  2. Если у пациента диагностированы патологии в сердечно-сосудистой системе, то ему могут выписать капли Зеленина, которые обладают спазмолитическим, седативным и кардиогенным действием.
  3. Если имеет место депрессия, то будут назначены адаптогены, в частности препараты элеутерококка, женьшеня, которые улучшают адаптивные свойства организма и повышают иммунитет.
  4. Часто назначаются ноотропные препараты, в частности Глицин, Пирацетам. Они воздействуют непосредственно на головной мозг. Например, Глицин, кроме седативного воздействия, способствует улучшению метаболизма в тканях головного мозга.
  5. Если имеют место аффективные реакции, в частности повышенная агрессия, то назначаются транквилизаторы, например, Адаптол или Феназепам. Чтоб снизить агрессию могут выписывать нейролептики, например, Лепонекс.

Нетрадиционные методы лечения

  1. Отлично себя зарекомендовали многие травы, имеющие седативное воздействие. Так успокоительным эффектом обладают многие травы, например, мята, пустырник, ромашка и валериана. Отвары этих трав давно используются. Некоторые специалисты рекомендуют комбинировать травы, чтоб усилить эффект.

    Например, можно смешать душицу, календулу, а также пижму, взять одну столовую ложку этого разнотравья, залить 200 мл кипятка, настаивать до тех пор, пока жидкость не остынет. Данный объем лекарства нужно разделять на два, иногда на три приема, выпивать на протяжении суток.

  2. В качестве нейролептиков могут применяться кипрей, валериана, марьин корень, колючник, синюха голубая. Данные травы имеют меньше противопоказаний, чем медикаментозные препараты.
  3. При нервном перевозбуждении рекомендуется выпивать стакан воды теплой температуры или свекольный сок с добавлением меда.

Советы

Важно исключить все возможные раздражители

  1. Необходимо учитывать, что близкий круг пациента может являться раздражителем для возникновения припадка. Поэтому корректировать поведение необходимо не только пациенту, но и ближайшему его окружению. Это избавит от дополнительного стресса.
  2. Нужно находить время на смену рабочего процесса, отправиться на прогулку или посидеть в кафе.
  3. Родные человека с лабильностью должны постараться не обращать внимания на его поведение. Это позволит ему расслабиться.
  4. Он должен избегать шумных компаний, стрессовых факторов, тем, которые могут вызывать раздражение.

Профилактика

Важно с детства правильно воспитывать ребенка, не реагировать на его истерики

  1. Постарайтесь избегать конфликтных ситуаций. Если они и случаются, ускоренно все решать, не накапливая в себе раздражение и злость.
  2. Попытайтесь контролировать свое мышление и эмоции.
  3. Правильно организовывайте свою умственную и физическую нагрузку.
  4. Создайте себе дневной распорядок и четко его придерживайтесь.

Меры предосторожности у ребенка:

  • приучите малыша к тому, чтобы он уважительно относился к взрослым;
  • не допускайте капризы и истерики, при их возникновении, оказывайте правильную реакцию, не кричите, а делайте вид, что не замечаете подобное поведение — ребенок осознает, что не способен добиться результата своими криками и успокоится.

В подростковом возрасте:

  • препятствовать развитию лабильности необходимо, учитывая особенности этого периода;
  • родители должны быть готовы к тому, что запреты и крики только вызовут протест, который приведет к замкнутости;
  • лучше поговорить с отпрыском по душам, направить его энергию в нужное русло.

Теперь Вы знаете, что в психологии подразумевают под понятием эмоциональной лабильности.

Как видите, данное состояние имеет негативные проявления, может оказывать серьезные трудности для нормальной жизнедеятельности, вредить не только самому индивиду, но и его окружению.

Если замечаете проявления эмоциональной лабильности, не сидите сложа руки, а своевременно занимайтесь корректировкой данного состояния, при необходимости обращайтесь к квалифицированному специалисту.

Определение эмоциональной лабильности в психологии Ссылка на основную публикацию

Источник: https://psycho4you.ru/lichnost/emocii/emotsionalnaya-labilnost-v-psihologii

Развитие навыков взаимодействия у детей детей с эмоциональной лабильностью. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам – Маам.ру

Синдром эмоциональной лабильности у детей

Привалова Наталья Николаевна
Развитие навыков взаимодействия у детей детей с эмоциональной лабильностью

Эмоциональное самочувствие детей – одно из важнейших условий гармоничного развития личности.

Однако в настоящее время увеличивается число дошкольников, у которых по тем или иным причинам (вследствие перенесённых болезней, стилей воспитания, экономического и социального положения семьи и т. д.

) наблюдаются эмоциональные расстройства. Одно из них – эмоциональная лабильность.

Эмоциональная лабильность – это неустойчивость настроения, его постоянные перемены (по нескольку раз в день) под влиянием самых незначительных событий.

При слишком выраженной лабильности эмоций ребёнок становится импульсивным, плохо контролирует своё поведение. У него легко возникают состояние умиления, синтеминтальности, слезливости.

Такие дети сложно проходят процесс адаптации в обществе, что отражается на их самочувствии. Они начинают избегать сложных ситуаций взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Как следствие не способны в дальнейшем сформировать твёрдые взгляды и убеждения, выразить симпатию и антипатию к кому-либо, приобрести постоянные привязанности, что, в конечном итоге значительно понижает возможности социализации.

Моя задача как педагога психолога – скорректировать лабильность эмоций, развивая у ребёнка коммуникативные навыки, умения общаться со сверстниками.

Первоначальную работу с детьми с эмоциональной лабильностью начинаю с использования фитбол мячей (авторы методики А. А. Потапчук и Т. С. Овчинникова).

На первом этапе детям предлагается, образовать круг, символизирующий море. Затем с помощью улыбок и смеха наполнить его хорошим настроением. Каждый желающий прыгает в круг- «море» и окружающие купают его в хорошем настроении с помощью ласковых прикосновений и добрых пожеланий.

После «купания» провожу беседу, в ходе которой выясняем с детьми,когда им было комфортнее: в роли моря или в роли купальщика, какие ощущения они испытывали, когда к ним ласково прикасались «морские волны», улучшилось ли настроение и т. д.

Фитбол мячи можно применять в любой части образовательной деятельности. Например, в вводной это даёт возможность активизировать познавательную деятельность, почувствовать настроение ребёнка, его отношение к сверстникам, снять эмоциональное напряжение.

В основной можно проиграть проблемную ситуацию, провести танцевальную минутку, рассказать или придумать сказку (кстати во время рассказывания сказки активизируется внимание, стабилизируется настроение, т. к. ребёнок бессознательно включается в работу).

В заключительной части фитбол мячи хорошо использовать в качестве релаксации.

Кроме того, во время занятий с мячами происходит совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного, речевого аппаратов, что необходимо для коррекции детей с эмоциональной лабильностью.

Совместное решение проблемы, поставленной в основной части образовательной деятельности, способствует не только социализации и развитию коммуникативных навыков, но и позволяет детям с эмоциональной лабильностью развивать положительную «Я-концепцию». Для этого наряду с другими технологиями и методами применяю методику «Трансакционный анализ» (автор Эрик Берн, один из аспектов которой – приобретение социального опыта через взаимодействия.

Игра «Друг из шарика»

Беседа с детьми.

Как вы думаете, хорошо иметь друга? Почему? Без друзей скучно, грустно, не с кем играть. Здорово, что нас много, и все мы друзья. А хотите, чтобы друзей стало ещё больше? Вот щарики.

Они не простые, а волшебные, каждый из них может превратиться в друга. Попробуем? Для этого надо надуть шарик и нарисовать ему глаза, нос, рот.

Причем, это можно сделать так, что друг будет,каким вы захотите: веселым, грустным, сердитым и т. д. дайте другу имя, можно придумать его историю.

Под музыкальное сопровождение дети рисуют друга.

Нас стало в два раза больше. Давайте представим своих новых друзей. Все становятся в круг. Рассказывают, как зовут друга, мимикой и жестами показывают его характер, остальные определяют характер.

Как вы думаете, новые друзья умеют танцевать? Давайте потанцуем вместе так, чтобы друзьям стало весело. Под музыкальный фрагмент «Если с другом…». Дети произвольно танцуют.

Такая игра позволяет детям с лабильностью эмоций повышать уровень социального доверия, развивать умения разграничивать свои чувства, на уровне подсознания фиксировать положительные эмоции, приобретать социальный опыт.

Причём детям гораздо проще взаимодействовать таким образом, т. к. друг-шарик является с одной стороны защитой, а с другой помощником. И дети в любом случае бессознательно объединяются в команду (просто кто-то работает сам, а у кого-то как они считают работают шарики).

В заключительной части занятия провожу релаксацию. Для детей с эмоциональной лабильностью эффективнее проводить её в динамике.

Одна из таких релаксаций – «Танцующие руки». Перед каждым участником кладется лист ватмана или обоев, цветные мелки по обе стороны листа.

Инструкция для детей.

Лягте на середину листа так, чтобы мелки были под руками. Закройте глаза. Расслабьтесь. Возьмите в руки по мелку. Пока вы отдыхаете, пусть потанцуют ваши руки мелками по листу. Танец рук выразит ваше настроение.

Звучит музыкальный фрагмент. Выполняется упражнение.

Откройте глаза. Встаньте. Посмотрите на рисунок, который станцевали ваши руки. Верно ли отразил он ваше настроение? Если нет, в чем несовпадение? Хочется ли что-либо изменить в рисунке (добавить, убрать? Почему? Что чувствуете, глядя на рисунок? Улучшил ли он ваше настроение? И т. д. Возьмите его домой и дорисуйте вместе с родителями то, чего, на ваш взгляд, не хватает.

Данный приём релаксация-рефлексия. Она позволяет детям с лабильностью эмоций почувствовать и осмыслить, насколько это возможно, свое эмоциональное состояние, оценить его и выразить на уровне подсознания (т. е.

если раньше я спрашивала у детей какое настроение, впечатление после совместной деятельности, то теперь на это ответят рисунки – степень закрашенности листа, нажатия на карандаш, острые или плавные линии и т. д.).

А яркая цветовая гамма мелков, которые специально подбираю (хотя дети и рисуют с закрытыми глазами) способствует положительной динамике настроения дошкольников в то время, когда работаем с рисунком.

Кроме того имею возможность анализировать состояние эмоциональной сферы каждого ребенка, что необходимо для дальнейшей коррекционной работы.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-navykov-vzaimodeistvija-u-detei-detei-s-yemocionalnoi-labilnostyu.html

Признаки и предрасполагающие факторы эмоциональной лабильности

Синдром эмоциональной лабильности у детей

Эмоциональная лабильность в психологии – это патология нервной системы, характеризующаяся неустойчивостью настроения, его резкими перепадами без видимых причин. Такое состояние может наблюдаться как у взрослых, так и у детей разных возрастов.

Личность, для которой характерна данная особенность, одинаково остро реагирует на отрицательные и положительные возбудители.

Синдром эмоциональной лабильности очень часто сопровождает сосудистые патологии и органические заболевания головного мозга, а также возникает при астенических состояниях.

Психическую реакцию человека в ответ на какой-либо раздражитель побуждает кора головного мозга. При ослаблении нервной системы как раз и возникает эмоциональная лабильность, провоцирующая молниеносную реакцию даже на самый незначительный раздражитель.

Человек с данной патологией способен плакать навзрыд от счастья или истерически смеяться от обиды. В психологии существует и противоположное понятие – ригидность, характеризующаяся эмоциональной скудностью.

Стоит отметить, что, по мнению специалистов, отсутствие положительных и отрицательных эмоций сказывается на психическом здоровье гораздо хуже, нежели их излишнее проявление.

Предрасполагающие факторы

Такое нервное расстройство, как эмоциональная лабильность может иметь довольно разнообразные причины. Чаще всего развитию патологического состояния способствуют:

  • продолжительное эмоциональное напряжение;
  • частые стрессовые ситуации;
  • нехватка внимания окружающих или, наоборот, постоянное нахождение в центре внимания;
  • психологические травмы, пережитые в детве или уже во взрослом возрасте;
  • соматические заболевания, в частности, эндокринные патологии и гормональный дисбаланс, который возникает, к примеру, у беременных женщин или в климактерическом периоде;
  • дефицит витаминов.

В ряде случаев повышенная эмоциональность выступает в качестве симптома. Так, она может сопровождать опухолевые заболевания головного мозга, атеросклероз сосудов мозга, гипертоническую болезнь, органические патологии мозга, астению, черепно-мозговые травмы и т.д.

Признаки

Симптомы эмоциональной слабости обычно проявляются в импульсивности, отсутствии самоконтроля, совершении необдуманных действий без учета возможных негативных последствий. Проявления патологии зависят от склада и особенностей конкретной личности.

В психологии различаются  эмоциональная лабильность двух типов: импульсивную и пограничную. В первом случае признаки недуга проявляются в дисфории, то есть в тоскливом и даже злобным настроении, постоянным недовольством, неуживчивостью, внезапными вспышками гнева.

Люди с подобным расстройством в порыве ярости могут совершать насильственные действия по отношению к окружающим. Стоит отметить, что при отсутствии прогрессирования заболевание имеет свойство сглаживаться с годами.

У женщин это обычно происходит вследствие гормональной перестройки организма после родов.

Для пограничного типа эмоциональной лабильности характерна излишняя впечатлительность, развитое воображение, увлеченность. Люди с таким заболеванием обычно очень легко поддаются внушению, часто меняют интересы, отличаются неусидчивостью. О личностях с подобным расстройством обычно говорят, что они бросаются из крайности в крайность.

Проявления в детском возрасте

В современном обществе общепринятой считается точка зрения, что капризность детей – это всегда результат погрешностей в воспитании. Однако считать данное утверждение верным можно лишь частично.

Дело в том, что прослеживается четкая связь между развитием патологий нервной системы у ребенка и нехваткой внимания со стороны взрослых и сверстников.

Высокая возбудимость у детей постепенно может привести к нервному истощению, которое еще больше усугубляет симптомы эмоциональной слабости.

Ребенок с подобным нарушением постоянно требует внимания, а при его отсутствии закатывает истерики и устраивает сцены. При этом усугубить состояние таких детей способно как излишне строгое воспитание с постоянными запретами и наказаниями, так и потакание капризам. Эмоциональная лабильность в детском возрасте может являться признаком развития невроза.

У детей подросткового возраста слабость нервной системы не всегда свидетельствует о заболевании. Здесь на первый план выходят типичные для подростков обстоятельства: гормональная перестройка организма, трудности с социализацией. Здесь важно определить, вписываются ли имеющиеся проявления эмоциональной лабильности в критерии нормы, однако, эти критерии имеют довольно размытые границы.

Коррекция

Эмоциональная лабильность поддается коррекции, но стоит учесть, что терапевтический курс всегда подбирается в зависимости от первопричины патологического состояния. Чтобы выяснить причину, пациент должен обязательно пройти комплексное обследование, после которого врач подберет адекватную терапию.

В первую очередь, назначается лечение основного заболевания, вызвавшего эмоциональную лабильность. Как правило, пациентам прописывается курс общеукрепляющей терапии, а при необходимости антидепрессанты или другие препараты, стабилизирующие психическую активность.

Коррекция может проводиться и при помощи психотерапии, особенно она важна, если в основу патологии легло некое психическое нарушение.

Особого подхода требует лечение детей, так как для маленьких пациентов стандартные схемы не применимы. Если возникает потребность в лекарственной терапии, детям обычно назначаются безопасные успокаивающие препараты на растительной основе.

По мере взросления ребенка с ним должна проводиться постоянная работа, направленная на то, чтобы научить его эффективно справляться с приступами лабильности и, главное, не пугаться своего состояния.

В противном случае эмоциональная лабильность  может привести к возникновению панических атак.

Источник: https://ODepressii.ru/narusheniya/emotsionalnoy-sfery/emotsionalnaya-labilnost.html

Что такое эмоциональная лабильность, и какому лечению она поддаётся?

Синдром эмоциональной лабильности у детей

В окружении каждого есть люди, бурно реагирующие на всё происходящее. Но это вовсе не значит, что они психически ненормальны.

Просто они по своей природе импульсивны, вспыльчивы, несдержанны, чувствительны — типичные проявления для сангвиников или холериков. Однако не всегда излишняя впечатлительность и быстрая возбудимость определяются лишь типом характера.

В ряде случаев говорят о поражении нервной системы и патологии, которую в психологии принято обозначать эмоциональной лабильностью.

Что это такое

Эмоциональная лабильность — это серьёзные нарушения в функционировании ЦНС, главный признак которых — изменчивость настроения, его резкие колебания без объективных объяснений.

Человек слишком болезненно реагирует на происходящее.

Он может разрыдаться от счастья только потому, что кто-то сделал комплимент, а спустя мгновение может устроить настоящую истерику по поводу того, что кто-то прошёл мимо и не поздоровался.

Специалисты объясняют эмоциональную лабильность физиологией. На любые внешние раздражители в коре больших полушарий мозга образуются ответные реакции.

Если ЦНС в порядке, человек может какие-то из них притормаживать и сдерживать. Но, если она ослаблена, это провоцирует чрезмерно бурный отзыв, причём даже на ничего не значащее событие.

Противоположное понятие в психологии — ригидность, когда человек отличается скупостью на проявление эмоций.

Если про человека говорят, что он эмоционально лабилен, это значит, что он подвержен резким сменам настроения и слишком бурно реагирует на всё, что происходит вокруг. Причём он не в состоянии контролировать этот поток эмоций. Общение с такими людьми требует выдержки, терпения и понимания со стороны домашних.

Причины

Лабильность эмоционального характера может быть спровоцирована разными факторами.

Физиологические:

  • авитаминоз;
  • ВИЧ;
  • заболевания щитовидной железы, нарушения гормонального фона;
  • интоксикация (наркотическая, алкогольная);
  • негативное воздействие наркоза на ЦНС;
  • нейроинфекции;
  • облитерирующий церебральный тромбангиит;
  • поражение мозга: эпендимомы, астроцитомы, менингиомы, невриномы, травмы черепа, атеросклероз, энцефалит, дисциркуляторная энцефалопатия;
  • скачки давления, инсульт и другие патологии сосудов;
  • трудное течение беременности или родов (эклампсия, интоксикация);
  • тяжёлые болезни в раннем детстве;
  • эпилепсия.

Психологические:

  • дефицит или переизбыток внимания;
  • недостаток воспитания;
  • патологическое невезение;
  • постоянный стресс;
  • психологические травмы;
  • сильные и продолжительные эмоциональные нагрузки;
  • тяжёлое детство.

Если лабильность эмоций вызвана серьёзными физиологическими заболеваниями, она требует длительного лечения у невролога, психиатра или психотерапевта. Если причина психологическая, с нарушением справляются психологи.

Клиническая картина

Эмоционально лабильный человек отличается от окружающих поведением, которое заметно всем.

Психоэмоциональные признаки:

  • вспыльчивость, импульсивность, истеричность;
  • необдуманные, неожиданные поступки без прогнозирования результатов;
  • неприятие даже самой безобидной критики в свой адрес, нетерпимость к чужим взглядам и принципам, желание постоянно спорить;
  • невозможность самоконтроля;
  • плаксивость;
  • громкий, безудержный смех;
  • резкие скачки настроения;
  • спонтанные, неуправляемые реакции;
  • яркие вспышки эмоций в ответ на всё происходящее.

Симптоматика на уровне физиологии:

  • гиперчувствительность: человек может испытывать боль от малейшего прикосновения, резь в глазах от яркого света, мигрень от обычных (даже негромких) звуков;
  • головные боли;
  • головокружение;
  • звуковые галлюцинации (слышатся шум, стуки, звон);
  • плохой, поверхностный сон;
  • скачки давления;
  • слабость, снижение работоспособности, трудности с концентрацией внимания, быстрая утомляемость, бессилие;
  • ухудшение зрения.

Эмоциональная лабильность человека в своих проявлениях во многом зависит от типа характера. Флегматики, например, раздражаются от малейшего нарушения их привычного порядка. Любой, кто мешает его действиям, может подвергнуться вспышке гнева, которая, однако, затихает так же быстро, как возникла.

Эмоционально лабильные холерики истерят по любому поводу — и радостному, и печальному. Но, так же, как и флегматики, сгорают быстро, хотя их проявления намного ярче.

У сангвиников реакции на происходящее длятся дольше, чем у остальных, и они такие же сильные, как у холериков. Меланхолики чаще всего плачут, устраивают драматические сцены с заламыванием рук.

Их основное настроение — трагедия, которую они видят в любой мелочи.

Виды

В зависимости от симптомов

Импульсивная:

  • возможны насильственные действия по отношению к тем, кто находится в момент ярости и гнева рядом;
  • постоянно плохое настроение;
  • дисфория;
  • злость, недовольство, раздражение, агрессия;
  • неуживчивость;
  • резкие и необоснованные вспышки гнева.

Пограничная:

  • богатое воображение;
  • впечатлительность;
  • зависимость от чужого мнения;
  • излишняя увлечённость чем-либо (до фанатизма);
  • неусидчивость;
  • частая смена интересов (из крайности в крайность).

В зависимости от степени проявления эмоций

Иногда употребляются понятия низкая и повышенная эмоциональная лабильность, однако большинство специалистов выступают против такой терминологии. Данная патология всегда подразумевает яркие и резкие реакции на происходящее. Симптоматика никогда не протекает латентно.

Такие люди не плачут от обиды где-нибудь в одиночестве — они устраивают истерики и грандиозные скандалы.

То есть данный диагноз во всех случаях подразумевает чрезмерную, повышенную возбудимость, поэтому выражение «низкая эмоциональная лабильность» может быть употреблено разве что для дифференциации клинических проявлений у разных типов характеров (повышенная у холериков и низкая у флегматиков).

В зависимости от причин

  • Органическое эмоционально лабильное астеническое расстройство

Другие названия: астения, эмоционально-неустойчивое расстройство личности, синдром эмоциональной лабильности. Развивается на фоне физиологических патологий. Имеет отдельный код в МКБ-10 — F06.68.

Является объектом изучения психиатрии, психотерапии и неврологии. Диагностируется с помощью общих анализов, патопсихологических и лабораторных исследований (электроэнцефалограммы, магниторезонансной и компьютерной томографий).

Симптоматика проявляется не только на психоэмоциональном, но и на физиологическом уровне.

  • Психоэмоциональная лабильность

Возникает в результате влияния внешних факторов, когда и без того расшатанная нервная система переживает очередной срыв. Ведёт таких пациентов психолог, в редких случаях требуется помощь психотерапевта. Симптоматика проявляется только на психоэмоциональном уровне, лишь частично затрагивая физиологию.

У детей

Детская эмоциональная лабильность — последствие сложных родов, инфицирования в раннем возрасте, неблагополучной обстановки в семье или психологической травмы.

Ослабленная нервная система ребёнка остро реагирует на любой внешний раздражитель, и он не может в силу физиологии сдержать этот поток эмоций. Отклонение легко заметить по частой плаксивости, истерикам, гипервозбудимости, капризности.

Такие детки требуют от окружающих постоянного внимания, физического контакта (жмутся не только к родителям, но и к учителям в школе, к друзьям), заискивающе заглядывают в глаза, ища поддержки и участия.

В подростковом возрасте заболевание может обостриться, так как усиливается гормональным дисбалансом.

В клинической картине усугубляется негативный компонент: радостных проявлений всё меньше, они сменяются злостью, агрессией, постоянным недовольством.

Если родители упустят такого ребёнка и своевременно не окажут ему помощь, в момент вспышки эмоций подросток может травмировать окружающих и себя (не только психологически, но и физически) и даже покончить жизнь самоубийством.

У взрослых

Под эмоциональной лабильностью у взрослых подразумевается целый симптомокомплекс, в котором перемешаны психические и физиологические признаки отклонения.

Таких людей можно узнать по постоянной испарине на лбу, тремору конечностей, бегающему взгляду, нервной и отрывистой речи, тяжёлому дыханию, живой мимике.

Они ловят каждое слово окружающих, не оставляют без своего внимания на один инцидент, всё живо обсуждают, интенсивно размахивая руками.

Эмоциональная лабильность у взрослых может быть терпимой, когда проявления носят периодический характер, и невыносимой, когда от человека постоянно приходится терпеть эти необъяснимые вспышки.

У таких людей обнаруживаются проблемы на работе, так как ни коллеги, ни начальство не находят нужным подстраиваться под их смену настроения.

Личная жизнь обычно тоже рушится, не каждый супруг (супруга) будут терпеть капризы и истерики по малейшему поводу.

К сожалению, чаще всего люди списывают такое поведение на неумение контролировать свои эмоции, недостаток тактичности и воспитания. Мужчины любят объяснять такие вспышки своих женщин ПМС. На самом же деле всё гораздо серьёзнее. Эта патология нервной системы требует консультации профильного специалиста и соответствующего лечения.

Лечение

Лечение эмоциональной лабильности — комплексное и строго индивидуальное. При правильно поставленном диагнозе и грамотной терапии симптомы расстройства слабеют, а с течением времени полностью исчезают.

БОС терапия (метод биологической обратной связи)

Для лечения органического эмоционально лабильного астенического расстройства обычно назначают следующие медикаментозные препараты:

  • адаптогены;
  • антидепрессанты;
  • вазо-вегетотропы;
  • витаминно-минеральные комплексы;
  • нейролептики;
  • ноотропы;
  • седативные средства;
  • транквилизаторы;
  • холиномиметики.

Для лечения психоэмоциональной лабильности медикаментозные препараты назначаются реже. Могут приписать антидепрессанты или седативные средства. Но чаще всего специалисты используют отдельные методы (они применяются и в комплексной терапии).

Индивидуальная психотерапия

Посредством бесед, гипноза, тренингов человека учат выстраивать приоритеты, контролировать поведение, бороться с собственными страхами, наслаждаться жизнью, расслабляться.

БОС терапия

Человека подключают к аппарату, который фиксирует такие показатели, как давление, частота дыхания, сердцебиение и т. д. При эмоциональной лабильности они постоянно скачут. Специалист даёт больному инструкцию, как привести их в норму (с помощью дыхательных гимнастик, релаксации, аффирмаций).

Как только это происходит, компьютер сообщает о том, что показатели изменились. Создаётся некий «якорь» (запах, картинка, музыка, прикосновение), чтобы данная психологически комфортная ситуация запомнилась.

В момент вспышки болезни при воспроизведении этого «якоря» человек способен взять себя в руки и нормализовать своё состояние.

Нередко используются методы когнитивной психотерапии, арт-терапия, групповые и индивидуальные тренинги.

Прогнозы

В ряде случаев при устранении провоцирующего фактора эмоционально лабильные расстройства имеют свойство постепенно сглаживаться. Например, если основной причиной был гормональный дисбаланс во время беременности, после того, как женщина придёт в норму после рождения ребёнка, она уже не реагирует так остро на всё происходящее вокруг и может контролировать своё поведение.

Психоэмоциональные расстройства тоже обычно проходят самостоятельно, когда человек успокаивается и забывает травмирующий фактор. Иногда для этого достаточно пропить антидепрессанты и походить на несколько консультаций к психологу.

Самая сложная группа — больные, страдающие органическим эмоционально лабильным расстройством, обусловленным физиологическими отклонениями. Им требуется обязательное комплексное лечение.

Если с таким диагнозом своевременно не обратиться к врачу, состояние может со временем ухудшиться и перейти в серьёзное психическое заболевание хронического характера.

У детей на основе непролеченного синдрома могут по мере взросления начаться панические атаки.

Нужно понимать, что эмоционально лабильные люди доставляют немало неудобств не только окружающим. Прежде всего они сами чувствуют себя дискомфортно из-за того, что не могут сдерживаться в определённые моменты.

Они не лишены саморефлексии, поэтому часто корят себя за такое поведение. Они и хотели бы измениться, но справиться самостоятельно с нарушениями, касающимися нервной системы, не могут.

Поэтому им просто необходима поддержка профильного специалиста и соответствующее лечение.

Источник: https://ponervam.ru/emocionalnaya-labilnost.html

ВашПсихолог
Добавить комментарий