Творческая рефлексия

7+ примеров рефлексии в конце урока

Творческая рефлексия

Рефлексия в конце урока помогает учителю определять эффективность своей работы и степень усвоения материала классом.

Ребенку — систематизировать полученные знания и сравнивать собственные успехи с достижениями одноклассников.

Рефлексия является обязательным требованием по ФГОС (федеральный государственный стандарт).

Учитель в ней выполняет роль организатора, ученики выступают главными действующими лицами.

В этой статье мы собрали классификацию и несколько примеров рефлексии в конце урока, будь то алгебра, русский или английский язык, которые помогут преподавателю наладить обратную связь с классом.

  • Основные  цели рефлексии
  • Какие виды рефлексии бывают
  • Примеры рефлексии в конце урока по ФГОС
  • Как правильно использовать рефлексию в конце урока

Основные цели рефлексии

Рефлексия, в дословном переводе размышления о своем внутреннем состоянии и самоанализ, является одной из важнейших частей занятий, ведь задача хорошего преподавателя не просто выложить известный ему материал, а научить детей учиться и думать.

«Что я вынес из урока, был ли он мне понятен и интересен, как я смогу использовать свои знания в дальнейшем?»

К сожалению, многие преподаватели считают, что достаточно раздать детям грустные/веселые смайлики, чтобы оценить результат своего и их труда. И это слишком простой подход.

Ведь что такое рефлексия? Простыми словами это этап урока, на котором ученик самостоятельно оценивает свои знания, эмоции от услышанного и анализирует полученную информацию.

Думает о том, насколько полезно, понятно услышанное и нужно ли оно ему вообще.

[

Рефлексия в конце урока важна, чтобы ребенок понял:

  • Какие знания получил
  • Каких целей удалось достигнуть
  • Как он сможет использовать знания в будущем
  • Сможет ли верно оценить свою работу и работу одноклассников
  • Как развивать привычки самоменеджмента/самоконтроля
  • Как стимулировать  критическое мышление
  • Как сформировать осмысленный подход к действительности

Учителю же рефлексия позволяет наметить дальнейший план работы, оценить сильные и слабые стороны класса и найти коммуникативный подход к подопечным.

Прием может использоваться на любом этапе занятия, по итогам изученной темы либо в конце школьного часа.

Рефлексия в конце урока применяется особенно часто.

По содержанию

  • Символическая — ученик выставляет оценку уроку при помощи карточек с цифрами и других характерных изображений
  • Устная — рассказывает о своих впечатлениях
  • Письменная — излагает мысли в форме сочинения, ответов на вопросы анкеты и т. д.

По виду деятельности

  • Коллективная
  • Групповая
  • Фронтальная
  • Индивидуальная

Считается наиболее универсальным и легким видом.

Ученики приучаются к данному виду работы постепенно — всем классом, в небольших группах и, наконец, индивидуально.

Целевая

  • Эмоциональная — оценивает настроение и восприятие учебного материала — понравилось/нет, понятно/не понятно, интересно/не интересно и т. д.
  • Рефлексия деятельности — применяется на этапе проверки домашних заданий либо закрепления пройденного материала («дерево успеха», «лесенка успеха», «вагончики»).
  • Содержания материала — проводится в конце урока. Ребенок в письменной или устной форме отвечает на вопросы, продолжает предложение либо описывает свои впечатления о пройденном материале (анкета, сочинение, облако тегов и пр.).

Карточки со смайликами

Грустными, серьезными, веселыми и пр., о которых мы говорили в начале статьи, могут быть актуальны для оценки эффективности пройденного материала начальных этапах применения приема на практике — например, в 1-ом или 2-ом классах.

Такая символическая рефлексия позволит преподавателю понять, понравился ли детям урок, был ли он содержательным, веселым и интересным.

Помимо смайликов, можно использовать:

Палец — большой вверх для положительной оценки, вниз — для отрицательной.

Изображения солнышка — солнце — все получилось; солнце и тучка — все понятно, но остались вопросы; тучка — материал не понятен.

Гномик — улыбающийся — урок прошел успешно; грустный — было скучно и не увлекательно.

Лестница успеха

На большом листе картона необходимо нарисовать лестницу.

Ученикам раздать изображения трех человечков: одного — с опущенными руками; второго — с руками, разведенными в стороны; третьего — с руками, поднятыми вверх.

Если урок прошел неудачно по ощущениям малыша, он крепит первого человечка на нижнюю ступеньку.

Если средне — второго оставляет в середине лестницы.

Если успешно — закрепляет фигурку с поднятыми вверх руками на верхней ступеньке.

Вагончики впечатлений

На доске нужно закрепить поезд из нескольких вагончиков, каждый из которых символизирует разный этап урока.

Детям раздать по несколько веселых и грустных смайликов, которые они должны распределить по необходимым вагончикам.

Грустный — если на каком-то этапе материал был непонятен, веселый — если вопросов не возникло.

Совет: хорошая альтернатива описанному выше способу — картинка с цветочной полянкой. Ученикам нужно раздать изображение бабочек, которых они должны посадить на понравившийся цветок-задание.

Дерево чувств

Считается самым эффективным примером рефлексии по ФГОС в конце урока.

Для его применения на практике вам понадобятся картинки: собственно, дерево, прикрепленное на доске, и яблоки разных цветов.

Если урок прошел успешно, с хорошим настроением и все было понятно, ребенок вешает яблоко зеленого цвета. Если были проблемы — красного.

Также для более глубокого изучения следует применять другие цвета, соответствующие настроению с точки зрения психологии:

  • Красный — восторг
  • Оранжевый — радость
  • Желтый — в целом все неплохо
  • Зеленый — спокойствие
  • Синий — грусть, неудовлетворение
  • Фиолетовый — тревога, напряжение
  • Черный — упадок, уныние

Для развития критического подхода к анализу ситуации рекомендуется использовать виды рефлексии, направленные на повышение осознанности учеников:

Опиши одним предложением

Вы предлагаете один из вариантов начала предложения, которое ребенок должен закончить в устной или письменной форме.

Например:

  • Сегодня я узнал…
  • На уроке я научился…
  • Мне было трудно…
  • Мне было непонятно…
  • Теперь я знаю, что…
  • Меня удивило…
  • Я бы хотел узнать, почему…

Таблица де Боно

Еще один доступный метод применения рефлексии в конце урока.

Профессор кембриджского университета Эдвард де Боно предлагает оценивать впечатления и итоги занятия с помощью простой таблицы «Плюс, минус, интересно»:

  • «+» — все, что понравилось на уроке
  • «-» — все, что показалось бесполезным, скучным и не увлекательным
  • «Интересно» — что привлекло, заставило задуматься и вызвало новые вопросы

Анкета

Этот вид рефлексии подходит для учеников всех классов.

Детям необходимо ответить на некоторые вопросы о разных этапах учебного процесса и аргументировать ответ.

Примерные вопросы могут содержать следующие пункты:

  • На уроке я делал…
  • Своей работой я доволен/не доволен потому что…
  • Этот урок показался мне…
  • За урок я бы поставил себе, потому что…
  • Материал урока я освоил…
  • Мое настроение после занятия…

«Что, если…»

Вопрос предполагает альтернативное развитие событий и дает ребенку безграничное поле для фантазии.

Особенно актуально применение подобного вида рефлексии в конце урока русского языка или литературы.

Синквейн

Этот популярный прием, представляющий собой стихотворение из пяти строк, не содержащее рифмы, впервые появился в прошлом веке в Америке на волне моды на японскую поэзию.

В конце урока предложите ученикам написать синквейн на основе пройденного материала, где:

  • 1-ая строка отвечает за основную тему занятия и состоит из ключевого слова
  • 2-ая строка — два прилагательных, характеризующих это понятие
  • 3-я строка — три глагола, отвечающих за действие
  • 4-ая строка — короткое предложение, раскрывающее суть происходящего
  • 5-ая строка — синоним главного слова

Самопроверка

В рамках этого приема рефлексии ученик должен проверить работу своего соседа по парте.

Дети в устной форме задают друг другу вопросы, что у них получилось, что нет, какую оценку они бы поставили друг другу.

Учитель в данном случае занимает роль наблюдателя.

Совет: чтобы окончить урок на положительной ноте и удовлетворить потребность в признании личностной значимости каждого, используйте прием «комплимент». Учащиеся по очереди благодарят друг друга и учителя за проделанную работу.

Меняйте приемы

Если вы бесконечно используете одни и те же приемы рефлексии, высока вероятность, что уроки перестанут быть интересны детям, а их оценки станут предсказуемыми.

Задача учителя в том, чтобы постоянно обновлять корзину идей и побуждать класс думать, а не идти по накатанной.

Адаптируйте задания под возраст

Понятное дело, что примеры рефлексии после урока «Лестница успеха» или «Вагончики» пройдут на ура в начальной школе и вызовут в лучшем случае смех на уроке алгебры в 7-9-ом классе.

Адаптируйте задания под возраст подопечных. Усложняйте, упрощайте, делайте более красочными или, наоборот, лаконичными.

Подходите к процессу максимально творчески.

Применяйте одинаковые маркеры хорошо/плохо

Например, в рамках одного урока вы сказали, что красное яблоко означает успех, а в рамках другого — непонимание материала.

Такие расхождения сбивают с толку детей, особенно в начальной школе.

Именно поэтому важно выработать для себя оценочные характеристики рефлексии, чтобы не только вам было легко работать с детьми, но и детям с вами.

Источник

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ab903a348c85ee6a742bc7a/5abb2a3700b3dd4cb8d6c567

Тема 4. Рефлексия в творческом процессе

Творческая рефлексия

Тема относится к базовым темам фундаментальной психологии, она имеет важные аспекты во всех разделах психологии, в том числе и в психологии творчества, включая художественно-образное. В данном курсе тема рефлексия выступает в качестве основы блока теоретических тем (см. тематический план).

В традиционном, современном понимании понятие рефлексия используется в нескольких основных значениях:

1 – рефлексия соотносится с появлением и эволюцией самосознания личности, связанных с формированием структурных компонентов личности как универсального и уникального формирования;

3 – рефлексия как принцип человеческого мышления, направленный на осознание собственных форм и предпосылок, предметное рассмотрение самих знаний, критический анализ его содержания, и методов познания, деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека (Философский энциклопедический словарь);

2 – рефлексия – как коммуникативный процесс, суть которого в отражении одним человеком внутреннего мира партнера по общению. В этом смысле рефлексия – осознание индивидом, того как он воспринимается партнерами.

В первую очередь это то как этот другой понимает рефлексирующего индивида, т.е. рефлексия это удвоение процесса зеркального отражения индивидами друг друга.

такого отражения – субъективное воспроизведение внутреннего мира (второго) партнера, причем в этом отражении, в первую очередь, отражается внутренний мир первого.

Эти три проекции отражают значение рефлексии как генеральной способности человека, как основного механизма сознания, определяющего способы человеческой жизни (адаптацию).

Развитие рефлексии одно из значимых достижений культуры т.к. дает возможность допущения различных суждений по одному и тому же вопросу, различных точек зрения т.о. определяет условия становления человека, многообразие формирования личности.

Закономерности рефлексии

Механизм рефлексии следует из двойственности человеческого Я. Во-первых как объект осуществляющий свои действия Я, во-вторых как субъект осознающий и регулирующий свои действия, это соотношение иногда называется авторефлексия.

Данные экспериментов показывают важность механизма самоконтроля, когда перцептивные процессы многократно дублируют обратные сигналы. Рефлексивное самоуправление выражается в том, что человек сам исполнитель и контролер.

В той мере, в какой человек осознает себя в системе ”Я и другие”, путем воздействия на себя как на другого человека, он способен поставить себя на место другого. Эта двойственность постоянный объект внимания художественных форм отражения.

Феномен авторефлексии хорошо иллюстрируется наблюдениями за человеком ведущими сложный разговор по телефону, когда для его партнера исключается все средства воздействия кроме ых, человек продолжает использовать жесты и мимику, причем часто в гипертрофированной, и поэтому карикатурной форме.

В.А. Лефевр исследуя рефлексию, отмечал, что к ней нельзя относится как к некой объективной сущности. В отличие от всех остальных объектов изучения, в момент оперирования информации о нем не присутствует – сознание отражает все операции. ”С человеческой душой дело обстоит иначе. Душа все время как бы присутствует, она свидетель наших разговоров о ней”.

Корневое значение рефлексии в организации человеческого поведения наиболее отчетливо проявляет особенности своей природы в ситуациях выбора. Человеческий выбор не подчиняется обычным вероятностным закономерностям, которые характеризуются обычным соотношением 50 × 50%.

В максимально чистом виде эта закономерность проявляется, даже в случаях, когда человек не имеет отчетливых объективных критериев. Это отражено экспериментально выбором ”хороших и плохих” фасолей, в группе ”хороших” у людей всегда оказывается, больше, чем ”плохих” 62% (0.62).

Этот пример показывает важнейшую особенность человека – ориентацию на лучшее, даже в случае, когда он не знает как это лучшее выглядит.

В функционировании рефлексивного механизма В.А. Лефевр выделил закономерности взаимодействия обоих базовых уровня рефлексии, составляющих его значение: первый уровень это оценка человеком себя, второй – ощущение этой оценки как негативной или позитивной, работающее без усилий сознания.

Рефлексивные выводы на каждом из этих уровней зависят от устремленности человека. Выделяется восемь вариантов отношений этих уровней, при этом пять из них всегда положительны (5/8 = 0.62), т.е. проявляется та же закономерность.

Таким образом, человек в любых условиях ориентируется на лучшее, учитывая активность человека и на его поиски, он постоянно творит лучшее, по своему подобию и образу, в том числе и бога.

Уровни рефлексии

В организации рефлексии выделяются два предельно различных уровня. Первый элементарный уровень выступает в выделении человеком потоке жизни своего Я, т.е. основное значение этого уровня в остановке естественно-природного процесса жизни.

В этой остановке происходит различение, не сводимость своего Я к общим процессам. Противостоящий этому элементарному уровню, как предельный уровень рефлексии выступает в духово практической сфере, его функционирование связано с осмыслением и выходом за пределы традиционных взаимодействий.

Это выход за пределы массовых форм сознания, связанный с переосмыслением (выявлением смыслов) бытийных форм.

В качестве одного из промежуточных универсальных уровней рефлексии выделяется уровень, связанный с предельным обобщением объективированных содержаний, которые воплощаются в закономерностях, принципах и методах, это уровень рефлексии научно-теоретического сознания позволяет решать все познавательные задачи.

Разница между этими уровнями такая же, как между каменщиком и архитектором, первый ведет кирпичную кладку постройки со всеми ее довольно сложными деталями, второй прежде чем приступить к работе над проектом должен решить какова концепция и организация сооружения, какова его цель, как оно будет вписываться в окружение, какими конструктивными элементами и материалами сооружение может быт осуществлено и т.п. И, наконец, предельный уровень рефлексии применительно к этому примеру связан, с уходом от конкретных условий и целей, а именно с решением проблемы соответствия сооружения ценностным целям человека, что в первую очередь связано с философской концепцией человека, ориентиров его путей движения.

Разновидности рефлексии

Эволюция сознания делает необходимым определение особенностей эволюции ее базового механизма – рефлексии и характеристики ее форм. Гегель в XIX в. выделял три формы рефлексии: полагающая, сравнивающую и определяющую. Полагающая рефлексия происходит отличение субъекта от условий его жизнедеятельности.

Эта форма рефлексии разграничивает Я от не-Я, человек здесь именует характеристики явлений реальности, определяя, при этом, однако, полагающая рефлексия не позволяет поставить вопрос о том что есть Я, ее главная функция выделение сознания из бытия, однако, это выделение происходит бессознательно.

Сравнивающая рефлексия – эта форма позволяет подняться над конкретными психологическими формами (ощущение, образ), что позволяет определить явления сознания в сравнении, что позволяет фиксировать нечто как очевидноеЯ знаю это и это”, ”2×2=4” и т.п. Таким образом, сравнивающая рефлексия позволяет зафиксировать наличность очевидного, Я сводится к нему.

Определяющая рефлексия открывает противоположность Я и не-Я, через отрицание очевидности – через осознание независимого существования объекта, как условие его понимания.

Эта форма рефлексии осуществляется в понятиях, отражающих объективные характеристики.

Однако, эта форма рефлексии также ограничена, отрицая очевидность, делает возможным абсолютизирование рационального знания.

Наиболее явно творческий процесс выступает в форме синтезирующей и транцендирующей рефлексии Синтезирующая рефлексия снимает противопоставленность человека миру.

Реальность здесь живет не обособленно и независимо от сознания, а является процессом осуществления Я, не просто связанного с Миром, а укорененного в нем.

Таким образом синтезирующая рефлексия позволяет человеку выйти за пределы себя, но и своих отношений с миром.

Трансцендирующая рефлексия представляется развитием предшествующей формы, она окончательно снимает ограниченность сознания, которое уже не сводимо к его явлениям и принципиально не приурочено к ним. Эта форма открывает путь сознанию в бесконечность.

Творческий процесс может определяться всеми формами рефлексии, притом, что собственно творческий результат отчетливо выступает при переходе от исходных форм к последующим, поскольку этому сопутствует явление ”расширения” сознания.

От наивного, при отсутствии (нулевой) рефлексии, когда сознание человека полностью растворенно в бытии и поглощено им, новые результаты выступают при переходе к полагающей и т.д.

Однако качество, определяющее новизну творческого процесса, в полной мере определено характеристиками высших рефлексивных форм, определяющими условия становления личности через снятие противопоставления Яне–Я.

Осознание личностью своего Я, происходящее на основе рефлексивного отображения внутренних миров людей и самого себя, ведет к фундаментальному изменению позиции человека к собственной деятельности поскольку человек получает возможность произвольно организовывать свои действия, ставить цели, анализировать их по значимости и возможности достижения, формулировать новые программы и способы осуществления своих действий, вырабатывать индикаторы контроля и оценки т.е. появляется процесс организации управления собственной деятельностью.

Философский энциклопедический словарь.

Рефлексия – (от позднелатинского reflexio обращение назад)1 размышление, самонаблюдение, самосознание; 2 – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

Источник: https://studopedia.su/14_101689_tema--refleksiya-v-tvorcheskom-protsesse.html

Приемы рефлексии в начальной школе

Творческая рефлексия

Евсеева Светлана Геннадьевна

                            Приемы рефлексии в начальной школе.

         Обязательным этапом в структуре современного урока является рефлексия. Что же это такое? Для чего служит данный этап урока? Какие приемы рефлексии существуют? На эти вопросы я попробую ответить в данной статье.

        Рефлексия (от позднелат. reflexio – обращение назад) – это обращение внимания субъекта на самого себя и на свое сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

        В педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Необходимость формирования рефлексивных умений у учащихся начальной школы вызвана не столько требованием новых ФГОС, сколько самой природой человека.

Добиться хороших результатов в обучении можно лишь в процессе включения учащихся в активную познавательную деятельность на уроке, в условиях, когда ребенок сам способен контролировать свою работу, понимать причину своих успехов и неудач.

          В педагогической литературе существуют различные классификации рефлексии:

1.     По цели:

-Рефлексия эмоционального состояния;

-Рефлексия деятельности;

-Рефлексия содержания учебного материала.

2.     По содержанию:

– Устная;

– Письменная.

    3. По способу проведения:

         -Анкета;

         – Вопрос;

         – Таблица;

         – Рисунок.

   4. По форме:

         – Фронтальная;

         – Индивидуальная;

         – Групповая;

         – Коллективная.

         Более детально разберем первую классификацию рефлексии – по цели ее осуществления.

        Рефлексия настроения и эмоционального контакта проводится с целью  установления эмоционального контакта с классом.

 Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, условных знаков, стихотворения, проза, картины.

Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Приведу примеры рефлексивных приемов:

«Солнышко» 

Учащимся предлагается выбрать солнышко, которое соответствует их настроению. 

«Смайлики»

Ученикам раздаются размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами рисуют те эмоции, что свойственны им сейчас.

«Карта настроения» 

Ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии. 

«Цветик – многоцветик»

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

«Букет»
В начале урока детям раздаются бумажные цветы: голубые и красные. В конце урока учитель говорит:«Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что – то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, а если не понравилось, то – голубой». 

«Художественная рефлексия»

Учащимся предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. 

Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения). То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса.

Этот вид рефлексии позволяет оценить активность учеников на всех этапах урока, например, на этапе актуализации знаний или  в конце урока.

 Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого ребенка на разных этапах урока.

Примеры рефлексивных приемов:

 «Лестница успеха»

Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.

 «Дерево успеха»

Рефлексивный прием, где определенным цветом листьев обозначены уровни усвоения материала.

«Яблоня» 

 На изображении яблони необходимо прикрепить яблоки зеленого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на уроке и насколько продуктивным был урок для учащихся.

 «Светофор»

Учащиеся  выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. Красный – нет (что не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (что понравилось, что получилось). 

        «Плюс – минус» 
 Учащиеся высказывают свое мнение, заполняя таблицу самоконтроля.

   «10 баллов» 
 Дети оценивают свою работу  по 10-бальной шкале.

Рефлексия содержания учебного материала проводится  в конце урока. Она помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала.

Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок.

Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. Примеры рефлексивных приемов:

     «Рефлексивный экран»

Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Расскажу дома, что …

«Острова» 

Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости. 

«Пантомима» 
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично. 

«Корзина идей» 

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно. 

«Звездочки» 
На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на уроке, за неделю, четверть и т.п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на доску и т.д. 

by HyperComments

Источник: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/priemyi-refleksii-v-nachalnoy-shkole/

Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры

Творческая рефлексия

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, “держать руку на пульсе”.

Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться.

Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Что такое рефлексия?

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, “взгляд внутрь себя”. Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает:

  • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
  • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
  • какой вклад в общее дело он может внести;
  • может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Когда проводить?

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

Виды

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III. По цели:

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.  Это рефлексия из категории “понравилось / не понравилось”, “интересно / скучно”, “было весело / грустно”.

Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных “тучек” будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

Как и когда проводить?

Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение.

После обязательно следует спросить 3-4 учеников: “Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения.

Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Как проводить (примеры организации работы):

  • Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
  • Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
  • Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
  • “Знаки” (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.

Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Как проводить:

  • Предложите детям облако “тегов”, которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
    • сегодня я узнал…
    • было трудно…
    • я понял, что…
    • я научился…
    • я смог…
    • было интересно узнать, что…
    • меня удивило…
    • мне захотелось… и т.д.

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

  • Графическая: на доске таблица со знаками

В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Следующие примеры проведения рефлексии прекрасно впишутся в концепцию гуманитарных предметов:

Например, дайте характеристику Воланду, герою романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита”:

         В — всесильный

         О — олицетворяет справедливость

         Л — луна, черный пудель и “чертовщина”

         А — антипод Иешуа

         Н — не абсолютное зло

         Д — дьявол

  • Фразеологизм или пословица

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.

Несколько замечаний по теме, или пожелания от учащихся

  • Такие приемы, как инсерт, синквейн, кластер, диаманта, ПОПС не нуждаются в пояснении и зарекомендовали себя весьма эффективно. С одним “но”! Если учитель использует их постоянно, чтобы дети могли привыкнуть к такой работе.

    Иначе создание того же синквейна превратится в каторжную работу, а не позитивное и эффектное завершение темы.

  • Желательно адаптировать форму проведения под возраст детей. Естественно, что в 10 класс с гномиками и зайками не пойдешь. Но и в младших классах не стоит слишком увлекаться красочными картинками.

    Выберите один вариант, чтобы ученики привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок или жестов.

  • Услышано на одном из форумов замечание от ребенка: “У одного учителя красный листочек означает “все понял”, у другого — “ничего не понял”, у третьего учителя вместо листочков какие-то звездочки-тучки. И как я должен все это запоминать?” Это уже вопрос на засыпку.

    Думается, что в рамках хотя бы методобъединения имеет смысл договориться о едином значении символов/цветов/знаков, используемых для рефлексии. 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: https://pedsovet.su/metodika/refleksiya/5665_refleksiya_kak_etap_uroka_fgos

ВашПсихолог
Добавить комментарий