Умственная отсталость умеренная

Умственная отсталость у взрослых. Клинические рекомендации

Умственная отсталость умеренная

  • умственная отсталость
  • взрослые
  • нарушения поведения
  • интеллект
  • адаптивное поведение
  • коэффициент умственного развития

КТ – компьютерная томография

МКБ-10 – Международная классификация болезней 10 пересмотра

МРТ – магнитно-резонансная томография

УЗИ – ультразвуковое исследование

ЭЭГ – электроэнцефалография

ЛПМ – лечебно-производственные мастерские

ЦНС – центральная нервная система

ПНД – психоневрологический диспансер

Термины и определения

Умственная отсталость у взрослых – гетерогенная группа состояний, обусловленных врожденным или рано приобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта (когнитивных, речевых, социальных способностей), сопровождающееся нарушением адаптивного поведения, затрудняющим или делающим полностью невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума.

1.1 Определение.

По международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10), умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Для кодировки диагноза умственной отсталости в МКБ-10 предложено использование раздела F7 (F70 – 79) с уточняющими после точки цифрами в зависимости от этиологии, а также наличием или отсутствием сопутствующих значительных нарушений поведения.

Интеллект не является единой характеристикой, и оценивается на основе большого числа различных более или менее специфичных навыков.

Хотя у каждого человека существует общая тенденция развития всех этих навыков на сходном уровне, могут иметь место и существенные расхождения, особенно у умственно отсталых лиц.

Такие люди могут обнаруживать тяжелые нарушения умственной отсталости, они могут показывать более высокую продуктивность в одной отдельной сфере (например, по простым зрительно-пространственным заданиям).

Такая ситуация затрудняет диагностическую оценку умственно отсталых лиц. Определение интеллектуального уровня должно основываться на всей доступной информации, включая клинические данные, адаптивное поведение (с учетом культуральных особенностей) и продуктивность по психометрическим тестам.

Для достоверного диагноза должен устанавливаться пониженный уровень интеллектуального функционирования, приводящий к недостаточной способности адаптироваться к повседневным запросам нормального социального окружения. Сопутствующие психические или соматические расстройства оказывают большое влияние на клиническую картину и использование имеющихся навыков.

Выбранная диагностическая категория должна поэтому основываться на общей оценке способностей, а не на оценке какой-либо отдельной области или одного типа навыков. Приводимые коэффициенты умственного развития должны использоваться с учетом проблем кросс-культуральной адекватности.

Приведенные ниже категории представляют собой произвольное подразделение сложного континуума и не могут определяться с абсолютной точностью.

Коэффициент умственного развития должен определяться по индивидуально назначаемому стандартизованному тесту, для которого установлены местные культуральные нормы, и выбранный тест должен быть адекватен уровню функционирования и дополнительным специфическим неблагоприятным для функционирования условиям, в которых находится индивидуум, например, должны учитываться нарушения экспрессивной речи, нарушения слуха, соматические факторы. Шкалы социальной зрелости и адаптации, также стандартизованные с учетом местных условий, должны по возможности заполняться на основании расспроса родителей или лиц, обеспечивающих уход за больным, которые знают способности индивидуума в повседневной жизни. При невыполнении стандартизованных процедур диагноз должен устанавливаться лишь как временный [5].

1.2 Этиология и патогенез.

Разнообразие патогенных факторов и неспецифичность умственной отсталости затрудняют оценку причинно-следственных связей в происхождении умственной отсталости. В большинстве случаев средовые и эндогенные (наследственные) факторы выступают в сложном взаимодействии и единстве.

Однако имеются и общие для всех форм интеллектуального недоразвития патогенетические звенья, приводящие к сходным клиническим проявлениям синдрома умственной отсталости, среди которых особенно важная роль принадлежит хроногенному фактору, то есть периоду онтогенеза, в котором происходит поражение развивающегося мозга. Различные патогенные воздействия, как генетические, так и экзогенные, действуя в один и тот же период, могут вызывать однотипные клинические проявления, в то время как один и тот же этиологический фактор, воздействуя на разных этапах онтогенеза, может приводить к различным последствиям [3].

При умственной отсталости, представляющей собой полиморфную группу патологических состояний, отмечается большое разнообразие клинико-психопатологических расстройств. Выделяются клинически дифференцированные и клинически недифференцированные формы умственной отсталости [2].

В группу клинически дифференцированной умственной отсталости входят нозологически самостоятельные заболевания со специфической клинико-психопатологической и соматоневрологической картиной, для которых психическое недоразвитие является одним из симптомов, как правило, самым тяжелым. Чаще – это генетически обусловленные нарушения, или клинически очерченные синдромы с характерным соматоневрологическими проявлениями, этиология которых еще не ясна.

Различные формы умственной отсталости значительно отличаются друг от друга по своим патогенетическим механизмам. Однако имеются и общие звенья патогенеза,

Около 75 % умственной отсталости обусловлено поражением головного мозга во внутриутробном периоде. Нарушение формирования органов и систем чаще всего происходит во время критических этапов их развития.

Все внутриутробные аномалии развития подразделяют на бластопатии, обусловленные поражением зародыша в период бластогенеза (до 4 нед. беременности), эмбриопатии – поражение в период эмбриогенеза, то есть от 4 нед. до 4 мес.

беременности, а также фетопатии – поражение плода в сроки от 4 мес. до конца беременности [6].

 1.3 Эпидемиология.

Показатели распространенности умственной отсталости в мире по данным официальной медицинской отчетности колеблются в широком диапазоне: от 3,04 до 24,6 и выше на тысячу населения.

По данным Всемирной организации здравоохранения показатели распространенности умственной отсталости в популяции колеблются в пределах от 1 до 3 % населения.

В регионах, где имеет место воздействие экопатогенных факторов, а также наблюдаются изолированные социальные группы, распространенность данной патологии может достигать 7 %. Среди лиц мужского пола умственная отсталость встречается примерно в 1,5 раза чаще, чем среди женщин.

Подобное соотношение наиболее заметно при легкой степени психического недоразвития, а при выраженных степенях интеллектуальной недостаточности, как правило, количественной разницы между мужчинами и женщинами не наблюдается [7].

1.4 Кодирование по МКБ 10

Умственная отсталость легкой степени (F70):

F70.0 ­– Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или       слабую выраженность нарушения поведения;

F70.1 ­– с указанием на значительные поведенческие нарушения;

 F70.8 ­– другие поведенческие нарушения;

 F70.9 – поведенческие нарушения не определены.

Умственная отсталость умеренной степени (F71):

F71.0 ­– Умственная отсталость умеренной степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения;

F71.1 ­– с указанием на значительные поведенческие нарушения;

F71.8 ­– другие поведенческие нарушения;

F71.9 – Умственная отсталость умеренной степени без указаний на нарушение     поведения.

Умственная отсталость тяжелая (F72):

F72.0 ­– Умственная отсталость тяжелая с указанием на отсутствие или слабую             выраженность нарушения поведения;

F72.1 ­– с указанием на значительные поведенческие нарушения;

F72.8 ­– другие поведенческие нарушения;

F72.9 – Умственная отсталость умеренной степени без указаний на нарушение     поведения.

Умственная отсталость глубокая (F73):

F73.0 ­– Умственная отсталость глубокая с указанием на отсутствие или слабую             выраженность нарушения поведения;

F73.1 ­– с указанием на значительные поведенческие нарушения;

F73.8 ­– другие поведенческие нарушения;

F73.9 – Умственная отсталость умеренной степени без указаний на нарушение     поведения.

1.5 Классификация.

 В качестве основного критерия группировки умственной отсталости используется выраженность глубины интеллектуального дефекта и степени нарушения адаптивного поведения.

В МКБ-10 выделяется умственная отсталость легкой степени (F70), умеренная (F71), тяжелая (F72) и глубокая (F73). Выделяются также разделы F78 (другая умственная отсталость) и F79 (неуточненная умственная отсталость).

По этиологическому принципу выделяют дифференцированные (при этом следует использовать дополнительный код из МКБ-10) и недифференцированные формы умственной отсталости [10].

 2.1 Жалобы и анамнез

С помощью расспроса собираются жалобы и субъективный анамнез (если позволяет уровень психического развития пациента). Как правило, субъективные жалобы у взрослых больных касаются трудностей обучения и адаптации в сообществе, речевых нарушений, а также касаться жалоб, обусловленных коморбидными расстройствами.

Расспрос должен проводиться в атмосфере доверительности и непринужденности, максимально исключающей постороннее вмешательство и любые другие отвлекающие факторы.

Задаваемые вопросы должны быть по возможности краткими, простыми, однозначными и понятными пациенту. Учитывая повышенную внушаемость умственно отсталых лиц, необходимо отказаться от суггестивных (внушающих) вопросов.

  Анамнестические сведения собираются, как правило, от прошлого к настоящему.

  • Рекомендован сбор объективного анамнеза. [1]

Уровень убедительности рекомендаций 3 (уровень достоверности доказательств – B)

Источник: https://medi.ru/klinicheskie-rekomendatsii/umstvennaya-otstalost-u-vzroslykh_14316/

Умеренная и тяжелая умственная отсталость у детей

Умственная отсталость умеренная

Вообще, имбецильность изначально является одной из степеней умственной отсталости (в отношении олигофрении), при которой интеллектуальные нарушения выражены очень сильно.

Степень органического поражения центральной нервной системы (головного мозга) довольно высокая, симптомы явные. Дети с тяжелыми интеллектуальными нарушениями – это инвалиды детства.

Нарушения познавательной сферы (в первую очередь) видны «невооруженным глазом».

Существовала определенная классификация умственной отсталости (МКБ 9), в которой было только три вида умственной отсталости:

  • Дебильность
  • Имбецильность
  • Идиотия

Такой классификацией продолжают пользоваться множество специалистов, но есть более современная классификация (МКБ 10 – международная классификация болезней 10 пересмотра), она включает в себя 4 степени УО в зависимости от тяжести поражения ЦНС:

  • Легкая
  • Умеренная
  • Тяжелая
  • Глубокая

В данной статье умственная отсталость рассматривается только в отношении олигофрении – группы патологических состояний, характеризующихся органическим поражением головного мозга и общим недоразвитием всей психической сферы, в первую очередь произвольной познавательной деятельности, возникших либо во внутриутробном периоде, либо в связи с осложнениями во время родов, либо в раннем детстве, в первые три года. УО – это не заболевание, а только лишь одна из характеристик различных заболеваний, при которых наблюдается интеллектуальная недостаточность.

Что такое имбецильность?

Условно имбецильность можно отнести в большей степени к тяжелой степени УО. Умеренная умственная отсталость — это пограничное значение между дебильностью (легкой степенью) и имбецильностью.

При умеренной степени УО дети не могут быть отнесены к детям с легкой степенью УО, так характер нарушения более выраженный, но в то же время он может быть не настолько глубоко патологичен, как при тяжелой УО. Но в школе они нередко обучаются в одном классе и по одному виду программы. И обе группы детей могут рассматриваться как дети с тяжелыми интеллектуальными нарушениями.

И детей из обеих групп можно соотносить по многим показателям с детьми, которые раньше считались бы имбецилами. Для них характерно всестороннее нарушение психического и физического развития.

И в то же время для этой категории детей свойственна сильная неравномерность развития высших психических функций и нечеткость периодизации развития в соответствии с возрастом. Для лучшего понимания рассмотрим отдельно детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. По сути все это олигофрения в стадии имбецильности.

Дети с умеренной умственной отсталостью, какие они?

Эти дети (большинство из них) уже годам к 7 способны общаться со взрослыми, исходя из своих потребностей и окружающей социальной среды.

  Могут проявлять живой интерес к происходящему, если, конечно, нет перегрузки событиями. То есть они могут быть включены в простые жизненные ситуации.

Способны выслушивать объяснения, но самостоятельно действовать могут крайне редко. Чаще всего нужна направляющая и организующая помощь взрослого.

К самостоятельной деятельности способны в ограниченном объеме. Если только какие-то действия уже много раз повторены и продемонстрированы взрослым на своем примере. Способны дать простую словесную (если владеют речью) оценку своей деятельности на основе предоставленного им образца.

Например, ребенку поручено собрать пирамидку из 3 деталей исходя из их размера – от большей до меньшей. Ребенок складывает пирамидку без учета размера.

Взрослый тут же, при ребенке собирает такую же пирамидку, но уже с учетом размера деталей. И спрашивает, правильно ли ребенок собрал свою. Ребенок обычно говорит «да» или «нет».

Но такое действие может понадобиться повторить не один раз, чтобы добиться от ребенка нужного результата.

Какие нарушения развития характерны для детей с умеренной умственной отсталостью?

Физическое развитие. Физически такие дети развиваются с опозданием. Границы возрастных периодов физического развития размыты и нечетки. Нарушения видны уже с раннего детства. Эти дети позже начинают переворачиваться, держать голову, сидеть, стоять, ползать.

Координация движений часто нарушена. У них часто неловкая или неустойчивая походка. Могут испытывать трудности при ходьбе, беге. В движениях неловки. Не могут порой прыгать на одной ноге или даже на двух, то есть даже такие лёгкие действия для них недоступны.

При спуске по ступеням могут испытывать трудности.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Дисграфические ошибки и способы их преодоления

Уровень эмоционального развития. Часто эмоционально незрелы. Не умеют свои эмоции выражать словесно (даже если у ребенка есть речь).

Но в то же время им редко присущи сильные агрессивные реакции (если, конечно, нет психических заболеваний или нарушений, провоцирующих всплески агрессии). Они положительно реагируют на похвалу, ласковые обращения.

На критику могут реагировать либо нейтрально, либо явно расстраиваются. В целом, способны отзываться эмоционально адекватно окружающей обстановке.

Уровень сформированности высших познавательных функций (ВПФ) – внимания, речи, памяти, мышления, воображения. Естественно, что наблюдается сильное недоразвитие всех ВПФ.

Внимание неустойчивое, быстро истощается. Для привлечения внимания требуется больше наглядного материла, интересного для ребенка. Речь формируется поздно.

Дети понимают обращенную к ним речь и могут выполнять действия по простой инструкции.

Собственная речь часто ограничена самыми простыми обиходными словами. Сложные предложения в основном недоступны для воспроизведения и понимания. Пользуются простыми фразами типа «дай мяч».

То есть чаще используют существительные преимущественно в именительном падеже, а глаголы либо в повелительном наклонении либо несогласовано с существительным, например, ««пошли улица».

Часто заменяют глаголами понятия, которые должны быть выраженным существительными, например, кровать – спать, улица – гулять.

Память по объему мала. Преобладает механическая. Могут пересказать простой текст (из 3-4 предложений), но без понимания смысла. Мышление, естественно, существенно ниже возрастной нормы. Недоразвитие интеллектуальной сферы выражено явно. Цвета могут частично различать.

Уровень развития бытовых навыков. Такие дети нередко испытывают серьезные затруднения даже в овладении простейшими действиями – умыться, почистить зубы, причесаться. Одеваться могут сами. Но чаще с помощью организующей и направляющей помощи.

Дети с тяжелой умственной отсталостью. Краткая характеристика

Особенности физического развития:

  • Это дети с явными признаками имбецильности. Их развитие проходит с серьезным опозданием. С еще более серьезным и тотальным чем у детей с умеренной степенью УО. Они плохо ходят, испытывают серьезные трудности при беге. Не умеют прыгать даже на двух ногах. У них сильно страдает согласованность движений. Координация серьезно нарушена.
  • Заданную по инструкции позу не могут выдержать даже 3 секунд в младшем возрасте. В старшем не выдерживают и 10. Они неуклюжи. Медлительны. Простые на первый взгляд двигательные действия являются для них серьезными трудностями. Например, перешагнуть через препятствие высотой буквально 30 см. А порой боятся даже преодолеть уличный бордюр высотой 15 см.
  • Наблюдаются сильные нарушения двигательной сферы. Такие дети в движениях либо крайне медлены, либо их движения быстрые, но бесцельные, плохо контролируемые, излишние. Согласованность и координированность сложных движений невозможна (повороты, наклоны на счет, прыжки).
  • Очень явные отклонения у таких детей наблюдаются в развитии анализаторов (органов чувств). Причем несмотря на то, что если отсутствуют патологии в развитии слуха, зрения, обоняния, осязания, вкусовой чувствительности, то такие дети все равно не умеют в полной мере использовать возможности своей анализаторной системы.

Особенности развития психической сферы:

  • У явных имбецилов интеллект крайне снижен, память неустойчивая, снижена по объему до 3 единиц даже после пятикратного повторения, кратковременная. То есть ребенку предъявляются 10 картинок, например, с изображениями хорошо знакомых предметов (зонт, диван, цветок и т.д.) для запоминания, а потом убирают и просят воспроизвести. На просмотр каждой картинки и четкого проговаривания смысла картинки дается не меньше 20 секунд. Но в результате ребенок может назвать только максимум 3 предмета.
  • Такие дети нередко безречевые. Если развита речь, то на простом, обиходном уровне. Словарный запас беден. Хотя, могут быть очень эмоциональными. Адекватно реагировать на требования учителя или взрослого. Способны к общению с ними и между собой. Любят, когда их хвалят. В поступках и действиях мало критичны. В речи часто наблюдаются грубые косноязычия, бессмысленные и механические повторения услышанного.
  • Цвета плохо различают. Даже основные. Часто путаются. Причем чем больше предметов им предъявляют даже одного цвета, тем быстрее они начинают ошибаться. То есть объем воспринимаемой информации также должен быть строго дозирован и минимализирован для адекватной оценки способностей к обучению.
  • Их самостоятельная деятельность носит беспорядочный и хаотичный характер. Они не могут пользоваться полученными и уже вроде бы усвоенными знаниями для восприятия нового материала. Они часто не понимают смысла своих действий. Критичность серьезно нарушена.

У глубоко умственно отсталых детей навыки самообслуживания развиты плохо либо не развиты вообще. Такие дети не могут самостоятельно выбрать одежду или одеться соответственно обстановке. Они не умеют шнуровать, застегивать молнию на куртке. Самостоятельно одеваться чаще всего не умеют.

А если умеют, то нуждаются в организующей помощи (одень шапку, потом ботинки, застегни их, одень куртку и т.д.). Такие дети особенно склонны к подражанию. Поэтому им очень часто необходимо на собственном примере демонстрировать общепринятые нормы поведения или обучать их необходимым навыкам.

Нужно ли вообще обучать таких детей в школе?

В нашей стране обучение детей, у которых тяжелая умственная отсталость или даже умеренная, лучше организовано, конечно же, в специализированных школах.

Несмотря на то, что сейчас возможна реализация инклюзивной формы образования, к которой наша страна не готова (по мнению многих специалистов и экспертов) ни с морально-этической точки зрения, ни с точки зрения организации такой формы образования (недостаточное финансирование, кадровая недостаточность и многие другие проблемы), такие дети обучаются в большей степени именно в специальных образовательных учреждениях.

Инклюзивная форма образования представляет собой совместное обучение детей с различным уровнем психофизического развития в одном классе и в одном образовательном учреждении. То есть вместе могут обучаться дети с нормальным уровнем развития и с особенностями развития, но по различным видам учебных программ и учебным планам.

И отсутствие оказания им ранней помощи ведет к тяжелым последствиям. Как для таких детей, так и для общества в целом.

Потому что люди с тяжелой интеллектуальной недостаточною оказываются буквально брошены на произвол судьбы. Страдает и семья такого ребенка.

Ведь одному из членов семьи приходится полностью посвятить себя заботам об особенном малыше. И такие дети «выпадают» из жизни, когда не получают специализированного образования.

Поэтому для них так важна организация особенной образовательной среды. Но еще Л.С. Выготский задавался самым главным вопросом о том, что имеет ли смысл вообще затрачивать столько финансовых и человеческих ресурсов на то, чтобы обучать такого ребенка.

Ведь дальнейшая польза от него выглядит на первый взгляд весьма сомнительной, этот человек как будто и не сможет быть полезным своей стране. Во всяком случае, разница между ним и нормально развитым сверстником в этом плане очень существенна.

Но все же… Имеем ли мы право так рассуждать? Современная педагогика дает однозначный ответ – воспитание таких особенных детей задача едва ли даже не важнее воспитания обычных детей, без явных патологических особенностей развития.

Как обучать детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью или как раньше говорилось, с имбецильностью?

Глобальные цели и задачи воспитания и обучения таких детей собственно такие же, как и при обучении нормально развивающихся сверстников – это всестороннее развитие личности, охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся. Кроме умственной отсталости такие дети нередко имеют симптомы различных заболеваний, как психических, так и физических.

Несомненно, при обучении стоит учитывать их особые образовательные потребности:

  • Коррекционное направление образования обучающихся с УО должно реализовываться начиная с дошкольного периода.
  • Учебные программы должны быть адаптированы под особенности психофизического развития обучающихся.
  • Коррекционно-развивающее направление образования должно быть обязательным на протяжении всего периода обучения. Причем его реализация должна быть осуществлена не только в предметных областях, но и во время внеурочной деятельности, коррекционных занятиях (которые в обязательном порядке включены в учебный план образования обучающихся с УО).

Вся педагогическая работа должна быть направлена на своевременное выявление возможностей развития таких детей. Требуются совместные усилия родителей и педагогов для разработки и поиска новых, более успешных форм воспитания и образования детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью для их успешной (с учетом их уровня развития) социализации.

Источник: https://opsihoze.ru/patologii-umstvennogo-i-psihicheskogo-razvitiya/tyazhelye-intellektualnye-narusheniya-imbetsilnost.html

Умственная отсталость умеренная

Умственная отсталость умеренная

У лиц этой категории медленно развиваются понимание и использование речи, а окончательное развитие в этой области ограничено. Отстает и развитие навыков самообслуживания и моторики, некоторые пациенты нуждаются в надзоре на протяжении всей жизни. Ограничены школьные успехи, но часть пациентов осваивает основные навыки, необходимые для чтения, письма и счета.

Образовательные программы могут дать им возможности для развития своего ограниченного потенциала и приобретения некоторых базисных навыков; такие программы соответствуют замедленному характеру обучения с небольшим объемом усваиваемого материала.

В зрелом возрасте лица с умеренной умственной отсталостью обычно способны к простой практической работе при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного надзора. Совершенно независимое проживание достигается редко.

Тем не менее, такие люди в общем полностью мобильны и физически активны и большинство из них обнаруживают признаки социального развития, что заключается в способности к установлению контактов, общению с другими людьми и участию в элементарных социальных занятиях.

Диагностические указания:

Коэффициент умственного развития обычно находится в диапазоне от 35 до 49.

Для этой группы характерны расхождения в профилях тестирования способностей, когда у некоторых лиц достигаются высокие уровни по тестам на оценку зрительно-пространственных навыков по сравнению с результатами заданий, зависящих от развития речи, а в других случаях значительная неуклюжесть сочетается с радостью от социального взаимодействия и простой беседы.

Уровни развития речи варьируют: одни пациенты могут принимать участие в простых беседах, а другие обладают речевым запасом, достаточным лишь для сообщения о своих основных потребностях. Некоторые пациенты никогда не овладевают использованием речи, хотя и могут понимать простые инструкции и обучаться мануальным знакам, позволяющим в некоторой степени компенсировать недостаточность их речи.

У большинства больных с умеренной умственной отсталостью может быть выявлена органическая этиология. В явном меньшинстве случаев имеют место детский аутизм и другие общие расстройства развития, оказывающие большое влияние на клиническую картину и необходимые реабилитационные мероприятия.

Часты эпилепсия, а также неврологические и соматические нарушения, хотя большинство пациентов с умеренной умственной отсталостью способны ходить без посторонней помощи. Иногда возможно установить другие психиатрические диагнозы, но ограниченность речевого развития делает диагностику затруднительной и зависимой от информации, получаемой от тех, кто знаком с пациентом. Любое из подобных сопутствующих расстройств должно регистрироваться под самостоятельным кодом.

Включаются:

— нерезко выраженная имбецильность;

— умеренная олигофрения.

/F71.0/ Умственная отсталость умеренная с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения.

F71.01 Умственная отсталость умеренная с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F71.02 Умственная отсталость умеренная с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F71.03 Умственная отсталость умеренная с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная фенилкетонурией

F71.04 Умственная отсталость умеренная с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, связанная с хромосомными нарушениями

F71.05 Умственная отсталость умеренная с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная гипертиреозом

F71.06 Умственная отсталость умеренная с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная гипотиреозом

F71.07 Умственная отсталость умеренная с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, связанная с недоношенностью

F71.08 Умственная отсталость умеренная с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная другими уточненными причинами

F71.09 Умственная отсталость умеренная с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная неуточненными причинами

/F71.1/ Умственная отсталость умеренная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения.

F71.11 Умственная отсталость умеренная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F71.12 Умственная отсталость умеренная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F71.13 Умственная отсталость умеренная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, обусловленная фенилкетонурией

F71.14 Умственная отсталость умеренная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, связанная с хромосомными нарушениями

F71.15 Умственная отсталость умеренная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, обусловленная гипертиреозом

F71.16 Умственная отсталость умеренная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, обусловленная гипотиреозом

F71.17 Умственная отсталость умеренная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, связанная с недоношенностью

F71.18 Умственная отсталость умеренная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, обусловленная другими уточненными причинами

F71.19 Умственная отсталость умеренная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, обусловленная неуточненными причинами

/F71.8/ Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения.

F71.81 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F71.82 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F71.83 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения, обусловленная фенилкетонурией

F71.84 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения, связанная с хромосомными нарушениями

F71.85 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения, обусловленная гипертиреозом

F71.86 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения, обусловленная гипотиреозом

F71.87 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения, связанная с недоношенностью

F71.88 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения, обусловленная другими уточненными причинами

F71.89 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения, обусловленная неуточненными причинами

/F71.9/ Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения.

F71.91 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F71.92 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F71.93 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения, обусловленная фенилкетонурией

F71.94 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения, связанная с хромосомными нарушениями

F71.95 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения, обусловленная гипертиреозом

F71.96 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения, обусловленная гипотиреозом

F71.97 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения, связанная с недоношенностью

F71.98 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения, обусловленная другими уточненными причинами

F71.99 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения, обусловленная неуточненными причинами

Источник: https://vocabulary.ru/termin/umstvennaja-otstalost-umerennaja.html

Умеренная умственная отсталость у детей

Умственная отсталость умеренная

Имбецильность, или умеренная умственная отсталость у детей, это средняя степень слабоумия и неполного интеллектуального развития. Дети с таким диагнозом заметно имеют низкое физическое развитие, при этом, отклонения очень заметны.

Причины имбецильности

Если говорить о причинах, вызывающих подобный недуг, то их очень много, но к основным относят следующие:

  • болезни, связанные с хромосомными изменениями и наследственными расстройствами обменных процессов в организме;
  • инфекционные заболевания, которые оказывают повреждения головного мозга, плода, во время нахождения его в утробе матери, или в скором времени после рождения, например, нейротробные вирусы;
  • интоксикация плода, вследствие алкоголизма или наркомании;
  • воздействие на плод ионизирующей радиации;
  • иммунологическая несовместимость матери и будущего ребенка;
  • кислородное голодание плода;
  • рождение ребенка раньше срока и травмы, полученные при родах;
  • травмы, полученные ребенком, обычно до достижения трёхлетнего возраста;
  • воздействие, какого либо вредного фактора на еще не оплодотворенную клетку, что приводит к поражению половых клеток;
  • повреждение плода на любом из этапов развития в утробе матери, которое может начаться с первой недели и вплоть до появления ребенка на свет.

Доказано, что основными факторами, способствующими умеренной умственной отсталости, являются те, которые проявились уже при нахождении плода в утробе матери.

Умеренная умственная отсталость у детей – имбецильность

Под имбецильностью понимается умеренная умственная отсталость у детей, при которой коэффициент интеллекта колеблется от 25 до 49 единиц. Для этой формы умственного отклонения характерны: отсутствие способности к абстрактному мышлению; неумение обобщать происходящие события; ярко выраженное конкретность мышления; большие затруднения при образовании понятий.

Речь этих детей  очень слабо развита и состоит из небольших, однотипных фраз, также для них типично косноязычие. В общении с окружающими они понимают только простые предложения.  При скудном словарном запасе и неправильном чередовании слов, их можно понять, поскольку речь связная. Их запас сведений ограничен, память, внимание и воля недоразвиты, мысли примитивны

При всем этом, детей можно обучить чтению, письму и счету, они способны выполнять несложные счетные операции. При определённой настойчивости и терпении, им можно привить навыки самообслуживания. Такие ребятишки очень привязаны к близким людям. Они чутко реагируют на похвалу или порицание.

Обучение

Дети-имбецилы не могут учиться в обычной школе, почти у каждого из них наблюдаются речевые дефекты, они заикаются или шепелявят.

При этом они способны: узнавать и запомнить те предметы, которые их окружают; слова, которые часто слышат; иногда очень неплохо ориентируются в привычных жизненных ситуациях. Дети с подобным диагнозом сами кушают, одеваются, совершают утренний туалет.

Очень часто их склонность к повторению определенных движений используют, чтобы привить навыки опрятности и элементарного ухода.

Отсутствие самостоятельного мышления приводит к тому, что они адаптируются к окружающему миру только в хорошо знакомых, привычных условиях. Любое изменение ситуации вызывает у них замешательство, поэтому им требуется постоянная опека.

Детей с подобным диагнозом можно разделить на две основные группы. К первой относятся активные, непоседливые и подвижные, а ко второй те, которым ничего не интересно они равнодушные, вялые и апатичные.

Если говорить о характере, то некоторые из них приветливые, добродушные и покладистые, другие проявляют упрямство, агрессию и злобу.

Лечение и профилактические действия

Для лечения детей с умеренной умственной отсталостью нужно знать ее причины. Чтобы улучшить прохождение обменных процессов, используют витаминотерапию и назначают лекарственные препараты.

Нужно понимать, что умеренная умственная отсталость у детей – не окончательный приговор, жизнь продолжается. Энергия близких, в семье которых имеется такой ребенок, должна быть направленна на его, возможно более полное, развитие. Это непросто, но только любовь и понимание могут заложить фундамент для его дальнейшей жизни.

Источник: http://psyplaneta.ru/umstvennaya-otstalost/umerennaya-umstvennaya-otstalost-u-detej/

ВашПсихолог
Добавить комментарий