Склонность к озорству характерна для акцентуации

Акцентуации характера у подростков. Разграничение психопатии и акцентуации

Склонность к озорству характерна для акцентуации

Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилeны.

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству.

Они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников, при хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно.

Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми, родителями, педагогами у них нередко возникают конфликты.

2.Циклоидный тип. Он характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного.

3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут быть самые ничтожные. Соответственно этому настроению настоящее и будущее для них может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками.

4. Астено-невротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной задачи. Склонность к ипохондрии является особо типичной чертой.

5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных, озорных игр.

Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и поэтому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям.

Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием.

6. Психастенический тип. Эти подростки характеризуются ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей.

7. Шизоидный тип. Его наиболее существенной чертой является замкнутость, Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Такие подростки нередко демонстрируют внешнее безразличие к другим людям, отсутствие к ним интереса. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, особыми увлечениями.

8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих. Такие дети любят мучить животных, избивать и дразнить младших и слабых, издеваться над беспомощными и неспособными дать отпор. В детской компании они претендуют не просто на лидерство, а на роль властелина. В группе детей, которыми они управляют, устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки.

9. Истероидный тип. черта этого типа – эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе. У подростков данного типа выражена склонность к театральности, позерству, рисовке.

Для таких подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил.

10. Неустойчивый тип. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные интересы, они почти не думают о своем будущем.

11. Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, некритическое подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту.

Акцентуация характера при воздействии неблагоприятных условий может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения

и методы воспитания и обучения в специальной педагогике (физическое воспитание, ознакомление с окружающим миром, развитие познавательной деятельности и т.д.). Принципы проведения коррекционно-развивающих занятий.

Воспитание: оптимизм, уверенность в преодолении трудностей, надежда на достижение положительного результата, исключение фиксации внимания на дефекте, стимулирование компенсаторских возможностей, формирование умения объективно оценивать свои возможности, действия и поступки.

Методы – информационные , практически-действенные, побудительно-оценочные, обучение – учет зоны ближайшего развития. Методы контроля и самоконтроля, организации и осуществления образовательной деятельности.

Принципы коррекционно-развивающей деятельностиПри организации коррекционно-развивающих занятий необходимо опираться на объективно существующие или предполагаемые закономерности детского развития и придерживаться следующих принципов: 1. Единство обучающей, коррекционно-развивающей и воспитательной задач. 2.

Развитие сознательности, активности и самостоятельности ребенка в процессе коррекционно-развивающих мероприятий. 3. Систематичность и последовательность (приобретаемые детьми знания, умения, навыки должны представлять собой определенную систему, а их формирование осуществляться поэтапно). 4.

Доступность содержания занятий (изучаемый материал должен быть адаптирован с учетом умственных, психологических, физических возможностей детей, достигнутого ими уровня знаний и умений, и вместе с тем, требовать определенных усилий для его усвоения). 5.

Наглядность (принцип вытекает из необходимости активного восприятия, осмысления и обобщения детьми изучаемого материала; применяется и как средство познания нового, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания информации). 6. Индивидуальный подход к обучающимся.

7.

Нравственность, экологичность (один из важнейших этических принципов, включающий в себя нравственное воспитание (формирование у ребенка готовности к самостоятельному выбору)).

Патологическое формирование личности. Механизмы формирования патохарактерологического развития. Виды патологических реакций у подростков. Педагогическая коррекция «тяжелого характера».

Патологическое формирование личности, связанное с неправильным воспитанием и неблагоприятными условиями окружающей среды.

Механизмы: закрепление личностных реакций, прямое стимулирование личностных реакций (возбудимость, закрепление робости, совести)

Варианты:

Аффективно-возбудимые – в условиях гипоопеки, аффект разряда (гнев, раздражение) неадекватные силы воздействия.

Тормозимый – встречается реже, неуверн в себе,робкий, обидчивый. Влияние запретов и внимание родителей.

Истероидный – демонстративность, стремление привлечь к себе внимание. Ребенок – кумир семьи.

Неустойчивый – отсутствие волевых задержек.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/15_27565_aktsentuatsii-haraktera-u-podrostkov-razgranichenie-psihopatii-i-aktsentuatsii.html

Акцентуация характера: причины возникновения, виды и типы личности

Склонность к озорству характерна для акцентуации

Классификация акцентуакций

10.11.2017

18.3 тыс.

12.3 тыс.

6 мин.

Акцентуация характера – слишком выраженные черты характера у определенного человека, которые не считаются патологическими, а являются крайним вариантом нормы.

Они возникают по причине неправильного воспитания индивида в детстве и наследственности. Существует большое количество акцентуаций, которые характеризуются своими особенностями.

В большинстве случаев они возникают в подростковом возрасте.

Акцентуация (акцентуированная личность ) – определение, применяющееся в психологии.

Этот термин понимают как дисгармоничность развития характера, которая проявляется в чрезмерной выраженности отдельных его черт, обуславливающая повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняющая ее адаптацию в некоторых специфических ситуациях. Акцентуация характера возникает и развивается у детей и подростков.

Термин «акцентуация » впервые ввел немецкий врач-психиатр К. Леонгард.

Акцентуацией характера он называет излишне выраженные индивидуальные личностные черты, которые имеют способность переходить в патологическое состояние под воздействием неблагоприятных факторов.

Леонгарду принадлежит первая попытка их классификации. Он утверждал, что у большого количества людей черты характера являются заостренными.

Затем этот вопрос был рассмотрен А. Е. Личко. Он под акцентуацией характера понимал крайние варианты его нормы, когда происходит чрезмерное усиление некоторых черт. При этом отмечается избирательная уязвимость, которая относится к определенным психогенным воздействиям. Любая акцентуация не может быть представлена в качестве психического заболевания.

А.Е.Личко

Акцентуированный характер возникает и развивается под воздействием множества причин. Самой основной является наследственность. К причинам возникновения также относится недостаточное количество общения в подростковом возрасте как со сверстниками, так и с родителями.

Влияет на появление заостренных черт характера социальное окружение ребенка (семья и друзья), неправильный стиль воспитания (гиперопека и гипоопека). Это приводит к недостатку общения.

Отсутствие удовлетворения личных потребностей, комплекс неполноценности, хронические заболевания нервной системы и физические недуги тоже могут привести к акцентуации.

Согласно статистике данные проявления отмечаются у людей, которые работают в сфере «человек -человек »:

  • педагоги;
  • медицинские и социальные работники;
  • военные;
  • актеры.

Существуют классификации акцентуаций характера, которые выделял А. Е. Личко и К. Леонгард. Первый предложил типологию акцентуаций, состоящая из 11 типов, каждый из которых характеризуется специфическими проявлениями, которые можно наблюдать в подростковом возрасте. Кроме типов, Личко выделял виды акцентуации, которые различаются в зависимости от степени выраженности:

  • явная акцентуация – крайний вариант нормы (черты характера выражены в течение всей жизни );
  • скрытая – обычный вариант (заостренные черты характера проявляются у человека исключительно в трудных жизненных обстоятельствах).

Виды акцентуаций по А. Е. Личко:

Вид Проявления
ГипертимныйОтмечается повышенная активность и настроение. Такие личности не могут переносить одиночества и однообразия в жизни. Любят общение, наблюдается склонность к частым сменам увлечений и хобби. Редко доводят начатое до конца
ЦиклоидныйОтмечаются циклические смены настроения с гипертимного на дисфорическое (злобное)
Эмоционально-лабильныйБеспричинные и частые смены настроения. Люди отличаются высокой чувствительностью. Они открыто выражают свои положительные эмоции по отношению к окружающим людям. Отмечается отзывчивость, альтруизм и общительность
СенситивныйТакие личности характеризуются наличием чувства неполноценности. Отмечается повышенная впечатлительность. Интересы лежат в интеллектуальной и эстетической сфере
Астено -невротическийОтмечается повышенная капризность и плаксивость. Такие люди быстро утомляются и истощаются, на фоне этого часто возникает раздражительность
ШизоидныйТакие люди характеризуются замкнутостью и любят проводить время в одиночестве. Для подростков характерно то, что они не общаются со сверстниками. Любят находиться в кругу взрослых людей
ПсихастеническийЛичности с таким характером склонны к тщательному самоанализу и рефлексии. Они долго принимают решение относительно какой-либо ситуации, бояться ответственности. Самокритичны
ЭпилептоидныйПоведение характеризуется приступами гнева по отношению к другим людям. Отмечается повышенная возбудимость и напряженность
ИстероидныйЛюбят быть в центре внимания. Склонны к демонстративному суициду и бояться насмешек со стороны окружающих
КонформныйЗависимы от других людей. Подчиняются авторитету. Стремятся не отличаться от окружающих
НеустойчивыйТяга к различным интересам и увлечениям. Такие люди ленивы. У них отсутствуют планы относительно своего будущего

Леонгард выделил классификацию акцентуаций характера, состоящую из 12 видов. Некоторые из них совпадают с типологией А. Е. Личко. Он изучал типологию характеров у взрослых людей. Виды разделены на три группы:

  1. 1. темперамент (гипертимный, дистимический, экзальтированный, тревожный и эмотивный );
  2. 2. характер (демонстративный, застревающий и возбудимый);
  3. 3. личностный уровень (экстравертированный и интровертированный).

Виды акцентуаций по К. Леонгарду:

Вид Характерные признаки
ГипертимныйГотовность в любой момент пойти на контакт. Отмечается яркая выраженность мимики и жестов при общении. Энергичны и инициативны. В некоторых случаях отмечается конфликтность, раздражительность и легкомыслие
ДистимическийОтсутствие общительности. Пессимистическое и меланхолическое настроение и взгляд на будущее
ЦиклоидныйЧастые и резкие смены настроения. От настроения зависит поведение и манера общения с окружающими людьми
ВозбудимыйЗамедленные вербальные и невербальные реакции на ситуацию. Если человек эмоционально возбужден, то отмечается раздражительность и агрессия
ЗастревающийНаблюдается занудливость. Они склонны к поучительству и обидчивости. В некоторых случаях такие люди способны мстить
ПедантичныйВ конфликтах они пассивны. Отмечается добросовестность и аккуратность в выполнении дел. Наблюдается склонность к занудству
ТревожныйВозникают тревожные состояния по поводу и без него. Такие личности не уверенны в себе
ЭмотивныйОщущают себя комфортно исключительно рядом с близкими людьми. Отмечается способность сопереживать и искренне радоваться чужому счастью. Наблюдается повышенная чувствительность
ДемонстративныйТакие личности стремятся занять лидерскую позицию. Они артистичны. Отмечается нестандартность мышления, эгоизм, лицемерие и склонность к хвастовству
ЭкзальтированныйЛюбят общаться, альтруисты. Отмечается склонность к совершению импульсивных действий
ЭкстравертированныйЛичности этого типа охотно идут на контакт с людьми, имеют большое количество друзей. Они неконфликтны, легко поддаются чужому влиянию. Иногда отмечается совершение необдуманных действий и склонность к распространению сплетен
ИнтровертированныйОтмечается замкнутость, склонность к фантазированию и одиночеству

По мнению А. Е. Личко большинство типов заостряются в подростковом возрасте. Определенные виды акцентуаций возникают в конкретном возрасте. Сенситивный возникает и развивается к 19 годам. Шизоидный – в раннем детстве, а гипертимный – в подростковом возрасте.

Акцентуации характера встречаются не только в чистом виде, но и в смешанных формах (промежуточные типы ). Проявления акцентуации непостоянны, они имеют свойство исчезать в некоторых периодах жизни. Акцентуация характера обнаруживается у 80% подростков. Некоторая их часть под воздействием неблагоприятных факторов может перейти в психическое заболевание в более позднем возрасте.

В развитии акцентуаций характера выделяют две группы изменений: преходящие и стойкие. Первая группа подразделяется на острые эмоциональные реакции, психоподобные нарушения и психогенные психические нарушения.

Острые аффективные реакции характеризуются тем, что такие люди наносят себе повреждения разными способами, имеются попытки самоубийства (интрапунитивные реакции).

Такое поведение встречается при сенситивной и эпилептоидной акцентуации.

Экстрапунитивные реакции характеризуются вымещением агрессии на случайных лиц или предметы. Характерны для гипертимной, лабильной и эпилептоидной акцентуации. Иммунитивная реакция характеризуется тем, что человек избегает конфликты. Встречается при неустойчивой и шизоидной акцентуации.

У некоторых людей отмечаются демонстративные реакции. Психоподобные нарушения проявляются в мелких проступках и правонарушениях, бродяжничестве. Сексуальное отклоняющееся поведение, стремление испытать состояние опьянения или пережить необычные ощущения с помощью употребления алкоголя и наркотиков также встречается у личностей подобного типа.

На фоне акцентуаций развиваются неврозы и депрессии. Стойкие изменения характеризуются переходом из явного вида акцентуации характера в скрытую.

Возможно возникновение психопатических реакций при длительном действии стресса и критического возраста.

К стойким изменениям относится трансформация типов акцентуаций из одного в другой по причине неправильного воспитания ребенка, которая возможна в сторону совместимых типов.

Источник: https://neurofob.com/accentuate/akcentuaciya-xaraktera.html

Психопатии и акцентуации характера у подростков

Склонность к озорству характерна для акцентуации

Поскольку акцентуации характера граничат с соответствующими видами психопатических расстройств, их типология базируется на детально разработанной классификации подобных расстройств в психиатрии, отражая, тем не менее и свойство характера психически здорового человека, в связи с тем, что большинство акцентуаций характера оформляется к подростковому возрасту и нередко наиболее ярко проявляется и именно в нем, целесообразно рассмотреть классификацию акцентуацией на примере подростков.

1. Гипертимный тип . Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников, при хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно.

Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми, родителями, педагогами у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят.

Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.

2. Циклоидный тип . Он характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни вместо того, чтобы где-то быть со своими сверстниками.

Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно.

Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.

3. Лабильный тип . Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут быть самые ничтожные, например, кем-то случайно оброненное обидное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они “способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач”.

От сиюминутного настроения этих подростков зависит многое в их психологии и поведении. Соответственно этому настроению настоящее и будущее для них может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками.

Такие подростки, когда они находятся в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто мог бы их настроение поправить, способен их отвлечь, приободрить и развлечь.

4. Астено-невротический тип . Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной задачи. Склонность к ипохондрии является особо типичной чертой.

5. Сензитивный тип . Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных, озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и поэтому часто производят впечатление замкнутости.

Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также “комплекс неполноценности”.

Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием.

Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзей и приятелей, обнаруживают большую привязанность в дружбе, обожают друзей, которые старше их по возрасту.

6. Психастенический тип . Эти подростки характеризуются ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей.

Такие подростки, однако, нередко бывают больше сильны на словах, чем в деле.

Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безаппеляционность суждений – со скоропалительными действиями, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность.

7. Шизоидный тип . Его наиболее существенной чертой является замкнутость, Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. “Душевное одиночество даже не тяготит шизоидного подростка, который живет в своем мире, своими необычными для детей этого возраста интересами”.

Такие подростки нередко демонстрируют внешнее безразличие к другим людям, отсутствие к ним интереса. Они плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, особыми увлечениями.

Во внешнем проявлении своих чувств они достаточно сдержаны, не всегда понятны окружающим, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.

8. Эпилептоидный тип . Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. “ Такие дети, – любят мучить животных, избивать и дразнить младших и слабых, издеваться над беспомощными и неспособными дать отпор. В детской компании они претендуют не просто на лидерство, а на роль властелина.

В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, “умеют угодить начальству, добиться определенных преимуществ, завладеть…

постами, дающими в руки… власть, установить диктат над другим”.

9. Истероидный тип . черта этого типа – эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе. У подростков данного типа выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с трудом выносят, когда в их присутствии хвалят их товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим.

“Желание привлекать к себе взоры, слушать восторги и похвалы становиться для них насущной потребностью”. Для таких подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил.

Вместе с тем, будучи неспособными выступить как настоящие лидеры и организаторы дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско.

10. Неустойчивый тип . Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные интересы, они почти не думают о своем будущем.

11. Конформный тип . Данный тип демонстрирует бездумное, некритическое, а часто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе.

Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо – “быть, как все”.

Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет оправдание своему поступку, причем нередко не одно.

https://www.youtube.com/watch?v=CbwLBWi_1rc

Акцентуация характера при воздействии неблагоприятных условий может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии.

Психопатия (от греч. psyche – душа и pathos – “болезнь”) – патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде.

В отличие от акцентуаций психопатии, носят постоянный характер, проявляются во всех ситуациях и препятствуют социальной адаптации индивида.

Реакция личности с заостренными особенностями характера по сравнению с реакциями психопата теснее связаны с психотравматическими факторами, при этом сохраняется определенный самоконтроль. Для психопата ограничений не существует.

Когда говорят о наличии у кого-то определенного характера, тем самым указывают на известную однобокость его психической организации, известную дисгармонию психики, По сути дела, о нормальном “идеальном” человеке нельзя сказать, какой у него характер, т.к. все его поведение является простой реакцией на внешние воздействия.

нужно отметить расплывчатость и неопределенность границ и между отдельными психопатиями. Выделяемые формы психопатий большей частью представляют собой искусственный продукт схематической обработки того, что наблюдается в действительности.

В то же время поведение психопатов одного типа может быть различным: один параноик может быть всеми признанным ученым, другой – душевнобольным и т.п. Исходя из того, что в нерезкой форме те или иные психопатические особенности присущи всем нормальным людям, понятно, чем резче выражена индивидуальность, тем ярче становятся и свойственные ей психопатические черты.

Вероятно, поэтому среди людей высокоодаренных, с богато развитой эмоциональной жизнью и легко возбудимой фантазией имеется значительное количество несомненных психопатов.

См. также

АкцентуацияХарактер и темперамент    RSS    azps@azps.ru 

Источник: http://azps.ru/articles/cmmn/cmmn13.html

ВашПсихолог
Добавить комментарий