Слуховые агнозии общая характеристика виды классификация

Симптомы и причины возникновения слуховой агнозии. Другие виды агнозий

Слуховые агнозии общая характеристика виды классификация

  • 1 Особенности течения болезни и её виды
    • 1.1 Логопед после инсульта

В клинике психиатрических заболеваний под агнозией понимают патологический дефект процессов восприятия.

Главной особенностью болезни является неспособность синтезировать информацию, полученную от органов чувств.

У больных полностью сохранна восприимчивость к ощущению окружающей действительности, анализаторы и их рецепторы не повреждены, однако, способность к узнаванию предметов отсутствует.

Патологические заболевания процессов восприятия встречаются достаточно редко. Как утверждает статистика, менее 1% людей во всём мире страдают этим видом патологии. Однако заболевание носит стремительный и полиморфный характер, что значительно затрудняет адекватную жизнь и функционирование в социуме.

Особенности течения болезни и её виды

Заболевание возникает при поражении коры головного мозга и её структур, в частности, при нарушении работы ассоциативных зон. Агнозии связаны с повреждением участков мозга, отвечающих за анализ и синтез поступающей информации. Среди основных причин возникновения данной патологии выделяют:

  • травмы головного мозга (в том числе родовые травмы);
  • инфекционные заболевания (энцефалит, менингит);
  • опухоли головного мозга;
  • психические расстройства;
  • инсульты.

Самой частой причиной болезни являются травмы, в частности, повреждения височной, затылочной, теменной долей головного мозга.

Изучением специфики заболевания занимался А. Р. Лурия, отечественный нейропсихолог и доктор медицинских наук. Учёный выделил основные виды агнозий:

  • зрительная агнозия;
  • нарушение временного и двигательного восприятия;
  • соматическая агнозия;
  • тактильные нарушения;
  • слуховая агнозия;
  • нарушения понимания пространства (оптико-пространственный тип).

Нарушение зрительного восприятия является наиболее распространённым отклонением среди всех видов агнозий. С помощью зрительного канала человек получает близко 95% информации. К сожалению, наиболее травматичными считаются затылочная и теменная зоны головного мозга, отвечающие за зрение.

Нарушение работы анализатора проявляется в неспособности узнавания предметов, местности, лиц, цвета, форм и прочее.

Известен интересный случай, когда больной с патологией узнавания лиц, будучи фермером, не помнил, как внешне выглядят его жена и дети, но зато «знал в лицо» всех своих овец из стада.

Дефект временного и двигательного восприятия встречается в психиатрической практике реже всего, известны только несколько случаев данной патологии. Человек с данным расстройством не может адекватно воспринимать течение времени и движение объектов. Пациенты с нарушением двигательного восприятия вместо движений видят кадры, при смене которых появляется размытая иллюзия.

Одной из самых деструктивных и прогрессирующих патологий восприятия является соматическая агнозия. При данном нарушении наблюдается ложное восприятие собственного тела, например, ощущение отсутствия ног, при их сохранности. Известны случаи, когда людям с соматической агнозией казалось, что у них несколько пар рук и пальцев.

Тактильная агнозия проявляется в неспособности распознавать предметы путём тактильных ощущений. Кожные рецепторы всегда сохранны, однако, больной не может охарактеризовать предмет, его форму и текстуру.

Предметная агнозия является одним из подвидов тактильной патологии восприятия. Главной особенностью предметной агнозии является то, что больной не может на ощупь распознать предмет.

В данном типе тактильных патологий повреждена нижняя доля теменной области головного мозга.

Нарушение идентификации местности называется пространственной агнозией. Для синтеза информации этого блока затронута работа многих подкорковых структур и отделов. Наиболее частым проявлением пространственной агнозии является комплексное нарушение отделов мозга (височная, затылочная область и ретикулярная формация).

Оптико-пространственная агнозия − наиболее тяжёлый вид данной патологии восприятия. Основным симптомом является неспособность идентифицировать параметры пространства (площадь, глубину, высоту).

Среди оптико-пространственных агнозий наиболее часто встречается топографические нарушения, неспособность ориентироваться в знакомой местности.

Слуховая агнозия занимает второе место по встречаемости (после зрительной) среди особых нарушений восприятия. Данная патология наступает в результате поражения височных долей коры головного мозга. У больных данной патологией всегда сохранен слуховой анализатор и работа проводящих путей. Однако в связи с поражением височных долей головного мозга наблюдается неспособность к пониманию.

Слуховое нарушение восприятия подразделяется на два типа:

  • доминантный;
  • субдоминантный.

Доминантный тип представляет обширную группу нарушений и имеет свою классификацию:

  • дефект восприятия фонем;
  • нарушение смыслового понятия;
  • акустико-мнестический тип;
  • сенсорная агнозия.

Доминантный тип слуховой агнозии относится к нарушениям речевого восприятия. Данный тип нарушений наблюдается при локальном поражении левой височной доли.

Под фонетическим отклонением понимают невозможность понимания смысла слова и его фонематической структуры. Больные часто могут повторить слово, но не понимают его значения.

Под нарушением смыслового понятия слова понимают патологию распознавания семантики выражений и словосочетаний.

Акустико-мнестический тип характеризуется сложностью к запоминанию и пониманию речевого компонента. Главной особенностью выступает невозможность понятия длинных предложений, тогда, когда короткие фразы и словосочетания осмысляются.

Часто данный тип отклонения протекает в комплексе с афазиями и контаминациями. Под первыми понимают нарушение сформировавшегося речевого компонента, больной не может говорить и понимать смысл слов и выражений.

Контаминацией называют патологию информационного воспроизведения и изложения материала.

Сенсорная агнозия является дефектом идентификации речи, больной не может воспринимать и понимать обращённую к нему речь, теряется в синтезе даже самой лёгкой информации.

Субдоминантный тип заключается в неспособности больным распознавать неречевые звуки, например, объекты природы, звуки предметов. Дети, страдающие этим типом агнозий ещё в раннем возрасте не способны имитировать и подражать звукам животных, так как не слышат их.

Одним из видов субдоминантного расстройства слухового восприятия является амузия, невозможность воспринимать музыкальные мелодии и звуки. У детей данная патология встречается гораздо чаще и характеризуется особой сложностью к узнаванию мелодий.

Следующим отклонением неречевого компонента восприятия считается артимия, нарушение понимания ритма. Таким людям сложно правильно спеть песню, так как они не могут вовремя вступить и постоянно путают мотив мелодии.

Акустические отклонения встречаются реже всего, так как для их функционирования используется относительно небольшой участок мозговых структур.

Слуховыми агнозиями часто страдают пациенты с психическими заболеваниями, например, при аутизме, истерическом расстройстве чувствительности.

Один известный музыкант после травмы мозга не смог вспомнить ни одну из своих мелодий, зато, когда ему предложили нотный ряд, он воспроизвёл все свои произведения.

Для распознавания данной патологии используют специальные пробы, например, человеку предлагают

В качестве терапии лечат основной недуг, который привёл к поражению ассоциативных зон коры. Бывают случаи, когда агнозии проходят сами по себе, утраченные функции самостоятельно восстанавливаются. В тяжёлых формах болезни пациентов учат приспосабливаться к тяжёлым условиям и жить со своим диагнозом. С больными сложными формами агнозий работают психотерапевты, нейропсихологии и дефектологи.

Логопед после инсульта

Источник: http://onevroze.ru/simptomy-i-prichiny-vozniknoveniya-sluxovoj-agnozii-drugie-vidy-agnozij.html

Агнозия: что это такое? Симптомы, лечение и виды агнозий

Слуховые агнозии общая характеристика виды классификация

Головной мозг человека является органом сложной психической деятельности. За счет слаженной работы всех его структур мы можем не только получать информацию от органов чувств и отвечать работой мышц, но и говорить, выполнять качественно новые двигательные акты, а также познавать мир.

Высшие психические функции, отвечающие за познание, называются гностическими.

Гнозис (от лат. «gnosis» – знание, узнавание) – это аналитико-синтетическая деятельность отдельного анализатора, позволяющая объединить разрозненные признаки в целостный образ и осуществлять узнавание окружающих предметов, явлений и их взаимодействий, а также частей своего организма.

Для осуществления таких функций мозгу необходим анализ сведений об окружающем мире при постоянном сопоставлении информации с матрицей памяти. Гнозис является сложной функциональной системой с многоуровневым строением.

Формирование познания имеет условнорефлекторную природу и развивается у каждого человека специфично и индивидуально.

В результате ряда патологических реакций гностические функции могут отключаться. Непосредственные причины таких расстройств – процессы, разрывающие нейронные связи и не дающие возможность образовываться новым соединениям.

Нарушения различных видов узнаваний при сохраненной рецепции, сознании и речевой активности называется агнозия. Расстройства гностических функций существенно снижают адаптацию пациента в социальной и бытовой среде, а также негативно отражаются на качестве его жизни.

Лечение людей, имеющих подобные симптомы, может быть достаточно длительным и зависит от степени поражения коры головного мозга.

Впервые понятие агнозии в качестве клинического синдрома ввел немецкий физиолог Г. Мунк в 1881 году.

Функциональная основа

Представления о локализации гностических функций в структурах головного мозга остаются спорными до настоящего времени. Последние работы ученых доказывают значительную роль подкорковых образований в работе сложной системы познаний.

Однако традиционно считается, что основным субстратом высшей нервной деятельности является кора больших полушарий.

Способность человека к познанию в большой степени обусловлена исключительным развитием коры, масса которой составляет примерно 78% от общей массы мозга.

В коре больших полушарий находятся:

  • первичные проекционные зоны. Это центральные отделы анализаторов и отвечают за элементарные акты (чувствительность, движения, зрение, обоняние, слух, вкус);
  • вторичные проекционно-ассоциативные зоны, в которых осуществляются операции познания и частично процессы, связанные со способностью человека выполнять целенаправленные двигательные акты;
  • третичные ассоциативные зоны. Возникают в результате формирования новых связей между центральными отделами различных анализаторов и отвечают за интегративную функцию, в первую очередь осмысленные операции планирования и контроля. При его разрушении также грубо страдают гностические функции. Однако в отличие от истинных агнозий, данные расстройства классифицируются как псевдоагнозии.

Кроме этого, сложные гностические функции не могут сформироваться без участия системы хранения информации. Поэтому память – важнейший компонент познавательного процесса.

Первопричины агнозий

Нарушения способность узнавать окружающий мир по чувственным восприятиям могут быть следствием ряда патологических состояний. Основные причины формирования агнозий сводятся к патологическим процессам, повреждающим нейронные связи. В качестве таких состояний могут выступать:

  • Цереброваскулярные заболевания;
  • Нейроинфекции;
  • Наследственные заболевания нервной системы;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Нейродегенеративные процессы
  • Последствия перинатальной патологии у детей.

Псевдоагнозии возникают в результате тех же причин, однако в первую очередь страдает мотивационный компонент познавательного процесса, т.е нарушается формирование целей поведения и произвольных волевых усилий.

Существуют случаи, когда у ребенка не наступает формирование определенных познавательных функций. Чаще всего это происходит из-за недоразвития первичных проекционных полей. В этой ситуации речь идет о задержке формирования центров гнозиса и чаще используют понятие «дисгнозия».

Варианты агнозий

Клиницисты подразделяют расстройства восприятия на подтипы. Виды агнозии обусловлены основным анализатором, который дал начало формирования данного центра познания. Соответственно, они же и определяют клинические симптомы патологии. Классификация агнозий подразумевает их разделение на следующие категории:

  • Зрительную;
  • Слуховую;
  • Обонятельную;
  • Вкусовую;
  • Тактильную.

Кроме этого, отдельно выделяют нарушение схемы тела (соматоагнозию), как патологию ассоциативных волокон преимущественно тактильной, а также зрительной проекционных зон.

Внутри каждой группы существуют дополнительные подвиды агнозий, которые определяют узкоспециализированные расстройства познания.

Следует учитывать понятие псивдоагнозий.

Патология гностических функций

  1. Зрительная агнозия – патология узнавания ранее виденных предметов, людей и их визуальных качеств при сохранности зрения.

Возникает как следствие поражения ассоциативных зон затылочных долей. Частными вариантами расстройства зрительного восприятия являются:

  • Цветовая агнозия. Симптомы патологии проявляются в форме неспособности человека распознавать цвета;
  • Лицевая агнозия (или прозопагнозия). Неспособность узнать ранее виденные лица. Прозопагнозия наблюдается при поражении базальных отделов затылочной области;
  • Буквенная агнозия. Пациент не может узнать буквы алфавита и, соответственно, теряется навык чтения (формируется симптом алексии);
  • Предметная агнозия. Человек не способен узнать предметы, а также их изображения.
  • Оптико-пространственная агнозия. Больные не могут узнавать ранее виденные места, при этом нарушается восприятие пространства и ориентировка в нем.

Функционально зрительная агнозия подразделяется на апперцептивную, при которой пациент способен воспринимать лишь отдельные элементы увиденного, и ассиоциативную, для которой характерно целостное восприятие объекта пациентом, однако полное отсутствие непосредственного процесса его отождествления с образами памяти. Точно также существует понятие «симультанная агнозия», которая характеризуется неспособностью синтетического восприятия частей изображения и осуществлять объединение увиденного в целостный образ.

  1. Слуховая агнозия (или акустическая) – патология узнавания предметов и явлений внешнего мира по характерным звукам без визуального контроля.

При этом проекционное корковое представительство слухового анализатора остается сохранным. Так, пациент, закрыв глаза, не сможет определить часы по их тиканью, собаку по лаю, воду по журчанию и так далее. Патология возникает при поражении наружных отделов коры височной доли.

Чаще всего формируется при патологическом процессе в доминантном полушарии, однако может быть и при противоположном очаге. Частным проявлением акустической агнозии является сенсорная афазия – специфическая речевая патология, при которой человек не понимает обращенную к нему речь.

Зрительную и слуховую агнозии по-другому называют «душевная слепота» и «душевная глухота».

  1. Обонятельная и вкусовая агнозии, как правило, проявляются вместе. Изолированно патологии практически не встречаются. Это связано с близким расположением корковых представительств обоняния и вкуса – в медиальных отделах височной доли.Проявляются нарушением узнавания запахов и вкусов. Данные синдромы наблюдаются крайне редко, и длительное время могут оставаться незамеченными (особенно обонятельная гностическая дисфункция). Их выявление требует специального нейропсихологического обследования с прицельным выявлением работы проекционно-ассоциативных вторичных зон височной доли.
  1. Тактильная агнозия (или сенситивное расстройство восприятия) возникает при поражении теменной доли. Она проявляется неспособностью пациента определить предметы при их воздействии на сохранные рецепторы поверхностной и глубокой чувствительности. Проявляется патология в форме астереогноза – нарушении узнавания предметов на ощупь.
  2. При нарушениях схемы тела у пациента наблюдаются расстройства представления о собственном теле. Он не способен узнавать его части, а также понимать его структурную организацию. Данную патологию называют соматоагнозия.

Патология может проявляться как:

  • Аутотопагнозия – патология узнавания частей собственного тела. Вариантами расстройства является пальцевая агнозия, гемисоматоагнозия (признание только одной половины тела), псевдомелии (ощущение наличия дополнительной конечности), амелия (ложное ощущение отсутствия конечности);
  • Нарушение право-левой ориентации;
  • Анозогнозия – игнорирование собственного дефекта, неврологического дефицита;

Наиболее ярко нарушение схемы тела проявляется при поражении теменной доли недоминантного полушария. Однако частные его виды может быть последствием патологического процесса в доминантной гемисфере (например, при синдроме Герстмана – сочетании агнозии пальцев, а также нарушения право-левой ориентации с расстройствами счета и письма).

Нарушения различных гностических функций в классическом варианте описаны в книгах американского невролога и нейропсихолога Оливера Сакса. Так, пример прозопагнозии представлен в его произведении «Человек, который перепутал жену со шляпой», а аутотопагнозии в сборнике «Нога, как точка опоры».

Выявление агнозий

Несмотря на то, что агнозии не являются частой патологией, их диагностика должна осуществляться комплексно. Чаще всего гностическую дисфункцию обнаруживают у взрослых. Однако не редки случаи выявления симптомов агнозий у ребенка (в младшем возрасте речь ведут о задержке формирования центров гнозиса, в пубертате могут быть диагностированы истинные агностические нарушения).

Пациента с подозрением на нарушения познавательных функций должен осмотреть невролог с целью выявления очагового неврологического дефицита. Наличие дополнительных симптомов может помочь осуществить топическую диагностику и выявить зону поражения головного мозга.

Симптомы истинного познавательного расстройства и псевдоагнозии сходны. Поэтому в ряде случаев требуется применить дополнительные инструментальные методы выявления патологического процесса (КТ или МРТ, ЭЭГ, другие) с целью оценки сохранности третичной интегральной системы мозга.

Для уточнения вида агнозий проводится ряд нейро-психологических тестирований. В него включаются специально разработанные материалы, позволяющие оценить высшие корковые функции в целом и их отдельные проявления в частности.

Для оценки состояния зрительного гнозиса пациенту предлагают рассмотреть изображения предметов, людей, животных, растений, цветовых схем. Часть картинок может быть заштрихована или закрыта изогнутой линией (так называемые, зашумленные рисунки). Дополнительно пациенту предлагается рассмотреть изображения частей предмета, с их помощью может быть выявлена симультанная агнозия.

При проверке наличия патологии акустических гностических функций больного просят закрыть глаза и воспроизводят наиболее распространенные звуки (чаще всего хлопают в ладоши, дают послушать тикающий будильник, гремят ключами).

Для выявления астереогноза врач дает в руки пациенту предмет, который он должен ощупать с закрытыми глазами, после чего определить, что это. Нарушения схемы тела устанавливают путем опроса больного.

Для уточнения степени формирования гностических функций у детей существуют подобные нейропсихологические материалы, адаптированные для ребенка определенного возраста.

Лечебные мероприятия

Агнозия – это не самостоятельное заболевание, а лишь клиническое проявление, синдром основной патологии. Вследствие этого основное лечение должно воздействовать на причины развития нарушений познавательных функций.

Лечение агнозий должно идти с учетом первичного заболевания, выступившего причиной развития гностических нарушений.

Симптоматическим лечением, способствующим восстановлению разорванных нейронных связей между первичными проекционными зонами коры, служит средовая адаптация, социализация и обучение пациента.

Важно помнить о нейропластичности головного мозга – способность церебральных нейронов меняться под действием опыта и восстанавливать утраченные нервные связи между ними. Однако со временем подобная активность мозга становится ниже.

Коррекция гностических функций легче идет у детей и лиц молодого возраста. Поэтому крайне важно своевременно обратиться за медицинской помощью. 

Шоломова Елена Ильинична, невролог

Оцените эту статью:

Всего : 97

4.22 97

Источник: https://mozgius.ru/bolezni/nevrologiya/agnoziya.html

Что такое агнозия: причины и виды, методы диагностики и лечения

Слуховые агнозии общая характеристика виды классификация

Агнозия ‒ это нарушение восприятия действительности с помощью одного или нескольких органов чувств. Так, выделяют зрительную, слуховую, тактильную и другие разновидности болезни.

У пациента сохраняется сознание и чувствительность, но изменяются процессы узнавания и осознания даже знакомых предметов.

Это редкое заболевание, связанное с повреждением нейронных связей в коре головного мозга.

Причины агнозии

Основная причина любого вида агнозии ‒ это повреждение коры головного мозга и подкорковых структур, которые отвечают за отдельные типы восприятия.

Это вторичное нарушение, связанное с различными заболеваниями, в том числе деменцией и болезнью Паркинсона.

Также агнозия может проявляться на фоне черепно-мозговых травм и инфекционных заболеваний, которые протекают с поражением нервной системы.

Виды и классификация

Симптомы агнозии существенно отличаются, в зависимости от поврежденного участка коры головного мозга. Чаще поражается один из видов восприятия, но болезнь может затрагивать одновременно несколько систем. Выделяют несколько основных видов агнозии:

  • зрительная (визуальная);
  • слуховая;
  • обонятельная ‒ нарушение восприятия запахов;
  • тактильная ‒ изменение реакции на касание;
  • вкусовая;
  • другие специфические разновидности.

Специалисты Клинического Института Мозга имеют большой опыт работы с пациентами с агнозией. Важно своевременно определить тип нарушения и приступать к поддерживающей терапии. Кроме того, первые признаки заболевания могут указывать на серьезные патологии нервной деятельности.

Зрительная агнозия

Этот вид агнозии характеризуется нарушением восприятия информации, которая поступает в головной мозг посредством зрительного анализатора. Ее симптомы могут отличаться у каждого пациента, в зависимости от типа и локализации повреждений. Так, можно выделить несколько специфических разновидностей:

  • предметная (развивается при повреждении левой затылочной доли) ‒ пациент хорошо видит объекты, но испытывает сложности с их распознаванием;
  • прозолагнозия (поражение нижней затылочной области справа) ‒ неспособность распознавать даже знакомые лица;
  • цветовая (повреждение в левой затылочной области) ‒ трудности с идентификацией цветов и оттенков, а также с определением их взаимосвязи с определенными объектами;
  • слабость оптических представлений (симметричное поражение затылочно-теменной доли) ‒ неспособность определить цвет, форму и размер объектов, представить и описать их;
  • симультанная (патология затылочной области) ‒ пациент может концентрироваться только на одном объекте;
  • синдром Балинта (поражение затылочно-теменной области) ‒ неспособность направить взгляд и сфокусироваться на предметах, которые находятся в разных направлениях, а также сложности с идентификацией предметов на ближнем и дальнем расстоянии.

При зрительных агнозиях сохраняется нормальная работа остальных органов чувств, также не определяются какие-либо заболевания глаз. После реабилитации в Клиническом Институте Мозга пациент адаптируется в повседневной жизни и может компенсировать зрительные расстройства за счет остальных систем-анализаторов.

Оптические и оптико-пространственные агнозии

У пациентов наблюдается нарушение способности определять расстояние между предметами, ориентироваться в пространстве. В этой категории можно выделить несколько специфических разновидностей агнозии:

  • агнозия глубины (поражение средней части затылочно-теменной доли) ‒ сложности с определением расстояния до предметов, особенно тех, которые находятся в переднем от пациента направлении;
  • нарушение стереоскопического зрения (патология в области левого полушария) ‒ неспособность воссоздать трехмерное изображение;
  • односторонняя (поражение противоположной теменной области) ‒ одна половина пространства выпадает из поля зрения;
  • расстройство топографического ориентирования (теменная и затылочная области) ‒ сложности с поиском знакомых объектов, в том числе домашнего адреса и предметов в собственном доме.

Память и внимание при оптико-пространственных агнозиях сохраняются. Пациенту потребуется помощь в быту и при выполнении новых задач, но грамотная реабилитация позволит испытывать минимальный дискомфорт в повседневной жизни.

Слуховые агнозии

При этом виде агнозий функции слухового анализатора сохраняются. У больного могут возникать различные расстройства восприятия информации на слух, в том числе:

  • простая ‒ снижение способности характеризовать и идентифицировать знакомые звуки;
  • слухоречевая ‒ нарушение распознавания речи, узнавания простых и знакомых слов;
  • тональная ‒ непонимание тембра голоса, эмоциональной окраски и других аспектов.

Все разновидности слуховой агнозии развиваются при поражении височной доли головного мозга. При неспособности распознавать речь пациент испытывает сложности в повседневной жизни, при этом его память, внимание, функции зрительного и других анализаторов компенсируют нарушения.

Соматоагнозия

Соматоагнозией называют расстройство, при котором пациент не способен идентифицировать и узнавать части собственного тела. Это комплексные нарушения восприятия, связанные с поражением различных отделов правого полушария головного мозга. Выделяют два основных типа соматоагнозии:

  • Анозогнозия ‒ состояние, при котором пациент отрицает наличие болезни. Это может быть игнорирование паралича конечностей, слепоты, речевых расстройств.
  • Аутотопагнозия ‒ расстройство способности узнавать отдельные части тела. Пациент испытывает сложности при просьбах указать на руку, ногу либо лицо, в некоторых случаях возникает ощущение изменения размера участков тела. К этой группе относится и соматическая аллостезия, при которой у больного возникает чувство увеличения количество конечностей.

Признаки соматоагнозии могут возникать приступами. Так, у некоторых пациентов они являются предвестниками приступа эпилепсии, а при грамотном лечении практически незаметны и не доставляют неудобства в повседневной жизни. Однако, они могут сохраняться и постоянно.

Нарушение осознания пространства и времени

Этот вид считается наиболее редким и связан с поражением затылочной доли коры головного мозга. Пациент испытывает сложности с определением течения времени, а также скорости движения любых объектов. Отдельно выделяют акинетопсию ‒ нарушение способности идентифицировать движущиеся предметы.

Методы диагностики

В Клиническом Институте Мозга есть все условия для полноценной диагностики пациентов с агнозией. На начальном этапе важно определить, какие именно сложности с восприятием окружающей среды есть у больного.

Для этого существуют специальные тесты, в ходе которых пациента просят описывать предметы, звуки, указывать на части тела. После определения типа расстройства важно провести визуализацию головного мозга, с помощью компьютерной либо магнито-резонансной томографии.

Этот способ исследования позволит обнаружить новообразования, инфаркты, повреждения сосудов и другие аномалии, которые могут становиться причиной агнозии.

Лечение агнозии

Тактика терапии подбирается индивидуально. В Клиническом Институте Мозга работают специалисты с огромным опытом лечения различных видов агнозии.

Только некоторые случаи требуют хирургического вмешательства ‒ при обнаружении опухолей, аневризм, абсцессов и других структур, которые необходимо удалять.

В остальных случаях лечение заключается в компенсации утраченных функций и адаптации пациента. Для этого применяются:

  • занятия с логопедом ‒ специальные упражнения укрепляют нейронные связи и улучшают восприятие;
  • трудотерапия;
  • курс терапии у нейропсихолога.

Источник: https://www.neuro-ural.ru/patient/dictonary/ru/a/agnoziya.html

Если у Вас есть вопросы по проблеме, Вы можете задать их нашим специалистам онлайн: https://www.neuro-ural.ru/patient/consulting/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5df3700686c4a900ad4b82cf/5df384d798930900b16a95bf

Особенности проявления слуховой агнозии

Слуховые агнозии общая характеристика виды классификация

Агнозия — это нарушения различных видов восприятия организмом информации (тактильной, слуховой, зрительной) вследствие поражения коры головного мозга и его подкорковой структуры. При этом сознание и чувствительность не нарушены.

Агнозии бывают разные:

  • слуховая;
  • зрительная;
  • пространственная;
  • симультанная;
  • соматоагнозия и т.д.

Все агнозии подразделяются на различные варианты, в зависимости от типа и характера восприятия или нарушения определенного вида информации. Так, например, слуховая агнозия включает в себя агнозию простую, речевую, тональную. Зрительная агнозия бывает цветовой, предметной, по лицам и т.д.

Слуховая агнозия — это нарушение распознавания звуков и речи. При этом со стороны слухового аппарата отсутствуют какие-либо расстройства. Слуховые агнозии наблюдаются при поражении височной области.

Слуховая агнозия бывает следующих видов:

  • Простая слуховая — когда больные на в состоянии распознавать и узнавать обычные простые звуки (шорох, стук, звон, свист, шелест, журчание, плеск и т.д.)
  • Слухоречевая — когда теряется возможность узнавания речи. В таких случаях речь для таких пациентов представляет собой простой набор ничего не значащих звуков.
  • Тональная — когда больные не могут идентифицировать эмоциональную окраску услышанного. Они не в состоянии распознать тембр голоса, тон, выражение. При этом сохраняется способность к пониманию смысла сказанного. Со стороны понимания грамматики, чтения и письма, а также их смыслового значения, никаких расстройств не наблюдается.

Простая слуховая агнозия

В норме человек в состоянии распознавать простые звуки (шорохи, стуки, скрипы, звуки льющейся воды) без обучения. Как правило, при поражении правой височной области развивается слуховая агнозия. Встречаются также случаи двустороннего поражения левой и правой височных областей. При этом симптоматика слуховой агнозии гораздо более выражена.

Часто наблюдается стертая форма поражения слухового восприятия, которая проявляется в нарушении слуховой памяти, что подтверждается экспериментально, когда больной не может запомнить два и более звуковых сигнала.

Аритмия, как разновидность слуховой агнозии

При данном отклонении отмечается потеря способности к оценке ритмической структуры услышанного и его правильному воспроизведению. Так, при попытке воспроизвести на слух услышанное задание, пациенты сокращают слова, выпускают слоги («собака» — «сока»). Такие больные не могут выучить стихотворение и т.п.

Также, пациенты с данным нарушением не в состоянии правильно воспроизвести заданный ритм и количество звуков, например, стуков или хлопков в ладоши, что не представляет сложности для обычного человека. Они склонны переоценивать или недооценивать их тембр и количество.

Амузия

Данное нарушение выражается в неспособности  узнавать и воспроизводить ту мелодию, которую человек только что услышал, или же хорошо знакомую ему музыку. Пациенты также не могут отличить одну музыкальную композицию от другой. Пение является серьезной проблемой в таких случаях.

Кроме того, больные амузией не только не могут различить или повторить мелодию, но и переживают чувство дискомфорта в момент прослушивания музыки. Так, пациенты часто отмечают появление головных болей, неприятные, болезненные ощущения и переживания.

Тональная (интонационная) агнозия

Пациенты с тональной агнозией иногда не могут на слух определить, кому принадлежит голос — мужчине или женщине, не понимают, кто говорит в данный момент и т.д.

При речевой агнозии важным остается тот факт, что на фоне нарушения восприятия речи, когда буквы сливаются в непонятный и бессмысленный набор звуков, слух остается достаточно острым.

Диагностика слуховой агнозии

Методы диагностики, направленные на выявление слуховой агнозии, заключаются в проведении специальных тестов. Благодаря этому проводится исследование слухового анализатора и показателей, которые характеризуют особенности нервных процессов (внимание, работоспособность, утомляемость и т.д.)

Кроме того, перед проведением тестов следует получить данные о состоянии слухового анализатора на данный момент, а результаты нейропсихологического обследования учитываются в зависимости от возраста (если это ребенок), индивидуальных особенностей пациента.

Для диагностики простой слуховой агнозии пациенту предлагают прослушать аудиозаписи определенных звуков (стук, шелест, журчание воды, звон, свист). После чего пациент должен сказать, что он слышал.

В случае тональной агнозии предлагают различить голоса мужчины и женщины, прослушать мелодию. Делается попытка попробовать отличить одну мелодию от другой, попытаться пропеть, повторить услышанное.

Лечение слуховых агнозий

Этот сложный процесс подразумевает первоначальное исключение причины поражения коры головного мозга и подкорковых структур, если это предоставляется возможным. Также, обязательно участие квалифицированного нейропсихолога а также других специалистов, участие которых, возможно, понадобится в непростом процессе лечения и восстановления.

Нужно понимать, что процесс реабилитации больных слуховой агнозией может быть длительным. Вернуть утраченные функции далеко не всегда предоставляется возможным, поэтому следует запастись огромным терпением и довериться профессионалам.

Источник: http://VashNevrolog.ru/psixologiya/osobennosti-proyavleniya-sluxovoj-agnozii.html

Зрительные, слуховые и тактильные агнозии. Апраксии. Афазии

Слуховые агнозии общая характеристика виды классификация

Гностические слуховые расстройства связаны с поражением ядерной зоны звукового анализатора (куда кроме 41-го поля входят 42-е и 22-е поля). При поражении коркового уровня слуховой системы правого полушария (ядерной зоны) больной не способен определить значение различных бытовых (предметных) звуков и шумов. Это поражение носит название «слуховая агнозия».

Слуховая агнозия – это гносическое расстройство, отражающее нарушение слухового восприятия, при сохранной элементарной чувствительности.

Виды слуховых агнозий

В зависимости от уровня поражения слуховой системы выделяют:

1.Собственно слуховую агнозию.

2.Аритмию.

3.Амузию.

4.Нарушение интонационной стороны речи (просодики).

5/Речевую акустическую агнозию.

Собственно слуховая агнозия

При поражении коркового уровня слуховой системы правого полушария, ребенок не способен определить значение различных бытовых (предметных) звуков и шумов. Это поражение носит название слуховой агнозии.

Аритмия

При поражении височной области мозга возникают такое нарушение как аритмия. Ее симптомы были хорошо изучены А. Р.

Лурия и его сотрудниками, сстоят в том, что ребенок не может оценить правильно ритмические структуры, которые предъявляются им на слух, и не может воспроизвести их.

К негативным последствиям данного нарушения относят нарушение тембра речи ребенка, неспособность заучивать стихи, сокращение ребенком слов ( ребенок может выпускать слоги, например, “снеговик” – “сневик”).

Амузия– это нарушение способности узнавать и воспроизводить знакомую мелодию или ту, которую человек только что услышал, а также отличать одну мелодию от другой. Симптомом амузии не совпадает с афазическими расстройствами, что в частности, описано Д. Р. Лурия и Л. С.

Цветковой, пока­завших, что у больных, страдающих амузией, может быть резкое расхождение музыкаль­ных и речевых способностей в виде грубой афазии при сохранности музыкального слуха.

Ребенок с амузией не только не может узнать мелодию, но и оценивает ее как болезненное и непонятное переживание.

Нарушение интонационной стороны речи

Cимптомом поражения правой височной области является нарушение интонационной стороной речи. Ребенок с поражением правой височной области часто не только не различают речевых интонаций, но и сами не очень выразительны в своей собственной речи. Их речь лишена модуляций, интонационного разнообразия, свойственного здоровому человеку. У таких больных часто страдает пение.

Речевая акустическая агнозия

При локальных поражениях вторичных отделов височной доли, ребенок теряет возможность отчетливо различать звуки речи, у него отмечаются явления, обозначаемые термином речевая акустическая агнозия. Ребенок с таким нарушением сохраняет достаточно острый слух, восприятие предметных звуков также остается сохранным. Существенные нарушения отмечаются только при различении звуков речи.

В случае массивных поражений левой височной доли все звуки речи воспринимаются как нечленораздельные шумы. В случаях ограниченных поражений этот дефект менее выражен – ребенок не может различать лишь близкие, отличающиеся лишь одним признаком ( например, звонкостью), “оппозиционные” или “коррелирующие” фонемы, хотя хорошо улавливают как тембровые особенности речи, так и ее интонацию.

Речевая акустическая агнозия является основным источником нарушения речи – сенсорной афазии.

ЗРИТЕЛЬНЫЕ АГНОЗИИ

Агнозия – нейропсихологическое нарушение. Характеризуется потерей способности к восприятию предметов и явлений действительности при поражениях коры головного мозга и подкорковых структур.

При поражении затылочно-теменных отделов мозга (как левого, так и правого полушарий) возникают различные нарушения зрительно-перцептивной деятельности, прежде всего в виде зрительных агнозий. Самостоятельное диагностическое значение в нейропсихологической практике представляют виды зрительных агнозий: предметная, симультанная, лицевая, символическая и цветовая.

Предметная агнозия может быть охарактеризована либо как отсутствие процесса узнавания, либо как нарушение целостности восприятия предмета при возможном опознании отдельных его признаков или частей.

Предметная агнозия может иметь различную степень выраженности – от максимальной (агнозия реальных предметов) до минимальной (трудности опознания контурных изображений в зашумленных условиях или при наложении друг на друга). Симультанная агнозия.

Суть этого феномена в крайнем его выражении состоит в невозможности одновременного восприятия нескольких зрительных объектов или ситуации в комплексе.

Воспринимается только один предмет, точнее, обрабатывается только одна оперативная единица зрительной информации, являющаяся в данный момент объектом внимания.

Одностороннее поражение левой затылочно-теменной области может привести к нарушению восприятия символов, характерных для знакомых пациенту языковых систем. Наруш-ся возможность идентификации букв и цифр при сохраненности их написания (символическая агнозия).

Агнозия на лица. Степень его выраженности различна: от нарушения запоминания лиц в специальных экспериментальных заданиях, через неузнавание знакомых лиц или их изображений (фотографий) до неузнавание самого себя в зеркале. Кроме того, возможно избирательное нарушение либо собственно лицевого гнозиса, либо запоминания лиц.

Наименее изученной формой нарушения зрительного восприятия является цветовая агнозия. Однако к настоящему времени получены некоторые данные о расстройствах восприятия цвета при поражении правого полушария мозга.

Они проявляются трудностями в дифференцировке смешанных цветов (коричневый, фиолетовый, оранжевый, пастельные тона).

Кроме того, можно отметить нарушение узнавания цвета в реальном предмете по сравнению с сохранностью узнавания цветов, предъявляемых на отдельных карточках.

ТАКТИЛЬНЫЕ АГНОЗИИ

Гнозис – предметное восприятие, узнавание. Утрата способности узнавания при отсутствии нарушений чувствительности, зрения, слуха, обоняния и вкуса носит название агнозий.

Тактильными агнозиями в нейропсихологии обозначают нарушения узнавания формы объектов при относительной сохранности поверхностной и глубокой чувствительности, т.е.

при сохранности сенсорной основы тактильного восприятия.

АПРАКСИЯ

Апраксия – нарушение целенаправленного действия. Данные расстройства движения не обусловлены параличом или парезом, а также нарушением координации или заболеванием костно-мышечной системы.

В этих случаях при целостности органов движения и способности их производить утрачивается необходимая последовательность в произведении отдельных компонентов сложного двигательного акта. Движения утрачивают свою целенаправленность. Сюда же относится и потеря целого ряда профессиональных двигательных навыков.

Выделяют следующие виды апраксии: моторная, идеоторная, конструктивная, апраксия пространственных соотношений, графическая, оральная.

Моторная – самая грубая форма апраксических нарушений. Нарушены действия и по подражанию, и спонтанные. Забываются самые простейшие обиходные действия.

Идеоторная апраксия характеризуется сохранностью подражательных при нарушении элементарных действий, чаще их последовательности.

При конструктивной апраксии – невозможность конструктивных действий ни по письменной, ни по устной инструкции.

Апраксия пространственных соотношений проявляется в невозможности ориентировки на местности.

При графической утрачивается способн-ть воспроизводить графич-ое изображение букв.

Оральная апраксия – нарушение привычных движений языка при образовании отдельных фонем как по слуху, так и по подражанию.

При афазии могут наблюдаться агнозии: предметная, оптико-пространственная (апрактогнозия), буквенная и цифровая, агнозия на цвета, агнозия на лица.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/8_100580_zritelnie-sluhovie-i-taktilnie-agnozii-apraksii-afazii.html

ВашПсихолог
Добавить комментарий