Зрительная депривация это

Социализация детей со зрительной депривацией к обществу

Зрительная депривация это

Социализация детей со зрительной депривацией к обществу.

Татьяна Николаевна Леонтьева

г. Нижневартовск

Депривация (от позднелат. deprivatio — потеря, лишение), сенсорная недостаточность или недогрузка системы анализаторов, наблюдаемая у человека в условиях изоляции или при нарушении работы основных органов чувств [2, с. 49].

Сенсорная депривация – это длительное частичное лишение человека слуховых, зрительных ощущений, а также лишение подвижности, общения, эмоциональных всплесков [1, с. 14] .

Многолетний опыт работы с детьми, имеющими зрительные нарушения, анализ литературы о современных исследованиях, доказывающих отрицательное влияние зрительной депривации на становление психических процессов у детей, подтверждают положение о необходимости проведения специально организованной работы по развитию зрительного восприятия дошкольников с целью их социализации в современном обществе.

По мнению ведущих психологов, в том числе и А.Г. Литвака, нарушения зрения приводят не только к сенсорной депривации, но и к эмоциональной и социальной депривации. [3, с. 112].

Для того чтобы социализация детей с нарушениями зрения проходила успешнее наше дошкольное учреждение работает по трем направлениям:

  • коррекционно-развивающее;
  • лечебно-восстановительное и профилактическое;
  • образовательное.

Целью коррекционно-развивающей работы является всестороннее развитие ребенка и подготовка его к школе. Вся работа воспитателя ведется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога, и тифлопедагога.

Каждый вид деятельности, каждое занятие имеют, помимо общеобразовательных задач, коррекционную направленность, вытекающую из совместного с тифлопедагогом плана перспективной работы.

Лечебно-восстановительная работа включает в себя специфическое лечение, восстановление, развитие и охрану, стимуляцию остаточного зрения у слепых и улучшение зрения у слабовидящих детей, осуществляется сестрами – ортоплеоптистками под руководством врача-офтальмолога.

В нашем дошкольном учреждении преодоление этой проблемы мы начали с изменения содержания и расположения развивающей среды, окружающей ребенка.

В кабинете психолога стены, двери, пол, потолок оформлены так, чтобы ребенок свободно двигался, работал стоя, сидя, лежа, расслаблялся зрительно и физически. Для расслабления и отдыха ребенка есть индивидуальные коврики с яркой красочной аппликацией.

Во всех видах деятельности используются музыка, художественный образец в картине, слове.

Все это дает возможность педагогу проводить игры и упражнения одновременно на развитие зрительных функций по современным традиционным и нетрадиционным методикам, развивать личность ребенка, его самостоятельность и творчество.

Все это дает возможность педагогу проводить игры и упражнения одновременно на развитие зрительных функций по современным традиционным и нетрадиционным методикам, развивать личность ребенка, его самостоятельность и творчество. Из нетрадиционных методик мы используем элементы методики зрительного переобучения по Бейтсу, основанные на релаксации зрительного аппарата и ума ребенка [4, с. 81].

Нас привлекают упражнения “быстрого взгляда”, когда ребенок без напряженного всматривания, без элемента соревнования, т. е., в спокойном, pacслабленном состоянии, извлекает из своего зрения все возможности. В старших группах используем пальминг, частичную соляризацию, вырабатываем правильное дыхание, глубокое и ритмичное [6, с.16].

Работа идет по двум направлениям одновременно.

1. Формирование зрительного восприятия.

2. Овладение способами общения в разных видах деятельности.

Новым направлением в нашей работе является поиск путей реализации сформированных способов восприятия в реальную жизнь. Вот некоторые нетрадиционные формы нашей работы.

I. Совмещенные занятия специалистов (дефектолог- логопед, дефектолог- психолог, дефектолог -логопед -психолог) [приложение 1].

Их необходимость диктуется особенностью проявления поведения детей с нарушением зрения в присутствии новых лиц. В данном случае каждый специалист на занятии не посторонний наблюдатель, а непосредственный участник (объем его участия заранее планируется). Такие занятия благодатная почва для развития психических процессов.

Организация передвижных игровых зон. Новые настенные доски, фланелеграфы разной формы расширяют игровые и учебные возможности детей и педагога, дают простор для движения.

Примерный объем работы на вертикальном полотне (стена, двери):

  • упражнение по типу «Быстрые взгляды»;
  • обучение целенаправленному восприятию;
  • узнавание объектов на расстоянии. Выделение признаков узнавания (как узнал);
  • приближение к объекту (какие дополнительные признаки, детали замечены);
  • обводка объекта указкой (по контуру, не прикасаясь к нему, на расстоянии глазами, с использованием руки, мысленно в воображении с закрытыми глазами);
  • соединение объектов дорожкой (указка или рука, взглядом, мысленно):

а) по сюжету сказки;

б) по заданию педагога (например, “выведи” с поля лишний предмет);

в) отыскивание пары (по сенсорным эталонам, по понятию, по эмоциональному состоянию и т. д.);

  • рассказывание сказки или рассказа по объектам стенда;
  • работа по восприятию изобразительных средств

глубины пространства.

Широко используются объемные лабиринты, которые способствуют развитию целенаправленной ориентировки, воспитывают интерес и внимание, Некоторые виды работы с лабиринтом:

а) движение в лабиринте по правилу, плану-схеме;

б) движение по цветовому ориентиру-стрелке, соответствующей жетону ребенка;

в) прослеживание взглядом направления движения по лабиринту для поиска пары (ребенка, игрушки, предмета). Лабиринты составляем из шнура, веревки и крепим липучками [5, с. 78].

III. Драматизация сказок, фрагментов, упражнения на общение с использованием народного интерьера, деталей костюма, с участием взрослых персонажей.

IV. Включение в занятия родителей (соревнование в игре, упражнения).

V. Практика занятий смешанных возрастов.

VI. Введение нового типа «свободных» занятий, когда дети по своему желанию могут выбрать сказочную ситуацию, игрушку, набор объектов в их самостоятельное использование.

Дефектолог, не вмешиваясь, наблюдает, определяет для себя уровень самостоятельности и творчества ребенка, общения с товарищами.

Все это дает положительный результат в развитии зрительных возможностей детей, подготавливает их к умению использовать эти возможности в любых условиях окружающего ребенка мира.

Одним из важнейших направлений работы является систематическая и целенаправленная работа с семьями детей с нарушениями зрения [приложение 2].

Она включает в себя несколько направлений:

  • выступления на родительских собраниях по общим вопросам воспитания и обучения, развития школьников с нарушениями зрения;
  • консультация для отдельных групп родителей с учетом общих для них проблем, связанных с особенностями развития детей, трудностями в овладении определенными знаниями;
  • индивидуальное консультирование родителей по вопросам, касающимися конкретного ребенка;
  • проведение для родителей индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий, целью которых является обучение родителей приемам взаимодействия с ребенком, оказания ему действенной помощи в выполнении определенных видов деятельности;
  • выставки специальной, доступной для понимания родителей, литературы с аннотациями тифлопедагога;
  • выставки игр и специальных пособий, которые родители могут использовать в занятиях с детьми дома;
  • выставки детских работ, выполненных на занятиях тифлопедагога; задания на дом (на выходные дни, на лето).

В дошкольном учреждении созданы специальные условия для проведения групповой и индивидуальной работы для обеспечения чувства защищенности, где педагоги создают атмосферу психологического комфорта:

  • формируют навыки адаптивного поведения в новых социальных условиях, способствуют появлению возрастных психологических новообразований, предупреждению отклонений в развитии ребенка. К специальным условиям относятся:
  • присутствие родителей и включение их в игровую деятельность не только в роли помощников, но и в роли активных участников происходящего, формирующих у ребенка познавательные навыки;
  • обучение родителей адекватным способам общения с ребенком;
  • создание предметно-развивающей среды (с помощью дидактических пособий, материалов, игрушек);
  • материально-техническое обеспечение (создано специальное пространство, и применение полуфункционального оборудования сенсорной комнаты).

Подводя итог можно отметить, что комплексная работа всего педагогического коллектива, а именно взаимодействие воспитателей, профильных специалистов в коррекционно-образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения, способствует социализации детей с нарушениями зрения в современном обществе.

Приложение1Приложение2.

Литература:

1. Банщиков В. М., Столяров Г. В. Сенсорная изоляция: “Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова”, № 9, 1966. – 40 с.

2. Макиртумов Б. Е. и др. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. – СПб., 2001. – 51с.

3. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – изд. КАРО. Санкт-Петербург, 2006 – 211с.

4. Подколозина. Е.Н. Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушениями зрения. – Москва, изд. Город детства, 2007 – 256с.

5. Л.И. Игнатова, О.И. Волик, В.Д. Кулакова, Г.А. Холюкова. Программа укрепление здоровья детей в коррекционных группах. – изд. Творческий центр Сфера, Москва, 2008 – 142с.

6. В.А. Феоктистова. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями зрения СПб. Изд. Образование, 1995 – 143с.

Источник: https://infourok.ru/socializaciya-detey-so-zritelnoy-deprivaciey-k-obschestvu-1696220.html

Депривация в психологии: что это простыми словами

Зрительная депривация это

Приветствую Вас, друзья!

С депривацией в своей жизни так или иначе сталкивался каждый из нас. Это слово часто используют психологи, да и в массовых статьях о самосовершенствовании оно встречается регулярно.

При этом далеко не все правильно понимают, что такое депривация, часто путая её с фрустрацией и некоторыми другими явлениями.

Сегодня мы подробно разберём, что представляет собой данное состояние, а также выясним, какие виды депривации существуют, как и почему она возникает и как от неё избавиться. Начнем.

Что такое депривация?

Депривация – это болезненно переживаемая потеря, которую человек воспринимает как серьезное лишение. Она вызывает чувство опустошения, связанное с пониманием, что определенные вещи потеряны навсегда. В английском языке глагол «to deprive» подразумевает, что человека насильно лишают чего-то важного или даже жизненно необходимого.

Первый опыт депривации мы обычно получаем в глубоком детстве, осознавая, что какие-то события никогда не повторятся.

В какой-то момент ребенок понимает, что уже не вернётся в детский сад или в первый класс, не будет так увлеченно играть с любимыми игрушками и не сможет верить в Деда Мороза.

Взрослому человеку это кажется несерьезным, но дети из-за подобных мелочей чувствуют себя по-настоящему опустошёнными.

В большинстве случаев встречается психологическая депривация, подразумевающая потерю любви, заботы, определенных переживаний. Существует также биологическая депривация, связанная с физическими увечьями. Независимо от природы, она угнетающе действует на психику.

Взрослые испытывают подобные чувства только при серьезной потере, а вот ребенок может испытать их даже из-за мелочи. К примеру, если родители отказались купить ему игрушку, он сразу думает, что его перестали любить. Если это единичный случай, он испытывает так называемую неугрожающую депривацию. Если же ему отказывают регулярно, это может достаточно серьезно повлиять на его психику.

Людям свойственно скрывать депривацию. Это хорошо иллюстрирует басня «Лисица и виноград». Увидев спелые гроздья винограда, она уже настроилась на лакомство (и неважно, что в природе лисы не едят виноград). Но не сумев до него дотянуться, Лиса испытала депривацию. Чтобы подавить это чувство, она постаралась обесценить цель, убеждая себя, что виноград зелёный и невкусный.

Как проявляется депривация?

Независимо от природы и формы, депривация сопровождается такими реакциями как:

  • снижение жизненной активности, подавленность и апатия;
  • повышение тревожности;
  • резко меняющееся настроение;
  • недовольство собой;
  • вспышки агрессии и других эмоций.

При депривации у человека складывается впечатление, что он лишился чего-то необходимого. Он испытывает подавленность и угнетенность, а всё новое начинает его пугать, поскольку он боится потерять ещё что-нибудь. Постепенно он свыкается с депривацией, становясь заложником данного состояния.

Иногда это приводит к затяжной депрессии, продолжающейся вплоть до нескольких лет. Подобные состояния нельзя пускать на самотёк, поэтому лучше сразу обращаться к психотерапевту, который поможет найти выход и справиться со стрессом. Близким по значению к депривации является понятие фрустрация (что это такое?).

Виды депривации

Наиболее распространенной является классификация по потребностям, которые были ограничены. Выделяют следующие виды депривации:

1. Сенсорная. Подразумевает полное отключение или существенное ослабление определенных внешних стимулов (цвета, запахи, звуки, тактильные ощущения).

Может проявляться вследствие особенностей среды (этот вариант хорошо продемонстрирован в советском мультфильме «Ёжик в тумане») или из-за собственных физических ограничений человека.

В определенных условиях люди нуждаются в сенсорной депривации и осуществляют её искусственно. Например, ночная повязка на глаза и беруши – это приспособления для сенсорной депривации.

2. Когнитивная. Данный вид депривации подразумевает резкий дефицит внешней информации, необходимой человеку для нормальной мыслительной деятельности.

Возможен и противоположный вариант – информации слишком много, она резко меняется, поэтому человек не имеет возможности правильно её интерпретировать и воспринимает как бесполезный информационный шум.

Особенно опасна когнитивная депривация для детей.

3. Эмоциональная. Объясняя, что такое депривация, довольно часто приводят в пример именно эту форму. Она подразумевает ограничение или потерю эмоциональных контактов. Это состояние может возникнуть у ребенка, которого жестоко наказывают, вследствие чего он перестаёт чувствовать эмоциональную близость с родителями.

4. Социальная. Подразумевает лишение идентичности, ощущения собственной значимости, возможности считать себя частью социума. Данное состояние наблюдается у пенсионеров, учеников закрытых школ, пациентов, долго находящихся на лечении, заключенных и других людей, не имеющих полноценной общественной жизни.

5. Двигательная. К этому виду относятся различные ограничения двигательной активности, например, прикованность к постели или инвалидному креслу.

Существуют и другие варианты депривации: образовательная, этическая, экономическая и прочие.

Под депривацией обычно подразумевается сам факт ограничения определенных возможностей (в том числе по добровольному выбору человека).

Также данное понятие расширяется на состояние опустошенности, связанное с ограничением (например, после получения увечья или потери близкого человека). То есть, депривация – это и само лишение, и осознание человеком данного лишения.

Как справиться с депривацией?

Существуют разные способы преодоления депривации, как конструктивные, так и деструктивные. К примеру, часто люди, ощущающие опустошенность из-за большой потери, становятся верующими.

Кого-то привлекают традиционные религии, а кто-то становится доступной жертвой для тоталитарных сект. Часто спасением от депривации становятся увлечения вроде сериалов или онлайн-игр.

Есть и более конструктивные подходы: иногда люди начинают активно работать над собой, изучают методики саморегуляции, занимаются спортом, стремятся к развитию.

Человек, столкнувшийся с депривацией, всегда ищет способ отвлечься от неё, заполнить свою действительность. Если пустить всё на самотёк, это может оказаться какая-то вредная привычка или бесполезное увлечение.

Но приложив некоторые усилия, можно найти действительно осмысленное и полезное увлечение. Лучший и вполне достижимый вариант – начать работать над собой.

В состоянии депривации человеку необходима какая-то увлекающая деятельность, и самосовершенствование – отличный выбор.

Важно учитывать вид и природу депривации, чтобы создать правильные условия для борьбы с ней. К примеру, при сенсорной депривации необходимо обеспечить себе больше ярких событий и впечатлений. При когнитивной депривации – найти способы получения, структурирования и сохранения ценной информации. При эмоциональной депривации желательно найти людей, с которыми возможны доверительные отношения.

Поскольку депривация может иметь разную природу и проявляться по-разному, для эффективной коррекции необходим индивидуальный терапевтический подход. Поэтому оптимальный способ, позволяющий справиться с данным состоянием – это обращение к психотерапевту. Важно своевременно избавиться от лишних неконструктивных переживаний, поскольку они могут привести к необратимым последствиям для психики.

Заключение

Депривация – это распространенное явление, с которым сталкивался каждый из нас. Этим словом можно охарактеризовать любое лишение или сознательный отказ от чего-то жизненно важного, чаще всего связанного с эмоциями, переживаниями или физическими ощущениями.

Депривация может возникнуть как следствие непреодолимых внешних обстоятельств. Также она может быть принудительной (например, заключение и другие формы наказания). Лишение ребенка карманных денег – это тоже форма депривации, применяемой в воспитательных целях.

К сознательной сенсорной депривации прибегают, чтобы оградить себя от шума (беруши), хорошо спать в освещенной комнате (повязка на глаза) или не чувствовать боли (анестезия). Помещение человека на лечение в клинику также подразумевает депривацию. Её нельзя назвать ни добровольной, ни принудительной, поскольку это вынужденная мера, необходимая пациенту, но сильно ограничивающая его свободу.

Умело используя депривацию, можно извлечь из неё пользу. К примеру, медитация, прослушивание музыки или йога – это тоже формы депривации.

Концентрируясь на одних чувствах, человек может полностью отключиться от других, забыть о головной боли или отдохнуть от болезненных переживаний, связанных с проблемами в делах. Таким образом, многие из нас используют депривацию себе во благо, даже не догадываясь об этом.

В психотерапии применяются и более серьезные методы, позволяющие пациенту отключаться от определенных чувств, чтобы лучше управлять своим эмоциональным состоянием.

Источник: https://dnevnik-znaniy.ru/psixologiya/deprivaciya-v-psixologii-chto-eto.html

Информационный голод: стресс или сенсорная депривация?

Зрительная депривация это

По данным ВОЗ, с 2010 года наблюдается рост числа психических заболеваний и отклонений. Одной из причин такого положения стала сенсорная депривация. Она формируется в родительской семье. Но ее признаки и симптомы можно наблюдать в любом возрасте.

Что такое сенсорная депривация?

В официальной психологии термин «сенсорная депривация» означает полное или частичное, кратковременное или длительное ограничение (лишение) стимуляции органов чувств. Иногда ограничение может быть добровольным и осознанным.

Духовные учения древности (Египет, Майя, Тибет) включали в себя обязательные практики уединения, длительные медитативные самоуглубления.

Полученный опыт помогал познать себя, законы мироздания, наработать необходимые личностные качества.

В современном мире, переполненном информационными потоками, все же существует такое понятие. Острое ощущение нехватки информации для принятия решений о дальнейших действиях возникает в условиях изобилия, но хаоса. Все факты имеют равные вес и значимость. А в итоге потребность в информационном насыщении остается неудовлетворенной.

Тактильная депривация

Кожа – самый большой орган нашего тела. Она насыщенна чувствительными рецепторами. Прикосновения, механическое раздражение рецепторов поверхностных слоев кожи (массаж, спа-процедуры) во многих случаях благотворно сказывается на общем состоянии организма, психики. Отсутствие телесного контакта приводит к нарушениям во многих сферах жизни.

Преимущества и недостатки

В современном обществе большое распространение получили ретриты – практики уединения, концентрации на своем внутреннем мире, молчания. Получение такого опыта помогает переоценить и заново расставить существующие приоритеты, структурировать и гармонизировать внутреннее пространство, принять правильное решение.

Вынужденное или принудительное лишение (ограничение) поступления сенсорных стимулов чревато развитием неадекватного поведения и задержкой психического развития.

В тяжелых случаях диагностируются хронические и неизлечимые заболевания психосоматической природы.

Появление зависимостей от алкоголя, азартных или компьютерных игр, наркотиков – попытка человека разнообразить свою жизнь, убежать от сенсорной депривации.

Капсула сенсорной депривации

Изучение феномена сенсорной депривации и ее влияние на физическое и психическое здоровье человека удобно проводить в специально оборудованном пространстве.

Это полностью изолированная от любых внешних раздражителей емкость заполнена теплой соленой водой. В нее на несколько часов в день погружается испытуемый.

С помощью датчиков нейрофизиологи получают доступ к процессам, происходящим в сознании человека, пребывающего в сенсорной изоляции.

Изобретатель камеры, врач Джон Лилли, считал, что в замкнутом пространстве лучше всего изучать все необходимые для работы мозга и развития психики стимулы. Полученные результаты позволили исследователям начать изучение мозга крупных млекопитающих и даже составить карту коммуникативных знаков для общения дельфинов и человека.

Продолжительное (в течение часа) нахождение в камере сенсорной депривации производит выраженный терапевтический эффект:

  • переводит мозг в наиболее ресурсное состояние альфа- и тета волн;
  • оказывает глубинный и ярко выраженный релакс-эффект на внутренние органы и ткани тела;
  • вводит сознание человека в безоценочное состояние «потока», ослабляя «железную хватку» и уменьшая желание контролировать окружающий мир;
  • гармонизирует и умиротворяет внутреннее пространство;
  • повышает осознанность, усиливает интуицию, способствует появлению инсайтов и творческих идей.

Интересно! Флоат-капсулу (камеру сенсорной депривации) создал в 1954 году американский психотерапевт и нейробиолог Джон Лилли.

Теоретические основы для ее создания были заложены исследованиями, проведенными в годы Второй мировой войны.

В послевоенные годы, когда Джон Лиллли работал в Университете штата Пенсильвания, он написал статью о работе мозговых структур и электрической активности мозга.

Одиночество среди людей

Добровольная или вынужденная изоляция человека – всегда тревожный симптом. Если человек самоизолирется, дистанцируется от общества, то это может выявлять его неумение вступать в социальные контакты, создавать и длительное время поддерживать отношения с людьми.

Причиной такой ситуации чаще всего является элементарная безграмотность в вопросах общения, слабое владение коммуникативными навыками. Иногда имеет место деструктивное поведение (бестактность, агрессивность, раздражительность, повышенная эмоциональность и возбудимость).

Отдельным видом социальной самоизоляции считают полное погружение в виртуальный мир.

Увлечение компьютерными играми, многочасовое «зависание» в социальных сетях, постоянное просматривание электронных сообщений способствует отчуждению индивида, сокращению его контактов с близкими и значимыми людьми.

Доля участия индивида в общественных делах, а следовательно, и его влияние на текущие обстоятельства, неуклонно уменьшается. Это формирует зависимость от виртуального мира, создает иллюзии и неадекватные представления.

Важно! Следует отличать формальное общение, не предполагающее большого количества социальных контактов, от социальной изоляции. Первое является нормой для большинства временных (функциональных, мобильных) коллективов (групп, бригад).

Такие отношения возникают при попадании индивида в определенную среду (закрытое сообщество).

Для них характерно добровольное принятие и подчинение существующим правилам, схемам общения, минимальное количество неформального (неуставного) общения.

Причины развития сенсорной депривации

Этиология этого нарушения различна. Но симптомы, а главное – последствия во многом схожи. Непростые душевные состояния, как правило, требуют вмешательства специалистов.

Внешние причины

Неуважение к личности становится причиной сенсорной депривации. Оно проявляется сразу на нескольких уровнях:

  • со стороны государства, провластных и силовых структур:
  • в профессиональном коллективе (группе), когда человек не имеет полного права высказывать свое мнение, участвовать в общественных делах или влиять на текущие проекты;
  • в родительской семье, где к интересам человека остаются безучастны, отсутствует обратная связь между родителями и детьми.

Внутренние причины

Ощущение ненужности и реагирование с позиции жертвы человек проносит через всю жизнь. В большинстве случаев они формируются в детском возрасте. Дети с подобными патологиями воспитываются в неполных семьях, где мать физически не успевает уделять внимание ребенку. Как вариант, дети растут в яслях, находятся в круглосуточных группах дошкольных учреждений, в интернатах или детских домах.

Иногда сами родители имеют негативные воспоминания о собственном детстве. В таком случае они воспроизводят воспитательные схемы и традиции своих семей, передавая ребенку патологические паттерны реагирования на ситуацию.

Часто сенсорная депривация наблюдается у высокочувствительных детей, требующих повышенного внимания со стороны взрослых. Недостаток или отсутствие новых впечатлений в самый сензитивный период (до 6 лет) приводит к неадекватному восприятию зрительных и слуховых раздражителей.

Сенсорная депривация в детском и подростком возрасте

Первым самым значимым человеком для ребенка становится мать. И наличие телесного контакта в раннем детском возрасте очень важно для его нормального психического и физического развития.

Последствия тактильнаой депривации (отсутствие или недостаток ласк и поглаживаний) сродни недополучению организмом питательных веществ, голоду.

Она приводит к истощению нервной системы и запаса жизненных сил.

В старшем детском и подростковом возрасте к патологическому недостатку тактильных контактов обычно добавляется эмоциональная депривация. Отсутствие поддержки, внимания и понимания со стороны близких людей приводит к эмоциональному голоданию, формированию невротического поведения. В худшем случае подросток уходит в себя, находит компанию, которая разделяет его незрелые интересы и запросы.

Важно! Появившиеся у детей признаки сенсорной депривации приводят к тяжелым последствиям. На поведенческом уровне формируется стойкая позиция жертвы, ярко выраженные невротические реакции, агрессия по отношению к окружающим.

Появляются трудно диагностируемые психосоматические заболевания, нарастает социальная дезадаптация, утрачиваются бытовые и профессиональные навыки.

Подросшего ребенка преследуют депрессивные мысли, он становится замкнутым и разочарованным в жизни человеком.

Лечение сенсорной депривации

На начальных стадиях сенсорной депривации справиться с симптомами депрессии или угнетенно состояния помогают приемы аутотренинга, глубокой релаксации, саморегуляции. В остальных случаях корректирующие методы подбирает психолог, психотерапевт. Иногда требуется работа с окружением человека (терапия среды) или смена образа жизни пациента.

Нестабильность нынешнего мира – одна из основных причин сенсорной депривации. Риску оказаться в информационной и сенсорной изоляции подвержены люди всех возрастов, рас и национальностей. Мужчины и женщины вступают в брак поддерживают видимость крепкой семьи, оставаясь холодными и безучастными друг к другу, только ради детей.

При этом их собственные эмоциональные потребности остаются неудовлетворенными. Ради поддержания статуса или социального обеспечения люди ходят на скучную работу. Многих пугает бедность, эмоциональная нестабильность, страх безработицы.

Уважаемые читатели! Мы настоятельно рекомендуем перед приёмом препаратов или самолечением обязательно обращаться за консультацией к врачу. Имеются противопоказания.

Источник: https://eustress.ru/psychosis/sensornaya-deprivatsiya

Сенсорная депривация. Зрение и его значение

Зрительная депривация это

Сенсорная депривация (чувственный голод) возникает в тех случаях, когда органы чувств, обеспечивающие центральную нервную систему необходимой информацией из внешней среды, лишаются привычной импульсации извне. Наиболее часто встречается зрительная или слуховая сенсорная депривация.

Зрительная депривация возникает, например, при длительном пребывании человека в темноте. Слуховая сенсорная депривация развивается у человека, длительно находящегося в помещении, куда не проникает ни один привычный «жизненный» звук, знакомый с раннего детства.

Установлено, что в условиях сенсорной депривации могут возникать различные нервно-психические нарушения, особенно у неустойчивых, эмоционально-лабильных личностей.

В связи с этим представляет интерес рассказ зарубежного ученого: на одном из предприятий, построенном по самому современному требованию инженерной техники, работающие были полностью изолированы друг от друга и до них не доносился ни один звук из внешней среды; в результате у ряда из них стали возникать нервно-психические расстройства, доходящие в отдельных случаях до уровня психотических.

Особенности психических нарушений при сенсорной депривации изучены пока еще недостаточно и преимущественно в экспериментальных условиях [Кузнецов О. п., Лебедев В. И.].

Отсутствие привычных социальных контактов, необходимых человеку для нормальной психической деятельности, способствует возникновению состояния социальной депривации, клинические особенности которой также еще мало изучены.

Важно отметить, что частичная и даже полная сенсорная (зрительная или слуховая и одновременно зрительная и слуховая) депривация встречается и в обыденной жизни: слепота, глухота, слепоглухонемота.

Психологические особенности слепых описаны А. А. Крогиусом, а психологические особенности глухих детей— И. М. Соловьевым, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой и И. В. Яшковой.

Однако в указанных монографиях нет информации о психопатологических нарушениях, наблюдаемых у данного контингента больных.

Зрение и его значение

В процессе онтогенеза накопляемая зрительная информация усложняется, совершенствуется, дифференцируется, гармонически увязывается с функциями памяти, представлениями, речью и мышлением. Однако систематическое и последовательное изучение этой проблемы началось только в 20—30-е годы XX века [Крогиус А. А., Осипова В. Н., Мнухин С. С, Villey Р., Burklen К. и др.].

Понятие «бытовая слепота» применительно к категории практически слепых лиц, у которых остаточное зрение (острота зрения) не превышает 0,04.

Дефект зрения в форме абсолютной и бытовой слепоты — предмет рассмотрения на нашем сайте МедУнивер в ближайшие дни.

С позиций зрячего человека слепота представляется, по-видимому, одним из самых тяжких физических неудобств, так как окружающий больного мир погружается в непроглядную тьму и теряет свою многоцветную и многоформную прелесть.

Однако с позиций слепорожденного человека или потерявшего зрение в раннем детстве благодаря большим компенсаторным возможностям организма отсутствие зрения не вызывает существенных неудобств и воспринимается вполне естественно.

Многочисленные исследования показали, что выключение зрения не является тормозом для психического развития и совершенствования многих качеств ослепшего. Заслуживает внимания высказывание

А. В. Бирилева, который, сам будучи слепым, писал, что представление о слепоте как духовном и неотвратимом страдании вульгарно. По его утверждению, В. Г. Короленко в повести «Слепой музыкант» дал неправильное представление о характере слепого в целом.

По его мнению, слепоту следует рассматривать не более как физическое неудобство. Такого же мнения придерживались и многие офтальмологи, тифлопедагоги и психологи.

Однако несомненно многое при этом зависит от личностно-характерологических особенностей человека, воспитания и окружающей среды.

– Также рекомендуем “Получение информации о внешнем мире у слепых. Значение слуха для слепого”

Оглавление темы “Психология глухих и слепых”:
1. Психологическая помощь глухонемым детям и подросткам. Социализация глухих
2. Особенности развития слепорожденных детей. Психология слепых
3. Особенности развития глухонемых детей. Психология глухих
4. Сенсорная депривация. Зрение и его значение
5. Получение информации о внешнем мире у слепых. Значение слуха для слепого
6. Физиология слуха и вкуса у слепых. Шестое чувство слепого
7. Пространственное представление, внимание, память и мышление у слепого
8. Особенности мыслительной деятельности, речи у слепых детей и взрослых
9. Двигательная деятельность слепых. Особенности моторики слепого
10. Формирование личности слепого и их особенности

Источник: https://meduniver.com/Medical/Psixology/787.html

Что такое депривация в психологии? Виды и особенности проявления у взрослых и детей

Зрительная депривация это

В психологии есть такое понятие как депривация. Оно означает психическую реакцию на неудовлетворенную потребность.

К примеру, девушку бросил парень и ее одолевает эмоциональная депривация, потому что она начинает испытывать дефицит эмоций, скучать по тому, что было раньше, но больше не получать этого.

Таких ситуаций можно привести много в зависимости от видов депривации. Но самое главное, это знать, как не допустить такого состояния или свести его проявления к минимуму.

Определение

Слово пришло к нам из латинского языка. Deprivation переводится как «потеря», «лишение». Так и происходит: человек теряет возможность удовлетворить свои психофизиологические потребности и испытывает при этом негативные эмоции. Это может быть обида, волнение, страх и многое другое.

И, чтобы не путаться в определениях, решено было свести это состояние потерянности в единое целое. Так и возникло понятие депривации, которое охватывает все возможные эмоции. Сущность депривации заключается в нехватке контакта между желательными реакциями и подкрепляющими их стимулами.

Депривация может погрузить личность в состояние тяжелой внутренней опустошенности, из которой сложно найти выход. Вкус к жизни пропадает, и человек начинает просто существовать. Он не получает удовольствия ни от еды, ни от любимых занятий, ни от общения с друзьями.

Депривация повышает уровень тревожности, человек начинает бояться пробовать новые модели поведения, пытаясь сохранить стабильное состояние, в котором ему комфортно. Он попадает в ловушку собственного разума, выйти из которой порой может помочь только психолог.

Даже самая сильная личность иногда «ломается» под воздействием той или иной ситуации.

Многие путают депривацию с фрустрацией. Ведь что-то общее у этих состояний, определенно, есть. Но это все равно разные понятия. Под фрустрацией подразумевается фиаско в достижении удовлетворения определенной потребности. Т.е.

, человек понимает, откуда взялись негативные эмоции. А феномен депривации в том, что она может не осознаваться, и иногда люди годами живут и не понимают, что их гложет.

И это самое страшное, потому что психологу непонятно, что лечить.

Виды

Углубляясь в тему, рассмотрим разные виды депривации в теории, а также приведем примеры для полного понимания. Классификация подразумевает деление по типу потребности, которая не была удовлетворена и вызвала депривацию.

Сенсорная (стимульная)

От латинского sensus – чувство. Но что такое сенсорная депривация? Это состояние, в которое входят все стимулы, связанные с ощущениями. Зрительные, слуховые и, конечно, тактильные. Банальная нехватка телесных контактов (рукопожатия, объятия, сексуальная близость) может спровоцировать тяжелейшее состояние. Оно может быть двойственным.

Одни начинают компенсировать сенсорный дефицит, а другие агрессируют и внушают себе, что «не очень то и хотелось». Простой пример: девочка, которую недолюбили в детстве (мама не прижимала к груди, отец не катал на плечах) будет либо искать нежность на стороне в беспорядочных половых связях, либо замкнется в себе и станет старой девой. Из крайности в крайность? Именно так.

Поэтому сенсорная депривация очень опасна.

Частным случаем этого типа является зрительная депривация. Она случается редко, но, что называется, «метко». Заложником зрительной депривации может стать человек, который резко и внезапно лишился зрения. Понятно, что он привыкает обходиться без него, но психологически это очень тяжело. Причем, чем старше человек, тем ему сложнее.

Он начинает вспоминать лица своих близких, природу вокруг и понимать, что больше не может насладиться этими образами. Это может привести к затяжной депрессии или даже свести с ума. То же самое может спровоцировать двигательная депривация, когда человек из-за болезни или вследствие ДТП теряет способность к двигательной активности.

Когнитивная (информационная)

Кому-то когнитивная депривация покажется странной, но это одна из самых распространенных форм. Заключается такой тип депривации в лишении возможности получать достоверную информацию о чем-либо.

Это заставляет человека додумывать, придумывать и фантазировать, рассматривая ситуацию через призму собственного видения, придавать ей несуществующие значения. Пример: моряк, отправившийся в дальнее плавание. У него нет возможности связаться с родственниками, и он в какой-то момент начинает паниковать.

А вдруг жена изменила? Или что-то случилось с родителями? При этом важно, как поведут себя окружающие: будут ли они его успокаивать или, наоборот, подначивать.

В телешоу «Последний герой», которое раньше выходило в эфир, люди тоже пребывали в когнитивной депривации. У редакторов программы была возможность сообщать им о том, что творится на большой земле, но они сознательно этого не делали.

Потому что зрителю было интересно наблюдать за героями, длительно находящимися в нестандартной ситуации. А наблюдать было за чем: люди начинали переживать, у них повышалась тревожность, начиналась паника.

И в таком состоянии еще нужно было бороться за главный приз.

Эмоциональная

Об этом мы уже говорили. Это нехватка возможностей получить те или иные эмоции либо перелом ситуации, в которой человек был эмоционально удовлетворен. Яркий пример: материнская депривация.

Это когда ребенок лишен всех прелестей общения с матерью (речь идет не о биологической матери, а о женщине, способной дать малышу любовь и ласку, материнскую заботу). И проблема в том, что заменить это ничем нельзя. Т.е.

, если мальчик воспитывался в детском доме, он будет пребывать в состоянии материнской депривации до конца жизни. И даже если он в будущем будет окружен любовью жены, детей и внуков, это будет не то. Отголоски детской травмы будут присутствовать.

Скрытая материнская депривация может случиться у ребенка, даже если он будет воспитываться в семье.

Но если мама постоянно работает и не уделяет малышу время, то он тоже будет нуждаться в заботе и внимании. Также это случается в семьях, где после одного ребенка вдруг рождается двойня или тройня.

Все время уходит на младших детей, поэтому старший погружается в вынужденную материнскую депривацию.

Еще один распространенный случай – это семейная депривация. Она включает лишение общения не только с матерью, но и с отцом. Т.е. отсутствие института семьи в детском возрасте.

И опять же, повзрослев, человек создаст семью, но он будет в ней играть другую роль: уже не ребенка, а родителя. Кстати, патернальная депривация (лишение возможности воспитываться с отцом) постепенно входит в норму из-за свободного отношения к половым контактам.

У современного мужчины может быть несколько детей от разных женщин, и, разумеется, какие-то из них будут страдать от недостатка отцовского внимания.

Социальная

Ограничение возможности играть социальную роль, находиться в обществе и быть признанным им. Психосоциальная депривация присуща пожилым людям, которые из-за проблем со здоровьем предпочитают не выходить из дома и коротать вечера в одиночестве перед телевизором. Оттого так ценны различные кружки для пенсионеров, где бабушки и дедушки хотя бы просто общаются.

Кстати, социальная депривация может использоваться и как наказание. В легкой форме, это когда мама не пускает провинившегося ребенка гулять с друзьями, запирая его в комнате. В тяжелой – это заключенные, проводящие годы, а то и жизнь в местах лишения свободы.

Особенности у детей

В психологии часто рассматривается именно депривация у детей. Почему? Во-первых, потому что у них больше потребностей. Во-вторых, потому что взрослый человек, лишенный чего-либо, может как-то попытаться компенсировать этот недостаток. А ребенок не может. В-третьих, дети не просто тяжело переживают депривацию: это часто сказывается на их развитии.

Ребенок нуждается в тех же самых потребностях, что и взрослый. Самое простое – это общение. Оно играет ключевую роль в формировании осознанного поведения, помогает приобрести многие полезные навыки, развить эмоциональное восприятие, повысить интеллектуальный уровень.

Причем, для ребенка очень важно общение со сверстниками. В этом плане часто страдают дети богатых родителей, которые вместо того, чтобы отвести малыша в сад, нанимают ему кучу гувернанток и воспитательниц на дому.

Да, ребенок вырастет воспитанным, начитанным и вежливым, но социальная депривация не позволит ему найти свое место в обществе.

Депривация прослеживается и в педагогике. Ее отличие в том, что эта потребность в детском возрасте не ощущается. Даже наоборот: ребенок порой не хочет учиться, ему это в тягость.

Но если упустить эту возможность, то в будущем начнется тяжелейшая педагогическая депривация.

И она будет выражаться в отсутствии не только знаний, а еще и многих других навыков: терпение, упорство, стремление и др.

Проявления

Внешние способы проявления те же, что и у взрослых. И родители или воспитатели должны правильно распознавать эмоции ребенка, чтобы понять, каприз это или один из признаков депривации. Две наиболее распознаваемые реакции, это гнев и замкнутость.

Гнев и агрессия

Причиной гнева может стать неудовлетворение физиологической или психологической потребности. Не купили конфету, не дали игрушку, не отвели на детскую площадку – казалось бы, ерунда, а ребенок злится.

Если такое состояние будет повторяться, это может превратиться в депривацию, и тогда гнев будет проявляться не только в крике и метании вещей, но и в более сложных состояниях.

Некоторые малыши рвут на себе волосы, а у кого-то даже может начаться недержание мочи как следствие проявления агрессии.

Замкнутость

Состояние, обратное гневу. Ребенок компенсирует депривацию, пытаясь убедить себя, что ему не нужна эта игрушка или конфета. Малыш успокаивается и уходит в себя, находя занятия, не требующие выплеска эмоций. Он может молча собирать конструктор или даже просто бездумно водить пальцем по ковру.

Любая неудовлетворенная психическая депривация в детском возрасте может оказать негативное влияние на будущее и перерасти в серьезные психологические травмы.

Практика показывает, что большинство убийц, маньяков и педофилов имели проблемы либо с родителями, либо с социумом.

И все это являлось последствиями эмоциональной депривации в детстве, потому что именно ее сложнее всего компенсировать во взрослом возрасте.

Психологические проблемы депривированных детей рассматривали многие ученые-психологи. Диагностика и анализ позволили понять, что именно гложет детей того или иного возраста. Многие работы изучаются современниками, которые выстраивают свои методики для помощи родителям и их детям. Любопытными являются депривационные описания Я.А.Коменского, Ж.Итара, А.Гезелла, Дж.Боулби.

Депривация сна

Еще одна распространенная депривация, которой подвержены многие современные люди. Если говорить простым языком – это банальный недосып. Примечательно, что некоторые люди осознанно идут на это, проводя ночи не в постели, а в ночных клубах или возле компьютера.

Другие же вынуждены лишаться сна из-за работы (трудоголики), детей (молодые мамы), тревоги. Последнее может быть вызвано разными причинами. И если человек не спит из-за повышенной тревожности, он попадает в замкнутый круг. Сначала он тревожится и потому не спит.

А затем депривация сна приводит к возникновению тревожных состояний.

Депривация сна при депрессии относится к вынужденному состоянию. Потому что человек, возможно, хочет уснуть, но не может. Т.е., он находится в постели, то сон не идет из-за возникающих депрессивных мыслей. Чтобы побороть оба состояния – депривацию сна и депрессию – достаточно немного поспать.

Помощь

Не каждый депривационный синдром требует вмешательства психологов. Нередко человек может справиться с таким состоянием самостоятельно либо с помощью родных и близких. Примеров масса. Чтобы выйти из социальной депривации, достаточно записаться на танцы или другой кружок по интересам.

Проблема нехватки интеллектуальных ресурсов решается подключением безлимитного Интернета. Дефицит тактильных контактов проходит после заведения любовных отношений.

Но, конечно, более тяжелые случаи требуют серьезного подхода, и без глобальной помощи (иногда на государственном уровне) уже не обойтись.

Справляться с последствиями детских социальных деприваций помогают реабилитационные центры, где ребенок получает не только внимание и заботу, но и общение со сверстниками. Конечно, это покрывает проблему лишь частично, но важно положить начало. То же самое относится к организации бесплатных концертов или чаепитий для пенсионеров, которые тоже нуждаются в общении.

В психологии с депривацией борются и иными способами. Например, компенсацией и реализацией себя в другой деятельности.

Так, инвалиды часто начинают заниматься каким-то видом спорта и участвуют в паралимпийских соревнованиях. Некоторые люди, лишившиеся рук, открывают в себе талант рисования ногами.

Но это касается сенсорной депривации. Тяжелые эмоциональные лишения компенсировать сложно. Необходима помощь психотерапевта. 

Оцените эту статью:

Всего : 107

4.35 107

Источник: https://mozgius.ru/psihologiya/lichnost/deprivaciya.html

ВашПсихолог
Добавить комментарий