Стадии идиотизма

Разновидности олигофрении — от дебильности до идиотизма

Стадии идиотизма

Олигофрения характеризуется недоразвитием психики и интеллекта. Это врожденная или приобретенная в раннем возрасте слабоумие. Название болезни происходит от греческих слов малый и разум. В непрофессиональной среде, для обозначения олигофрении, более корректными считаются выражения “психическая недостаточность” или “психическая задержка”.

Причины возникновения олигофрении

Выделяют три группы причин олигофрении – комплексы внутренних (эндогенные), внешних (экзогенные) и смешанных факторов.

К причинам, имеющим внутренний характер, относят все виды психического недоразвития, которые могут быть вызваны хромосомными патологиями, наследственными специфическими нарушениями обмена веществ и различными генетическими синдромами. Причиной олигофрении такого типа могут быть различные метаболические заболевания и разные типы мукополисахаридоза.

Второй комплекс причин болезни, общего психического недоразвития у больного составляют внутриутробные инфекции при ношении плода, иммуноконфликт крови матери и ребенка, алкоголизм, наркомания и другие пагубные привычки матери, которые могут спровоцировать серьезные нарушения при снабжении плода питательными веществами, а также родовые и послеродовые травмы черепа ребенка.

Третью группу причин составляют факторы смешанной этиологии, имеющие как эндогенный, так и экзогенный характер. Самые тяжелые формы олигофрении развиваются именно под совокупным воздействием сразу нескольких, различного рода негативных, факторов.

Степени олигофрении

В зависимости от клинической картины болезни, коэффициента интеллекта и выраженности умственного дефекта больного различают 3 вида заболевания, 3 степени олигофрении:

  • Дебильность
  • Имбецильность
  • Идиотия.

Легкая степень

Легкую умственную отсталость, олигофрению легкой степени в научной литературе называют дебильностью. У больных, страдающих олигофренией в степени дебильности коэффициент интеллекта оценивается в пределах 50-70 баллов. Такие пациенты могут жить самостоятельно.

У них наглядно-образное мышление, отсутствует способность к абстрагированию, круг интересов ограничивается бытовыми вопросами. Больные имеют довольно развитую речь, способны совершать самые простые математические операции, могут отнять, сложить, посчитать деньги.

Они в состоянии усвоить навыки примитивного ручного труда, основные правила общественного поведения. К обучению, уже на этой стадии олигофрении, не проявляют никакого интереса.

Но надо отметить, что некоторые дети, страдающие легкой степенью олигофрении, несмотря на малопродуктивность мышления и нарушения психического развития, характеризуются частичной одаренностью.

Медлительность, без инициативность, инертность и плохое самообладание также считаются симптомами ранней стадии олигофрении. Больные слишком медленно и непрочно запоминают информацию, ослаблена способность концентрации внимания.

Они легковнушаемы и готовы подчиниться другим, при этом поступки страдающих дебильностью часто необдуманны, не целенаправленны, совершенно непредсказуемы. Наблюдается также усиление примитивных, например, сексуальных влечений.

Обращаем ваше внимание, что дебильность следует отличать от так называемой пограничной умственной отсталости, которая формируется в следствии внешних факторов и не имеет столь необратимых последствий.

Имбецильность

Средняя степень олигофрении, характеризующийся умеренной выраженностью интеллектуального недоразвития пациента, принятию называть имбецильностью. Олигофрения в степени имбецильности считается средним по тяжести расстройством психики и интеллекта, когда у пациентов наблюдается коэффициент интеллекта в районе 20-49 баллов.

Больные этой степенью олигофрении также могут себя обслуживать, выполнять простейшие упражнения. Мышление носит примитивный характер, больные косноязычны, словарный запас состоит всего лишь из нескольких десятков слов. Больные, страдающие имбецильностью также характеризуются инертностью, внушаемостью, отсутствием инициативы и потерянностью в новой обстановке.

При сохранении способности к самообслуживанию, люди, страдающие этой степенью олигофрении, часто оказываются не в состоянии выполнять даже самую примитивную производственную работу. Примечательно, что дети-имбецилы отличаются привязанностью к родным и близким людям, отмечается адекватная реакция больных на порицание или похвалу.

3 степени олигофрении

Глубокая форма умственной отсталости

Последней среди степеней олигофрении по степени тяжести является идиотия. Эта патология выражает самый глубокий уровень умственной отсталости, больные этой группы обладают коэффициентом интеллекта, не превышающем 20 баллов.

Разумеется, что мышление при таком глубоком уровне заболевания практически неразвито. Речь и мыслительные процессы практически отсутствуют. Пациенты плохо понимают и, следовательно, не воспринимают обращенную к ним речь.

Страдающие идиотизмом больные не способны действовать осмысленно, они общаются с окружающими только проявлением эмоций, выражающих удовольствие или неудовольствие.

Идиоты способны произносить лишь отдельные звуки или слова. Навыки самообслуживания полностью отсутствуют, больные целиком зависят от ухаживающих за ними людей.

При тяжелой форме заболевания, у пациентов снижены почти все виды чувствительности, даже болевые. Отсутствует разница между съедобным и несъедобным, горячим и холодным, высоким и низким, сухим и влажным.

Имбецильность и идиотия, в свою очередь, имеют по три степени развития, которые отличаются глубиной заболевания, причинами и сроками ее возникновения.

Мы представили основные симптомы и отличительные черты трех степеней умственной отсталости при олигофрении, основой борьбы с которыми является профилактика.

Первичная профилактика должна быть нацелена на охрану здоровья беременных и всестороннее диагностику плода, что может предупредить рождение больного ребенка.

Задача вторичной – раннее выявление и своевременное и полноценное лечение и реабилитация больных олигофенией.

Источник: http://7psihozov.ru/oligofreniya/raznovidnosti-oligofrenii.html

Дебилъность, имбецильность, идиотия и DSM-III

Стадии идиотизма

В странах Западной Европы и США эти термины используются лишь в узком профессиональном кругу специалистов (например, медиками). В широкой социальной и педагогической практике используется обобщающее определение «труднообучаемые».

Согласно классификации, принятой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1994 г.[1], умственная отсталость включает четыре степени снижения интеллекта: незначительную, умеренную, тяжелую и глубокую в зависимости от количественной оценки интеллекта (IQ).

Сопоставление качественной характеристики снижения интеллекта (Россия) и количественной характеристики (зарубежные страны) дает следующие соотношения:

IQDSM-IIIМеждународная системаРоссийская система
7 1 и вышеНормаНорма
50-70Незначительная умственная отсталость, затруднение в ученииДебильность
35-49Умеренная умственная отсталость, трудности в обученииИмбецильность
25-39Тяжелая умственная отсталость, значительные трудности в обученииИдиотия
20 и нижеГлубокая умственная отсталость

Дебильность – незначительная степень умственной отсталости. Эта категория лиц составляет большинство среди страдающих умственной отсталостью (70-80%).

Дети отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников. Они, как правило, позже начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания. Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют.

Они мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден. Фразы односложны.

Дети не могут передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объему, чем в норме.

Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих из двух-трех слов, даже в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника.

Без коррекционного обучения к концу дошкольного возраста у этих детей формируется только предметная деятельность. Игровая

деятельность не становится ведущей.

В младшем дошкольном возрасте у них преобладают бесцельные действия с игрушками (несет кубик в рот, бросает куклу), к старшему дошкольному возрасту появляются предметно-игровые действия (укачивание куклы, катание машины), процессуальная игра – многократное повторение одних и тех же действий. Игровые действия не сопровождаются эмоциональными реакциями и речью. Сюжетно-ролевая игра самостоятельно, без специального коррекционного обучения не формируется.

Общение ребенка с нормально развивающимися сверстниками затруднено: его не принимают в игру, так как он не умеет играть. Он становится отверженным в среде сверстников и вынужден играть с более младшими детьми.

Такой ребенок в условиях обычного детского сада испытывает стойкие трудности в усвоении программного материала на занятиях по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию. Если ребенок не получил в детском саду специальной педагогической помощи, он оказывается не готовым к школьному обучению.

Часто дети с незначительной умственной отсталостью воспитываются в условиях массового детского сада, так как их отставание неярко выражено. Но попадая в массовую общеобразовательную школу, они сразу же испытывают значительные затруднения в усвоении таких учебных предметов, как математика, русский язык, чтение.

Часто остаются на второй год, но и при повторном обучении не усваивают программный материал. Для того чтобы как можно раньше установить причины трудностей и оказать ребенку специальную педагогическую помощь, необходимо провести его психолого-медико-педагогическое обследование в ПМПК.

Если это будет необходимо, ему будет рекомендовано обучение в другом типе школы.

Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, дети с незначительной умственной отсталостью все же имеют возможности для развития.

У них в основном сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, ориентированы на взрослого, у большинства из них эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудовую деятельность.

Дети с незначительной степенью умственной отсталости нуждаются в специальных методах, приемах и средствах обучения, которые учитывают особенности их психического развития.

Для них существуют специальные детские сады, специальные группы в обычных детских садах, где созданы особые образовательные условия для их развития.

Возможно включение двух-трех детей с незначительной степенью умственной отсталости в коллектив нормально развивающихся сверстников.

С семи-восьми лет дети с незначительной умственной отсталостью поступают в специальные (коррекционные) школы VIII вида, где обучение ведется по специальным программам.

В небольших городах открыты специальные классы для детей с нарушениями интеллекта при массовых школах.

Однако возможности профессиональной подготовки выпускников, обучающихся в этих классах, значительно ниже, чем в специальных школах для детей с нарушением интеллекта.

Большинство юношей и девушек с незначительной степенью умственной отсталости к моменту выпуска из школы по своим психометрическим и клиническим проявлениям мало чем отличаются от нормально развивающихся людей. Они благополучно трудоустраиваются, вливаются в трудовые коллективы на производстве, создают семьи, имеют детей.

Эти люди дееспособны, поэтому общество признает их способными отвечать за свои поступки перед законом, нести воинскую повинность, наследовать имущество, участвовать в выборах в органы местного и федерального управления и т. д.

Имбецильность является умеренной степенью умственной отсталости. При этой форме поражены как кора больших полушарий головного мозга, так и нижележащие образования. Это нарушение выявляется в ранние периоды развития ребенка.

В младенческом возрасте такие дети начинают позже держать головку (к четырем-шести месяцам и позже), самостоятельно переворачиваться, сидеть. Овладевают ходьбой после трех лет.

У них практически отсутствуют гуление, лепет, не формируется «комплекс оживления».

Речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы. Часто значительно нарушено звукопроизношение. Существенно страдает моторика, поэтому навыки самообслуживания формируются с трудом и в более поздние сроки, чем у нормально развивающихся детей.

Познавательные возможности резко снижены: грубо нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление.

Основной чертой, характерной для лиц данной категории, является неспособность к самостоятельному понятийному мышлению. Имеющиеся понятия носят конкретный бытовой характер, диапазон которых очень узок. Речевое развитие примитивно, собственная речь бедна, хотя понимание речи на бытовом уровне сохранно.

Дети с умеренной степенью умственной отсталости (имбецильность) признаются инвалидами детства. Эти дети вполне обучаемы, т.е. способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, некоторыми сведениями об окружающем мире, научиться какому-либо ремеслу. В то же время они не могут вести самостоятельный образ жизни, нуждаются в опеке.

В дошкольном возрасте дети могут посещать специальные детские сады для детей с нарушением интеллекта, а в 7-8 лет они могут быть приняты в специальные (коррекционные) школы VIII вида, где для них созданы специальные классы. Также они могут обучаться в школах для детей с выраженным нарушением интеллекта.

По окончании школы юноши и девушки находятся в семье, они способны выполнять простейший обслуживающий труд, брать на дом работу, не требующую квалифицированного труда (склеивание конвертов, коробок и т.д.).

Практика показала, что лица с умеренной степенью умственной отсталости прекрасно справляются с сельскохозяйственным трудом (опыт кэмпхилл-общин), который доставляет им радость, давая возможность самореализоваться.

Идиотия – самая тяжелая степень умственной отсталости. Диагностика этих грубых нарушений возможна уже на первом году жизни ребенка.

Среди многочисленных признаков особо выделяются нарушения статических и моторных функций: задержка в проявлении дифференцированной эмоциональной реакции, неадекватная реакция на окружение, позднее появление навыков стояния, ходьбы, относительно позднее появление лепета и первых слов, слабый интерес к окружающим объектам и игре.

Диагностика основывается также на данных о здоровье членов семьи, течении беременности и родов, а также на результатах генетических и пренатальных исследований.

У взрослых резко нарушены процессы памяти, восприятия, внимания, мышления, снижены пороги чувствительности. Им недоступно осмысление окружающего, речь развивается крайне медленно и ограниченно или не развивается вообще.

Наблюдаются тяжелые нарушения моторики, координации движений, пространственной ориентировки. Часто эти нарушения так тяжелы, что вынуждают к ведению лежачего образа жизни.

Медленно и трудно формируются элементарные навыки самообслуживания, в том числе гигиенические.

Однако дети с тяжелой умственной отсталостью так же, как и остальные, способны развиваться. Они могут научиться частично обслуживать себя, овладеть навыками общения (речевым или безречевым), расширять свои представления об окружающем мире.

В России лица этой категории в основном находятся в учреждениях Министерства социальной защиты, где за ними обеспечивается только уход.

[1] Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксакова, Б. А. Архипова, Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 214.

Источник: https://psixologiya.org/razdely/specialnaya/1615-debilnost-imbeczilnost-idiotiya-i-dsm-iii.html

Идиотизм – симптомы, признаки, причины

Стадии идиотизма

Идиотия (разговорное идиотизм) – крайняя, самая тяжёлая степень олигофрении. Коэффициент интеллекта чуть выше, или ниже отметки в 20 баллов.

Эти больные необучаемы, практически не умеют разговаривать, изредка произнося непонятные звуки, или отдельные слова.

Мышление отсутствует, они не узнают родных и близких. Эмоциональное проявление личности ограничено выражением удовлетворения, или неудовольствием. Идиоты не способны сами за собой ухаживать. Их невозможно обучить простейшим навыкам самообслуживания, самостоятельно одеваться.

Такие люди неукротимы в процессе поглощения пищи. Они могут есть беспрерывно, причём не отличают съедобное от несъедобного, холодное от горячего, солёное от несолёного. Зачастую они засовывают в рот даже собственные экскременты.

Больные не контролируют органы малого таза, из-за чего всю жизнь им предпочтительней ходить в памперсах. Интересы их строго ограничены узким кругом потребностей: еда, сон, половое влечение. Они могут бесцельно, часами раскачиваться из стороны в сторону, биться головой о стену, хлопать в ладони.

Олигофрены в такой тяжелой стадии слабоумия не умеют пользоваться столовыми приборами, жевать пищу, глотая её целиком. Для идиотии характерен сниженный порог чувствительности: эти люди могут не чувствовать боли от ударов, или ожогов. Научить их чему-либо крайне сложно.

Умственная отсталость в стадии идиотии нередко идёт в паре с пороками внутренних органов и физическими аномалиями. У больных наличествует микро, или макроцефалия, они бывают великанами, или карликами, полнота доходит до ожирения. К этому присоединяются дефекты строения лица, врождённая патология рук и ног.

Тяжёлые заболевания эндокринной системы, пороки сердца, неврологические расстройства – список далеко не всех напастей этого страшного недуга. Даже самая самоотверженная семья не в силах годами заботиться и ухаживать за этими несчастными, беспомощными людьми. Обычно свою жизнь они заканчивают в специальных домах-интернатах для психохроников.

Комплекс провоцирующих факторов

На развитие идиотии влияют 2 фактора: внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные), возможно их сочетание:

  1. Эндогенные: наследственные расстройства обмена веществ, мутации генов, аномалии хромосом. Идиотизм может вызвать синдром Дауна, фенилкетонурия, гаргоилизм, микроцефалия. Эти патологии наследуются по рецессивному признаку.
  2. Экзогенные: инфекционные и токсические повреждающие факторы влияния. К первым относятся такие болезни, как краснуха, сифилис, токсоплазмоз. Ко второй группе: алкоголизм матери, несовместимость по резус-фактору, бесконтрольный приём во время беременности некоторых медикаментов.

Формы и виды болезни

Выделяют две формы идиотии:

  1. Торпидная форма. Больные обездвижены и как бы отсутствуют во времени и пространстве. Если их предоставить самим себе, они будут днями пассивно лежать в кровати.
  2. Возбудимая форма. Пациенты находятся в постоянном маятникообразном движении: раскачиваются из стороны в сторону, ритмично бьются головой о спинку кровати, или стену, механически вырывают пучки волос с головы, царапают себе лицо.

Основные виды идиотии определяют по следующим признакам и симптомам:

  1. Амавротическая идиотия. Очень редкое, стремительно прогрессирующее заболевание, идущее по двум направлениям. Зрение быстро падает из-за поражения сетчатки, что приводит к его частичной потере, или абсолютной слепоте. Слабоумие приближается семимильными шагами.
  2. Врождённая амавротическая. Проявляется в младенческом возрасте, сопровождается судорогами, гидроцефалией, резко сниженным мышечным тонусом.
  3. Ранняя детская. Момент проявления симптомов приходится на первый год жизни: быстро нарастающая слепота и резкое снижение интеллектуального развития.
  4. Поздняя детская. Возраст выявления – до пяти лет. Симптомы болезни (судороги, падение зрения, слабоумие) нарастают постепенно.
  5. Юношеская. Проявляется в раннем школьном возрасте – до 10 лет. Характеризуется снижением памяти, интеллекта, двигательными, эндокринными и вегетативными расстройствами.
  6. Поздняя. Диагностировать этот вид можно только у взрослых. Начинают проявляться симптомы органического поражения головного мозга, патологии в мозжечке, потеря слуха.
  7. Дизостотическая. Передающийся по наследству дефект костей, суставов, высшей нервной системы, тяжёлые недуги внутренних органов.
  8. Гидроцефальная. Провоцируется врождённой водянкой головного мозга.
  9. Микседематозная. Развитие болезни начинается на фоне неправильного функционирования щитовидной железы.
  10. Моральная. Умственная деятельность достаточно сохранна. Больше страдает эмоционально-волевая сфера.

Стадии прогресса болезни

Легкая, средняя и тяжелая степени идиотии по существу мало чем отличаются друг от друга

При лёгкой и средней степени умственной отсталости больного можно научить самым простым вещам. У них более развита чувствительность.

Они могут отличить холодное от горячего, высокое от низкого. Больные в состоянии элементарно себя обслужить. Они узнают родных, или опекунов, проявляя радость при их появлении. Могут строить простые предложения из пары слов, откликаться на своё имя.

Тяжёлая степень – это полная выключенность больного из жизни. Олигофрены с глубокой идиотией с трудом передвигаются, или вовсе не умеют ходить, движения беспорядочные, нескоординированные. Они не узнают родных.

Порог чувствительности очень низкий: они не реагируют на боль, а также на другие раздражители. Не умеют самостоятельно встать с кровати, падая при таких попытках на пол. Больные не говорят, изредка издавая только нечленораздельные звуки.

Эта степень характеризуется глубокой инвалидностью. Как личность, человек не присутствует в социуме. Тяжёлые идиоты проводят жизнь в психоневрологических интернатах. Срок жизни- около 40 лет.

Особенности детской идиотии

Идиотия заметна с раннего детства. Малыши сильно отстают в психомоторном развитии. Они очень поздно начинают держать головку, присаживаться, стоять, для многих ходьба остаётся недостижимым прогрессом. Даже научившись ходить, они делают это неуклюже, часто падая и спотыкаясь.

Эти дети не испытывают эмоций, они не плачут, не смеются, реагируют на раздражители только криком и гневом, или не проявляют никакой реакции вообще. Даже резкие звуки и яркий свет софитов не заставит ребёнка вздрогнуть, или зажмуриться.

Если малыш положит руку на раскалённую плиту, он не отдёрнет её, а будет стоять и кричать. Низкий болевой порог, впрочем, даже чувство боли притупляет настолько, что пострадавший может её практически не чувствовать. Им неподвластны никакие формы осмысленной деятельности.

Таких деток легко узнать на улице: у них слишком маленькая, или большая голова, дефекты строения лица: заячья губа, деформация ушей, волчья пасть, неровный ряд уродливых зубов.

Неврологические симптомы: ассиметрия лица, косоглазие, опущение века, выражение лица бессмысленное, застывшее, рот постоянно приоткрыт, потому что излишне толстый язык не умещается во рту. Недержание мочи, кала, постоянное слюнотечение из-за затруднений с глотанием.

Дети не учатся в коррекционных классах: это привилегия для учеников с лёгкой степенью олигофрении, родители должны обеспечить такому ребёнку уход и надзор круглосуточно. Выросшее чадо обычно не оставляют в семье из-за прогрессирующего слабоумия.

Диагностика и тесты

Диагностируют болезнь педиатры, неврологи и психиатры. Педиатры ставит заключение на основании наблюдения ребёнка с самого рождения.

Неврологи и психиатры дают оценку эмоционально-психическому состоянию, уровню коэффициента интеллекта, мышления, степени развития рефлексов.

Для уточнения степени повреждения мозга проводится МРТ и компьютерная томография. Данные этих исследований помогут поставить правильный диагноз. Дополняет картину сбор анамнеза и выявление роли наследственных факторов.

При подозрении в идиотизме больного тестируют в трёх основных направлениях:

  • уровень развития интеллекта;
  • умение делать логические умозаключения;
  • анализ развития речи тестируемого.

Исследование одаренности олигофрены в тяжёлой стадии не проходят.

Фото-подборка и видео больных с идиотизмом:

Идиотия как тяжелейшая форма олигофрении

Идиотия (в древне-греческом «идиос» означает «существующий без общения» или «частная жизнь») – одна из степеней олигофрении, является врожденной и самой тяжелой.

Она характеризуется глубоким снижением интеллекта, грубым недоразвитием мозга. Уровень развития интеллекта не превышает 35. Среди олигофренов такие больные самые нераспространенные, их количество не превосходит 5 %. На десять тысяч новорожденных приходится один больной.

Речь чаще всего отсутствует. Такие дети способны издавать только отдельные звуки, которые редко связаны с ситуацией, не означают какие-либо слова или действия. Понимание речи крайне ограничено, чаще они реагируют на эмоционально окрашенные фразы .

Признаки заболевания ярко появляются уже с первых дней после рождения. Симптомы выражаются в нарушениях чувствительных и двигательных функциональных систем. У младенцев выявляются сниженные реакции на все раздражители из внешней среды.

Они могут не реагировать на яркий свет, резкие и громкие звуки. Болевые и вкусовые ощущения также нарушены.

И только в легких случаях у детей с возрастом может проявляться незначительная динамика в их развитии. В большинстве больные беспомощны, не способны пользоваться примитивными предметами обихода.

Они не в состоянии овладеть элементарными навыками самообслуживания, требуют постоянного ухода.

Эмоций к родственникам и близким больные не проявляют, не узнают их, не проявляют чувств любви. У отдельных детей могут возникать эмоциональные привязанности к людям, которые о них заботятся. Но это чувство быстро пропадает, если ухаживающий долго не появляется.

Ниже представлена иллюстрация из книги «Типы душевных расстройств: иллюстрированный гид по физической диагностике психических заболеваний», написанная доктором Аланом МакЛейном Хамильтоном 1883г.

На рисунке представлен пациент-диагноз идиотия

J.R. – возраст 43 года, самый известный случай в литературе по психиатрии. Он весит 72 фунта (32 кг), его рост 4 фута 7 дюймов (140 см), а его голова, возможно, самая маленькая из зарегистрированных в стране.

От корня носа до затылочного бугра – 15 дюймов (38 см), от уха до уха в затылочной части – 8 дюймов (20 см), в лобной – 8 дюймов (20 см).

Но, нужно учитывать, что его голова покрыта короткими жесткими волосами, так что измерения будет вернее считать в сторону уменьшения, где-то в дюйм. Почти все зубы у него выпали, и на обоих глазах – катаракты. Общее состояние здоровье – хорошее, питается – хорошо.

Интеллект практически равен нулю. Он научен ругаться и произносить еще несколько слов, значения которых явно не знает. Характер спокойный,пациента легко удивить. Левое ухо имеет давний очаг воспалительных процессов, и сильно деформировано.

Причины заболевания

Существует немало факторов, влияющих на возникновение рассматриваемой патологии.

  1. Генетическая предрасположенность – передача патологических признаков от родителей к детям. Часто проявляется не в первом, а в последующих поколениях. Может быть связано с генной предрасположенностью к различным нарушениям обмена веществ. Например, олигофрения фенилпировиноградная (фенилкетонурия). Частичная утрата, неправильное расположение, изменение места и количества хромосом также могут привести к нарушениям умственной деятельности. Это синдром Дауна, синдром Ангельмана и другие.
  2. Неблагоприятное воздействие на плод в период беременности. В это время мозг ребенка наиболее уязвим. Действия матери и перенесенные болезни влияют на дальнейшее развитие ребенка, могут привести к искажениям или остановке развития.

К ним относят:

  • инфекции – сифилис, краснуха, вирус гриппа, паротит, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция и другие;
  • употребление алкоголя, наркотических средств, снотворных лекарств, абортирующих препаратов;
  • радиоактивное излучение;
  • воздействие на беременную ядов, токсинов;
  • заболевания внутренних органов у матери – сердечно-сосудистая недостаточность, болезни почек, печени, желез внутренней секреции;
  • дефицит йода;
  • неправильное питание во время беременности, нехватка полезных веществ.
  • Травмы головы плода в период вынашивания – ушибы живота.
  • Травмы головы ребенка во время родов могут вызвать кровоизлияния, деформации черепа, асфиксию.
  • Поражения головного мозга у новорожденных. Их могут вызывать нейроинфекции, травмы, интоксикации. Также идиотия может быть вызвана недостатком йода, тяжелыми расстройствами питания, как последствие рахита.
  • Источник: https://psiholog-kipor.ru/psihologiya-otnoshenij/idiotizm-simptomy-priznaki-prichiny.html

    Идиотия: лечение, формы и степени, причины

    Стадии идиотизма

    Идиотией называется максимально тяжелая степень умственной отсталости. Такой патологией больные страдают с момента рождения. Выявить патологию можно уже у грудничка первых недель жизни за счет зрительного отставания психомоторного развития.

    Пациенты полностью беспомощны. Психологическое и эмоциональное развитие у них не происходит. Они не в состоянии узнавать близких и родных, не разговаривают. Больные малыши появляются на свет у абсолютно здоровых родителей. Коэффициент IQ у таких больных пациентов всю жизнь так и не превысит 20.

    Такие дети не способны к обучению. Не усваивают даже элементарные навыки самообслуживания. Могут отличаться непристойным поведением, неопрятны.

    Дети практически не проявляют положительные эмоции, но показывают высокую склонность к агрессии и аутоагрессии. Могут рвать на себе волосы, щипать и кусать себя и окружающих. Больные нуждаются в пожизненном присмотре.

    В наиболее сложных случаях возможность восприятия окружающего мира полностью отсутствует, не и малейшей двигательной активности.

    Виды идиотии

    В настоящий момент специалисты выделяют одиннадцать видом этой тяжелой патологии. В том числе выделяются следующие виды.

    Амавротическая идиотия

    Является одним из наиболее сложных вариантов этого тяжелейшего диагноза. У больных амавротической идиотией по мере взросления патология прогрессирует.

    В короткие сроки начинается деградация интеллекта, которая в короткий срок доходит до уровня полной идиотии с отсутствием реакции на любые внешние раздражители. У пациента снижается уровень зрения, приводя к полной слепоте.

    Медики выделяют особое строение глазного дна у страдающих данной патологией.

    В настоящий момент точные причины заболевания не выделены. Наблюдения за пациентами позволяют предположить присутствие наследственной предрасположенности, патология часто наблюдается в родственных браках. При рождении младенец страдает гидроцефалией. Он страдает от судорог и параличей. Продолжительность жизни не превышает нескольких месяцев.

    Дебильность идиотия

    Дебильность является одной из степеней олигофрении. Такая патология может быть как врожденной, так и приобретенной. В числе причин, приводящих к дебильности, медики отмечают следующие факторы:

    • наследственная предрасположенность, включая генеративную патологию клеток родителей больного, в этом случае может развиваться болезнь Дауна, истинная микроцефалия и другие патологии аналогичного типа;
    • заражение зародыша или плода в период внутриутробного развития при перенесении матерью в этот период таких заболеваний, как краснуха, сифилис, токсоплазмоз, другие инфекции, вызванные вирусами;
    • вредные факторы, которые ребенку пришлось перенести в первые три года жизни, в том числе травмы головы, конфликт резус-фактора матери и плода, родовые травмы и другое.

    Такие пациенты могут при должном обучении обслуживать себя, они получают образование во вспомогательных школах. Некоторые больные отличаются частичной одаренностью. При низкой общей продуктивности мышления они, например, могут хорошо совершать арифметические действия в уме. Пациенты могут быть апатичными или наоборот отличаться повышенным уровнем возбудимости.

    Дебильность имбецильность идиотия

    Пациенты, страдающие олигофренией, могут в зависимости от типа отличаться по уровню развития. Олигофрения делится на дебильность, имбецильность и идиотию. Дебильность в этом списке является наименее сложным случаем патологии. Пациенты в состоянии самостоятельно себя обслуживать.

    Многие заканчивают специализированную школу и в дальнейшем могут вести почти полноценный образ жизни, работая на производстве, выполняя несложные рудовые действия, например, делать уборку, выполнять погрузочно-разгрузочные работы.

    За счет нарушения восприятия окружающего мира лица, страдающие олигофренией в стадии дебильности, нуждаются в пожизненном контроле.

    Идиотия имбецильность

    Средняя степень олигофрении носит наименование имбецильности. Патология может быть врожденной или возникнуть в первые месяцы жизни в случае получения травм головы или перенесении некоторых вирусных инфекций.

    Имбецилы в отличие от дебилов не в состоянии полностью обслуживать себя, но могут самостоятельно выполнять простые механические действия. Например, они в состоянии обеспечивать свой гигиенический уход. Пациентов, страдающих олигофренией в стадии имбецильности, могут признавать обучаемыми. Они осваивают простые навыки чтения.

    Как правило, такие больные не в состоянии осваивать счет и выполнять простейшие математические действия. При этом такие пациенты показывают высокую степень привязанности к родным, они понимают родственные чувства, могут находить друзей в кругу таких же пациентов. Но отличаются полным отсутствием инициативы. Теряются при малейшем изменении окружающей обстановки.

      Нуждаются в постоянном уходе, не способны к каким-либо самостоятельным действиям.

    Идиотия является самой сложной степенью олигофрении. При этом варианте патологии почти полностью или полностью отсутствуют мышление и речь.

    На эмоциональном уровне пациенты способны только на самом примитивном уровне демонстрировать наличие удовольствия или неудовольствия. Родственников от посторонних такие больные отличит не в состоянии.

    Могут произносить лишь отдельные, несвязанные и неосознанные, звуки.

    Семейная амавротическая идиотия

    Сложная и тяжелая форма умственной отсталости. В основе патологии лежит генетическое нарушение липидного обмена. Первые проявления диагноза чаще всего выявляются в возрасте от трех до шести месяцев. Изменения проявляются в дегенеративных процессах в сетчатке глаза, приводящей к полной слепоте, прогрессирующей слабости мускулатуры и полной умственной отсталости.

    В медицинской практике различают четыре варианта патологии:

    • Являющаяся ранней формой болезнь Тея-Сакса, дети, которые страдают этим диагнозом, умирают возрасте максимум трех лет от нарастающей кахексии.
    • Поздняя форма, которая носит название болезнь Большовского-Яского, симптомы проявляются у детей в возрасте 2-4 лет. Дети погибают в возрасте 5-7 лет.
    • Юношеский вариант, болезнь Шпильмейера-Фогта-Баттена, начинает проявляться в возрасте от 5 до 15 лет. Пациенты страдают от параличей, судорожных припадков, у них прогрессирует слабоумие. Максимальная продолжительность жизни достигает в большинстве случаев 20 лет.
    • В зрелом возрасте возможно начало развития болезни Куфса. Симптомы аналогичны всем типам данной патологии. Зрение в этом случае снижается постепенно, развиваются параличи и эпилептические, присутствует выраженная пигментация глазного дна.

    Вне зависимости от формы патологии, в настоящий момент лечения не существует. Используется только поддерживающая терапия, призванная облегчить страдания пациента.

    Тяжелая идиотия

    В медицинской практике выделяются несколько степеней этой формы умственной отсталости. Пациенты, у которых отмечается легкая и средняя степень, способны научиться самым простым действиям.

    Они иногда способны узнавать людей, которые постоянно с ними общаются, отличают горячее и холодное.

    При постоянных занятиях способны освоить несколько слов, хотя обычно не осознают их значение и не могут применять в жизни.

    Тяжелая идиотия является самым сложным вариантом наивысшей степени олигофрении идиотии. Пациенты, страдающие этим диагнозом, способны вести только вегетативное существование. Они не реагируют на окружающую действительность. В состоянии только произносить отдельные неосознанные звуки. Такие больные нуждаются в постоянном уходе. Уровень развития соответствует новорожденным детям.

    Минусом диагноза становится понимание отличия степеней только медиками или людьми, которые проводят с больным большое количество времени. По сути все три степени фактически друг от друга не отличаются.

    Олигофрения идиотия

    Идиотия, как самая тяжелая степень олигофрении, показывает полное отсутствие возможности больным выполнять какие-либо осознанные действия. Пациенты не высказывают привязанности к родным и близким. Они не могут отличить посторонних и родных.

    Степени идиотии

    Врожденное слабоумие имеет несколько степеней. В самых сложных случаях пациенты способны только к вегетативному образу жизни, они не двигаются, не выказывают эмоций.

    При более высокой степени пациенты выказывают минимальные жизненные требования, например, они могут подавать знаки в виде возгласов в случае желания принимать пищу.

    Показывают свое приятие или неприятие действий, которые могут провоцировать неприятные ощущения.

    Идиотия у детей

    Идиотия является врожденной патологией. В настоящий момент медики выявили наследственную предрасположенность к появлению заболевания, но гарантированного рождения в семье, где были ранее отмечены случае умственной отсталости, больного ребенка не выявлено.

    Дети, страдающие этой самой сложной формой олигофрении, в умственном отношении не изменяются. Уровень их коэффициента IQ составляет максимум 20.

    Формы идиотии

    В настоящий момент медики выделяют две формы самой тяжелой степени олигофрении идиотии:

    • Торпидная, страдающие ею пациенты словно полностью отсутствуют в пространстве и времени. Предоставленные сами себе они не выказывают желания даже к минимальному движению. Без ухода умирают от голода и жажды, так как не в состоянии понимать необходимость выполнять какие-либо действия.
    • Возбудимая, в том случае больные находятся в постоянном движении, непрерывно раскачиваясь как маятник, могут ритмично биться головой о стену, пол, спинку кровати, не ощущая или не понимая боли.

    Вне зависимости от формы, пациенты нуждаются в постоянном уходе. Самостоятельные действия они выполнять не способны. Учитывая отсутствие возможности узнавать близких, медики рекомендуют определять таких больных в специализированные медицинские учреждения.

    Рождение умственно отсталого ребенка с олигофренией в стадии идиотии становится настоящим проклятьем для его семьи. Часто родственники стараются оставлять больного идиотией в семье, беря на себя обременительные задачи в области ухода.

    В реальности медики обращают внимание, что такие жертвы целесообразны только при присутствии возможности пригласить для ухода за пациентом профессиональную сиделку с медицинским образованием.

    Люди, страдающие от этой патологии, часто испытывают проблемы с появлением пролежней, они требуют наблюдения за счет возможности поражения организма инфекциями, нуждаются в выполнении специализированных гигиенических процедур. 

    Источник: https://chastnaya-psihiatricheskaya-klinika.ru/idiotiya

    Идиотизм

    Стадии идиотизма

    Идиотизм – это полное отсутствие интеллекта или состояние, при котором развитие интеллекта остановилось, достигнув уровня детского возраста.

    Идиотизм относится к психической болезни, обусловленной задержкой в развитии умственных способностей в начале первых лет жизни. Данное заболевание относят к врожденному слабоумию.

    Тяжелая форма патологии отмечается полнейшим отсутствием речи, мышления, снижением болевой чувствительности.

    Причины идиотизма

    Причины, вызвавшие идиотизм, могут быть различными:

    – случайное повреждение у новорожденного головы;

    – инфекционное заболевание, осложнившееся воспалением мозга;

    – генетическая предрасположенность к душевным и нервным болезням;

    – пьянство, во время зачатия;

    – болезни или нравственные потрясения будущей матери в период беременности;

    – родство родителей;

    – наследственный сифилис;

    – задержка зародышевого развития мозга;

    – дурные гигиенические условия, недостаточное питание, чрезмерное укутывание головы;

    – применение водки, опия в убаюкивании ребенка.

    Симптомы и признаки идиотизма

    Врач после осмотра больного может сделать выводы о степени слабоумия и установить диагноз.

    Например, для врожденного тупоумия характерна задержка развития умственных способностей, однако она настолько незначительна, что эти пациенты внешне и по поведению мало чем отличаются от нормальных людей.

    Тупоумие – это узконаправленное мышление, принимающее узкий спектр информации и не воспринимающее спектр информации противоположного значения. К тупоумию относят ограниченность умственных способностей, которые выражаются в несообразительности, глупости, невосприимчивости.

    Идиот, страдающий тупоумием, не способен осмысливать информацию, подвергать ее анализу, производить осмысленное умозаключение и делать правильный вывод. Тупоумие обусловлено мутацией на генном уровне.

    У таких индивидов духовное развитие способно к незначительному прогрессу, при этом восприимчивость их слабая, а мыслительная деятельность вялая, однако у них может формироваться не существенное самосознание и они могут стать самостоятельными личностями.

    Ничего такого подобного не происходит при глубоких степенях идиотизма.

    Глубокая степень идиотизма отмечается неспособностью к оборонительным движениям, во время инъекций идиоты не одергивают руку, а только кричат или плачут. Другие настолько беспомощны, что самостоятельно не едят и акт питания происходит после того, как будет положена пища в рот.

    Третьи всю жизнь не могут выучиться управлять функциями мочеиспускания, а также испражнениями, и эти акты происходят непроизвольно. Некоторые идиоты не способны пользоваться ногами для ходьбы, однако их мышцы не поражены параличом. При ходьбе движения их рук неловки, а походка неуклюжая.

    Речь может отсутствовать или ограничиваться произнесением отдельных нечленораздельных звуков. У других индивидов отмечается способность к речи, однако разговор напоминает детский лепет, а отдельные буквы совсем не выговариваются.

    У идиотов с сохранностью речи, имеются проявления умственных признаков, однако в зачаточном состоянии.

    Определяют степень умственного развития больного, сравнивая его развитие с нормальным ребенком. Идиоты напоминают детей по развитию от одного года до четырех лет.

    Это сравнение позволяет лишь в общих чертах представить психическое состояние идиотов, также они еще различаются существенно по характеру. Одни малоподвижны, молчаливы, не восприимчивы к различным впечатлениям.

    Другие, наоборот, очень подвижны, подбирают блестящие предметы, кладут их в рот, всегда что-то бормочут, проявляют симпатию к определенным личностям.

    У третьих наблюдаются стереотипные привычки (вертятся на одном месте, качаются, засовывают палец в рот). Многим присуща подражательность. Эта подражательность проявляется в том, что на вопросы, предлагаемые им, они отвечают этими же вопросами.

    При высших степенях идиотизма речь способна быть совершенно свободной, возможно обучение идиотов письму и чтению, некоторым механическим простым работам, а также рукоделию. Такие идиоты различают предметы и людей, выполняют простые поручения, однако к дальнейшему совершенствованию они неспособны, поскольку теряются перед сложной задачей.

    У высших идиотов возникают склонности к лакомствам, интерес к другому полу, который они удовлетворяют импульсивно, не удерживаясь ни стыдом, ни нравственными побуждениями.

    К умственной бедности зачастую присоединяется нравственное извращение, склонность к обману и лжи в грубой форме. В целом идиоты безвредны и добродушны, однако в случае раздражения превращаются в злых и опасных личностей, не умеющих оценить последствия своих поступков.

    Феномены идиотии отмечаются поразительным развитием памяти в одном направлении. Некоторые личности прославились способностью производить наизусть сложнейшие вычисления, другие выделялись феноменальным музыкальным слухом, или талантом к определенному ремеслу. Известен в истории случай идиота Минда, получивший название “кошачьего Рафаэля”, поскольку замечательно рисовал кошек.

    Характеристика идиотов не ограничивается только духовной стороной больных. Идиотия зачастую сопровождается физическими симптомами, например, она сочетается с параличом одной половины тела, обширными параличами или эпилептическими припадками.

    Нередко встречаются неправильные формы лица и черепа – асимметрия, уменьшение или увеличение головы, уродливые, искривленные формы черепа, аномалии в расстановке и неправильное развитие зубов, безобразные ушные раковины, слепота, косоглазие и другие физические недостатки. Очень часто отмечается недостаточное развитие, а также аномалии половых органов.

    Однако в большинстве случаях способность к половой жизни сохраняется и у некоторых больных идиотизмом женщин даже наблюдались роды.

    Традиционная психиатрия выделяет несколько стадий врожденного слабоумия:

    – олигофрения;

    – дебильность или дебилизм;

    – имбецильность;

    – идиотизм или идиотия.

    Первая стадия отмечается благоприятным прогнозом социальной адаптации пациента с применением корректирующих методик олигофренопедагогики, при условии, если слабоумие не отягощается социопатией. Наличие в анамнезе дебильности или олигофрении в ограниченной степени не выступает препятствием прохождения службы в армии.

    На бытовом уровне часто под признаками идиотизма подразумевают непрактичное поведение, которое не следует путать с асоциальным или девиантным. Политкорректная психиатрия рассматривает идиотизм, как нетрадиционную интеллектуальную ориентацию, а не как клиническое отклонение от нормы.

    Идиотизм согласно МКБ-10

    МКБ-10 относят дебильность, имбецильность, а также идиотию к нарастающим степеням тяжести олигофрении, при этом всего выделяют четыре степени:

    – легкая – IQ 50-70

    – умеренная – IQ 35-50

    – тяжелая – IQ 20-35

    – глубокая – IQ менее 20

    Излечению идиотизм не подлежит. Осуществляют попытки в лечении идиотов-микроцефалов, вырезая кусочки черепных костей, чтобы устранить черепную тесноту, мешающую росту мозга.

    Специалисты ограничиваются по отношению к идиотам систематическим обучением в специальных заведениях. Они редко доживают до преклонного возраста, однако при хорошем уходе их жизнь можно продлить до нескольких десятков лет.

    Психоневролог Гартман Н.Н.

    Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

    Источник: https://psihomed.com/idiotizm/

    ВашПсихолог
    Добавить комментарий