Зависимость поведения ребенка от взрослых

Психологические зависимости детей

Зависимость поведения ребенка от взрослых
Время чтения: 5 минуты

Что представляют собой психологические зависимости детей и подростков? Когда мы думаем о пристрастиях, мы часто думаем о курении, алкоголе или незаконных наркотиках.

В последнее время мы наблюдаем различные психологические зависимости детей и подростков: интернет, азартные игры, порнография, физические упражнения, покупки, еда и кофеин, и это лишь некоторые из них.

Психологические зависимости детей считаются хроническими расстройствами, которые возникают, когда у ребёнка развивается неконтролируемая привычка употреблять вещества или неконтролируемое поведение, несмотря на негативные последствия.

Многие из этих поведений могут вызвать физическое привыкание, что означает, что тело человека начинает жаждать вещества или данного поведения. Для достижения желаемого эффекта может потребоваться всё больше и больше вещества или вредного поведения.

Пристрастия также имеют психологический компонент, который часто ещё труднее преодолеть. Психологическая зависимость включает в себя ритуалы и эмоции, которые часто окружают использование вещества или аддиктивного поведения.

Люди могут стать зависимыми от почти любой приятной деятельности, и их поведение становится захватывающим, когда они теряют контроль и нуждаются в повторении вредных действий, хотя сами этого не хотят.

Когда поведение становится зависимостью, оно всегда имеет некоторые негативные последствия, которые иногда могут быть замечены не сразу.

Негативные последствия могут включать в себя неудачу в школе, трудности с семьёй и друзьями, попадание в юридические неприятности (торговля наркотиками, кража) и проблемы с физическим или эмоциональным здоровьем.

Зависимые дети или подростки настолько поглощены своим собственным поведением, что им трудно понять, как их поведение влияет на окружающих.

Самые распространённые психологические зависимости детей

Ниже приведены самые распространённые психологические зависимости детей и подростков.

Интернет-зависимость

Интернет-зависимость относится к чрезмерному использованию интернета для игр и других целей, настолько, что это мешает повседневной жизни и способности принимать решения.

Как и пристрастие к наркотикам и алкоголю, интернет предлагает детям и подросткам способ избежать болезненных ощущений или тревожных ситуаций.

Они жертвуют необходимыми часами сна, чтобы провести время в интернете и уйти от семьи и друзей, чтобы убежать в удобный онлайн-мир, который они создали и сформировали.

Родители должны иметь возможность комфортно решать проблемы интернет-зависимости со своими детьми. Эти дискуссии всегда должны исходить из любви и уважению к ребёнку, а не из жёсткой критики.

Родители должны установить надлежащие сроки использования, и обсудить это со своими детьми, чтобы они согласились на общие цели и пределы использования интернета. Также не помешает изучить программы или приложения для большего понимания ребёнка

Табак (курение) и алкогольная зависимость

Табак (курение) и алкогольная зависимость являются, пожалуй, двумя наиболее значительными видами наркомании среди детей и подростков.

Курение и алкоголь, хотя и «законны», часто считаются «переходными» наркотиками; оба могут привести к другому незаконному употреблению наркотиков, таких как марихуана, спайс и др.

Исследования показывают, что дети и подростки, которые курят или пьют алкоголь, во много раз чаще употребляют марихуану, чем те, кто воздерживается.

Кроме того, чем моложе возраст начала курения или употребления алкоголя, тем выше риск возникновения серьёзной проблемы со здоровьем. Курение сигарет и употребление алкоголя также связаны с повышенным риском опасного поведения.

Другие формы табака, которые предпочитают подростки, включают ароматизированные сигареты (биди), сигары и кальяны (вопреки утверждению, что кальяны являются безопасной альтернативой, это вовсе не так).

Курение сигарет подвергает детей и подростков риску серьёзных медицинских проблем, включая респираторные заболевания, заболевания дёсен, плохой рост лёгких и общее ухудшение физического здоровья и физической подготовки.

Что могут сделать родители, чтобы предотвратить психологические зависимости детей и подростков от курения?

Одна из самых важных вещей, которые родители могут сделать, это не дать своим детям начать курить. Родители должны поговорить со своими детьми о вредных последствиях курения.

Дайте им знать о серьёзных проблемах со здоровьем, которые могут возникнуть в результате курения, таких как сердечные заболевания, лёгкие, дёсна, дыхательные или другие медицинские заболевания.

Возможно, в семье есть любимый человек, который, к сожалению, болен или умер от болезни, связанной с сигаретой, такой как рак лёгких. Поговорите с детьми и подростками об этом печальном событии в связи с негативными последствиями курения сигарет.

Родители также могут упомянуть, что курение может сделать с тем, как подросток выглядит и пахнет: курение заставляет волосы и одежду вонять, вызывает неприятный запах изо рта и окрашивает зубы и ногти.

Если родитель обнаруживает, что ребёнок уже употребляет табак, старайтесь избегать угроз и ультиматумов. Узнайте, почему ваш ребёнок курит или использует другие формы табака. Является ли курение устройством для поиска внимания или способом вписаться в круг общения сверстников?

Проявите интерес к пониманию мотивации вашего ребёнка к курению и найдите способы помочь им бросить курить.

Алкогольная зависимость

Алкоголь является наиболее часто используемым наркотиком во всех странах мира. Есть много опасных последствий употребления алкоголя в подростковом возрасте, включая следующие: трудности с вниманием и концентрацией, потеря памяти, использование других веществ, в частности марихуаны, более высокий уровень попыток самоубийства у девочек-подростков.

Исследования показывают, что чем моложе человек, когда он начинает пить, тем больше вероятность того, что у него возникнет проблема с алкоголем.

Психологические зависимости детей от алкоголя, как помочь?

Лечение алкоголизма, как правило, проводится на стадии зависимости, начиная от управления факторами риска и образования, до амбулаторного лечения, такого как консультирование специалиста по алкоголизму и токсикомании, и заканчивая интенсивным стационарным лечением с последующим длительным амбулаторным лечением.

Есть лекарства, которые считаются эффективными в лечении алкоголизма.  Методы когнитивной терапии поведения, такие как помощь подростку в распознавании того, что имеет тенденцию предшествовать и следовать за их эпизодами употребления алкоголя, часто используются для решения проблемы злоупотребления алкоголем в подростковом возрасте.

Программы, такие как анонимные алкоголики и другие, специально разработанные для подростков, оказались наиболее эффективными в лечении алкоголизма и наркомании.

Психологические зависимости детей во всех видах лечатся лучше всего, когда родители проводят участие в жизни ребёнка и имеют надзор за ним, пожалуй, это является решающим моментом.

Мы рассмотрели психологические зависимости детей, рекомендуем прочитать статью психологическая пищевая зависимость.

Источник: https://nervnaya.ru/psixologicheskie-zavisimosti-detej/

Три состояния личности – родитель, взрослый, ребенок

Зависимость поведения ребенка от взрослых

Слова играют в общении самую незначительную роль. Самое главное – это внутренний настрой каждого из участников диалога. Влияние оказывают:

  • Собственное внутреннее состояние, через призму которого мы воспринимаем общение
  • Состояние собеседника, которое мы считываем и на которое реагируем

Таким образом, диалог всегда ведется как минимум на двух уровнях – внутреннем и внешнем. И основная информация из него порой проходит мимо нашего сознания. Именно там скрываются ключи к загадкам вроде: «Мы спокойно разговаривали, а она вдруг начала плакать» или «Я просто попросила помочь, а он решил, что я обвиняю его в лени» и так далее.

Ответ на то, как и почему это происходит, дает трансакционный или трансактный анализ – психологическая модель, разработанная американским психологом Эриком Берном. Он изложил ее в своих книгах о психологии взаимоотношений: «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры».

Три основные позиции в общении

Согласно этой модели, человек при общении всегда занимает определенную позицию. И именно она определяет, как и на что он будет реагировать – и как на него будут реагировать окружающие. Эти позиции называются эго-состояниями и их всего три: родитель, взрослый и ребенок.

  • Родитель выражает внушенные стереотипы и представления о жизни
  • Взрослый – объективный и разумный подход к реальности
  • Ребенок – спонтанность, творчество и самовыражение

Немного подробнее о каждом из них.

Позиция родителя – это позиция старшего. Она может выражаться как в негативных, так и в позитивных проявлениях. Это забота и опека, но в то же время – контроль, принуждение и поучения свысока.

Это позиция «должен» и «обязан», как по отношению к себе, так и к другим.

Из этого состояния мы заставляем себя и других что-то «взять и сделать», учим и объясняем, отсюда же ухаживаем, кормим, защищаем.

Родитель – это образ наших настоящих родителей, который как бы отобразился в психике и остался с нами навсегда. Естественно, свойства этого эго-состояния зависят от того, как вели себя с нами наши настоящие мама и папа.

Типичные фразы родителя приводит в своей книге «Игры, в которые играют люди» Э. Берн: «Я знаю лучше», «Я тебе объясню», «Я тебе помогу», «Кто же так делает?», «Это запрещено», «Ты должен».

Здесь все определяется желаниями и эмоциями. Этому состоянию свойственны: игровое взаимодействие, детские реакции, радость жизни, непосредственность, но также страхи, обиды и зависимость. Это позиция «хочу – не хочу», источник капризов и шалостей. Спонтанные проявления, такие как творчество, тоже возникают в состоянии ребенка.

Ребенок – проекция нас самих из детства. Соответственно, его реакции и позиции – такие же, как у нас самих, когда мы были детьми.

Типичные фразы ребенка: «Не хочу», «Не буду», «Мне так тяжело», «Помоги, мне не справиться», «Вечно ты меня шпыняешь», «Как замечательно!», «Хочу», «Мне нравится».

Позиция взрослого – позиция здравого смысла, разумное и адекватное взаимодействие. Здесь человек рассматривает ситуации и события с точки зрения удобства и выгоды, пользы для себя и других, и, что немаловажно, с позиции равенства собеседников. Это та часть личности, которая строит планы, получает результаты, зарабатывает деньги. Как правило, в этом состоянии человек спокоен.

Это «наша собственная» часть личности, которая не является проекцией нас в детстве или отражением образа родителей.

Типичные фразы или мысли: «Давай обсудим это», «Я уверен, мы найдем правильное решение», «Если мы будем действовать по плану, у нас, скорее всего, все получится», «Я полагаю…».

Как работают эго-состояния?

Все три состояния – очень важны.

Функции ребенка – желать и создавать картинки желаемого, которые затем будут стимулировать нас действовать; придавать жизни яркость; вести себя спонтанно и естественно, придумывать новое, творить, подавать идеи.

Функции родителя – заботиться о себе и других, обучать и объяснять, контролировать то, что сделано, соблюдать социальные нормы и запреты, одобрять и критиковать, оказывать помощь.

Функции взрослого – договариваться, приспосабливаться, соответствовать реальности, рассматривать желания, планы и события в целом с позиции здравого смысла и пользы, действовать.

К примеру, как мы добиваемся целей? Ребенок видит то, что ему нравится, загорается желанием, взрослая часть оценивает ситуацию, ищет способы, как этого добиться, строит планы. А родитель потом контролирует и говорит нам – «давай, делай, ты должен», проверяет результаты, стимулирует, напоминает. Он хвалит и критикует, поощряет на дальнейшие действия.

Проблемы трех состояний личности

Гармоничное взаимодействие наших внутренних эго-состояний обеспечивает успех и процветание личности в целом – как в делах, так и в отношениях. Для этого желательно примерно по трети своего времени находиться в каждом из них, без усилий переходя от одного к другому.

К сожалению, в реальности эго-состояния часто функционируют совсем не так. Одно из них может оказаться непомерно сильным, другое – подавленным. Чаще всего это касается состояний «родитель» или «ребенок».

Находясь в таком дисбалансе, состояния еще и не вовремя «включаются», заставляя человека вести себя неадекватно ситуации – например, отвлекаться во время рабочего совещания (ребенок) или поучать мужа, когда он не в настроении (родитель).

Проблема не только в том, что человек не может выйти из того или иного состояния, но и в том, какое оно у него. Например, родитель может быть слишком придирчивым, ребенок – напуганным или бунтующим.

Типичные признаки дисбаланса состояний личности:

  • Родитель: критичность, чрезмерная забота о других в ущерб себе, гиперответственность, неумение отдыхать и расслабляться;
  • Ребенок: обидчивость, зависимость от мнения других, безответственность, инфантильность, неспособность концентрироваться и контролировать себя, капризы.

Рассмотрим их подробнее.

Проблемы состояния «родитель»

Многие знают, что такое строгий внутренний критик. К примеру, вы захотели чего-то, и, не успев обратиться к взрослой части личности, тут же «слышите» в голове: «С ума сошла?! Да где тебе!», «Не вздумай, это опасно!» или даже «Дура», «Неудачница» и прочие грубости.

Или другой вариант: девушка начала применять практику, развивающую женственность, разрешила себе что-то, купила красивое платье, а критик внутри нее комментирует: «куда ты так вырядилась, что люди скажут, это же неприлично!».

Когда мы с чем-то не справились, ругает за неудачу нас именно родитель. Декларативные, не подтвержденные ничем убеждения из детства – это тоже оттуда.

Еще один вариант гипертрофированного состояния, который, как правило, проявляется по отношению к окружающим – это чрезмерная забота и опека. Особенно часто это происходит в парах, когда женщина становится словно мамочкой по отношению к мужчине, и слишком заботится о нем.

Важно! Напомню на всякий случай, что забота о себе и о партнере – нормальная функция родителя и полностью от нее отказываться не нужно. Важно соблюдать баланс и быть способным переключаться из одного состояния в другое.

Проблемы состояния «ребенок»

Гипертрофированный ребенок – это безответственное существо, которое хочет только развлекаться и веселиться, делать то, что захотелось сиюминутно.

Так как здесь мало контроля, то нелегко ставить большие цели: ребенок хочет только играть.

С желаниями обычно все хорошо, но они могут постоянно меняться, не исполняясь, потому что ребенку сложно концентрироваться и долго фиксировать внимание.

Если в нас, наоборот, мало ребенка, мы теряем способность желать, загораться идеями, радоваться. Подавленный ребенок – это отказ от эмоций, что приводит к обидчивости, требовательности.

Человек, игнорирующий свою детскую часть, порой готов сопротивляться и спорить по любому поводу.

Для окружающих это выглядит как неадекватность, а на самом деле это попытка уравновесить подавленные состояния.

Обидчивость – типичный признак бунтующего ребенка, у которого все время есть ощущение, что его критикуют, не ценят. На самом деле критикует, подавляет и не ценит такого человека его собственный внутренний родитель, но осознать это сложно.

Поэтому давление воспринимается, как внешнее. В результате даже самые невинные замечания звучат для него обидно.

И в то же время он постоянно ждет родительской поддержки и заботы, а потому очень зависим от чужого мнения, что напрямую ведет нас к теме самооценки и ее стабильности.

Качели «Родитель-ребенок»

В одной и той же личности могут уживаться и избыток ребенка и избыток родителя, в то время как взрослому остается совсем немного места.

Тогда человек может быть в разные моменты жизни обидчивым и критичным, зависимым от чужого мнения и навязывающим свое.

Часто это сопровождается колебаниями самооценки и настроения – то перфекционист, то безответственный; то веселится в состоянии ребенка, то ругает себя за это из родителя.

Проблемы состояния «взрослый»

Обычно у этого состояния только одна проблема – его слишком мало. Разумное и спокойное поведение, здравая оценка ситуации свойственны далеко не всем. Но в реальности каждый из нас способен попадать в это состояние – это условие выживания. А значит, его можно развить и сделать полноценным.

***

Если вам интересна эта тема, рекомендую вам книгу Эрика Берна «Игры, в которые играют люди». Она легко читается и содержит подробное объяснение трансакционного анализа и множество примеров взаимодействия людей в различных состояниях психики.

А в следующей статье я расскажу вам о том, как можно гармонизировать свои эго-состояния.

Вадим Куркин 

Источник: https://vadimkurkin.com/blog/psikhologiya-otnosheniy/tri-sostoyaniya-lichnosti-roditel-vzroslyy-rebenok/

Игровая зависимость, её причины, стадии, симптомы и лечение

Зависимость поведения ребенка от взрослых

Игровая зависимость на сегодняшний день приобрела масштаб настоящей эпидемии, причем наблюдается это не только среди детей и подростков, но и у взрослых.

Среднестатистический подросток проводит за компьютером до шести часов в день. Примерно 70% детей увлекаются играми типа «GameofWare» – с сюжетами насилия и жестокости. Убийство в них является главным элементом и целью игры.

Зависимые начинают путать настоящую реальность с виртуальной.

Подобная мания считается следствием весомых психологических патологий. При помощи компьютерных игр люди пытаются уйти от волнующих их жизненных ситуаций или заменить определенный недостающий элемент: внимание близких, отсутствие любимого человека, социальный статус.

Причины

Возможными причинами возникновения игровой зависимости принято считать:

  • Разнообразные психические нарушения (психопатия).
  • Особенности человеческого характера, закомплексованность, застенчивость, часто приводят к возникновению зависимостей подобного рода.
  • Многие люди при помощи игр реализуют свои детские фантазии и страхи.
  • Дефицит общения. Подобная проблема весьма актуальна среди детей и подростков, чьи родители постоянно заняты на работе.
  • Внутрисемейные конфликты. Часто чтобы избежать семейных скандалов, люди погружаются в придуманный мир, чем только усугубляют ситуацию.
  • Социальные фобии, когда человек страшится межличностных отношений и реального общества. Компьютерные игры помогают ему уйти от реальной жизни, почувствовать себя значимым и сильным. Компьютер для него становится собеседником и другом.

Стадии игровой зависимости

Игровая зависимость возникает не одномоментно, в ее развитии есть несколько стадий, каждая из которых характеризуется определенными признаками и изменениями в поведении зависимого. Каждой из стадий характерно приобретение новых патологических пристрастий.

Подготовительная стадия,
при которой развивается повышение восприимчивости к играм.

Такие качества личности, как низкая самооценка, неспособность контролировать свои эмоции, отсутствие желания принимать критику, агрессия, импульсивность и гиперактивность, повышенный уровень тревожности, депрессия и стресс, склонность погружаться в мир фантазий, способствуют развитию игровой зависимости у взрослых и детей. Причем это касается не только компьютерных игр. При этом у человека возникает непреодолимое желание рисковать и поддерживать свое самолюбие. Постепенно развивается бессознательная тяга к определенному виду игр. Если подобное психологическое состояние не заметить и не скорректировать, то заболевание переходит на следующий этап.

Стадия выигрыша,
при которой в человеческом сознании формируется восприятие игры, как способа реализовать себя, а иногда и получить материальную выгоду. Разум начинает затуманиваться, и даже мелкий выигрыш сильно подстегивает интерес.

Создается иллюзия, что человек сам творит свою судьбу, имея возможность при этом доказать окружающим свое превосходство. На этой стадии человек не в состоянии понимать последствия своих действий.

Недовольство и критика со стороны близких могут восприниматься весьма негативно, как желание поставить под сомнение самореализацию и успешность игрока.

Стадия проигрыша,
когда игроманы оказываются в замкнутом цикле определенных событий. Желание играть у них не каждый раз подкрепляется наличием материальной возможности.

Они тратят все имеющиеся денежные средства и даже склонны брать деньги в долг. После цепочки проигрышей на некоторое время желание играть у них исчезает и наступает мнимое понимание своих ошибок.

Однако при наличии некоторых провоцирующих факторов (например, реклама или появившиеся материальные возможности) человек снова идет на поводу у своего желания, и история повторяется. Промежуток между циклами тем меньше, чем более развито заболевание.

Тяжелое материальное положение и постоянные проигрыши повышают уровень тревожности, игрок становится озлобленным и раздражительным.

Стадия отчаяния.
Из-за систематического желания играть человек лишается интереса ко всему остальному. Возникают проблемы в школе или на работе, изменяется круг общения, психологическое состояние не позволяет ему нормально существовать в семье.

Близкие устают от постоянных обманов, долгов и негативного отношения и начинают постепенно отстраняться. Игрок часто понимает, что причина всему – зависимость, тем не менее, все попытки проконтролировать себя положительного результата не приносят.

Подавленное психологическое состояние часто приводит к злоупотреблению алкогольными напитками или наркотиками, что еще сильнее усугубляет заболевание. В подобном состоянии люди могут нарушать закон, продавать имеющуюся недвижимость, ценные вещи, брать кредиты.

Единственным решением человек видит возможность играть дальше, чтобы выигрышем разом решить свои материальные и социальные проблемы.

Стадия безнадежности,
при которой больной осознает свою зависимость и понимает, что вероятности сорвать куш практически нет, тем не менее он продолжает играть. При этом им правит желание испытать привычные эмоции в процессе игры, что является проявлением психологической зависимости.

Сколько времени развивается патология?

Развитие игровой зависимости происходит постепенно и ингода может длиться 3 года. На каждом этапе развиваются определенные психические нарушения. Вначале игрок ничем не отличается от здоровых людей, потом становится чересчур импульсивным, у него развивается склонность к навязчивым идеям.

Это приводит к стойкому расстройству психики. Отсутствие самоконтроля и изменение критичности к себе провоцирует распад личности.

Потеря моральных ценностей приводит к состоянию озлобленности, угнетению положительных эмоциональных состояний, игрок становится безразличным к страданиям людей и всевозможным социальным проблемам.

Механизм формирования игровой зависимости

Патофизиологический механизм формирования игровой зависимости от компьютерных игр основан на стимуляции определенных центров удовольствия в мозге.

Данное патологическое состояние может проявляться в виде ощущения эйфории во время посещения виртуального мира. Больные компьютерной зависимостью не могут планировать время своего нахождения за компьютером.

Для стимуляции интеллектуальной деятельности они начинают употреблять большое количество кофеиносодержащих напитков и других психостимуляторов.

Изменяется режим и качество питания – для геймеров основными продуктами становятся пиво и фаст-фуд. Человек начинает плохо соблюдать правила личной гигиены: перестает причесываться, чистить зубы, принимать душ – ему становится безразлично, как он выглядит и питается.

Он, как правило, ведет малоподвижный образ жизни и плохо спит.

 Если вдруг сломался компьютер или смартфон, или если у игрока закончились деньги на игру, он находится в подавленном настроении, может быть агрессивным с окружающими людьми, начинает искать решение проблемы и, как правило, не задумывается о личной жизни, работе или учебе.

 По мере прогрессирования игровой зависимости, больной не может отказаться от компьютерных игр, хотя начинает понимать их бесполезность. Он регулярно уходит от реальности и погружается в иллюзорный мир, принимает роль персонажа и живет его жизнью.

Игровая зависимость приводит к перегрузке нервной системы, в мозг человека поступают возбуждающие импульсы и через определенное время у него наблюдается снижение настроения, самочувствия, повышается тревожность, нарушается адаптация в обществе. Часто формируется недовольство собой, теряется смысл жизни, появляются симптомы глубокой депрессии. Такие люди, как правило, замкнуты, неразговорчивы.

Игровая зависимость у подростков и детей

Данная возрастная категория имеет в большинстве случаев зависимость от компьютерных игр, которая носит тяжелый характер. Дети становятся агрессивными и злыми, если их хоть на минуту просят отойти от компьютера.

Признаками данной зависимости у детей является то, что они начинают пропускать уроки в школе, врать учителям и родителям.

Игры вызывают у подростков жестокость, поскольку основным их сюжетом является убийство, за которое следует поощрение в виде очков и бонусов.

Незрелая детская психика перегружена эффектами игры, а в сознании ребенка виртуальная реальность ничем не отличается от естественной жизни.

Зависимость отрицательно сказывается на здоровье и учебе, все мысли ребенка направлены на предвкушение игры. Подростки часто отказываются от друзей, забрасывают учебу, становятся агрессивными.

Психологи утверждают, что эта мания может привести ребенка к ограниченности умственных способностей и распаду личности.

Лечение игровой зависимости

Нельзя рассматривать зависимость как самостоятельное заболевание, поскольку она является следствием серьезных психических проблем. Важно определить первопричину данного явления и бороться конкретно с ней.

 Для лечения игровой зависимости используется психотерапия, медикаментозные препараты, а также гипноз. Очень важно применить комплексные меры.

При игровой зависимости применяется также аутогенная тренировка, психосинтез, семейная и поведенческая психотерапия.

Психотерапия должна быть направлена на коррекцию семейных отношений, устранение психологических установок (замкнутость), проблем, лечение страхов. Успешно применяется метод гештальт-терапии, который помогает «закрыть гештальт», т. е. разрешить проблему.

Симптоматическая лекарственная терапия компьютерной игровой зависимости направлена на лечение депрессии, бессонницы, повышенной тревожности и раздражительности.

При этом часто назначают растительные препараты успокоительного действия, но чаще всего специалисты назначают антипсихотики и транквилизаторы.

Для стабилизации сна применяют снотворные препараты и антидепрессанты, которые снимают психоэмоциональное перевозбуждение и нормализуют настроение.

Лечение игровой зависимости должно быть комплексным

Профилактические методы

Профилактика данного заболевания также крайне важна, особенно в тех случаях, когда речь идет о возникновении игровой зависимости в подростковом и детском возрасте.

 Родителям при этом рекомендуется чаще проводить беседы с ребенком, озаботиться его занятостью, заинтересовать каким-либо видом спорта или творчеством.

Необходимо постоянно поощрять ребенка за успехи, хвалить его, поддерживать его самооценку. Профилактика игровой зависимости должна осуществляться на регулярной основе.

По материалам сайтов psychologytoday.ru, syl.ru, hifi-expert.ru

Источник: http://security.mosmetod.ru/internet-zavisimosti/115-igrovaya-zavisimost-ejo-prichiny-stadii-simptomy-i-lechenie

Причины формирования зависимостей. Правильное воспитание ребенка

Зависимость поведения ребенка от взрослых

На сегодня мы имеем следующий список зависимостей, которые имеют одни и те же причины:

  • алкогольная зависимость;
  • табачная зависимость;
  • наркотическая зависимость,
  • игровая зависимость (азартные или компьютерные игры);
  • пищевая зависимость (булимия, анорексия);
  • информационная зависимость (телевизор, Интернет);
  • эмоциональная зависимость (очень сильная любовь, безответная любовь);
  • несамостоятельность, нужда в других;
  • сильная потребность в интернет-общении (или телефонном общении);
  • трудовая зависимость (трудоголизм);
  • шопинг-зависимость;
  • сексуальная зависимость (в том числе виртуальная).

Все из перечисленных выше зависимостей формируются в детстве, взрослыми, родителями или воспитывающими взрослыми, если ребенок живет не с родителями.

И происходит это в детстве примерно с 4-х лет, задолго до того, как ребенок становится способен вступить в какую-либо компанию и пристрастится к вредным привычкам, а именно тогда, когда он очень зависим от родителей и того, чему они его мучают как непосредственно, так и собственным примером.

Откуда ноги растут?

Сама по себе зависимость от вещества или какого-то действия обозначает привязанность к чему-то, что дает человеку возможность чувствовать себя удовлетворенным, не прилагая усилий для достижения удовлетворенности.

Иными словами это невротическое поведение, направленное на избежание внутреннего напряжения. В таком случае, человек не осознает, что снятие напряжения или удовлетворение потребности можно достичь здоровыми способами.

Стадии развития зависимости.

Да, зависимость не появляется сразу и из ниоткуда. Зависимость это лишь симптом или то, как перерабатывается внутренний конфликт.

Сама зависимость и ее проявления не является причиной, а лишь симптомом! Поэтому, чтобы избавиться от зависимости следует обращаться к психологу за помощью, чтобы найти причину зависимости, а не бороться с самими проявлениями зависимости (т.е. с ее симптомами), что не даст результатов.

И так, зависимость как таковая это вполне нормальное явление и она проходит свои стадии от собственно самой зависимости (или симбиотической связи с матерью) до самодостаточности.

Но если на каком-то этапе возникают сложности, то могут начаться патологические процессы, которые как раз таки и приводят к возникновению тех зависимостей, перечисленных нами выше.

Первая стадия развития – младенчество – это стадия полной зависимости ребенка от матери. Затем, по мере роста, все возрастающей возможности обеспечивать удовлетворение потребностей самостоятельно, зависимость от матери уменьшается. Это при

правильном воспитании.

И если мать поддерживает ребенка в его стремлении к развитию и отделению от себя, и принимает его без критики в минуты ошибок, то она создает максимально возможную уверенность в ребенке и в том, чтобы он был самостоятельным, познавая полный опасностей мир.

Однако это идеальная ситуация. В реальности так происходит редко. Обычное воспитание часто страдает перекосом в одну или другую сторону. Либо отсутствием поддержки в движении ребенка в мир, либо ограждением ребенка от мира. Таким образом, формирование навыков адаптации к миру задерживаются и нарушается.

Таким образом, при нарушениях в воспитании зависимость от матери, как от объекта удовлетворения потребности, не уменьшается, и эта поведенческая привычка – использовать что-то или кого-то для удовлетворения потребностей – переносится на другие объекты или других людей.

Такого рода нарушения в развитии ребенка могут происходить, в основном, по двум причинам:

1 причина – родительская гиперопека.
Когда мама слишком сильно оберегает ребенка от трудностей, у него пропадает стимул развивать свои собственные механизмы для удовлетворения своих потребностей. И тогда взрослеющий ребенок может сталкиваться с тем, что не все в мире подчиняется его требованию так же, как его требованиям подчинялась мама.

Какие тут могут быть последствия?

Когда ребенок окажется в ситуации, (уже привыкший к контролю над матерью) когда он не может контролировать других людей, он начинает чувствовать злость, раздражение, а главное – чувствовать себя неудачником.

Потому что рядом с ним другие подростки, воспитанные в более реалистичных условиях, своими собственными навыками добиваются и получают то, что он не может получить: подходящие для себя отношения, творческую самореализацию, удовлетворяющие профессиональные поиски.

Раздражение и неудовлетворенность нарастает и частая вещь, с которой сталкивается подросток – это существующие на «рынке» предложения «для снятия стресса» в виде алкоголя, легких наркотиков, табака. Что приводит часто к тяжелым видам зависимости.

И здесь очень важно, чтобы был человек, имеющий авторитет (кто-то из друзей, родитель или психолог).

Гиперопекающие родители, гиперконтролирующие родители ведут себя так не от большого счастья и не от большой радости.

Страсть контролировать и опекать – точно такой же показатель зависимости, как и все уже названные мной. Опекающий родитель не занимается своей собственной жизнью постольку, поскольку не знает своих потребностей и не привык на них обращать внимание ввиду собственной низкой самооценки или неумения реализовывать свои потребности.

Контролирующий родитель, жесткий, — это из тех детей, которые не смирились с тем, что мир им не подчиняется. Если брать шире, то склонность к контролю более всего проявляется у людей, чувствующих себя в небезопасности. Только у одних это выражается в форме опеки – мягкой тюрьмы, неочевидной, а у других — в форме жесткой тюрьмы для ребенка, очевидной.

Но, как показывает клиентская практика, чаще всего родители не хотят разбираться в эмоциональных проблемах своего ребенка, просто запрещая ему что-то, лешая его чего-то или просто закрывают глаза на это.

Так ведь спокойнее, не правда ли? Но лишь потом, когда ситуация достигает своего критического апогея они обращаются к нам за консультацией по скайпу на Vashe-Soznanie.ru.

В чем ошибки воспитания?
А ошибки в том, что гиперопекающие родители уверены, что их стиль воспитание идеален, поэтому и проблем быть не может. И, вместо того, чтобы предложить ребенку самостоятельность и поддержать его в этом, начинают его еще больше опекать и контролировать, видя такое состояние своего ребенка.

2 причина – домашнее насилие или игнорирование ребенка родителями. Об этом на сайте Vashe-Soznanie.ru есть статья.

Насилие бывает четырех видов:

  • психологическое;
  • физическое;
  • сексуальное;
  • экономическое.

Все четыре вида насилия приносят одинаковый вред психике ребенка и влияют на его способность адаптироваться к изменяющимся условиям, преодолевать трудности и решать проблемы самореализации и удовлетворения своих потребностей.

Прежде всего, потому, что выросший в атмосфере насилия или игнорирования себя ребенок лишен необходимого условия для развития – эмоциональной поддержки, осознания своей ценности. В результате формируется низкая самооценка, неверие в свои силы и страх пробовать.

Таким образом, этот ребенок тоже не может сформировать свои механизмы адаптации к изменяющейся среде и удовлетворения своих потребностей. Он попросту отказывается от их удовлетворения в связи с неимением достаточных ресурсов для их удовлетворения.

Как результат длительного подавления родителями и подавления гнева на родителей, развивается склонность к депрессии и включается тот же сценарий, что и у избалованного ребенка – поиск простых способов почувствовать себя удовлетворенным.

Для здорового человека удовлетворенность возникает благодаря реализованным потребностям. Это ряд базовых биологических потребностей, психологических потребностей, интеллектуальных потребностей, социальных потребностей.

Для реализации этих потребностей здоровый человек прилагает усилия, осмысливает стратегию и обретает навыки. Для детей, воспитанных в вышеописанных условиях, такой способ реализации своих потребностей затруднен, поскольку сам механизм научения таким навыкам не натренирован.

Поэтому они выбирают более доступные и менее трудоемкие для себя формы почувствовать удовлетворение или отвлечение от неудовлетворенности – различного рода стимуляторы, наркотики, отвлекающие или утешающие факторы. И становятся зависимыми от них.

В итоге, и гиперопекающие родители и те, кто причиняют насилие — не в состоянии контролировать свою собственную жизнь, удовлетворять свои собственные потребности и поэтому занимаются тем, что им больше подвластно до какого-то времени: своими детьми.

По моделям зависимого поведения дети обучаются у своих же родителей.

Мы настоятельно рекомендуем прислушаться к этой статье и не терять время на самостоятельные поиски причин, почему Ваши дети зависимы от чего-то, а

обратиться к психологу за консультацией на нашем сайте Vashe-Soznanie.ru.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b8a56a03c9a2400a9a11c82/5bbae9568bc06200ace6ea57

Взрослый ребенок своей матери | Здоровая привязанность или зависимость?

Зависимость поведения ребенка от взрослых

Человечество любит восхвалять материнство и материнскую любовь, но забывает один непреложный факт. Власть матери над ребенком безгранична, тотальна, ничем не ограничена, кроме личности матери.

Может, потому и восхваляют, что если в материнской любви предположить сбой, неполадку, неправильность, то становится страшно — от наличия или отсутствия материнской любви зависит жизнь человека. Маленького, конечно, но вполне настоящего.

Мать определяет, что хорошо, что плохо. Мать дает первую обратную связь, как надо себя вести, как не надо. И это не замечание в дневник, которое потом будут писать учителя, и не крик соседки, которую можно игнорировать. Материнскую волю попробуй проигнорируй — не получится.

Путь сепарации

Тем не менее, подрастая, человек начинает свой центробежный путь отделения. За некоторые шаги к самостоятельности человека хвалят и поощряют — сам поел, сама оделась, за другие — осуждают, останавливают и даже наказывают.

Взрослый — ребенок выращен, вырос. Способен сам или сама обеспечивать свою жизнь. Без матери не погибнет, поест, оденется, даже жильем в принципе может себя обеспечить.

А как же мать? 15–20 лет ее жизни были наполнены ответственностью за другого человека. Куда деть все привычки: мониторинг состояния, контроль поведения, обеспечение питанием/одеждой/деньгами?

Вы пробовали переставить выключатель на другую стену? Сколько раз вы еще по привычке хлопали по старому месту нахождения выключателя? Вот-вот. Много. И это при том, что ни разу после переноса свет не зажегся.

Привычные же способы взаимодействия с матерью при каждом старом, уже даже вслух признанном избыточным способе заботы подкрепляются в силу той же привычки взрослого ребенка реагировать — слушаться, стараться быть хорошим, беречь маму, бояться, что она огорчится…

Да и не каждый ребенок хочет перестать быть ребенком. Оставаться под защитой материнского крыла — не то же самое, что вылетать из гнезда на волю. На воле бывают разные погодные условия, надо напрягаться, бояться, преодолевать. Оставаться маленьким для кого-то кажется легче.

Как ваше взросление изменило ваши отношения с матерью?

Разумеется, вариантов развития отношений бесконечно много. В одной статье не перечислить все. Если по прочтении статьи вам захочется разобрать конкретный случай — пишите. Сделаем из разбора случая статью с сохранением любого уровня конфиденциальности.

Опишу две крайности, две версии отношений с матерью, которые могут мешать взрослому человеку летать самостоятельно и чувствовать себя счастливым.

Итак, версия первая.

У вас с мамой очень хорошие теплые отношения. И вы в принципе хорошо относитесь к тому, что мама эсэмэсками интересуется, доехали ли вы до работы. Как-то неуютно становится, когда мама впадает в панику, если вы сразу не ответили.

А она впадает в панику или громко, заметно для вас огорчается регулярно — когда вы, доехав уже с работы домой, не отписались, что доехали, когда вы пытались отказаться выполнить ее просьбу, потому что у вас были планы. «Были», потому что вы свои планы отменили и поехали выполнять просьбу.

Когда вы выбираете отпуск/квартиру/партнера такие, что маме не нравится….

Пожалуйста, проверьте, как обстоят дела в ваших отношениях по трем другим параметрам:

  1. Как часто вы заходите поесть, пересидеть между делами к родителям?
  2. Как часто вы приходите посоветоваться, что вам делать в той или иной ситуации?
  3. Чье мнение в итоге победит, если вы с мамой расходитесь в том, как поступить? И доставит ли вам радость ваше решение, если мама его осудит?

Маленький ребенок, лет трех, уже может некоторое время играть, не подбегая к маме. Но через полчаса, а кто-то и меньше, подойдет, обнимется или на руках посидит и бежит дальше играть самостоятельно. Как будто батарейку подзарядил.

Взрослость — это уже про то, чтобы самому себе стать станцией выработки энергии. Быть способным в автономном от родителей режиме существовать не полчаса-час, а… жизнь. В этом и заключается биологическая цель родительства — создать поколение, которое сможет создавать следующие.

Если же подпитка продолжает идти через материнский аккумулятор, значит, естественные отношения зависимости маленького ребенка от взрослого человека не переросли в отношения взрослых людей. Это не значит, что зависимость — плохо. В младенчестве она не просто «хороший», а жизненно необходимый механизм. Только всему свое время.

Версия вторая.

Вы так стремились к независимости, что давным-давно живете от родителей отдельно. Иногда так отдельно, что между вами страны и океаны. С мамой общаетесь раз в неделю, а то и значительно реже.

Каждая ее попытка пообщаться вызывает у вас приступ раздражения. Вам кажется, что вы от нее совсем ничего не хотите.

Только вот почему-то упомянутое раздражение надолго выбивает вас из колеи, настроение портится и требуется время, чтобы вернуть себе себя.

И для вас у меня есть три вопроса:

  1. В каком возрасте вы стали прорываться к самостоятельности с боем?
  2. Какие потери вы понесли в этой борьбе?
  3. Сколько сил вы потратили на то, чтобы мать вас приняла таким, какой вы есть?

Естественная зависимость ребенка от матери обязательно коснулась и вас. Но в какой-то момент, связанный с событием, вашим состоянием или внешними обстоятельствами, вы смогли вырваться из нее.

Как вам кажется. И стали абсолютно, категорически независимы от мамы.

Настолько, что рефлекторно сжимаетесь в комок, когда мать к вам обращается с просьбой, напоминает о семейных праздниках или спрашивает, как у вас дела.

Две крайности

Рефлекторность — то, что объединяет версии один и два. Они обе — про зависимость. Которая в первой версии развивается через зависимые отношения, во второй — через контрзависимые (архиотдельные) отношения. Но и в том, и в другом случае вы не свободны выбирать, как действовать и реагировать.

Ваше состояние и настроение зависят от действий или бездействия матери. Вам трудно выбирать, как реагировать, вы как будто автомат, реагируете всегда одинаково.

Это одно из важных отличий зависимости и здоровой привязанности к другому человеку. При здоровой привязанности люди то сближаются, то отдаляются друг от друга. Сближаются до слияния в единое целое на мамин день рождения и наслаждаются этим слиянием.

До момента, когда надо отделиться и заняться своей жизнью, не оглядываясь при каждом шаге или выборе на мамину реакцию. Да, мать иногда осуждает или огорчается тому, что делаете вы. Но и вы, и она способны вынести эти эмоции и продолжать действовать как считаете нужным.

Потом придет время снова сблизиться. Чтобы затем снова отдалиться.

Зависимость же эту свободу блокирует. Заставляя либо слиться в зависимых отношениях, либо отпилить себя от мамы окончательно в контрзависимых.

Непросто распутывать этот клубок. Но возможно. Скорее всего, понадобится помощь других людей — психолога, психотерапевтической группы, сообщества людей, признавших себя зависимыми/контрзависимыми.

Но награда стоит усилий. Живые, естественно развивающиеся отношения с матерью дают взрослому человеку не меньше, чем молоко младенцу. Они дают силы и смелость проживать собственную жизнь как ценную и уникальную. Не обязанную никому быть такой, как предписано. Потому что автор отдельной, ценной жизни — это взрослый человек. Вы.

От редакции

Созависимость — серьезная проблема, справиться с которой самостоятельно порой невозможно. Разобраться в психологических причинах созависимости и способах вырваться из порочного круга поможет статья психолога Виктории Сандо: https://psy.systems/post/skovannye-odnoj-cepju.

Невозможно стать взрослым не только по паспорту, оставаясь в зависимых или контрзависимых отношениях с родителями. О пяти правилах успешной сепарации рассказывает психолог Владимир Куц: https://psy.systems/post/pyat-pravil-uspeshnoj-separacii-ot-roditelej.

Сепарация — процесс естественный и необходимый. Однако далеко не все взрослые успешно отделились от своих родителей. Причины на то могут быть совершенно разными. Какие именно, узнайте из статьи психолога Эллы Чирковой: https://psy.systems/post/separaciya-ot-roditelej.

Источник: https://psy.systems/post/vzroslyj-rebenok-svoej-materi

ВашПсихолог
Добавить комментарий